Суд Инквизиции над физиком и астрономом Гелилео Галилеем по обвинению в публичной поддержке еретического учения, Папская область, 1633 - Не так - 2019-01-20
Сергей Бунтман
―
Добрый день всем! Собирается суд инквизиции сегодня. Вот Алексей Кузнецов, Сергей Бунтман…
Алексей Кузнецов
―
Добрый день!
С. Бунтман
―
… Светлана Ростовцева. Да, очень важный сегодня процесс.
А. Кузнецов
―
Настолько важный, что Сергей Бунтман…
С. Бунтман
―
Да.
А. Кузнецов
―
… выезжал на место событий.
С. Бунтман
―
Да. И вот даже, видите, привёз, кто в «Ютьюбе» смотрит, привёз оттуда фотографии с места событий.
А. Кузнецов
―
Да. Рисунки. В суде нельзя…
С. Бунтман
―
Фотографии нельзя делать.
А. Кузнецов
―
Да.
С. Бунтман
―
И вот рисунки…
А. Кузнецов
―
Рисунок…
С. Бунтман
―
Ну, так как процесс…
А. Кузнецов
―
Судеб… Судебного художника.
С. Бунтман
―
Так как процесс был очень длительный, и была возможность действительно сделать полноценную картину, а не просто карандашные наброски, как это чаще всего бывает. Вот так что мы сегодня… Это вот Галилей. Вот Галилео Галилей. А это инквизиция, как полагается, в доминиканской униформе.
А. Кузнецов
―
Ну, процесс действительно очень хорошо известный, и не так уж много вещей в нём, которые на сегодняшний день по-прежнему остаются, что называется, не до конца расследованными, но есть, есть. И мы сегодня на паре моментов свое внимание заострим. Вот первое такое, может быть, стереотипное представление, которое есть у многих людей, которые, в общем, неправильное, заключается в том, что вот с момента, когда Коперник сформулировал, можно сказать, ну, в посмертной своей книге принципы гелиоцентрической системы, католическая церковь тут же на это ополчилась, и сообственно процесс Галилея…
С. Бунтман
―
Ну, да.
А. Кузнецов
―
… это завершение там почти вековой, на самом деле… Да, ну, почти 90-летней, значит, что называется, охоты на коперникиацев. Это не совсем там. Дело в том, что достаточно спокойно поначалу церковь восприняла учение Коперника, ну, как некий, так сказать…
С. Бунтман
―
… каноника Торнский, в общем-то, он как-то…
А. Кузнецов
―
И на самом деле среди вполне верных сынов церкви…
С. Бунтман
―
Да.
А. Кузнецов
―
… и, так сказать, богословов известных были люди, которые рассматривали теорию Коперника как ту, которую можно рассматривать, что называется…
С. Бунтман
―
Вполне. А почему бы и нет.
А. Кузнецов
―
Да. Собственно говоря, проблемы, серьёзные проблемы начались уже после процесса Джордано Бруно, который, мы делали об этом передачу, в общем, не с ней, прямо скажем, связано, а с другими взглядами Джордано Бруно, весьма-весьма эксцентричными, надо сказать, даже по нынешним временам, не говоря уже о тогдашних. Но полемика, разумеется, вилась. И вот эта полемика обостряется, когда Галилей… Галилею кажется, что вот наступило, что называется, то самое время для того, чтобы продвинуть эту теорию теперь в господствующие. Когда он начинает бороться за то, чтобы она перестала восприниматься как маргинальное мнение там отдельных астрономов и математиков, а чтобы она заняла, что называется, центральное место в тогдашней науке. А дело в том, что против этой теории ссылались… те противники этой теории, противники… сторонники системы Аристотеля и Птолемея они ссылались на несколько мест в Священном писании, где, как им кажется, однозначно излагается представление о неподвижной земле как центре мироздания. И чаще всего ссылаются на три небольших указания, во-первых, в Псалтыре в псалмах, 103-й псалом, там говорится: «Ты поставил землю на твёрдых основах: не поколеблется она во веки и веки». Вот первое как бы доказательство. В книге пророка Екклезиаста говорится: «Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит». То есть солнце вращается вокруг Земли, делается вывод из этого… из этой цитат. Ну, и наконец более пространная цитата из книги Иисуса Навина, где говорится: «Иисус воззвал к Господу в тот день, в который предал Господь Бог Аморрея в руки Израилю, когда побил их в Гаваоне, и они побиты были пред лицом сынов Израилевых, и сказал пред Израильтянами: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою! И остановилось солнце, - да? То есть оно двигалось, да? – И остановилось солнце и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: «стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день». Вот это тоже рассматривается как железобетонный аргумент в пользу того, что солнце вращается вокруг земли. Рассматривалось, конечно же. А дальше? Дальше был донос, как и положено собственно. Да? Любое инквизиционное дело должно начинаться с доноса:«20 марта 1615 года, пятница.
Предстал по собственному желанию в Риме во дворце святого судилища в большой палате допросов пред лицом достопочтенного брата ордена доминиканцев отца Михаэля Анджело Сегецио-де-Лауда, магистра святой теологии и генерального комиссария римской и вселенской инквизиции.
Достопочтенный отец, брат Фома, сын некоего Иоанна Каччини, флорентинец, священнослужитель доминиканского ордена, магистер и бакалавр прихода Марии над Минервой в Риме, в возрасте около 39 лет. После взятия с него клятвы говорить правду и т. д. показал, как ниже сказано, а именно», - ну, я зачитаю только ту часть доноса, которая касается непосредственно Галилея.
«Брат Никколо Лорини, показал мне копию одного письма, написанного вышеупомянутым синьором Галилео Галилеем отцу Бенедетто Кастелли, бенедиктинскому монаху и профессору математики в Пизе, в котором, как мне показалось, содержится учение, неблагонадежное с богословской точки зрения; и так как копия этого письма была доставлена господину кардиналу святой Цецилии, то мне нет нужды доставлять другую. Итак, я сообщаю настоящему святому судилищу, что общая молва говорит, что вышеназванный Галилей высказывает следующие два положения: Земля в себе самой целиком движется также ежедневным движением; Солнце неподвижно, - положения, которые, на мой взгляд, противоречат священному писанию, как его толкуют святые отцы, и, следовательно, противоречат вере, которая требует считать истинным все то, что содержится в писании. Больше мне нечего сказать».
Ну, и дальше там его довольно подробно допрашивают…
С. Бунтман
―
Ну, понятно. Да.
А. Кузнецов
―
… об обстоятельствах, о том, что он слышал, что говорят и так далее. Расследованием это дело… этого дела занимается по должности и по складу своего ума и своих научных и богословских интересов кардинал Беллармино. Так получилось, я посмотрел сегодня на сайте «Дилетант.Медиа», это чистое совпадение, никто этого не планировал, но там появилась, я не посмотрел, то ли сегодня, то ли вчера топ-5 великих инквизиторов. Вот под третьим номером, ну, на 1-м почетном месте естественно…
С. Бунтман
―
Торквемада.
А. Кузнецов
―
… конечно, Торквемада. Да. Вот. А на 3-м месте…
С. Бунтман
―
А на 2-м кто?
А. Кузнецов
―
А на 2-м – английский инквизитор, вот организатор этой охоты на ведьм в Англии. У меня вылетела его фамилия из головы. Сейчас…
С. Бунтман
―
Ну, это…
А. Кузнецов
―
… это можно посмотреть.
С. Бунтман
―
Это неправильно, товарищи! Бернар Ги! Бернар Ги, он, конечно, выше всех. Кто учебник-то написал инквизиции.
А. Кузнецов
―
Ну, вот кажется, я заложил сайт «Дилетант. Медиа»…
С. Бунтман
―
Бернар Ги! Нет, я протестую просто. Он…
А. Кузнецов
―
Хорошо.
С. Бунтман
―
Да.
А. Кузнецов
―
Так вот кардинал Беллармино, о котором совершенно справедливо на сайте, я пытаюсь его спасти, совершенно справедливо говорится, что это был человек который, во-первых, пользовался большим уважением, человек лично не жестокий и не мстительный, и вот совершенно не напоминающего такое наш классическое представление какого-то Савонаролу. Да? Это был очень ученый человек, и на сегодняшний день он включён в список, очень почетный список, на сегодняшний день 36 человек в нем во главе с Фомой Аквинским – это учители церкви, это выдающиеся католические богословы. И он там именно…
С. Бунтман
―
Ну, тогда…
А. Кузнецов
―
… как богослов.
С. Бунтман
―
… другое дело. Да.
А. Кузнецов
―
Он именно как богослов, а не как инквизитор, хотя он руководил инквизицией много лет. Он был обвинителем на процессе Джордано Бруно. Мы о нём говорили в свое время. Это был человек, который с одной стороны придерживался догматов, с другой стороны, видимо, понимал, что наука – штука живая. И вот смотрите, значит, что он пишет. Он пишет одному из богословов того времени, стороннику коперниковской системы. Вот что он пишет: «Но желать утверждать, что Солнце в действительности является центром мира и вращается только вокруг себя, не передвигаясь с востока на запад, что Земля стоит на третьем небе и с огромной быстротой вращается вокруг Солнца,— утверждать это очень опасно не только потому, что это значит возбудить всех философов и теологов-схоластов; это значило бы нанести вред святой вере, представляя положения Святого Писания ложными.Во-вторых, как вы знаете, собор запретил толковать Священное Писание вразрез с общим мнением святых отцов. А если ваше священство захочет прочесть не только святых отцов, но и новые комментарии на книгу «Исхода», Псалмы, Экклезиаст и книгу Иисуса, - вот то, с чего мы начали, да? - то вы найдёте, что все сходятся в том, что нужно понимать буквально, что Солнце находится на небе и вращается вокруг Земли с большой быстротой, а Земля наиболее удалена от неба и стоит неподвижно в центре мира. Рассудите же сами, со всем своим благоразумием, может ли допустить церковь, чтобы писанию придавали смысл, противоположный всему тому, что писали святые отцы и все греческие и латинские толкователи?» - то есть он заботится в первую очередь о репутации церкви…
С. Бунтман
―
Ну, да.
А. Кузнецов
―
… о репутации Священного писания. Не будем забывать, что это начало XVII века. Противоречия, раскол внутри когда-то единой церкви нарастает и нарастает, и нарастает. И поэтому в том числе вот проповедование гелиоцентрической системы рассматривается как, ну, такой, что называется, щедрый подарок критиком католицизма.
С. Бунтман
―
Ну, да.
А. Кузнецов
―
Это все надо понимать. Хотя надо сказать, что первыми-то в свое время на коперниковскую систему обрушились Кальвин и Лютер.
С. Бунтман
―
Ну, естественно…
А. Кузнецов
―
Они ее не приняли категорически.
С. Бунтман
―
Естественно. Да.
А. Кузнецов
―
Вот уж кто, так сказать, схоласт великий в плане толкования Священного писания.
С. Бунтман
―
Ну, да. Да, да, да.
А. Кузнецов
―
В общем, так или иначе в феврале 16-го года по запросу инквизиции была создана специальная теологическая комиссия – квалификаторы, и на усмотрение… на рассмотрение этой комиссии были поставлены два положения, которые были определены как центральные положения коперниковская учения. Комиссия добросовестно в течение 4-х дней рассматривала это всё и вынесла следующее решение: «Первое предположение Коперника: Солнце является центром мироздания и, следовательно, неподвижно. Вердикт: все считают, что это заявление нелепое и абсурдное с философской точки зрения, и кроме того формально еретическое, так как выражения его во многом противоречат Священному Писанию, согласно буквальному смыслу слов, а также обычному толкованию и пониманию Отцов Церкви и учителей богословия».
С. Бунтман
―
Спасибо, что объяснили ещё.
А. Кузнецов
―
Да.
С. Бунтман
―
А могли бы сказать просто…
А. Кузнецов
―
Да. Да, идите вы. Да.
С. Бунтман
―
Да.
А. Кузнецов
―
«Второе предположение: Земля не есть центр мироздания, она не является неподвижной и движется как целостное тело и к тому же совершает суточное обращение. Вердикт: все считают, что это положение заслуживает такого же философского осуждения; с точки зрения богословской истины, оно, по крайней мере, ошибочно в вере». И в результате принимается решение, которое с учетом последующих событий можно рассматривать как компромиссное. Галилею отечески порекомендовано… Это очень важное формулировка, потому что через без малого 20 лет вокруг этого будут ломаться копья. Ему отечески порекомендовано… порекомендовано не поддерживать учения Коперника. Вот именно такая формулировка. Ему не запрещено о нём говорить. Ему не запрещено даже к нему прибегать. И вот на этом на кардинал Беллармино особенно останавливается. Он, обращаясь к Галилею, говорит: «Используйте модель Коперника как математическую. Вот она более удобна для расчётов астрономов. Используйте ее». Это математика. Математика есть математика. Она не имеет отношения к богословию. Не лезьте только, так сказать, на уровень выводов философских. А как математическая модель? Да пользуйтесь, если вам так удобно. Да? Видите, в общем, здесь нет никакого вот такого священного огня мщения в глазах.
С. Бунтман
―
Но он такой ещё… вот такой прогрессивный руководитель отдела пропаганды.
А. Кузнецов
―
Да, да, да.
С. Бунтман
―
Вот в ЦК. Вот.
А. Кузнецов
―
Да, да, да. Для узкого круга, для понимающих…
С. Бунтман
―
Да. Да, для понимающих. Если у вас всё сходится, ну…
А. Кузнецов
―
Да, на высокой латыни, чтобы простецы, не дай Бог, так сказать…
С. Бунтман
―
Да, да.
А. Кузнецов
―
… не прочитали, там рядовые монахи не пришли в смущение. Можно же, да? Это, кстати говоря, всё у Юлия Кима в его замечательной сатирической песенке о Галилее всё это… да, что и главный наш, он, в общем, тоже вполне себе, так сказать, человек прогрессивный.
С. Бунтман
―
Да, да, да.
А. Кузнецов
―
И Галилей на время утихает со своей пропагандой коперниковской теории, продолжает работать над своей книгой, потому что в общей сложности он работал над ней более 30 лет. А дальше ему появляется, ему является огромный соблазн. Дело в том, что после смерти Папы Григория XV, который, кстати говоря, после вот того, как комиссия в 16-м году решение приняла, Галилею была устроена аудиенция у Папы. И они 45 минут вместе прогуливались и беседовали. И это тоже, конечно, было сделано при помощи кардинала Беллармино для того, чтобы всем показать Галилей не гоним, Галилей не еретик, с Галилеем доброжелательно беседует Папа. Да? То есть, товарищи, успокойтесь. Всё. Да? Все нормально. А тут после смерти Папы Григория XV, он скончался, по-моему, в 21-м году, а в 23-м наконец был избран кардиналом… Простите. Кардиналом. Папой Римским под именем Урбан VIII Маффео Барберини.
С. Бунтман
―
Барберини.
А. Кузнецов
―
Барберини. Про которого я прочитал такую интересную фразу, что хотя формально уже не эпоха Возрождения, ну, все-таки XVII век обычно туда не включают, но его можно назвать последним из возрожденческих Пап. В чём это выразилось? С одной стороны это очень учёный человек. Он имеет университетский диплом, что, в общем, согласитесь достаточно большая редкость в церковной среде в то время. Он за… Причём он не… он не богословскую степень. Он закончил, по-моему, пизанский университет. Он юрист по образованию. Значит, он много находился на дипломатической работе. В общем, так сказать, человек такой достаточно опытный. Он покровитель наук и искусств. На самом деле с его большой финансовой помощью Бернини стал тем, кем он стал.
С. Бунтман
―
Да.
А. Кузнецов
―
Архитектором половины Рима. Да? Он покровительствует Николя Пуссену и другим художникам. То есть это человек, которому вообще есть, за что сказать спасибо по меньшей мере в истории искусства. Он не мрачный догматик. Он вот не такой вот, так сказать, Торквемада опять-таки. Человек достаточно широких взглядов. Но, с другой стороны, он человек в нравственном отношении неосторожный, скажем так. Он довольно быстро настроит против себя публику, в том числе и жителей города Рима тем, что начнёт торопливо и как-то совершенно откровенно и неприкрыто раздавать церковные должности брату старшему, племянникам – да? – кардинальские шапки. Он явно совершенно… К рукам его прилипало вот так откровенно много лишнего, что не должно было прилипать. Он развяжет… Он последний Римский Папа, который прирастит территорию Папской области. Но из-за этого будет война чуть ли не с пятью итальянским территориями одновременно, включая Флоренцию. И это тоже сделает его в Италии достаточно непопулярным. Ну, и кроме того это же времена 30-летней войны, она в самом разгаре.
С. Бунтман
―
Да, да. Северная. Да.
А. Кузнецов
―
И он…
С. Бунтман
―
Потом будет война за монферратское наследство там. Ой!
А. Кузнецов
―
И он очень неаккуратно в этой самой 30-летней войне будет действовать как политик. Ну, и особенно, конечно, он подставится под удар тем, что он поддержит Швецию, протестантскую Швецию против франко-австрийского католического союза. Это, конечно, прямо скажем, с его стороны было очень неосторожно. Это я к чему всё говорю? Это я говорю к тому, что Галилей-то очень обрадовался, потому что они в свое время очень тесно общались. Заметьте, вот тему нашей передачи выбрали задолго, за несколько дней до того, как возникла тема общения священнослужителей и ученых как основание для признания научных заслуг священнослужителей.
С. Бунтман
―
Да.
А. Кузнецов
―
Ну, так совпало просто-напросто. Но на самом деле они действительно настолько тесно общались, что в свое время будущий Папа Галилею посвятил стихотворение. То есть это не просто там, так сказать, 45-минутная аудиенция. Вот что, значит, о новом понтифике, который был избран сравнительно молодым для того времени для Папы, ему 56 лет всего в момент избрания. Он 20 лет будет Папой. Это такой длительный понтификат. Вот что пишет один дипломат, который в это время при папском дворе находился: «Его Святейшество высокий, темноволосый, с правильными чертами лица и черными седеющими волосами. Он исключительно элегантен и изыскан во всех деталях своего облачения; имеет изящную и аристократическую осанку и изысканный вкус. Он отличный полемист, пишет стихи и покровительствует поэтам и литераторам». Вот собственно всё, что… что я раньше говорил. Но дело в том, что Галилей решил, что теперь ему можно опять приходить в наступление, – да? – что его близкий, ну, если не друг и не единомышленник, то по крайней мере человек, с которым он сможет спокойно и предметно разговаривать…
С. Бунтман
―
Да, при этом надо сказать, что для Галилея его все та… та теория, которая подтвердилась для него, и вот эта система мироздания, она не входила ни в какое противоречие с его собственной верой.
А. Кузнецов
―
Абсолютно. Он… он глубоко верующий человек, Галилей.
С. Бунтман
―
Да. Ну, и что?
А. Кузнецов
―
Это не…
С. Бунтман
―
Это доказывает большее величие Создателя.
А. Кузнецов
―
Да. Конечно!
С. Бунтман
―
Что не одна Земля, а что…
А. Кузнецов
―
Конечно!
С. Бунтман
―
… мир множественный и гораздо более сложно устроенный. Кстати, на этом нормальная часть Контрреформации и строится.
А. Кузнецов
―
Ну, вообще давайте вспомним, что на этом в свое время был построен великий расцвет исламской науки и культуры. Да? Исследовать Божий мир – это значит прославлять его творца.
С. Бунтман
―
Да.
А. Кузнецов
―
Тот, кто показывает, как сложно и красиво все это устроено, тот славит Аллаха.
С. Бунтман
―
Ну, да. Но и как раз именно в XVII веке почему еще Галилей понял, что именно с конца XVI века началось… началось действительно изучение сложности мира.
А. Кузнецов
―
Да.
С. Бунтман
―
Все не так, как мы думали. Почти не так. Но не так просто, как все это у протестантов.
А. Кузнецов
―
И потом…
С. Бунтман
―
Да.
А. Кузнецов
―
Да и давайте не забывать, что время-то какой на дворе. Уже Декарт уже в полный рост. Да.
С. Бунтман
―
Извините меня, Паскаль – религиозный мыслитель невероятный здесь.
А. Кузнецов
―
Конечно. Конечно.
С. Бунтман
―
Так что… Так что все, товарищи…
А. Кузнецов
―
Так что Галилей…
С. Бунтман
―
… время новое пришло. Да.
А. Кузнецов
―
… действительно – действительно! – имел основания думать, что можно идти…
С. Бунтман
―
Совершенно верно. А можно или нельзя, это мы увидим через 5 минут.**********
С. Бунтман
―
Ну, вот Галилео Галилей подумала, что началась Перестройка.
А. Кузнецов
―
Да, Галилей подумал, что началась Перестройка…
С. Бунтман
―
Да. Гласность.
А. Кузнецов
―
… что у него есть…
С. Бунтман
―
Ускорение.
А. Кузнецов
―
… уж извините за снижение, что у него есть крыша, которая в случае чего его прикроет.
С. Бунтман
―
Во всяком случае понимающий человек.
А. Кузнецов
―
Да! Тем более что это… это все продал… Это всё не сразу. Да? Понтификат уже продолжался 8 лет и на 9-м году понтификата появляется книга «Диалог о двух главнейших системах мира – птолемеевой и коперниковой». Как положено… Как положено еще было со времен античности, книга написана в виде диалогов. Там есть два человека, которые отстаивают учение Коперника, и там есть приверженец системы Аристотеля-Птолемея, которого зовут Симпличио. То есть, как я понимаю, говорящее имя – простак. Да?
С. Бунтман
―
Да. Это очень важное совершенно… Вот Симпличио – это отсыл ещё и к святому Франциску, это отсыл еще к такому, что это открытый мир ум.
А. Кузнецов
―
А вот Урбан VIII, судя по всему, понял, что это подкоп под него, потому что по одной из версий вот тот необычный для него жар, с которым он требует наказания Галилея, он требует наказания Галилея. За Галилея будут много заступаться и очень серьезные люди, но вот Папа будет непреклонен, он должен быть показательно наказан. Вот по одной из версий… Дело в том, что Урбан VIII узнал в Симпличио себя, потому что многие аргументы Галилея… Точнее, многие аргументы, которые Галилей вложил в уста Симпличио, вроде бы напомнили Папу Урбану об их с Галилеем давних разговорах.
С. Бунтман
―
Ну, и что?
А. Кузнецов
―
И он решил, что это на него сатира.
С. Бунтман
―
Ну, вот.
А. Кузнецов
―
Человек амбициозный. Человек… Как любой амбициозный человек подозрительный. Да? Он увидел в этом памфлет, хотя памфлета в этом не было, конечно. Для Галилея…
С. Бунтман
―
Может, подсказал какой-нибудь хороший человек.
А. Кузнецов
―
Наверняка. Вот это я даже не сомневаюсь, что кто-то подсказал. Такие люди всегда находятся. Другая версия, менее, на мой взгляд, основательная, заключается в том, что шумным процессом над Галилеем Папа хотел – ну, что ли? – как бы общественное внимание отвлечь от собственных дипломатических и прочих неудач. Ну, это какое-то такое очень современное суждение, тем более что процесс Галилея, он совершенно из другой оперы, и вряд ли мог отвлечь от неудач на внешнеполитическом поприще, внимание. Ну, так или иначе, в сентябре 32-го года Галилея вызывают в Рим. Он пытается отговориться и не поехать. В Италии эпидемия чумы продолжается, но жёстко Урбан VIII даёт ему понять, что он готов сделать так, что Галилея доставят в наручниках. Ну, и Галилей просто-напросто вынужден приехать в Рим. Довольно долго его мурыжат. Он 2 месяца живёт в Риме у… в резиденции своего посольства, своего покровителя. Дело в том, что великий герцог Тосканский Фердинанд II в свое время был учеником Галилея. Папа, тогдашний великий герцог нанял Галилея учителям для двух своих сыновей, и соответственно ставший впоследствии герцогом Фердинанд II получил… поручил своему личному представителю в Риме, послу Никколини всячески оказывать содействие. Никколини добился аудиенции у Папы, пытался уговорить. Папа сказал: «Нет, он должен быть наказан». В любом случае Галилей живет на территории посольства тосканского. Ему предъявляют обвинение. Два главных пункта. Вот ещё один стереотип, что суд якобы разбирал и сравнивал гео- и гелиоцентрическую системы. Нет, там вообще о науке речь не шла. Вообще во время процесса. Два обвинения. Галилей в своей книге излагает запрещённое учение как истинное. То есть нарушение решения 16-го года. И 2-е: он не полностью исполнил указания цензура и ввел его в заблуждение относительно направленности книги. Галилей действительно цензуру запутал. Это правда. Галилей действительно цензору не весь текст предоставил. Галилей действительно напирал на то, что он якобы в этой книге критикует учение. Цензор в силу не очень большой образованности не понял, что на самом деле критика такая очень легковесная и наносная, а на самом деле, так сказать, книга-гимн коперниковскому учению. В общем, одним словом Галилея… Галилею шьют, извините, именно шьют упорную ересь, по сути тоже обвинение, которое в свое время предъявили Жанне д’Арк. И для этого даже…
С. Бунтман
―
Ну, это лапс. Да.
А. Кузнецов
―
… идут на фальсификацию. Даже идут на фальсификацию. Фальсифицируют решение суда 16-го года. Туда вставляют несколько уточнений, которые сильно искажают это решение. И в новом варианте сейчас уже почерковедческая экспертиза доказала, что это вставки более позднее. Значит, что якобы Галилею вообще было категорически запрещено, как бы то ни было, писать о коперниковском учении. Но Галилей в свое время предусмотрительно сохранил письмо кардинала Беллармино, из которого однозначно следовало, что Галилею было отеческое увещевание, во-первых, а не прямой запрет, и, во-вторых, запрет касался только прославления это учения, а обсуждать это учение ему не запрещалось. Ну, и в результате Галилей занял такую мудрую, можно сказать, защитительную позицию. Он говорил: «Вы знаете, да, я теперь сам вижу. У меня не получилось. Вот я планировал написать книгу с критикой коперниковского учения, а критика получилась не достаточно последовательной, не достаточно обоснованной. Я как автор увлекся изложением, а про критику как-то и подзабыл. И действительно теперь я понимаю, что правы святые отцы, которые говорят, что получилась книжка, которая чуть ли – о, Боже, какой ужас! – чуть ли не ставит, так сказать, Коперника и Птолемея на одну доску там – да? – и сравнивает их всерьез. Я этого не хотел. Извините меня, пожалуйста». Один из серьезных споров, который по сей день идёт между исследователями, – это спор о том, применялась ли к Галилею пытка или только угроза пытки. Есть одно место, в котором говорится прямо в приговоре о том, что к Галилею было применено строгое испытание. Вот как это понимать, вот об этом историки спорят.
С. Бунтман
―
Ну, нельзя… А, ну, да. Ну, там если б так легко было…
А. Кузнецов
―
… до…
С. Бунтман
―
… проверить. Да. Вот если б можно было бы проверить просто. Строгое – это то-то, то-то и то-то. Нет таких документов.
А. Кузнецов
―
Такого нет. Но вот Иосиф Ромуальдович Григулевич, один из крупнейших наших специалистов в истории инквизиции и вообще человек фиерических совершенно знаний и возможностей. Не будем забывать, что Григулевич в те периоды, когда не был занят непосредственном, так сказать, делом своей жизнью, то есть шпионил, Григулевич работал в архивах Ватикана как посол Коста-Рики в итальянской республике, в Ватикане. Да? Он сидел в архивах и работал. Информировать этого человека в советское время в Советском Союзе не может быть ни с кем сравнена по этому вопросу. Всячески рекомендую две его книги. Ну, по сути это первое и второе издание одной книге «Истории инквизиции» и «Инквизиция». Так вот в книге «Инквизиция», где целая отдельная глава посвящена делу Галилея, Иосиф Ромуальдович, он однозначно говорит о том, что строгое испытание – это пытка. Ну, есть указание, есть письмо Галилея на волю, в котором он уже в конце следствия судебного, в котором он жалуется на то, что почти не может ходить, что у него очень болит бедро. Похоже, что это… Хотя Галилею 70-й…
С. Бунтман
―
Бог его знает. Да.
А. Кузнецов: … 70
―
й год идет. Поэтому…
С. Бунтман
―
Да. И вот мы на следующей для «Ютьюба» картинке мы видим уже не тройку, как Вы сказали, а здесь вот большое собрание…
А. Кузнецов
―
Ой, нет. Здесь большое собрание…
С. Бунтман
―
… людей. Да.
А. Кузнецов
―
Да, да, да. Здесь никакая не тройка.
С. Бунтман
―
Это уже пожилой Галилей вот здесь.
А. Кузнецов
―
Да, 70-й год ему идёт.
С. Бунтман
―
Да.
А. Кузнецов
―
Ну, в общем, у нас остаётся время для того, чтобы зачитать отрывки из двух документов. 21 июня инквизиционный трибунал вынес приговор, осуждающий Галилея. На следующий день приговор был оглашен в церкви святой Марии на Минерве. Там же Галилей произнес свое «отречение». Вот краткий… краткая выжимка из приговора: «Мы... божией милостию диаконы и кардиналы святой церкви от апостольского престола, наряженные генеральными инквизиторами против всякого еретического развращения, могущего появиться во вселенском христианском обществе.Ты… Так как ты, Галилей, сын флорентийца Винченцо Галилея, имеющий 70 лет от роду, в 1615 году был обвинен в сем святом судилище в том, что считаешь за истину и распространяешь в народе лжеучение, по которому Солнце находится в центре мира неподвижно, а Земля движется вокруг оси суточным вращением, в том, что ты имел учеников, которым преподавал это учение, в том, что ты по поводу этого учения вел переписку с некоторыми германскими математиками, в том, что ты издал несколько писем о солнечных пятнах, в которых вышеуказанное учение объявлял истинным».
С. Бунтман
―
Вот пятна, Вы правы…
А. Кузнецов
―
Да, конечно.
С. Бунтман
―
… пятна инкриминируют.
А. Кузнецов
―
Конечно, инкриминировались.
С. Бунтман
―
В чате спрашивают.
А. Кузнецов
―
Нет, ну, не сами пятна, о то, что он в этих письмах о пят… о пятнах пользовался…
С. Бунтман
―
Да.
А. Кузнецов
―
… коперниковской теорией. «Вследствие рассмотрения твоей вины и сознания твоего в ней присуждаем и объявляем тебя, Галилей, за все вышеизложенное и исповеданное тобою под сильным подозрением у сего святого судилища в ереси, как одержимого ложною и противною священному и божественному писанию мыслью, будто Солнце есть центр земной орбиты и не движется от востока к западу, Земля же подвижна и не есть центр Вселенной. Также признаем тебя ослушником церковной власти, запретившей тебе излагать, защищать и выдавать за вероятное учение, признанное ложным и противным священному писанию, - они всё-таки упорствуют и настаивают на том, что было запрещено излагать. Не было запрещено излагать. - По этой причине ты подлежишь всем исправлениям и наказаниям, святыми канонами и другими общими и частичными узаконениями возлагаемым за преступления подобного рода.Освободиться от них можешь ты только в том случае, когда от чистого сердца и с непритворной верою отречешься перед нами, проклянешь и возненавидишь как вышеозначенные заблуждения и ереси, так и вообще всякое заблуждение, всякую ересь, противную католической римской церкви, в выражениях, какие нам заблагорассудится, - то есть мы примем только то отречение, которое мы сами утвердим. - Но, дабы столь тяжкий и вредоносный грех твой и ослушание не остались без всякой мзды, - то есть даже в этом случае, чтоб и ты не ушел от наказания, - и ты впоследствии не сделался бы еще дерзновеннее, а, напротив, послужил бы примером и предостережением для других, мы постановили книгу под заглавием «Диалог» Галилео Галилея запретить, а тебя самого заключить в тюрьму при св. судилище на неопределенное время. Для спасительного же покаяния твоего предписываем, чтобы ты в продолжении 3 лет раз в неделю прочитывал 7 покаянных псалмов.
Право уменьшать, изменять и отменять, вполне или отчасти, что-либо из вышеуказанных наказаний и исправлений оставляем за собою». То есть его подвесили на…
С. Бунтман
―
Понятно.
А. Кузнецов
―
Ну, и вот собственно говоря… «Я, Галилео Галилей, сын Винченцо Галилея, флорентинец, на семидесятом году моей жизни лично предстоя перед судом, преклонив колена перед вами, высокие и достопочтенные господа кардиналы вселенской христианской республики, имея перед очами святое евангелие, которого касаюсь собственными руками, клянусь, что всегда веровал, теперь верую и при помощи божией впредь буду верить во все, что содержит, проповедует и чему учит святая католическая и апостольская церковь. Но так как от сего святого судилища мне было давно уже сделано законное внушение, дабы я покинул ложное мнение, полагающее Солнце в центре Вселенной и неподвижным, дабы не держался этого мнения, не защищал его, не учил ему каким бы то ни было способом, ни устно, ни письменно, а я между тем сочинил и напечатал книгу, в которой излагаю осужденное учение и привожу в пользу его сильные доводы, хотя и не привожу окончательного заключения, то вследствие сего признан я находящимся под сильным подозрением в ереси, то есть что думаю и верю, будто Солнце есть центр Вселенной и неподвижно, Земля же не центр и движется.Посему, желая изгнать из мыслей ваших, высокопочтенные господа кардиналы, равно как и из ума всякого истинного христианина, это подозрение, законно против меня возбужденное, от чистого сердца и с непритворной верою отрекаюсь, проклинаю, возненавидев вышеуказанную ересь, заблуждение или секту, не согласную со святой церковью.
Клянусь впредь никогда не говорить и не рассуждать, ни устно, ни письменно, о чем бы то ни было, могущем восстановить против меня такое подозрение; когда же узнаю кого-либо, одержимого ересью или подозреваемого в ней, то о таком обязуюсь донести сему св. судилищу или же инквизитору, или ординарию ближайшего места. Кроме того, клянусь и обещаю уважать и строго исполнять все наказания и исправления…»
С. Бунтман
―
Понятно.
А. Кузнецов
―
«… которые наложило или наложит на меня сие святое судилище».
С. Бунтман
―
Понятно.
А. Кузнецов
―
Вот. Он пробыл в тюрьме недолго. И тюрьма была сравнительно комфортабельной. Его не бросили в сырой каменный мешок. Он находился во вполне, так сказать, благоустроенном помещении пару месяцев. А дальше он будет жить оставшуюся часть своей жизни, еще несколько лет он будет жить под очень строгим надзором. Его контакты будут очень тщательно фильтроваться, не более одного посетителя за раз. Во всех сомнительных случаях присутствует представитель инквизиции. Но не смотря на это Галилей сумел написать несколько писем, в которых он корреспондентам, которым доверял, дал понять, что он по-прежнему верит в правоту Коперника. Знаменитая… Да?
С. Бунтман
―
… замечательно написал: «В отречении изложил часть теории». Да, да, да. Да.
А. Кузнецов
―
Ну, это входило в приговор. В приговоре тоже это изложено.
С. Бунтман
―
Да, да, да. Вот.
А. Кузнецов
―
Но надо сказать, что последствия приговора были очень серьёзными для итальянской науки. Ближайшие два века, как считают историки науки, она всерьез затормозила свое развитие. Декарт убрался подальше на протестантскую территорию от греха, что называется. И несколько учёных рангом поменьше сделали тоже самое. В общем, приговор произвел то впечатление, на которое рассчитывали судьи, но только, так сказать, это не стало благом…
С. Бунтман
―
Это да…
А. Кузнецов
―
… для церкви.
С. Бунтман
―
Это еще большее впечатление.
А. Кузнецов
―
Ну, а дальше…
С. Бунтман
―
И все последствия не знал…
А. Кузнецов
―
Дальше в XVIII веке начнётся очень медленный, занявший несколько десятилетий процесс исключения книги Галилея из индекса запрещённых книг. Исключено она окончательно будет только в 1835 году. Ну, а точку, я надеюсь, что точку в этом деле поставит замечательный Иоанн-Павел II уже в конце ХХ века, когда он признает, что церковь была неправа, когда выступала в качестве гонителя коперниковского учения, и конкретно упомянул, разумеется…
С. Бунтман
―
Да. И это правильно было сделано. Чтоб не забыть… не забыть опровергнуть этот приговор.
А. Кузнецов
―
Ну, и я хочу сказать…
С. Бунтман
―
Можно было просто так замотать…
А. Кузнецов
―
Да. Что тем, кто хочет что-то почитать помимо упомянутой мной главы в книге Григулевича, которая сама по себе фантастически интересна, книжку хочу порекомендовать очень уже не новую. В 34-м году она вышла. Марк Яковлевич Выгодский, замечательный математик, в будущем многолетний директор Института математики и механики Московского университета, выдающийся историк науки математики, интереснейшие книги писавший. У него есть книга «Галилей и инквизиция». Вот в свое время она была… в 34-м году она была одобрена Ватиканом, за что Марка Выгодского исключили из партии. Но, к счастью, более серьезных к нему не…
С. Бунтман
―
Слава Богу…
А. Кузнецов
―
… так сказать, не применили – да, – мер.
С. Бунтман
―
Только исключили. Да.
А. Кузнецов
―
Да. Только исключили.
С. Бунтман
―
Хорошо. Книжка, о которой Вы говорили… я говорил в перерыве, про Джордано Бруно, который вовсе не был никаким атеистом, эта книга – не наше исследование. Это книга исследовательницы Йейтс. И учение Джордано Бруно там замечательно совершенно излагается. Хорошо. Вот мы теперь перейдем на другую почву. На другую почву. И у нас 190-летие со дня рождения Спасовича у нас.
А. Кузнецов
―
Да, на этой…
С. Бунтман
―
Да.
А. Кузнецов
―
… в середине недели Владимиру Даниловичу Спасовичу…
С. Бунтман
―
Да, король…
А. Кузнецов
―
… исполнится 190 лет.
С. Бунтман
―
Король российской адвокатуры. Да. И будем мы разбирать одно из пяти дел. Дело об убийстве отставного надворного советника фон Зона, Санкт-Петербург, 70-й год.
А. Кузнецов
―
Старик-сладострастник был убит, так сказать, в чертоге порока.
С. Бунтман
―
О! О!
А. Кузнецов
―
Это совершенно история для бульварного романа, если бы это не было коварное и кровавое убийство. И речь Спасовича считается образцом вот такого… речи криминалистического расследования.
С. Бунтман
―
Дело старшего фейерверкера Дементьева, обвиняемого в оскорблении офицера, 72 год.
А. Кузнецов
―
Это чрезвычайно важное дело. В 70-е годы XIX века Спасович отстоял честь и репутацию нижнего чина, который действительно внешне оскорбил офицера.
С. Бунтман
―
Дело купца Овсянникова и других, обвиняемых в поджоге мельницы, Петербург, 75 год.
А. Кузнецов
―
Да, уничтожали застрахованное имущество. Купец Овсянников – совершенно фантастическая фигура. Невероятный жулик и прохиндей наконец был наказан. Вот это такое торжество справедливости.
С. Бунтман: 4
―
е дело Станислава Кроненберга, обвиняемого в истязании малолетней дочери, 76-й год.
А. Кузнецов
―
Это дело, которое очень сильно испортило репутацию Спасовича, хотя Спасович блестящим адвокатом себя здесь проявил. И то, в чём его обвиняли, на самом деле абсолютно несправедливо. Если вы выберете это дело, я обязательно об этом расскажу.
С. Бунтман
―
Дело об убийстве Нины Андреéвской… Или Андрéевской?
А. Кузнецов
―
Андреéвской.
С. Бунтман
―
Андреéвской. Правильно. Дело братьев Чхотуа.
А. Кузнецов
―
Оно же «Тифлисское дело». Это дело, по которому можно, ничего не придумывая, снимать загадочный детективный сериал. Там будут горы, курá, исчезновение красивой, экстравагантной женщины, два брата…
С. Бунтман
―
И братья Чхотуа…
А. Кузнецов
―
… два брата. Ой, судьба старшего брата Чхотуа очень трагическая. Если выберите, если вы любите Кавказ, если вы любите…
С. Бунтман
―
Да.
А. Кузнецов
―
Да. То выбирайте.
С. Бунтман
―
Хорошо. А можете голосовать уже. Всё на сайте. И мы с вами встречаемся в следующее воскресенье.
А. Кузнецов
―
А я вас жду в «Родительском собрании» через 20 минут, в очень необычном «Родительском собрании».