Советское фото 60-70-х гг. в Центре фотографии им. братьев Люмьер - Наталья Пономарева - Музейные палаты - 2010-07-31
ЛЕВ ГУЛЬКО: 10 часов 15 минут в Москве. Лев Гулько у микрофона, мы продолжаем наши беседы. И как всегда "Музейные палаты" на своем месте. У нас сегодня замечательная на самом деле тема, тема фотографии. И мы будем говорить о выставке – Советское фото 60-70х годов и будем говорить о новом, старом, не знаю, как называть… Наталья Пономарева, куратор выставки, расскажет и о центре, который в общем-то открылся совсем недавно, хотя всем известно старое место…Здравствуйте, Наташа.
НАТАЛЬЯ ПОНОМАРЕВА: Здравствуйте.
Л. ГУЛЬКО: Изначальное место – это такое Антресоли называется?
Н. ПОНОМАРЕВА: Да.
Л. ГУЛЬКО: ЦДХ. Значит, галерея братьев Люмьер. И вот галерея братьев Люмьер росла и выросла. Теперь она дальше продолжайте.
Н. ПОНОМАРЕВА: В марте месяце мы открыли центр фотографии им. братьев Люмьер на Болотной набережной дом 3. Это территория "Красного октября". Пользуюсь моментом и приглашаю всех на нашу новую площадку. Это 1000 кв метров. Это большая выставочная площадь, которая нас обязывает делать хорошие выставки. И я надеюсь, что мы уже оправдали. Потому что это второй проект. Первый проект, которым мы открыли центр фотографии, назывался "Иконы", это тоже 60-80е годы, и вот сейчас фотоискусство 60-80е годы. Это выставка, мы ее начали готовить давно. Ну, можно сказать, с самого начала образования галереи. Мы искали фотографов, фотографы искали нас. Мы просматривали огромное количество архивов, негативных, фотографических, отбирали и вот отобрали…
Л. ГУЛЬКО: Наталья, в связи с чем именно сейчас открылась выставка фото 60-70х. В связи с чем? В связи с большим всплеском опять любви к фотографии, где каждая вторая девочка сейчас бегает с фототехникой по 5000 долларов по городу, мило улыбаясь, чего-то щелкает, не понятно, себя в зеркале, зеркало в себе. Все стали фотографами вдруг неожиданно. Или это откуда-то росло.
Н. ПОНОМАРЕВА: Конечно, откуда-то росло. Фотография сейчас очень доступна. Но мы занимаемся искусством.
Л. ГУЛЬКО: Некоторые не видят разницы.
Н. ПОНОМАРЕВА: Я понимаю.
Л. ГУЛЬКО: Так же как подумаешь, я нарисую так же, как Шагал. Что он там, подумаешь.
Н. ПОНОМАРЕВА: Ну, да, есть какие-то оценки. Хотя в принципе объективных критериев в современном искусстве не существует, но, тем не менее, мне приходится очень часто смотреть фотографии, которые приносят нам эти девочки. Буквально на прошлой неделе…
Л. ГУЛЬКО: С горящими глазами.
Н. ПОНОМАРЕВА: Да, да. И эти фотографии, которые в основном снимают лапки, глазки, котиков, цветочки. И я хочу сказать, что это никакого отношения к искусству то и не имеет. Хотя в принципе если долго в течение всей жизни снимать котиков, может быть, и это тоже станет…
Л. ГУЛЬКО: Будет целая серия – котики.
Н. ПОНОМАРЕВА: Да, будет серия котики. Мы занимаемся другим. Мы, наверное, лет 5 назад, мы занимались только более классической фотографией. Это, скажем, был Игнатович, Алиб, Грановский, имена однозначно…
Л. ГУЛЬКО: Ну, Родченко я смотрел в галерее братьев Люмьер, замечательная была выставка фотографий.
Н. ПОНОМАРЕВА: У нас прекрасная была выставка "Светотень авангарда", за которую не стыдно. Очень хотелось бы ее повторить. Но мы обнаружили и другой пласт, который был на то время забыт. И когда мы начали смотреть эту фотографию, когда люди фотографы нам приносили эту фотографию, часто они говорили, а Вы знаете, мы думали, что это уже никому не нужно. И иногда нам говорили, вы показываете только официальную фотографию. Но на тот момент эта официальная фотография была на мой взгляд в андеграунде. И ее никто не помнил, и никто не видел. А фотография хорошая. Она о нас, о нашем времени, о нашей жизни. Той, которую мы не можем зачеркнуть. Фотография не врет. Вот когда Вы придете на нашу выставку, вы увидите, что вот такими мы были, так снимали. Это очень интересно. Это огромный пласт, который еще нужно и показывать, и мы будем показывать. И я думаю, это интересно.
Л. ГУЛЬКО: Я тоже думаю, что это интересно, особенно, наверное, тем девочкам и мальчикам, которые по-настоящему увлекаются фотографией. Мне кажется, когда человек по-настоящему увлекается чем-то, фотографией, начинает собирать чего-то от этикеток до чего-то, он сразу хочет понять историю, чего он собирает. Тут начинается самое интересное, тут нужно прийти на выставку, понять, откуда растут ноги, в конце концов, глаза.
Н. ПОНОМАРЕВА: Да, Вы знаете, это центр фотографии, он будет еще таким познавательным местом. Потому что мы планируем, она уже работает, но мы планируем развивать библиотеку, куда может приходить каждый, для того, чтобы покопаться в старых журналах, у нас огромная подшивка.
Л. ГУЛЬКО: Т.е. библиотека, как библиотека, а не библиотека слайдов там.
Н. ПОНОМАРЕВА: Как читальный зал. У нас огромная подшивка "Огонька" с конца 20х годов и до конца 80х.
Л. ГУЛЬКО: Т.е. Вы собиратели. Коллекционеры.
Н. ПОНОМАРЕВА: Да. Книги по фотографии. Мы открыли магазин книжный, там представлены книги по фотографии зарубежных издательств. И мы будем пополнять этот магазин. И по-настоящему он осенью, наверное, начнет работать, когда появятся много книг новых. А сейчас представлены книги наших фотографов, и наши, которые издает центр фотографии. На сегодняшний день мы издали уже 5 книг. Это фото 60-70. Это московские фотографические коллекции. Книга "Иконы", это выставка наша предыдущая и альбом, который пользуется огромной популярностью. Альбом отличного фотографа Наума Грановского, который снимал Москву.
Л. ГУЛЬКО: Давайте я Вас ненадолго прерву для того, чтобы как раз и огласить список вопросов. У нас так на передаче принято. Мы задаем вопросы, касающиеся темы нашей беседы. Наши уважаемые радиослушатели правильными смс сообщениями отвечают на эти вопросы. И каждый получает правильный ответ, получает, конечно, тот, кто успеет это сделать, поскольку призы не безграничны, получает свой приз. Вот сегодня это билеты на выставку "Советское фото 60-80ж" в центр фотографий им братьев Люмьер. 10 штук этих приглашений, каждое на 2 лица приглашения. И два каталога "Иконы 60-80х". Пожалуйста. Значит, вопросы какие. Я сейчас оглашу все. Как известно у знаменитой фотографии Халдея "Водружение советского знамени над Берлином", отдельное спасибо Анне Трефиловой за вопросы. Аня немножко приболела, поэтому ее нет вместе с нами. Аня – это соведущая нашей передачи. Так вот у этой фотографии есть несколько вариантов. Один из них был забракован главным редактором фотохроники ТАСС, почему спрашиваем мы. Вопрос №2. Все знают, что Иосиф Виссарионович был невысокого роста. Но на советских фотографиях Потсдамской конференции он явно выше Трумэна. Ну, так кажется, во всяком случае. Что делал Сталин перед тем, как фотограф нажимал на кнопку фотоаппарата для того, чтобы казаться немножко чуть значительней, чем Трумэн. Вопрос №3. Пятилетняя девочка Геля Маркизова стала знаменитой на весь Советский Союз, когда газета "Правда" опубликовала ее фотографию. Назовите подпись под этой фотографией. И вопрос №4. Эту фотографию в 70х часто подписывали "Три великих К". Кто был изображен на фото, если все три "К" занимали исключительное место в истории советской науки. Подсказка у Ани Трефиловой в этом вопросе.
Н. ПОНОМАРЕВА: Сложный вопрос
Л. ГУЛЬКО: Сложный Вы считаете? Сейчас ответят на все вопросы, я думаю. +7 985 970-45-45. Именно туда нужно присылать правильные ответы с смс сообщениями на эти вопросы. Ну, и естественно Вы получаете те призы, которые я называл. И сразу скажу, это уже отдельно от фотографии для тех, кто хочет, у нас есть приглашения, билеты на вечер концерт заслуженного артиста России Александра Гильдина из цикла "Звезды в гостях у Александра Шилова". Вот есть несколько приглашений, всего я Вам скажу, сколько. Поэтому это просто смска – хочу на Александра Гильдина. Пишите, ну, естественно свой телефон и имя. Вот 4 приглашения на концерт заслуженного артиста России Александра Гильдина у нас тоже есть. Все, пожалуйста, я все сказал. Еще раз телефон +7 985 970-45-45. Мы продолжаем беседу о центре фотографии им. братьев Люмьер. И если вернуться непосредственно к выставке, вы нам расскажите, как куратор выставки, как собственно осуществлялась развеска. Развеска, она же должна быть темой, или как. Или художники, фамилии, как?
Н. ПОНОМАРЕВА: Да, да. Мы взяли такой энциклопедический прием в развеске, мы вообще хотим изучать фотографию. И в данном случае они у нас развешаны по алфавиту от а до я.
Л. ГУЛЬКО: Просто по алфавиту. Подпись или художник по алфавиты, кот?
Н. ПОНОМАРЕВА: Художники, фотографы по алфавиту. У нас есть такая первый зал, кто был у нас, тот знает. Мы выбрали тему: это индустриальная фотография. И там висят лучшие фотографии разных авторов. Больших форматов. Надо сказать, что на этой выставке где-то 80% фотографий это в авторской печати. Это очень ценно.
Л. ГУЛЬКО: Нужно просто пояснить, что такое авторская печать. Просто не все знают.
Н. ПОНОМАРЕВА: Да, вот сейчас все привыкли, что снимают на цифру. Печатают в лабораториях. А раньше фотографы сами принимали участие в печати. Многие никому не позволяли печатать фотографии и стояли и делали…
Л. ГУЛЬКО: Священнодействовали, я бы сказал так.
Н. ПОНОМАРЕВА: Да, некоторые работали рядом с лаборантами. Были известные лаборанты. Любимые лаборанты, которые печатали. Но фотограф обязательно должен присутствовать при этом процессе,
Л. ГУЛЬКО: Это как протезист и техник зубной. В общем, это так же. Такая же связка. Никакой хороший протез не получится без хорошего техника.
Н. ПОНОМАРЕВА: Конечно. Фотограф видит, как надо. Где-то приглушить, где-то отмахать, в принципе вот и получались авторские фотографии. Ну, и это старая печать. Т.е. так называемые винтажи. Вот один из самых популярных вопросов, на которые отвечают наши сотрудники, а что такое винтаж. Это фотография, которая была напечатана примерно тогда же, когда был сделан снимок. Эта фотография, напечатанная в 60-80 годы на старых бумагах при помощи старой химии. Потому что оно все старое получается в данном случае лучше нового. Потому что сейчас с бумагой большие проблемы. Трудно напечатать выставку, трудно подобрать бумагу для фотографии…
Л. ГУЛЬКО: Нет спроса?
Н. ПОНОМАРЕВА: Получается так. Что нет спроса. Мы ищем бумагу, когда мы сейчас для выставок печатаем современные отпечатки. Это другой вопрос, который очень часто нам задают. Современный отпечаток, сделанный с негатива сегодня. Подбираем бумагу, тоже стараемся подобрать бумагу под каждую фотографию. А фотографы нам рассказывали, что раньше, когда придешь в лабораторию, там стеллажи с огромными пачками бумаг, разная, глянцевая, матовая, тисненая. Мы когда это слушаем…
Л. ГУЛЬКО: Слюнки, называется, текут.
Н. ПОНОМАРЕВА: Да. И вот эта фотография эти винтажи мы показываем. Это любовно подобранная авторами бумага. Это правильные форматы, как правило, форматы разные. Ну, бывает, что не печатали больших форматов раньше. Нет, печатали.
Л. ГУЛЬКО: Наталья Пономарева, куратор выставки Советское фото 60-70х, а мы продолжим разговор сразу после новостей.
НОВОСТИ
Л. ГУЛЬКО: 10 часов 35 минут, мы продолжаем, мы говорим о выставке Советское фотоискусство 60-70х в центре фотографии им. братьев Люмьер. И у нас куратор выставки Наталья Пономарева. Наталья уже начала рассказывать о том, как развешиваются… чуть не сказал картины.. фотографии. Хотя фотографии и картины имеют, мне кажется, некий общий вектор. Знаете, что, Наташа, если Вы скажите несколько слов о тех авторах, о фотографах, о фотохудожниках, которые представлены, наверное.
Н. ПОНОМАРЕВА: Да, конечно. Хотелось бы всех назвать, но, наверное, не получится. Мы давно работаем, например, с Львом Бородулиным. Одна из первых выставок у нас в фотогалерее была посвящена этому известному фотографу, который работал в журнале "Огонек", до 72 го года. В 72м году он уехал в Израиль. Сейчас он живет там. И один из лучших, один из известнейших фотографов, который представляет свои фотографии и на международных аукционах Сотбиз, Кристи, на фотографических аукционах, и на этой выставке представлены его фотографии. Его все знают, как отличного спортивного фотокорреспондента. Огромный архив. Но сам он говорит про себя, что у меня есть несколько десятков фотографий, за которые мне не стыдно.
Л. ГУЛЬКО: Он тоже представлен, как спортивный фотограф на выставке? Или у него несколько иной жанр?
Н. ПОНОМАРЕВА: Да, показали его спортивные лучшие фотографии. Хотя у него есть так называемые фотографии момента, есть репортажи, которые тоже можно увидеть на наших выставках и у нас в галерее. Фотографии Александра Авази. Это фотограф, который проработал в "Комсомольской правде".
Л. ГУЛЬКО: Это все известные люди.
Н. ПОНОМАРЕВА: Мы говорим о фотокорреспондентах. Интересная фотография. Интересный автор. Абсолютно необычный. Можно сказать, что его фотография вся художественная, не смотря на то, что он всегда снимал репортажи. И печатал эти фоторепортажи в газете "Комсомольская правда". Ну, тот, кто приходит к нам, видел эти фотографии на них выставках, и например, у него есть такая фотография "Рельсы Азовтсаль". Это графика. И эта фотография была…
Л. ГУЛЬКО: Это авангард, я так понимаю.
Н. ПОНОМАРЕВА: Это авангард, да. Фотография была опубликована, как сопроводительная фотография для заметки об Азовстали. Очень интересно. И в те годы можно было увидеть такие фотографии…
Л. ГУЛЬКО: Вполне.
Н. ПОНОМАРЕВА: На полосах газет. Такое ну может быть у некоторых ощущение, что такая фотография показывалась только в журналах СССР на стройке, в которой участвовали многие наши авторы, которые тоже, кстати, тоже показаны на этой выставке. Например, фотография Якова Халипа, который, как известно, был авангардным художником в 20-30 годы, а в 60е годы он снимал репортаж. И на этой выставке можно увидеть его фотографии. Его знаменитая фотография "Перфокарты", с таким подзаголовком "Язык племени Майя разгадан", на самом деле это не художественное название этой фотографии. Это реально язык племени Майя был разгадан в Новосибирском Академгородке, при помощи…
Л. ГУЛЬКО: Большой электронной машины.
Н. ПОНОМАРЕВА: Большой машины. И фотография, которая тоже сделана по принципу авангарда. Очень красивая фотография. Его репортаж с автомобильных парадов в Италии. Парадов старинных машин. Вот это все можно увидеть на этой выставке. Ну, есть такие столпы, а есть фотографии авторов, которые можно сказать никто еще не видел и увидит впервые. Есть такие тихие авторы, а иногда есть люди, которых можно называть авторами 1, 2, 3х фотографий. Мы показываем еще и клубную фотографию. Мне, например, очень нравится такой автор, Рихонский. Это человек, который всю жизнь проработал в кино на Мосфильме, он тоже член клуба "Новатор". И очень красивая фотография, художественная, в авторской печати. Он вообще не позволял никому печатать свои фотографии, потому что у него свое такое трогательное отношение к этому. И уникальная подборка на этой выставке, можно увидеть. Ну, …
Л. ГУЛЬКО: Есть же фотографии, отдельный раздел, которой можно назвать "Дети". Вот дети в том или ином виде, если можно так сказать, присутствуют на любой фотовыставке. От маленькой галереи до большой фотовыставки в Манеже.
Н. ПОНОМАРЕВА: Дети – это вообще очень благодатная тема. Мы собираем фотографию детскую и один из, наверное, наших любимых авторов это Лагранж.
Л. ГУЛЬКО: Тоже известный автор.
Н. ПОНОМАРЕВА: И его детские фотографии очень трогательные, проникновенные, они, кстати, показаны на этой выставке, тоже в авторской печати. Можно их посмотреть. Это фотографии, сделанные в 60, 70, 80е годы. Очень интересна, наверное, фотография Владимира Богданова, Александра Градченова, Леонида Лазарева. Очень много авторов, которых мы представляем.
Л. ГУЛЬКО: Скажите, пожалуйста, Наташа, я чего хотел спросить. По поводу уже не самой фотовыставки. А по поводу центра фотографии братьев Люмьер, вот этого вашего большого нового. Вы планируете там постоянные экспозиции, или постоянные и экспозиции сменяемые. Будут ли в этих экспозициях фотографии из частных собраний. Потому что очень многие люди просто собирают фотографии, являются коллекционерами. Есть замечательные и уникальные фотографии.
Н. ПОНОМАРЕВА: У нас в фотогалерее был такой проект фотографический "Коллекция". К 5летию мы делали этот проект, кстати, в будущем году нам исполняется 10 лет. И вот эта выставка, она вся была из собраний коллекционеров. Там были представлены коллекции собирателей московских, людей, которые приходили к нам в галерею и пополняли при помощи галереи свои коллекции фотографиями. Выставка была очень интересная. Мы издали книгу "Московские фотографические коллекции", которая так же представлена и в нашей библиотеке, и в нашем магазине ее можно посмотреть. Да мы планируем и такие выставки. Мы планируем привозить западных фотографов. Мы открыты для контактов, мы ждем новых авторов, новые проекты однозначно будут. Но это все-таки выставочная площадка. Мы мечтаем, конечно, создать музей фотографии, мы работаем над этим. И в музее будет как постоянная, так и сменная экспозиция. Вообще в Москве нет такого места, где можно прийти, посмотреть фотографии Бориса Игнатовича, Якова Халипа, Родченко…
Л. ГУЛЬКО: А вот этот самый центр, который строят, строят, никак не достроят на Метростроевской бывший, а ныне, все время забываю, на Остоженке. Там же тоже фотоцентр большой огромный Ольги Свибловой. Здесь есть на Гоголевском. Как-то вы соприкасаетесь какие-то общие у Вас…
Н. ПОНОМАРЕВА: Ну, как сказать, мы очень уважаем Ваших коллег, и благодарны, наверное, музею фотографии, который впервые открыла фотографию для людей, для зрителей. Но, к сожалению, долгое время музей закрыт. И в музее не было постоянной экспозиции. И так как ЦДХ такая большая открытая площадка, к нам в галерею приходил народ и спрашивал: а где это можно увидеть? А где музей фотографии? Пока музея нет. Это выставочные площадки со сменными экспозициями. Конечно, огромное дело это биеннале. Это хорошо. Но в Москве нужен музей.
Л. ГУЛЬКО: Если нужен музей, то, понятно, фонды, которых у Вас достаточно много. Но нужны помещения для хранения. Там все присутствует на этой большой площадке новой вновь открывшейся? Вот здесь на Красном Октябре рядышком. Там все есть?
Н. ПОНОМАРЕВА: Ну, мы не заявляем сейчас себя, как музей. Мы будем над этим работать. Конечно, для хранения и негативных фондов, и фотографических нужны определенные климатические условия. В этом году такое жаркое лето, и мы боимся, на самом деле, да, мы стараемся спрятать фотографии создать температурный климат, но для музея это серьезно. Нужно еще работать. И фонды собирать. Я пользуюсь случаем, хочу пригласить в центр фотографии фотографов, с которыми мы возможно еще не работаем, но будем работать.
Л. ГУЛЬКО: Т.е. Вы открыты к сотрудничеству.
Н. ПОНОМАРЕВА: Мы открыты к сотрудничеству. Мы ищем и фотографов, и наследников. и собирателей.
Л. ГУЛЬКО: Я так понимаю, что там будут семинары, что будут, может быть, устраиваться и лекции, и знаете, как это называлось, фотокружок для детей. Потому что, скажем, в центральном доме художника есть художественные кружки, это я видел. Фотокружок, правда, не видел. Ни одного фотокружка. И вообще существуют сейчас в Москве какие-то кружки, помимо тех девочек и мальчиков, которые бегают с фотоаппаратами, где просто человек профессионал объясняет, как чего. И куда.
Н. ПОНОМАРЕВА: Есть, в Москве можно в интернете набрать нужные слова и получить информацию. Но мне кажется, что лучшая школа это учиться у фотографов, нужно найти фотографа, который близок тебе по духу, и возможно, договориться с ним и поучиться. Поснимать рядом с ним. А самое главное, нужно, конечно, образовываться и зрителю, и новым молодым фотографам. Нужно ходить на выставки, нужно читать. В интернете сейчас огромное количество информации, нужно смотреть.
Л. ГУЛЬКО: Ну, ее же нужно отбирать, потому что информации то много, но не вся она полезная.
Н. ПОНОМАРЕВА: Нужно учиться, да, когда такое огромное предложение, нужно учиться выбирать это и сложно.
Л. ГУЛЬКО: Будет ли ваш центр помогать этому?
Н. ПОНОМАРЕВА: Да.
Л. ГУЛЬКО: Этой большой учебе?
Н. ПОНОМАРЕВА: Да. Вот я думаю, что вот сейчас закончатся летние каникулы, закончится жара, которая нас так измучила, и с осени мы начнем. У нас будут и семинары, будут лекции, наши фотографы, наши классики, как их можно назвать классиками отечественной фотографии, будут читать лекции, будут просто рассказывать о том, как они работают.
Л. ГУЛЬКО: Можно будет прийти и послушать. Просто зайти.
Н. ПОНОМАРЕВА: Можно будет просто прийти и послушать. Посмотреть, почитать. Мы планируем, что у нас все будет замечательно.
Л. ГУЛЬКО: Скажите Наташа, а аукционы Вы не будете устраивать на территории Вашего центра?
Н. ПОНОМАРЕВА: Ну, я не знаю…
Л. ГУЛЬКО: Устраивал же Гелос аукционы.
Н. ПОНОМАРЕВА: Все возможно.
Л. ГУЛЬКО: Фото Гелос такой.
Н. ПОНОМАРЕВА: Возможно, мы будем этим заниматься.
Л. ГУЛЬКО: Хорошо. Это все в планах. А я напомню, что та выставка советской фотографии, которая сейчас... она, кстати, до какого числа представлена?
Н. ПОНОМАРЕВА: Она до конца месяца будет.
Л. ГУЛЬКО: До конца августа?
Н. ПОНОМАРЕВА: Да, до конца августа. Еще успеют люди посмотреть, и я еще раз рекомендую еще раз обязательно прийти на эту выставку.
Л. ГУЛЬКО: Я чтобы какая-то общая картина, мы с Вами какие-то частности проговорили. На выставке представлены более 350 фотографий 70 авторов. В основном это московские фоторепортеры работавшие для ведущих информационных служб ИТАР ТАСС, АПН, РИА Новости, ну, естественно…
Н. ПОНОМАРЕВА: Клубная фотография так же представлена.
Л. ГУЛЬКО: Что такое клубная, кстати, фотография?
Н. ПОНОМАРЕВА: В Москве было несколько клубов фотографии, где собирались люди, вот то, о чем мы с Вами недавно говорили. Говорили о фотографии, снимали, учились снимать. А самый большой клуб, который известен, он работает до сих пор, это клуб Новатор. Из этого клуба вышло огромное количество фотографов, профессионалов. Ну, вот эту фотографию мы тоже представляем. Кстати, в клуб Новатор входил Охломов, Болдин Анатолий, который сейчас там работает. В Новатор приходил и Саша Слюсарев, который вот недавно скоропостижно умер, очень жалко, потому что мы очень хотели сделать его выставку себя в галерее.
Л. ГУЛЬКО: Еще одна сторона фотографии, о которой мы с Вами еще не говорили, это черно-белая, цветная фотография. Поскольку и та и та имеет место быть на вставке, я так понимаю, все-таки какая, сейчас считается, ну, модно, опять возврат к черно-белой фотографии. Это модно, это стильно, это 60е. Такой вот время супер стиля 60е. Начало 70х. Но цветная фотография – это же тоже хорошо.
Н. ПОНОМАРЕВА: В основном мы занимаемся черно-белой фотографией именно по тому, о чем вы сейчас сказали. Еще и потому, что она не отвлекает черно-белая фотография. В ней больше сути. А цветная фотография. Она больше иллюстративная. Но наши фотографы, они снимали, как на черно-белую, так и на цветную пленку. А часто они ходили с двумя камерами и снимали и на цветную, и на черно-белую. У Льва Бородулина, он же работал для журнала "Огонек". Это цветной журнал иллюстрированный, и у него есть, как цветные фотографии, так и черно-белые. На аукционах и в музеях представлены в основном все-таки черно-белые фотографии. И мы сейчас занялись и цветной фотографией тоже. И мы планируем сделать фотовыставку цвета. В основном это огоньковцы. Это фотокорреспонденты журнала "Советский Союз", который мы тоже очень плодотворно работаем, и на этой выставке нет цвета. Это только черно-белая фотография.
Л. ГУЛЬКО: И никаких нет экспериментов?
Н. ПОНОМАРЕВА: Есть. Да. Это мультиконтур. Это цветные фотографии Драчинского представлены у нас на этой выставке. Это такая техника ручная самобытная, которая напоминает сейчас компьютерную обработку.
Л. ГУЛЬКО: Фотошоп что ли?
Н. ПОНОМАРЕВА: Да и многие когда видят эти фотографии, говорят, а это сделано при помощи фотошопа. Но дело в том, что в конце 60х, 70, 80е годы не было еще фотошопа. Это все было сделано руками, при помощи этого волшебства. Манипуляции. Мусыряна цветные фотографии. Он снимал на цветную пленку, как известно. Он был фотографом, который снимал жизнь Леонида Ильича Брежнева. Но все-таки в основном мы показываем черно-белую фотографию. Мы ее любим, мы ее больше знаем, но будем работать дальше, и надеюсь, скоро наши посетители увидят и много цвета.
Л. ГУЛЬКО: Я вчера видел сюжет по телевизору о возрождении поляроида. Один предприимчивый человек в Германии просто возродил производство поляроида, потому что он опять входит в моду. Потому что Поляроид, как говорят теперь, это единственная фотография. Один раз снял и все.
Н. ПОНОМАРЕВА: Да это такая фотография врасплох.
Л. ГУЛЬКО: Да. И этим она хороша. И почему отказались от поляроида. Мне сложно объяснить, почему он ушел в забвение как-то поляроид.
Н. ПОНОМАРЕВА: Это интересно. Работать над поляроидом интересно для современных проектов, для так называемых авторов поляроид, наверное, может быть, интересен, потому что быстро, это мгновенно, это удобно для того, чтобы снимать так называемую уличную фотографию и делать большие проекты. Ну, кто знает.
Л. ГУЛЬКО: Ну, я так понимаю, что это тоже будет присутствовать у вас в фотоцентре. Вот эта история фотографии сама по себе, включая, там скажем, ту технику, которая когда-то была. Или это сложно. С техникой это сложно.
Н. ПОНОМАРЕВА: Я не знаю фотографов, которые занимались бы съемкой на поляроид. Здесь надо искать. Надо спрашивать, кто этим занимался, отсматривать. Это то, чем мы занимаемся. Мы вообще стараемся вести такой научный подход к изучению и показу фотографии. А показывать надо много, показывать надо все. Мы планируем возить свои выставки.
Л. ГУЛЬКО: По стране? Или туда?
Н. ПОНОМАРЕВА: Пока по стране.
Л. ГУЛЬКО: Вы сказали, что Вы планируете, кстати, привлекать и иностранных авторов, как это сделать?
Н. ПОНОМАРЕВА: Ближайшая выставка, которая у нас откроется, это выставка, которая посвящена литовской фотографии.
Л. ГУЛЬКО: Пока наше ближнее зарубежье так называемое.
Н. ПОНОМАРЕВА: Пока наше ближнее зарубежье. Это выставка, которая будет называться "Феномен литовская фотография". Это фотография Суткуса Мацияускуса. Это будет интересная выставка. Там будет представлена тоже около 300 фотографий. И я думаю, такой выставки еще не было.
Л. ГУЛЬКО: Да, наверное.
Н. ПОНОМАРЕВА: В начале сентября откроется эта выставка, и я тоже приглашаю на эту выставку. Будет интересно.
Л. ГУЛЬКО: Вот что еще хотел спросить. Хотел спросить о тех фотографах, которые делали фото спектаклей. Не все спектакли, в том числе, и значимые, и достаточно известные сохранились. Фотографии я видел, причем они, как любительские, так и профессиональные фото спектаклей. Это довольно интересно. Театральная фотография.
Н. ПОНОМАРЕВА: Театральная фотография. Леонид Лазарев снимал все спектакли Малого театра. У него огромный архив такой фотографии.
Л. ГУЛЬКО: Т.е. эта фотография тоже может быть представлена.
Н. ПОНОМАРЕВА: Да может быть представлено все, что угодно.
Л. ГУЛЬКО: Любое направление.
Н. ПОНОМАРЕВА: Да, любое направление. Мы не ограничиваемся только портретом, или только художественная фотография, или только фотография момента врасплох, репортажные фотографии. Мы открыты. Поле-то непаханое.
Л. ГУЛЬКО: Конечно. И даже для гламурной фотографии у Вас тоже есть место, насколько я понимаю. Такой, знаете, поп арт.
Н. ПОНОМАРЕВА: Мы хотим, кстати, продолжить проект иконы. И сейчас мы собираем материал, собираем фотографии известных людей 90х. Я думаю, это тоже будет интересно.
Л. ГУЛЬКО: Это тоже любопытно. Я просто хотел сказать, что иконы – это не исконны в смысле иконопись. Иконы – это…
Н. ПОНОМАРЕВА: Известные люди, которые создали поколения, о которых говорят, на которых хотят быть похожими.
Л. ГУЛЬКО: Которые сделали эту эпоху. Еще раз напомню, Наталья Пономарева, куратор выставки, которая называется правильно – советское фотоискусство 60-70х… И у нас есть, я буквально сейчас быстренько зачту наших победителей, правильно ответивших на вопрос. Во-первых, я сам на них правильно отвечу. Как известно, у знаменитой фотографии Халдея о водружении красного знамени над Берлином было несколько вариантов. Один из них был забракован главным редактором фотохроники. Почему так? Потому что на руке у сжимавшего древко советского война были отчетливо видны трофейные часы. Второй вопрос про Иосифа Виссарионовича, который был невысокого роста, но явно выше Трумэна на наших фотографиях. Что он делал, перед тем, как фотограф нажимал кнопку? Сталин делал шаг вперед. И поэтому казалось, что он чуть повыше. Дальше 5летняя девочка Геля Маркизова, которая стала знаменитой на весь Советский Союз, когда газета "Правда" опубликовала ее фотографию, надо было назвать подпись под этой фотографией. Подпись была, и многие я посмотрел на наш экран, "Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство" была подпись. И последнее – три великих К. Эту фотографию в 70х часто так подписывали, кто был изображен, это Келдыш, Королев, Курчатов. Борис, Олег, Ольга, Екатерина, Маргарита, Елена, Ольга, Ричард, Сергей получают билеты. Владимир и Борис туда же на выставку - Советское фотоискусство 60-70х, а каталоги получают Елена и Галина. Спасибо огромное нашей гостье. До новых встреч в эфире. До свидания.
Н. ПОНОМАРЕВА: До свидания.