Купить мерч «Эха»:

Выход альбома "Серебряное кольцо" - Сергей Девятов, Игорь Кузнецов, Сергей Шелышей - Книжное казино - 2007-09-02

02.09.2007

К.ЛАРИНА: Ну что? У нас такая книга в студии, что за ней я не вижу ни звукорежиссера, - ничего просто. Ладно, Майя! Не надо, не трогай – все порушится. Ты нам декорацию порушишь.

У нас выгородка здесь, как в театре. Действительно, начинается наш спектакль под названием «Книжное казино».

Здесь Ксения Ларина, здесь Майя Пешкова.

Майя, еще раз добрый день!

М.ПЕШКОВА: Добрый день!

К.ЛАРИНА: И в гостях у нас компания.

Сейчас буду всех перечислять.

Итак, начнем мы с женщин: Ольга Новохатка, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института Российской истории Российской академии наук. Все правильно, Ольга?

О.НОВОХАТКА: Совершенно верно.

К.ЛАРИНА: Здравствуйте, добрый день!

О.НОВОХАТКА: Здравствуйте!

К.ЛАРИНА: Дальше. Игорь Николаевич Кузнецов, кандидат исторических наук, директор издательства «Памятники исторической мысли». Здравствуйте, Игорь Николаевич!

И.КУЗНЕЦОВ: Добрый день!

К.ЛАРИНА: Сергей Николаевич Шелышей, руководитель Фонда развития церемониального книгоиздания «Царь-книга».

Здравствуйте, Сергей Николаевич!

С.ШЕЛЫШЕЙ: Добрый день!

К.ЛАРИНА: Вы как раз и устанавливали эту декорацию у нас в студии.

С.ШЕЛЫШЕЙ: Да.

К.ЛАРИНА: В белых перчатках нужно прикасаться к этому уникальному произведению. Что это такое? Давайте сразу расскажите.

С.ШЕЛЫШЕЙ: Это все в золоте, все красиво.

К.ЛАРИНА: Что это? Мы по радио. Рассказывайте!

С.ШЕЛЫШЕЙ: Это книги, книги очень дорогие, очень большие. Красивые, подарочные, великолепно исполненные – в дереве, в бархате, в коже.

К.ЛАРИНА: Размер какой вот этой вот книги?

С.ШЕЛЫШЕЙ: Вот этой, самой большой?

К.ЛАРИНА: Да.

С.ШЕЛЫШЕЙ: Книжка без футляра – 35 на 50 сантиметров, а футлярчик – соответственно немножко побольше. Больше 10 килограмм весит, порядка 12. Это официальный подарок Министерству Обороны.

М.ПЕШКОВА: Вы хотите сказать, что такое тяжелое издание покупают?

С.ШЕЛЫШЕЙ: Конечно, конечно! Люди с большим удовольствием так с трудом поднимают ее.

К.ЛАРИНА: А Вы бы хотели, чтобы Вам подарили такой подарок?

С.ШЕЛЫШЕЙ: Да.

К.ЛАРИНА: А куда бы Вы его поставили? У Вас есть место? Как напольная ваза. (Смеется).

С.ШЕЛЫШЕЙ: Нет. Места у меня нет. Одну такую мне подарили за заслуги перед Отечеством, и она у меня лежит в шкафу.

М.ПЕШКОВА: А орден Вам не дали?

С.ШЕЛЫШЕЙ: Нет, орден не дали.

М.ПЕШКОВА: А книга называется ведь очень интересно.

С.ШЕЛЫШЕЙ: Вот эта книга, о которой мы сейчас говорим, самая большая, она, наверное, первая привлекает внимание, это «Императорское установление орденов кавалерских российских». Это точная копия документа Павла Первого, в которой впервые систематизированы ордена российские.

К.ЛАРИНА: Так выглядела, да?

С.ШЕЛЫШЕЙ: Да. Точно так и выглядела – такого цвета, такого размера. Лежит в Историческом музее один экземпляр, и еще в каком-то из наших музеев лежат еще два экземпляра, сейчас сохранилось. А сколько было, к сожалению, я не смог установить.

Как, кому, за что какие ордена давать. Мужчинам, женщинам, за гражданские подвиги, за военные, как носить, с каким платьем, в какие дни одевать, сколько душ полагалось получившему этот орден; сколько надо заплатить, в свою очередь в казну за орден – все это впервые установил Павел Первый при коронации подписал этот документ. Вот это его точная копия.

К.ЛАРИНА: Из чего сделан вот футляр?

С.ШЕЛЫШЕЙ: Футляр? Это дерево. Бук. Оно хорошо обработано. Сама книжка переплетена в кожу. Все в традициях российского книгоиздания.

К.ЛАРИНА: А перчатки к чему?

С.ШЕЛЫШЕЙ: Перчатки ко всем книжкам таким вот могучим.

К.ЛАРИНА: И только в перчатках можно в белых прикасаться к такой книге?

С.ШЕЛЫШЕЙ: Да. А то ведь золото будет на пальцах оставаться, или серебро. Все будет оставаться на пальцах.

К.ЛАРИНА: И к каждой книге прилагаются перчатки?

С.ШЕЛЫШЕЙ: К каждой книге прилагаются перчатки.

К.ЛАРИНА: Вот, если я захочу посмотреть, я должна буду надеть перчатки?

С.ШЕЛЫШЕЙ: Хотелось бы. Кожу можно потрогать без перчаток.

К.ЛАРИНА: Хорошо. Понятно.

С.ШЕЛЫШЕЙ: Внутри перелистывать – да, хотелось бы надеть перчатки.

У нас есть женские перчатки. Вот это женская пара перчаток. У нас есть мужские, офицерские перчатки, с полосами такие. Те, которые офицеры носят на парадах, такие мужские перчатки. Для всех – пожалуйста, можно надевать и смотреть.

К.ЛАРИНА: И вот это мы сегодня подарим кому-то из слушателей?

С.ШЕЛЫШЕЙ: Мы подарим точно такую же книгу, но не в коже.

М.ПЕШКОВА: Но не одну даже книгу, а три книги. Три экземпляра такой книги – «Императорского установления орденов кавалерских российских».

С.ШЕЛЫШЕЙ: Мы сегодня дарим великолепные книги. Но пусть слушатели не ждут легкой жизни.

К.ЛАРИНА: Легких вопросов?

Давайте дальше пойдем. Вот лежит эта вот, с золотым тиснением.

С.ШЕЛЫШЕЙ: А вот эта книжка, это первый экземпляр. Первый экземпляр. Ее еще в таком виде никто не видел. Это альбом «Серебряное кольцо». Третья книга в ряду президентских подарков. У нас был «Московский кремль», был «Санкт-Петербург». Это новая книга, новое историко-архитктурное понятие. Тоже сделано, чтобы наш президент дарил эту книгу главам других государств.

К.ЛАРИНА: Представительский подарок.

С.ШЕЛЫШЕЙ: Это официальный государственный представительский подарок.

Вот та, которую мы будем дарить, она несколько поменьше в толщину.

К.ЛАРИНА: А вот эта вот настоящая, да?

С.ШЕЛЫШЕЙ: Это – первый экземпляр, самый, просто самый выдающийся. Здесь между всеми страничками прокладки из папье-плюра, чтобы, если вы вдруг не одели перчатки, чтобы все равно ничего не случилось.

Переплетаются в самую выдающуюся кожу, и сделано на самом высоком полиграфическом уровне.

М.ПЕШКОВА: А что это за кожа?

С.ШЕЛЫШЕЙ: Это знаменитая…

И.КУЗНЕЦОВ: Золотая щетинка.

С.ШЕЛЫШЕЙ: Знаменитое в нашем отечестве животное – кенийский козёл.

Из такой кожи сделано удостоверение президента, еще из прошлого века. С тех пор все государственные подарочные издания переплетаются в такую кожу. Она у нас главная.

К.ЛАРИНА: А кенийский козел водится в России?

С.ШЕЛЫШЕЙ: Кенийский козел не водится в России, к сожалению, его приходится закупать в Африке. Не обязательно в Кении. Он есть и в Танзании, и в Нигерии, он водится по всей Африке. А вы видите сами – это просто великолепная, могучая кожа такая.

М.ПЕШКОВА: А африканские «Зеленые» не высказали вам свое недовольство?

С.ШЕЛЫШЕЙ: Африканские «Зеленые» возмущаются. Тем более что на переплет ведь идет далеко не каждая шкурка. Их приходится очень тщательно отбирать. И, чтобы сделать 100 книжек, приходится 500 шкур пересмотреть.

И.КУЗНЕЦОВ: Страшно!

С.ШЕЛЫШЕЙ: И, в общем, конечно, раздаются возмущенные голоса. Но должен сразу…

К.ЛАРИНА: Вы не выдаете случайно государственные секреты?

С.ШЕЛЫШЕЙ: Нет, никогда! Никогда!

К.ЛАРИНА: А то мы в прямом эфире.

С.ШЕЛЫШЕЙ: Должен сразу всем сказать, что это не дикое животное. Кенийская коза разводится в домашних условиях. Поэтому нельзя сказать, что мы уничтожаем природу.

М.ПЕШКОВА: А что это за футляр? Вон там стоит такой коробочек?

С.ШЕЛЫШЕЙ: Это футляр, да, могучий футляр. Да, конечно, такая книга.

М.ПЕШКОВА: Мне очень нравится этот сундучок, я бы хотела его прикупить отдельно, без книжки.

С.ШЕЛЫШЕЙ: Конечно, такая книга требует футляра. Он переплетен в овечью кожу. Футляр покрыт овечьей кожей, но вот тонковата немножко овечка, поэтому я принес лоскут кожи показать: будет вот такая телячья кожа. Вот эта отечественная.

То есть, овечка – я не помню, она какая-то то ли тибетская, то ли непальская, то ли гималайская.

К.ЛАРИНА: Не своя.

С.ШЕЛЫШЕЙ: Не наша, не наша. А вот телячья кожа – она потолще и помощней, из которой мы сделаем футляр, это предварительный образец для первой книжки, она какая-то,

по-моему, костромская буренка, если я ничего не путаю.

Да. Она домашняя. В такую кожу много книг в России переплеталось с прошлого, позапрошлого и с 17-го века, о котором, собственно, эта книга.

«Серебряное кольцо» - это документальное свидетельство расцвета русского государства в 17 веке.

М.ПЕШКОВА: А Вы хотите сказать, что вот то, что обработано серебром, серебро настоящее, или это некий фальшь?

С.ШЕЛЫШЕЙ: Конечно. Нет, это настоящее серебро. Оно скольких-то там – то ли двух, то ли одна и восемь карат.

М.ПЕШКОВА: А герб Российский на этом сундучке, который мне так понравился?

С.ШЕЛЫШЕЙ: Герб Российский посеребренный, то есть, в основе своей из металла, посеребрен.

К.ЛАРИНА: Сергей Николаевич, их подписывать принято вообще такие, когда их дарят?

С.ШЕЛЫШЕЙ: Вот здесь вот, на этом футляре, вот здесь вот крепится табличка с именем владельца в именительном падеже: «Папа Римский Иоанн Павел Второй». «Президент России Владимир Владимирович Путин». К примеру.

И принято писать обращение. Но обращение, собственно, уже в книжке, там, на одной из первых страничек, оборот титула, если я не ошибаюсь.

К.ЛАРИНА: То есть, вот здесь вот, вот здесь вот, по этой страничке президентский каллиграф очень красиво пишет

какое-то обращение. Но это, если нужно как-то подчеркнуть, если к какому-то юбилею, к какому-то моменту. Если это официальный подарок во время встречи или визита, то не пишется обращения – просто делается табличка с именем владельца.

К.ЛАРИНА: Слушайте! А вот я так понимаю, что такие вещи на конвейер не поставишь. Вот сколько экземпляров можно сделать?

С.ШЕЛЫШЕЙ: Вы знаете, как раз дело в том, что в России могучая школа ручного переплета. Но раньше на конвейере это делать не могли. А у президента ведь большое количество партнеров по переговорам, нужно постоянно что-то дарить.

Скажем, когда сделали «Петербург» к 300-летию, альбом «Петербург», его же сразу подарили 45 главам государств, которые съехались на празднование, на самит. Поэтому большие количества. Вручную переплеты можно сделать пять, самое большее – десять экземпляров. Поэтому это как раз серьезное производство.

И первая книга, которую делали – «Кремль», ее пришлось делать в Германии.

Нам часто задавали вопрос: как можно официальный государственный подарок делать за границей? Мы сами понимали, что это, в общем, не очень здорово, и всем коллегам-полиграфистам, работникам типографий я всегда говорил, что как только вы покажете мне книжку такую же, я сразу сделаю заказ вам. И сейчас книги мы уже делаем в России. То есть, такого же качества, зачастую превосходящего качества делают в России, в Москве.

К.ЛАРИНА: Вот сколько «Серебряного кольца»? Тираж какой?

С.ШЕЛЫШЕЙ: Тираж этой книги всего три тысячи экземпляров, из них большая часть сделана вот в таком исполнении, как лежит: переплетается в обычную кожу. Это просто высочайшего уровня альбом.

Вот таких – в шкуре кенийского козла, с прокладочками из папье-плюра таких будет самое большее 200 штук. Они будут нумерованы, то есть, каждая книга будет пронумерована и с табличкой.

К.ЛАРИНА: А «Императорского установления»?

С.ШЕЛЫШЕЙ: «Императорского установления» было 500 экземпляров, вот в таком исполнении, как Вы видите перед собой, порядка двухсот, наверное. Было еще в более могучем исполнении. То есть, книжка переплеталась в бархат, с вышитым гербом. Золотой кованый шов, специально установлена технология. В Торжке делают, знаете, специально такие женщины, которые лампасы маршальские вышивают. Вот эти же серьезные люди делали орла. И футляр был палехской технологии. То есть, это папье-маше прессованное, лакированное, огромная палехская шкатулка, в которую укладывалась книга. Таких было порядка 150. Их дарили, начиная лет пять назад, их активно раздаривали.

К.ЛАРИНА: И еще вопрос: я так понимаю, что Вы работаете по заказу, да? То есть, это не просто там Ваша инициатива: а

издам-ка я сейчас «Серебряное кольцо», или «Императорское установление».

С.ШЕЛЫШЕЙ: Да. Так, конечно, было бы трудно. Не то что по заказу. Мы придумываем постоянно какие-то темы, и ходим, разговариваем с историками, разговариваем с чиновниками, получаем одобрение.

К.ЛАРИНА: Это приурочено к чему-то конкретно? Либо к какому-то событию, либо к какой-то дате?

С.ШЕЛЫШЕЙ: Да. Иногда это приурочено …

К.ЛАРИНА: Или какой-то там визит президента куда-то, куда вот необходимо получить …

С.ШЕЛЫШЕЙ: Президент – это слишком узко.

Первая книга называлась «Московский кремль на рубеже тысячелетий». Соответственно рубеж тысячелетий, ну и к тому же был восстановлен Большой Кремлевский дворец, Сенатский дворец были отреставрированы, то есть это вот к этому было привязано.

Книга о Петербурге, она естественно была сделана к 300-летию.

«Серебряное кольцо» в значительной степени сейчас как бы к общим историческим веяниям в стране подходит. У нас же сейчас, как Вы знаете, государственный праздник установлен – 4 ноября, День национального единства. Это как раз считается официальной датой освобождения кремля. Фактически это сейчас принято считать датой конца смутного времени.

Я извиняюсь, что вторгаюсь в область историков, Вы их потом спросите, они точнее все скажут. Тогда кончилось смутное время.

Сейчас у нас тоже похожий исторический период, грубая историческая аналогия – тоже кончилось смутное время. Поэтому эта книжка очень актуальна.

К.ЛАРИНА: Как-то я тут готова с Вами поспорить, но нет времени.

С.ШЕЛЫШЕЙ: Еще не кончилось?

И.КУЗНЕЦОВ: Нужно употребить другую глагольную форму: оно кончается.

(Все смеются).

К.ЛАРИНА: Новости. Потом продолжим.

НОВОСТИ

К.ЛАРИНА: Ну что? Вопросы я задаю нашим слушателям. Значит, у нас будет пять экземпляров книг. Сколько у нас? Три «Серебряных кольца»?

М.ПЕШКОВА: Два «Серебряных кольца».

К.ЛАРИНА: Два «Серебряных кольца» и три вот этих вот этих вот уникальных «Императорских установлений». Но они в футлярах будут? Не в футлярах, потому что футляры, я так понимаю, останутся здесь.

С.ШЕЛЫШЕЙ: Одну ночь. (Все смеются).

К.ЛАРИНА: Так, вопросы:

В каком из подмосковных мужских монастырей есть дворец, построенный специально для женщин?

Еще раз: В каком (хотя бы в одном) – просит автор вопроса, из подмосковных мужских монастырей есть дворец, построенный для женщин?

Вот я поняла, что это невозможно удержаться. Алексей Алексеевич, а сколько всех слушателей хотели бы проделать то же самое, что и ты - войти и посмотреть? А на книжной ярмарке будет?

С.ШЕЛЫШЕЙ: Все будет на книжной ярмарке – мы будем показывать экземпляры на книжной ярмарке.

К.ЛАРИНА: Для кого был построен златоверхий теремок над Теремным дворцом московского кремля? Для кого? Назовите.

Следующий вопрос:

Какой монастырь до 1941 года украшала колокольня всего на несколько метров ниже Ивана Великого в Московском кремле?

Следующий вопрос:

Для каких целей лестницы на верхние этажи в зданиях 17 века строили снаружи?

И последний вопрос, пятый:

Сохранилась ли в Подмосковье хоть одна деревянная церковь 17 века?

Ну, понятно, что ответ – да. Нужно назвать просто, где эта церковь находится.

Вот вопросы, на которые вы будете отвечать по телефону прямого эфира: 363-36-59. Я так понимаю, что придется нам ограничиться сегодня московскими победителями, поскольку книжки эти можно получить, вручать только лично при встрече, так что если вы в Москве, или если вы готовы приехать в Москву, или есть через кого подарок этот получить, то давайте, звоните. Еще раз напомню: 363-36-59.

Давайте обратимся уже к экспертам не только дизайна, но и содержимого этих замечательных книжек.

Значит, Игорь Николаевич Кузнецов и опять потеряла бумажку – и Ольга… Да?

О.НОВОХАТКА: Ольга Владимировна Новохатка.

К.ЛАРИНА: Новохатка Ольга Владимировна.

Для начала давайте мы скажем о содержании вот этих книг, которые мы сегодня представляем. Кто готов?

И.КУЗНЕЦОВ: Мы не столько эксперты, сколько авторы. Причем, авторов еще двое. Это Сергей Викторович Девятов, который должен был быть сегодня, но, к сожалению, не смог, и четвертый – это Александр Григорьевич Стройло, который не может быть не упомянут, потому что это не просто замечательный художник псковский и график, но и выдающийся книжный дизайнер, который мало известен только потому, что он плюет на славу, но размер его таланта от этого не уменьшается. Он очень хорошо известен не только во Пскове, не только в Москве, но и в Пушкинских горах. И директор тамошнего музея-заповедника Василевич замечательно с ним пребывает в дружбе и в творческом сотрудничестве.

Это значит, я упомянул о тех людях, которые здесь отсутствуют, но не могли быть не упомянуты, потому что без них «Серебряное кольцо» либо вообще бы не появилось, либо появилось существенно иного качества, чем оно есть на сегодняшний день.

М.ПЕШКОВА: Мы знаем Золотое кольцо, а Серебряное кольцо?

И.КУЗНЕЦОВ: Серебряного кольца два года назад не было, а потом вышеупомянутый коллектив его придумал.

К.ЛАРИНА: Правда?

И.КУЗНЕЦОВ: Да.

К.ЛАРИНА: То есть, это ноу-хау, извините за выражение.

И.КУЗНЕЦОВ: Теперь мы знаем хау.

К.ЛАРИНА: Хау. А что в него входит?

И.КУЗНЕЦОВ: В него входит, трудно сказать, сколько, потому что на самом деле там их больше сотни, но в книжку уместилось только около пятидесяти выдающихся памятников выдающегося, но несколько забытого 17 века.

О.НОВОХАТКА: Но выдающийся, каждый из них выдающийся.

К.ЛАРИНА: Регионом каким-то ограничивается, или целиком Россия?

О.НОВОХАТКА: Подмосковье, это только Подмосковье.

И.КУЗНЕЦОВ: Произвольно взятое Подмосковье. Причем,

мы-то, когда придумывали это, думали не только об эстетической стороне, но и даже о рекреационно-туристической, потому что этот бренд, я надеюсь, что это со временем станет брендом, он будет? Конечно, меньше, чем Золотое кольцо, но зато он будет гораздо ближе, потому что для Золотого кольца нужно n дней путешествия, а для путешествия по Серебряному кольцу требуется n часов на машине, или на автобусе.

К.ЛАРИНА: Ну подождите, все-таки Серебряное кольцо – сюда входят именно архитектурные сооружения, либо какие-то места конкретные?

О.НОВОХАТКА: Архитектурные сооружения.

К.ЛАРИНА: Церкви и монастыри, да?

И.КУЗНЕЦОВ: Да, да. К сожалению, гражданского нет.

О.НОВОХАТКА: Там памятники 17 века, поскольку гражданского зодчества осталось очень мало, то есть буквально на пальцах одной руки можно пересчитать (Подмосковье я имею в виду, не Москву), то получается, что это памятники культовые. Но граница взята условно – современное Подмосковье в его современных административных границах. Но, конечно, не 17 века Подмосковье.

К.ЛАРИНА: Но, тем не менее, существуют бюро в туристических компаниях, существует такое понятие – там путешествие по Подмосковью, или подмосковные храмы, или монастыри. Просто никто не знает, что это Серебряное кольцо.

О.НОВОХАТКА: Да.

И.КУЗНЕЦОВ: Теперь будем знать.

К.ЛАРИНА: Важно, как это назвать, конечно.

А много, сколько вот по количеству?

И.КУЗНЕЦОВ: 100 памятников.

О.НОВОХАТКА: Больше ста.

И.КУЗНЕЦОВ: Больше ста, причем они очень разновеликие. То есть, есть Иосифо-Волоцкий монастырь, который огромный памятник, и есть церковь в Сивково, которая полуразрушена, но великий, тем не менее, памятник, к сожалению, известный только либо специалистам-реставраторам и архитекторам. Я тут проводил некоторый узкий экспертный опрос, но на название

Сивково реагировали очень редкие люди. Либо жители самого этого села, которые правда, некоторые из них понимают рядом с чем находятся, потому что хоть как-то, но они спасают этот памятник.

К.ЛАРИНА: Игорь Николаевич! Но это же, как я понимаю, парадная книга, да? А Вы уже говорите, что сюда все-таки входят вещи, шедевры, которые полуразрушены, как Вы сказали.

И.КУЗНЕЦОВ: Параду нисколько не мешает… Парадному характеру этой книги нисколько не мешает то, что необъятные старые произведения, необъятные по таланту, к сожалению, за прошедшие 300 лет пребывали в полузабвении.

К.ЛАРИНА: А как Вы об этом пишете? Как это можно подать?

И.КУЗНЕЦОВ: Вообще говоря, пишем довольно злобно. Другое слово – страстно!

К.ЛАРИНА: Давайте страничку назовите какую-нибудь. Какую посмотреть?

И.КУЗНЕЦОВ: Ну, Сивково сейчас не вспомню на какой странице.

М.ПЕШКОВА: А мы сейчас посмотрим.

К.ЛАРИНА: Мы сейчас поищем.

М.ПЕШКОВА: Да. Книга снабжена указателями. Можно очень быстро найти то или иное сооружение, о котором Вы пишете.

И.КУЗНЕЦОВ: Да, да, да. Конечно. Перечень упомянутого создается на страницу, конечно.

О.НОВОХАТКА: Вы знаете, а парадность ведь тоже не в гламурности. Они настолько прекрасны, они так красивы даже вот в этом разрушенном виде. Но Парфенон тоже ведь не выглядит, как новенький. Но, тем не менее, это парадная страница Греции.

И.КУЗНЕЦОВ: Да, да. Есть и такие фотографии.

К.ЛАРИНА: Смотрите, вот «Преображенская церковь», как раз Сивково, да? Да. Зрелище, конечно, тяжелое.

С.ШЕЛЫШЕЙ: А если перевернуть страничку, оно становится несколько иным.

О.НОВОХАТКА: А если приглядеться, а если посмотреть на нее.

К.ЛАРИНА: Слушайте, вы знаете, прямо до слез. Не знаю, мне кажется, что человек, который смотрит такую книгу, если это человек, у которого есть деньги и власть, он должен тут же принимать какое-то решение.

О.НОВОХАТКА: Отчасти это цель.

К.ЛАРИНА: Да?

И.КУЗНЕЦОВ: Да, конечно.

Генетически книжка рождалась примерно тогда же, когда происходили события в Беслане, потому что когда произошло то, что произошло – немое озверение, бессильная ярость, сначала выплеснулся какой-то текст, который был удивительно банален. Потому что без банальности говорить об этом невозможно.

И то же самое, только другими словами и другими образами, другими материалами сказано в этой книге. То же самое, что рождалось тогда, но не родилось.

К.ЛАРИНА: Давайте мы сейчас попробуем ответы принять на вопросы, чтобы осталось время еще поговорить. Да? Давайте быстренько вопросы повторю. (Повторяет вопросы).

Пожалуйста, 363-36-59 – телефон прямого эфира, и мы готовы принять ваши ответы на один из вопросов, дорогие друзья. Еще раз повторю, что я призываю, прежде всего, москвичей звонить. Не надо, Майя, в этой студии у нас слышен звук – наушники не нужны. Вот. Или тех, кто может приехать, или через кого-то получить свой подарок, если вы живете не в Москве. Пожалуйста.

Что так? У нас ничего не соединено, между прочим! О! Какая прелесть! Еще раз напомню телефон: 363-36-59, пожалуйста. Нет, тут не соединено ничего. Не знаю, что делать.

И.КУЗНЕЦОВ: Давайте, да бог с ним, наверное.

К.ЛАРИНА: Нет! Не бог с ним! Я могу, конечно, перевести в другой режим – мы просто будем принимать на sms ответы, но жалко: я хотела по телефону принять, и уже объявила телефон.

Ну ладно, раз телефон у нас не работает, давайте тогда переходим на другие условия игры. Пришел Алексей, но я думаю, что он нам не поможет.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Сейчас перезагрузим.

К.ЛАРИНА: Перезагрузимся, да?

А.ВЕНЕДИКТОВ: Но у вас есть ответы уже на sms.

К.ЛАРИНА: На sms-то я знаю. Я хотела же услышать живой человеческий голос. Хорошо! Все! Тогда мы пока отложим. На sms можете присылать, давайте мы тогда пополам разделим: если получится у нас, по телефону два примем ответа, и три – по sms.

Sms напомню: +7 (985) 970-45-45.

Вопрос, который я хотела Вам задать – по поводу парадности и вот этих вот печальных фотографий, которые опубликованы здесь? Ну, конкретно: отношение ваше к Царицыно, которое сегодня, вот у нас уж парад, так парад, такое нам отстроили! И, по-моему, москвичи просто счастливы, судя по тому, какое количество людей туда пришло на открытие этих уникальных фонтанов и этих уникальных дворцов. Вот ваше отношение к этому?

И.КУЗНЕЦОВ: Вы рискуете, что мы сейчас забрызгаем слюной всю студию.

К.ЛАРИНА: А мы любим! Пожалуйста, для этого специально предназначена эта студия.

О.НОВОХАТКА: Я не была в Царицыне в новом виде.

М.ПЕШКОВА: И не тянет?

О.НОВОХАТКА: И не тянет. Но слышала от своих знакомых и друзей, что там происходит. И из того, что я слышала, мне не нравится.

К.ЛАРИНА: А почему? Вот объясните. Что плохого вот в этом так называемом новоделе? Почему вот такое уничижительное отношение к этому?

И.КУЗНЕЦОВ: Зачем нужно этот новодел строить на руинированном памятнике конца 18 века? Неужели его нельзя построить в Бутово, - и подземный гараж, и замечательной архитектуры новые сооружения? Зачем трогать то, что осталось и столько веков простояло?

К.ЛАРИНА: Оно разве не достроенное? Долгострой, товарищи! Мы, наконец-то справились с этим долгостроем!

О.НОВОХАТКА: Поделикатней надо бы было, все-таки.

Все-таки ни Баженов, ни Козаков не предполагали, как я слышала, стеклянную крышу, не предполагали эскалаторы, так сказать, туда уходящие и прочее, и прочее, и увеселения

какие-то, и так далее.

Поэтому, если достраивать руины недостроенные, то все-таки, ну хотя бы в стиле в том, который предполагали создатели, а не в том, который кажется шикарным. Вот, как одна моя знакомая любит говорить, используя, видимо, услышанное в Одессе: «шикарно, но прилично». Вот это что-то вроде того получается.

К.ЛАРИНА: То есть, уместна ли аналогия, когда вот я слышала мнение, по-моему, Нина Болева выступала по телевидению, как раз высказывалась именно вот об этом новоделе Царицынском, она это сравнивала с Колизеем, или с Помпеями, что – почему же? С таким же успехом можно восстановить Помпеи.

О.НОВОХАТКА: Конечно, конечно! И крышечкой накрыть, и лавочки опять отполировать, или пластиком замечательно покрыть, чтобы сидели люди, и чтобы не поддувало и не холодно было.

И.КУЗНЕЦОВ: И с машиноместами там, наверное, проблем нет.

О.НОВОХАТКА: Да. Подрыть под Колизей, там бы столько много машин бы стало! Какая стоянка дивная была бы!

К.ЛАРИНА: А вдруг Екатерина именно об этом и мечтала! Вот о таком парке.

С.ШЕЛЫШЕЙ: Об автостоянке.

К.ЛАРИНА: О лошадиной стоянке, о паркинге.

С.ШЕЛЫШЕЙ: Они уж у нее там были.

К.ЛАРИНА: А о таком фонтане она и мечтать не могла. Наверное, он мог бы ей присниться в каких-нибудь снах, понимаете?

О.НОВОХАТКА: Ну вот, опять я цитирую классику: это вряд ли!

И.КУЗНЕЦОВ: А ведь можно там карету поставить вместо стоянки подземной.

К.ЛАРИНА: Кстати. Вот еще есть идея одна! (Смеется).

О.НОВОХАТКА: Лошадок жалко, они под землей не живут.

И.КУЗНЕЦОВ: Зачем лошадки? Просто карета.

О.НОВОХАТКА: Ну, а если серьезно, то мне кажется, это опоганили.

К.ЛАРИНА: Ошибка?

О.НОВОХАТКА: Мне кажется – да.

К.ЛАРИНА: Давайте вернемся к телефону, я вижу, что он работает. Еще раз напомню номер: 363-36-59. Мы готовы принять ваши звонки, уважаемые друзья, выбирайте один вопрос, и ваш ответ сейчас, я надеюсь, зафиксируем.

Алло, здравствуйте!

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый день!

К.ЛАРИНА: Добрый день!

СЛУШАТЕЛЬ: Это «Эхо Москвы»?

К.ЛАРИНА: Да.

СЛУШАТЕЛЬ: Я по поводу викторины. Правда, вообще-то, беспокоят из Омска, но у нас в принципе в Москве родственники есть, и…

К.ЛАРИНА: Если что, передадим, да?

Хорошо. Ну, давайте!

СЛУШАТЕЛЬ: Так. По первому вопросу. По-моему, это Савватеевский монастырь, или Свято-Cавватеевский, тут в конце августа как раз в нем проводились торжества.

К.ЛАРИНА: Нет, нет, к сожалению, Вы ошиблись. Вам пока не повезло.

Следующий звонок. Пожалуйста! Алло! Здравствуйте!

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте! А мне кажется, что лестницы строили снаружи, чтобы спастись от пожара, на верхние этажи.

К.ЛАРИНА: Да. Правильно! Правильно! Как Вас зовут?

Слушатель: Сергей.

К.ЛАРИНА: Сергей, да. Телефон у Вас последние две цифры 23.

К.ЛАРИНА: Все правильно, спасибо. Телефон Ваш есть. Ждите звонка после программы.

А есть еще дополнение? Ну давайте, давайте! Пожалуйста!

И.КУЗНЕЦОВ: В принципе там есть дополнение, еще есть один резон.

О.НОВОХАТКА: Да, есть дополнение, один резон, что довольно тяжело было бы отапливать площади вот эти лестничные, обширные пространства внутри дома, которые тоже приходилось бы топить, чтобы оно не было холодным.

С.ШЕЛЫШЕЙ: Которым пользуешься всего полчаса в день, может быть.

М.ПЕШКОВА: Дровишки экономили.

О.НОВОХАТКА: Конечно, конечно!

К.ЛАРИНА: Алло, здравствуйте!

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Алло! Добрый день.

К.ЛАРИНА: Здравствуйте!

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Я хотела про златоверхий теремок ответить.

К.ЛАРИНА: Давайте!

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Он был построен для царевичей Алексея и Ивана в 1637 году.

К.ЛАРИНА: Великолепно! Отлично! Как Вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Елена.

К.ЛАРИНА: Елена, последние две цифры Вашего телефона 85?

ЕЛЕНА: Да.

К.ЛАРИНА: Вы из Москвы?

ЕЛЕНА: Да, да.

К.ЛАРИНА: Отлично! Все, телефон Ваш есть. Ждите звонка после программы. Тут, по-моему, все правильно, никаких дополнений не может быть.

И.КУЗНЕЦОВ: Блестяще!

С.ШЕЛЫШЕЙ: Я бы сказал, какой-то очень уверенный ответ.

Профессионал. Историк, наверное, какой-то.

К.ЛАРИНА: Других не держим.

Следующий звонок. Алло! Здравствуйте!

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Здравствуйте!

К.ЛАРИНА: Пожалуйста!

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Волоколамский Иосифо-Волоцкий монастырь. Колокольня выше была.

К.ЛАРИНА: А! Вопрос про колокольню, которая была выше. Совершенно верно! Как Вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Татьяна.

К.ЛАРИНА: Татьяна, последние две цифры Вашего телефона 62.

Вы из Москвы?

ТАТЬЯНА: Из Волоколамска.

К.ЛАРИНА: А! Прекрасно! Я думаю, что доберетесь до Москвы?

ТАТЬЯНА: Ну да. Наверное.

К.ЛАРИНА: Спасибо Вам за звонок, правильно. Телефон Ваш есть.

У нас сколько получилось? Три?

Все. Давай. На остальные два вопроса, поскольку я обещала, и люди там присылали ответы, на остальные я сейчас тебе дам. Вот смотри. (Это я нашему референту рассказываю). Вот смотри: вот на это мы ответили, на это мы ответили, и на это мы ответили.

Мы не ответили на первый и на последний.

Майя, мы хотели еще поговорить про Ольгины книги.

М.ПЕШКОВА: Да. Ольга, очень хотелось узнать, что Вы написали? Мы хотим ведь знать о Вас не только как об одном из авторов альбома «Серебряное кольцо».

О.НОВОХАТКА: А! Вы имеете в виду кроме «Серебряного кольца»?

М.ПЕШКОВА: Кроме. Да.

О.НОВОХАТКА: Да вот, собственно, не так густо, конечно. Две книжки только у меня вышло. Обе посвящены 17 веку, и обе посвящены проблемам государственного управления в 17 веке.

Первая книга посвящена изучению делопроизводства 17 века приказов, то есть, министерств, если говорить современным языком, министерств в 17 веке, их делопроизводства. И, в частности, делопроизводству разрядного приказа. Это что-то такое вроде министерства обороны теперешнего.

И.КУЗНЕЦОВ: Но гораздо интереснее вторая книга.

О.НОВОХАТКА: Вторая книга? Да.

И.КУЗНЕЦОВ: Недавняя, месяц назад.

О.НОВОХАТКА: Да. Она посвящена тоже, в общем, той же самой проблеме, но только уже более обширно. Или наоборот, может быть, более узко. Это жизнь вот этого самого разрядного приказа в одном-единственном году – 1676-77 годах. И вот то, как он жил, как работал и как крутилась вот эта вот машина государственного управления. И именно ее самые мелкие винтики, шпунтики, пружиночки. То, как работали чиновники 17 века государственные. Как они управляли всей страной, армией, границами, служивым сословием, придворной жизнью, - все то, чем занимался…

К.ЛАРИНА: В чью пользу сравнение? Однозначно!

И.КУЗНЕЦОВ: Здесь автор не в силах говорить, есть универсальный способ сравнения: население России в конце 17 века около 16, 18, ну 20 миллионов. Сейчас – 140-150. Ну, грубо говоря, в 10 раз.

Сейчас чиновничий аппарат – я боюсь предположить сколько. А в конце третьей четверти 17 века весь этот аппарат вместе со сторожами приказов составлял (хорошо, что все сидим), полторы тысячи человек.

О.НОВОХАТКА: На всю страну. По сути, центральный аппарат. Центральный.

И.КУЗНЕЦОВ: То есть, эффективность, если грубо сравнивать, если предположить, что нынешний чиновничий аппарат составляет, предположим, один процент (что неправда!), то эффективность ровно в 100 раз выше. Вот для этого прошли три века.

К.ЛАРИНА: А воровали?

О.НОВОХАТКА: Поворовывали.

И.КУЗНЕЦОВ: А как же!!

О.НОВОХАТКА: Но масштабы… Я Вас уверяю: это просто дети, гимназисты. По сравнению с тем, что…в последующие века, скажем так. Не будем указывать пальцем уже, но дальше было больше.

М.ПЕШКОВА: Итак, Ваша книга – это некий архитектурный итог правления династии Романовых первого столетия, да? Можно так говорить?

И.КУЗНЕЦОВ: Серебряное кольцо – да.

М.ПЕШКОВА: С учетом того, что не за горами 400-й юбилей династии Романовых в России.

О.НОВОХАТКА: Когда писали, об этом не думали, а получилось, что так.

М.ПЕШКОВА: То есть, получается, что это первая книга, которая является ну вот таким неким моментом открытия этого события исторического?

И.КУЗНЕЦОВ: Вряд ли это событие воцарение Романовых, это …

М.ПЕШКОВА: Я имею в виду в контексте истории.

О.НОВОХАТКА: Ну, в контексте истории, наверное, да, безусловно. Скажем так: это этап, это веха, это что-то такое – новое установление какое-то. Наверное, да.

М.ПЕШКОВА: А что ваше издательство готовит еще?

И.КУЗНЕЦОВ: Вот это вопрос, которого я ждал, на который рассчитывал.

(Все смеются)

М.ПЕШКОВА: А мы тут говорим с учетом того, что те, кто нас слушает, непременно придут и купят. И очень хотелось бы, чтобы слушатели знали, к чему им быть готовыми.

И.КУЗНЕЦОВ: Примерно сейчас в голове роится около шести книжек такого же пошиба, как «Серебряное кольцо», или такого же класса, как «Серебряное кольцо».

Одна из них – это «Из Костромы в Москву», начиная от Антониево-Сийского монастыря через Кострому, Ярославль, Ростов, Переяславль-Залесский, Троицу, Дмитров, через Новоспасский монастырь в Успенский монастырь, то есть, в Успенский собор кремля. Это путешествие Михаила Романова.

Почему начинается с Антониево-Сийского, потому что там был в ссылке батюшка Филарет Никитич, будущий патриарх, тогда еще Федор Никитич.

Вторая книжка – это по Волге, третья – по Оке. Четвертая – земляные валы России.

К.ЛАРИНА: Они такого же объема будут?

И.КУЗНЕЦОВ: Я бы хотел, чтобы они были несколько больше.

К.ЛАРИНА: Больше?!

И.КУЗНЕЦОВ: Да. Потому что материалу столько, что его в такой объем втиснуть очень трудно.

К.ЛАРИНА: А в метро почитать?

О.НОВОХАТКА: И об этом думаем.

И.КУЗНЕЦОВ: И об этом тоже думаем потихонечку.

К.ЛАРИНА: Правда?

О.НОВОХАТКА: Да, да, да. Нет, серьезно!

К.ЛАРИНА: Я вот смотрю на эту книгу и понимаю, что не каждый может себе позволить такую уникальную книжку купить. Не каждый, да? Не каждый может такую книгу купить.

(Брак записи в студии)

С.ШЕЛЫШЕЙ: В другом формате нет. Но эти книги поступают в наши библиотеки. То есть, их можно прийти, почитать. А что касается надежд Игоря Николаевича сделать их еще больше, то эта книга – предел возможности современной полиграфии.

К.ЛАРИНА: Нужно заканчивать программу. Спасибо большое. Я напомню, что сегодня у нас гостили авторы и издатели замечательных произведений искусства (по-другому не назову), которые мы сегодня разыграли, и я надеюсь, отдали две книги: «Императорского установления орденов кавалерских российских» и «Серебряное кольцо» мы отдали нашим слушателям.

А в передаче у нас сегодня принимали участие: Игорь

Николаевич Кузнецов, Сергей Николаевич Шелышей и Ольга Владимировна Новохатка, за что им большое спасибо.

Извините за технические сложности, которые возникали во время программы. Но бывает. Спасибо.

О.НОВОХАТКА: Спасибо Вам!

С.ШЕЛЫШЕЙ: Спасибо!


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024