Купить мерч «Эха»:

Русский музей Михайловский замок в Санкт-Петербурге - последнее прибежище Павла I (радиомост со студией "Эхо Петербурга") - Елена Кальницкая - Музейные палаты - 2008-01-19

19.01.2008

К.ЛАРИНА: У нас сегодня форс-мажорные обстоятельства: как я уже говорила ранним утром…

К.БАСИЛАШВИЛИ: Всякое бывает!

К.ЛАРИНА: Всякое бывает. Добрый день, Ксения. Не смог прийти наш сегодняшний гость, а планировали мы говорить сегодня об апостоле …

К.БАСИЛАШВИЛИ: Об Историческом музее, о первопечатной книге. Но обязательно мы будем об этом говорить в следующий раз.

А сегодня мы повторяем, по-моему, один из лучших наших эфиров, который был совместно проведен с Петербургом, с Русским музеем, и отправляемся в Михайловский замок. Но это не отменяет…

К.ЛАРИНА: Призового фонда.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Не отменяет ничего, Ксения. У нас есть приз большой от «Интерроса», от издательской группы «Интеррос» и от конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире». Рубрику мы обязательно запустим после половины часа. Вы отправитесь в Волгоградский музей, а я вам предлагаю каталог «Русский театр», альбом, энциклопедию, как хотите.

Кроме того, от галереи «Дом Нащокина», пожалуйста, сценарии Отара Иоселиани, журнал «Искусство. Киносценарий» - Все сценарии Отара Иоселиани.

К.ЛАРИНА: Тут отдельной книжкой выпустили.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Да, да. Я одну оставила себе, чтобы почитать.

И, конечно, еще билеты на выставку Отара Иоселиани, где можно посмотреть на его раскадровки.

ВНИМАНИЕ! ВОПРОС:

В какой гостинице столицы в интерьере (имеется в виду российской столицы), были панно, выполненные художником Ильей Машковым? Были, да сплыли. +7 (985) 970-45-45.

(Повтор передачи от 19 января 2008 года).

К.ЛАРИНА: 12 часов15 минут. Добрый день еще раз. Здесь Ксения Ларина и Ксения Басилашвили. Ксюша, здравствуй еще раз.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Привет, Ксения!

К.ЛАРИНА: И у нас начинается программа «Музейные палаты». Она у нас сегодня в таком тестовом режиме проходит.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Она сегодня необычная: таинственная, мистическая и совершенно эфирная, эфемерная.

К.ЛАРИНА: Итак… Ну, давай сразу скажем, что у нас происходит сегодня.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Потому что мы сегодня соединяемся мостом, перекидываем мост в Петербург, как некогда делал Павел. И беседуем с Еленой Кальницкой, которая заведует отделением Русского музея – Михайловским замком.

Здравствуйте, Елена Яковлевна! Вы нас слышите? Есть связь между нами?

Е.КАЛЬНИЦКАЯ: Да. Слышу. Здравствуйте.

К.ЛАРИНА: Значит, мы сейчас начнем нашу передачу, наш разговор.

Ну, и у нас Павел первый будет, между прочим, еще принимать участие в нашей программе. Актер Виктор Сухоруков, который блестяще исполнил роль императора в фильме «Павел Первый».

К.БАСИЛАШВИЛИ: Да, накануне я поговорила с ним по телефону, и после половины часа мы узнаем его мнение об этом строении.

К.ЛАРИНА: Ну, а теперь мы начинаем нашу экскурсию с нашей гостьей – Еленой Яковлевной Кальницкой.

Елена Яковлевна!

Е.КАЛЬНИЦКАЯ: Да!

К.ЛАРИНА: Что там от Павла Первого осталось? Я имею в виду с точки зрения метафизики – есть его какая-нибудь атмосфера, которую он там создавал?

Е.КАЛЬНИЦКАЯ: Ну, вопрос хороший. Мы считаем, что от Павла Первого осталось все: остался его дух, осталось его сердце, остались его чувства. И это уже наша задача и наша проблема, в какой степени мы это понимаем, чувствуем.

Вообще, дворец, который передан Русскому музею уже почти два десятка лет назад, время стремительно, дворец уникальный.

Дело в том, что когда Павел его начал строить, то он внутренне морально уже был к этому готов.

Вот, когда мы начинали исследования, в общем, широкое научное мнение было, что дворец начали строить тогда, когда умерла Екатерина, то есть, в 1796 году.

Вот за первые годы мы смогли найти документы и доказать, что начало проектирования нужно отнести на много лет назад: есть документы, которые датированы 1783 годом. Вот незадолго до этого Павел совершил грандиозное заграничное путешествие с супругой. Под именем графа и графини Северных они объездили всю Европу, где они только не побывали, что они только не видели. И вот в душе Павла созрел такой замысел.

Ну, Павел вообще был человек амбициозный, в хорошем смысле этого слова. Он задумал соединить понравившиеся, запомнившиеся черты памятников, причем, узнаваемые черты, а это очень важно в одной постройке. Ну, наверное, говоря современным языком, это была грандиозная компиляция. И вот многие годы научный коллектив Михайловского замка занимался тем, что он искал эти прообразы. И еще эта работа не закончена – прообразов так много.

Многие из них на слуху. Это дворец кардинала Форнезе в Капраролле, построенный Бальтазаро Перуцци и перестроенный великим Виньомом в ХУ1 веке. Это Вилла Боргезо, это Лувр. Колоннада Лувра Клода Перро напоминает центральный фасад Михайловского замка. Это ворота Сен-Дэни в Париже. Обелиски на главном фасаде, они почти точно повторяют элементы знаменитой французской архитектуры.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Елена Яковлевна! У меня такой к вам вопрос, простите: ну, вот все эти здания, которые вы перечислили, они являются такими центральными в своих городах, они привлекают туристов, как в Петербурге, предположим, Зимний дворец, Эрмитаж, в то же время, как с Михайловским зданием, с Михайловским замком так уж сложилось, получилось, что хотя вы находитесь в центре города, но как-то получилось, что в то же время и на окраине, как-то на отшибе.

В чем здесь дело? Почему так ему и не удалось стать главным зданием Петербурга?

Е.КАЛЬНИЦКАЯ: Ну, не вполне соглашусь с вами. Хотя, может быть, в чем-то и соглашусь. Ему не удалось стать в центре Петербурга по одной простой причине: он был построен как императорский дворец. И такое будущее, такая участь ему была уготована, поскольку его владелец – венценосный строитель прожил здесь всего 40 дней, и замок императорской резиденцией быть перестал, то совершенно естественно изменился его, я бы сказала, социальный статус.

И еще одно. Вот представьте себе – я об этом думаю десятки лет, ну не десятки, два десятка, но долго.

Семья Павла, огромная семья – ведь у Павла было десять детей. Одна дочь умерла в младенчестве, девять было с ним. Так вот, семья от этого замка сразу отказалась. Никто не хотел здесь жить, хотя замок был построен усилиями всей России. Это была самая дорогая постройка ХУШ века. Сюда было привезено огромное количество изысканной мебели, роскошных произведений декоративного искусства. Почему это никому было не нужно? Ведь человеку свойственно такое чувство – наследовать за предками. А потому что было стыдно! Есть предание, что Александр Первый всегда отворачивался от Михайловского замка, проезжая, или проходя мимо. Он хорошо знал о готовящемся заговоре. Но, если он в нем не участвовал, если он его не санкционировал, то он ему и не противостоял.

К.БАСИЛАШВИЛИ: То есть, был стыд за совершенное перед Павлом?

Е.КАЛЬНИЦКАЯ: Несомненно, ведь, в общем, вся судьба Александра Первого во многом была искалечена вот этими событиями в Михайловском замке 11-го марта. Да и не только Александра. Константина, который в эту ночь в Михайловском замке поклялся никогда не занимать российский престол. И он свое обещание сдержал. Еще до восстания декабристов, до 1825 года узкому кругу было известно, что Константин отрекся от престола. Официально это стало известно после смерти Александра. Это все отголоски событий в замке.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Скажите нам, пожалуйста, доступна сейчас эта опочивальня Павла, в которой произошло страшное убийство, для просмотра посетителями?

Е.КАЛЬНИЦКАЯ: Да, она доступна. Она еще не прошла реставрацию. И, кстати, это будет довольно трудный момент реставрации памятника. Потому что совершенно естественно и понятно, что все, ну это живой, человеческий интерес: все хотят ее видеть такой эту спальню, какой она была в 1801 году. Но практически сделать этого невозможно, восстановить ее в первоначальном виде немыслимо, хотя описание сохранилось. Известно не только, как она выглядела, но даже какие вещи здесь стояли.

К.БАСИЛАШВИЛИ: А как она выглядела?

Е.КАЛЬНИЦКАЯ: Она была обшита белым деревом. Ну, такой традиционный, достаточно изысканный интерьер конца ХУШ века: на стенах висели картины. Причем, все картины Павел выбирал сам. В основном, это были полотна его любимого художника Верне, - морские виды. Бурные моря. Вот такие «метущиеся пейзажи» грели душу императору Павлу.

Здесь были некоторые предметы мебели, которые сохранились. Письменный стол находится в Павловске. Была маленькая, узенькая-узенькая походная кровать. Павел вообще был аскетически простой в быту. Вообще, когда смотришь на эту кровать, сохранилась его довоенная фотография, вообще, не представляешь, как человек может отдыхать на таком своеобразном ложе – это уже вагонной полки.

Ну, и представьте тоже судьба этой кровати: казалось бы, ну такая своеобразная реликвия, хоть и мрачная, - эта кровать была в Гатчине до войны. Она числится в описи Гатчинского дворца

38-го года. Потом ее не вывезли в эвакуацию, она погибла. Сейчас ее нет. Хотя кровать эта воспринималась в семье тоже, как такой своеобразный символ: Мария Федоровна завещала ее сыну Константину, и тот возил ее с собой в Польшу, обратно, и она, в общем, хранилась в семье. Так что, как выглядела спальня, мы знаем.

Но во второй половине Х1Х века, когда уже в замке располагалось Инженерное училище, началась его масштабная перестройка – его приспосабливали для новых нужд, что совершенно естественно и понятно, практически мы тоже сегодня приспосабливаем его под музей. Задача неимоверно сложная, потому что императорского дворца архитектура, она, в общем, мало подходила для Инженерного училища, и весьма трудно пригодна для музейных экспозиций и фондов. Но задача решаемая, и мы, как можем, ее решаем, стараемся сделать это максимально правильно.

Так вот, во второй половине Х1Х века руководство Инженерного училища решило эту спальню абсолютно переделать. Там сохранялся довольно долго такой своеобразный мемориал в первой половине Х1Х века.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Я даже знаю, что когда была торжественная иллюминация, опочивальню не освещали.

Т.КАЛЬНИЦКАЯ: Окна опочивальни, да есть такой чертеж, мы об этом знаем. Есть чертеж Х1Х века, где показано иллюминированное здание Инженерного училища, и окна Михайловского замка там чьей-то такой рачительной рукой окна спальни зачеркнуты. То есть, было такое поверье, что это место мрачное. Это место трогать нельзя.

Но вот оно сохранялось как мемориал, а потом в 1857 году архитектор Ухтомский, академик императорской Академии художеств получил заказ на проект нового переустройства этого места.

И вот было сделано даже не один, а два проекта. Один проект представлял опочивальню как интерьер Павловского времени, а другой – воссоздавал ее в совершенно новом обличье, как церковь святых апостолов Петра и Павла. Ну, если хотите, своеобразный Храм на крови.

И вот этот план был принят, и эта отделка сохранилась. Это подлинная отделка второй половины Х1Х века, она сделана умышленно, она сделана осознанно – она подлинная, я еще раз повторяю.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Здесь нужно думать, как совместить эту церковь и место действа.

Е.КАЛЬНИЦКАЯ: Конечно, конечно, мне кажется, что тут, в общем, думать уже теперь нечего. Интерьер второй половины Х1Х века надо сохранить и почитать. Но вот мы сделали такую своеобразную виртуальную реконструкцию Павловской спальни, ну пошли по пути музейщиков ХХ1 века.

К.ЛАРИНА: Елена Яковлевна, скажите, пожалуйста, а что можно сказать о вкусе Павла Первого? Как вы его оцениваете?

Е.КАЛЬНИЦКАЯ: Хороший вопрос. Ну, я думаю, что, в общем, как мне кажется, что это был очень личностный и очень своеобразный вкус. Причем, вкус Павла Первого был совершенно отличен от вкуса Марии Федоровны, потому что у нас есть опись и ее апартаментов, и его апартаментов. Вот ее вкус, мне так кажется, был типичный, расхожий вкус эпохи. А его вкус был всегда, как бы пропущен через его сердце и душу, и обращен к этим очень высоким образцам вкуса предков. Он очень интересовался жизнью Петра Первого: он хотел, чтобы у него все было, как у Петра, он хотел, чтобы у него все было, как у Фридриха Второго. Это было очень трудно совместить.

Но я думаю, что все-таки его вкус был настолько своеобразен, что можно говорить о том, что это абсолютно особый стиль в архитектуре и в искусстве. Я бы назвала его «Павловский стиль». Хотя, вот Павловское время – четыре года!

И что такое Екатерининская архитектура, Елизаветинская архитектура, Петровская архитектура? Нам понятно.

А что такое «Павловская архитектура»? – Это один Михайловский замок, по сути. Ну, конечно, это Гатчинский дворец в значительной степени, там Каменноостровский немножко, но все-таки «Павловский» вкус и стиль – это Михайловский замок.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Скажите, а место, на котором Михайловский замок построен, место, которое выбрал Павел, это случайное, или нет?

Е.КАЛЬНИЦКАЯ: О, нет! Это тоже история очень хорошая, интересная и характерная.

Это место вообще принадлежало Летним садам – это третий Летний сад. На этом месте в середине ХУШ века был построен Летний дворец императрицы Елизаветы Петровны, дщери Петровой. Ну, и из окон этого дворца был виден Летний сад. Вот если сейчас подняться на второй этаж Михайловского замка и выйти на балкон, то вот сразу ощущаешь себя в таком Петербургском пространстве. Но вы знаете, ведь это место очень долго для себя не осваивали мы. Мы замок получили, а вот из окон второго этажа увидели перспективы Петербурга только через несколько лет: там же все было занято военизированными организациями, скажем так, закрытыми. И мы никогда этого не видели. А вот, когда мы увидели, все сразу стало понятно.

Я бы даже сказала, вот у нас был любимый учитель в университете Валентин Александрович Булкин, он всегда говорил: «С памятником надо пожить». Вот мы с Михайловским замком уже столько лет живем, мы с ним сосуществуем и с каждым годом его лучше понимаем. Так вот, глядя с балкона на Летний сад, понимаешь, почему он так мечтал об этом месте. Но он даже и мечтать не мог при жизни Екатерины, потому что она никогда бы не разрешила ему снести дворец старый и строить здесь свою новую резиденцию.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Но он ведь родился там, в этом дворце.

Е.КАЛЬНИЦКАЯ: Совершенно верно. Он в этом дворце родился, он говорил: «Здесь родился, здесь хочу умереть», и, тем не менее, в Петербурге существовал Зимний дворец, это был оплот Российской государственности, и второго императорского дворца, по мнению Екатерины, в общем, не нужно.

К.ЛАРИНА: Елена Яковлевна! Мы сейчас должны прерваться на Новости. Пожалуйста, задержите дыхание, и буквально через несколько минут мы возобновим наш разговор.

Е.КАЛЬНИЦКАЯ: Ладно, я попытаюсь запомнить, с чего начать.

К.ЛАРИНА: Хорошо.

НОВОСТИ

К.ЛАРИНА: У нас уже есть победители, я сейчас назову их имена. (Перечисляет имена и номера телефонов победителей). Мы спрашивали вас…

К.БАСИЛАШВИЛИ: В какой гостинице столицы в интерьере были панно, выполненные художником Ильей Машковым. Это гостиница «Москва», та «Москва», которой теперь нет.

К.ЛАРИНА: И панно тоже нет.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Панно где-то есть, в каком-то собрании.

К.ЛАРИНА: Ну вот, значит рубрика будет традиционная, которая у нас совместно идет с Фондом Потанина.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Да. «Меняющийся музей в меняющемся мире». Мы отправляемся в Волгоград.

К.ЛАРИНА: А потом продолжим наш рассказ о Михайловском дворце.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Замке.

ЭХО МУЗЕЕВ

К.БАСИЛАШВИЛИ: Волгоградский музей Изобразительных искусств, к сожалению, не успела еще побывать в нем. Но, как сказано в сопроводительном письме, музей расположен в помещении магазинного типа и занимает весь первый этаж жилого многоэтажного здания. В собрании произведений декоративно-прикладного и изобразительного искусства, поступившие из коллекций Русского, Третьяковки и Эрмитажа. Шестидесятые собрания этих музеев в Волгоград было передано около двух тысяч замечательных работ. Гордость коллекции – живопись Машкова, Кончаловского, Сарьяна, Яблонской, Самохвалова, Низкого, Кустодиева, Малявина.

Победителем конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» стал проект под названием «Уроки Леонардо», в котором Да Винчи выступает не только как художник, но прежде всего как изобретатель и ученый. Все занятия, а в них совмещаются школьные уроки и занимательная часть, проходят в отдельном зале, в котором развернута экспозиция «Средневековая лаборатория. Современный взгляд» с воссозданной атмосферой кабинета ученого средневековья.

Детям предлагают облачиться в специальные плащи. Музейный сотрудник, ведущий занятия, тоже надевает плащ. Подобная практика погружения в среду применяется в музее Анакосте в Вашингтоне и в Школе ремесел Российского Этнографического музея.

Школьные курсы по химии, физике, геометрии преподаются через произведения изобразительного искусства из фондов музея. Так, в одной картине можно увидеть и понять весь мир.

Такие познавательные экскурсии по выставке Ивана Шишкина для школьников устраивала в этом году и Третьяковская галерея.

Оказалось, что в пейзажах можно не только с точностью определить породы деревьев. Ученые-метеорологи, например, точно распознавали погодные условия по бегущим по нарисованному небу нарисованным облакам.

К.ЛАРИНА: Продолжаем нашу программу. Сегодня она у нас совместная – Московско-Петербургская, поскольку речь идет о Михайловском замке, филиале Русского музея. И у нас в гостях на связи по нашему радиомосту ...

К.БАСИЛАШВИЛИ: И студии «Эхо Петербурга».

К.ЛАРИНА: И в студии «Эхо Петербурга» Елена Кальницкая, Елена Яковлевна, заведующая филиалом Русского музея – Михайловским замком.

Ксения задавала вопрос: что написано на фасаде Михайловского замка?

К.БАСИЛАШВИЛИ: На входе, да, что написано? Какая фраза?

К.ЛАРИНА: «Дому твоему подобает святыня Господня, в благоту дней», - так звучит эта фраза. Об этом знают очень многие наши слушатели.

К.БАСИЛАШВИЛИ: У меня сразу вопрос к Елене Яковлевне с просьбой прокомментировать. Это цитата из Библии? Строфа, по-моему, псалом 92? Почему именно эта цитата?

Е.КАЛЬНИЦКАЯ: Все правильно. У этой надписи вообще очень интересная история.

Ну, во-первых, очень приятно, что люди знают и не только в Петербурге и в Москве, и так далеко.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Очень многие, очень многие.

Е.КАЛЬНИЦКАЯ: Не могу сказать, что это очень сложный вопрос, но тем не менее.

Об этой надписи можно очень много сказать.

Ну, во-первых, хорошо известно, широко известно, что Павлу когда-то нагадала предсказательница, что он проживет столько лет, сколько букв в этой надписи. Так и получилось, если сосчитать все буквы надписи, в ее старой орфографии – с твердыми знаками на конце слов, то получается 47 букв – столько лет прожил Павел. В 1801 году его не стало, как мы помним, и надпись, таким образом, стала таким трагическим символом его биографии.

Когда мы стали изучать замок, у нас было очень большое желание эту надпись восстановить. И мы стали составлять, как положено в процессе реставрации, историческую справку. И узнали об этой надписи столько нового, столько интересного! У нас работала исследователем Людмила Вениаминовна Хайкина. К сожалению, она ушла из жизни в прошлом году. Осталась ее большая работа: «Надпись на памятнике: Михайловский замок». И вот она выяснила в архивах, что оказывается эта надпись была сделана для Смольного монастыря. Она не была установлена на его фасаде. Но готовые, отлитые эти бронзовые буквы, причем знаете, какие буквы? – Высота каждой буквы 90 сантиметров, они огромные! Эта надпись была подготовлена, но не использована.

Потом судьба перенесла ее от Растрелли к Ринальди, и она должна была быть установлена на фасаде Исаакиевской церкви Ринальди. Эта церковь стояла на месте современного Исаакиевского собора Монферрана, была необыкновенно красива – была сделана вся из цветного мрамора. Начинал ее Ринальди, заканчивал Бренне. Надпись снова не понадобилась. И вот, когда строили Михайловский замок, а его строили бешеными темпами.

Представьте себе: мы реставрируем памятник почти 17 лет, но еще далеко не все сделали, а Павел построил его…

К.БАСИЛАШВИЛИ: За 4 года, да?

Е.КАЛЬНИЦКАЯ: Ну, 4 года – это с начала проектирования считайте, а основные строительные работы – два года, два с половиной. То есть, быстро – это не то слово. И вот, Бренне, очевидно, знал, что надпись такая есть, и он довольно много брал строительных материалов со строительной площадки Исаакиевской церкви, и в том числе и надпись. И, когда она была установлена, таким образом, это уже было ее, ну, скажем так, третье место, хотя два первых были неосуществленными, поэтому, конечно, все очень своеобразно. Кому предрекалась святыня господня? Какому собору? Но, помещенная на Михайловский замок, она уже стала с ним неразрывно связана.

К.ЛАРИНА: Ну, мы возвращаемся вновь к фигуре Павла Первого. И было бы, конечно, обидно, если бы мы не услышали мнения самого Павла Первого.

Еще раз повторю, что речь идет о замечательном актере Викторе Сухорукове, который исполнил роль императора в одноименном фильме. Уж он-то знает, какой Михайловский замок!

К.БАСИЛАШВИЛИ: И его отношение к Михайловскому замку, но абсолютно не мистическое. Вот сейчас вы услышите мнение Виктора Сухорукова.

В.СУХОРУКОВ: Познавая, или углубляясь не в Павла как актер, а именно, ту эпоху, то время, а конкретно, рассматривая документы, какие-то источники в Михайловском замке, я вдруг, войдя в него, не ощутил ни таинственности, ни каких-то духов, у меня не было какого-то затаенного дыхания, мне не хотелось разговаривать шепотом. Наоборот! Я вошел в это здание торжественно, делово, как-то размахивая руками, - все мне показалось в этом замке очень торжественно, потому что там был ремонт. Все внутренности были в лесах, все было перекопано, перепахано, и именно этот случай, это совпадение мы потом окрестим, что как будто бы сам Павел Петрович помогает съемкам фильма «Бедный, бедный Павел» - нам не нужно было ничего городить ни физически, ни на компьютере, словно все было готово для того, чтобы мы снимали сцены строительства Михайловского замка для нашего художественного фильма.

В результате, когда я там был, конечно, мне там было - сейчас удивитесь – хорошо! Я заметил, что там многое было от Европы, начиная от самых простых послов европейских государств, и, кончая Наполеоном, все отзывались о Павле, как об умнице, человеке с чувством юмора, грамотном, начитанном, поэтическом и романтическом человеке. Мне кажется, он торопился строить, он даже поселился туда, в еще не просохшее пространство, в сырое – стены еще были влажными, тепла не было, была сырость, стужа. Еще кругом торчали строительные

атрибуты, а он уже говорит: «Бегом, домой, в Михайловский замок»!

Ну, вы представьте себе нормального человека, а я уверен, что он, может быть, был неврастеничен, но то, что он был нормальный, я в этом убежден. И он мчался со всей семьей и близкими в этот замок. Значит, получается – он бежал в логово страха? Наоборот! Мы бежим туда, где нам будет спокойнее, и страх, может быть, был внутренний у него. Но мне кажется, он боялся не так, как боится мышь кошки, а какой-то, может быть, страх был неведения. То есть, страх от предчувствий.

И, конечно, Михайловский замок не казался мне ни тесным, ни душным, ни каким-то мрачным, ни келейным – нормальный дворец, с хорошими комнатами, с великолепным оформлением. Он внес в этот замок и от Петра – хорошие окна. Вот посмотрите, сколько окон – со всех четырех сторон!

Замок стоит на реке, пусть небольшая река Фонтанка, но на реке.

Потом нам скажут: он окружил эти канавами. Вы посмотрите, какие это канавы? – Доску бросил и перебежал, вот тебе и рвы, якобы защитные. А то, что он не боялся этого замка, если б он боялся бы, он бы бежал от него, а не в него.

К.ЛАРИНА: Это Виктор Сухоруков, исполнитель роли Павла Первого в фильме «Павел Первый».

Ну, что же, Елена Яковлевна! Конечно, мы хотим услышать ваше мнение, как вам такое описание дворца, замка?

Е.КАЛЬНЦКАЯ: Я очень довольна. Я знаете, вообще была с Виктором Сухоруковым знакома. Я хочу сказать в его адрес добрые слова вот в связи с чем: когда три года назад в Москве открывалась выставка «Мир семьи», в Государственном архиве Российской Федерации, у Сергея Васильевича Мироненко. Все пришли на открытие выставки. Было открытие, все, как положено, торжественное. Потом все открыли выставку, ну и пошли, скажем, отмечать это радостное событие. Часа через полтора я вернулась в зал. И вижу такую картину: в пустом зале ходит один Сухоруков и смотрит внимательнейшим образом все экспонаты. Он должен это помнить. И вот, мы с ним тогда постояли, поговорили. Я, в общем, была потрясена, потому что такое отношение. Мы же столько времени, сколько мы работаем в замке, кого только не видели? Но вот такого отношения… В общем, с таким отношением сталкиваешься редко. И он очень точно почувствовал: ведь действительно Михайловский замок строился, как роскошный европейский дворец, он строился для жизни. Все современники, очевидцы пишут о нем восторженно о том, что это единственный между всеми европейскими дворцами. Кто-то ищет аналогии там, в английской, французской, в итальянской архитектуре. И, как только убили Павла, сразу, одновременно начали складываться две легенды: одна – о Павле, ну, она уже готовилась при его жизни – легенда о том, что он человек психически неполноценный.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Это специально готовилось, просто тайная канцелярия писала.

Е.КАЛЬНИЦКАЯ: Ну, почему тайная канцелярия? Это, скажем, готовилось обществом. Потому что, если переворот зрел, ну почти год, то нужны были какие-то аргументы. Человека все-таки убили, убрали с должности, - ну скажем так – современным языком, - за что-то. Он слишком много и быстро хотел сделать. Он был, понимаете, как перебродившее, передержанное вино, он готовился к власти всю свою жизнь. Ему было 42 года, а его все держали в мальчиках. Поэтому, когда у него появилась возможность, он хотел реализовать ее, как можно быстрее.

Естественно, меры были непопулярны: одно то, что он отменил жалованную грамоту дворян и заставил всех служить. Это ли не мало для того, чтобы вызвать всеобщую ненависть? - Он посягнул на личное право и личную жизнь каждого дворянина. Вот в чем… Времени нет, чтобы об этом говорить долго и подробно, но вот корни всех причин переворота.

Поэтому легенду нужно было создать, и ее создали – это было проще всего.

Человек вспыльчивый, человек неуравновешенный, как любая оригинальная, творческая натура. Она имеет на это право, в конце концов! Но все эти черты характера породили вот такое отношение. А дальше – это отношение перекинулось на дворец. Нужно было как-то объяснить: почему? Что ж такое? Построили такой дворец? – В центре города, императорский, и никто не хочет жить! Значит, невозможно! Значит, появляются сведения, что в замке сыро, что в замке холодно, что в замке страшно.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Что в замке есть привидения!

Е.КАЛЬНИЦКАЯ: Что в замке есть привидения. Эта легенда оказалась самой живучей, она жива до сих пор. Это самый для меня ненавистный вопрос. И самый популярный – когда приходят в Михайловский замок считать и искать привидения. Сколько живет? Сколько приходят в гости? – Да нету там привидений, и не было никогда!

К.БАСИЛАШВИЛИ: Здесь, кстати, Вас спрашивает Вероника из Петербурга: «Почему прекратились ночные экскурсии по Михайловскому замку, которые проводились пару лет назад? Это было так впечатляюще, - пишет Вероника, - необычно, да и экономически, наверное, поддерживало музей».

Е.КАЛЬНИЦКАЯ: Да, действительно, экскурсии эти прекратились. Оказалось, вы знаете, что это очень сложно для музея, потому что, в общем, музей – учреждение, где должны быть соблюдены строжайшие условия хранения экспонатов, и все-таки мы водили на место убийства Павла в часы убийства. Надо было столько народа ночью привлечь. И, в общем, сотрудники Михайловского замка должны были ночевать там до утра, чтобы как-то все это потом закрыть, опечатать. Потому что для нас, в общем, хранение памятника, хранение экспонатов – самая важная задача. Потом они были очень короткое время – летом, в белые ночи.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Там без эксцессов обходилось? Без сердечных приступов?

Е.КАЛЬНИЦКАЯ: Абсолютно нет! Ничего такого не было, ну просто это было очень сложно: очень много народа было привлечено при ведении этих экскурсий со стороны музейного персонала. Ну, может быть, когда-нибудь, может быть, не в каждые выходные, но когда-нибудь мы, может быть, повторим такой эксперимент.

Нам он тоже был дорог, потому что это была такая хорошая мысль: привести человека… Но потом получалось – экскурсии были настолько популярны, что приезжал автобус с туристами, с посетителями, и к этому времени уже стояла такая толпа народу на улице, и вставал вопрос: а что же делать с таким количеством людей? Так что, вот, обычно приезжал один, а можно было и пять. Поэтому причины чисто практические.

К.ЛАРИНА: Елена Яковлевна, а вот по поводу каналов, вот то, что говорил Виктор, вообще, как придумывалась эта система каналов вокруг замка?

Е.КАЛЬНИЦКАЯ: Это тоже очень интересный момент. Действительно, замок был окружен каналами, рвами. Да это даже и не каналы, а это именно рвы. Один из них вот сейчас как бы скрыт под Садовой улицей, другой фрагмент восстановлен перед центральным фасадом.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Очень много сделано, надо сказать. Очень много восстановлено того, чего еще десять лет тому назад мы не могли видеть.

Е.КАЛЬНИЦКАЯ: Ну, конечно, да.

И вот, в процессе изучения памятников всплывает такой документ, у нас в руках такой документ: Павла убили в марте, а документ подписан февралем о том, что Павел разрешает всем, кроме пьяных и бродяг, приходить в Михайловский замок круглосуточно и им любоваться, как когда-то, впрочем, он допускал всех желающих на строительную площадку.

Ну, удивительный документ! Встает вопрос: если это так, если это правда, то что ж тогда подкупленные часовые, помните у Пушкина? – «Молчит неверный часовой,

Опущен тихо мост подъемный».

Что ж тогда рассказы о том, как там перебирались по льду канала, который начал таять, откуда это все? Почему это так? – Да это тоже вполне вероятно легенда. Потому что, если представить, что заговорщики пришли достаточно свободно, а вот мне кажется, что так думать легче, чем думать о том, что вот такая охрана – такая серьезная, такая подготовленная вдруг впустила достаточно большую группу людей: со стороны Марсова поля шло человек 20, со стороны Невского проспекта шло человек 40. Притом, что, в общем, в замке были солидные караулы и серьезная охрана, очень трудно представить себе, что так уж свободно всех подпустили и допустили.

Значит, если это правда, то тогда получается, что Павла не так уж сильно и предали. Его, конечно, предали, несомненно, предали: предал Палин, предал Агамаков, который был плац-адъютант Михайловского замка, и, наверное, я бы сказала, предали и члены семьи, но тем не менее, у заговорщиков больших проблем не возникло. А потом родились всевозможные легенды, которые переходили из романа в роман, из фильма в фильм. И вот заговорщики метались по коридорам Михайловского замка.

Я, когда людей веду, я всегда люблю с ними спуститься на улицу, вот в тот самый проем Рождественских ворот, откуда шли заговорщики. И говорю: «Засеките время, и мы сейчас дойдем до того места, где Павла не стало. Вы увидите, сколько это времени – это одна минута, это прямой, короткий путь – от начала пути до места убийства». Бегать в коридорах было негде, метаться было некуда.

К.БАСИЛАШВИЛИ: А слышны были эти шаги в комнатах?

Е.КАЛЬНИЦКАЯ: Ну, это другой вопрос – думаю, что нет: эта лестница достаточно в стороне, она близко расположена к покоям фаворитки Павла – Анны Петровны Гагариной. Но там тоже такие толстые стены! Там толщина стен – метр. Нет, конечно, слышно это, вероятно, не было.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Елена Яковлевна, еще один вопрос: ведь в этом замке жил не только император, а еще и гроссмейстер Мальтийского ордена. И, конечно, в связи с этим много символов и аллегорий, которые нужно объяснить: и Мальтийские символы, и, кроме того, квадратный семи-восьмиугольник в плане дворца, и какие-то еще, может быть, непонятные нам сегодня символы. Как искать этот дворец?

Е.КАЛЬНИЦКАЯ: Это тоже очень хороший вопрос.

Дворец стал резиденцией Мальтийского ордена уже в ходе строительства. Так что, что касается плановых идей, то таковыми они вряд ли были, но вот в ходе строительства уже, конечно, какие-то изменения были внесены, потому что Павел принял на себя сан Великого магистра Мальтийского ордена. Но вы, наверное, знаете, читали, что Римский папа это не поддержал, поэтому это такой тоже вопрос неоднозначный. Павел создал в Петербурге православный априор,- орден-то был католический. Рыцари давали обет безбрачия, а сам Павел был, я сказала – отцом десяти детей.

Вот. И он уже в ходе строительства стал этот готовый проект, этот замок немножко корректировать.

Во-первых, появился цвет фасадов. Та самая расхожая, распространенная легенда, что фасады покрашены в цвет лайковых перчаток Анны Петровны Гагариной-Лопухиной. Но на самом деле этот цвет очень близок к одеянию Мальтийского ордена.

Смотрите, в Мальтийской капелле, при Воронцовском дворце, там плафон окрашен в точно такой же цвет. Поэтому это тоже вопрос, вполне вероятно, порожденный легендой.

И здесь тоже разночтения: если это звание в какой-то степени Павел принял на себя полуофициально, то, может быть, и замалчивали о том, что цвет именно мальтийский.

Теперь на центральной площадке лестницы сохранился уникальный герб Российской империи, где под геральдическим щитом с изображением Георгия-Победоносца – Мальтийский крест. Вот такая редакция Российского герба была принята в 1800 году, и была не так долго.

А вот в Михайловском замке такой герб остался. Это уникальная реликвия.

Только что мы установили, но еще не открыли - закончена реставрация Галереи Мальтийских кавалеров Мраморного зала, или Георгиевского зала, как его называли в Инженерном училище. Там должны были проходить церемонии мальтийских рыцарей. Но не успели. У нас нет документов, нет данных. Даже ни одной церемонии Павел создать, провести не успел. Но зал, тем не менее, в Галерее мальтийских кавалеров был сделан. Рядом с ним была Мальтийская тронная, сейчас она в реставрации. Она будет открыта, восстановлена полностью. Мы долго спорили, там решали полемические вопросы. Она в Х1Х веке была переделана, поделена плафоном пополам. Там вместо одного помещения образовалось два, но мы хотим ей вернуть первоначальный вид. И вот эти два зала будут таким Мальтийским мемориалом. И выставку мы делали «История Мальтийского ордена в России» несколько лет назад, вместе с Эрмитажем и другими музеями города. Так что, эту страницу истории Михайловского замка мы тоже помним.

К.ЛАРИНА: А что было после убийства Павла Первого, потом? Как мы начали с того, что семья отказалась там жить. Что было потом в этом замке, и как он использовался?

Е.КАЛЬНИЦКАЯ: Ну, потом было, в общем, разное в судьбе этого памятника.

Семья уехала в ту же ночь, довольно быстро они уехали. Тут еще вспомню о том, что Мария Федоровна металась по коридорам Михайловского замка и кричала по-немецки: «Ich will regieren» - «Я хочу править». Она никогда не помышляла о русском престоле, но вдруг, вот в эту ночь в ней проснулась такая безумная жажда власти. И тоже, представьте себе вообще ситуацию: мать готовила к престолу сына старшего, любимого, и вдруг в эту ночь она решает, что она сама займет это место. Чудовищная ситуация! – психологически, человечески.

Семья уехала, дальше стали решать. Лет 20 решить не могли, потому что страшно было.

Ну, отдали под жилые квартиры, кто только не жил! Но среди таких известных, уважаемых и любимых людей в Михайловском замке жил Чарльз Камерон, архитектор, у него была квартира своя.

К.ЛАРИНА: А Достоевский там тоже жил?

Е.КАЛЬНИЦКАЯ: Достоевский - попозже, я расскажу. Достоевский учился в Инженерном училище.

Вот Камерон. Жил Камерон и собирал коллекцию. Знаете, какую коллекцию собирал Камерон? – Камерон собирал свидетельства о тайных убийствах и заговорах.

Сейчас вот в этом пространстве соединяется все вообще. Это сакральное пространство – все сходится вот в одну точку.

После этого Николай Первый, еще тогда Великий князь Николай Павлович, обращается к брату – к императору Александру с предложением, с просьбой отдать Михайловский замок под Инженерное училище, которому он патронировал, покровительствовал.

А еще раньше Александр Первый пишет в своем дневнике: «Михайловский замок множит число ненужных дворцов». И пишет о том, что может быть, его отдать под музей, как Пале-Ройяль в Париже. Вы представляете себе? – Об этом пишет Александр Первый после убийства отца через несколько лет! А случилось это только через двести, двести лет. Два столетия прошло.

И вот, когда Николай Первый уговаривает Александра, да его и уговаривать было не надо – он был очень рад этому решению. Он отдает этот замок, ну, грубо говоря, брату, потому что брат уже это Инженерное училище создавал, оно носило его имя – Николаевское Инженерное училище. И в 1823 году Михайловский замок становится его основной резиденцией Инженерного училища, основным местом пребывания, и довольно скоро переименовывается в Инженерный замок, получает как бы второе название, основное.

И здесь дальше идет жизнь одного из самых блестящих военных учебных заведений, в котором действительно учился Достоевский, Цезарь Кюи, потом в советское время – генерал Карбышев, и очень много других замечательных людей.

Мы готовим проект постановки мемориальной доски, общей на фасаде здания, что здесь было Инженерное училище. Потому что это другая страница, это другая история, и ее тоже изучаем.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Елена Яковлевна, у нас время истекает, но мы не подняли еще один важный вопрос: почему Павел Первый дал своему замку имя Архангела - Михаила? Почему именно Архангел Михаил?

Е.КАЛЬНИЦКАЯ: Ну, два ответа на этот вопрос есть, два варианта.

Ну, во-первых, потому, что Павел вступил на престол накануне дня Архангела - Михаила. А в России было испокон века принято в честь святых, в честь каких-то определенных событий возводить храмы памяти святых, которые вот на этот день пали имена. Там, допустим, Самсоньевский собор - в честь победы при Полтаве был построен, в день Святого Самсония.

И вот, взойдя на престол в день Архангела Михаила, покровителя небесного воинства, Павел дал храму – повторяю: храму, а не дворцу, его имя.

Поэтому сначала была Михайловская церковь, в Михайловском замке, а потом – весь замок получил такое название в отличие от Михайловского дворца, основного здания Русского музея, которое называется в честь – он принадлежал Великому князю Михаилу Павловичу, его владельцу.

И вторая история. Это такая распространенная, расхожая легенда ХУШ века о том, что однажды Архангел Михаил спустился в золотом сиянье часовому, который стоял у Летнего дворца Елизаветы Петровны, и повелел на этом месте построить дворец и храм в его честь.

Но эта легенда, очевидно, была порождена вот таким волнением Павла: что же скажет общество? Как же общество отреагирует – все-таки он уничтожил один из самых красивых петербургских дворцов ХУШ века – величайшее творение Растрелли, постройку, которая была необыкновенно красива на этом месте. Есть картина неизвестного художника, как это выглядело. Ну, и вот. Поэтому он придумал сказку о воле святого, нарушить которую было невозможно.

К.ЛАРИНА: Елена Яковлевна, мы должны уже заканчивать.

По-моему, у нас получилось, что мы задумывали. Давайте мы запланируем еще, может быть, даже не одну встречу в таком вот формате. Мне кажется, у нас получилось!

К.БАСИЛАШВИЛИ: Очень интересно!

К.ЛАРИНА: Спасибо!

Е.КАЛЬНИЦКАЯ: Спасибо!

К.ЛАРИНА: Елена Яковлевна Кальницкая, наша гостья.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024