Купить мерч «Эха»:

Эдуард Сагалаев - Без дураков - 2011-07-05

05.07.2011
Эдуард Сагалаев - Без дураков - 2011-07-05 Скачать

С. КОРЗУН: Всем добрый вечер, это программа "Без дураков", у микрофона Сергей Корзун, а мой сегодняшний гость - Эдуард Сагалаев. Эдуард Михайлович, добрый вечер!

Э. САГАЛАЕВ: Добрый вечер.

С. КОРЗУН: Президент Национальной ассоциации телерадиовещателей, уже кажется, что вечный президент - лет десять-то есть уже на этой должности?

Да-да. Пятнадцать.

С. КОРЗУН: Пятнадцать?

Э. САГАЛАЕВ: Да.

С. КОРЗУН: Это какой срок, интересно? Как выбирают?

Э. САГАЛАЕВ: Ну, я многие годы из этого времени совмещал общественную работу с профессиональной, но и сейчас не только вот занимаюсь тем, что лоббирую интересы нашей вещательной индустрии, телевизионной и радио. Работаю на разных каналах, делаю фильмы. Вот недавно 10 числа вышел мой фильм, 10 июня, на канале "Культура", с такой необычной темой как, некоторые те, кто видели, позвонили мне, сказали, что не ожидали от меня этого. Это фильм, посвященный Оптиной Пустыни и старцам, православным старцам, и тем, которые сейчас несут там молитвенный обет, молятся за нас в Оптиной Пустыни. Это отец Илий, такой очень известный в русской православной церкви старец, но он сейчас уже живет в Переделкино, потому что он духовник патриарха всея Руси, а второй - отец Леонтий, он там живет рядом с Оптиной Пустынью и уже много-много лет, почти 40 лет, он там руководит приходом. И вот я с огромным удовольствием снимал этот фильм о них,

С. КОРЗУН: Как православный?

Э. САГАЛАЕВ: Да, Сережа, я рассказывал там эту историю, она связана с тем, что до какого-то момента в своей жизни я себя не идентифицировал как человек верующий.

С. КОРЗУН: То есть ни с какой религией? Потому что я напомню вашим слушателям, что родились-то вы в Самарканде. А до переезда в Москву в Ташкенте еще пожили. Это правда?

Э. САГАЛАЕВ: Да, это правда. Я говорил об этой истории, связанной с тем, что когда я родился, а это было уже очень и очень давно, в 46-м году, 1946 году, то моя мама, она нарушила волю отца моего и потихоньку меня крестила и дала мне имя другое, не то, вот по которому ты ко мне обращаешься.

С. КОРЗУН: А какое?

Э. САГАЛАЕВ: А вот Владимир. Владимир и я совсем недавно сказал об этом публично, потому что мне всякие там бабушки советовали никому этого не говорить, потому что если кто-то захочет там на меня беду накликать, то будут на Эдуарда ее призывать, и никто не будет знать, что на самом деле я - Владимир, как был крещен. Вот несколько лет назад со мной случилась одна такая мистическая история, и я повернулся лицом и душой и сердцем, прежде всего, я повернулся к тому, что произошло со мной в младенческом возрасте и я так для себя понимаю, что это не наша воля, это, если хотите, это что-то высшее руководит. И поэтому как получилось, как моя мама меня крестила, так оно и есть. Я собственно никогда не был безбожником. Конечно, жил в этой системе координат, чудовищной и в том, что касается веры, потому что это высмеивалось, преследовалось, что угодно. Я был комсомольцем, пионером, и даже членом партии, и не последним. Но вот этот случай, когда со мной произошло такое событие, которое на профессиональном языке называется "путешествие вне тела". Это что-то похожее. Ты, кстати, мне рассказывал в коридоре про какое состояние?

С. КОРЗУН: А! Терминальное состояние! (неразб).

Э. САГАЛАЕВ: Терминальное, но это не совсем, но вот это похоже на состояние клинической смерти, только со многими это происходит в гораздо более комфортных условиях, просто вот случается

С. КОРЗУН: У вас это дома, в квартире случилось?

Э. САГАЛАЕВ: Да. Я просто стал об этом задумываться, стал это чувствовать, и стал искать, потому что на самом деле я, конечно, скептик, конечно, и цинизм есть, и здравый смысл, и я стал этим очень серьезно заниматься, я стал серьезно копать, что же со мной случилось, что это было, почему и так далее.

С. КОРЗУН: Удалось найти ответы на вопросы, которые волновали при съемках этого фильма?

Э. САГАЛАЕВ: Да, многие ответы я получил и прежде всего, это было не в словах, в этом смысле, замечательно, что есть нечто, какая-то энергия такая, и на радио и в телевидении, которая доносит больше, чем слова. И когда я встретился с батюшкой Илией, со старцем Илием, на меня это, конечно, произвело колоссальное впечатление, и я вот могу честно сказать, что это был не транс, я как бы был в полностью осознанном таком состоянии, но я чувствовал, что этот человек, он все видит, все понимает, все знает про меня и то, что он потом говорил, это очень скупо, очень простыми словами. Но это сами священники русской православной церкви говорят, что этот человек - это Гималаи духа. И когда я однажды кому-то из знакомых сказал, что вот он духовник Патриарха и видимо Патриарх знал, кого ему выбрать в свои духовники, а мне этот человек сказал так "Ну, это еще неизвестно кто кого выбрал!". Может быть батюшка Илий, который на самом деле вот такой божий человек, может быть, и он себе выбрал такого духовного сына, чтобы с ним работать и вести его правильной дорогой.

С. КОРЗУН: Напомню, Эдуард Сагалаев - гость программы "Без дураков" на "Эхе". Этот эфир ретранслируется еще и по телевидению, по системе Сетевизор, который можно принимать, ну, понятно, смотреть на сайте "Эхо Москвы", а также на всех андроид-устройствах. Эдуард, я тоже вот испытал такое секундное - вышел за пределы студии и подумал, что слушатели наши, в общем искушенные, достаточно циничные, в общем, пара вам, они наверное сидят и думают, вот человек-то причудный, с жиру бесится? В советское время, в общем, довольно крупный функционер, даже последнее - председатель Союза журналистов, по-моему, СССР.

Э. САГАЛАЕВ: Да, это правильно.

С. КОРЗУН: В последствии - успешный такой, мощный, требовательный бизнесмен, да? Богатый человек, ну, с жиру бесится! Точно, наверное.

Э. САГАЛАЕВ: Не хочется об этом говорит, потому что хуже всего когда , ну с моей точки зрения, человек говорит в эфире в таком исповедальном тоне и не о самом хорошем, что с ним происходит. Но я могу сказать так...

С. КОРЗУН: Нет такого ощущения пресыщенности, после которого наступает уже все остальное?

Э. САГАЛАЕВ: Во-первых, мне, честно говоря, все равно, кто что по этому поводу думает, потому что я, например, провожу какое-то время в социальных сетях, том же фейсбуке и там, когда со мной какие-то люди хотят дружить и я вижу в анкете, что они атеисты, ну, я либо с ними не дружу, либо пишу им и спрашиваю, почему они атеисты. И мы дискутируем какое-то время, а потом я для себя решаю, оставаться во взаимоотношениях с этим человеком или нет, потому что многие думают, что они атеисты, на самом деле мне кажется очень трудно быть атеистом, особенно в наше время, как это ни странно может прозвучать. Потому что должен быть какой-то замысел, и я верю, что он есть, потому что слово "знаю" не подходит, да?

С. КОРЗУН: Хорошо, а если человек, Эдуард, прошу прощения, исповедует ислам? Или буддизм?

Э. САГАЛАЕВ: Да ради бога!

С. КОРЗУН: Или синтоизм?

Э. САГАЛАЕВ: Ради бога!

С. КОРЗУН: Вы с ним общаетесь или нет?

Э. САГАЛАЕВ: Да ну что вы! С огромным удовольствием! Наверное, одно из самых важных событий, которое произошло со мной за время, которое мы не виделись, и не говорили в этой студии, видимся-то мы, слава богу, чаще. Это то, что по моей инициативе был запущен такой кабельно-спутниковый канал, который называется "Психология-21". Кстати, я предложил, чтобы этот канал назывался "Психология", то есть наука о душе и вообще все, что связано с душой. Как говорил один мой приятель: "Вот что меня последнее время беспокоит, так это люди".

С. КОРЗУН: Всё остальное нормально! Но люди беспокоят.

Э. САГАЛАЕВ: Ну, да, и в первую очередь я сам себя беспокою. Потому что все, о чем ты говорил, я много раз об этом думал, и думал в том числе, задавал себе очень жесткие вопросы на тему того там, ну, не с жиру ли я бешусь, или, может быть, невостребованность какая-то... Это же тоже где-то говорится о том, что Сагалаев оказался за пределами такого большого телевидения в какой-то момент. И это действительно так и я даже не буду рассказывать, как и почему это произошло, потому что считаю, что это не нужно, но это действительно произошло, это было небезболезненно. Тем не менее, я думаю, что найдутся люди ,которые поверят, что это все абсолютно искренне, и что это не то, что значит, там с жиру бесится, абсолютно, этого близко нет. И есть очень большие серьезные проблемы, которые, на мой взгляд, каждого человека волнуют гораздо больше, чем карьера, деньги и многое-многое другое. Это его собственное внутреннее ощущение себя, это его внутренняя свобода. Ну, как можно быть внутренне свободным человеком, если ты делаешь карьеру, если ты зарабатываешь большие деньги, конечно, ты ограничен, ты не свободен. А я двигаюсь к этому, я стараюсь к этому двигаться. И для меня, я хочу сказать, что и шаманизм и там, я не знаю, Кастаньеда, например, вот я его считаю одним из великих своих учителей, и "Путь воина" он мало что общего имеет с православием, но я верующий православный человек, но я обожаю Индию, я очень люблю индуизм, буддизм, мусульманство. Вот на канале "Психология 21", а слово 21 придумал Андрей Битов, кстати, когда-то я ...

С. КОРЗУН: Ну 21 век, наверное, имеется в виду?

Э. САГАЛАЕВ: Да-да, конечно! Но и тем не менее, это чуть-чуть добавлено, но очень существенно, очень важно. потому что это современная, это трансперсональная психология. Я об этом могу на самом деле очень долго говорить, но это мой проект телевизионный. Конечно, там есть замечательные люди, которые конкретно там работают, вот есть генеральный продюсер Андрей Немцев, есть Кирилл Легат, который запускал, вот сейчас на "РЕН-ТВ" перешел. Но я был одним как бы из отцов-основателей этого канала, я там веду практически ежедневно свою программу, и это доставляет мне огромное удовольствие, и профессиональное и всякое человеческое наверное прежде всего. То есть в этом смысле я востребован, и я спокойно к этому отношусь. Вот чувство собственной важности, опять же по Кастаньеде, мне кажется, я его преодолел, хотя это было непросто.

С. КОРЗУН: Эдуард Сагалаев в программе "Без дураков" на "Эхе", напомню. Эдуард, а с высоты сегодняшней мудрости, сегодняшнего знания, если б можно было вернуться назад, что-нибудь поправили бы в своей жизни, своих поступках?

Э. САГАЛАЕВ: В поступках - да, много чего поправил бы. Много чего, потому что по молодости мы не всегда думаем о том, что все, что мы делаем, это все вернется к нам. Что за все нужно платить, так или иначе, и самая большая цена - это наша совесть. И это наше ощущение опять же, я не знаю, и свободы и .... не хочется говорить слово "душевного комфорта", потому что это очень звучит как-то обыденно, да? Как-то вот немножко по-мещански. Я бы многое поменял в своей жизни.

С. КОРЗУН: То есть суеты было много или что?

Э. САГАЛАЕВ: Нет, были какие-то компромиссы, на которые может быть, сегодня я бы конечно никогда не пошел. Я вспоминаю, например, я многие годы мучался, у меня была такая ситуация, когда мне было, наверное, лет 16 и я провожал девушку и ночью я шел через парк. И в парке ко мне подошел человек, он явно был неадекватный, скорее всего обкуренный, это Средняя Азия, те годы, Самарканд, да и сейчас... И он приставил нож к моему горлу, причем туда, где сонная артерия, и очень это все как бы было ощутимо, и стал грязными какими-то мерзкими словами, грязным матом говорить про маму. Естественно он не меня не знал, ни мою маму, а я так был воспитан, что это было колоссальное унижение, и я почувствовал - вот меня опускают, да... что называется, да... И я потом многие годы жалел, что я не сделал вот этого шага вперед, чтобы прекратить это. Потому что я жалел о том, что я тогда не умер. Потому что он бы порезал, это я точно знаю и понимаю. И тогда понимал и сейчас. Сейчас я понимаю, что не надо было этого делать, и это и моя мама покойная понимает. Хотя я не рассказывал ей, но она понимает это все и вот во время этого путешествия вне тела, то, что меня потрясло больше всего, что я вступил с ней в контакт. Так вот я прошу это понимать нормально, тем более не думать, что я сейчас какую-то ахинею горожу, потому что, например, есть высочайший авторитет в современной психологии доктор профессор Станислав Гроф. Он руководит институтом огромным в Калифорнии, и мы с ним подружились, потому что я ему рассказал об этом событии и потом мы много с ним общались и говорили на эту тему. И вот его высочайшим научным авторитетом, а он изучал огромное количество подобных случаев, и это освещено как бы. И он мне сказал, ты можешь этого не стесняться, более того, и кстати и священники тоже православные говорят, что в принципе, об этом даже нужно рассказывать, потому что люди должны понимать, что не только бренное, не только сиюминутное нас сейчас окружает, руководит нашими поступками, потому что, не знаю я , хочу с казать, что вот ты видишь перед собой почти счастливого человека, который, на самом деле, бывает, конечно, и в депрессии и, не знаю, бывает как бы в каком-то чувстве восторга. И это ощущение у меня возникло как раз на почве того, что я чувствую вот здесь и сейчас, всегда я чувствую, что все это огромный дар, да? То, что мы живем, то, что мы работаем, то, что мы делаем. И конечно, эти ужасные ошибки,... Правда батюшка Илий мне сказал, когда вот я ему исповедался, я спросил его, ну вот вы наверное не захотите со мной там после этого дела иметь, он сказал, нет-нет, что ты, мне с тобой гораздо интереснее. прихоходят вот деревенские бабушки, что они могут там такого уж особого там рассказать? А вот с большим грешником мне...

С. КОРЗУН: Интереснее работать...

Э. САГАЛАЕВ: В общем, так, грехов было много.

С. КОРЗУН: Вернемся еще к этой истории на секунду. История унижения, это история о которой знает практически каждый человек, в той или иной степени, в разных ситуациях оказывались люди. Как это преодолеть, как не сделать вот этот роковой шаг? И я думаю, что инстинкт самосохранения, конечно, сработал, а я вспоминаю историю, недавно напомнил еще Кирсан Илюмжинов. Мы с ним говорили об этом. Он - человек, который занимался боксом и в принципе физически очень крепкий,

Э. САГАЛАЕВ: Да, я знаю,

С. КОРЗУН: Но в московских ситуациях, в московской, как минимум одной ситуации, он предпочел положиться просто на быстрые ноги, да? Это как история тренируйте ноги! Как пережить вот то, что вам казалось тогда, но то, что может быть и реально было унижением, но вам казалось тогда гипертрофированным унижением. Что дает силы? Как преодолеть? Или просто надо, время лечит и всё?

Э. САГАЛАЕВ: Ну, разные вещи, есть и методики. Эти методики, они там специально разработаны, я, например, много думаю о том, что происходит с людьми в заключении. И я думаю, что страшнее этого нет ничего. И вот мне сейчас в голову приходит пример одного человека, выдающегося австрийского врача, я ж просто сейчас боюсь произнести его фамилию, но он известен в кругах психологов и философов, потому что он еврей и он работал в Вене, был арестован и провел всю жизнь, ну не всю жизнь, а все эти годы, с 39-40 года по 45 он провел в лагерях. Причем это был и Освенцим и Дахау, и все самые страшные лагеря смерти. И он через это прошел и все его родные там погибли. И он, кстати, дожил до 93-х лет и даже приезжал в Советский Союз и читал лекции здесь. И он написал книгу, и он лечит, точнее лечил - он уже умер, и он лечил людей, проводил семинары, и говорил что вообще его концепция - это лечение смыслом. То есть во всем надо увидеть смысл. Надо увидеть в этом ну нечто кармическое, да. Нужно увидеть в этом необходимость выстоять. Для того, чтобы рассказать об этом миру. Для того, чтобы преодолеть это. И он находил вот эти смыслы, которые помогали выживать в этих самых чудовищных невероятных условиях. И когда мне приходиться иногда сталкиваться с людьми ,которые сидели, например, в наших тюрьмах, только что вот мы слушали новости там про Магнитского и все такое, и вот я не знаю как, вот сердце болит просто ужасно из-за таких вещей, потому что я думаю, что мы не вполне отдаем себе отчет в том, что происходит вокруг нас. В том, что иногда какие-то лозунги, та "Долой кровавый режим!" или "Да здравствует... " там,

С. КОРЗУН: Кровавый режим!...

Э. САГАЛАЕВ: Да-да, причем даже Магнитский, безусловно, это просто колоссальная трагедия человеческая конкретная, да? Но вот я еще как-то могу понять, что вот его имя там будет звучать и память о нем будет существовать, и многие люди борются и будут бороться за то, чтобы наказать виновных, а сколько людей, какая-то, прошу прощения, тетка, которая где-то там что-то нарушила, даже что-то украла, и когда ее гноят и унижают и приводят вот к таким трагическим результатам, это, конечно, тогда просто не о чем говорить. У нас не православная в это смысле страна, к сожалению, хотя есть замечательные батюшки, и есть целая православная церковь со своими замечательными умными людьми, но я не понимаю, как можно вот об этом не кричать на каждом переулке и если уж выходить, то я бы выходил... уважаю очень людей, которые сражаются за Химкинский лес, и за какие-то еще очень важные вещи, но я считаю, что каждая смерть такого поруганного человека и часто несправедливо поруганного - вот это трагедия, вот это колоссальный вызов всей нашей морали и вообще что мы из себя представляем, как общество, как государство, как страна.

С. КОРЗУН: Хотел задать совсем другой вопрос, но не могу удержаться - история с Будановым - это кара ему, воздаяние или что? Ну, останемся, наверное, в линии суда, который решил, да, то, что он виновен, действительно в этом преступлении. Получил по заслугам или незаслуженная смерть?

Э. САГАЛАЕВ: Вы знаете, кстати, в отношении к такого рода ситуациям, меня многому научили в Индии, потому что я был там за последние годы 14 по моему раз, и снял четыре фильма, таких больших документальных фильма, одни из них вот на Первом канале недавно прошел, три фильма там по другим каналам, на ТНТ, вот и да там я рассказывал какие-то вещи и я помню, у меня там голос срывался, руки дрожали, а вот люди мне говорили, а ты посмотри на это с позиций каких-то очень крупных..., и рассказывали мне легенды и какие-то заповеди, или какие-то вот тексты, да из высочайших каких-то мистических духовных памятников, таких как Веды или Махабхарата, что человек иногда совершает какие-то поступки, и он при этом платит за грехи своих предков. Он какбы совершает и я согласен с той точкой зрения, что Буданов, это один из примеров того, что представляет сегодня наше больное общество. Потому что он и жертва, он - преступник. Кого мне в этой ситуации, действительно до боли в сердце жалко, это Эльзу Кунгаеву, эту девушку, которая вообще там не перед кем не виновата. По крайней мере, в конкретной этой жизни, в которой там она жила. И вот ее это просто вот невинная кровь. А все остальное это такой крутой замес. Я не знаю, были ли у Буданова какие-то конфликты там, на зоне, как говорят у нас, на зоне. Просто я знаю людей, которые сидели, читаю много. Та же Оля Романова рассказывает это мужественно очень да и она даже чувство юмора не теряет, но то как там.... Вы понимаете, ведь мне кажется, что мера общества она состоит в степени унижения членов этого общества или в степени чувства достоинства этого общества, да. Вот если люди живут и в целом как бы они живут с чувством собственного достоинства, то значит, это жизнь, а иначе это не жизнь.

С. КОРЗУН: Напомню, Эдуард Сагалаев - гость программы "Без дураков" на "Эхе Москвы". И мы вернемся в эту студию через несколько секунд, сразу после выпуска новостей.

НОВОСТИ

С. КОРЗУН: Я напомню, что сегодняшний мой гость - президент Национальной ассоциации телерадиовещателей

Э. САГАЛАЕВ: Да ладно, Сережа,

С. КОРЗУН: Председатель?

Э. САГАЛАЕВ: Да нет-нет, ну, вообще, зачем это все? Это все суета.

С. КОРЗУН: Эдуард Сагалаев. Президентом остались. Я между прочим только что подумал, вообще у нас руководители субъектов федерации перестали быть президентами, а вы вроде как президент.

Э. САГАЛАЕВ: Ну, это в свое время был такая дань моде. Да собственно это всегда было модно, знаете, французы так говорят: президент чего-нибудь. Каждый француз должен быть президентом хотя бы чего-нибудь. Маленького клуба из трех человек в пивной где-нибудь. Или скорее не в пивной, а где пьют абсент и вино французское.

С. КОРЗУН: Вы как-то стесняетесь. Помню, Олег Максимович Попцов, когда его называли "господин президент" в шутку, он так даже очень в общем радовался.

Э. САГАЛАЕВ: Нет, это все из разряда, я считаю такого юмора, и из разряда чувства собственной важности, там надувать щеки, это уже такая игра, которая давно перестала быть интересной и есть гораздо более интересные вещи.

С. КОРЗУН: Ок, о телевидении. Тем более, что все вопросы, пришедшие по интернету, практически о телевидении. Я несколько задам. Ловердос, подписался так редактор из Москвы: "Если нет тарелки или кабельного цифрового ТВ, то и смотреть нечего. Вы сами что смотрите, уважаемый Эдуард Михайлович?".

Э. САГАЛАЕВ: Надо признать да, сейчас переместился центр моего внимания, в зону спутникового и кабельного интернет-телевидения, потому что в этом пространстве работают больше 250-ти каналов. Вы можете себе представить, на русском только языке. Ну часть из них это зарубежные, там Дискавери, и большие группы фильмовых каналов, но огромное количество каналов, которые поднимают самые разные темы, которые работают на так называемые нишевые аудитории. то есть вот своя ниша, да там.. И канал "Психология 21", о котором я говорил, есть люди, которые смотрят про животных, есть люди, которые смотрят про сад и огород, есть люди, которые про кухню, а есть люди, которые смотрят там "Совершенно секретно" или там "Кто есть кто" или какой-то другой канал, и там очень часто встречаешь такие вот бриллианты, хотя там совершенно другие бюджеты, там просто это ну смешно, и смех и слезы, если так честно говорить. С большим телевидением не то, что никакого сравнения, да? Это благотворительность фактически людей, которые делают эти каналы. И очень много увлеченных людей вот, я с ними встречался, и я счастлив, что я с ними работал и работаю, и знаю их, которые делают замечательные каналы. Хочешь - тебе отдельный канал про Индию, хочешь - тебе отдельный канал про документальное кино.

С. КОРЗУН: И Метео-тв отдельно есть и про кухню, так пяток наверное каналов и ..

Э. САГАЛАЕВ: Метео-тв, знаете, это такая прикладная очень вещь, да? А ведь там ты встретишь и очень сильную публицистику, ли тот же канал "Дождь" например, или такое очень любопытное явление в нашем телевидении, это некий гибрид телевидения и интернета. Это каналы, обращенные к такой вот я бы сказал, самостоятельной, думающей и в общем-то достаточно благополучной аудитории.

С.КОРЗУН: Профессиональный вопрос профессиональному телевизионщику: "Аудиторию можно померить? Есть ли аудиторные исследования?".

Э. САГАЛАЕВ: Ну вот сегодня, кстати, я видел в новостях, выступал очень умный человек, как раз он руководит рекламным бизнесом в Газпроммедиа, Пескарев Сережа. Как рекламщик, он естественно жаловался на то, что система медиаизмерений страдает, да, она еще не совершенна. Тут происходит такая вечная гонка и борьба технологий. Как, знаете, в военных технологиях там придумывается танк, потом снаряд, чтобы пробить эту броню, и так до бесконечности. И здесь примерно тоже самое, потому что люди, которые занимаются медиаизмерениями, безусловно, это весьма серьезные люди. Это очень подготовленные, это социологи, они знают все технологии, сначала как бы это были телефонные опросы, потом появились так называемые пиплметры, хотя слово "пипл", конечно, странно звучит. Я все-таки за чистоту русского языка, ну, бог с ними, с пиплметрами, да, но сейчас уже появилась новая технология, которая меряет по звуку, она идентифицирует звук, который фиксирует эта аппаратура, она может быть где угодно, в машине, дома, и вот из хаоса этих звуков, она выбирает и определяет, какой именно продукт, опять же как сейчас принято говорить, слушатели смотрят.

С. КОРЗУН: Тем не менее, большие каналы, десятки миллионов зрителей, поэтому и реклама, поэтому и хорошие фильмы можно покупать и все, что угодно, кабельные, спутниковые каналы...

Э. САГАЛАЕВ: Тенденции потрясающие. Но вот все равно снижается доля рекламы в больших каналах, все равно она растет и очень бурно в интернете, в первую очередь и в этом сегменте кабельного и спутникового телевидения, она тоже растет. Я вижу, я смотрю многие каналы, безусловно, конечно, понятно, что в центре внимания большая десятка, скажем так, и там любопытные процессы происходят. Но вот то, что представляет из себя новое молодое, что-то такое, что попахивает завтрашним днем, новыми какими-то открытиями. Я добиваюсь ответа у людей, которые представляют крупные международные компании, мы проводим выставку, наша организация, Национальная ассоциация телерадиовещателей, НАТ-экспо, международную выставку, очень крупную, одну из крупнейших в мире, вообще, выставок, туда приезжают крупные специалисты, Сони, Панасоник, Филипс, Сименс, там, наши все, конечно, крупнейшие авторитеты, и когда я спрашиваю: что будет, скажите там через 5, через 10 лет? Вот я обратил внимание, отказываются люди прогнозировать. Я вот был в Массачусетском технологическом университете несколько лет назад, там мне показывали технологии, которые изобретаются. Кстати, институт очень много работает и на Пентагон. И там лучшие мозги, кстати. И русские работают. Я встречал наших ребят, из Воронежа какого-то мальчика, ну, он давно уже был мальчиком, сейчас он там доктор и преподает в MTI, самом престижном учебном заведении Соединенных Штатов. Самое простое, что я там увидел, это голографическое телевидение, т.е. когда экран не висит на стене, а лежит на столе. ина нем двигаются фигуры балерин, я не знаю, футболистов и так далее. И они говрят, что у них есть такие разработки, которые засекречены там и так далее. И я думаю о том, ну что же будет происходить с людьми, с нами опять же? Что будет с людьми происходить, когда все это будет настолько плотно входить в нашу жизнь? Когда будет продолжаться эта неистовая конкуренция не только идей технологических ,да, не только креативных идей, но попыток завоевать аудиторию? Когда каждый отдельно взятый человек может иметь свое телевидение, свой телеканал. Просто он садится у скайпа и вот, пожалуйста, он ведет свой телеканал. Или свою радиостанцию.

С. КОРЗУН: Вопрос в том, будут ли его смотреть? Если этого человека зовут Владимир Путин, или Барак Обама, или Дмитрий Медведев... наверное будут

Э. САГАЛАЕВ: Это понятно, а как он станет, допустим? Хорошо, сядет какой-нибудь Навальный, а завтра он, бог знает кем, станет. Ну-ну, например, да? Он же тоже, ну вот вспомните, сколько эта история продолжается там с Навальным? но сегодня это имя и за человеком уже стоит и дело определенное, и он что-то такое придумал необычное, интересное, с этими акциями, но это вот... Конечно, есть место фантазии, есть место креативу, там какой-нибудь Цукерберг, который за 6 месяцев сто миллионов человек стали членами этой социальной сетью.

С. КОРЗУН: Вопрос: выбор профессионального контента. Лет десять назад, чуть меньше, я сильно загорелся идеещей, но применительно к радио, возможность радио on the mind, по заказу, то есть ты сам формируешь свою программу. Но, в общем, возможностей для этого сколько-угодно и каждый молодой человек или каждый второй формирует свою программу, поскольку у него на твердом носителе записано и в ушах у него эти втыкашки. Он сам выбирает эту программу, но тем не менее, изучая эту проблему дальше, на опыте я пришел к тому, что подавляющее большинство людей все-таки готовы потреблять профессионально сделанный продукт. Именно поэтому держаться большие каналы, там, где не просто большие бюджеты, но огромное количество профессионалов, которые понимают, как максимально точно и максимально полно удовлетворить телезрителей.

Э. САГАЛАЕВ: Сереж, конечно, ты прав, потому что вот это броуновское движение, которое существует вокруг, таких брэндов, вокруг таких столпов, знаете, с руслом реки это можно сравнить. Вот есть ручейки, которые вот так туда втекают, и приносят туда свои идеи. И что-то такое, что они попробовали - получилось. И наверное это закон, и это будет всегда существовать.

С. КОРЗУН: Все равно пока то, что появляется на отдельных сайтах, на маленьких каналах. Вот история там любой телевизионной игры, скорее всего она началась в эфире какого-то радио? Где получила какой-то успех.

Э. САГАЛАЕВ: Ну, вполне может быть,

С. КОРЗУН: И пересела на локальный телевизионный канал, потом на этом канале оформилась, плюсы-минусы стали ясны, с успехом прогремела в одной стране, да? Тогда уже целый фолиант создают и покупают именно готовые игры, готовые проекты. То есть движение от маленького канала к большим мне представляется, что все-таки, большие каналы они останутся. И будет их наличие определяться именно профессионалами.

Э. САГАЛАЕВ: Я на эту тему несколько по-другому думаю. Я тоже не договорил фразу, но я тоже вот несмотря на все эти не только бурные фантазии, но бурный рост технологий, я все-таки думаю, что есть какие-то вещи, которые человечество перемалывает, оно приспосабливает их к себе. Может быть там результатом всего этого будет, ну закончится, может быть. Знаете, как один философ называет наше время не веком технологий, прошедшее время еще каким-то, а он говорит, мы уже там, условно, говоря, последние 200 лет человечество живет в эпоху нефти. И если представить себе, что вот нет нефти, значит, нет всего, что движется, что летает там и так далее. Наверное, это какой-то укрупненный такой взгляд и человек все к себе приспосабливает, и главное, чтобы он оставался человеком, главное, чтобы у него были какие-то высшие ценности, чтобы человек умел радоваться в жизни. И конечно остаются какие-то закономерные истории, вроде того, что вот есть Голливуд, он есть и есть или вот есть мастер. Сейчас много говорят о Юрии Петровиче Любимове, я счастлив, что я с ним несколько раз встречался, и в общем знаком с ним. Я вспоминаю, когда-то вот был спектакль его, ну, не так давно это было, когда по пьесе Тонино Гуэрра, и вот они два этих великих старца, они вышли и это было двести лет. Был такой фильм американский - "200-летний человек". Это вот вышли два человека и двести лет. И я подумал: боже мой, так это же действительно, это двести лет труда, гения, таланта, творчества и вот они эти двести лет вместились ну в 30 лет в жизнь одного поколения да, или двух поколений. Вы понимаете, о чем я говорю? То есть с одной стороны растянуто на двести лет, а если там взять еще больше какую-то еще больше группу людей, их может в мире тысяча гениев наберется и каждому по сто лет. Вот, пожалуйста, у нас есть возможность как бы вобрать в себя прожить это и пережить это и, конечно, к таким людям нужно относиться с величайшим уважением, почтением, ну и нельзя, конечно, их обижать, нельзя.

С. КОРЗУН: Эдуард Сагалаев в программе "Без дураков" на "Эхе Москвы". Понятно, что технологии меняются, мы сегодня еще об этом говорили, совершенствуются, наверное, становятся более точными, более современными, а осознание человека, душа его меняется ли? Или нет?

Э. САГАЛАЕВ: Ну, это вечный вопрос. Конечно, меняется.

С. КОРЗУН: То есть эволюционирует, я имею в виду? Человек движется в сторону более совершенного духовного существа?

Э. САГАЛАЕВ: Я понял вопрос. Понимаете, здесь у каждого может быть своя точка зрения, но я считаю, что да. Я считаю, что на самом деле, время, которое мы переживаем, оно во многом апокалиптическое, очень много рушиться. Но я почему-то я сторонник, знаете, вот тех великих людей, тех великих мыслителей, как например, русский космизм, там Федоров, Вернадский, Чижевский, Циолковский или Шри Ауробиндо - великий индийский философа-мыслителя. Его многие считают, он действительно был святым человеком, многие считают, что он вообще был аватаром бога Вишну, и кстати, к вашему вопросу там, вот я на канале "Психология" делал детскую передачу о суфизме, например, да, или о каббале там. то все лица, это все имена в общем, высшего разума, высшей силы. Каждый может понимать ее в силу, ну своей ограниченности, или своей широты или как угодно. Это есть такая замечательная фраза, которую говорят все мудрецы: когда ты к ним приходишь и говоришь "Помогите мне! Что делать?", и они все говорят - слушай свое сердце! И этот очень правильно, потому что именно в сердце живет вот та лампада.

С. КОРЗУН: Хорошо, это значит, что мы когда-нибудь переживем и Чехова и Пушкина и Шекспира и Рабле и Данте, то есть то, что они писали, вот люди, которые, нет? Если будущие люди будут лучше, чем те люди, которые живут.

Э. САГАЛАЕВ: Нет. Ну, что вы! Если бы их не было этих имен, этих великих людей, разве бы могла бы быть вообще речь об эволюции? Ведь они же состоят вот в той генной основе, это генная инженерия человеческой эволюции, потому что вот Шри Ауробиндо, гений, вот он как раз и писал о том, что как бы вываривается, кто-то так сказал из поэтов, новый человек. Недавно вышла такая интереснейшая книга - "Тело человека", ее написал Майкл Мерфи, тоже один из крупнейших ученых, который еще и общественный деятель, любит Россию, он приглашал Ельцина, когда он первый раз поехал в США, это было по его личному приглашению. Он действительно очень крупный ученый и он собрал в этой книге массу примеров, говорящих о том, что человеческие возможности интеллектуальные, физические, что существует совершенно очевидный прогресс в этом смысле, что возможно мы стоим на пороге каких-то качественных изменений. потому что или человечество должно погибнуть, или оно должно перейти в какие-то новые возможности.

С. КОРЗУН: Новые состояния.

Э. САГАЛАЕВ: Человек должен меняться. Вот Ауробиндо в это верил, он с этим ушел из этого мира. И вот он остается, его свет как бы светит всем, кто хочет этот свет видеть. Я тоже абсолютно убежден в том, что замысел не мог состоять в том, чтоб это просто так вот кончилось. Знаете, как мы это часто видим в нашей жизни, и то, о чем мы уже говорили, когда нет милосердия, да, сплошное лицемерие, кровавые преступления, разложение полное моральное общества, телевидение. нет, я думаю, что и мне очень понравился вот этот перечень, который вы озвучили, Сережа. да, конечно, мы не имеем права всех их предать. И Христа, и Будду, и Магомета и великих Шекспира, Гомера, Толстого, Байрона, Данте, и все кого вы назвали, и еще многих других да. Мы не можем их предать, мы не можем предать своих родителей, которые пережили такое, что просто уму не постижимо или там наши деды, или то, что переживают.. Где, на каких весах все меряется, что человек должен так платить? Например, в наших этих тюрьмах, я не могу спокойно к этом относиться, к тому, как попираются права людей, даже иногда может быть заслуживающих наказания. Что же говорить тогда о степени несправедливости с какой у нас могут относиться к людям, которые заслуживают поддержки, а не наказания? А система их давит. Вот единственно, что вызывает душевную боль, но я для себя решил, что, наверное, уже ну пусть люди помоложе там, я буду путешествовать в Гималаях, а люди, которые помоложе, пусть они идут и сражаются за светлое будущее русского общества.

С. КОРЗУН: Кстати говоря, Эдуард Сагалаев - известный телеведущий новостных программ в свое время. Слушая друзей, глядя в телевизор, ну в новостных программах не знаю, существенных изменений не вижу там, с середины 2000-х годов. А вообще в жизни как она проходит на телеэкране, в том числе в юмористических отдельных программах вижу какие-то подвижки позитивные. "Куклы" появились в свое время - "Куклы" были закрыты. И вроде как кроме "Кукол" из того периода вспомнить вроде бы нечего, сейчас тоже правда закрывается или с каналов с каких -то слетают определенные программы, но т ем не менее, есть программы достаточно острые и есть такое ощущение, что в общем сатирики становятся смелее. Я уж не говорю про "Гражданина Поэта", кстати, смотрите, слушаете?

Э. САГАЛАЕВ: Ну, а как же! Конечно, и слушаю и смотрю. мне очень нравится.

С. КОРЗУН: Долгая судьба будет? Здесь Быков сидел, я говорю: литературных героев мало, скоро закончатся. Нет, говорит, их много. И героев и поэтов и кого угодно.

Э. САГАЛАЕВ: И герои неиссякаемые и фантазия Димы Быкова неиссякаема. Самое смешное как это все читают и слушают и хохочут в тех же кремлевских коридорах, чему я был свидетелем, потому что н уда, это смешно.

С. КОРЗУН: Расслабляется немного страна, готова снова улыбаться?

Э. САГАЛАЕВ: Ну, хочется надеяться, Сережа, потому что я думаю, что какие-то такие параллельные процессы, не будь этого проекта - "Поэт-гражданин" или "Гражданин Поэт".

С. КОРЗУН: Да, "Прожектоперисхилтон" тоже.. в общем проектов довольно много.

Э. САГАЛАЕВ: Да. Это тоже вопрос поколенческий во многом. Потому что нам свойственна рефлексИя, или рЕфлексия, как правильно сказать, потому что мы шарахаемся от иллюзий к их полному крушению, а потом к новым надеждам, которые захватывают нас всецело. Мы уже ни о чем не думаем, мы не думаем о детях, мы не думаем ни о чем, мы ставим на кон на очередного "бога". Причем такого с маленькой буквы, разумеется. И потом приходит другой ну и так далее. Или они долго не приходят никто новый и все равно мы живем иллюзиями. Мне кажется, что есть некое давление, давление, которое не существует как бы ни по чему. Оно существует само по себе.

С. КОРЗУН: Давление сверху вниз со стороны общества?

Э. САГАЛАЕВ: Нет, снизу верх. Безусловно, да. И за всем не уследишь и потом не у всех есть желание так вот резать по-живому, так ограничивать. Это такая сложная политическая игра, в наших традициях советских. Древних каких-то традициях. к сожалению, нашей стране как бы это свойственно борьба там вокруг трона и жертвами часто становятся те, кто этого никак и не заслуживает. но вот это давление, оно существует. Потому что 21 век, потому что другие реалии, потому что другие возможности. Потому что цензура просто вызывает ироническое отношение, к тем, кто играет в эти игры.

С. КОРЗУН: Ответили на этот вопрос, а вести новостную программу сейчас готовы были бы?..

Э. САГАЛАЕВ: А новости вот, тем не менее, я объясню.. я не смог бы сейчас вести. Нет.

С. КОРЗУН: А вот это вторая часть вопроса. Я к ней возвращаюсь.

Э. САГАЛАЕВ: Нет.

С. КОРЗУН: Почему?

Э. САГАЛАЕВ: Вы знаете, я думаю, это небольшой секрет, что в новостях, такими, какими бы я их видел, мой идеал новости Уолтера Кронкайта. Это человек, ведущий новости, который обладает достаточным авторитетом, пониманием, знанием проблем, который может позволить себе там разные точки зрения, причем имея там эксклюзивные возможности для этого. Возможности задавать вопросы первым лицам, и задавать вопросы, не взирая на лица. Только тогда можно говорить о какой-то реальной политике, которая в государстве вообще существует. В противном случае ее просто нет, если ее нет на телевидении, реальной политики, значит, ее нет, ну как бы вообще ее нет. Она превращается в интриги или в какую-то псевдополитику, в какую-то иллюзорную политику, а мы там Бельгии сказали, или Голландии мы сказали, а вот если вы будете плохо себя вести, мы вас в Россию типа не пустим и ваши счета позакрываем в наших банках. Ну вот это что?! Это политика? А ведь есть МИД, есть серьезные люди, есть советники президента, есть Дума, сенат и вот они сидят и этой ерундой занимаются. На самом деле, да пусть там принимают, что хотят, даже такую точку зрения я готов с ней смириться, нельзя смириться с тем, что происходит здесь - в нашей стране, где очень много несправедливости. И очень много лицемерия. И с этим, безусловно, надо что-то делать, потому что в противном случае - зачем тогда вообще все это существует?

С. КОРЗУН: Давление снизу, о нем говорили, говорили об информационном обществе, говорили о множестве каналов, о проблеме выбора, а может вообще проблема просто решится, может надо ничего не делать, самое главное, чтобы министр связи развивал нас, ну или частные предприниматели, широкополосный интернет и тогда у нас вообще все будет нормально? (неразб).

Э. САГАЛАЕВ: Все же в душах человеческих.

С. КОРЗУН: Чтобы в каждом самом отдаленном селе мы могли спокойно зайти на первую страницу своего любимого информационного сайта и найти все как это происходит.

Э. САГАЛАЕВ: Нет, в какой-то мере оно так и есть, и пространство колоссальное, и очень многие молодые люди, которые и языки знают и в этой мировой паутине они найдут все новости, все, что происходит.

С. КОРЗУН: Я ровно про то, что это все-таки молодые люди. А остальную часть населения вот как?

Э. САГАЛАЕВ: Я считаю, что все-таки надо учиться. Ну почему я, например, даже не потому, что я профессионально занимаюсь телевидением, мне просто интересно все торренты, все гаджеты, и все-все-все. Ну как можно жить в эту эпоху и не интересоваться. И я знаю людей, которые совершенно деревенские, без всяких там особых образований, сидят в компьютерах там, все, владеют этим, потому что жизнь кончается тогда, опять же я разговаривал с одним человеком, которому значительно больше ста лет и я его спросил: "А почему вы так долго живете?" И он сказал: "Пока у тебя есть любопытство - ты живешь, как только мир перестает быть интересен, все , проект окончен, занавес". И я абсолютно в этом убежден, если человек хочет жить долго и как-то насыщенно, то надо учиться. Я с удовольствием учусь у своего внука, которому 13 лет и который.. я его спрашиваю, задаю ему массу вопросов, что делать мне с моим там айфоном или айпадом, и все нормально, это же нормально.

С. КОРЗУН: Я подтверждаю для тех, кто не видит телетрансляцию этой программы о том, что огонь в глазах Эдуарда Михайловича Сагалаева горит просто ярким огнем. Ну, что? Вам в Гималаи. Внука-то возьмете с собой?

Э. САГАЛАЕВ: А я уже был с ним один раз. Он как раз относится к числу тех детей, которые сейчас вот живут и учатся не в России, я никаких угрызений совести по этому поводу не испытываю, потому что две мои внучки живут и учатся в России, а там, так судьба сложилась. Но он очень хочет, очень хочет ездить со мной хоть каждый год в Гималаи, и я счастлив от этого.

С. КОРЗУН: Эдуард Сагалаев был гостем программы "Без дураков". Спасибо огромное, Эдуард Михайлович. И успехов вам.

Э. САГАЛАЕВ: Спасибо вам. Всего доброго. Спасибо.