Грани недели - 2018-04-21
21 апреля 2018 года.
В эфире радиостанции «Эхо Москвы» - Александр Гнездилов, политик, театральный режиссер.
Эфир ведет Владимир Кара-Мурза.
В.Кара-Мурза
―
Здравствуйте, в эфире радиостанции «Эхо Москвы» еженедельная программа «Грани недели», в студии Владимир Кара-Мурза. Слушайте обзор важнейших событий прошедших 7 дней и анализируйте мнения экспертов и гостей нашей передачи. Итак, в сегодняшнем выпуске:- в этот день в 1986 году была утверждена программа "Жилье 2000";
- в 1943 году началось восстание в Варшавском гетто, захлебнувшееся в крови;
- в 1943 году была создана организация СМЕРШ, приобретшая карательный характер.
В этот день в 1986 году была утверждена программа "Жилье-2000", утопичная по самой идее выделения каждой семье отдельного жилья к 2000-му году. Программа "Жилье-2000" была популистской, считает писатель Виктор Ерофеев:
- Хохма эта была утопическая, и наоборот, или утопия эта была хохмой. Конечно, все такие иллюзорные программы они построены на популизме – будьте со мной и все получите. Обычно это все лопается, ничего неожиданного не произошло. Но самое обидное все-таки то, что практически никто ничего и не получил. Вот хоть что-то – ничего. Остались все недовольные, и так это и закончилось.
В.Кара-Мурза
―
Все обещания программы оказались пустыми, считает журналист Юрий Сапрыкин:- Это было обещание, в которое, по-моему, уже на тот момент как-то не все горячо верили, потому что это было то поколение людей, которому обещали, что к 2000-у году они будут жить при коммунизме, потом им обещали, что к 2000-у году настанет продовольственное изобилие, потом им пообещали еще по квартире. А времени все оставалось меньше и меньше. Я думаю, что если эта вера была, то она довольно быстро рассеялась вместе с остатками той партийной бюрократической системы, которая называлась Советским Союзом. Но, честно говоря, я неплохо помню уже эти времена, и какие-то приливы энтузиазма по этому поводу я не заметил.
В.Кара-Мурза
―
Сегодня гость нашей студии - политик, театральный режиссер Александр Гнездилов. Добрый вечер, Александр!
А.Гнездилов
―
Добрый вечер, Владимир! Добрый вечер, уважаемые радиослушатели!
В.Кара-Мурза
―
В этот день в 1986 году была утверждена программа "Жилье-2000". Почему она была утопична по самой своей идее?- В принципе, теоретически эта задача была относительно посильна. Если мы посмотрим статистику, то увидим, что в предыдущие три пятилетки, в 70-е годы и в первой половине 80-х, в строй вводилось от 500 до 550 миллионов кв метров жилья за пятилетку. Задача – дать каждой советской семье квартиру к 2000-у году означало, что нужно увеличить темпы строительства примерно на 20-25%, примерно до 700 млн кв метров жилья за пятилетку. И поэтому изначально, когда эта программы была запущена в 86-м-87-88-м годах, в некоторых республиках в 89-м, темпы строительства жилья оставались еще достаточно высокими. Но дальше эта задача наложилась на общую неэффективность советской плановой экономики. На то, что с начала 70-х советская экономика была очень плотно прикреплена к уровню цен на нефть. И поскольку с конца 70-х и особенно в начале 80-х годов начался сильный спад цен на нефть, и доходы советского бюджета продолжали уменьшаться, то соответственно через какое-то время просто не оказалось денег на выполнение этой программы. И попытки реформирования советской экономики оказались запоздалыми и недостаточно последовательными, недостаточно смелыми, когда еще в конце 90-го года всерьез шли споры, а мы знали, даже малая приватизация объектов мелкой торговли, например, объектов бытовых услуг, нужно ли это передавать в руки населению, нужно ли это передавать в руки частной инициативы и т.д. И поэтому в результате советская экономика пришла к своему исчерпанию, и поэтому, в том числе, оказалось не выполнена и жилищная программа. Притом, что она действительно отвечала на один из самых наболевших и острых запросов у общества. Потому что, если мы так очень вкратце посмотрим на то, что происходило с жилищным вопросом, который, по мнению Булгакова, одного из его персонажей, испортил москвичей и не только москвичей. Что происходило с этим жилищным вопросом за прошедшие 100 лет, то мы убедимся, что, например, при Сталине по большому счету мы наблюдали очень большой, практически феодальный социальный разрыв. Когда одни люди, можно их назвать новые аристократы или новые феодалы, получали большие квартиры в новых элитных домах, которые выстраивались парадной декорацией на главных улицах столицы, на главных улицах и проспектах столицы, но при этом подавляющее большинство людей не могли рассчитывать на улучшение своих жилищных условий. Строительство было дорогим, и в результате, подавляющее большинство людей жило либо в коммуналках, либо попросту в бараках. И так продолжалось до середины 50-х, до 60-х годов, а в некоторых частях нашей страны, кстати, и продолжается до сих пор. И потом, когда Хрущев пришел к власти после Сталина, то он стал пытаться найти способы решить эту жилищную проблему. Одна из первых таких попыток напрямую затронула мою семью. На Дубровке, практически напротив того места, где проходил мюзикл "Норд-Ост", и где был потом террористический акт, находится старый дом, который построен трудом моих предков. Моих прабабушки, прадедушки, деда и бабушки. Они в 50-е годы, во второй половине 50-х годов, после основной работы, а тогда была 6-ти дневная рабочая неделя, отработав 6 дней, каждый вечер приходили туда и помогали рабочим строить дом, для того, чтобы ускорить возведение для себя жилья. И когда это было закончено, они получили жилье. И когда мне в детстве это мама рассказывала, я сказал – все хорошо, что хорошо кончается, главное же, что они получили квартиры. "Какие квартиры?", - сказала мне мама. "Они получили по комнате, причем в разных коммунальных квартирах". Потом началось известное строительство хрущевок, которые были, конечно же, не самые лучшие зачастую, но, по крайней мере, они решали жилищную проблему. И, наконец, вот эта жилищная программа Горбачева, которая не смогла быть выполнена из-за общеполитических и общеэкономических проблем. А в ней самой, при другой экономике, в принципе не было ничего невозможного, и она отвечала на один из самых острых вопросов, который существует и сегодня. И этот жилищный вопрос в России по сей день остается не решенным. Если мы обратимся к статистике, то мы увидим, что в США на одного человека приходится 70 метров жилых помещений, в Дании – 51 метр, в Швеции – 45, в Великобритании – 44 метра, в Германии – 43, во Франции – 40. А в самой большой стране мира - России, с огромными просторами, где заселено менее 2% территории, на одного человека приходится 24 метра жилых помещений, в Москве – 19 метров. Это говорит о том, что жилищная проблема в России по-прежнему остается очень острой. И поразительно, что за последние 10-15-20 лет по большому счету почти никто из политиков не попытался предложить амбициозного проекта в данном направлении. Мне лично приходит на память только Григорий Явлинский, который почти 10 лет лоббирует свою программу "Дома, земля, дороги", которая предлагает масштабный проект индивидуального жилого строительства, когда людям выделяется участок земли, когда они получают возможность приобрести стройматериалы, построить свой дом, государство берет на себя подведение дорог, коммуникаций. И таким образом, осуществляется заселение страны.
Понятно, что есть очень много вопросов к тому, насколько возможно индивидуальное жилое строительство, где взять для этого землю. Понятно, что это невозможно делать вокруг многих из существующих крупных городов. По большому счету это проект заселения России, освоение и обустройство огромной территории. Разумеется, той, которая пригодна для жизни – это и Центральная Россия, и Северо-запад, и Юг России, и Южная Сибирь и т.д. И вот такие проекты и должны быть предметом государственной политики, ее смыслом и центром. Потому что, если мы возьмем, например, недавний опрос ВЦИОМа относительно того, в каких условиях живут граждане, и чего бы они для себя хотели, то мы увидим, что в индивидуальных домах в России живут 35% граждан – это, прежде всего, сельские жители. Из этих 35% - 28% хотели бы продолжать жить в индивидуальных домах. И еще 38% из тех, кто сегодня живет в городских квартирах или вовсе в домах барачного типа, или в общежитиях, тоже хотели бы получить возможность обзавестись собственным семейным индивидуальным жилым домом. 38% россиян! То есть это в каком-то смысле почти национальная мечта.
В.Кара-Мурза
―
В 1903 году начался недельный Кишиневский погром. Антисемитизм служил преградой революции, считает писатель Виктор Ерофеев:- Это сложный вопрос, который связан с борьбой идеологии в России. Дело в том, что перед революцией стала подниматься такая либеральная, демократическая Россия. И ей надо было противопоставить тех, которые действительно думали совершенно иначе. И вот "черная сотня" – эти люди, которые были крайними националистами, можно сказать, что предвестники фашизма, они нужны были власти. И власть их погромы поощряла. Это приглашение власти заявить о том, что есть другая Россия, и эта другая Россия ничуть не слабее революционная. И надо сказать, что черносотенцы потом убивали либералов, поджигали помещения, где они собирались, и в общем-то, вели себя как настоящие фашисты.
В.Кара-Мурза
―
Царизм умышленно поддерживал "черную сотню", считает журналист Юрий Сапрыкин:- Это все неплохо описано в исторической литературе, потому что власть проводила типичную политику – разделяй и властвуй, в которой эти черносотенные дружины они многими, носителями этой власти, рассматривалась как естественная опора режима. Как люди, в случае чего, пойдут и защитят корону и царя батюшку от всяких инородцев и дурных элементов. Поэтому на то, что они делают, смотрели сквозь пальцы. Как сейчас, создают эти отряды по борьбе с оппозицией, вот погромщики были отряды по борьбе с тогдашней оппозицией, просто, как и многие подобного рода околовластной структуры, они занимались избиением не тех, кто действительно противостоит власти, а тех, кого легче всего побить.
В.Кара-Мурза
―
Антисемитизм в царской России активно процветал, считает адвокат Елена Лукьянова:- Мне кажется, что антисемитизм вообще очень удобная штука, чтобы отвлечь население от ошибок властей. В начале 20 века на самом деле в России была схожая коррупционная ситуация – "bad management". И антисемитизм – на кого-нибудь свалить. Вот сейчас у нас внешний враг. И, кстати, смотрите, антисемитизм начал просыпаться активно. Найти ответственного за то, что власть не может справиться.
В.Кара-Мурза
―
Напомню, что гость нашей студии - политик и театральный режиссер Александр Гнездилов. В 19903 году начался недельный Кишиневский погром. Почему власти активно потворствовали антисемитизму?- Если мы будем обращаться к событиям апреля 1903 года, 115 лет назад, когда в Кишиневе произошел погром, и несколько десятков человек погибли. И если мы обратимся к непосредственной подоплеке событий, которые были связаны с обвинением одной из черносотенных газет, редактором которой был некий человек по фамилии Крушеван. Обвинения в том, что якобы некая тайна еврейской организации причастна к гибели молодого человека недавно убитого – это убийство всколыхнуло Кишинев. И вот это бездоказательное обвинение стало основой для погромов, как впоследствии бездоказательное обвинение еврея Бейлиса в 1911 году в Киеве в убийстве подростка Андрея Ющинского, станут основой для одного из самых громких уголовных процессов в Российской империи. Крушеван, хотя он по национальности был молдаванином, тем не менее, он входил в различные черносотенные организации, потом был депутатом Госдумы от черносотенных партий. И здесь мы должны помнить, что совсем неслучайно, потом уже в иммиграции многие черносотенцы будут активно служить в том числе нацизму, включая одного из лидеров фракции Союза русского народа – партии Русского народа, черносотенной партии в Госдуме 3-4 созыва Маркова Второго. Он будет напрямую служить Гитлеру, и в своих записках будет прямо связывать идеологию черносотенцев с идеологией фашизма и расизма в других странах. Но надо понимать, что эта идеология черносотенства она в России возникла далеко не на пустом месте. Она имела под собой достаточно давнюю сильную традицию. Вообще, она не является специфически российской. Потому что в принципе глубокие разногласия между христианами и иудеями, евреями, они были заложены изначально самим отношением к фигуре Иисуса Христа – мессия – это сын Божий. И поэтому, естественно, что когда евреи оказались этническим меньшинством после уничтожения иудейского царства Римской империи после – россияне, отсюда возникло слово диаспора, - россияне по земному шару, когда они оказались в европейских странах в Средневековье этническим меньшинством, то они подверглись достаточно жесткому давлению. Тогда образовались первые гетто – места компактно проживания евреев, за пределы которого они не могли выходить. И сегодня мы можем, например, во Франкфурте Германии прочитать об истории гетто, и увидеть артефакты, оставшиеся от него. И в том числе, прочитать о погромах, которые имели место в средние века, когда в какие-то моменты толпа вымещала просто свое зло, шла и громила еврейские кварталы. Можем увидеть гетто в Венеции, можем увидеть совершенно крошечный еврейский квартал Эль-Каль в Жироне, где почти в невозможных условиях, в каменных мешках, очень тесно, на узеньких улицах и переулках в это древней столице Каталонии жило большое количество евреев. И в России долгое время евреев не было, или почти не было. Но отношение, тем не менее, к ним также было крайне негативным. Мы можем, например, вспомнить конец 15 века, когда сторонники жестокой расправы над еретиками, над религиозными инакомыслящими, наклеили на них ярлык "жидовствующие". На религиозное течение, которые бытовали в том время в Новгороде, и не только, у них были сторонники и в Москве при правлении Ивана Третьего Великого. Почему? Ведь там совершенно нет никаких серьезных фактов, доказывающих участие в этом религиозном течении евреев, и уж тем более какую-либо связь этого свободомыслящего религиозного течения с иудаизмом. Но ярлык "жидовствующий" был важен, потому что он сразу выводил этих людей за определенную черту. Он сразу отделял их от всех остальных христиан, он сразу лишал их права на свою точку зрения, на свободу мнения, даже на существование. Поэтому этот ярлык наклеивали именно те, во внутреннем конфликте внутри православной церкви, кто, как Новгородский архиепископ Геннадий, были сторонниками максимально жестокой расправы, вплоть до смертных казней. А их противники, например, один из лидеров движения "Нестяжатели" Вассиан Патрикеев говорил о том, что еретиков необходимо переубеждать и приводить к раскаянию, а не расправляться с ними, не казнить их. И далее мы будем обнаруживать, особенно с конца 18 века, когда после 3-х разделов Польши в Российской империи неожиданно оказалось самое большое количество евреев из всех стран мира, оказалось, что больше половины евреев мира во второй половине 19 века живут в Российской империи. То в этой ситуации началась официальная политика государственного антисемитизма. В 1791 году Екатерина Вторая утверждает черту оседлости, за которую евреи не могут выходить. И дальше появляется гигантское количество ограничений гражданских прав, появляется гигантское количество ограничений, связанных с образованием и т.д. И эта политика проводилась с самого верха. Она подогревала черносотенные настроения. Мы регулярно находим в культуре 19 века антисемитские следы, и не только 19 века, но и первой половины 20 века. И это не только, конечно, российский феномен, но у нас это тоже имело место быть. В том числе, в произведениях классиков литературы. Мы можем, например, перечитать "Тараса Бульбу", и помимо восхищения великолепным языком Гоголя, задаться вопросом – когда Гоголь описывает унижения и погромы евреев в 17 веке казаками, в какой степени он сам разделяет позицию Тараса Бульбы? Как он сам к этому относится? Этот вопрос является предметом литературоведческой дискуссии. Известные определенные антисемитские взгляды у Достоевского. В ранний период жизни и творчества, находясь в сотрудничестве с известным издателем Сувориным, определенные такие взгляды были у Чехова, впоследствии он от них отошел. Как известно, он был другом великого художника Исаака Левитана. В результате к концу 19 века практика погромов уже сложилась, один из первых был в 1871 году в Одессе. В этом смысле Кишиневский погром не был, к сожалению, первым, и. к сожалению, не был последним. И не случайно именно слово "погром" из русского языка перешло в таком качестве и во многие другие европейские языки. Поэтому здесь была неразрывная связь с консерватизмом. Мы знаем, что многие церковные деятели входили в состав черносотенных организаций, и в руководство черносотенных организаций. Здесь неразрывная связь с государственной политикой, с антисемитизмом многих членов императорской семьи, многих членов дома Романовых. И поэтому, когда многие люди, в том числе, имеющие еврейские корни, начинают, осуждая революцию 17 года – февральскую или октябрьскую – с нежностью вспоминать о Росси, которую мы потеряли до 17 года, в этом, конечно, есть известная правда. И есть гигантское количество причин, по которым Российская империя была намного лучше, чем то, что последовало за ней, но в тоже время мы должны помнить и такие вещи. И когда антисемиты сегодня начинают говорить – а посмотрите, сколько евреев участвовало в революции, сколько было евреев среди большевиков, эсеров, сколько было среди других революционных организаций – то это вполне естественно. Люди, вытолкнутые из повседневной гражданской жизни, ограниченные в политических правах, ограничены в социальных правах, совершенно естественно, что значительная их часть радикализировалась, и часть молодежи начинала участвовать в радикальных течениях, направленных на слом существовавшей тогда системы. И в этом важный урок для всех будущих поколений. В этом важный вывод в том, что невключение тех или иных, например, этнических групп в общеполитический процесс империи, и вообще, недостаточное участие всех слоев населения Российской империи в делах управления, привели в конечно счете и к краху этого государственного образования. Возвращаясь к Кишиневскому погрому, должны также вспомнить, что тот же самый Крушеван, газета которого инициировала этот погром, через полгода опубликует в Петербурге в другом издании известную подделку под названием "Протоколы сионских мудрецов". То есть, это была последовательная сознательная политика провокаций, направленная на новые и новые убийства на националистической почве. И некоторые люди в государственной власти рассчитывали таким образом отвлечь низы общества, отвлечь пролетариат, в том числе от левых социальных революционных течений для того, чтобы переключить их на национальную рознь, на национальные столкновения.
В.Кара-Мурза
―
В 1943 году была создана организация СМЕРШ. СМЕРШ с самого начала был палаческой структурой, считает писатель Виктор Ерофеев:- Дело в том, что во время войны перемешались разные идеологические направления. Конечно, многие из тех, которые освобождали Советский Союз от фашистов, верили, что после войны станет лучше. И уйдут колхозы или что-то еще такое, проявится либеральное. Многие считали, что ничего не получится, что лучше, может быть, убежать на Запад. СМЕРШ был организацией, которая слюной ядовитой пыталась склеить то самое представление о будущем, которое носилось в воздухе. Кого-то расстреливали, кого-то пугали, в общем, скажем, это была карательная ГБистская организация, которая уничтожила много думающих людей.
В.Кара-Мурза
―
СМЕРШ был задуман, как карательный орган, считает журналист Юрий Сапрыкин:- Она, безусловно, так и задумывалась. Она была создана для борьбы с подрывными элементами разложения иностранными агентами в рядах Советской армии. Мы все же знаем истории про заградотряды и про все на свете, про военную контрразведку. Она была задумана за тем, чтобы создать дополнительный мотив что ли, чтобы помимо любви к родине, отваги, героизма – всех тех качеств, которые действительно были у солдат и офицеров, чтобы рядом с ними висел еще страх, рядом с ними висел еще карающий меч. И в том случае, если этой отваги и героизма не хватает, чтобы сзади шли эти машины с пулеметами, метафорически выражаясь. Или угроза попасть на допрос в контрразведку, где тебя спросят – скажи, а почему ты вместе с танками не сгорел? Так все и было задумано, в этом был план.
В.Кара-Мурза
―
Сегодня гость нашей студии - политик и театральный режиссер Александр Гнездилов. Александр, в 1943 году была создана организация СМЕРШ. Как скоро она приобрела карательный характер?-Я думаю, что карательный характер 3-х различных структур под названием СМЕРШ, которые действовали в армии, в Военно-морском флоте и т.д. «Смерть шпионам». Карательный характер организаций был в значительной степени предрешен изначально карательным характером самого Советского государства. Потому что ведь руководители СМЕРШа взялись не из воздушного пространства. Одним из главных руководителей СМЕРШа был печально известный генерал НКВД Абакумов, который потом станет министром государственной безопасности, и позже будет расстрелян. Сам станет жертвой тех репрессий, которые он же в том числе активно организовывал и проводил. Если мы погорим о проблеме реального и мнимого шпионажа в Советском Союзе еще до войны, то мы увидим, какое большое количество невинно репрессированных людей, впоследствии реабилитированных, получали совершенно чудовищные, совершенно абсурдные обвинения именно в шпионаже. Подчас в работе на несколько разведок сразу, подчас на разведки враждующих стран и т.д. Это было одним из таких самых распространенных клише, ярлыков, которые затем становились основой для расстрелов и, по сути, внесудебных казней, потому что очевидно, что решение так называемой «особой тройки» никакого отношения к подлинному правосудию не имели. Поэтому, естественно, что когда государство накопило такой депрессивный, карательный, бессудный опыт расправ с реальными и мнимыми шпионами, то вполне естественно, что и во время войны, решая действительную проблему борьбы со шпионами, огромное количество невинных людей оказывалось втянуто, и оказывалось зерном между мельничными жерновами. И в том числе СМЕРШ занимался, например, проверкой людей, прошедших плен. И мы знаем, какое огромное количество людей, случайно попавших в плен по вине своего командования, попавших в плен из-за неготовности Сталина и руководства Советского Союза к войне, и в первые месяцы огромные отряды Советской армии оказывались просто в котле. И огромное количество этих людей было впоследствии отправлено в лагеря, осуждено, часть казнена по обвинению в шпионаже, которые естественно не проходили никакой необходимой процедуры подтверждений, естественно, что люди не могли защитить свою невиновность в процессе с настоящими адвокатами, настоящими прокурорами и настоящим судом, по большому счету.
В.Кара-Мурза
―
В эфире программа «Грани недели», в студии Владимир Кара-Мурза. Продолжим наш выпуск через несколько минут.НОВОСТИ
В.Кара-Мурза
―
В эфире программа «Грани недели», в студии Владимир Кара-Мурза. Продолжаем наш выпуск. В 1943 году началось восстание в Варшавском гетто. Это восстание противоречило планам Сталина, считает писатель Виктор Ерофеев:- Это хорошо исследованная тема, дело в том, что Варшавское восстание в гетто – это вещи, которые совершенно не радовали советское командование, потому что они понимали, что если Варшава сама по себе освободится, то она сама себе назначит начальника. Поэтому советские войска спокойно стояли по другую сторону, ожидая, когда нацисты уничтожат восставших. Что и случилось. Что касается партизан - у них не было на это сил, возможностей. Немецкая армия к тому времени еще была мощной и готова была разгромить варшавян. Конечно, это великий подвиг гетто, это великий подвиг Варшавского восстания, когда люди, не стерпев, бросились воевать с оккупантами, и большая подлость тех, кто их не поддержал.
В.Кара-Мурза
―
Сегодня гость нашей студии - политик и театральный режиссер Александр Гнездилов. В 1943 году началось восстание в Варшавском гетто. Почему оно захлебнулось в крови?- Боюсь, что оно не могло не закончиться трагически, потому что Польша была ведь вся тогда оккупирована нацистской Германией. И помощи, по большому счету, восставшим в гетто ждать было особенно неоткуда. Кроме того, к тому времени большая часть жителей гетто уже была вывезена из него в концлагеря и значительная часть их там погибла. А советская армия была еще очень далека от подступов к Варшаве. Кроме того, мы помним, собственно, Варшавское восстание, которое произойдет в 1944 году, и поскольку его организовывали противники коммунистов, Советская армия не торопилась прийти ему на помощь. Но в 1943 году до этого было еще далеко, и вообще, история Варшавского гетто, не только восстания в нем, но и вся история образования существования. Это одна из самых трагических историй, связанных с нацизмом, его жертвами – это одна из самых трагических историй Второй мировой войны. Но в то же самое время одна из самых показательных. Вот живут люди – евреи, кто-то из них уезжает, предчувствуя близкую войну Польши с нацистской Германией, кто-то остается, большинство остается. Приходит война, Польшу захватывают с Запада немцы, начиная с 1 сентября 1939 года. 17 сентября 1939 года с противоположной стороны, с восточной границы в Польшу входят советские войска по секретному приложению к пакту Молотова и Риббентропа. Часть евреев бегут туда, надеясь укрыться у коммунистов, но многие, как например, будущие руководители восстания, оказываются арестованными и оказываются в советской тюрьме, откуда потом, освободившись, вернулся в Варшаву и тайно проник в гетто. А в самой Варшаве, захваченной нацистами, огромную еврейскую общину, не только варшавян, но и людей, привозимых из других городов, концентрируют на крошечном пятачке, занимающей всего несколько процентов территории города. А там проживает больше трети населения – 37%, почти полмиллиона человек. Им дают работу, по сути, на условиях рабского и полурабского труда, мы знаем это по известному «Списку Шиндлера» Спилберга. Нормы еды постоянно уменьшаются, и в результате к 41-42 году норма еды составляет меньше 200 калорий в день, которую им выдают. По сути, они должны умереть от голода. Но через различные туннели, другими нелегальными способами организуются доставки еды, и вроде бы как жить можно худо-бедно, очень тяжело, очень плохо, очень тесно, очень грязно, очень голодно, но вроде как жить можно, можно притерпеться. Есть свое местное самоуправление, так называемый, юденрат во главе с бывшим польским сенатором Адамом Черняковым, есть своя еврейская полиция, которая сотрудничает с нацистами и вроде бы как поддерживает порядок, в том числе, подавляя антифашистские организации в гетто. Некоторые евреи становятся агентами Гестапо, которые стучат на своих товарищей, выдают партизан и т.д. В это время начинаются депортации, людей начинают вывозить в концлагеря на смерть. Но ведь точных сведений, куда людей вывозят, нет, говорят, что их вывозят на переселение. Правда, писем от них потом не поступает, но мало ли что там. Это вот как сейчас с Сирией – была химическая атака или не была, гибнут дети под бомбардировками, не гибнут дети, кто был, кто видел. Вон, международную комиссию уже долгое время не пускают, а в это время там все следы можно потихонечку подчистить. Значит, может это быть просто антиасадовской пропагандой? Теоретически вполне может. Значит можно спать спокойно. То же самое, когда один из героев польского сопротивления, офицер Польской армии Ян Карский выбирается на Запад со специальной задачей – рассказывать о том, что на самом деле происходит в Польше, в том числе в отношении евреев. И в Лондоне, и в Вашингтоне он рассказывает о Холокосте, о концлагерях, становится одним из первых свидетелей, который был в Варшавском гетто, его тайно проводят туда евреи для того, чтобы он смог увидеть, что там на самом деле происходит, как там существуют люди. И он видит это, он видит эти расправы, и он рассказывает об этом. И очень многим удобно ему не поверить. Тогда в 1941 году Америка еще не вступила в войну, и она не хочет вступать в войну. А зачем ей? И президента Рузвельта постоянно сдерживают внутренние оппоненты, связывают по рукам и ногам, тогда впервые выдвигается лозунг «America First» - Америка, прежде всего, который сегодня активно проповедует Трамп. Тогда он появляется впервые. Америке нет дела до того, что происходит в Европе, Америке нет дела до нацизма, Америке нет дела до евреев. Это еврейское лобби хочет втянуть нас в войну. И до самого Перл Харбора, когда Япония атаковала США. Америка сдерживалась этим внутренним пронацистским лобби под лозунгом национального эгоизма, национального суверенитета, национального невмешательства в то, что происходит в мире. А тем временем лагеря все расширяются и расширяются. Было почти полмиллиона человек, а сейчас гетто остаются по разным подсчетам 60-70-80 тысяч. Возникает Еврейская боевая организация, объединяющая различные, в основном левые, но не только левые движения. Они начинают совершать акции против немцев, теракты, они ведут партизанскую войну. Им нужно оружие, они практически безоружны. Они связываются с Армией Крайова – это Польская армия, армия Польского государства до 1939 года, части, которой оставались и вели подпольную борьбу с немцами. И с Армией Людова – это коммунистические отряды, которые потом станут основой вооруженных сил новой коммунистической Польши. Но они встречают недоверие, потому что нет уверенности, что евреям стоит давать оружие для самозащиты, нет уверенности, что они готовы активно применять его против нацистов. Тем более что тайные агенты Гестапо и еврейская полиция всячески препятствует этому и борется с подпольщиками. В конце концов, все-таки после ряда акций Еврейская боевая организация убеждает польские партизанские движения в том, что и можно, и нужно им дать оружие. Их начинают вооружать. Ну, конечно, много времени упущено, и в момент военной операции в гетто – это против восставших – оружия в гетто было очень мало. Бои начинает Гестапо перед тем, как организовать очередную волну депортации в концлагеря. В этот момент в лагере уже порядка 60-70 тысяч человек, в гетто, и их совсем мало. В значительной части это женщины, старики, дети. К тому времени в 1942 году уже вывезен в концлагеря, например, дом сирот – 200 детей сирот. Их директор, директор дома сирот, знаменитый педагог Януш Корчак мог не поехать. Его освободили нацисты от этого под международным давлением, но он сам добровольно поехал вместе с детьми и пошел вместе с ними на смерть, чтобы не оставлять их одних. Уже видя, что происходит, а к 42-у году уже стало ясно, что это массовое уничтожение, а никакое не переселение из гетто в какие-то другие места. И поняв, что по большому счету он служит злу, глава еврейского самоуправления юденрата Адам Черняков кончает с собой. Вначале 1943 года покончат с собой и перед очередной волной депортации и глава еврейской полиции, который так долго боролся с подпольщиками. И в итоге в конце апреля 1943 года начинается восстание в гетто, оно начинается как реакция на попытку его окончательного уничтожения. Сопротивление в активной форме длится несколько недель до начала июня, но отдельные выстрелы, отельные акции, вылазки подпольщики совершают еще в течение всего лета 43 года, и потом отдельные подпольщики остаются и дальше. Но в целом несколько тысяч человек убито прямо во время боев гестаповцами, эсесовцами. Десятки тысяч людей схвачены, вывезены в концлагеря, и несколько тысяч человек казнены потом как участники восстания. Погиб, в том числе и его лидер Мордехай Анелевич. Немецкий генерал, который командовал всей этой операцией, потом во второй половине 40-х годов оказался в одной тюрьме вместе с офицером Армии Краевой, офицером Польского государства, которого туда отправили новые коммунистические власти при поддержке Советской армии. И этот офицер подробно расспрашивал немецкого генерала о зверствах при расправе над гетто, тот об этом рассказывал, и в начале 70-х потом, освободившись все-таки, этот польский офицер издал книгу «Беседы с палачом», где подробно воспроизвел то, что ему рассказывали. А последние герои восстания в Варшавском гетто ушли от нас совсем недавно. Медсестра Ирена Сендлер, которая в течение нескольких лет в том или ином виде вывозила еврейских детей в багажнике машины, в ногах у водителя машины. Самыми разными способами, младенцев, маленьких детей, и в общей сложности спасла 2500 человек. Она прожила 98 лет и ушла из жизни в 2008 или 2010 году. В Израиль, чтобы встретиться с спасенными детьми, она смогла выехать только в начале 90-х годов, приехать и познакомиться с ними лично, потому что во время коммунистического режима в Польше ее просто не выпускали. А сменивший Мордехая Анелевича лидера восстания Марек Эдельман прожил долгую жизнь, был активным участником "Солидарности", отказался переезжать в Израиль, поскольку считал своей родиной Польшу, и умер в 2009 году в возрасте примерно 90 лет, приняв активное участие, в том числе и в создании нового Польского государства.
АРХИВНАЯ ЗАПИСЬ ГРУППЫ «СЕКРЕТ»
В.Кара-Мурза
―
В 1983 году появился бит-квартет «Секрет». Свежая рок-музыка была на слуху у всей советской молодежи, считает адвокат Елена Лукьянова:- Для молодежи она была абсолютно органична и, на самом деле, эта попса советская не пользовалась, в общем, любым уважением молодежи. Это мое поколение, я могу судить. Мы-то что слушали, подо что танцевали.
АРХИВНАЯ ЗАПИСЬ ГРУППЫ «СЕКРЕТ»
В.Кара-Мурза
―
Группа «Секрет» была обласкана властью, считает журналист Юрий Сапрыкин:- Если говорить конкретно о группе «Секрет», то она появилась в официальных средствах массовой информации, на телевидении, на радио, на пластинках «Мелодия» за несколько лет до того, как появился весь подпольный рок. Это было уже года с 1985, такой вполне разрешенный рок-н-ролл. В этом было очень много обаяния, было понятно, что это не ВИА филармонический, что это люди какой-то другой породы. Они молодые, искренние, веселые, они сразу начали вести какие-то передачи по телевидению, при этом они пели песни Майка Науменко, которые на тот момент еще можно было только у кого-то у знакомых переписать на кассету, которые были на подпольном положении. Притом, что нельзя сказать, что «Секрет» - это прямо русский рок в точном понимании этого слова. И они никогда не были в подполье, судьба их сразу сложилась крайне благополучно, гораздо раньше, чем у прочих русских рокеров. Но все равно, это воспринималось как такой первый глоток чего-то нового и отличающегося от этой советской официозной эстетики.
В.Кара-Мурза
―
Рок-музыка – музыка свободы, это главное, считает писатель Виктор Ерофеев:- Конечно, органического соединения советской власти с роком трудно себе представить, потому что рок – это музыка свободы, рок – это музыка молодежного бунта против отживших форм жизни. Поэтому Советский Союз, который представлял форму жизни сам по себе консервативную, довольно тупое явление, которая давила свободу. Ну, какой тут рок? Мог только тогда прорваться рок, и что случилось в конце жизни Советского Союза, тогда просто этот старик под названием «русский коммунизм» ослаб и тогда все-таки на его слабостях сыграли рок-н-ролл.
АРХИВНАЯ ЗАПИСЬ ГРУППЫ «СЕКРЕТ»
В.Кара-Мурза
―
Сегодня гость нашей студии - политик и театральный режиссер Александр Гнездилов. В 1983-м году появился бит-квартет «Секрет». Была ли рок-музыка органична для советской эстрады?- Во-первых, пользуясь случаем, я бы хотел признаться в своей большой любви к бит-квартету «Секрет», к Леонидову, Фоменко, Мурашову и Заблудовскому, потому что это действительно замечательная музыка. В каком-то смысле это русский Битлз, и тут совершенно бессмысленно обсуждать вопрос масштаба. Конечно, да, наверное, по своему значению «Секрет» совершенно несопоставим с Битлз по влиянию на мировую музыку. Это совершенно очевидно. Но, тем не менее, это тот пример, когда вроде бы внешняя калька 4-х – трое с гитарами, один ударник, в костюмах с галстуками – она совершенно неожиданно наполнилась своим отечественным содержанием. И оказалось, что нет совершенно ничего чуждого, ничего совершенно отторгающего. Государство рок-музыку отторгало. Ну, как оно отторгало до этого собственно все, как отторгался джаз – "кто сегодня любит джаз, тот завтра родину продаст". Как отторгался потом твист – можно вспомнить стиляг. Как отторгался рок-н-ролл потом, как отторгались Битлз. И вот оно всегда так и было. А потом неожиданно оказывается, что это классика. И теперь мы с удовольствием слушаем и Битлз, и Роллинг Стоунз, и все признаются им в любви. Ну, так что же не любить-то, когда это есть. Почему обязательно любить всегда вслед? Только когда уже вроде бы как можно, когда состоялась проверка временем, когда уже стало ясно – ну ты проиграл, ты не смог их запретить, ты не смог их победить. Настоящую музыку невозможно запретить и победить, и даже если мы послушаем те же советские ВИА на официозной советской эстраде в 70-е- 80-е годы, мы все равно будем видеть, как проскальзывают черты влияния, стиль, подражание, заимствование, переработки, осмысления – это все равно существует, потому что невозможно - существует прогресс. Тот, кто попытается это сделать, рано или поздно обязательно проигрывает, и волна времени его просто сносит. И, кроме того, если говорить о рок-музыке, о текстах рок-музыки, то совершенно очевидно, что многие работы, например, Виктора Цоя, Юрия Шевчука, очень органично ложатся в русскую уже поэтическую традицию, они наследуют традиции предыдущего поколения – Владимира Высоцкого, Булата Окуджавы, Александра Галича в какой-то степени. Они наследуют вообще традицию русской поэзии. Для меня связь, влияние, взаимное обогащение, передаваемая из рук в руки эстафета от, например, Пушкина и Лермонтова к Высоцкому и Окуджаве очевидна. А влияние, например Высоцкого на многих рок-музыкантов тоже очевидно. Это замечательная традиция вольной, свободной, исполненной достоинства и гордости музыки, человеческой музыки, человеческих текстов, глубокого осмысления того, что происходит. И эта традиция - ее общество смогло пронести, сохранить, и никакое государственное регулирование, никакое ханжество, никакое вмешательство безграмотных, невежественных косных чиновников в культурную жизнь тут не помогло. Это могло искалечить судьбы отдельных художников, и калечило их. Но культура все равно пробивалась и прорастала. Потому что то, что живо в человеческой душе, все-таки невозможно убить никакими запретами.
В.Кара-Мурза
―
Это все о главных новостях уходящих 7 дней. Вы слушали программу «Грани недели» на волнах радиостанции «Эхо Москвы». В студии работал Владимир Кара-Мурза. Всего вам доброго.