Купить мерч «Эха»:

Премьера спектакля "Салют победы" - Елена Ольшанская, Анатолий Марчевский - Детская площадка - 2010-04-25

25.04.2010
Премьера спектакля "Салют победы" - Елена Ольшанская, Анатолий Марчевский - Детская площадка - 2010-04-25 Скачать

К. ЛАРИНА: Ну что, дорогие друзья! В цирк мы отправляемся сегодня. В цирк Никулина на Цветном бульваре. Здесь у нас Елена Ольшанская, пресс-аташе цирка. Леночка, приветствую тебя!

Е. ОЛЬШАНСКАЯ: Здравствуйте!

К. ЛАРИНА: Здесь у нас Майя Пешкова с другой стороны.

М. ПЕШКОВА: Здравствуйте!

К. ЛАРИНА: А в центре у нас мужчина. Здравствуйте-здравствуйте! Это Анатолий Марчевский, народный артист России, директор екатеринбургского цирка и автор спектакля, о котором сегодня будем говорить. Называется спектакль «Салют победы». Да?

Е. ОЛЬШАНСКАЯ: Да.

А. МАРЧЕВСКИЙ: Да.

К. ЛАРИНА: Давненько вас не было в Москве.

А. МАРЧЕВСКИЙ Я вчера был.

К. ЛАРИНА: Вчера были? Давайте немножечко все-таки… Лен, представь человека! Это же легендарная личность у нас сидит! Надо же понимать!

Е. ОЛЬШАНСКАЯ: Да! Это не просто директор екатеринбургского цирка, который в Екатеринбурге одно из главных мест, это бывший клоун в прошлом.

К. ЛАРИНА: Да какой!

Е. ОЛЬШАНСКАЯ: Да-да! Сейчас он автор такого уникального, я считаю, спектакля, потому что действительно, как можно в цирке рассказать о войне?! Вот война и цирк – такие две сложно сочетаемые вещи. И как можно цирковыми средствами рассказать о войне! Это, конечно, мог только Марчевский.

К. ЛАРИНА: Батальные сцены – конечно, лошади сразу возникают в качестве героев.

А. МАРЧЕВСКИЙ: Естественно! Но в данном случае мы постарались передать атмосферу того, что было свойственно нашему советскому солдату, вот тот высочайший уровень патриотизма.

К. ЛАРИНА: Это что-то очень серьезное.

А. МАРЧЕВСКИЙ: Это очень серьезно, но вместе с этим – глубина. Большая глубина душевная, юмор.

К. ЛАРИНА: Вот! Уже ближе! Сразу образ: Василий Теркин, образ солдата. «Дайте орден» Твардовского.

А. МАРЧЕВСКИЙ: Стремление вернуться к тому, откуда ушел. Один из любимых моих эпизодов в спектакле – сон медсестры, когда такого небольшого росточка девчоночка в бушлате, в 45-го размера кирзовых сапогах после боя. А у нас идет через экран и оживает все в манеже. И вот, мне кажется, этот эпизод очень удачно получился.

К. ЛАРИНА: А драматургию вы тоже сами придумывали?

А. МАРЧЕВСКИЙ: Да, это новельный вариант, это в новеллах сделано. И вот лирический момент, когда она, уложив всех раненых солдат после боя, погасив свечку, которая стоит на бочке из-под соляры и вдруг ей снится сон. Звезды, луна из-под купола опускается. Она в бушлате подходит, видит это, трогает. Она садится, и с нее слетает это все военное, и она в цирковом костюме под куполом садится на трапецию и исполняет уникальные трюки просто, под великолепную музыку лирическо-патриотическую.

К. ЛАРИНА: Вы меня пугаете своим патриотизмом.

А. МАРЧЕВСКИЙ: А, вы знаете, патриотизм – это любить все, что вокруг себя: и дерево, которое рядом с тобой…

К. ЛАРИНА: Вот! В широком смысле. А вы знаете, я сейчас вспомнила…

А. МАРЧЕВСКИЙ: Я закончу про этот эпизод, чтобы было понятно, как и в чем патриотизм. И вот когда она отрывается от трапеции и просто в полете, как птица, опускается вниз. Она в световой пушке. И луна. Гаснет луна, потом гаснет пушка. И она опять стоит в своем бушлате и сапогах. Это был всего-навсего сон! Вот за это она сражается: чтобы вернуться к смыслу жизни, к той мечте.

К. ЛАРИНА: Персонажи, артисты, так или иначе связаны с военной порой, да? И по образу, по костюмам, и по стилистике.

А. МАРЧЕВСКИЙ: У нас ни одной блестки, все в гимнастерках.

К. ЛАРИНА: Но это действительно совместимы вещи? Лен, вот ты видела, скажи!

Е. ОЛЬШАНСКАЯ: Я видела, да. Спектакль оказывает совершенно потрясающее эмоциональное воздействие. Я не помню давно такого в цирке: эмоциональное, очень сильное воздействие. Наверное, сочетание трюка и темы, и то, как это придумал Анатолий Павлович, что это идет через экраны и что это связано с манежем, и песни, и музыка.

К. ЛАРИНА: А вы знаете, что цирк с войной уже сочетался в кино в одном эпизоде. Сейчас напомню, в каком: в фильме «А зори здесь тихие», когда Галя Четвертак мечтает о романтической встрече с героем фильма «Цирк». Помните, да? И где она в образе Любови Орловой встречается со своим замечательным героем.

А. МАРЧЕВСКИЙ: Да, да. Знаете, уникальный у нас аттракцион «Звездные канатоходцы», который создал лауреат Государственной премии Вадим Волжанский. Представьте себе: под самый купол, на экране идет бой. В луче прожекторов, под самый купол с красным знаменем – это взятие Рейхстага. Ведь ощущение, если даже без гимнастерки человек просто будет идти под купол, уже у всех напряжение, уже адреналин. А когда это положено на музыку, когда в гимнастерках, когда вокруг тебя все это происходит!

К. ЛАРИНА: А вот что касается клоунских реприз?

А. МАРЧЕВСКИЙ: Репризы очень удачные, на мой взгляд. Мы использовали такой хитрый ход: выезжает полуторка 33-го года, на бортах – «За Родину! На Берлин!», а там сидят артисты эстрады и цирка.

К. ЛАРИНА: Фронтовая бригада?

А. МАРЧЕВСКИЙ: Фронтовая бригада. И тут же в манеже солдаты, которые только что после боя. И для них работают клоуны, и узнаваемый наш клоун. Наверное, сейчас не будем говорить, кто. Он пародировал фашистов. И куплеты, и частушки военные. И Шульженко поющая, а-ля Шульженко, естественно. То есть это целый эпизод в спектакле, где выступает агитбригада.

К. ЛАРИНА: Но на самом деле мы же помним по документам, которые остались с той эпохи, какое количество юмористических произведений родилось именно в годы войны. Я вспоминаю эти боевые листки с участием персонажей, Кукрыниксы. А вот фильмы (я уже не помню, как они называются), которые специально во время войны делали, где был персонаж Швейка, играл Борис Денин, где был фрагмент из Чапаева перемонтированный, когда он выплывает, выживает и выходит на другой берег, чтобы с фашистами сражаться. И потом, много было шуток, скетчей, которые именно фашистов высмеивали, Гитлера, когда высмеивались различные ситуации. Пародии какие-то.

А. МАРЧЕВСКИЙ: У нас есть замечательные животные. И у Кукрыниксов очень много было рисунков, где обезьянки в образе фашистов, в образе эсэсовцев. И вот эта вот неуклюжесть, какой-то нечеловеческий образ, лик.

К. ЛАРИНА: Бедные животные! Что им приходится изображать!

А. МАРЧЕВСКИЙ: А они с удовольствием участвуют и пародируют.

К. ЛАРИНА: А какие еще животные?

А. МАРЧЕВСКИЙ: В основном у нас конный аттракцион. Это легендарный аттракцион Тамерлана Назарова, лауреат Государственной премии. Я думаю, в мире нет лучшего аттракциона, потому что с таким темпом, каким они работают, это просто экстремально. Скачут лошади, такой галоп, и эти трюки – это создает то напряжение. Ну, вы знаете, приятно, когда несколько раз во время спектакля зритель плачет. Плачет от радости.

К. ЛАРИНА: То есть в цирке возможно и плакать.

А. МАРЧЕВСКИЙ: Можно плакать от радости.

К. ЛАРИНА: От восторга!

А. МАРЧЕВСКИЙ: От восторга, от радости. Когда ветераны говорят, как им тепло, светло, нежно стало на душе.

К. ЛАРИНА: А для ветеранов есть какая-то возможность бесплатно посетить?

Е. ОЛЬШАНСКАЯ: Да, у нас акция благотворительная. Кстати, все билеты на 11 спектаклей, будут распространяться среди ветеранов, среди ветеранов войны.

К. ЛАРИНА: Но купить тоже можно?

Е. ОЛЬШАНСКАЯ: Уже нет, они благотворительно все у нас распространяются.

А. МАРЧЕВСКИЙ: Мы очень старались распространять среди ветеранов и очень просили, чтобы первые два-три ряда приходили ветераны с наградами, чтобы они были в самом центре. Просьба такая была. И я все время делал это и в Екатеринбурге. Эти поколения рядом, около манежа. И когда молодежь в зал приходит, их внуки, это… Мне достаточно одной фразы, которую сказали здесь, на Цветном бульваре. Молодая пара стояла, лет 20-22, тоже в эпилоге, когда у нас уже апофеоз идет, когда уже наш солдат с ребенком, с цветами, поднимается под купол, «Этот день победу», молодая пара сидела со слезами. Им говорят: а вы-то что плачете, вы же не воевали? Они говорят: мы по-другому посмотрели на своих дедов, пойду что-нибудь хорошее сделаю.

К. ЛАРИНА: Вообще, я прекрасно понимаю, от чего тут можно заплакать. Вы пересказали этот эпизод про солдата с ребенком на руках, с цветами под куполом цирка.

А. МАРЧЕВСКИЙ: А это под музыку еще идет

К. ЛАРИНА: Под «День Победы». Когда это под музыку - это, конечно… Что тут говорить.

А. МАРЧЕВСКИЙ: Эти эмоции.

К. ЛАРИНА: Эти слезы возникают естественно просто. Даже неосознанные для человека эмоции. Это хорошие эмоции, полезные.

А. МАРЧЕВСКИЙ: Хорошие эмоции: они очищают. Это слезы очищающие.

К. ЛАРИНА: Да, да! Давайте разыграем билеты. Сколько у нас? Три пары?

Е. ОЛЬШАНСКАЯ: У нас три пары.

К. ЛАРИНА: Давай попробуем.

Е. ОЛЬШАНСКАЯ: У нас сейчас будут дети, я правильно понимаю?

К. ЛАРИНА: Я надеюсь.

Е. ОЛЬШАНСКАЯ: Хорошо, тогда вопрос такой…

К. ЛАРИНА: Ребята! Билеты только у нас можно получить на это представление.

Е. ОЛЬШАНСКАЯ: Да, да!

К. ЛАРИНА: Больше никто не попадет.

Е. ОЛЬШАНСКАЯ: Это точно. Итак, вопрос такой: среди животных, которые вообще выступают в цирке, какие из этих животных вместе с людьми воюют на войне?

К. ЛАРИНА: Поняли вопрос. 363-36-59 телефон прямого эфира. Наушники, пожалуйста, возьмите. Итак, какие животные воюют на войне вместе с людьми. Пожалуйста! 363-36-59 – телефон прямого эфира. Можно говорить. Алло! Здравствуйте!

СЛУШАТЕЛЬ: Алло!

К. ЛАРИНА: Да, пожалуйста!

СЛУШАТЕЛЬ: Собаки?

К. ЛАРИНА: Хорошо!

Е. ОЛЬШАНСКАЯ: Ну, собаки может быть, но все-таки нет.

К. ЛАРИНА: А как же – собаки! Почему нет?

А. МАРЧЕВСКИЙ: Есть и еще.

Е. ОЛЬШАНСКАЯ: Есть и еще.

К. ЛАРИНА: Собаки же у нас санитарки.

А. МАРЧЕВСКИЙ: Мы добавим билеты еще, если правильно угадают еще.

К. ЛАРИНА: А кроме собак никого не назовешь? Алло!

СЛУШАТЕЛЬ: Ну, не знаю

А. МАРЧЕВСКИЙ: На войне! Ну вспомни! В бой как?

Е. ОЛЬШАНСКАЯ: Да, в бой, на танках, вместе с людьми.

А. МАРЧЕВСКИЙ: На танках, на мотоциклах.

К. ЛАРИНА: А еще на чем? Или на ком?

А. МАРЧЕВСКИЙ: Ну?

К. ЛАРИНА: У, какой сложный вопрос-то оказался. Тебя как зовут?

СЛУШАТЕЛЬ: Оля.

К. ЛАРИНА: Оля, ладно, твоих собак записываем в победители. Спасибо тебе большое! Но все-таки давайте вспомним еще животных. На этой войне они еще воевали.

Е. ОЛЬШАНСКАЯ: Воевали, воевали! Наши артисты в полном составе ушли с манежа.

К. ЛАРИНА: Алло! Здравствуйте! Говорите, пожалуйста! Алло!

СЛУШАТЕЛЬ: Алло! Еще вопрос можно?

К. ЛАРИНА: Давайте мы на него ответим, а потом уже пойдем дальше. Алло! Здравствуйте!

СЛУШАТЕЛЬ: Алло!

СЛУШАТЕЛЬ: Это были лошади!

К. ЛАРИНА: Это были лошади, конечно! Кавалерия!

Е. ОЛЬШАНСКАЯ: Конечно, конечно!

К. ЛАРИНА: А как тебя зовут?

СЛУШАТЕЛЬ: Матвей!

К. ЛАРИНА: Ты москвич, Матвей?

СЛУШАТЕЛЬ: Да.

К. ЛАРИНА: Все, и билеты тоже твои. В цирк обязательно. Спасибо. Следующий вопрос, пожалуйста!

Е. ОЛЬШАНСКАЯ: А следующий вопрос такой. Как известно цирк Никулина, а тогда он еще просто назывался Московский цирк на Цветном бульваре, во время войны работал. Кто из наших известных клоунов лучше всех в своих репризах высмеивал фашистов?

К. ЛАРИНА: Назовите этого клоуна. Пожалуйста. 363-36-59. И это… Алло! Здравствуйте!

СЛУШАТЕЛЬ: Алло!

К. ЛАРИНА: Говорите, пожалуйста!

СЛУШАТЕЛЬ: Это Карандаш!

Е. ОЛЬШАНСКАЯ: Правильно.

А. МАРЧЕВСКИЙ: Правильно!

СЛУШАТЕЛЬ: Я хотела спросить, а у вас билеты на какое?

К. ЛАРИНА: «На какое?» - на такое.

Е. ОЛЬШАНСКАЯ: У нас есть на первое и на четвертое мая. Когда ты пойдешь?

СЛУШАТЕЛЬ: Просто мы поедем в Москву к своей сестре на майские праздники – 9-10-11 мая.

А. МАРЧЕВСКИЙ: Мы только до 5 мая.

Е. ОЛЬШАНСКАЯ: К сожалению, да.

СЛУШАТЕЛЬ: А можно тогда книжку?

К. ЛАРИНА: Можно, конечно. Как тебя зовут?

СЛУШАТЕЛЬ: Галя.

К. ЛАРИНА: Ты откуда звонишь, Галя?

СЛУШАТЕЛЬ: Из Санкт-Петербурга.

К. ЛАРИНА: Галя, конечно мы тебе книжку отправим. Вот Майя не даст соврать.

М. ПЕШКОВА: Конечно, конечно.

К. ЛАРИНА: Спасибо тебе за правильный ответ. Конечно, это был Карандаш. Ну еще один вопрос у вас, да?

Е. ОЛЬШАНСКАЯ: Да, Анатолий Павлович его придумал.

К. ЛАРИНА: Анатолий Павлович!

А. МАРЧЕВСКИЙ: Я придумал? Точно, да? Скажите, пожалуйста, в мировом цирке какое животное считается чисто русским животным, которое часто работает в цирке. Какое это животное?

К. ЛАРИНА: Неужели это он?

А. МАРЧЕВСКИЙ: Он, да.

К. ЛАРИНА: Понятно! Самое традиционное русское животное. До сих пор его изображают во всех западных газетах, когда речь идет о России.

А. МАРЧЕВСКИЙ: В основном там везде тигры, слоны во всем мире. А вот России, символ российского циркового артиста?

К. ЛАРИНА: Алло! Здравствуйте!

СЛУШАТЕЛЬ: Медведь…

К. ЛАРИНА: Взял трубку бросил, билет нам сэкономил. Давайте еще один вопрос по дороге придумаем быстренько!

А. МАРЧЕВСКИЙ: Может, он нам перезвонит?

К. ЛАРИНА: Не надо, я не люблю, когда нам мешают взрослые дядьки. У нас передача для детей. Давайте еще один вопрос придумаем! Быстренько!

Е. ОЛЬШАНСКАЯ: Сейчас мы придумаем.

А. МАРЧЕВСКИЙ: А может, зрители зададут вопрос, а мы ответим?

К. ЛАРИНА: Давайте-давайте!

М. ПЕШКОВА: Предмет, которым жонглируют.

А. МАРЧЕВСКИЙ: Хорошо! Назовите тогда трех самых известных русских клоунов!

К. ЛАРИНА: Пожалуйста. Три самых известных русских клоуна!

А. МАРЧЕВСКИЙ: Советских!

К. ЛАРИНА: Советских.

А. МАРЧЕВСКИЙ: Советских, российских, легенды нашего цирка.

К. ЛАРИНА: Да, кого знаете. Пробуем. 363-36-59. И это… Алло! Здравствуйте!

СЛУШАТЕЛЬ: Алло! Здравствуйте! Это Никулин, Румянцев, а третьего я не знаю!

Е. ОЛЬШАНСКАЯ: А третий – это Марчевский, который сейчас здесь сидит!

СЛУШАТЕЛЬ: Попов!

К. ЛАРИНА: Ваня, мы тебя в цирк приглашаем!

А. МАРЧЕВСКИЙ: Попов, правильно! Молодец!

К. ЛАРИНА: Ваня, пойдешь в цирк?

СЛУШАТЕЛЬ: Да, пойду.

К. ЛАРИНА: Молодчина!

А. МАРЧЕВСКИЙ: Приглашаем Ванечку!

К. ЛАРИНА: Все, записали тебя. У нас остается время, я хотела просто воспользоваться возможностью, что Анатолий Марчевский у нас в гостях, чтобы он немножечко рассказал нам о том, как екатеринбургский цирк поживает.

А. МАРЧЕВСКИЙ: Екатеринбургский цирк поживает прекрасно. Город очень любит цирк, и это одно из самых любимых мест отдыха горожан и гостей города Екатеринбурга. Мы стараемся постоянно оправдать доверие зрителя, готовим новые программы. Восемь программ в год у нас идет.

К. ЛАРИНА: Вы там давно работаете?

А. МАРЧЕВСКИЙ: Нет.

К. ЛАРИНА: А до этого где были?

А. МАРЧЕВСКИЙ: А до этого я сорок лет ездил по всему миру.

К. ЛАРИНА: По всему миру! Однако осели в Екатеринбурге!

А. МАРЧЕВСКИЙ: Да, мне нравится город.

К. ЛАРИНА: Вы уже можете назвать его своей родиной?

А. МАРЧЕВСКИЙ: Я уже сам сказал, что это моя родина, у меня очень много друзей. Я думаю, смысл жизни каждого человека быть там, где ему хорошо. Я себя ощущаю, что я нужен, и меня это радует.

К. ЛАРИНА: Можно назвать город культурной столицей?

А. МАРЧЕВСКИЙ: Культурной столицей? Ну, во-первых, это третья столица нашей страны, хотя немножко изменения произошли.

К. ЛАРИНА: Вы сами там куда ходите, помимо того что на работу свою?

А. МАРЧЕВСКИЙ: Куда я хожу? Я все время в цирк хожу.

К. ЛАРИНА: А так больше ничего не смотрите?

А. МАРЧЕВСКИЙ: Смотрим то, что создается. У нас прекрасные музкомедии, у нас прекрасная опера, театр кукол. Все, что новое ставится. У нас недавно открылся детский театр Щелкунчик. Очень популярный, очень многие там занимаются.

К. ЛАРИНА: У нас там есть любимый театр в Екатеринбурге.

А. МАРЧЕВСКИЙ: Какой?

К. ЛАРИНА: Театр Николая Коляды. Я очень люблю.

А. МАРЧЕВСКИЙ: Да-да-да! Поэтому действительно город очень серьезно развивается в культурном плане, и культурная жизнь довольно насыщенная. Есть куда пойти, есть что смотреть. И народ любит это. И администрация поддерживает.

К. ЛАРИНА: Вот вы сейчас показываете спектакль, который поставили сами в цирке на Цветном бульваре. Это значит, что вы в Москву собираетесь перебираться?

А. МАРЧЕВСКИЙ: Нет, мы поставили его в Екатеринбурге, а привезли на Цветной бульвар.

К. ЛАРИНА: Таак. То есть вы посмотрели, Лена, спектакль, вам понравилось. И вы решили сделать такое предложение?

Е. ОЛЬШАНСКАЯ: Предложение было от Анатолия Павлович, собственно. Он пришел и предложил нам. Мы просто его поддержали. Я считаю, очень правильно, что мы, не колеблясь, его поддержали. Вот и все.

А. МАРЧЕВСКИЙ: Я хочу сказать, что мы планируем этот спектакль провезти по всем городам-героям. И в данном случае я пришел к Максиму Юрьевичу и сказал, что есть спектакль.

К. ЛАРИНА: Максим Юрьевич – это директор цирка. Максим Юрьевич Никулин.

А. МАРЧЕВСКИЙ: Да. И вот я говорю: я думаю, что сегодня замечательная дата в этом году – 65. И, конечно, для артиста, и для искусства в эту юбилейную дату хорошо поработать на лучшей площадке страны.

К. ЛАРИНА: Скажите, а вы сами когда сами последний раз выходили на арену цирка?

А. МАРЧЕВСКИЙ: В качестве кого?

К. ЛАРИНА: В качестве клоуна.

А. МАРЧЕВСКИЙ: В качестве клоуна? Я иногда балую себя на Новый год.

К. ЛАРИНА: До сих пор выходите!

А. МАРЧЕВСКИЙ: И во время новогодних каникул я что-нибудь играю.

К. ЛАРИНА: Молодец! Ну и как ощущения?

А. МАРЧЕВСКИЙ: Нравится. Скучаю, конечно. Хотя я и сменил сценическую одежду на чиновничий мундир, но я не считаю, что я в стороне. Если раньше я исполнял, работал в манеже, то, находясь в зале, я все равно считаю себя участником, потому что я это создаю. Параллельно в данном случае приходится и набирать программу, и режиссировать. В данном случае я режиссер.

К. ЛАРИНА: Меняется ли стиль клоунских реприз, стиль юмора с течением времени?

А. МАРЧЕВСКИЙ: Искусство цирка всегда было современным. Это зеркало сегодняшней жизни. Если композитора, художника, поэта можно признать после смерти, то артиста признают только при жизни. Потом уже не расскажешь, как это было, и не повторишь. Это уникальная вещь. И потом цирковой артист, в данном случае я беру клоунаду, не играет чужие мысли: ни режиссера, ни автора. Как правило, реприза клоуна – самовыражение на манеже. Возьмите легендарного Енгибарова, возьмите Карандаша, Попова, Никулина. Это то, что внутри у них живет, их мироощущение, их мировоззрение понимание юмора, это диалог со своим поколением. Уходит это поколение – приходит другое, и приходит другой юмор, приходит другие формы, приходит другая тема. Поэтому цирк всегда современен и будет современным.

К. ЛАРИНА: Лена, ты хотела что-то добавить?

Е. ОЛЬШАНСКАЯ: Я хотела сказать, что. Понимаешь, как и театр, цирк совершенно невозможно передать по телевизору.

К. ЛАРИНА: Но почему? Вот те самые номера, которые успела зафиксировать камера, с Юрием Владимировичем Никулиным, когда их смотришь – они все равно вызывают смех.

Е. ОЛЬШАНСКАЯ: Все равно, а вот когда в манеже самом смотришь, это, конечно…

К. ЛАРИНА: Это да.

Е. ОЛЬШАНСКАЯ: И потом я хочу сказать, что в этом спектакле участвуют потрясающие, конечно, мастера, которых у нас давно не было на манеже. Как сказал Анатолий Павлович, это аттракцион Гуцарова Тамерлана, который тоже давно уже очень у нас не выступал. Это и Волжанский – тоже совершенно легендарный аттракцион. Их нужно, конечно, по возможности посмотреть и увидеть именно в цирке вживую. И плюс к этому, конечно, все другие артисты прекрасны. Но это, конечно, обязательно.

А. МАРЧЕВСКИЙ: Я бы хотел сказать про разницу циркового искусства от любого другого: в цирке зритель – партнер.

К. ЛАРИНА: То есть без него ничего невозможно?

А. МАРЧЕВСКИЙ: Нет, как можно вести диалоги, если зритель тебе не отвечает. Если в театре зрители – четвертая стена, зеркало, актеры между собой. В цирке и артист, и клоун разговаривают с партнерами. И партнер каждый раз новый: новый зал – новый зритель. Поэтому это уникальное искусство, где ты постоянно зависишь от зрителя. В субботу он пришел один, а в понедельник – другой зритель. И настроение какое у него: уставший он или отдохнувший. И каждый раз импровизация, даже если одна и та же реприза.

К. ЛАРИНА: А вот когда при советской власти были комиссии всякие при Министерстве культуры и сдавали клоунские репризы, показывали – это же все было при пустом зале. Сидели 5 человек…

А. МАРЧЕВСКИЙ: Я никогда не работал в пустом зале. Я всегда просил.

К. ЛАРИНА: Но вы же должны были свой номер сдать кому-то, чтобы зафиксировать.

А. МАРЧЕВСКИЙ: Я помню. Я нормально к этому отношусь. Была государственная идеология определенная в культуре, поэтому до того как реприза будет сделана, сценарий утверждается.

К. ЛАРИНА: Ааа, то есть текст утверждается!

А. МАРЧЕВСКИЙ: Текст утверждается. И не только текст, но и сама форма.

К. ЛАРИНА: Описание.

А. МАРЧЕВСКИЙ: Описание. А потом уже это просматривается обязательно на зрителе: на утреннем, на вечернем.

К. ЛАРИНА: То есть при пустом зале это не играли?

А. МАРЧЕВСКИЙ: Нет.

К. ЛАРИНА: Представляю этот ужас.

А. МАРЧЕВСКИЙ: Это нереально. И никогда не поймешь. При пустом заде можно посмотреть акробата, гимнаста – клоун при пустом зале никогда не работал и не просматривался. И, как правило, это два дня идет. Первая реприза – надо еще почувствовать партнера: зал же новый. Как можно сразу! Трюк ты исполнишь, а клоунаду как можно отрепетировать без зрителя? Ты только наметил схему, а потом ты выходишь и начинаешь импровизировать. И проходит день, два, три, неделя, когда ты почувствовал темпоритм репризы, понял, что здесь тороплюсь, вот здесь паузу, вот здесь он смеется, а я в это время трюк делаю, а вот здесь смеется и большая пауза. И только через неделю, а может и через месяц, мы начинаем приглашать комиссию, которая принимает уже этот репертуар.

К. ЛАРИНА: Ну что ж, спасибо. Мы заканчиваем нашу короткую встречу с цирком в широком смысле этого слова, поскольку у нас сегодня по сути два цирка присутствует в эфире: цирк Никулина на Цветном бульваре и цирк Анатолия Марчевского, который находится в Екатеринбурге. Еще раз напомним, что представление Анатолия Марчевского «Салют Победы» пройдет всего 11 раз. Спасибо за то, что хотя бы об этом рассказали. И кое-кто из наших слушателей попадет даже на это уникальное представление. С наступающими вас праздниками! И огромное вам спасибо

А. МАРЧЕВСКИЙ: Взаимно!

Е. ОЛЬШАНСКАЯ: Спасибо!


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024