Введение в чтение Библии. Памяти отца Александра Меня - Наталия Басовская, Роза Адамянц, Павел Мень - Книжное казино - 2008-09-21
К. ЛАРИНА: Ну что, поехали? 12:19, мы начинаем наше «Книжное казино». Здесь Ксения Ларина, здесь Майя Пешкова. Маечка, приветствую тебя.
М. ПЕШКОВА: Добрый день.
К. ЛАРИНА: У нас сегодня большая компания в нашей студии. Я сразу всех представлю. Для начала надо представить Наталью Ивановну Басовскую, профессора РГГУ, гостя нашего на «Книжном казино». Очень приятно Вас видеть, Наталья Ивановна.
Н. БАСОВСКАЯ: Здравствуйте.
К. ЛАРИНА: Роза Адамянц, главный редактор фонда им. А. Меня. Добрый день.
Р. АДАМЯНЦ: Добрый день.
К. ЛАРИНА: И Павел Мень, директор фонда им. А. Меня. Добрый день, Павел.
П. МЕНЬ: Добрый день.
К. ЛАРИНА: Вы поняли, что сегодня речь поёдет о наследии отца Александра Меня. И эти книги, которые лежат у нас на столе, которые вы обязательно получите, если правильно ответите на вопросы. Наталья Ивановна, давайте сделаем так. Поскольку Вы у нас гость дорогой, давайте я дам Вам слово, чтобы Вы представили этот проект.
Н. БАСОВСКАЯ: Спасибо. Я сегодня здесь в связи с выходом самой новой книги отца Александра, которая называется «От рабства к свободе». Фонд Александра Меня, памяти отца Александра оказал мне честь, предложив написать предисловие к этой книге. Книга особенная. Это тексты лекций, которые отец Александр читал в Московском Государственном историко-архивном институте, ещё не в РГГУ, сейчас это часть РГГУ, в 1989 году. А я была, можно сказать, организатором, техническим исполнителем и вдохновенным слушателем этих лекций, и участником общения с отцом Александром.
К. ЛАРИНА: Расскажите, как это было?
М. ПЕШКОВА: Вам пришлось его уговаривать?
Н. БАСОВСКАЯ: Не я его приглашала. Приглашал тогдашний лектор, историк Юрий Афанасьев. Пригласил, и очень хорошо сделал. Но когда отец Александр у нас появился, я, как ответственная за организацию учебной работы, была дирижером этих лекций. Я сразу пошла на такую хитрость,: постаралась, чтобы отец Александр, придя в Историко-архивных институт, оставлял верхнюю одежду, портфель в моём кабинете. Тогда у меня был повод после лекций его заполучить, предложить чаю, от которого он не отказывался. И за этим чаем были индивидуальные беседы, которые составляют одно из моих личных духовных сокровищ на всю жизнь.
Я увидела в то ещё смутное время, ведь его слушали ещё вполне советские, не просто светские, а советские студенты и преподаватели.
Р. АДАМЯНЦ: Это какой год?
Н. БАСОВСКАЯ: 1989 год, последний год жизни отца Александра. И цикл лекций назывался «Мир Библии». Это были не проповеди человека, обращающего кого-то в какую-то конфессию. Это были лекции профессионала, блестящего культуролога, прекрасно знающего древнюю историю, в лекциях ссылки на специалистов по античности, по Древнему Востоку, наших, отечественных, зарубежных. Я видела, что это учёный. А в беседах за чаем я в то сложнейшее время увидела очевиднейший пример того, что такое толерантность, какой это труд, это не просто, сейчас это слово затрепали, быть толерантным, быть совершенно терпимым и благорасположенным к восприятию разных, совершенно различных мнений и точек зрения.
И наши, тогда ещё советские студенты, с распахнутыми глазами, в самой большой аудитории Историко-архивного института, т.н. актовом зале, аудитории № 6 на первом этаже, слушали лекции представителя Православной церкви. Это было беспрецедентно. Впервые светский, советский ВУЗ пригласил такого лектора. И последнее воспоминание, потому, что есть больше, что сказать моим друзьям и коллегам. Я попросила отца Александра заполнить необходимые бумаги, чтобы оформить его в качестве преподавателя-почасовика. Он в изумлении поднял на меня глаза и сказал: «Зачем это? Ведь ясно, что я никаких денег не приму». Я сказала: «Мы хотим прецедент. Что можно в светском учебном заведении заниматься культурологией, преподаванием культуры, а не проповедью непременно конфессионального подхода к прошлому, к миру Библии».
Мгновенное понимание. И с полным благотерпением заполнил отец Александр эти бумаги.
К. ЛАРИНА: Наталья Ивановна, всё-таки, вопрос не оставим так. Вопрос несколько в сторону. А почему тогда сегодня так боятся допустить священника в светское учебное заведение? В чём разница, скажите?
Н. БАСОВСКАЯ: Я вижу эту разницу. Дело в том, что то, что хотят преподавать сейчас, допустим, школьникам, это ещё дети-школьники, мало таких священников, как отец Мень. Вот, наверное, самый простой ответ. Как отец Александр, который умел отделить обращение в веру от общекультурного контекста, который может привести человека к Богу, а может и не привести. Книга эта новейшая называется «От рабства к свободе». И свобода, и рабство имеются в виду духовные.
А если придёт обыкновенный, постоянный исполнитель своих служебных церковных обязанностей? Это будет былой Закон Божий в рамках одной конфессии, в нашей многоконфессиональной стране. Вот в этом я вижу огромную разницу.
К. ЛАРИНА: Пусть на этот же вопрос ответят наши гости – и Павел, и Роза. Можно ли сформулировать, чем отличается проповедь от лекции, если мы говорим о лекциях Александра Меня?
П. МЕНЬ: Дело в том, что проповедь – это, так или иначе, человек говорит о своей позиции. И он этой позицией пытается поделиться со своими слушателями. В лекции, и то, что вообще очень свойственно было Александру, он был очень идеологичен. Он всегда видел человека, перед которым он выступает. Для него ощущение аудитории было необыкновенное. Поэтому когда мы смотрим его книги, то мы видим, что они могут быть на самом разном уровне. Его книга «Исагогика» - это научная книга. «От рабства к свободе» - лекции, это обращение к людям внешним, но он хочет поделиться теми знаниями, которые у него есть, предполагая, что другой человек может какую-то сделать оценку.
И что характерно, я не могу не упомянуть об этом, у нас не хватает первых трёх лекций, потому, что когда студенты собрались, они думали, что это, наверное, очередное… Но уже с третьей лекции кто-то принёс магнитофон. И благодаря этому человеку, которого, простите, я забыл даже имя, он пришёл к нам в Фонд, и принёс эти десять кассет, которые он записал, потому, что он увидел, что здесь для него открывается какое-то другое измерение в его жизни и для него это важно. Если он слышит, или кто-нибудь знает об этом, мне бы очень хотелось, чтобы он пришёл и, по идее, мы должны были в книжке выразить ему благодарность.
К. ЛАРИНА: То есть, это кто-то из бывших студентов?
П. МЕНЬ: Это студент, который слушал эти лекции. И с третьего раза он принёс магнитофон и сохранил этот замечательный сборник, который лежит перед нами.
К. ЛАРИНА: Роза, у Вас даже закладки, я вижу, в этой книжке.
Р. АДАМЯНЦ: Нет, Вы знаете, эти закладки относятся к вопросам, которые мы будем задавать.
К. ЛАРИНА: Ответы с комментариями.
Р. АДАМЯНЦ: Если будет такая возможность. Разница между проповедью и лекциями… Проповедь, всё-таки, обращена к людям, которые разделяют твою веру и позицию, именно к верующим, к пастве. А лекция обращена к более широкому кругу слушателей, которых что-то, какие-то размышления, мысли, могут заставить человека задуматься, что-то открыть для себя новое. Они более широкие по содержанию, по сути. И у них совершенно другая функция. Вот эти лекции, которые «От рабства к свободе»…
К. ЛАРИНА: Почему лекции по Ветхому Завету называются «От рабства к свободе»?
Р. АДАМЯНЦ: Сейчас я скажу.
К. ЛАРИНА: Меня воспитывали, что наоборот как раз, всё, что касается ветхих и новых заветов.
Р. АДАМЯНЦ: Дело в том, что очень интересно, когда читаешь эту книгу, один из главных мотивов отца Александра – это именно мотив свободы. И Наталья Ивановна, когда писала предисловие, она удивительно тонко это почувствовала, и в своём предисловии об этом пишет. О том, как отец Александр понимает свободу. И когда мы ей дали эту книгу, ещё названия не было. Название мы уже придумали как бы параллельно, одновременно с Натальей Ивановной. Отец Александр… Первая лекция начинается книгой Исхода, исход евреев из египетского рабства, когда Бог призывает их к свободе. На самом деле это прообраз того пути, который народы или каждый человек совершает в своей жизни.
На самом деле, люди не хотят свободы, потому, что свобода – это выбор, это ответственность, это трудности, это преодоление себя, своего греха. На самом деле, Бог призывает нас выйти из рабства греха к свободе. И люди всё время сопротивляются этому, это очень трудный, это непростой путь. Один из главных лейтмотивов этой книги есть мотив выхода из рабства к свободе, из конкретного рабства к свободе, из духовного рабства к духовной свободе, свободе, которую человек получает в итоге. Это как элемент проповеди в Евангелие во Христе. Это полное освобождение, потому, что Господь говорит: «Если вы познаете истину, истина сделает вас свободными». Иисус себя называл: «Я есть путь, истинная жизнь».
К. ЛАРИНА: Так, это уже началась проповедь.
Р. АДАМЯНЦ: Да. Это уже проповедь.
К. ЛАРИНА: Давайте мы пока остановимся на Новости, потом продолжим наш разговор.
НОВОСТИ
К. ЛАРИНА: Продолжаем программу «Книжное казино» Напомню, что сегодня мы говорим об Александре Меня и разыгрываем его книги «Почему нам трудно поверить в Бога», «Тайны смерти» и «От рабства к свободе», предисловие к этим лекциями, которые отец Александр читал в РГГУ, написала Наталья Ивановна Басовская, присутствующая сейчас здесь. Назову ещё наших гостей, которые присутствуют в студии. Это Павел Мень и Роза Адамянц. Давайте я задам вопросы к нашим слушателям, чтобы у вас было время подумать, хотя здесь такие вопросы, на которые сведущий человек ответит сразу. Ночью разбуди – должен знать ответы на эти вопросы. Но давайте. Вопросы сейчас все прочту и через какое-то время будете отвечать.
Первый вопрос. Что такое завет? Второй. Какое небесное явление стало символом завета, который Бог заключил с Ноем после Потопа? Какие сочинения называются апокрифами? Что означает слово Евангелие, как оно переводится с греческого? Сколько было лет отроку Иисусу, когда родители потеряли его, возвращаясь из Иерусалима после празднования Пасхи? Сколько ему было лет? Кто автор слов «Кто не работает – тот не ест»? И последний вопрос. Как называется исторический роман о первых христианах Генриха Сенкевича, за который он получил Нобелевскую премию? Пожалуйста. Ждём ваших ответов. Вернее, мы их будем принимать по телефону 363-36-59.
А сейчас давайте немножко поговорим об издательской деятельности наших гостей. Издательский дом «Жизнь с Богом». Немножко об этом расскажите нам.
П. МЕНЬ: Я хочу просто рассказать, напомнить о том, что в 1990 году в России не вышло ни одной книжки от Александра Меня. Девять книг, которые вышли, они вышли за границей. Сейчас мы имеем 38 названий, включая три книжки переписки. И это только благодаря тому, что люди, как я уже говорил, включали магнитофон, когда слушали его. Это домашние беседы, это проповеди, это лекции, выступления. И эти сотни кассет, которые мы в это время расшифровали, они превратились в книги. Сначала Фонд сам это издавал, сейчас издательство «Жизнь с Богом», возрождённое. И оно нам помогает, потому, что мы просто не справляемся с этим объёмом.
Всего вышло около 7 млн экземпляров различных книг Александра Меня.
К. ЛАРИНА: Кстати, есть прекрасный учебник. Все сейчас ищут учебник по Истории религий.
П. МЕНЬ: Из семи его книг мы сделали такой дайджест, который в своё время, когда Асмолов был в Министерстве образования, было рекомендовано в качестве книги для чтения для школ и те учителя, которые это использовали, преподавая Историю религий, они отзывались очень положительно об этом. И я надеюсь, что этот шеститомник «В поисках пути истинной жизни», всё равно будет большим подспорьем для тех, кто будет преподавать Историю религий в школьном формате.
М. ПЕШКОВА: А я хотела спросить, «Как читать Библию», каков тираж этого издания и почему оно такое дорогое? Я перед передачей пошла через дорогу в «Дом Книги» и посмотрела.
П. МЕНЬ: «Как читать Библию» - это четвёртое издание. Дорогое оно, там три тома. И на самом деле, наша цена в два раза дешевле. Поэтому если вы придёте в Столешников переулок, дом 2, то там вы увидите. Задача нашего Фонда – как можно дешевле продавать эти книги. Но сейчас, поскольку система распространения, все стараются какую-то наценку, для того, чтобы отвезли люди в другие города. Поэтому мы отпускаем книги по себестоимости.
К. ЛАРИНА: Давайте вернёмся в те времена, конец 80-х годов. Вы ещё назвали имя А.Г. Асмолова, он в Министерстве образования, когда он был, не помните? В начале 90-х?
П. МЕНЬ: В начале 90-х.
К. ЛАРИНА: Когда была попытка несколько другого уровня разговора со школьниками наладить. Но, к сожалению, это далеко в прошлом. Вместе с Александром Менем, насколько я знаю, в РГГУ тогда пришла целая компания людей, которые тогда попытались, предприняли попытку научить человечество в лице студентов задуматься, отчего мы такие, что с нами будет дальше, какими нам быть дальше, куда мы идём. Поговорить на эту тему. Потому, что сегодня, к сожалению, совершенно не популярно. Мне ужасно жалко, что это время, самое романтическое время в истории нашего государства, я думаю, со мной согласятся, при нашей жизни.
Н. БАСОВСКАЯ: Самое недавно романтическое.
К. ЛАРИНА: Да. Оно столько потрясающих людей нам подарило! Наталья Ивановна Басовская тут вспоминает о её неформальных встречах с отцом Александром.
Н. БАСОВСКАЯ: Островок свободы. Совершенно правильно, Ксения. В Историко-архивном институте были устроены публичные чтения «Социальная память человечества», куда были приглашены лучшие гуманитарные умы тогдашней России. А они всегда были. Не всегда они были востребованы. Но такие, как Юрий Михайлович Лотман, Сергей Сергеевич Аверенцев, вот такого уровня. Сюда же входит и отец Александр. И много наших, отечественных и зарубежных светлых умов гуманитарных наук. Каждый читал лекцию, в которой являл свои взгляды и свой полёт духа и направленность его, собравшейся публике.
Это уже были не только студенты Историко-архивного института и его преподаватели. Люди сбегались с Москвы. Иногда это было просто чрезвычайным событием, мешали движению по этой улице, тогда ещё по Никольской улице было движение, называлась она «25 октября». Теперь она пешеходная и называется Никольская. Случались такие события, когда кто-то из публики лез в окна, пытался пролезть в окно, проломиться через… Наш зал не мог вместить.
К. ЛАРИНА: Давайте скажем, справедливости ради, что Юрий Николаевич Афанасьев был в ту пору очень публичным человеком.
Н. БАСОВСКАЯ: Безусловно.
К. ЛАРИНА: Он был авторитетом в позитивном смысле этого слова, не подумайте плохого.
Н. БАСОВСКАЯ: И на его предложение откликнулись очень достойные люди. Например, Стивен Коэн, советолог. В советское время словом «советолог» детей пугали на ночь: «Спи, а то советолога позову». А он, влюблённый в большевистскую историю идеализирует своих персонажей, например, Бухарина. Но сам факт, что лекцию читает американский советолог, вызывал этот ажиотаж. И поэтому этот информационный повод, издание этой книги, которая войдёт в целую групп книг отца Александра, это ещё и памятник эпохи. И это информационный повод нам сегодня об этом напомнить, что в той эпохе, которую многие сейчас просто очерняют, просто перечёркивают, есть у нас такое свойство – плюнуть в прошлое. Напрасно они так торопятся так сделать.
Я в данном случае не просто историк, я участник, субъект этих событий. Да, очень плохо, очень трудно, очень ошибочно. Но вот этот порыв к духовной свободе, который коснулся не узкой кучки людей, а очень широкого слоя. Всем хотелось услышать что-то человеческое, на смену заидеологизированной и какой-то замученной стандартной жизни советского времени.
К. ЛАРИНА: Устремления были невероятные, конечно.
Н. БАСОВСКАЯ: Безусловно.
Р. АДАМЯНЦ: Ожидания.
Н. БАСОВСКАЯ: След этот исчезнуть не может. И книги отца Александра – один из этих следов.
К. ЛАРИНА: Ну, подождите! Всё-таки, прошлое прекрасно. А если говорить об актуальности сегодняшней? Насколько сегодня важны эти тексты, которые лежат на наших столах?
Н. БАСОВСКАЯ: Бесконечная актуальность. Во-первых, это громадные пласты культуры, в том, как отец Александр толкует мир Библии, нет ничего назидательного, нравоучительного. Он не воспитывает, он не влияет на паству, как проповедник. Он вскрывает культурные пласты. А Библия – книга, которую читают ни одну тысячу лет и будут читать без конца. И каждый найдёт что-то другое. Вот этот взгляд – это пласт культуры, который навсегда. Все библейские сюжеты кажутся такими простыми, бытовыми, в них есть глубочайшая философия. Но надо иметь особый третий глаз, чтобы это увидеть и подарить людям.
Поэтому след, допустим, «Почему нам трудно поверить в Бога?» Название уже привлекает. Это не воспитательное. Это размышление об образе жизни, о том, как себя чувствовать в этом мире. Один из вариантов, при этом не отвергающий никаких других. Повторяю, что вот это удивительное свойство отца Александра. Я считаю, что не бесследным был этот порыв к свободе, которая была так трудна. Совершенно правильно здесь Роза Аршаковна сказала, что свобода – это труд. Это он подчёркивает. Тот рывок не полностью состоялся. Но каждый рывок – это ступенька. В этом я убеждена абсолютно.
К. ЛАРИНА: Давайте послушаем телефоны уже, поскольку народ очень хочет получить эти уникальные книжки. Напомню номер телефона – 363-36-59. Я не буду повторять пока наши вопросы. Если что-то забудете – я напомню. Телефон 363-36-59. Выбирайте, пожалуйста, вопрос и выбирайте правильный ответ. Итак, вперёд, поехали. А нет… Ещё не поехали… Алло! Здравствуйте!
СЛУШАТЕЛЬ: Алло! Здравствуйте. Меня зовут Роман. На все вопросы надо отвечать?
К. ЛАРИНА: Нет. На один из семи.
СЛУШАТЕЛЬ: Ну, тогда увидел радугу.
К. ЛАРИНА: Да. И это правильный ответ. Спасибо, Роман. Записали Ваш телефон. Вы у нас победитель. Я думаю, что мы здесь должны быстро разделаться с этими вопросами. Алло! Здравствуйте!
СЛУШАТЕЛЬ: Алло! Здравствуйте! Роман Сенкевича «Потоп».
К. ЛАРИНА: Нет.
СЛУШАТЕЛЬ: «Огнём и мечом» тогда.
К. ЛАРИНА: Нет. О другом романе речь идёт. Следующий звонок. Алло! Здравствуйте!
СЛУШАТЕЛЬ: Алло! Добрый день. По поводу Сенкевича.
К. ЛАРИНА: Плохо слышно Вас. Алло! Здравствуйте!
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Я хочу ответить, что такое апокриф. Это религиозное сочинение, в которые не вошли библейские канонические сочинения.
К. ЛАРИНА: Ну, правильный ответ. Как Вас зовут?
СЛУШАТЕЛЬ: Владимир.
К. ЛАРИНА: Может быть, Роза добавит? Потому, что здесь речь идёт и о прямом переводе.
Р. АДАМЯНЦ: Скрытный, тайный, сокровенный.
Н. БАСОВСКАЯ: Не принятый, не утверждённый.
К. ЛАРИНА: Следующий звонок. Алло! Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ: Добрый день. Екатеринбург. Евгений. Роман Сенкевича называется «Камо Грядеши», «Quo Vadis?».
К. ЛАРИНА: Я думаю, что мы примем этот звонок, хотя очень плохо слышно. Но мы-то услышали, что это Екатеринбург. И правильный ответ прозвучал. А сейчас будет Петербург. Алло! Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ: Алло!
К. ЛАРИНА: Ничего не слышно вообще. Что-то со звуком, Наташ! Алло! Здравствуйте!
СЛУШАТЕЛЬ: Владимир. Петербург. Алло! Я хотел ответить на вопрос по поводу фразы «Кто не работает – тот не ест». Это слова апостола Павла.
К. ЛАРИНА: Апостол Павел сказал. Правильно, совершено верно. И Вы у нас тоже победитель. Следующий звонок. Алло! Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ: Алло! Здравствуйте. Евангелие – это Благая Весть.
К. ЛАРИНА: Радостная Весть. Благая Весть. Как Вас зовут?
СЛУШАТЕЛЬ: Женя.
К. ЛАРИНА: Записали. Алло! Здравствуйте!
СЛУШАТЕЛЬ: Алло! Здравствуйте. Лена, город Москва. Я хотела ответить на вопрос по поводу, как переводится Евангелие.
К. ЛАРИНА: Уже ответили.
СЛУШАТЕЛЬ: Извините, пожалуйста.
К. ЛАРИНА: Алло! Здравствуйте! Говорите.
СЛУШАТЕЛЬ: Добрый день. Владимир. Завет переводится, как совет, договор.
К. ЛАРИНА: Да, совершенно верно, Владимир. Это правильный ответ. Ещё один звонок. Алло! Здравствуйте!
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Меня зовут Анна. Отроку Иисусу 12 лет было.
К. ЛАРИНА: Правильный ответ. 12 лет. Совершенно верно. Видите, я так и предполагала, что мы быстро… Подождите! А закладочки? Мы же хотели с комментариями ответы?
Р. АДАМЯНЦ: Ну, Вы выбрали те вопросы, которые без комментариев.
К. ЛАРИНА: Просто я вижу закладки, они не должны даром пропасть.
Р. АДАМЯНЦ: Вы знаете, я могу только…
К. ЛАРИНА: Со стихами?
Р. АДАМЯНЦ: У нас был вопрос, какой пророк сказал: «Я милости хочу, а не жертвы и Боговедения более, нежели всесожжений». Я просто, когда мы говорили об актуальности, отец Александр приводит слова этого пророка Осия, я уже называю этого пророка, поскольку в вопросах его нет, именно эти слова предваряет другими: «Слушайте слово Господне, сыны Израилевы; ибо суд у Господа с жителями сей земли, потому что нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле. Клятва и обман, убийство и воровство, и прелюбодейство крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием. За то восплачет земля сия, и изнемогут все, живущие на ней». Это просто, я считаю, что это очень актуально, потому, что это всегда было и Пророк от лица Бога говорит, чего он хочет милости, а не жертвы. И Боговедения более, нежели всесожжения. Праздников и т.д.
Конечно, это не отменяется жертвоприношение, но милосердие прежде всего.
К. ЛАРИНА: Спасибо. Спрашивают наши слушатели, где можно купить книги?
П. МЕНЬ: Книги отца Александра Меня, источник Фонда можно купить в Столешниковом переулке, дом 2. Это храм РПЦ Московского патриархата Космы и Дамиана. Так что приходите с 10 до 19 всегда работает киоск. Где вы можете приобрести по самой низкой цене.
К. ЛАРИНА: Я встречала книги отца Александра в «Академкниге», около Цветного бульвара, там маленький магазинчик.
П. МЕНЬ: Они и в магазине «Москва» есть. Это зависит от тех дилеров, которые развозят.
К. ЛАРИНА: Страшное слово Вы произнесли.
П. МЕНЬ: Да. Страшное слово. Будем говорить – людей, которые занимаются распространением. Раньше это называлось коллектором, теперь этого ничего нет, поэтому этим занимаются люди. И сказать, что можно отследить, куда попадают эти книги, трудно. Но они попадают по всей России, Украине. И, по-видимому, к нашему удивлению, книга «Сын человеческий» была переведена на итальянский и, претерпев три тиража, продолжает по-прежнему быть достаточно популярной. А в Бразилии она разошлась на португальском языке в 22 тыс. экземплярах.
К. ЛАРИНА: А у нас?
П. МЕНЬ: У нас 6 млн.
К. ЛАРИНА: А сегодня насколько востребованы тексты Александра Меня?
П. МЕНЬ: Мы не успеваем допечатывать.
К. ЛАРИНА: Слава Богу.
П. МЕНЬ: У нас несколько позиций нет.
К. ЛАРИНА: Значит, тяга существует.
Р. АДАМЯНЦ: Надо сказать, что книга «Сын человеческий» переведена на все европейские языки.
К. ЛАРИНА: А если говорить о деятельности Фонда им. Александра Меня, я так понимаю, что не только издательская деятельность, наверняка есть ещё какие-то акции просветительские?
П. МЕНЬ: Дело в том, что мы создали небольшой музей, построили памятную часовню на месте убийства. И в этом принимали участие очень многие люди, в частности, храм, построенный ещё преподобного Сергия, замечательный, жив. Одного из выдающихся иконописцев Зинона, который расписывал Данилов монастырь. Он приехал и сказал, что он в долгу у отца Александра. И расписал замечательными фресками.
М. ПЕШКОВА: В следующем году 20 лет со дня гибели отца Александра. Что планируется Вашим Фондом сделать? Как эта дата будет увековечена?
П. МЕНЬ: Дело в том, что пока, к сожалению, мы можем сказать, что мы не закончили работу по изданию всех устных материалов. В 2000 году мы уже напечатали всё, что написал Александр. Но возникают эти записи, которые необходимо каким-то образом, если мы закончим к 2010 году хотя бы, весь материал который мы имеем. Неожиданно получается, что возникают какие-то самиздатовские…
К. ЛАРИНА: Слушайте, наверное, видео есть много, которые до сих пор ещё не учтённые.
П. МЕНЬ: Да. Видео к этой годовщине мы хотели бы немножко технически продвинуться…
Р. АДАМЯНЦ: Обновить.
П. МЕНЬ: Мы забываем, что в 1990 году и раньше, когда его начали снимать, это было и пораньше, но техника была на таком уровне. Что качество записей остаётся…
К. ЛАРИНА: Но всё равно, видеокамеры существовали.
П. МЕНЬ: Есть много записей, которые мы стараемся сейчас привести в порядок. Есть несколько фильмов, которые сделали, включая эти фрагменты его записей выступлений в домах культуры.
К. ЛАРИНА: Кстати, был замечательный фильм Калека «Любить».
П. МЕНЬ: Да. Замечательный фильм. И оттуда есть 40 минут материала, туда вошло только 10 минут. А 40 минут материала есть, где Александр отвечает на всякие вопросы. Тогда ему ещё было чуть больше 40 лет. И это замечательно сохранило этот момент.
К. ЛАРИНА: Мы вас спросили о какой-то деятельности, помимо издательской, Фонда им. Александра Меня. Вы не устраиваете каких-то круглых столов, семинаров, публичных обсуждений, просмотров?
П. МЕНЬ: У нас проходят ежегодно конференции. Конференции памяти, но с другой стороны, понимая, следуя за задачами Александра, эти конференции всегда посвящены каким-то темам, которые являются актуальными сейчас. В частности, в этом сентябре прошла конференция в Библиотеке иностранной литературы, которая была посвящена гуманитарной эстафете 20-21 века. И кроме всего прочего, в рамках РПЦ прошли Третьи Меневские чтения, в которых под благословением Митрополита Ювеналия. И тема была – богослужение в жизни церкви. То есть, эти работы всё время ведутся. Конечно, и вечера памяти.
Конечно, нам очень бы хотелось организовать распространение книг, чтобы людям было это доступно.
К. ЛАРИНА: Конечно же, мы рассматриваем фигуру Александра Меня, как, прежде всего, философа, религиозного и общественного деятеля. Возможен ли разговор о канонизации? Потому, что для огромного количества людей, верующих – он мученик, прежде всего.
П. МЕНЬ: Это вопрос очень сложный. Во всяком случае, Александр всегда говорил: «Кто я? Я только проводник. Я готов поделиться». Его духовная, душевная щедрость… Он был необыкновенно весёлым, простым человеком. И я воспринимаю его именно как человека, который внутренним своим богатством старался, видел перед собой человека, и старался поделиться этим богатством. На том уровне, на котором он был готов это воспринять. И поэтому я не думаю, чтобы этот вопрос являлся каким-то актуальным.
К. ЛАРИНА: Но он возможен?
П. МЕНЬ: Я думаю, что возможен.
Р. АДАМЯНЦ: Это вопрос времени.
П. МЕНЬ: Это вопрос времени. У нас есть святые. Преподобный Серафим Саровский был канонизирован через сто лет. Так что хорошее видится издалека.
К. ЛАРИНА: Давайте на этом закончим. Спасибо вам огромное. Ещё раз представим сегодняшних гостей. Главный редактор Фонда Александра Меня Роза Адамянц, директор Фонда – Павел Мень, и профессор РГГУ, историк, писатель Наталья Басовская, которая последние секунды гостья, а через несколько минут станет хозяйкой следующей передачи.
Н. БАСОВСКАЯ: Впереди «Всё так».
К. ЛАРИНА: Спасибо!