Даниловский - Мой район - 2021-12-04
Сергей Бунтман
―
Добрый день! 15 часов скоро 7 минут. Сегодня у нас 4 декабря, если я не ошибаюсь. И уж точно я не ошибаюсь, сказав, что в студии Сергей Бунтман. Сергей Кузнецов - звукорежиссёр. И у нас Слава Чернышевский - видеорежиссёр, невидимый от нас. Нам. Сегодня район у нас Даниловский, чрезвычайно сложный, интересный и состоящий из нескольких частей район. Даниловский район по Данилову монастырю. Конечно, Даниловский район по Даниловским и улицам, и валу. Но там к нему и примыкает то, что находится на другой стороне реки, то, что находится на другой стороне 3-го кольца, примыкает к нему и Донской район с одной стороны, уходит он в самое Замоскворечье, подходит к нему. И там уже и недалеко до Южнопортового района. Там и уже где-то мерещится у нас так невдалеке Таганский район, начинает примыкать. В общем, довольно все сложно. Но встречает памятник Даниила Московского на большой площади, на большой развязке, которая, должен вам честно сказать, стала более выносимой, чем она была раньше, потому что вообще-то там всегда было такое сложное место, совершенно непонятно, куда ехать было всегда. То ты куда-нибудь проедешь, чуть левее возьмёшь, ты мимо рынка просвистишь, мимо... и то, что тебе надо не будет ещё... И к Серпуховской ты никогда не выйдешь. Но, в общем, это такое... Я бы считал, что тот, кто прошёл в своё время вот эту развязку такую хитрую без обозначений и разделений, тот может считаться уже водителями. Никогда, Серёжа Кузнецов, не пробовал по этой развязке катать учеников? Нет? Не пробовал? И не надо. Хорошо. Но сейчас там легче. Сейчас уже совсем не то. Но вот встречает там вот монументальный Даниил Московский. Быстро навскидку скажите мне, ответьте на вопрос. Сначала скажу, что мы разыгрываем. Конечно, район Даниловский, Донской и Замоскворечье - pdf. Поэтому указываете ещё и номер телефона, и, конечно, свой электронный адрес для того, чтобы получить. Быстренько навскидку, кто был отцом Даниила Московского? Чей сын Даниил Московский. Пожалуйста, отвечайте быстро, кто таков был отец Даниила Московского, вот первого формально московского князя. Вперёд с песней! + 7 985 970 45 45. А пока мы слушаем с вами Ольгу Журавлеву и московские новости.
Ольга Журавлева
―
Москва призвана 1-й среди европейских городов в рейтинге инноваций, помогающих формированию устойчивости к коронавирусу. В рейтинге учитывались технологии, которые помогают адаптировать жизнь горожан во время пандемии, проекты в сфере умного туризма, электронной коммерции, дистанционной работой и онлайн-образования. Среди мировых мегаполисов Москва заняла 3-е место после Сан-Франциско и Нью-Йорка. По сравнению с предыдущей неделей ситуация по коронавирусу в Москве стабилизировалась. Не произошло существенных изменений ни в лучшую, ни в худшую сторону, сообщает Сергей Собянин. Ещё две больницы, которые работали с заболевшими covid-19, возвращаются к плановой работе. Столичная сфера услуг тоже восстанавливается после пережитых ограничений. С 22-го по 28 ноября среднесуточный оборот в этой части рынка составил более 22-х миллиардов рублей. Восстановился спрос на услуги индустрии красоты. Растут показатели кафе и ресторанов. Восстанавливают обороты предприятия в сфере культуры, досуга и спорта. Ожидается, что декабрь - начало января станут высоким сезоном для многих отраслей сферы услуг, традиционно востребованных перед праздниками и в период новогодних каникул. Октябрь текущего года стал рекордным месяцем по приросту числа новых индивидуальных предпринимателей. Темпы регистрации ИП в Москве продолжают расти и сегодня выше, чем в 2019-м. По состоянию на 1 ноября в столице зарегистрировано более 356 тысяч ИП. Причём в столице зарегистрирован каждый 10-й индивидуальный предприниматель России. В Москве открыли для движения транспорта эстакаду на участке северо-восточной хорды от станциям МЦК Ботанический сад до Сельскохозяйственной улицы. 6-полосная эстакада протяжённостью в полтора километра улучшит транспортную связь на севере столицы, в том числе между проспектом Мира и связкой на пересечении с северо-западной хордой. До полного завершения работ на северо-восточной хорде по планам властей остаётся примерно полгода. Город получит возможность проезда от МКАДа до МКАДа, минуя центр. На портале mos.ru появился онлайн-сервис краткосрочной аренды спортивных зон вместе со спортом. С его помощью можно будет в несколько кликов подобрать и забронировать площадку для тренировок. В электронном каталоге доступны более 100 спортивных зон, в том числе теннисные корты, футбольные площадки, спортзалы, автодромы и конно-спортивный манеж. На портале mos.ru уже действует и сервис «Вместе с культурой». Здесь можно бронировать помещения в музеях, библиотеках и домах творчества. Московский фестиваль «Цветочный джем» получил главную награду премии в области ландшафтной архитектуры. Высокой оценки жюри удостоились образцы садово-паркового искусства, благоустройства и озеленение, которые украшали столицу весь сентябрь. Награда в номинации «Лучший выставочный сад» удостоен сад водных растений, который можно было увидеть на площадке перед ЦУМом. Всего во время фестиваля в центре Москвы появилась 12 дизайнерских садов. На Болотной набережной открылся Дом культуры ГЭС-2. В торжественной церемонии его открытия приняли участие Владимир Путин и Сергей Собянин. Реставрация ГЭС-2 стала крупнейшим проектом преобразования бывшего промышленного здания в открытое культурное пространство, который был реализован в мире в последние годы. Параллельно с реставрацией ГЭС-2 была проведена реконструкция патриаршего пешеходного моста. Под ним организовано небольшое пространство для прогулок и отдыха. На Болотной набережной обустроен новый спуск к воде. Дом культуры ГЭС-2 по планам властей города станет важнейшим центром культуры на карте Москвы.
С. Бунтман
―
Да, кстати, чудесный совершенно получился ГЭС-2 - первая трамвайная электрическая станция, которая трамваи питала электрическим током московские. Конечно, она была и ни то, ни сё, ни пятое, десятое, но её очень интересно сделали. Как можно сколько угодно спорить, во что территория, например, завода ЗИЛ в Даниловском районе превратили, но это, конечно, когда ликвидируется такое гигантское предприятие, и вот с выходом в другие абсолютно тоже и районы, когда несколько автомобильных заводов просто перестаёт существовать, но автомобильные заводы на территории города, они, конечно, превращаются совсем в другое. И хорошо, когда они, ну, с одной стороны жилое, с другой стороны культурное пространство собою образуют. Но мы ещё поговорим и о ДК ЗИЛ, который сейчас очень интересно работает. Ещё здесь начинается, конечно, вся наша история с Даниловского монастыря, Данилова монастыря. Ну, вот мне говорят, Даниловское кладбище на границе района. Это одно из старейших. Ну, да. Одно из старейших. Да, но мы в Донском районе о нем, конечно, и пишем, и говорим. И эти кладбища, которые были чумными - да? - 1771 год, и по Камер-Коллежскому валу тогда эти кладбища располагались. Мы... Такое кладбище у нас и Ваганьковское, такое кладбище и Калитниковское, такое кладбище и Лазаревское, например, где граница района Мещанского и Мариной рощи. «А мне жалко историческое значение ГЭС. Дом культуры там был рядом. Дом культуры энергетиков. Там хороший театр был. Ходили на...» Ну, там несколько было... Аня, несколько было интересных вещей. Нет, это здесь просто получается, что историческое значение. Там есть ГЭС-1, есть ГЭС-2. Есть на... на набережной Москвы, напротив Кремля эскадра МОГЭСа. Есть ещё и трамвайная станция, на острове которая. И все это превращается в культурные пространства. Это здорово, потому что совершенно невозможно их поддерживать. В той ГЭС, которая была на Раушской, там, например, работала ветхозаветная абсолютно турбина, ещё трофейная работала турбина. Это очень сложно поддерживать такие не современные вещи. И как, например, старые вокзалы как тот же самый вокзал Орсе превратили в великолепнейший музей. Мне кажется, что это правильно. «Там рядом была медсанчасть Мосэнерго, музей Мосэнерго. Все продано». Вот музей надо посмотреть, где и что, Аня, с музеем. Так. Договорились, что Даниловском кладбище - это несколько в ином месте, и что действительно по Камер-Коллежскому валу после московской чумы были образованы новые кладбища. А здесь Данилов монастырь. Данилов монастырь, который стал снова резиденцией патриарха, который снова стал центром русской православной церкви. Но сколько же он за своё время преодолел... У него не такая несчастная судьба как у Симонова монастыря в том же районе, но сколько он всегда преодолел всего. Сначала он был не там. И Даниил Московский, который по легенде основал этот монастырь, он около Боровицского холма был. А затем этот монастырь перевели подальше туда, на другую сторону Москвы-реки, и то он был во главе церкви. Главное...Гэс
―
1 на Раушской работает. Вот это здесь про ГЭС-2 идёт. Это совсем не там. Это на острове - ГЭС-2. Вот. Так что мы... ГЭС-1 работает. И вот там, конечно, очень до последнего времени было старое оборудование всевозможное. Так что о ГЭСах давайте не надо. Мы в других районах поговорим, когда у нас будет соответствующий район. Давайте. Мы с вами... мы с вами не покидаем Данилов монастырь и Даниловский район. Конечно, он преобразился. После перестройки он преобразился невероятно. А вот Симонов монастырь нам уже никому не спасти. Никому не спасти. И это было кошмарное совершенно варварство, потому что Симонов монастырь и так вытерпел за свою историю очень много. И ценнейшие захоронения, и вообще ценнейшая постройка - Симонов монастырь. И вот сколько себя помню, вот всегда о Симоновом монастыре жалели очень серьёзно. Всегда у нас. «ГЭС на Балтике». Ну, да. Так. Правильно. «Такие старые предприятия нужно делать музеями, там и оборудование - исторические раритеты». Не все. Не всегда. Есть совершенно выхолощенные места, уже старые предприятия. Ну, это будет длиться бесконечно. Какой прекрасный сделали «Большевик». Какое прекрасное пространство. И, кстати, вполне большой квартал за фабрикой «Большевик» на Ленинградском проспекте, но все равно он смотрится очень хорошо и приятно. Так. Прямо сейчас между Дубнинской улицей и Павелецкой железной дорогой строят 4 45-этажные башни. Дубнинская встанет. Если там, конечно, все... Вот это самая главная ещё проблема, как встало все в Сити, встало все в этих местах. Пока более-менее разобрались. Более-менее сделали ответвления всевозможные, то, конечно, улицы встанут. Об этом думать сразу и при застройке. Павел Кузнецов пишут, что правильно, но это не про ЗИЛ. Это точно не про ЗИЛ, потому что столько цехов, столько помещений. ЗИЛ - конечно, абсолютно легендарный завод. АМА, потом завод имени Сталина, завод имени Лихачева. И это нужно помнить. Это очень серьёзная наша автомобильная история. Но все же мне кажется, лучше каким-то образом преобразовывать эту территорию. Там есть, конечно, очень важные, тоже примыкающие объекты, связанные с ЗИЛом - это то, что, мы поговорим об этом, это стадион имени Эдуарда Стрельцова. А сейчас я хочу переброситься через... на запад к Донскому району, потому что вот, например, сама Шуховская башня находятся в Донском районе, а улица Шухова проходит по району Даниловскому. И вот вспомните о Шухове каждый раз, когда мы смотрим из более-менее высокого сооружения, мы наслаждаемся видом Шуховская башни. Может быть, мы жалеем и тревожимся о её состоянии, удивительной этой конструкции. С другой стороны мы, может быть, жалеем об ушах Шуховской башни. То есть эти радиоантенны, которые на ней стояли, и которые, может быть, её так несколько вытягивали вверх. Но Шухов был настолько великолепный, идеальный инженер и с таким оригинальным мышлением, что мы, конечно, хоть чуть-чуть мы должны обратиться к Шухову. И наша подруга Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры имени Щусева, про наследия Шухова в Москве, но ещё и не только оно есть в Москве. Елизавета Лихачева.
Елизавета Лихачева
―
Объекты Шухова, на самом деле есть легендарные объекты типа ГУМа, который на самом деле Шухов не строил. Там все относительно благополучно. К сожалению, на подкатах Киевского вокзала, который делал Владимир Шухов, он был переделан в 90-е годы, и он, можно сказать, утрачен, поскольку там была концепция заклёпок. Сейчас она сварная. И это другая конструкция, не шуховское. Состояние Шуховской башни вызывает довольно серьёзные опасения. Она разрушается, или как бы как её спасать, пока никто не понимает. Вся ситуация осложняется тем, что она принадлежит «Россвязи». И объект, признанный объектом культурного наследия. Его тяжело спасать. Туда даже на территорию исследователям попасть невозможно. Она обнесена забором за двойным, потому что она находится на территории комплекса на Шаболовке, и плюс ещё там внутри ещё внутренний забор, который тоже надо преодолеть, постоянно сидит охранник. То есть это тоже вопрос. Ряд других его построек в Москве, все зависит от того, кому принадлежит здание, в каком состоянии само здание находится. И если за зданием ухаживают, и за зданием смотрят, то тогда и перекрытия, в общем, поддерживаются в состоянии как, например, в еврейском музее, то есть гараже, который строил Мельников и Шухов в Марьиной роще. Гараж на Новорязанской улице, который тоже сейчас приспосабливается под музей, там перекрытия Шухова тоже более-менее сейчас приводятся в порядок. Так что ситуация вот такая: какие-то объекты в очень плохом состоянии, их сохранность вызывает серьёзные опасения, какие-то объекты в приличном состоянии, и как бы никаких опасений с сохранностью больше нет.
Никита Василенко
―
А в регионе как обстоит ситуация?
Е. Лихачева
―
Опять же ситуация ровно такая: например, в Нижегородской области в Дзержиновске Шуховская башня на Оке, часть бывшей линии электропередач, сейчас приведена в порядок. Там разбит парк. Туда приезжают люди. Она является объектом на осмотр при том, что в 90-е годы она находилось на грани утраты. Башню выкрасили сейчас НРЗБ компании тоже будут приводить в порядок, реставрировать. Объекты, которые стоят сами по себе, они, конечно, их состояние весьма удручающе.
С. Бунтман
―
Ну, что ж? Спасибо, Елизавете Лихачевой. Великолепная выставка была в Москве. И шуховская выставка ещё и ездит по стране. «Шуховская башня - обезглавленный инвалид на костылях». Ну, инвалид-то она инвалид, но обезглавленный - это не совсем так. Это более позднее вещи, которые там были. Мне кажется, эту великолепную башню и не только из-за нашей ностальгии, а объективно, потому что эта башня - шедевр, просто шедевр. «ЗИЛ. А где же тогда ЗИМ?» ЗИМ - это Нижний Новгород. Это ГАЗ. Это Горьковский автозавод, завод имени Молотова тогдашний. «Как вы относитесь к сочетанию города и автотрасс?» Ну, вот я тоже бы поставил знаки вопроса. У Ани обезглавленная башня. Не надо паниковать. Там просто демонтировали антенны, которые были. «Как вы относитесь к сочетанию города и автотрасс?» Это очень момент такой серьёзный и очень непростой, потому что я очень люблю свой город, и не очень мне нравится, когда автотрассы начинаются прямо практически в середине города. С другой стороны я думаю, чтоб мы делали без 3-го кольца, без Камер-Коллежской автодороги, если так можно, потому что большинство её проходит и через... там, где Камер-Коллежский вал когда-то был. Да. Трудно это было бы. Но то, что это сплошные эстакады, тоннели, эстакады. И вот вы в великой дискуссии, которая происходит после страшного ДТП, нужно ли делать отбойник посередине на Кутузовском проспекте, меня тоже это страшит сильно с той точки зрения, что у нас превращаются в отдельные острова очень многие районы города. Мне кажется, что по центру города вот такие автотрассы серьёзные, ну, скажем, условно говоря, скоростные, во всяком случае совсем отделённые от города для меня представляются очень сомнительными. Но что же делать? С другой стороны только они разгружают. «ЗИМ - это ГАЗ-12». Но это частный случай, понимаете, ЗИМ - это именно так, как завод имени Молотова, Горьковский автозавод был, но потом Молотова убрали из названия, убрали и Сталина из названия, и дали имя Лихачева в Москве. И просто ГАЗ был в Нижнем Новгороде, в городе Горьком. Так что вот так. Вы мне можете представить, знаете, которого правильные люди считают балдой. Я могу так все время к собственному имени и фамилии могу, потому что, конечно, Дубининская улица. И меня поправляют. Всякий раз, когда вы поправляете мою неграмотность, можете мне привешивать такое вот... не «иностранный агент», а вот балда просто-напросто. И это будет совсем не обидно, а правильно. «В районе метро Автозаводская проживает Ваш коллега, - ой, спасибо, товарищ Евгений-то сообщает нам. - Ваш коллега, музыковед Артём Варгафтик. А ещё там по соседству жила Елена Малышева на Автозаводской улице. И в последнее время там снимал квартиру Алексей Навальный, чтобы жить поближе к своему штабу». Вот спасибо. Я очень люблю такие нормальные личные сообщения. Мы же не произносим там адреса, не говорим подробно, кто, где живёт. Вообще это очень здорово. А само метро Автозаводская, вы знаете, на меня производила вчера... вот путевые стены Автозаводской. И так получилось, что я как-то приехал на Автозаводскую в то время, когда я читал «Ледокол» Суворова. И вот это оформление Автозаводской, когда несметные массы танков куда-то идут, куда-то идут, и я вот читаю как раз вот то, что Суворов говорит там о планах, почему там танки были, которые для шоссе, и так далее, и я смотрю на вот это, смотрю, вдруг поднимаю глаза на путевую стену и вижу эту иллюстрацией к Суворову. Там просто все куда-то несётся по путевым стенам метро Автозаводская. Друзья мои, я хочу вам задать... задать вопрос для следующей нашей части программы следующий вопрос. Вот скажите, мы говорим про заводы очень... очень много. Завод «Динамо», например, был такой, есть такой вот завод «Динамо». Так вот, господин Глебов, предприниматель, хозяин завода «Динамо» назывался, это не советское название, с 1913 года был членом, избранным, одного важного представительного органа Российской империи. Какого? Вот с 13-го он был хозяином. В 11-м году его избрали членом какого-то важного представительного органа. Какого? Скажите. +7 985 970 45 45. И обязательно обозначьте свой адрес. Нет, неправильно, сразу я скажу. Неправильно. Первое, что пришло в голову, не правильно. Другого органа. Сразу не бросайтесь отвечать. Все, я не буду отнимать у Александра Климова время для новостей.НОВОСТИ
С. Бунтман: 15
―
35. Продолжаем путешествие по Даниловском району. Юрий Петров## нам написал в чате «Ютюба»: «Это мой родной район». А можно чуть поподробнее? Юрий, я Вас очень прошу, потому что всегда очень ценны свидетельства именно ваши, тех, кто там живёт, или тех, кто там вырос. Вы же ответили, ну, не без окрика с моей стороны, когда я сказал «неправильно» сразу на первые же ответы. Николай Глебов, хозяин завода «Динамо», он у бельгийцев его купил в 13-м году, в 1913 году. И за 2 года до этого, что меня и как-то так не то, что удивило, я немножко так представлял этот орган по-другому, но Глебов был невероятно видный человек. Электросила - это тоже его. Он был избран в Государственный совет Российской империи. Ни в какую там не Государственную думу. В Государственный совет. И вот первым правильно ответил на вопрос Олег - 8836, Николай - 9733, Вениамин - 3266 и Сергей - 6187. Правильно, и получают эти наши слушатели Даниловский, Донской и Замоскворечье, получают в виде pdf наши журналы. А вот сейчас вот здесь я пишу... «В конце 80-х, - пишет другой Петров##, - был в Доме культуры ЗИЛ, где в самодеятельном театре играл наш однокурсник. Помню постановку «Квадратуры круга». Что там сегодня?» Пожалуйста, сейчас мы Марию Рогачеву, директора культурного центра ЗИЛа, мы сейчас вам и включим. Записывал Никита Василенко.
Мария Рогачева
―
В конце XIX века под воздействием промышленной революции наш район стал превращаться в индустриальный центр Москвы. Стали появляться заводы, в том числе Автомобильное московское общество, которое позже переименуется в 1-й государственный автомобильный завод, потом в завод имени Сталина, и с 1956 года получит привычное для нас название завод имени Лихачева - ЗИЛ. В феврале 1901 года в столовой завода инженера Александра Бари по инициативе его дочерей были открыты вечерние общеобразовательные курсы для рабочих. Возрождая старые традиции, в этом году мы запустили в нашем культурном центре вечернюю школу ЗИЛ для взрослых. Это лекции по химии, биологии, географии, археологии, астрономии, психологии и даже психиатрии. Занятия проходят каждые выходные бесплатно. Но ещё до создания нашего культурного центра в 22-23-м годах в Симоновой слободе значились театр и два рабочих клуба, которые позже объединились. Там работали кружки, читались лекции, проходили мероприятия. Позже они объединились в рабочий дворец «Пролетарская кузница». И в 1929 году профсоюз заводов Симоновки принимает решение о строительстве дворца культуры. Место строительства было выбрано не случайно. Дворец культуры ЗИЛа был построен на территории некрополя Симонова монастыря, постройки которого были разрушены и стали материалом для строительства нового здания. Строительство нового человека, свободного от религиозных воззрений, не могло не случиться именно в этом месте. Здание создавалось как многофункциональный комплекс общей площадью 23 тысячи квадратных метров, включающий в себя большой зрительный зал, малую сцену, лекторий, кинозал, обширные холлы, многочисленные студийные комнаты, библиотеку, зимний сад и даже обсерваторию на крыше. Все это мы сохранили и по сей день. Построен дворец культуры по проекту архитекторов-конструктивистов братьев Весниных. Дворец начали строить в 1931 году. В 33-м году был завершён малый театр и в 1937 году - примыкающий к нему клубный корпус. В 2008 году дворец культуры переходит в ведомственное подчинение Департаменту культуры города Москвы и, начиная с 2012 года, культурный центр становится пилотной площадкой по модернизации устаревших форматов работы домов культуры. Появляются первые арт-резиденции, укрепляется принцип открыт пространств. Сегодня мы позиционируем себя как важнейшая точка в Москве не только с точки зрения сохранившего своё первоначальное назначение памятника конструктивизма, но и как площадка для реализации творческого потенциала человека. У нас проходят ежегодно такие крупные фестивали как «Боль», «Инкор», проходимость которых порядка 30-40 тысяч за выходные. Говоря о статистике, можно сказать, что в год нас посещают от 400 тысяч человек, за исключением периода пандемии. Но у культурного центра есть и свои сложности. Несмотря на все ограничения, связанные с пандемией, существенное падение доходов, а мы работали в 2020 году всего лишь 5 месяцев, нам удалось благодаря поддержке Департамента культуры города Москвы, ну, и, конечно, гениальности нашей команды выплатить огромную налоговую задолженность, настроить внутренние процессы и запустить ряд крупных новых проектов. В первую очередь это проект, который поддерживает творческие инициативы горожан - «ЗИЛ creative hub». Это некий приакселератор, в рамках которого есть образовательная программа для творческих идей. И если у вас есть какая-то творческая идея, но вы не знаете, как превратить её в готовый проект, то вам точно надо прийти к нам. Молодым музыкантам тоже у нас найдётся место для того, чтобы образовать группу, сделать качественную запись или просто выступить с концертом в рамках проекта «ЗИЛ. АМП». Мы восстановили работу обсерватории. Появился проект «ЗИЛ Астра». Сейчас проходят лекции. В благоприятную погоду можно проводить наблюдения. Запустили лабораторию интеллектуальной собственности. Вопросы, которые мы обсуждаем в рамках этой лаборатории, полезны не только нашим коллегам, которые работают в сфере культуры. Считаем, что этот проект интересен всем, кто имеет дело с интеллектуальной собственностью. И что важно, мы запустили театральную лабораторию.В следующем году нам исполняется 85 лет. А в этом году исполнилось 100 лет нашей библиотеке, которая образовалась как передвижка при заводе и стала прототипом создания библиотечных сетей. 85 лет исполняется и нашим историческим кружкам. Это изостудия и театр-студия имени Штейна, из которой вышли знаменитые актёры как Василий Лановой, Владимир Земляникин, Вера Васильева и другие. Сегодня эта студия для детей в возрасте от 12 лет со своей труппой, со своими постановками. Помимо тех проектов, о которых я рассказала, помимо тех мероприятий, которые у нас происходят на нашей площадке, а их более тысячи в год, мы приглашаем всех на наши площадки. Если есть своя команда и есть желание воспользоваться нашими открытыми пространствами, или присоединиться к нашим интенсивам, мероприятиям, то мы всегда будем рады. Ждём всех к нам в гости. Спасибо.
С. Бунтман
―
Интерес, что это правда, то, что говорит Мария Рогачева про то, что можно в культурном центре ЗИЛа можно и представить спектакли, можно и сделать, и договориться, и арендовать, и... Там это вполне можно сделать. Я как раз недавно на таком событий у них и был. Ну, вот и он сохраняет свою... Ну, я так думаю, что это очень интересное здание. И Весниных это здание всё-таки. Ну, как же обидно поступают всё-таки история и люди, когда разрушается одно замечательное, строится, ну, не менее замечательное. Ну, что? Сейчас снести культурный центр ЗИЛа и восстановить что? Восстановить, сделать новодел Симонова монастыря? Вот история нас всегда ставит перед такими дилеммами. «Вот очень большое значение, - Юрий Петров## нам пишет, - для жизни района, я считаю, играл завод ЗИЛ». Не, ну, несомненно. «Моя бабушка там работала. Отец в молодости тоже. Много людей так или иначе было связано с ним. Ну, и, конечно, ДК ЗИЛ». Да, естественно. Но и теперь... теперь, конечно, жизнь меняется полностью, потому что нет гигантского предприятия. Вот Павел Кузнецов пишет, что «Торпедо-ЗИЛ» назывался «Торпедо». «Торпедо»... Была просто «Торпедо». Но это была команда автозавода имени Сталина, потом и автозавода имени Лихачева. А «Торпедо-ЗИЛ», потому что там началось... все споры хозяйствующих субъектов. И, в общем, в конце концов команды почти не стало. Сейчас она с большим трудом возрождается.«Дом Тарковского, 1-й Щипковский, 26 снесён полностью в...» Да. Да. Да. «Институт при ЗИЛе был». Да, втуз был, конечно, при ЗИЛе. Так. «Здание под институт Вишневского...» Но это не Даниловский. Замоскворечье. Да. Там рядом живу. 1-й Шипковский. Да. Друзья, очень тяжело, Замоскворечье отделить от Даниловского, но вообще районы настрижены достаточно причудливо у нас. Но здесь, например, из... Мы... Я хотел бы объявить вам, что в начале января будут у нас несколько приложений к программе «Мой район». И, например, мы про театр Терезы Дуровой... сама Тереза Дурова в чудесном интервью, которое она дала Лизе Аникиной. Это основа статьи в журнале о Даниловском районе. Но там чудесная статья. Есть целое гнездо топонимическое павших, в особенности молодых людей, которые погибли во время событий ноября... ноября 1917 года. Но это, прежде всего, и улица Павла Андреева, и это Люсиновская улица. Тоже мне кажется, не надо так это, оттопырив палец, относиться к тем, кто сражался за свободу и погиб, чтобы из этой свободы потом не выросло. Вот. «С детства ходил играть туда с ребятами, - Юрий Петров## продолжает, - с ребятами с района. Возле ДК есть парк с красивой стеной и башней старинной. Ну, и водил свою пожилую бабушку на каждых голосованиях в ДК ЗИЛ. Для неё это был особый ритуал. Плюс всегда во время выборов устраивали ярмарки, блины, ватрушки в ДК». Да, понятно. Так стадион «Торпедо» за ДК ЗИЛ. Рядом. Стадион «Торпедо» вот сейчас скажем так, что он в состоянии большого переустройства. И, конечно, стадиона... Мы никогда не увидим стадион «Торпедо» таким, как он был когда-то. Такое довольно странное, но очень уютное сооружение. На нем вот сейчас на высоком уровне играть нельзя было бы. И стадион «Торпедо», который вообще торпедовский стадион. «Торпедо» всегда играл в «Лужниках» после того, как сделали... «Лужники» построили. Ну, а потом уже при раздроблении наших команд, ведомств московских «Торпедо» стала играть на стадионе имени Стрельцова. Хотя сам Стрельцов как-то там на Восточной улице не особенно-то играл. Знаете, кого мы сейчас спросим? Вернее, уже спросили. А кого вы услышите об окрестностях стадиона имени Эдуарда Стрельцова расскажет нам Сергей Смирнов, главный редактор «Медиазоны». И она, «Медиазона», и он, Сергей Смирнов, внесены Минюстом в список иностранных агентов. Сергей Смирнов от этого не перестаёт быть и Сергеем Смирновым, конечно.
Сергей Смирнов
―
История стадиона «Торпедо», ну, она вообще, конечно, очень важна для любого болельщика «Торпедо» и для меня, хотя по факту стадион был построен, ну, не настолько давно, если говорить в советских меркам, мерках основания команды - в конце 70-х. Тем не менее это место стало таким центром для «Торпедо». Все, что происходило с командой в конце 70-х, 80-е, 90-е, 2000-е, ну, прежде всего связан со стадионом «Торпедо», хотя в 2000-е уже начались гораздо более сложные годы. Ну, вот 80-е, 90-е - расцвет, как мне кажется, «Торпедо» последнего времени, если говорить до 60-х. Он был связан, конечно, со стадионом. Там мы видели победы над «Манчестером United» по пенальти совершенно феноменальную по эмоциям, тем более что пенальти сначала очень плохо складывались, но и в итоге «Торпедо» выиграла. И, конечно, я лично на стадионе «Торпедо», вокруг стадиона «Торпедо» в дни, когда даже не было матчей, провёл настолько много времени, что мне кажется, что это то место, где я был чаще всего в Москве, ну, кроме места жительства. То есть постоянно где-то рядом, что-то рядом. Ты знаешь все переулки. Ты знаешь все пабы, а когда... Там в 90-х ещё не было пабов, ты знаешь, где можно выпить, где нельзя выпить. Там было место, где все собирались ещё в 80-х, и было разливное пиво. Оно было с названием котлеты, очень характерным. Ну, естественно никаких котлет там уже не было. То есть вся история, вся культура, вот эта субкультура фанатская, она безусловно связано с этим местом. И, конечно, я уверен для тех, кто связал значительная часть жизни, это очень важное место, которое притягивает, которое ты помнишь, которое не забудешь. А если говорить об Эдуарде Стрельцове, то, конечно, абсолютно трагическая фигура. Эта легенда команды, но при этом человек с очень тяжёлой судьбой. Мне кажется, это невероятно сначала играть, потом очень долго отсидеть, причём он отсидел буквально лучшие годы, футбольные, потенциально лучшие годы он сидел, а потом все равно выйти, восстановиться. Такое вот классическое черно-белое понимание жизни. Белая полоса, чёрная полоса, белая полоса. Я думаю, такие же цвета в жизни у Эдуарда Стрельцова были как у команды «Торпедо». Человек с очень трагичной, тяжёлой судьбой, который смог подняться и снова стать звездой советского футбола. Это совершенно феноменальная история. Это, конечно, один из символов клуба, такая настоящая легенда, настоящая звезда и очень крутой футболист.
С. Бунтман
―
Да, Сергей Смирнов, которого зачем-то считают иностранным агентом, как и его «Медиазону». Конечно, Стрельцов, чьё имя носит сейчас стадион, - это... эта фигура потрясающая. Да, он влип в вот эту историю месяца вместе с Огоньковым и Татушиным. Он получил сверх того, что можно было получить при всей темноте вот то истории, которая произошла. Он совсем не такой как в фильме «Стрельцов». Ну, почитайте лучше Александра Нилина о нем, о Стрельцове, который... Александр Нилин его хорошо знал и пристрастно, и строго он пишет об Эдуард Стрельцове. Мне посчастливилось в детстве посмотреть вернувшегося Стрельцова. И надо сказать, что при всей моей вот такой, ну, как спартаковские болельщики, ну, Стрелец там... Что он сейчас может? Вышел старый, лысый. Какой там старый, кстати говоря? Лысый. Я только потом стал понимать, что мы видели в том, каким он вернулся в середине 60-х. И я вам очень рекомендую посмотреть несколько матчей сохранившихся целиком сборной Советского Союза середины 60-х, где вы можете оценить, какой вот Стрельцов, скажем так, в зрелости. И, к сожалению, очень и очень мало материала видео, надо искать, искать и искать, Стрельцова периода своего расцвета. Его расцвета. 56-57-й годы и самое начало 58-го. Последнее, что он отыграл, - это за сборную Советского Союза в матче с англичанами. Ох, как бы хотелось, чтобы был и такой состав поехал бы через буквально несколько недель, ну, вот поехал бы этот состав... даже дней, правда, в Швецию на Чемпионат мира. Но это такая ещё трагическая история. Да, вы вспоминаете Валерия Воронина, который недалеко похоронен на Даниловском кладбище как раз. Вы вспоминаете относительно по сравнению с другими торпедовцами, конечно, благополучного Валентина Кузьмича Иванова. Изумительный был футболист. Просто гениальный тоже. Ну, вы понимаете, не очень хочется смотреть про насильника. Во-первых, это все очень мутная история со Стрельцовым. А, во-вторых, это удивительный был футболист. И его удивительность, наверное, никем кроме Стрельцова не передать на экране. Лучше не показывать вообще футбол и говорить о его жизни, конечно, если снимать какой-нибудь кино. Ну, просто нельзя. Нельзя передать. Там было что-то удивительное и неуловимое. И вспоминают люди, которые учились у него в сборной, ещё когда его почему-то могли взять и в 66-м году. Могли. Должны были взять его. Он был в расцвете. И в 68-м на Чемпионат Европы. Но вот здесь тоже за ним шёл шлейф вот этой его огромной трагедии, какую бы он роль там не сыграл. Не сыграл. Да. «На территории рядом с техникумом, - правильно, - за ДК ЗИЛ стадион «Торпедо». Стадион сейчас полностью разрушили, но построили ФК «Торпедо», где дети имеют возможность заниматься футболом и боксом. «В 70-80-е на поле «Торпедо» заливали каток, где все могли кататься». Да. Тогда это можно было делать. Считали, что можно заливать поле и вообще делать с ним, бог знает что, все равно хоть какая-нибудь трава да вырастет потом. Я помню своё удивительное ощущение... Да, Воронина включали в сборную мира. Это правда. Воронин был изумительный полузащитник. Ну, когда я помню, я стоял месте с коллегами, там буквально крыша такая была, центральная трибуна, и крыша, под которой находились скамейки запасных. И я помню, «Спартак» с кем-то играл, и из-под меня со страшными криками вот буквально я стою как на балконе, и из-под меня со страшными криками выбегает Георгий Ярцев и кричит непечатно на всех, кого он видит на поле из красно-белых. Хорошо б «Торпедо» возродилась, было бы очень хорошо. Было бы очень хорошо. Что 63-64-й год? В 63-64-м годах, если вы имеете в виду Стрельцова, то он в это время сидел в колонии. Сидел в колонии. И он вышел тогда и сумел вернуться. Очень тяжело ему было вернуться. Ну, это целая история. А те матчи, которые есть полностью в записи, - это товарищеский матч 67-го года с Францией, и есть совершенно умопомрачительный матч, который... играют отборочный матч Чемпионата 63-го года. Там очень много было всевозможных... Там и Бышовец играл со Стрельцовым. И как, в общем-то, Стрельцов учил Бышовца, который иногда забывался в обводке. Это очень интересно. Да, действительно мы с вами заговорились немножко об Эдуарде Стрельцове, как мы могли бы с вами заговориться обо многих людях, которые отмечены в этих кварталах. Мы можем поговорить и мы поговорим подробно о театре Терезы Дуровой. Мы сможем поговорить и о московских события, которые здесь запечатлены. Московские события 17-го года. И вот, например, и Иван Константинович Дубинин. Дубининская улица. Спасибо. Кто там меня поправлял? Спасибо ещё раз Вам. И мы могли бы с вами говорить о Владимире Трофимове. Это прожил всего 18 лет и погиб на фронте в самом начале 44-го года. Вы понимаете, здесь у нас Павла Андреева улица, Люсинова... Люсиновская улица. И, в общем-то, юные люди, отдавшие свою жизнь за дело, которое они абсолютно считали правым, и во многим правы и были.Так. «Меня принимали в пионеры в музее ЗИЛ, а выпускной у нашего класса проходил в ДК ЗИЛ. 91-й год. Наша школа 574 была подшефной школой завода. В колонне завода мы школьники ходили на ноябрьскую демонстрацию на Красной площади в 87-м году», - Ольга говорит. Понимаете, в чем дело? Вот можно мне последнее о Стрельцове, друзья мои? Вот здесь вот говорят: «Спорт - это сиюминутно. Неправильно. Зачем вспоминать о былом?» Спорт... Можно также сказать о театре. Зачем вспоминать о былом в театре? Ну, играли там и играли всякие там Станиславские, Таировы, Коэнон, Мейерхольды всякие. Это сейчас главное, что играется. Это ускользающее всегда. Но всё-таки у нас есть записи, в которых можно приблизительно что-то увидеть. «Мог бы стать советским Пеле, если бы не эта тёмная история возле станции Правда в Пушкинском районе. Ник Волгин». Я Вам более того скажу, был бы Стрельцов, был бы Огоньков, был бы Татушин, была бы сборная вот вся та, в которой не получил бы травму Игорь Нетто, могли и в принципе не узнать, кто такой Пеле довольно ещё долго. Могли бы. Потому, что та команда Бразилии, которая начинала групповой турнир шведского чемпионата, ей можно было не только сопротивляться, а у неё в принципе можно было б выигрывать. И я вам шёпотом скажу, не Пеле надо было держать 18-летнего, а Диди надо было, конструктора и мозг всей той команды. Но об этом отдельная история, которую я когда-нибудь вам расскажу, что я об этом думаю. Друзья мои, чудесный район. «В 63-м Стрельцов играл за дубль «Торпедо». Я был на этих матчах. Стадион полный». Правильно! Именно! Всё! А я прекращаю эту передачу. У нас будет ещё много районов.