Детская площадка с папашей Бунтманом - 2011-07-03
С. БУНТМАН: Доброе утро! Тут у нас были технические проблемы. Доброе утро, но теперь вроде бы все работает, сейчас я проверю, работают ли у нас Сетевизоры, и видно ли меня или показывают другие пустые кресла. Тут у нас уже кое-что приготовлено для "Открывашки" может быть мы ее и даже раньше и начнем, про диковинные музыкальные инструменты Павел Бунтман, мой однофамилец будет показывать здесь.
Ребят, такая программа у нас. Конечно, как вы понимаете, мы будем слушать "Бэйба". Отвечать на вопросы. Но я вам сейчас покажу, я надеюсь, что могу показать, какие книжки есть у меня тут. Если у меня все получится. Надеюсь, что получится у меня. Книжки следующие: сначала вам на отдаленную на "Открывашку" детская домашняя энциклопедия Леонида Костюкова, "Один дома" называется. Вот такая энциклопедия: котик и собачка. Стенгазета. Глаза разбегаются. Причем здесь много всего интересного есть. Дальше у нас книги такие: Вероника Кунгурцева написала целую серию книг. О! Это вот на лето замечательно - "Похождение Вани Житного или Волшебный мел". Это одна часть и есть у меня другая часть, которая называется "Ведогони. Новые похождения Вани Житного". Вот будем сразу блоком разыгрывать это и книжка у меня - "Зеленая утка" - стихи для детей, это для ваших младших братьев и сестер. Тут все у нас так вот и будет. Друзья мои, давайте мы с вами, у нас сегодня будет с вами демонстрация всяких диковинных музыкальных инструментов, поэтому у нас уже кое-что собрано в студии и во втором часе - в «Открывашке», мы с вами как раз и будем слушать всякие рассказы про музыкальные инструменты, смотреть, как они выглядят и слушать, как они звучат. Вот, что мы будем делать с вами, поэтому у нас с вами особых песнопений не будет во время собственно "Детской площадки". Так, пока я тут разбираюсь, вы внимательно слушайте "Бейба".
РАДИОСПЕКТАКЛЬ "ПОРОСЕНОК БЕЙБ".
С. БУНТМАН: Ну вот, все готово к соревнованиям, чтобы как сказала Флай, Бейб мог победить в этих соревнованиях. Но ответьте мне на несколько вопросов, пожалуйста. Вы уже книжки все видели, кроме одной: "В стране фей и эльфов". Вот все - вижу камеру и вроде меня тоже видно. Главное - видно книжки - "В стране фей и эльфов". Это Сергей Шабалов составил вот, можно сказать или энциклопедию, но во всяком случае - книжку, где и с картинками и с текстом - персонажи кельтского фольклора. И феи тут и волшебники, лесные феи, кто угодно, морские феи, кто угодно здесь есть. Хорошо, отвечаем на вопрос, только скажите мне пожалуйста, во-первых номер телефона 363-36-59. Все работает, даже вот пытается реагировать на мышку, на всякие кнопочки. Скажите, пожалуйста, какая должна была быть по всем признакам погода в день соревнования. 363-36-59, пробуем, алло! Доброе утро! Алло! Так замечательно, какая должна быть погода у нас в день соревнований? Алло, доброе утро! Алло!
СЛУШАТЕЛЬ: Алло!
С. БУНТМАН: Привет! Как тебя зовут?
СЛУШАТЕЛЬ: Катя.
С. БУНТМАН: Катя, сколько тебе лет, где ты нас слушаешь?
СЛУШАТЕЛЬ: Десять.
С. БУНТМАН: Десять лет, а где ты живешь? И нас слушаешь.
СЛУШАТЕЛЬ: В Москве.
С. БУНТМАН: Скажи мне, пожалуйста, Катюша, какая должна быть по всем признакам, с этого начинается сегодняшний кусок истории. Какая должна быть погода?
СЛУШАТЕЛЬ: Дождливая.
С. БУНТМАН: Дождливая, да? Должен был пойти дождь. Но тем сложнее, наверное, будет Бейбу. А скажи мне, пожалуйста, какую книжку ты хочешь?
СЛУШАТЕЛЬ: "Похождение Вани".
С. БУНТМАН: Ага, Вани, обе книжки тебе, да?
СЛУШАТЕЛЬ: Угу.
С. БУНТМАН: Угу, ты любишь читать? Две толстые книжки, я думаю, что на какой-то кусочек лета тебе хватит.
СЛУШАТЕЛЬ: Да.
С. БУНТМАН: Да, отлично, хорошо, все записали мы Катю, да? Ваня для Кати. Два Вани для Кати. Хорошо, договорились, Катя, счастливо тебе.
СЛУШАТЕЛЬ: До свидания.
С. БУНТМАН: Счастливо, до свидания. Напомните мне, пожалуйста, дорогие мои друзья, как себя торжественно называл Бейб? Как он себя торжественно называл, правда, как оказалось, он совсем на это не похож? Вот здесь такой он стал большой и я бы сказал достаточно вывалянный в пыли, в грязи. Так вот как себя называл Бейб? Давайте попробуем 363-36-59. Алло, доброе утро! "Пуум", так он себя не называл - 363-36-59, давайте, пробуем. Алло, доброе утро!
СЛУШАТЕЛЬ: Алло!
С. БУНТМАН: Алло! Привет, как тебя зовут?
СЛУШАТЕЛЬ: Петя.
С. БУНТМАН: Привет, Петя! Ты где нас слушаешь?
СЛУШАТЕЛЬ: В Москве.
С. БУНТМАН: И сколько тебе лет?
СЛУШАТЕЛЬ: Восемь.
С. БУНТМАН: Восемь лет, а там кто-то еще у нас кричит. Да?
СЛУШАТЕЛЬ: Сестра.
С. БУНТМАН: Но сестре мы сразу "Зеленую утку"-то припасем, да?
СЛУШАТЕЛЬ: Да.
С. БУНТМАН: А ты мне скажи пожалуйста, как себя называл Бейб?
СЛУШАТЕЛЬ: Ладж уайт.
С. БУНТМАН: Ладж уайт, а что это означает?
СЛУШАТЕЛЬ: Большой белый.
С. БУНТМАН: Большой белый, мама права совершенно. Но он был большой, но то, что он белый, догадаться было очень сложно, правда?
СЛУШАТЕЛЬ: Да.
С. БУНТМАН: Петя, какую книжку ты хочешь?
СЛУШАТЕЛЬ: Детская домашняя энциклопедия.
С. БУНТМАН: Какая - "Один дома", да?
СЛУШАТЕЛЬ: Да.
С. БУНТМАН: Хорошо. Будет тебе детская домашняя энциклопедия. Все, отлично. Будешь слушать про музыкальные инструменты "Открывашку"?
СЛУШАТЕЛЬ: Да.
С. БУНТМАН: Вот тут я не знаю, видно-невидно, пока не видно, но у нас тут столько всяких инструментов! Хорошо, Петь, счастливо тебе, хорошего тебе дня.
СЛУШАТЕЛЬ: Пока.
С. БУНТМАН: Слушай, пока. Так, вот значит, большой белый. Но как-то было это не видно, мы уже с вами поняли это. Чтобы это стало видно, что приготовил фермер Хоггет? Скажите мне, пожалуйста. Что он такое приготовил? Несколько таких приспособлений. Вот расскажите мне, что он приготовил? 363-36-59 наш телефон, звоните, пожалуйста. Ну, что ж попробуем, алло! Доброе утро!
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте! Шланг, скребок и вода.
С. БУНТМАН: Шланг, скребок и вода. Отлично, все правильно. Привет тебе, скажи мне, пожалуйста, а какую книжку ты хочешь?
СЛУШАТЕЛЬ: Вот энциклопедию детскую домашнюю "Один дома".
С. БУНТМАН: "Один дома"?
СЛУШАТЕЛЬ: Да
С. БУНТМАН: Все будет один и будет дома. Спасибо тебе большое, счастливо. Всегда точно запоминает. Молодец, парень! Все отлично. Так, следующий у нас вопрос, какие-то, скажем так, две вещи закрыла миссис Хоггет. Она говорила-говорила-говорила-говорила и закрыла что-то и что-то. Вот давайте сейчас определим, что и что, поняли меня, закрыла миссис Хоггет? Алло! Доброе утро! Алло!
СЛУШАТЕЛЬ: Алло!
С. БУНТМАН: Да, привет, как тебя зовут?
СЛУШАТЕЛЬ: Коля.
С. БУНТМАН: Коля, да? Правильно я расслышал?
СЛУШАТЕЛЬ: Да.
С. БУНТМАН: Сколько тебе лет, Коля?
СЛУШАТЕЛЬ: Семь.
С. БУНТМАН: Сколько? Семь?
СЛУШАТЕЛЬ: Да.
С. БУНТМАН: Отлично, но вот скажи мне, пожалуйста, что у нас закрыла миссис Хоггет?
Она закрыла окно.
С. БУНТМАН: И?..
СЛУШАТЕЛЬ: Что?
С. БУНТМАН: Ну, давай догадаемся: она говорила-говорила, а потом закрыла окно и.... ну, Коля!
СЛУШАТЕЛЬ: Да?
С. БУНТМАН: Если она говорила-говорила, а потом она прекратила говорить, что она закрыла?
СЛУШАТЕЛЬ: Рот.
С. БУНТМАН: Рот! Правильно! Коля, отлично! Где ты нас слушаешь, скажи, пожалуйста?
СЛУШАТЕЛЬ: В Москве.
С. БУНТМАН: А какую книжку ты хочешь? Вот у меня еще есть "В стране фей и эльфов" - замечательный кельтский фольклор. Про Ваню Житного две книжки. И есть детская домашняя энциклопедия.
СЛУШАТЕЛЬ: А можно детскую домашнюю энциклопедию?
С. БУНТМАН: Можно! Можно детскую домашнюю энциклопедию.
СЛУШАТЕЛЬ: А можно одну книжку для брата?
С. БУНТМАН: А сколько брату твоему?
СЛУШАТЕЛЬ: Четыре с половиной.
С. БУНТМАН: Я думаю, что "Зеленую утку" вы почитаете, это замечательные стихи, с прекрасными картинками. Хорошо?
СЛУШАТЕЛЬ: Хорошо.
С. БУНТМАН: Договорились. Вот видишь, обо всем легко договориться. Счастливо тебе, Коля. До свиданья. У нас еще есть вопрос. Еще что-то сказала миссис Хоггет, в чем нельзя было, по мнению миссис Хоггет, сегодня у нас много миссис Хоггет, потому что она страшно много говорит, в чем нельзя было везти. Вот вспомните или догадайтесь, в чем нельзя было везти? Давайте попробуем 363-36-59. Алло, доброе утро! Алло!
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте!
С. БУНТМАН: Доброе утро, а кто-нибудь помладше? Алло?
СЛУШАТЕЛЬ: Сейчас, секунду, ребенка дам.
С. БУНТМАН: Давайте мне ребенка!
СЛУШАТЕЛЬ: Алло!
С. БУНТМАН: Алло, привет, как тебя зовут?
СЛУШАТЕЛЬ: Полина.
С. БУНТМАН: Полина, сколько тебе лет?
СЛУШАТЕЛЬ: Шесть.
С. БУНТМАН: Шесть лет тебе, Полина, скажи мне, пожалуйста, в чем нельзя было везти такого чистого большого поросенка?
СЛУШАТЕЛЬ: В машине.
С. БУНТМАН: В машине, потому что она какая-то такая сельскохозяйственная. Лендровер, где ездит по всем полям своим фермер, вот нельзя его вести в таком грузовичке. Хорошо, Полина? Какую книжечку мы тебе подарим?
СЛУШАТЕЛЬ: "Смешарики".
С. БУНТМАН: Нет, у меня нет такой книжки. У меня есть "Страна фей и эльфов".
СЛУШАТЕЛЬ: "Один дома" - энциклопедия.
С. БУНТМАН: Энциклопедия "Один дома". Вот все энциклопедию. Сколько у нас еще есть там? Половина, да, энциклопедий осталась, вот. Хорошо, будет тебе, Полина, энциклопедия. Хорошо.
СЛУШАТЕЛЬ: И братику!
С. БУНТМАН: И братику "Зеленую утку", конечно! Полина, скажи мне, пожалуйста, ты в этом году в школу идешь, да?
СЛУШАТЕЛЬ: Нет.
С. БУНТМАН: Нет еще?
СЛУШАТЕЛЬ: Следующий.
С. БУНТМАН: В следующем, у тебя продолжается свободная жизнь, да, пока? Скажи мне, Полина, что ты любишь больше всего делать? Вот книжки, судя по всему, ты читаешь уже? Или тебе читают пока?
СЛУШАТЕЛЬ: Я читаю.
С. БУНТМАН: Ты сама читаешь? Ну, молодец, очень хорошо. Отлично, Полина, счастливо тебе, всего тебе хорошего, до свидания. Вот Полина у нас первый раз позвонила из Москвы, судя по всему, или из Подмосковья, и первый раз дозвонились. Так, теперь мы с вами все-таки решим на что, прежде всего, должно было хватить денег у фермера Хоггета? О чем его предупреждала миссис Хоггет? 363-36-59. Давайте, попробуем мы телефонный звонок принять. Алло, доброе утро! Нет, никакого доброго утра пока не получилось, сейчас все у нас получиться. Алло, доброе утро!
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте!
С. БУНТМАН: Привет, как тебя зовут?
СЛУШАТЕЛЬ: Маша.
С. БУНТМАН: Маша, ты нас слушаешь где, и сколько тебе лет?
СЛУШАТЕЛЬ: Я из Москвы, мне десять лет.
С. БУНТМАН: Хорошо, Маш, скажи, пожалуйста, на что должно было фермеру Хоггету хватить денег прежде всего?
СЛУШАТЕЛЬ: На дождевик?
С. БУНТМАН: Нет, ну, скажи, вот что? Он поехал на машине…
СЛУШАТЕЛЬ: На бензин?
С. БУНТМАН: Правильно! Потому что миссис Хоггет думала, а вдруг он остановиться посередине и не попадет на соревнования, правда она не знала, что он собирается в них участвовать. Она думала, что это очень глупо - участвовать в соревнованиях. И тем более с поросенком. Но, по-моему, она догадалась все-таки? Скажи мне, пожалуйста, какую книгу ты хочешь?
СЛУШАТЕЛЬ: Можно "Один дома"?
С. БУНТМАН: Можно "Один дома".
СЛУШАТЕЛЬ: Спасибо.
С. БУНТМАН: Хорошо, Маша, счастливо тебе, до свидания, слушай про музыкальные инструменты. Да, но у нас еще предстоит игра - не игра, предстоит такая штука - будем с вами отвечать на разные хитрые вопросы, и книжки наши доигрывать, только "Один дома" у нас катастрофически кончается, но у нас замечательные две книги про Ваню Житного, это чтение у вас будет на все лето. И "Страна фей и эльфов", очень красивая книжка, и очень, мне кажется, я чуть-чуть этим занимался когда-то, всевозможными кельтскими волшебными персонажами, и мне кажется, что здесь много полезного. Очень много полезного и интересного. А отвечать мы будем во второй половине детской площадки, на разнообразные вопросы о России. Это страна, в которой мы живем. Про ее географию, там есть очень любопытные штуки. которые, если вы не знаете, то догадаетесь. А если не догадаетесь, то узнаете. И это очень и очень, на мой взгляд, любопытно. но напоминаю вам еще, что мы с вами на нашей "Открывашке", во время "Открывашки", мы с вами послушаем очень я бы сказал своевременный рассказ Алеши Венедиктова про мороженое. Из чего оно произошло и как оно получилось. И доставляет нам удовольствие, особенно в жару, если мы, конечно, не так много его едим, чтобы не заболеть горлом, а потом мы будем слушать разные диковинные инструменты музыкальные. И слушать и смотреть, у кого есть Сетевизор на компьютере, пусть вам включат. И мы с вами с Пашей Бунтманом познакомимся тоже. Хотя кто-то его, может, слышал в программе "Саунд-трек". Но, во всяком случае, музыкальные инструменты сейчас будут. Посмотрю вот я сейчас Кириллу, это у нас 207, и Кириллу мы дарим "В стране фей и эльфов" книжку, он правильно ответил. Вот я на каждый вопрос сейчас выберу только тех, кто закатывает книжки. Вот "Зеленую утку" Люде, 198. И Настя у нас сказала, что погода будет дождливая, и получает она книгу "В стране фей и эльфов", номер у нас 190. Все мы это записали, мы специально номера ваших посланий диктую. Мы в большой студии, тут у нас большие расстояния, "Ага-га-га!"- говорю я, "Ого-го-го!" - отвечает мне звукорежиссер. И сейчас мы с вами прервемся на новости. А потом готовьтесь догадываться и отвечать на разные вопросы о географии России. Вот у нас Марина Максимова, если она у нас не растопчет все музыкальные инструменты, то будет очень хорошо. Всё, прерываемся на пять минут, ребята.
НОВОСТИ
С. БУНТМАН: Продолжаем мы детскую площадку, которая плавно у нас перейдет в "Открывашку", Паша уже здесь с нами.
П. БУНТМАН: Доброе утро!
С. БУНТМАН: Привет, Паша. Это Павел Бунтман.
П. БУНТМАН: Мне надеть наушник?
С. БУНТМАН: Нет, зачем, можешь не надевать наушники и так все слышно, это я просто привык. Мы сегодня будем к вам уже очень скоро представлять всякие диковинные инструменты, потому что Паша пришел в студию, вообще на радиостанцию, как я не знаю, со скарбом просто.
П. БУНТМАН: Будто ограбил музыкальный магазин, что почти и произошло.
С. БУНТМАН: Ты его не ограбил, ты взял показать. Есть такое заведение - Муздеталь, вот мы не будем говорить в подробностях, потому что мы не будем заниматься рекламой. Всякую муздеталь нам принес Паша. Сейчас я вам задам вопрос и вы будете размышлять над этим вопросом по географии России. не надо сразу так пугаться. Это не экзамен.
П. БУНТМАН: Мне не надо отвечать на вопросы?
С. БУНТМАН: Тебе не надо отвечать на вопросы, но ты, наверное, знаешь, я так надеюсь.
П. БУНТМАН: Возможно, возможно.
С. БУНТМАН: Я надеюсь, я надеюсь. Мы знаем, что Россия самая обширная страна мира. Сейчас я посмотрю - у меня бумажка есть и в ней написано, что 17 миллионов 75 тысяч 400 квадратных километров. А скажите мне, пожалуйста, какая следующая страна по площади?
П. БУНТМАН:.....
С. БУНТМАН: Не надо. Вот думайте пока, потом позвоните 363-36-59, а сейчас, Паш, вытащи пока какой-нибудь инструмент диковинный. Вообще инструменты музыкальные можно делать из всего, да? Абсолютно из всего и в качестве первого примера, наверное, стоит привести какие-нибудь флейты.
П. БУНТМАН: Не барабаны, а флейты?
С. БУНТМАН: Именно флейты, не знаю, почему не барабаны, наверно, потому что их тяжело было тащить. Хотя лучше начать с таких псевдобарабанов. Вот те, кто смотрит в Сетевизоре, тебе в камеру видно? Интересно, видно, да? Это не бейсбольная бита.
П. БУНТМАН: Это даже не кегля, на самом деле когда-то это было тыквой, и любознательные кубинцы, которые иногда к нам в гости приходят, они сделали из этих тыкв перкуссионные инструменты. В чем суть этого инструмента? Просто она издает такие трещащие звуки. Возможно, кто-нибудь видел таких лягушек, по которым, если провести какой-нибудь палочкой они издают якобы...
С. БУНТМАН: Какие живые?
П. БУНТМАН: Нет, деревянные лягушки, по которым провести палочкой, они издают такие полуквакающие звуки. Если взять любую палочку, вот тут удачно попалась ручка, и просто ритмично водить по ребристой поверхности, то получаются такие (стучит) звуки, вы можете услышать на многих композициях, например, Buena Vista Social Club, которая одна из самых известных кубинских групп.
С. БУНТМАН: Смотри, но ведь она же полая!
П. БУНТМАН: Да, она полая и там специальные дырки, чтобы держать ее.
С. БУНТМАН: Чтобы держать это что ли? Чтоб держать, а не чтобы звук был?
П. БУНТМАН: Исключительно для того, чтобы держать.
С. БУНТМАН: А сюда руку не надо запихивать?
П. БУНТМАН: Нет, не надо.
С. БУНТМАН: Потому что там, во-первых рука останется, а во-вторых это тот же принцип, ведь на стиральной доске играют.
П. БУНТМАН: Да.
С. БУНТМАН: Вот сейчас ребята, я уверен, Паш, даже стиральная доска, даже когда ты был маленький, она как-то умирала уже...
П. БУНТМАН: Нет, были пластиковые стиральные доски, с поддоном для белья.
С. БУНТМАН: А это пластиковые были...
П. БУНТМАН: Но там не то, но это такой более цифровой звук.
С. БУНТМАН: Ну настоящая цифра! До электронщины.
П. БУНТМАН: Это была такая настоящая оцинкованная стиральная доска, но такого не было уже.
С. БУНТМАН: Да, твоя бабушка там (показывает, как стирали на досках).
П. БУНТМАН: Как настоящий рэпмейкер. Потом очень часто встречаются всякие инструменты из глины. Как барабаны, так и флейты. Не знаю, какие еще инструменты привести из глины,
С. БУНТМАН: Свистулька. Из глины - это свистулька.
П. БУНТМАН: Это не совсем свистулька, она настроена.
С. БУНТМАН: Нет, ну мы скажем так, что это такая глиняная штука - не у все же Сетевизор есть.
П. БУНТМАН: Это глиняная флейта, фактически да.
С. БУНТМАН: Дырочки на ней.
П. БУНТМАН: Это такой шарообразный предмет, с дырочками,
С. БУНТМАН: Уши какие-то,
П. БУНТМАН: Да, но это все декорации.
С. БУНТМАН: И к ним привязаны ремешочки такие, кисточки.
П. БУНТМАН: Это просто для красоты,
С. БУНТМАН: Но есть дырка как свисток, как у свистульки, да?
П. БУНТМАН: Да
С. БУНТМАН: Есть разные дырочки как у флейты.
П. БУНТМАН: И называется это окарина.
С. БУНТМАН: Окарина, а это кто придумал?
П. БУНТМАН: Она на самом деле, есть у практически всех народностей, она есть и в Латинской Америке, и у балканских народов, и в России она была. А откуда она появилась, как возникла, откуда к кому пришла, это все загадки истории, которые, не знаю, в программе "Не так" можно выяснить.
С. БУНТМАН: Специальность - окариновед.
П. БУНТМАН: И звук у нее сейчас продемонстрирую. (Играет). Если проверит по тюнеру, по специальному устройству, которое показывает, какая нота звучит, то можно увидеть, что эта окарина настроена очень точно. Просто все зависит от мастера, который делает эти окарины, в данном случае это белорусские мастера из местной белой глины делают такие очень изящные поделки, на мой взгляд.
С. БУНТМАН: Хорошо, а у нас сейчас ребята ответят на вопрос, ну, ты их отвлекал окаринами, окаринизмами всевозможными, а сейчас ребята ответят на вопрос, какая после России самая обширная по площади страна мира. Давай попробуем, 363-36-59, и я надеюсь, что нам ответят. Алло, доброе утро! алло!
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте!
С. БУНТМАН: Привет, как тебя зовут?
СЛУШАТЕЛЬ: Петя.
С. БУНТМАН: Петя, ты нас где слушаешь?
СЛУШАТЕЛЬ: В Калуге.
С. БУНТМАН: Петя в Калуге нас слушает, а какая страна вот меньше России, но вторая по величине?
СЛУШАТЕЛЬ: Канада.
С. БУНТМАН: Канада, правильно! Ты знал, Пашк? Китай... нет, Канада. Молодец! Какую ты книжку хочешь?
П. БУНТМАН: Ну, я догадывался. У меня было несколько вариантов.
С. БУНТМАН: А какие у тебя были варианты? Соединенные штаты, Австралия?
П. БУНТМАН: Соединенные штаты, Канада и Китай.
СЛУШАТЕЛЬ: А какие есть?
С. БУНТМАН: Сейчас я тебе скажу, есть две книжки на лето читать. Сколько еще раз тебе лет?
СЛУШАТЕЛЬ: Семь.
С. БУНТМАН: Семь, ну тут большие толстые книжки. Ну, я не знаю, вряд ли, может быть тебе про персонажей кельтского фольклора все волшебности? Классная книжка, видел, да?
СЛУШАТЕЛЬ: Давайте.
С. БУНТМАН: Даю, хорошо, отлично. Так что читай и просвещайся. И потом, когда-нибудь нам расскажешь, да?
СЛУШАТЕЛЬ: Угу.
С. БУНТМАН: А мы устроим какую-нибудь еще и викторину по всяким волшебным персонажам. Отлично. У нас скоро последний Гарри Поттер выходит.
СЛУШАТЕЛЬ: Ладно.
С. БУНТМАН: Ладно, все. Договорились. Деловой человек, хорошо, утро, все нужно серьезно, по-деловому и так далее. Саня - 219 у нас, Саня - "большой рассказ". Большой рассказ я так понимаю - индейское описание книги, я думаю, про Ваню Житного. Вот "Похождение Вани Житного. Волшебный мел" и еще "Новые похождения" есть Вани Житного, а братику любую, у нас любой нет, а есть только совершенно определенная книжка "Зеленая утка" стихи для детей. Видишь, какие рисунки? Рисунки здорово сделали, хорошая книжка, вопрос следующий задам. К России примыкает самое большое на свете озеро. Я все вам сказал, друзья мои, к России примыкает самое большое на свете озеро. Тут все слова очень важны. 363-36-59. Сейчас подумай, пока Павел Сергеевич нам представит еще какой-нибудь инструмент.
П. БУНТМАН: Ну, например, взбодриться с утра....
С. БУНТМАН: Это открывается чехол.
П. БУНТМАН: Да, это открывается чехол, расписанный разными иероглифами.
С. БУНТМАН: Иероглифами?
П. БУНТМАН: Ну, да. Это китайский инструмент. И эта флейта называется хулуси. Это на самом деле китайская волынка. У нее очень жалостливый звук.
С. БУНТМАН: Ну, это мы посмотрим, это мы сами определим, может, кому-то он покажется радостным? Это для вас жалостливый. Вас сейчас китайские дети послушают и скажут, что это самый веселый на свете инструмент. Вот выглядит как? какая-то груша.
П. БУНТМАН: Это опять тыква, тыква вообще излюбленный материал для изготовления инструментов. Например, знаменитый индийский ситар, корпус ситара, излюбленный харрисоновский инструмент, сделан из тыквы, основная его часть. Вот собственно гуира - перкуссионный инструмент кубинский.
С. БУНТМАН: По которой можно палочкой водить и
П. БУНТМАН: Он тоже сделан из тыквы, тыквы бывают разные, как мы видим,
С. БУНТМАН: Ну не все тыквы такие большие, у которых вырезают там улыбку, веселую
П. БУНТМАН: Да некоторые из них такие вот компактные и пригодны для изготовления флейт.
С. БУНТМАН: Подожди, тыква же не просто же тыква?
П. БУНТМАН: Да из нее торчат три бамбуковые палки, одна из них - основная.
С. БУНТМАН: С дырочками, как флейта, на которой играют, да?
П. БУНТМАН: Дудочка, на которой несколько отверстий нужно зажимать. А также есть две дополнительные трубочки, так называемые бурдонные, которые создают дополнительный звук. Вот сначала я сыграю что-нибудь, ну, я не мастер игры на хулуси, но что-нибудь изобразить могу, сыграю только на основой трубке.
С. БУНТМАН: А эти? Эти закрываются? А эти пока закрыты специальным...
П. БУНТМАН: Да они пока закрыты
С. БУНТМАН: А раньше как делали?
П. БУНТМАН: А раньше делали, какая-то поролоновая прокладка, а раньше использовали все, что под руку попадется. Что-нибудь плотненькое. Что-нибудь плотное, да, кусочек тряпки, которым можно заткнуть, кусочек тончайшего китайского шелка.
С. БУНТМАН: О!
П. БУНТМАН: Да, ну, поехали. (Играет). Очень жалостливо, на мой взгляд.
С. БУНТМАН: Вот это специально? Это твой сбой был?
П. БУНТМАН: Да, это мой сбой, потому что не привык на ней играть
С. БУНТМАН: А интересно, а долго учатся?
П. БУНТМАН: Вообще при желании на любом музыкальном инструменте за полгода можно научиться играть. Но для этого необходима некоторая усидчивость.
С. БУНТМАН: Ну а если человека, например, кто-нибудь из ребят учился играть на блок-флейте, например. Ему легче будет?
П. БУНТМАН: Тут есть хитрость. Конечно. Тут особый строй. Вообще у всех этнических флейт, у них не очень точный строй,
С. БУНТМАН: Все так говорят, кто играет - ошибается.
П. БУНТМАН: Да, это у них строй неточный. и вторая главная проблема - это, что не существует каких-то учебных материалов - все передается от учителя к ученику. Нет каких-то учебников по хулуси.
С. БУНТМАН: Самоучителей нет.
П. БУНТМАН: Да, нету самоучителей, нету там "Академической школы игры на хулуси. 1-3 класс". Это инструмент научиться играть на котором можно либо самому как-то просто путем проб и ошибок,
С. БУНТМАН: Это надо слушать все-таки как кто-то играет?
П. БУНТМАН: Надо поехать в Китай и овладеть мастерством.
С. БУНТМАН: Вот научишься играть чижика-пыжика на хулуси. И выступать с концертами. А теперь как звучит хулуси открытыми бурдонными трубками.
П. БУНТМАН: (Играет). Сразу скажу, что дуть нужно очень сильно. Потому что иначе весь воздух уходит вот в эти боковые трубки и остается только призвук и основные ноты извлечь фактически невозможно. Такой вот жалостливый музыкальный инструмент. Но очень интересный.
С. БУНТМАН: Надо сказать, что получается так, что волынки есть много у кого, вот настоящие волынки.
П. БУНТМАН: Ирландские есть, шотландские есть,
С. БУНТМАН: В Европе есть, да. На Кавказе есть
П. БУНТМАН: На Кавказе тоже есть
С. БУНТМАН: В Греции есть волынки, на Балканах есть волынки.
П. БУНТМАН: И все они по-разному устроены, с разным типом мехов. Да, но фактически что объединяет все волынки? Это не только основная трубочка, на которой вы просто извлекаете ноты, а и некоторое количество так называемых бурдонных трубочек.
С. БУНТМАН: Чаще всего один самый примитивный, три у шотландской. Большие три трубы у волынки у шотландской,
П. БУНТМАН: Которые создают такой музыкальный фон.
С. БУНТМАН: Но и самое главное, что когда ты дуешь, щеки надувая, когда ты дуешь в эту волынку, ты же не напрямую в трубочку, ты через мех какой-нибудь
П. БУНТМАН: Или какой-то дополнительный резервуар.
С. БУНТМАН: Или через тыкву или через какое-то большое тыквенное или кожаное ведро. Вот совсем не музыковедчески объяснил. Подожди, давай у нас на вопрос-то ответит.
П. БУНТМАН: Я пока подготовлюсь.
С. БУНТМАН: Да. Про озеро самое большое в мире, которое примыкает к России, часть находится на российской территории. Именно самое большое по площади, ребят, потому что, может быть, знаете такая большая-большая лужа, ничего не хочу сказать плохого именно про это озеро, нет ну представьте себе, может быть такая огромная, но мелкая лужа. И там не так много воды. А может быть узкая, какой-нибудь такой геологический огромнейший разлом, заполненный водой, и там масса воды может быть. Как в другом озере есть в России же. А у меня есть отличный ответ от Зои из Рузы. 247 и получает книгу про кельтов. А это в твоем стиле - пишут латиницей. Когда Паша пишет смс-ски, Я всегда разбираю, где у него что. Где у него четверка, что обозначает, ну я уже привык. А сейчас по телефону попробуем мы ответить на этот вопрос про самое обширное озеро. Давайте попробуем, что нас ждет вот по этому номеру телефона. Алло, доброе утро! Алло!
СЛУШАТЕЛЬ: Алло!
С. БУНТМАН: Привет, как тебя зовут?
СЛУШАТЕЛЬ: Федя.
С. БУНТМАН: Сеня?
СЛУШАТЕЛЬ: Федя.
С. БУНТМАН: Федь, просто, извини, пожалуйста, не так хорошо слышно, поэтому я могу неправильно слышать имена. А лет тебе сколько?
СЛУШАТЕЛЬ: Одиннадцать,
С. БУНТМАН: Одиннадцать лет. Ну, скажи мне, пожалуйста, про вот это самое большое озеро.
СЛУШАТЕЛЬ: Каспийское озеро.
С. БУНТМАН: Каспийское море, оно все-таки море называется, потому что оно такое большое, что морем называется. Правильно, Каспийское. Отлично, очень хорошо. А ты помнишь, какая река в него впадает?
СЛУШАТЕЛЬ: А-а-а...Не помню.
С. БУНТМАН: Ну, как не помню? Большая такая река. Ну, не одна, конечно, большая река, река Волга
СЛУШАТЕЛЬ: Река Волга.
С. БУНТМАН: Ну, Волга. Говорят, Волга впадает в Каспийское море.
СЛУШАТЕЛЬ: Издалека долго...
С. БУНТМАН: Да, когда хотят сказать, что дважды два четыре. Или Волга впадает в Каспийское море. Федя, скажи мне, пожалуйста, какую книжку тебе подарить?
СЛУШАТЕЛЬ: Про кельтов.
С. БУНТМАН: Про кельтов, хорошо. "В стране фей и эльфов". Федя, всё, спасибо тебе, Федя. Слушаешь про музыкальные инструменты сейчас? А сам на чем-нибудь играешь?
СЛУШАТЕЛЬ: Нет,
С. БУНТМАН: А хотел бы?
СЛУШАТЕЛЬ: Да.
С. БУНТМАН: А на чем бы ты хотел играть?
СЛУШАТЕЛЬ: На гитаре
С. БУНТМАН: Давай мы начнем следующую часть с удивительной гитары, которую Паша тут принес. Хорошо. Сейчас мы еще представим одну штучку, спасибо тебе, Федь, большое, счастливо. Ты первый раз нам дозвонился?
СЛУШАТЕЛЬ: Нет, уже не первый.
С. БУНТМАН: Просто, наверное, был с другого телефона. Да?
СЛУШАТЕЛЬ: Да,
С. БУНТМАН: Хорошо, спасибо тебе большое! Счастливо, слушай, на гитаре научись. Ну, на гитаре хорошо научиться.
П. БУНТМАН: Это прекрасно, вообще на любом инструменте играть, это, по- моему очень здорово.
С. БУНТМАН: Слушай, Пав, во-первых, существует такое мучение детей с помощью родителей, которые их, и действительно это нужно, чтобы научиться хорошо играть на каком-нибудь инструменте, и быть профессиональным музыкантом, надо действительно долго и упорно учиться.
П. БУНТМАН: Да, необходима некоторая усидчивость для любого музыкального инструмента,
С. БУНТМАН: Это так скучно учиться.
П. БУНТМАН: На самом деле, ну не знаю... просто есть, это уже повод для другой, наверное, передачи, но есть некоторая превратная система обучения, которая в отечественных школах существует, жертвой которой я стал в детстве, например, когда не разрешают импровизировать, то есть происходит какое-то механическое заучивание в учебном заведении
С. БУНТМАН: Но может это надо, ты знаешь....
П. БУНТМАН: Не надо. К этому, на мой взгляд, нужно подходить творчески, все-таки, музыка она не только исполнительская бывает, но все-таки музыку сочиняют и новая музыка появляется. И просто очень обидно, когда человек, например, заканчивает
музыкальную школу, а потом ненавидит инструмент, на котором учился и не желает вообще его видеть и близко к нему подходить. Ну, это не о том,
С. БУНТМАН: А вот Лиза задала гениальный вопрос, ты знаешь, "Какая волынка самая волынистая?"
П. БУНТМАН: Самая волынистая волынка?! Наверное, все-таки хулуси - самая волынистая волынка, маленькая, несчастная такая, бедная, и очень жалостливая. То есть вся печаль китайского народа она выражена именно в звуке этой волынки .
С. БУНТМАН: Да, потому что шотландская волынка она такая могучая
П. БУНТМАН: Она очень боевая.
С. БУНТМАН: Нет ну это большая волынка-то,
П. БУНТМАН: Ну, да-да. Вот хорошо, ну еще пару инструментов покажу.
С. БУНТМАН: Только покажи повыше, потому что у тебя закрывает, судя по всему.
П. БУНТМАН: Например, вот этот инструмент - я не знаю, где камера,
С. БУНТМАН: На трень-брень похоже.
П. БУНТМАН: Это называется сансула,
С. БУНТМАН: Это что это такое?
П. БУНТМАН: Это африканский народный инструмент
С. БУНТМАН: А вот из чего вот там штука такая сделана?
П. БУНТМАН: Вот это дерево.
С. БУНТМАН: Такая у него как бы подставка деревянная.
П. БУНТМАН: Это деревянная овальная подставка, на ней закреплена кожаная мембрана, вот именно этот экземпляр с кожаной мембраной.
С. БУНТМАН: Это короче как барабан?
П. БУНТМАН: Да, сейчас делают с пластиковой, с фибровой мембраной, и так далее. На этой мембране закреплена опять же деревяшка, на которой, в свою очередь, несколько металлических язычков,
С. БУНТМАН: Н они не всегда были металлическими,
П. БУНТМАН: Они всегда были металлические, потому что иначе из этого инструмента извлечь звук практически невозможно. И эта сансула, у нее есть еще родственник калимба, возможно некоторые слышали, да? Калимба отличается тем, что целиком сделана из дерева. Уже надо показывать, как она звучит. (Играет) Вот это "уа-уа-уа" -это просто приподнимаю корпус этой сансулы над поверхностью стола. Таким образом там создается некая разница давления и происходит этот "уах-уах"-эффект. (играет). На мой взгляд, это очень медитативный инструмент,
С. БУНТМАН: Такая марсианская, марсианская. Давай еще раз покажи
П. БУНТМАН: (Играет).
С. БУНТМАН: И сколько там этих лепесточков?
П. БУНТМАН: Лепесточков бывает разное количество, от пяти, до ... там бывают ящики огромные эти калимбы. Некоторые делают целые калимбовые органы, на которых больше сотни язычков, но самая распространенная версия с девятью язычками. И я хотел бы завершить с флейтами, потому что вот тут флейта с другого континента,
С. БУНТМАН: Такое ощущение, что ее сломали, а потом перевязали.
П. БУНТМАН: Это северо-американская флейта, пимак.
С. БУНТМАН: А из чего она сделана?
П. БУНТМАН: Вот именно это дерево - это зебрано, вообще деревьев существует несметное количество, именно пород, из которых делают музыкальные инструменты, некоторые уже запрещены, как некоторые виды бразильского палисандра, они запрещены, потому что дерево уже начало вымирать из-за того что... (неразб).
С. БУНТМАН: Никаких палисандров нет, ну давай, на секундочку сыграй нам,
П. БУНТМАН: Просто она очень легкая в овладевании и, в общем, сейчас покажу. (Играет). Так звучит пимак.
С. БУНТМАН: А кто на ней играл в Северной Америке? Это индейская штука?
П. БУНТМАН: Да, это индейская флейта, коренных американцев.
С. БУНТМАН: Паша Бунтман и Сергей Бунтман, мы сейчас прервемся, а потом продолжим наш показ диковинных музыкальных инструментов в "Открывашке".