Купить мерч «Эха»:

Максим Никулин - Детская площадка с папашей Бунтманом - 2014-02-16

16.02.2014
Максим Никулин - Детская площадка с папашей Бунтманом - 2014-02-16 Скачать

С.БУНТМАН: Доброе утро, ребята. Я не знаю, как у Вас, у нас потеплело, но как-то мрачновато, Максим Юрьевич.

М.НИКУЛИН: Почему? Сейчас мы развеем тучи.

С.БУНТМАН: Сейчас мы развеем, но как-то мрачно встает солнце, тяжелое какое-то.

М.НИКУЛИН: Зимой же.

С.БУНТМАН: Но это не такая зима, уже все тает, капает.

М.НИКУЛИН: Вот такая зима.

С.БУНТМАН: Зато недавно были морозы. Знаете, мы сегодня пойдем в цирк. Вы же выезжаете к нашим ребятам, которые живут не в Москве?

М.НИКУЛИН: Выезжаем, стараемся, особенно в теплое время.

С.БУНТМАН: Потому что ребята у нас есть отовсюду. У нас есть даже ребята, которые сейчас уже пообедали, например, которые живут сильно за Уралом.

М.НИКУЛИН: Да. Или в Петропавловске-Камчатском, где всегда полночь.

С.БУНТМАН: Теперь уже время сместилось. Пришел к нам фотограф, который на Камчатке работал долго, и долго выяснял, сколько сейчас времени в Петропавловске, потому что там все сместилось.

М.НИКУЛИН: Как из фильма "День радио": "А что так темно"?

С.БУНТМАН: Давайте сейчас посмотрим. 21 февраля будет новая программа. Я зашел на сайт, кликнул, там афиша новой программы цирка на Цветном бульваре, в цирке Никулина. У нас в гостях Максим Никулин, я не сказал ничего, по-моему. Я кликнул в афишу, и у меня получилась афиша, только отдельно.

М.НИКУЛИН: Очень может быть, я не кликал, но верю Вам на слово.

С.БУНТМАН: Сейчас мы ее раскроем как-то. Что у Вас будет в программе, давайте начнем? Кстати говоря, ребята, которые будут в Москве, мы разыграем что-нибудь? Пригласительные?

М.НИКУЛИН: Как скажете.

С.БУНТМАН: Давайте пригласим ребят в цирк.

М.НИКУЛИН: Есть традиция многолетняя, мы в принципе и без этого приглашаем.

С.БУНТМАН: Так что на новую программу можно с 21. Сколько будет программа идти? Долго?

М.НИКУЛИН: Долгий сезон, до 1 сентября.

С.БУНТМАН: Конец зимы, весна и лето будет новая программа. Что за программа? Давайте расскажем.

М.НИКУЛИН: Она является, те, кто был у нас в гостях в нашем минувшем сезоне осеннем, помнят это название, программа называется "Золотой сезон", смысл в том, что мы собрали в одном месте, в одно время артистов, номера, аттракционы, которые в разные годы, получали только золотые призы на всяческих международных цирковых фестивалях.

С.БУНТМАН: То есть если серебряный приз, он уже все?

М.НИКУЛИН: Нет. Мы только золото собирали. Была такая задача собрать золото. Мы это сделали, с очень хорошим успехом мы прошли. Сегодня уже можно об этом говорить, я не глазливый, надеемся на успех в этой программе. Она так же называется - "Золотой сезон", потому что мы ее продолжили. Продолжили, набрав новых участников, таких же золотых, как и предыдущих. То есть, грубо говоря, на этот сезон Цветной бульвар превратится в цирковой Лувр или Эрмитаж, или Прадо, где все лучшее собрано. Но это лучшее наше российское. Это чемпионы цирка, мирового цирка, русские артисты. Это наше золото, наш фонд. Это действительно очень сильно, поверьте мне, я знаю, о чем говорю. Это необычно, потому что этих артистов, эти номера, эти аттракционы редко можно встретить в России. Они востребованы во всем мире, и нам потребовалось много времени, сил и средств, чтобы их собрать, потому что у всех контракты, значит, надо было попасть в какие-то промежутки или кого-то перекупать, но, тем не менее, мы это сделали. Сейчас последние репетиции, надеемся, что все будет хорошо.

С.БУНТМАН: Кстати говоря, не забудьте про SMS-ки, ребят, +7-985-970-45-45. Пишите нам и по телефону, мы поговорим, когда будем билеты разыгрывать. Книжки у меня есть. Книжки для маленьких у меня есть. "Тишка-плутишка" у меня есть, "Гарольд с фиолетовым мелком". Замечательная книга. Очень хорошая. Есть книга для маленьких, для тех, кто начинает читать. Есть у меня эта книжка Лэйн Смит, просто книжка. Есть у меня для ребят постарше "Все из-за мистера Террапта". У нас книжки, которые мы очень любим с Вами. Осталось шикарная книжка "Пешком в историю" про Романовых. Очень хорошо и доступно, будете знать всех царей и императоров Романовых. Морис Карем "Кошки-мышки". Это великолепный поэт, стихи очень хорошие. Пишите, что Вы большое всего любите в цирке, спрашивайте, есть ли это в новой программе. Рассказывайте, а мы Вам ответим с Максимом Никулиным вместе. Сейчас начнем про программу говорить, что же там такое?

М.НИКУЛИН: Вы знаете, каждый раз на этот вопрос я теряюсь. Не знаю, что ответить, потому что рассказывать о программе по радио, да и по телевидению - совершенно пустое дело.

С.БУНТМАН: Можно не рассказывать, а заманивать.

М.НИКУЛИН: Заманивать. Это все лучшее, что есть. Причем есть номера, которые за это время какие-то изменения претерпели. Допустим, акробаты на шестах, они уже получали золото в Монте-Карло в свое время, сейчас новый состав у них, китайский партнер, цирковой шорт-трек у нас на Цветном. Уже интернациональные номера. Ребята, которые только получили "Золотого клоуна" в Монако "Подкидные доски" под руководством Соколова, уникальны. Они все уникальны.

С.БУНТМАН: "Подкидные доски" был мой любимый номер, когда я был маленький, помимо клоунов.

М.НИКУЛИН: Сейчас немножко другое. Мы долго себе ломали голову, потому что они получили золото с необычной версией, здесь не секрет, что Монте-Карло приглашает только один раз, второй раз нужно очень сильно схитрить, чтобы попасть на этот фестиваль.

С.БУНТМАН: Тому же самому артисту?

М.НИКУЛИН: Тому же самому артисту, номеру или аттракциону, потому что там достаточно серьезная конкуренция и избирательность. Так случилось, что этот же номер, но в другом составе. Это было почти 10 лет назад, они получили серебро. Когда мы заявляли их на нынешний фестиваль, нам было поставлено жесткое условие, чтобы их никто не узнал, чтобы номер был совершенно другим, но тут сложно, потому что в жанрах акробатических, трюки есть трюки, есть трюки уникальные, которые кроме них никто не делает, но не трюками едины. Поэтому мы пригласили Александра Гримайло, очень известный цирковой режиссер, он нечасто работает с нашим цирком, поэтому у него свой взгляд, свое видение, он создал аттракцион под названием "Амадей", ребята работают под Моцарта. Причем не адаптированного, аранжированного, а именно под классику.

С.БУНТМАН: Это тяжело.

М.НИКУЛИН: Сегодня тяжело, они привыкали очень долго, больше они привыкали к костюмам, к парикам в частности.

С.БУНТМАН: Они еще и в костюмах работали?

М.НИКУЛИН: Конечно. Оформлено в стилистике того времени, слегка такой модерн, все равно это не цирковая классика, но получилось. И доказательство тому золото, которое они получили в Монако. В этом году год был уникальный, это первый фестиваль в Монте-Карло в истории своей, когда оба золотых приза приехали в Россию.

С.БУНТМАН: Здорово.

М.НИКУЛИН: Плюс 2 бронзы и серебро. То есть русские, как говорят спортивные фанаты, порвали.

С.БУНТМАН: Здесь мне пишет Полина: "А я люблю больше всего номера с животными, но мне их жалко. Для них это, наверное, трудно". 149, книжку "Романовых" мы отправим Полине. Номера с животными есть у Вас?

М.НИКУЛИН: Конечно. Это наша традиция, мы не можем от нее отойти, потому что этого ждут. Мы не можем обмануть ожидания тех, кто к нам приходит - таких, как Полина, в том числе. Потому что некоторые приходят только ради животных. Хотя не скажу, сейчас много споров, разнотолков, по этому поводу, много фальсификаций на эту тему, но она все равно есть. Животные в цирке есть и у нас, и в Европе, и во всем мире. Честно говоря, я не вижу ничего здесь плохого, никакой жестокости. Все же зависит от отношения к человеку. Когда мне пишут о людях, которые держат у себя дома 20 собак или 30 кошек, то я не очень понимаю, чем эта жестокость отличается от какой-нибудь другой. Потому что весь вопрос в отношении для подавляющего числа дрессировщиков и цирковых артистов. Животные, с которыми они работают, - это их партнеры, во-вторых, это то, что позволяет им зарабатывать на жизнь.

С.БУНТМАН: Да. Потом Ваш цирк очень старый, цирк с очень большими традициями.

М.НИКУЛИН: Есть традиция отношений. С животными, как и с людьми, надо немного иногда жестко. Воспитание животного. У меня всю жизнь собаки, когда они щенки, все равно их мордочкой тыкаешь и по носу газетой шлепаешь, и "Фу" кричишь. Ребенка не шлепают? Подзатыльник не дают? Я помню все подзатыльники своего детства. Наверно, благодаря ним, я стал в чем-то и лучше. Потому что пример достаточно показательный, а цирк, Вы понимаете? Люди, которые против жестокого обращения, это же абстрактные слова "Жестокое обращение", есть еще формулировка "Животных заставляют то, чего они не хотят". А кто-нибудь корову спрашивает, когда ее ведут на заклад?

С.БУНТМАН: Корова, даже доить по 100 раз в день.

М.НИКУЛИН: Я уже до такого абсурда не дохожу. Но собака апорт приносит, ее спрашивают, хочет она или нет? Может, она не хочет, у нее настроение плохое, не выспалась она. Так можно любое довести до идиотизма. Контроль нужен.

С.БУНТМАН: Мне кажется, что нужно разбирать каждый конкретный случай.

М.НИКУЛИН: Абсолютно верно. Я давно, только начинал работать в цирке, меня послали на фестиваль в город Масси во Франции. Там у них фестиваль с животными, они себя так позиционируют и на этом держатся. Я тогда был директором цирка, когда туда попал, там сидят величины в жюри. Меня представляли, что это из московского цирка товарищ, кто-то меня спросил: "С кем Вы работаете из животных"? Я по своей должности директор-распорядитель сказал, что работаю с людьми. И они сказали: "Как Вам сложно-то". Бывает, проще в клетку войти 5 раз на дню, чем с одним разбираться. Все же в сравнении. На вопрос: "Какие животные". У нас 2 замечательных аттракциона: "Морские животные" под управлением Тимченко.

С.БУНТМАН: У Вас всегда были морские звезды?

М.НИКУЛИН: Не всегда, но мы стараемся их использовать. Будут у нас смешанные группы хищников артистов Багдасаровых. Они только что приехали с золотом из Масси.

С.БУНТМАН: Буквально несколько дней.

М.НИКУЛИН: Месяц.

С.БУНТМАН: В январе они были.

М.НИКУЛИН: Да. И клоун-дрессировщик с медведем - Володя Дерябкин, как раньше говорили: "Любимец публики". Много другого всякого интересного.

С.БУНТМАН: Антон пишет: "Я люблю, в цирке большой праздник, много музыки, движение шуток и трюков". То есть весь цирк, Антон написал.

М.НИКУЛИН: Цирк в целом так и воспринимается, когда человек молод, наиболее остро ощущения впитывает, и они остаются в памяти. Цирк с детства для нас с Вами, для всех поколений. Кстати, сын мой старший, который занимается пиаром, общественной связью и прочее, говорит, что встречался в последние пару лет на съемках в фойе, когда снимают до начала, в антракте, после, визуально видно, что слегка меняется состав, появляется больше молодежи. Причем молодежи тинейджерского возраста и не несколько, а прям компаниями. Когда их спрашивают, они отвечают: "Почему нет-то? Мы решили компанией пойти в цирк". Здорово, потому что приходит понимание того, что эти ребята видят самих себя. Это их сверстники работают, а для них это люди икс. Это сверхлюди, это люди, которые умеют делать то, что не могут делать другие, Это не кино, это не монтаж.

С.БУНТМАН: Это все живое. "Мы с Катей очень любим цирк. Больше всего нравиятся жонглеры, особенно, когда жонглируют, стоя на лошадях, а наш папа тоже умеет немного жонглировать мандаринами", - Настя, 151, "Кошки-мышки", пожалуйста. Жонглеры становились все сложнее, до чего сейчас дошло?

М.НИКУЛИН: Дошло до трех предметов, до самого сложного. Есть жонглеры, которые делают рекордные трюки, то есть выбрасывают количество предметов, которые кроме них никто не выбрасывает, но это уже Олимпийские игры, Чемпионат мира. Кто больше, кто сильнее. Есть жонглеры, которые бросают 3 мячика и держат зал 10 минут. Все по-разному. Немножко отходим от понятия "Смертельный номер" или "Рекордный трюк".

С.БУНТМАН: 3 - это классика. Это нормально. Замечательно. Попробуй сделать.

М.НИКУЛИН: Попробуй сделать так, чтобы это было интересно, необычно. Это человек должен быть действительно замечательным артистом.

С.БУНТМАН: Цирковой артист, он ведь умеет многое, и ловкий, замечательный, но он не спортсмен, он артист.

М.НИКУЛИН: То-то и оно. Когда сейчас ко мне придет человек и покажет, что он умеет делать что-то, что не умеет делать никто. Я 10 раз подумаю, прежде чем его взять. Папа мой этим отличался. Когда к нему приходили люди и искренне говорили: "Как же Вы не понимаете, этого же никто не делал в мире". И он говорил: "Мальчик, а знаешь, почему никто не делал? Потому что это никому не нужно". Есть такой подход. Можно делать какие-то удивительные вещи, делать их коряво, некрасиво, неэстетично. А это уже никому не интересно сегодня. Сегодня должна быть полная сбалансированность эстетики, оформления, музыки, света. Поэтому сегодня на одного артиста работает хореограф, балетмейстер, художник по костюмам, режиссер, дизайнеры по свету и звуку, специалисты по продвижению. Это дорого, это сложно, но только так можно результата достичь, потому что все другое. Цирк другой сегодня.

С.БУНТМАН: Да. Но с другой стороны, почему я всегда любил Ваш цирк, цирк на Цветном.

М.НИКУЛИН: Сейчас перестали?

С.БУНТМАН: Нет. Я думал, что когда его закрыли, перестраивали, там в других слишком большое все, от этого холодновато. Мне всегда казалось, что здесь теплое, домашнее, как бабушка моя видела, в 14 году ходила.

М.НИКУЛИН: Естественно. Потому что должны присутствовать, если не камерность, интимность, то какая-то атмосфера, которая позволяет себя чувствовать себя если не дома, то близко к этому. Во-первых, артист не может без контакта со зрителями обойтись, если контакта нет, то никому не интересно, публика, если не ловит ту энергетику, которая в каждом артисте присутствует, она по-другому совсем воспринимает номер. В чем конструктивные недостатки? Я не хочу с коллегами, но они это сами прекрасно понимают. Допустим, большой цирк на Вернадском, там большое расстояние от первого ряда до манежа.

С.БУНТМАН: Там надо что-то ставить грандиозное.

М.НИКУЛИН: Естественно, он для другого. Карандаш в свое время сформулировал, он говорил, что новый цирк для зрелищ, а старый для искусства. В этом нашей заслуги никакой нет, скорее заслуга господина Саламонского, который мудро спланировал и очевидно понимал, что нужно людям, да и себе самому, чтобы получился такой цирк. При реконструкции зал не менялся, как там было 2000 мест, так и осталось.

С.БУНТМАН: Это здорово, что он не поменялся. Моя бабушка всегда сравнивала, у нее всегда был Петербуржский цирк.

М.НИКУЛИН: Там та же история.

С.БУНТМАН: Когда приехала в Москву, ей было 14 лет, она все сравнивала, а потом мне рассказывала, как было там, как было здесь.

М.НИКУЛИН: Эта возможность гипотетическая, но она есть. Люди поднимали глаза от манежа и встречались взглядом с человеком, который напротив сидит в зале. Происходит контакт, обмен эмоциями на бесконтактном уровне.

С.БУНТМАН: Давайте пригласим ребят, которые с мамой никогда не были в цирке?

М.НИКУЛИН: С удовольствием.

С.БУНТМАН: Запиши 152 SMS-ку, пожалуйста. Скажите, пожалуйста, Максим Юрьевич, с какого возраста можно в цирк ходить? Прежде чем прервемся, мы скажем.

М.НИКУЛИН: Это зависит от того, насколько ребенок воспринимает какие-то вещи эмоционально. Нагрузка достаточно серьезная. Мой внук начал ходить где-то с полтретьего, а с трех он уже сидел, смотрел и что-то, наверное, уже понимал.

С.БУНТМАН: С одной стороны он свой, но с другой стороны.

М.НИКУЛИН: Свояка не жалко, что ли?

С.БУНТМАН: Нет, он просто, может быть, привык.

М.НИКУЛИН: Нет, он не выросший в цирке.

С.БУНТМАН: То есть он пришел как обычный мальчик?

М.НИКУЛИН: Да.

С.БУНТМАН: Здорово. Так что давайте, дерзайте.

М.НИКУЛИН: 3-4 года можно.

С.БУНТМАН: Пойдете первый раз в цирк. Мы сейчас послушаем новости, потом продолжим.

НОВОСТИ.

С.БУНТМАН: Мы продолжаем. Максим Никулин у нас. Мы говорим о новой программе цирка Никулина на Цветном бульваре. Приглашаем Вас, есть возможность у нас несколько человек пригласить, например, девочку Аню, которая живет в Подмосковье, она никогда не была в цирке. 156 SMS-ка. Я думаю, что мы Аню пригласим.

М.НИКУЛИН: Давайте. С удовольствием.

С.БУНТМАН: Аня, приходите. Вам позвонят и расскажут, как можно будет этот билет получить. "Были осенью в цирке. Больше всего понравились акробатки в воздухе и клоун из Америки", - Маша, 8 лет. Про воздушных акробатов мне уже штук 10 написали, что любимые - это воздушные акробаты. Есть у Вас воздушные акробаты?

М.НИКУЛИН: Конечно. Воздушные номера в каждой программе присутствуют, всегда нужно, особенно кто в первых рядах, разминать шейные позвонки, то вверх посмотрели, то вниз. Это зрелищно, жанр красивый, опасный. Риск ощущается, это дополнительный здоровый адреналин дает. Отец любил говорить, что цирк такая штука, которая должна удивлять, радовать и немножко пугать, поэтому мы все это стараемся делать. Вообще, если так между нами говорить, все нужно в цирке. В цирк приходят семьи, значит, оптимально для детей клоуны и животные, красивые женщины для пап, красивые костюмы для мам. Казалось бы, так просто.

С.БУНТМАН: И для всех чудесная музыка.

М.НИКУЛИН: Это тоже. Живой оркестр, праздник, запах опилок и прочее.

С.БУНТМАН: Без живого оркестра вообще нельзя.

М.НИКУЛИН: Было какое-то время, когда от этого стали отходить и артисты сами. Это такая мода была, когда фонограмма, есть музыка, которую оркестр сыграть не может, есть композиторы, которые пишут только на компьютерах, но последние лет 8 от этого отошли. Это лучше для всех. Потому что я лично без оркестра цирк не представляю. Наш оркестр - это бывший коллектив Гараняна, один из лучших в стране. Играют они замечательно. Просто послушать их, даже не сопровождение спектакля, а увертюры или финальный марш - это одно удовольствие.

С.БУНТМАН: Еще же всегда они друг друга видят, слушают, все это слажено.

М.НИКУЛИН: Естественно, потому что это цирк. Что-то может не получиться, значит, задача дирижера повторить с какого-то темпа, а фонограмма позволить себе этого не может. Это все из серии фотошопов, монтажей, а хочется настоящего. Мало осталось настоящего. Мы это как раз предлагаем.

С.БУНТМАН: Здесь говорили очень многие: "Люблю запах арены. Совершенно волшебный". Как же без запаха арены может быть цирк.

М.НИКУЛИН: Запах цирка - это запах опилок, запах лошадей. Я тоже с детства в этом запахе, без него цирк представить не могу.

С.БУНТМАН: Какие клоуны у Вас есть? Клоуны, я думаю, не только для детей.

М.НИКУЛИН: Конечно. Колуны разные есть сегодня. Всегда очень мало, потому что это единственная цирковая дисциплина, которой нельзя научить, с этим нужно родиться, ты должен пронести через жизнь это, это должно состояться, слишком много должно совпасть. Сейчас мы пригласили Володю Дерябкина, замечательный клоун, он уже 2 раза работал у нас в манеже, и он из тех артистов, на которых ходят, не просто ходят на программу посмотреть, а ходят персонально. Что радует. Начинают возвращаться к этому, когда ходили на Запашных, на Никулина, на Олега Попова. Сейчас вновь мы начинаем поднимать имена. Это очень дорого. Сложно, потому что сегодня море рекламы вокруг, но постепенно, как дело сдвинулось с мертвой точки лет 8 назад, так оно и продолжается. Сегодня уже ходят на Тимченко, Дерябченко, Емелиных, Соколовых и прочих. Мне люди признавались, что когда работали в прошлой программе у нас замечательные артисты-акробаты на шестах, тогда они были под руководством Гречушкина, сейчас у них сменился руководитель, ходили на них, потому что дух захватывало.

С.БУНТМАН: Да. Замечательно было, я помню, пересматривать номера. Как сегодня, как завтра.

М.НИКУЛИН: Сами артисты выходят и говорят, что сегодня публика тяжелая, сегодня сложнее было работать. Сегодня так себе принимали. Каждый день, каждый спектакль, каждый раз по-другому.

С.БУНТМАН: Потому что тяжело, живое, настоящее. Это все равно, что театр заменить хоть 3D экраном, хоть 4D, хоть 8, все равно ничего не получится. Потому что здесь все живое, все дыхание. "Больше всего в цирке люблю вкусные пирожные".

М.НИКУЛИН: Некоторые мороженое. Всю жизнь в цирке был, и кто-то без этого не представляет. Некоторые без бокала шампанского не представляют себе цирк или без какого-нибудь сувенира, без фотографии с животным или артистом.

С.БУНТМАН: Да. Это все в целом цирк. У нас вопрос был изумительный: "Есть ли тетеньки-клоуны"?

М.НИКУЛИН: Есть. Я не люблю слово "Клоунесса", хотя оно существует. Есть, не так много. Бывают пары клоунские, этого больше, когда работают мужчина и женщина в паре. В прошлой программе работали Червоткины, из Америки, но которые наши по рождению и по духу. Муж с женой. Замечательная клоунская пара. Есть и другие. Есть Емелины - это наши артисты. Хотя они в Америке тоже, культурный обмен происходит. Соло было. Да, были клоунессы. Сегодня есть. Антошка - она продолжает работать в Германии, редко, но работает она. Ириска замечательная, к сожалению, трагически погибшая. Есть, редко, профессия больше мужская по нагрузкам. Это же весь спектакль тянуть на себе. Можно выйти в ложу, отработать номер, принять душ и идти домой, а это за час до начала и порой после финала.

С.БУНТМАН: Кто-то называл, что весь вечер на арене.

М.НИКУЛИН: Да, так оно и есть.

С.БУНТМАН: Что сейчас клоуны могут насмешить? Как изменилось все? Потому что есть вечные номера, которые я Вам всем рекомендую пересматривать, старые номера где-нибудь в компьютере.

М.НИКУЛИН: Есть хроника. Хроника Енгибарова, хроника Олега Попова, есть Никулин. Они все разные и все очень смешные были. Сейчас немножко по-другому. Сейчас юмор слегка поменялся, репризы стали более эксцентричными. Вводится, как раньше, не в 60-70-гг, а еще раньше, когда клоун должен был обязательно владеть какой-нибудь цирковой специальностью: жонглированьем, акробатикой, эквилибристикой. Причем владеть лучше, чем большинство его коллег по цеху.

С.БУНТМАН: Замечательно, когда ему приходится делать по образу плохо, когда у него ничего не получается, вроде.

М.НИКУЛИН: Для того чтобы делать плохо, нужно уметь делать блестяще. Почему, например, пропал жанр музыкальной эксцентрики? Потому что артист обязан был играть на разных музыкальных инструментах: на струнных, язычковых, на духовых, лучше, чем большинство профессиональных музыкантов. Были такие артисты, как Шахнины, дядя Жора Шахнин, который играл на тромбоне "Полет шмеля". Приходили солисты Большого театра и не верили, что такое может быть.

С.БУНТМАН: Это невозможно. Вы знаете, есть абсолютно вечные репризы. Я тут слушал запись Бима и Бома. Это замечательно, просто чудесно.

М.НИКУЛИН: Это подобно старым анекдотам, которые, как камушки морские, отшлифованы прибоем и становятся совершенно иными по форме своей, ничего лишнего. Сейчас в Монте-Карло очень хорошо делали клоуны, приглашенные ветераны жанра из Италии, они делали классические клоунские репризы, которым по 150 лет, и смешно все равно. Я себя поймал на том, что меня трудно чем-то удивить, даже не потому, что я сын клоуна, а потому, что в цирке я вырос, и мне было смешно, а это уже о многом говорит.

С.БУНТМАН: Хорошо. Что же мы забыли? Кого мы забыли из цирковых артистов и цирковых номеров? Мы забыли иллюзионистов. Сейчас есть?

М.НИКУЛИН: Есть. Жанр сократился. К сожалению, благодаря тому, что по телевидению прошла серия программ, где все это рассказывалось и разоблачалось. Не очень понятно почему? Все должно иметь свои тайны, мне кажется. Во многом благодаря тому, что все привыкли к спецэффектам телевизионным, монтажам, уже не верят, что это на самом деле происходит, еще потому что это очень сложный жанр и не очень благодарный, потому что в цирке меньше всего аплодисментов получают иллюзионисты, потому что вместо того, чтобы хлопать, публика думает: "Как он это делает"?

Из наиболее известных мне сегодня наших - это Антон Красильников. Он работает сам по себе, с соло программами, он работал у нас в цирке, он работал на проекте "Цирк со звездами" в качестве консультанта-иллюзиониста. Он из классических, аппаратных иллюзионистов. От Гудини, то наследство еще. Сильно навредил Копперфильд жанру, потому что с самого начало было понятно, что это чисто коммерческая история и чисто телевизионная. Он не может работать на открытых площадках, потому что там все основано. Знаете, есть клоуны, которые могут работать только на сцене, а в цирке же все со всех сторон открыто, там нет ни кулис, ни черного занавеса, есть дополнительные сложности. Но он есть, не умер.

С.БУНТМАН: Здорово. Надо, чтобы он был. Несмотря на все кино, телевизор, на все монтажи и на всю электронику.

М.НИКУЛИН: Уже наелись этого всего. Кто-то ведь говорил, да и я через это прошел, будучи трижды отцом, когда дети мои маленькие сидели по уши в интернете, что это же кошмар, это ужасно. Но сейчас, где интернет, только то, что касается работы, необходимости. Это превратилось в такую обыденность, это, как игрушка: наигрался и все.

С.БУНТМАН: Да.

М.НИКУЛИН: Общение живое ничего не заменит.

С.БУНТМАН: Конечно. "Прошлой зимой мы ходили в цирк". Это в другой цирк Вы ходили. Не нравится, когда слишком взрослые представления. Дети скучают. У вас таких не бывает?

М.НИКУЛИН: Нет. Мы стараемся, как раз, быть для всех интересными. Во-первых, для того чтобы не быть скучными для детей, программа должна быть недлинной и сложной, потому что есть вещи, которые взрослый осознает и наблюдает с интересом, а ребенку это непонятно. То есть какие-то психологические вещи, которые воплощаются в гриме, музыке, стилистике, чисто внешнее, для ребенка это сложновато, а потом есть золотые вещи. Я работал на радио, сколько длится радиорепортаж? Минут 30. Иначе теряется внимание, интерес к этому, так и цирковой спектакль, театральный, так в принципе и кино. Есть законы жанра. Около двух часов с антрактом, и всё, иначе будет утомительно.

С.БУНТМАН: Да, так что Вы не опасайтесь ходить.

М.НИКУЛИН: Скучно не будет.

С.БУНТМАН: Вы лучше пойдите 180 SMS-ка, на новую программу посмотрите.

М.НИКУЛИН: 21 мы открываемся официально.

С.БУНТМАН: Это пятница. Пойдите в чудесный цирк на Цветном бульваре. У меня все сжимается, когда я думаю про Цветной бульвар, там все родные места.

М.НИКУЛИН: Ностальгическая часть. Москва. Нам в этой части повезло, потому что нам проще - есть история, география, даже во времена прошедшие, когда приезжали в Москву и знали только 3 вещи: Кремль, Большой театр и цирк. Когда мама моя с ностальгией как-то сказала лет 5-6 назад: "Неужели никогда не вернутся времена, когда на Цветном бульваре зимой люди жгли костры, чтобы занять очередь и купить первыми билеты"? На что я сказал, что "побойся Бога, поменялось столько всего вокруг". То, что в этом море развлечений, информации, удовольствий, которые нам предлагаются сегодня, не всегда, но, тем не менее, люди помнят и заходят в цирк. Это говорит о том, что цирк нужен людям разных поколений, разного возраста, потому что это самое сегодня честное искусство, а честности всегда не хватает.

С.БУНТМАН: Замечательно. Пусть она всегда там остается. Я помню, что центр вселенной - Цветной бульвар. Начинал с маленького кинотеатра "Экспресс", потом был цирк, кинотеатр "Мир".

М.НИКУЛИН: Который строили, как цирк, в свое время.

С.БУНТМАН: Да, мне это папа все время говорил, но там чудесный кинотеатр.

М.НИКУЛИН: По-соседски существуем нормально, никому не мешаем.

С.БУНТМАН: Да. И рынок заново построили.

М.НИКУЛИН: Рынок, конечно, уже не рынок.

С.БУНТМАН: Тот центральный рынок.

М.НИКУЛИН: Сел в этот кабинет, когда еще был настоящий рынок. За окном наблюдал ту жизнь, там было все. Любовь, ненависть и драки, разборки, торги. Что там только не было.

С.БУНТМАН: Это была чудесная вещь. Максим Никулин, спасибо большое. Последняя, была еще маленькая, последняя берет, больше мы не будем, а так приходите. Как можно билеты купить? Сейчас есть интернетовские?

М.НИКУЛИН: Есть. Можно зайти на сайт, там все есть.

С.БУНТМАН: Картинка "Билет" есть.

М.НИКУЛИН: Ее можно кликнуть, расписание и прочее. В кассах продаются наши билеты, в московских кассах продаются, есть у нас распространители. Сейчас мы работаем над тем, чтобы продавать через интернет онлайн по кредитным картам. Это немножко сложно, но мы к этому придем. Есть система заказов у нас. Это стоит денег, но не капитальных. Для ленивых. Можно заказать, и курьер доставит билет. Это все через наш сайт, через интернет. Там вся информация есть.

С.БУНТМАН: Чудесно. Приходите обязательно. Вы об этом не пожалеете ни разу. Максим Никулин, спасибо большое.

М.НИКУЛИН: Спасибо Вам.

С.БУНТМАН: Новая программа в следующую пятницу запускается. Так что, ребята, приходите, дергайте родителей за рукав, за подол, за штанину в зависимости от роста и ведите их в цирк. Спасибо.