Купить мерч «Эха»:

Ответы Сергея Лапенкова на ваши вопросы - Сергей Лапенков - Без купюр - 2017-05-12

12.05.2017

Ответы одного из авторов идеи «Бессмертного полка» Сергея Лапенкова на ваши вопросы

Вопрос 1

astet

: Понимаю, что Вами двигали лучшие душевные порывы, но: 1. Чего Вы хотели добиться этой акцией? 2. Cоответствует ли то, что мы сегодня наблюдаем, тому, что вы задумывали? 3. Не напоминает ли это Первомайские демонстрации в СССР, когда мы хотели что-то и кому-то доказать? Кому и что мы доказываем в этот раз?

Ответ

Идея пришла в голову моему другу Игорю Дмитриеву, сейчас он живет в Санкт-Петербурге. 9 мая мы обычно встречались — я, Игорь и Сергей Колотовкин, наш третий товарищ, — около Вечного огня в городе Томске. Этот день был важен для каждого из нас: мы все — внуки солдат, у всех деды воевали. И вот Игорь, наблюдая, видимо, что делает время (ветеранов все меньше, пафосных речей все больше), предложил: давайте в следующем году вынесем на парад портреты наших дедов. Игорю принадлежит и имя гражданской инициативы — «Бессмертный полк».

Зачем? Нам хотелось вернуть празднику его главного героя — человека, который прошел через войну и которому мы все в конечном счете благодарны за то, что живем сегодня. Как бы пафосно это ни звучало, но это на самом деле так. И конечно, нам хотелось свою память, на уровне эмоций, не просто знания сухого текста истории, передать дальше — своим детям. Мы-то жили рядом с этими удивительными людьми, с поколением фронтовиков, а те, кто помоложе — уже нет.

Задачи же создавать движение у нас не было. Мы и сегодня не считаем себя движением, мы — сообщество людей, соединенных общими смыслами. Хотелось бы, что бы Полк стал со временем народной традицией. Причем не традицией, связанной исключительно с формой, а традицией смыслов. Для нас «Бессмертный полк» история семейной личной памяти о конкретных людях. В 2012 году мы сформулировали принципы «Бессмертного полка», которые, как и многое другое, сегодня можно найти на 

сайте

нашего сообщества.

С.Лапенков: Нам хотелось вернуть празднику его главного героя — человека

Там, где эти смыслы сохранены, Полк и сегодня история добровольная, личная, честная. Таких городов много. В них организацией Полка занимаются координаторы — добровольцы гражданской инициативы, те кто присоединялся к нам в 2012-2015 годах. Там же, где смыслы приносятся в жертву форме, где важно не качество, а количество, там, да, «первомай» расцветает пышным цветом. К сожалению, с 2015 года таких примеров стало больше. Это связано с одной стороны с тем, что появился «Бессмертный полк России» (БПР), по форме организация общественная, а фактически государственный оператор, которому было поручено взять под контроль народную низовую инициативу, подменить собой первоначальное движение, вплоть до смены нашего «журавлика» на другой знак, «георгиевскую звезду», странный симбиоз красной звезды и похожего на Георгия Победоносца всадника. Для них важны показатели, они должны отчитываться о проделанной работе.

Вопрос 2

Николай, сисадмин, Россия, Томск

: Как Вы считаете, остались ли шансы вернуть «Бессмертный полк» народу?

Ответ

Мой «Бессмертный полк» — мой дедушка, и моя бабушка конечно тоже. Это моя личная память, никто ее у меня не украдет. Она ровна такая, какой я ее хочу видеть. Кто может у меня ее забрать без моего согласия? Другое дело, что все-таки многие готовы растворить свое личное в коллективном, часто бессознательном. Это их выбор. Как и тех, кто соединяется в «Бессмертном полку», чтобы противостоять кому-то, а не ради друг друга. Ну что ж, ненависть более примитивное чувство, чем любовь. Любить сложнее. Однако, каждый выбирает сам, каким ему быть и зачем ему память. И наш «Бессмертный полк», он не про колонны. Он про конкретного человека. В толпе, увы, всегда идиотов хватает. Они заметнее, с их танчиками и пипидастрами. Но большинство — люди. Как и те, кто не пошёл в колонне. Форма не важнее смысла. А смысл в памяти. О настоящих, а не выдуманных героях. О реальной истории. Без легенд и мифов. Зовите ее «Бессмертным полком» или как-то ещё. Или не называйте никак. Вот и все.

С.Лапенков: В толпе, увы, всегда идиотов хватает. Они заметнее, с их танчиками и пипидастрами

Вопрос 3

ilayz

: На Ваш взгляд, 9 мая — это скорее день памяти и скорби или всё же праздник? Спасибо.

Ответ

На нашем

сайте

народной летописи опубликовано около 400.000 семейных историй. И довольно часто, записки людей о своих ветеранах содержать строки о том, что дед не любил говорить о войне, или не мог смотреть даже хорошие военные фильмы. И мой дед про фронт мало что рассказывал. Наверное, для фронтовиков, настоящих, каким был дед, потерявший на фронте обе ноги 9 мая, конечно, был днем особенным. Кончилась мясорубка. Враг разбит. Праздник? Да. Весело? Как знать. И если после не хотелось воспоминаний, то видимо оттого, что цену победы дед понимал. Недавно названа новая цифра потерь, пока неофициальная, более 41.000.000 человек. Это горе. Большое горе. И вспоминая о Победе, про это нельзя забывать. Нельзя праздник отделить от скорби. Это по отношению к ним, погибшим, будет нечестно.

Вопрос 4

Юрий Фролов, переводчик, РФ, Москва

: Вы не знаете, в Германии есть подобные шествия?

Ответ

Если говорить про «Бессмертный полк», то да, он проходит во многих городах Германии, но мне сдается вопрос не про это. Нет, немцы подобные «шествия» в память о своих предках не проводят. Но память о них хранят бережно. Поэтому с пониманием и уважением относятся к «Бессмертному полку». Кстати, есть страны, где 9 мая «Бессмертный полк» становится пространством памяти об участниках антифашистского сопротивления народов Европы. Израиль, Греция, Сербия, Болгария, Польша, некоторые другие. Это важно.

В начале мая написал из Архангельска директор музея Арктики. Хотел вынести в Полк с курсантами мореходки портреты союзников, англичан и французов, погибших при проводке северных конвоев с ленд-лизом. А ему говорят, не надо, международное положение тревожное. Спрашивает, как быть? Я говорю, несите. Нам они братья по оружию. В одни воды легли с нашими моряками. Почаще воспоминать об этом, тогда может быть и международное положение другим станет.

Вопрос 5

Тамара, Инженер-строитель, Россия, Москва

: Сергей, добрый день! Я Ваша землячка, была свидетельницей первых акций «Бессмертного полка» в г. Томске. Как Вы относитесь к тому, каких размеров приобрел «Бессмертный полк»? В Томске у меня было принятие и видение ее как народной и не имеющей никакой политической окраски, все шло от души. Сейчас, как это преподносится федеральными каналами, я это воспринимаю как некую политическую акцию. Меня еще удивляет тот момент, рассказывая об этих акциях в городах, на федеральных каналах почему умалчивается от куда это все началось. Мне как жителю г. Томска обидно, я ведь знаю, что это Ваша заслуга, почему не назвать Вашу фамилию? Как Вы думаете- это связано с тем, что Вы были журналистом и очень хорошим закрытой компании ТВ2 ? Спасибо

Ответ

Мы ничего не смогли бы сделать без поддержки наших товарищей, координаторов — волонтеров, которые создавали первые полки в своих городах, рассказывали людям о смыслах Полка, защищали эти смыслы от чиновников и политиков. Им огромное спасибо. После мая 2012 года мы стали рассказывать про Полк на разных медиа- площадках и форумах, говоря, если вам важно то, что вы видите, если это вас цепляет, потому что и вы тоже внуки и правнуки солдат, то присоединяйтесь. И первые 20-30 координаторов Полка в других городах, это мои или Игоря, или Сергея товарищи по профессии, региональные журналисты. Они не получали зарплату, их никто не назначал на работу, они не строили карьеры, но благодаря этим людям Полк шел от города к городу, от страны к стране. Цепочка хороших людей, вот чем был и во многом остается Полк.

С.Лапенков: Эта организация стала проводником казённого патриотизма

После учреждения БПР появились иные люди, и они принесли иные смыслы. И даже историю Полка они сегодня отмеряют от своего съезда, на котором фейковые на 90% депутаты, не имевшие отношении к реальной работе по развитию «Бессмертного полка», проголосовали в 2015 году за создание БПРа. Мы в свое время про это много писали на нашем

сайте

, где есть подробности в разделе «Гауптвахта». Эта организация стала проводником казенного патриотизма, она подменяет схожей формой первоначальный смысл «Бессмертного полка» и это нас волнует. А не то, говорят или нет про нас персонально федеральные каналы.

Теперь о ТВ-2. ТВ-2 как организация не имела отношения к созданию «Бессмертного Полка». Еще раз, это была в начале личная история трех человек. Но то, что мы в это время были сотрудниками Томской медиа-группы, и все прошли через ТВ-2, разумеется для Томска, а потом и не только для него, сделала Полк отчасти «историей ТВ-2». Однако, сама позиция наших коллег была иной. При этом, ТВ-2 в первые три года Полка, вплоть до момента ее окончательного уничтожения, помогала нам всем, чем могла. Мы знаем, что те, кто принимал решение о ликвидации ТВ-2 в том числе поставили телекомпании в вину и «Бессмертный полк», как «попытку переформатирования память».

Вопрос 6

ramzai1

: Сергей! Большое спасибо Вам и Вашим товарищам за то, что придумали и создали это народное движение «Бессмертный полк»! Вы знаете, я неоднократно в интернете обращалась куда только могла с просьбой как-то отметить вас, создателей акции, наградить, поощрить, не забывать, что это именно Вы и Ваши коллеги являются авторами данного начинания. Скажите, поступали ли Вам или Вашим друзьям какие-либо предложения от нашего правительства, получили ли Вы какие-либо поощрения, как-то Вас с ребятами отметили, или нет? И ещё: не думали ли Вы с коллегами по Томскому ТВ-2 запатентовать эту идею — «Бессмертный Полк»? Заранее большое спасибо за ответ! Галина Воробьёва.

Ответ

Регулярно отговариваем людей писать президенту, требуя для нас, кто звезду героя, кто нобелевскую премию мира. А нужна нам только чайная пара, для Игоря Дмитриева, который напомню придумал имя «Бессмертный полк». А серьезно если, то я, Игорь, Сергей в 2012 году собрав первый Полк, отдали долг памяти, каждый своему деду. В этом для нас и награда. Единственно возможная.

А что касается орденов и медалей, то вот у деда моего награды. Настоящие. После них, грех мне что-то носить. И потом мы еще в 2012 году написали, что не считаем себя авторами идеи. Не мы придумали дедушку любить. Корни истории народные. Собирая первый Полк мы это понимали, а теперь спустя шесть лет знаем точно, что и до Томска истории похожие на «Бессмертный полк» происходили. Можно на нашем сайте про них почитать. Про Севастополь, про Ухту, про Тюмень, про то как в Соликамске в 1985 году женщины пронесли портреты своих солдат.

А самая первая история из известных нам теперь, зафиксирована в первый год официального празднования Победы как государственного праздника, в 1965 году. В Новосибирске ученики 121 школы пронесли портреты своих отцов фронтовиков. То есть, музыка народная. Но имя «Бессмертный полк», по месту рождения, принадлежит Томску.

Вопрос 7

ilayz

: Здравствуйте. Сергей, на Ваш взгляд, нужно ли проводить каждый год Парад Победы ? Насколько это важно и, если так можно выразиться, целесообразно? Спасибо. Илья, Ярославль.

Ответ

Года три назад, на одном из заседаний регионального комитета Победа в Томской области, ветеран, реальный, а не просто пожилой номенклатурный работник, внимательно слушая как собравшиеся обсуждают детали и стоимость церемониала, не выдержал и заметил: «Да зачем это все теперь, когда есть Бессмертный полк?» Я думаю, что отчасти он прав. Или даже во многом прав. Никакие танки и ракеты не должны быть в этот день важнее памяти о людях.

С.Лапенков: Никакие танки и ракеты не должны быть в этот день важнее памяти о людях

Вопрос 8

ilayz

: Сергей, как Вы думаете, можно ли в принципе избежать вмешательства власти в благородные идеи, дабы избежать того пафоса и официоза, которое неминуемо при этом? Спасибо. Илья.

Ответ

Если идея, не важно какая, на уровне горизонтальных связей соберет значительное число сторонников, то власть обязательно проявит к ней интерес. К этому надо быть готовым. Но что бы минимизировать мутацию, важно, чтобы человек понимал, где в этой истории он и что зависит от него. В «Бессмертном полку», при всем давлении официоза, влияние человека на его смыслы огромно. Собственно, Полк — про людей. И как бы человеку не выкручивал мозг пафос плакатный, большинство из нас не понесут 9 мая на улицу икону с царем или портрет Сталина. Потому что, не он нам дедушка, хоть для многих до сих пор «отец народа».

Вопрос 9

latinin

: Уважаемый Сергей, феномен Бессмертного полка власть успешно осеменила формализмом и наложила свою державную лапу. Ваше мнение? Разве нравственно нести совершенно чужой твоей семье портрет погибшего на войне или портреты нынешних «героев» ДНР-ЛНР, например?? Или Вы допускали такое несоответствие в проведенных уже акциях? Где же эта грань нравственности в нашей стране.

Ответ

Что касается нашей позиции по поводу разных иных лиц, разных иных эпох в рядах Полка 9 мая, то мы считали и считаем, что стержень движения, его смысл — история личной памяти потомков. В колонны Полка встают люди с фотографиями и именами своих родственников — поколения Великой Отечественной войны.

С.Лапенков: В «Бессмертном полку», при всем давлении официоза, влияние человека на его смыслы огромно

У народной инициативы «Бессмертный Полк» есть Устав. В нем закреплены основные принципы Движения. Устав практически не менялся с 2012 г, и, судя по тому, что с каждым годом ряды Движения растут, можно предположить, что люди его разделяют. В Уставе сказано: «Бессмертный полк своей главной задачей считает

сохранение в каждой семье личной памяти о поколении Великой Отечественной войны

.

Встать в ряды Полка может каждый гражданин,

независимо от вероисповедания, национальности, политических и иных взглядов

. ...Участие в Бессмертном полку подразумевает, что каждый, кто

помнит и чтит своего родственника

, 9 Мая выходит на улицы города с его фотографией или именем, чтобы принять участие в колонне „Бессмертного полка“, либо самостоятельно отдать дань памяти предку, принеся портрет к Вечному огню, иному памятному месту».

Вопрос 10

Иван, пенсионер, Россия, Липецк

: Не кажется ли вам, что гибель на войне — это все же личное горе родных и близких участника прошедшей войны. Дань памяти в таком массовом масштабе, в котором сейчас проходит «Бессмертный полк» попахивает какой то казенщиной и формализмом, показухой. Выставлять массово портреты родных на показ лишь для того, чтобы обозначить личную трагедию — это правильно или нет? Ведь в этом людском море потоке нивелируется личность, она как бы смешивается, теряется. Отдельный погибший участник войны никто и ничто.

Ответ

Воевали армии. Кто-то напишет об этом книгу, состоящую из карт сражений, численных составов фронтов, редких имен военачальников. Но каждый из миллионов солдат с войной оставался один на один. Кто расскажет про него? Кому важно, что и он был? Только те, для кого он не окопная пыль, а единственный человек на свете.

С.Лапенков: Как говорит мой друг Сергей Колотвкин, «у каждого дедушки была бабушка», за которую он и воевал

Среди сотен тысяч историй народной летописи «Бессмертного полка», есть такая: «Меня назвали в честь моего дяди. Его призвали на фронт летом сорок второго года. Он опоздал на сборный пункт и его отправили в штрафбат. Больше мы ничего про него не знаем. Бабушка до конца своих дней жалела, что не оставила его ночевать дома». И фото молодого паренька. Даже если бы на 

сайте moypolk.ru

эта история была единственной, я и мои товарищи, считали бы что все не зря.

И еще. Как говорит мой друг Сергей Колотвкин, «у каждого дедушки была бабушка», за которую он и воевал. Для нас «Бессмертный полк», это не только память о тех, кто погиб на фронте. Это история поколения сороковых годов. Но прежде всего, для меня это история моей семьи. И пока остается хотя бы один человек для которого этот смысл так же ясен, Полк будет живым. Извините за пафос, если повеяло.