Раменки - Мой район - 2021-08-28
Н.Василенко
―
15 часов и 8 минут в Москве, действительно начинается программа «Мой район», сегодня веду эту программу я, Никита Василенко, напомню, что радио можно не только слушать, но и смотреть, пожалуйста. Основной канал «Эха Москвы» в Ютубе, а также в Яндекс.Дзене. Ставьте лайки, пишите в чат, задавайте вопросы, комментируйте, отвечайте на наши вопросы, если такие появятся, и не забывайте наши стандартные координаты - +7-985-970-45-45, этот смс-портал, там вы также можете задавать вопросы, комментировать, делиться какими-то историями, потому что как же мы без вас, без дорогих слушателей и зрителей? Потому что у нас сегодня будет большая прогулка по очень примечательному району, это район Раменки.Почему он примечательный? Вот когда я задумывался об этом эфире, я понял, что с этим районом каждого москвича, наверное, что-то связывает. Кто-то, может быть, там учился, потому что Московский государственный университет – это главная доминанта, наверное, как и архитектурная, так и во всех других смыслах этого района. Для кого-то это, может быть, романтичные прогулки по Воробьевым горам вдоль, не знаю, смотровой площадки и вдоль других каких-то некоторых объектов в этом прекрасном зеленом заповеднике, назовем его так.
Может быть, для вас Раменки – это мир кино, потому что замечательный киноконцерн, один из древнейших в России, в бывшем Советском Союзе, расположен именно там. И множество фильмов снимались как в павильоне, так и на натуре в этом районе. Об этом еще подробно поговорим. И много-много у нас будет интересных маршрутов. Может быть, мы также заглянем куда-нибудь, где у нас встречались и Герцен с Огаревым. Да-да, это те же самые Воробьевы горы, есть там определенная история, в том числе, и театральная, связанная с этим местом и этим обелиском, который стоит там.
Ну об этом подробнее мы поговорим сразу после московских новостей, которые нам представит Ольга Журавлева.
О.Журавлева
―
За первые три недели заявки на участие в электронном голосовании подали уже миллион москвичей. Подать заявление можно до полуночи 13 сентября через портал mos.ru, приложение «Моя Москва», Госуслуги Москвы и портал Госуслуг. Все заявления проходит предварительную проверку в ЦИК России, все зарегистрированные для голосования онлайн избиратели будут исключены из реестра голосующих на избирательных участках. Проверить, включены ли вы в список электронных избирателей, можно на портале mos.ru, где заработал сервис по наблюдению за регистрацией. Участники онлайн-голосования получал шанс выиграть квартиру в Москве или машину, а также призовые баллы, программа «Миллион призов».Правительство Москвы расширило список видов деятельности предприятий малого и среднего бизнеса, которые могут получить льготные кредиты. Теперь в список отраслей входит общественное питание, культурные и просветительские мероприятия, спорт, оздоровительная деятельность, парикмахерские и салоны красоты. Поддержку по кредитам предприятия смогут получить до 31 декабря 2021 года. С начала текущего года московские предприниматели уже получили кредиты на сумму в 16,5 млрд рублей по программе гарантийной поддержки.
В этом году в Москве будет построено более 80 километров дорог, включая эстакады, развязки и тоннели. Одновременно будут введены участки БКЛ западный, юго-западный и южный. Продолжают обустраиваться центральные диаметры, и вся транспортная программа идет полным ходом на пределе возможностей строительства, - сообщает Сергей Собянин.
Переливание донорской плазмы крови – один из наиболее эффективных методов лечения COVID-19. За полтора года донорами стали уже 25,5 тысяч москвичей. Донорами плазмы могут стать граждане, переболевшие коронавирусной инфекцией и не имеющие противопоказаний к донорству крови. С июня плазму могут сдать и те, кто вакцинирован «Спутником V». Желающие стать донорами могут позвонить по телефону +7-495-870-45-16.
Несмотря на пандемию коронавируса, в столице продолжается реализация программ повышения качества медицинской помощи, в том числе и онкологическая программа. Еще в 2019 году Москва стала первым регионом России, который внедрил расширенные стандарты лекарственной терапии по шести локализациям рака. С 2022 года препараты последнего поколения будут получать пациенты с еще четырьмя локализациями. В список вошли рак мочевого пузыря, яичников, желудка, опухоли головы и шеи.
Масштабное строительство детских садов позволило снизить возрастную планку приема детей. Теперь московские сады начнут принимать детей с 2 лет и 2 месяцев. По словам Сергея Собянина, Москва будет делать все, чтобы такая возможность была во всех районах города.
В новых районах теперь строят комплексные образовательные учреждения. В них включены и школы, и дошкольные отделения. В образовательных комплексах для учеников разного возраста предусмотрены отдельные блоки, но общие места для отдыха, спорта и досуга. Каждый год Москва планирует вводить в эксплуатацию по 40-50 образовательных объектов, в том числе – чтобы закрыть дефицит мест в школах и детских садах в Щербинке, Коммунарке, Троицке и других районах. Образовательная система Москвы, по словам мэра, готова к новому учебному году. Учебный год в школах начнется в общем формате.
Меры поддержки молодежи в сфере занятости будут доступны горожанам в возрасте до 35 лет. Такое постановление подписал Сергей Собянин. Молодые люди могут рассчитывать на временное трудоустройство, смогут принять участие в программах молодежной практики.
Власти планируют ужесточить наказание для мотоциклистов и автомобилистов за преднамеренное нарушение тишины. Увеличение штрафов, отправка на штрафстоянку и другие меры грозят тем, кто не использует глушители в своих транспортных средствах. Такое решение принял Сергей Собянин после очередной встречи с москвичами.
С 1 сентября по 1 октября в Москве пройдет традиционный осенний фестиваль «Цветочный джем», жителей города ждут конкурс ландшафтного дизайна, выставка деревьев, кустарников, цветов. Все площадки фестиваля будут оформлены в разных стилях, на площади Революции, к примеру, появится настоящий Русский лес, на Кузнецком мосту – Сад водяных растений, а в Куркине – классический японский сад.
Н.Василенко
―
Это была Ольга Журавлева с московскими новостями, ну а мы начинаем свое путешествие по Раменкам. У нас уже много в чате замечательных сообщений. Например, Павел Кузнецов пишет, что для него Раменки, в первую очередь, это Ботанический сад МГУ, но предупреждает, что ни в коем случае нельзя путать с Аптекарским огородом. И я сразу обрадую Павла, у нас будет директор Ботанического сада, Владимир Чуб, подробно сегодня расскажет о том, какие там замечательные зеленые насаждения, какие там замечательные прогулочные маршруты. Там много-много чего интересного есть, есть и действительно нам об этом сегодня поведает директор Ботанического сада.Также Дамир Юсупов пишет, что жил когда-то по адресу Ломоносовский проспект/Мосфильмовская улица. Да, действительно, это тоже Раменки, и мы тоже прогуляемся по этим местам и, может быть, вы тоже что-нибудь из этого узнаете. Ну а сейчас мы начнем с короткой справки, исторической справки, что же такое Раменки, откуда они взялись.
Начало положено где-то было в 14 веке, получается, когда возникла деревня Раменки, впервые была упомянута. Откуда она взяла такое название? Как это часто у нас бывает, тоже по географическому объекту, который здесь же находится, это речка Раменка. Сейчас она в большинстве своем, если даже не на 100%, скрыта трубами, скрыта, закатана в асфальт, то есть, она течет где-то под землей. Но рядом протекает речка Сетунь, которая во многом сохранилась в том русле, в котором она была тогда, много веков назад.
Раменки – это, в первую очередь, еще и посольские городки, здесь находится их около 16, с разных континентов. И много-много и топонимов, связанных с этими посольскими городками. Не напрямую, конечно, но с разными героями тех стран, которые там находятся. Кроме того, если мы обращаемся к Раменкам, к названию, не договорил в этом разделе, скажем так, откуда оно пошло, что же такое Раменки? Вообще словарь русского языка Даля говорит, что все началось со слова «раменье», то есть – «деревья», глухой лес, плотный лес, где в основном хвойные деревья. Это одна из версий. Также есть версия, что это лес, который находится рядом с какими-то пашнями. Есть и третья версия, что «раменье» - это деревья, предназначенные для строительства кораблей. Ну, Москва все-таки не славилась какими-то морскими судоходными традициями много веков назад, верфи у нас были в других городах, как вы знаете. И вряд ли именно поэтому Раменки получили свое назначение… Речка Раменка, а оттуда уже деревня и район, что как-то связано с кораблестроительством. Нет, такого не было.
Район вошел в состав Москвы в 1958 году, как это часто тогда бывало, расширение границ Москвы происходило масштабное. Но в нынешнем виде он уже образовался в начале этого века, в начале нулевых, когда к району были присоединены территории МГУ, который считался таким неким отдельным автономным образованием. А также территория района Мосфильмовского, был и такой, на котором находится одноименная киностудия. И о ней мы сегодня поговорим с Кареном Шахназаровым, который нам дал небольшое интервью и рассказал некоторые подробности, в том числе, и киносъемочных процессов, которые проходили в тех местах в разное время.
Ну а мы сейчас будем двигаться дальше. И, конечно, переходим к главной достопримечательности – это Московский государственный университет. МГУ возник здесь не так давно. Это был 53-й год, сентябрь 53 года. Именно тогда открылось главное здание Московского государственного университета на Воробьевых горах. Но путь, проделанный, скажем так, исторический путь, чтобы здание появилось здесь, на Воробьёвых горах, начался очень давно. Я бы его, на самом деле, начал бы рассматривать с начала 19 века, когда впервые задумали построить здесь храм. Но храм не науки, а в прямом смысле – православный храм, Храм Христа Спасителя. Одна из версий проекта была следующая, что храм нужно построить на Воробьевых горах. И ровно на том месте, где сейчас стоит МГУ.
Были предложения еще более близко поставить, расположить его на месте нынешней смотровой площадке, ближе к Москве-реке, но так или иначе этот проект не реализовался. И храм построили на том месте, где сейчас стоит его современная реплика. То есть, в самом сердце Москвы, нынешнее метро Кропоткинская, назовем так.
А вот МГУ, как же возник МГУ здесь. И тут, наверное, надо благодарить Бориса Михайловича Иофана, выдающегося архитектора, который в начале своего пути хотел стать живописцем, художником, но сделал выбор в пользу архитектуры. Он мог начать свою карьеру где-то в Италии, потому что перед Первой мировой войной уехал туда. Но вернулся в советскую Россию спустя десять лет, в 24 году, когда настала пора архитектурных экспериментов, и сделал здесь такую хорошую карьеру. И вот именно Борису Михайловичу Иофану мы обязаны, например, домом на набережной. И, самое главное, он был идеологом проекта сталинских высоток, потому что он предложил создать вот эти здания, которые станут архитектурной доминантой города. И изначально он этот проект, конечно, хотел реализовать на рубеже 30-40-х годов, в том числе он был одним из создателей, он был одним из основоположников и проектировщиков Дворца советов легендарного, который должен был появиться на месте разрушенного Храма Христа Спасителя. Но война, как мы знаем, поменяла все планы. И вот только где-то в 46-47 году вернулась вот эта идея создать сталинские высотки знаменитые.
И Борис Иофан тут же предложил проект строительства одной из высоток, самой крупной высотки, на Воробьевых горах. Изначально по проекту там не планировался Московский университет, там планировался, скажем так… Что-то вроде жилого комплекса, в том чисел подразумевающего не только квартиры, но и гостиничные номера. Но тут была очень интересная история, как же судьбоносно все сложилось.
На тот момент в 48 году ректором Московского государственного университета стал Александр Николаевич Несмеянов, замечательный ученый, учился в МГУ на естественном отделении, изучал химию. И для него как для ректора строительство большого здания МГУ стало главной миссией в его жизни. И он сам тогда говорил, что «либо нам удастся качественно перевооружить университет, либо неизбежно отставание перед мировой наукой» потому что без хороших современных корпусов университет задыхался. То, что было на Моховой, не вмещало студентов, нельзя было там разместить современное оборудование, которое позволило бы проводить хорошие научные исследования. И вот Несмеянов поставил задачу во что бы то ни стало построить главное здание Московского государственного университета. И как-то так получилось, что у него был ученик, Юрий Жданов, который на тот момент возглавлял отдел науки… Он был начальником отдела науки, отдела агитации и пропаганды Центрального комитета партии. И, более того, он был мужем дочки Сталина.
И вот, обратившись к своему ученику, который имел большое влияние, он все-таки выбил тот самый проект под нужды университета. И ту высотку, которую изначально собирались строить на Воробьевых горах как жилой комплекс квартирно-гостиничный, отдали университету. И, самое главное, Несмеянов смотрел намного дальше. Он просил не просто землю под университет, под основное здание, под основной кампус, он попросил огромную территорию, где расположил лаборатории, сады, где бы расположил, в том числе, и другие какие-то корпуса, разгрузил бы Моховую… Но и Моховую попросил остановить за университетом. И на Моховой, как известно, остались гуманитарные подразделения, гуманитарные факультеты. А вот точные ученые уехали на Воробьевы горы. И вот благодаря Александру Николаевичу Несмеянову и появилось главное здание Московского государственного университета, и его рвению, и, возможно, тому удачному обстоятельству, что его ученик был мужем дочки Сталина и занимал довольно ответственный пост в Центральном комитете партии.
Но сам Несмеянов не смог принять здание университета, уже открывал его в 53 году Иван Георгиевич Петровский, следующий ректор МГУ. Но здесь нет никаких плохих историй, связанных с тем, что с Несмеяновым что-то случилось. С ним случилось, но, скорее, хорошая история. Он пошел на повышение. Маленков, на тот момент курирующий, в том числе, науку, предложил Несмеянову стать президентом Советской академии наук. И Несмеянов пытался отказаться, как мог, он рассказывал, что у него и брат репрессирован, судьба до сих пор неизвестна. Он говорил, что за постами не гонится высокими, и хотел довести дело, связанное с МГУ, до конца. Но все-таки он ушел на повышение и уже новое здание, главный кампус открывал другой человек, Иван Георгиевич Петровский. Но при этом надо отдать должное, что Несмеянов зрел в будущее. И он сказал, что «нам нужны территории, чтобы строить здесь еще на протяжении ста лет». И так и получилось. Сейчас мы видим, что есть проекты, связанные со строительством, с расширением научного городка МГУ, будут новые инновационные центры строиться. И все это как раз благодаря Александру Николаевичу Несмеянову, ректору МГУ, который буквально три года был на своем посту.
А сейчас мы двигаемся дальше и переходим в Ботанический сад МГУ. И о нем подробнее расскажет директор Владимир Чуб, доктор биологических наук также, напоминаю. Внимание, слушаем.
В.Чуб
―
В 1950 году ректор МГУ подписал указ о том, чтобы основать Агроботанический сад непосредственно рядом с территорией строящегося главного здания. В это время произошла как раз закладка Ботанического сада МГУ, территория, на которой, может быть, не все даже люди, которые учились в МГУ, побывали. Она была спроектирована Львом Владимировичем Рудневым, архитектором главного здания и прилегающих парковых областей. И центральная часть, она как бы такая устроена по партерному принципу. Видимо, у него в голове был такой классицизм, Версаль, ромбы, дорожки, регулярная планировка, аллеи из деревьев. И это стало основой Ботанического сада МГУ.В центре размещается розарий, и к нему примыкает достаточно большая постройка из гранитных блоков, которая называется альпинарий. Если розарий можно посетить самостоятельно, то в альпинарий мы обычно водим экскурсии. Это грандиозное сооружение, и даже сложно представить, что в центре Москвы возможен такой, фактически, дикий уголок природы. Там есть горное озеро, когда-то, в советское время, был водопад, достаточно приличные скалы. И даже, как говорят, самая высокая точка Теплостанской возвышенности.
В принципе, наша коллекция устроена, с одной стороны, по географическому принципу, как расположены деревья в дендрарии, растения природной флоры в альпинарии и, соответственно, можно посетить и увидеть растения Европы, Кавказа, Средней Азии, дальнего Востока, Америки, других географических регионов. Но кроме того, есть и специальные подразделения. Например, плодовый сад. Плодовый сад МГУ был создан при активном участии ученика Мичурина, Сергея Ивановича Исаева, который был знаменитым селекционером яблонь, и ряд его сортов мы возделываем и до сих пор.
Осень – это время достаточно благодатное, и мы водим не просто экскурсии, а экскурсии с возможностью продегустировать сорта яблок. Кроме того, в этом году намечается достаточно приличный урожай рябины, и мы стремимся также собрать все сорта, которые были получены самим Мичуриным и, конечно, его учениками. Таким образом, в плодовом саду собраны яблони в большом количестве сортов, рябины, сливы, груши, вишни и так далее.
В советское время считалось, что Ботанический сад просто обязан производить какую-то плодовую продукцию, давать достижения селекция, которые дальше могли бы шагнуть в промышленность. И, как напоминание об этой эпохе, можно сказать, что такой сад-музей. Там до сих пор используются те технологии, которые были приняты в советском плодоводстве, высокие достаточно штамбы деревьев, их регулярно наши сотрудники обстригают, это огромная работа. Проводят мастер-классы и, соответственно, можно ознакомиться с приемами возделывания сада в течение фактически круглого года. То есть, весной это обрезка, осенью это как раз можно ознакомиться с плодами… То есть, это такое знаменательное место в МГУ.
И, конечно, мы гордимся коллекцией сирени. К сожалению, осенью увидеть нельзя, но в мае наша коллекция привлекает огромное количество посетителей. Коллекция награждена наградами международного общества сирени за то, что мы собираем уникальную коллекцию сортов, выведенных Колесниковым. Колесников – это наш знаменитый селекционер сирени. И, фактически, у нас наиболее представленное собрание его сортов.
Таким образом, нашему Ботаническому саду есть, чем гордиться. У нас до сих пор работают селекционеры, которые создают новые декоративные культуры. В частности, Марианна Сергеевна Успенская, которая создала много сортов и достаточно интересных пионов. И, соответственно, все это богатство за один раз увидеть невозможно, сад нужно посещать регулярно, и он прекрасен в любое время года, начиная со снеготаяния, когда появляются подснежники, и заканчивая осенью, когда сад раскрашивается в яркие краски листвой.
Кроме того, мы, конечно же, еще и учебное подразделение. И у нас есть коллекция систематики, которая обслуживает биологический факультет, там работают студенты, собирают материалы для практикумов. И мы также просвещаем людей. И у нас на сайте можно ознакомиться с нашими программами дополнительного образования.
Н.Василенко
―
С нами был Владимир Чуб, директор Ботанического сада МГУ. А сразу после новостей и короткой рекламы мы еще немножечко поговорим о Московском государственном университете, а потом отправимся на Мосфильм.НОВОСТИ
Н.Василенко
―
15 часов и 35 минут, продолжается программа «Мой район», и сегодня мы путешествуем по Раменкам. Напомню, что в студии я, Никита Василенко. И много-много вопросов, где же Сергей Бунтман. С Сергеем Александровичем всем хорошо, сегодня он попросил, в силу обстоятельств, меня провести этот эфир. И, надеюсь, я достойно несу знамя, которое мне поручил Сергей Александрович. +7-985-970-45-45 – телефон для ваших смсок, WhatsApp, Viber, Telegram. И также не забывайте, что радио можно не только слушать, но и смотреть в Яндекс.Дзен и канал «Эхо Москвы» в ютубе, основной канал, пожалуйста, там есть обратная связь в виде чата. Задавайте вопросы, комментируйте, отвечайте на наши вопросы, если такие появятся, и что-то интересное мы обязательно прочитаем, потому что уверен: у вас есть какие-то свои истории, связанные с этим районом. Не может их не быть, потому что это один из самых любимых районов москвичей.Я долго думал, как его назвать. Самый живописный? Нет. Пожалуй, в Москве есть другие живописные места, но это вообще какое-то такое понятие субъективное. Самый, не знаю, самый киношный? Да, тут находится Мосфильм и, возможно, это действительно подходит, это звание самого киношного района. Но, опять же, в Москве много мест, где что-то снималось, что-то показывалось. И тут тоже есть какие-то претензии, что и другие районы могут так называться. Ну и прочее-прочее-прочее, самые какие-то вспоминались. Действительно, это настоящий центр притяжения – Раменки. Я уверен, что нет такого москвича, не знаю, старше 18 лет, допустим, который не был на Воробьевых горах, не гулял в этих прекрасных парках вокруг МГУ.
Кстати, мне справедливо заметили, что не только МГУ есть в этом районе. Да, МГУ – это, пожалуй, главная достопримечательность и самый большой университет, находящийся здесь, но еще есть Всероссийская академия внешней торговли, которую тоже стоит упомянуть, потому что она действительно здесь находится и тоже много выпускников, много замечательных выпускников ее здесь вспоминало.
А сейчас, прежде чем мы отправимся на Мосфильм, нам небольшую экскурсию проведет Карен Шахназаров. Тоже хотелось бы закончить с МГУ. И тут хочется вспомнить много легенд, связанных с высоткой. Понятно, что вокруг этого места не могли они не появиться, и они уже появлялись в самом начале, например – много легенд связано с тем, что к строительству МГУ были привлечены заключенные. И есть версия, что они были привлечены только на стадии рытья котлована, но есть свидетельства, что они продолжали работу, возводя какие-то капитальные сооружения. Так или иначе, много легенд связаны с тем, что были замурованы в стены заключенные, было очень много жертв, которые погибли здесь, и теперь они ходят по коридорам главного здания в качестве привидений. И очень-очень часто какой-то слышен вой в общежитии МГУ, а я напомню, что в главном здании кроме учебных корпусов находится и общежитие, и квартиры профессорские, там слышен какой-то вой. И многие ассоциируют это с тем, что это неуспокоенные души заключенных. Нет. На самом деле, это вентиляция, разрушу этот миф, но есть и такие легенды.
Кстати, у заключенных есть еще одна легенда, причем конец у нее разный. В одной истории хороший, в другой – плохой. Она связана с тем, что один из зеков, строивших МГУ, решил совершить побег. И когда здание уже достигло той высоты, которой оно сейчас является, той высоты в 240 метров со шпилем или 180 без шпиля, 183… Поправьте меня, если вы знаете. Хотя, 183 без шпиля. И в тот момент, когда здание достигло той высоты, которая сегодня есть, эта высота… Что-то я сегодня заговариваюсь, вспоминая МГУ. Он сделал небольшой планер, дельтаплан, и решил полететь на свободу.
По одной из версий, полет завершился мягкой посадкой, он наконец-то достиг того, что хотел, той долгожданной свободы. Но по другой из версий все было печально, и это было похоже на легенду об Икаре. И поэтому много таких тоже, связанных с заключенными… Если вы какие-то сами вспомните – пишите. А, может быть, что-нибудь прочитаем.
И есть еще забавная традиция, долгий спор физиков и химиков вокруг памятника Ломоносову, который стоит с другой части здания. Кто-то скажет, что это основная, кто-то – что тыловая. Вот не с той части, с которой видна смотровая площадка, если выходить из МГУ, а с другой. Там стоит памятник Ломоносову. И каждый раз физики и химики спорят, к кому же он стоит ближе. И вот по последним замерам Ломоносов стоит на 34 сантиметра ближе к физикам, поэтому в этом споре они выиграли.
Кстати говоря, о Ломоносове. Надо вспомнить, что он задумал МГУ в свое время, в 1755 году, как аналог такого Лейденского университета, потому что университет, основанный Петром I, он был лишен каких-то академических свобод. Там не было научной дискуссии, не было какой-то организационной автономии. И Ломоносов считал, что в таких условиях наука невозможна, невозможно развитие. И, действительно, на тот момент университет был крайне неэффективен… Я говорю не про МГУ, а про тот, который основан Петром в 1724 году в Петербурге. А вот Ломоносов хотел университет нового образца, который действительно станет научным центром. И вместе с Иваном Ивановичем Шуваловым, крупным чиновником, приближенным к императрице Елизавете Петровне, он реализовал этот проект.
Было много споров о том, что такой автономии… И насколько она нужна, потому что Иван Шувалов не хотел никаких проблем для государства, хотел получать квалифицированных служащих на выходе из этого университета. Ломоносов хотел открытий крупных, фундаментальных исследований. Так или иначе, компромисс они нашли, и в 1755 году Московский университет возник.
И тут тоже есть еще один важный спор. Многие считают, что первый университет, если мы не будем вспоминать Славяно-греко-латинскую академию, которая, по сути, университетом не являлась, а являлась таким религиозным учебным центром… Мы, конечно, считаем, что главный университет, первый университет возникший – это Петербургский государственный университет, так его сегодня мы называем. Но нет. Москвичи возразят. Они скажут: «Вы, конечно, возникли в 1724 году, МГУ – в 1755, но вот тот университет, который возник при Петре, это был другой университет, и он был во многом реорганизован в начале 19 века во всех смыслах, и в плане научных программ, и в плане каких-то даже, скажем так, архитектурных излишеств». И, действительно, Московский университет может претендовать на звание старейшего в России. Но этот спор будет столько, сколько будут существовать две столицы, Москва и Петербург. Приятно будет иногда к нему обращаться.
Ну а сейчас мы двигаемся дальше и переходим к главному киноконцерну России, Советского Союза, на студию Мосфильм. Надо сказать, что она была образована 30 января 1924 года. После уже Ленфильма и после Киностудии Горького. Она – третья из старейших. И буквально через три года мы будем отмечать столетие Мосфильма. И основан Мосфильм был на базе национализированных кинофабрик Ханжонкова и Ермольева. Потом, когда к нему присоединили еще третью кинофабрику, так называемую, по сути образовался нынешний Мосфильм. Но архитектурно студии были достроены только где-то в 1931 году, когда возник и открылся первый корпус киностудии. И вот тогда мы можем говорить, что Мосфильм заработал во всю мощь. Ну а что из себя киностудия представляет сегодня – нам расскажет кинорежиссер и генеральный директор киноконцерна Карен Шахназаров.
Карен Георгиевич, Мосфильм сегодня. Что из себя представляет самая известная киностудия страны?
К.Шахназаров
―
Я думаю, это единственная студия в Российской Федерации, которая может реально может реально называться студией. Современное предприятие, одно из лучших в мире, скажу без ложной скромности, по оснащению… А уж учитывая, что у нас динамичное новое строительство идет, которого не было с середины прошлого века, то это, в общем, одна из лучших студий, я думаю, мира. Европы-то однозначно. Студии аналоги есть. Там Warner Brothers, но в принципе Мосфильм не уступает Warner Brothers ни в чем. Я имею в виду технологии, качество павильонов, территория… Вот так я бы ответил.
Н.Василенко
―
А сколько в среднем фильмов производится на киностудии?
К.Шахназаров
―
Мы сейчас не считаем, сейчас немножко другая ситуация насчет конкретно производства. Мы называем это скорее проектами, потому что у нас же очень много телевизионной продукции. Как все большие студии в мире, сегодня это общая тенденция, все большие студии, 60-70% связаны с телепродукцией. Проектов очень много, больше 100 – это 100%. Может быть, даже больше. Я не могу сказать, что мы так точно ведем подсчет, потому что это довольно сложно, но во всяком случае, у нас все павильоны сейчас загружены.Надо сказать, сейчас много кино снимают в павильонах. Серебренников только что снимал, Валера Тодоровский снимал. Много кто снимает постоянно. Кеосаян Тигран. Больше 100 проектов, я бы вот так сказал.
Н.Василенко
―
Туристическая составляющая? Музеи, прогулки среди известных декораций? За время пандемии что-то изменилось?
К.Шахнахаров
―
Декорации, которые.. Санкт-Петербург, Старая Москва, вот так мы называем. Там одна улица в стиле Санкт-Петербурга сделана, одна – в стиле Старой Москвы. Декорации действующие, в них постоянно снимается что-то, потому что они очень высокого качества. Но они и туристически очень привлекательны. У нас в год проходит более 120-130 тысяч туристов. У нас туристическое бюро свое есть, и оно довольно стало успешно работать, и, в общем, большой интерес публики. Несмотря на пандемию даже. Кстати, мы пандемию более-менее неплохо пережили. Конечно, потери у нас были, но все равно масса прибыли. Дело в том, что Мосфильм полностью находится на самофинансировании, Мосфильм ничего из бюджета, ни копейки, не получает. Ни на зарплаты, ни на развитие, ни на строительство. Поэтому все, что мы делаем… Мы, в принципе, работаем как рыночное предприятие, и все это за счет тех средств, которые мы сами зарабатываем. Поэтому для нас имеет знамение, в том числе, музейная деятельность, она – часть нашего, если хотите, бизнеса.
Н.Василенко
―
Когда киностудия создавалась, нынешние Раменки – это была окраина Москвы. А вот с точки зрения дня сегодняшнего, можно ли назвать расположение киностудии удачным? Не мешает ли, например, нынешняя городская среда производству фильмов, когда кругом шум, гам или многоэтажки загораживают небо?
К.Шахнахаров
―
Я начинал работать… Еще я застал, когда это была окраина Москвы. А когда Мосфильм 30-40-х.. Это было просто почти Подмосковье. Это, конечно, стал один из центральных районов, который очень бурно развивается, и огромное строительство. И надо сказать, очень такой, прямо скажем, совершенно обильный район стал. Очень много домов новых, так все это стало очень серьезно. В результате я бы сказал, что для Мосфильма это логистика очень хорошая, потому что в Москве в то же время очень легко проехать к нам, потому что Раменки в этом смысле вообще район очень хороший, потому что проехать можно и по набережной, и по Комсомольскому, и даже по Ленинскому. Из центра достаточно легко проехать. Рядом – Третье кольцо. И это, я считаю, плюс для Мосфильма. И, думаю, для многих, кто работает на студии, это тоже плюс огромный, потому что имеет значение – приехать на студию, на работу. Так что да, логистика стала очень выгодная, я считаю.
Н.Василенко
―
Генеральный директор киноконцерна Мосфильм, режиссер Карен Шахназаров, который еще с нами продолжит сегодня общение, хоть и в виде пленки был у нас сейчас, про киностудию Мосфильм, про день сегодняшний. И мы сейчас продолжим путешествие по окраинам района… Почему я говорю «по окраинам», потому что мы сейчас выйдем за территорию Мосфильма, но будем продолжать говорить о кино.Тут в чате было много каких-то вопросов и воспоминаний, связанных с МГУ, которые я не могу не прочитать. Например, Виталий Рагнарссон радуется, что мы упоминали альма-матер, «учился в самой высокой кафедре самого высокого факультета, аж на 22 этаже».
Павел Кузнецов замечает, что на улицах Раменки был Дом культуры, там в 90-е размещался известный клуб «Пилот».
Дамир Юсупов говорит, что памятник Ломоносову стоит на Моховой. Да, памятник Ломоносову стоит на Моховой, но также он стоит около главного здания на Воробьевых горах. То есть, в Москве есть минимум два памятника Ломоносову, не считая бюстов и каких-то других скульптур, которые наверняка есть в других зданиях Академии наук и прочих научных учреждениях.
Ну, а мы продолжаем гулять по Раменкам, и гулять по Раменкам в контексте кино. Кинофильм «Александр Невский», вышедший в прокат в 38-м году, производился на киностудии. И он тоже делался не только в павильонах, были и натурные съемки, и они проходили как раз в районе Раменки. Для этого приходилось в некоторых местах вырубить сады… Подробнее об этом расскажу, а сейчас – короткая вводная от Наума Клеймана, который у нас сегодня также будет в программе «Дилетанты» рассказывать про кинофильм «Александр Невский», после шести часов, пожалуйста, обратите внимание, очень интересная беседа с Евгением Бунтманом. А сейчас он нам коротко расскажет о локациях.
Е.Бунтман
―
А где снимали и как? Какие локации были?
Н.Клейман
―
Главным образом – под Мосфильмом, рядом с Мосфильмом было поле, которое было засажено деревьями. Эйзенштейн деревья вырубил и сделал такую натурную площадку, которая была просто в пяти шагах от самого главного здания, и все это очень облегчило съемки. Весь Новгород был построен, Псков был построен рядом с Мосфильмом из картона практически. Картонаж Эйзенштейна… Я потом скажу, он очень страдал, что ему не дали времени подчистить во время монтажа, он бы убрал эту картонажность. Но, к сожалению, там остались такие всполохи…
Н.Василенко
―
Киновед Наум Клейман только что был с нами. Стоит добавить, что самую главную сцену, то есть – само ледовое побоище, битву на Чудском озере снимали на мосфильмовском пруду, который сейчас вы можете видеть, гуляя в парке рядом с высотками теми самыми, синими большими высотками, которые стремятся в небо, на Воробьевых горах. И можете почувствовать себя Александром Невским, который стоит на Вороньем камне в ожидании того, как псы-рыцари пойдут «свиньей» и начнется легендарная битва. На самом деле, там действительно хорошее место для прогулок. И тогда вот много, как сказал Наум Клейман, было вырублено деревьев, чтобы создать иллюзию такого некоего пространства. Не сказать, что поле, потому что битва на Чудском озере проходила на льду, а именно – бескрайнего льда. Битва проходила, напомню, 5 апреля 1242 года. Но вот тогда зима еще стояла долгая, лед был довольно прочный. Но под рыцарями он тогда треснул. И так же он треснул, только в виде пенопласта, на том самом мосфильмовском пруду, где снимался «Александр Невский».И буквально в нескольких метрах… Может быть, 100, 200 метров от этого места находится улица, названная в честь замечательного кинорежиссера Довженко. И там находится знаменитый «круглый дом». Точно такой же дом на улице Нежинской, 13 находится. Он очень примечателен, что имеет настоящую форму круга и вид с коптера, вид сверху нам это все доказывает. А самое главное, что это тоже очень знаменательное киношное место. Там проходили съемки «Курьера», и об этом нам снова сейчас поведает Карен Шахназаров.
Раменки стали фоном кинофильма «Курьер», как так вышло, связано ли это с близостью локаций к Мосфильму?
К.Шахнахаров
―
Не было какой-то такой сверхзадачи непременно, чтобы это были именно Раменки. Когда ты выбираешь натуру для картины, для сцен, в которых ты хочешь снимать, ты исходишь из каких-то художественных задач, которые ты ставишь перед собой. И просто совпало, что мы нашли место буквально рядом со студией, что, конечно, удобно. Но дело было не в удобстве, а в том, что это подходило нам, потому что очень типично советский был район, спортивная площадка, эти блочные дома, нам был нужен очень советский знаковый район. Ну, совпало, что оказалось еще рядом со студией, что удобно, ехать далеко не надо.Какие-то мы снимали в Люберцах, нам нужно было пустыню, пески… Мы нашли котлован песчаный, очень красивый. В Люберцах, это довольно далеко, но приходилось ездить, мы ездили на другой конец Москвы, но там тоже снято несколько сцен было. Так что здесь это вопрос просто случая, не специально.
Н.Василенко
―
И у нас снова был Карен Шахназаров, генеральный директор киноконцерна Мосфильм. И он вспомнил о съемках фильма «Курьер», которые также проходили в Раменках. И да, у нас, как правильно заметил пользователь НРЗБ, деревья никогда не жалели что в начале предыдущего века, что в середине предыдущего века, что сейчас. И Раменки – район в этом плане не исключение. Но надо признать, что Раменки – один из самых зеленых районов, и самое главное место кроме Ботанического сада – это Воробьёвы горы. На Воробьёвых горах замечательная смотровая площадка, с которой открывается отличнейший вид на Москву.Там есть два примечательных сооружения, это Храм Живоначальной Троицы. Это проект Александра Лаврентьевича Видберга, автора одного из первых проектов Храма Христа Спасителя, который должен был как раз стоять на Воробьевых горах. И в итоге все-таки Видберг построил свой храм на Воробьевых горах, но это небольшой Храм Живоначальной Троицы, но стоит отметить, что он его построил еще до войны 12 года, и, самое главное, этот храм пережил войну и, по сути, находится в том виде, в котором его сделали, с конца 18 века. И вы можете видеть его прямо на смотровой площадке Воробьёвых гор.
Также там есть одно примечательное место, обелиск и барельеф. Место встречи… Место клятвы Александра Герцена и Николая Огарева. Я напомню, что, вдохновившись Декабрьским восстанием, уже в 1827 году, молодые Герцен и Огарев, гуляя на Воробьёвых горах, принесли друг другу клятву, что до конца жизни будут бороться за счастье народа. И, конечно, советская власть не могла не зафиксировать вот этот, скажем так, очень красивый поступок двух молодых людей, Герцена и Огарева. И там появился обелиск и памятник. Он скрыт за деревьями, где-то в середине Воробьевых гор, его очень непросто найти. И когда советская власть закончилась, это место пришло в запустение. Обелиск и барельеф были очень изуродованы, они были закрашены граффитистами, там было много мусора. И в таком виде это место, наверное, до где-то… Я предполагаю до середины нулевых находилось. Но нет худа без добра. И в свое время британский драматург и сценарист Том Стоппард написал пьесу театральную «Берег утопии», которая сейчас идет в Российском академическом молодежном театре. И в том числе одними из главных героев, которые были упомянуты в этой пьесе, были Герцен и Огарев. И вообще-то, спектакль о русской интеллигенции, которая стремилась привести Россию к тому утопическому миру, который они видели. Но в итоге, немножко заспойлерю, главный вывод они сделали, что гармоническое общество должно существовать по тем же законам, что и счастливая семья. Но если в семье невозможна утопия, то она, утопия, невозможна и в обществе.
И вот Том Стоппард хотел посмотреть на то легендарное место, где Герцен и Огарев принесли друг другу клятву, и когда он приехал, он был поражен. И вот вместе с артистами РАМТ, вместе с первым составом спектакля «Берег утопии», они вместе все вычистили. Может быть, даже сами приняли участие в ремонте, может – собрали пожертвования. Но так или иначе, они привели этот памятник в порядок. И вот такая вот замечательная история.
А сегодня мы, к сожалению, вынуждены завершить нашу программу. Хорошего понемножку, как говорится. Много мест мы не успели посетить. Но… Почему нет? Будут еще поводы. В конце концов, вы можете сами поехать в Раменки и прогуляться, в Москве сейчас замечательная погода. И даже если погода плохая, это очень хорошее место для прогулок в любое время. Так что, пожалуйста, москвичи и гости столицы – приезжайте. Раменки, Воробьевы горы, МГУ. Все для вас. А мы сейчас прощаемся. И в конце у нас Сергей Прокофьев, кантата «Вставайте, люди русские». Легендарная музыка, легендарная… Можно ли ее назвать песней? Назвать кантату… Произведение из кинофильма «Александр Невский» звучит у нас в титрах нашей программы. Спасибо и до новых встреч.