Ответы Марата Гельмана на ваши вопросы - Марат Гельман - Без купюр - 2014-11-21
Вопрос 1
yaroslavl
Марат, почему в России нет независимой художественной критики? Или, если я не права, почему она не является заметным общественным явлением?
Ответ
Простой ответ.
Критика появляется вокруг независимых изданий. Либо профессиональных, либо таких, в которых искусство рассматривается как важная часть общественной жизни. Условно появился в Нью-Йорке The Village Voice – появилась критика. У нас в девяностых был «Коммерсантъ» (Е.Деготь) и газета «Сегодня» (А.Ковалев), которые очень внятно и интересно писали об искусстве и художественной жизни в целом. Люди сейчас тоже есть, а независимой прессы нет.
Сложный ответ.
До середины 90-х мировая художественная сцена выглядела как пирамида. На вершине Нью-Йорк, далее Кельн, Париж и.т.д. Художник, чтоб стать известным, должен был быть замечен в Нью-Йорке. Не только русский. Поэтому и критический взгляд был не отечественный. Мы все носились с первыми публикациями в ARTnews или Art in America, Flash Art. Собственно Олег Кулик стал первым отечественным художником, ставшим известным в связи с московской художественной сценой. До него и Кабаков, и Чуйков, и Комар, и Меламид становились звездами, уехав из страны. В середине 90-х у нас все-таки сформировался собственный взгляд на русское искусство, а не заимствованный. Я это связываю в первую очередь с именем Виктора Мизиано. До этого он долго был главредом «Художественного Журнала». И кстати, тот факт, что у него в авторах было много художников, подтверждает вашу мысль: собственной критики не было, а те критики, что были – скорее были адептами этой глобальной пирамиды. Пирамида благополучно грохнулась в конце 90-х, и художественная среда превратилась в сеть из крупных арт-центров. Москва вошла. И с тех пор у нас независимая критика все-таки есть. И вопрос в том, что она не влиятельна, а не в том, что ее вообще нет. Например, рынок сильней. Именно галереи очерчивают тот круг художников, который попадает в прессу, а не наоборот.
Вопрос 2
Александр, рабочий, Ростов-на-Дону
Почему Россия самая богатая страна в мире, а развитие страны остановилось на 70-х годах? Я сравниваю ОАЭ и Россию, к примеру. А по сравнению с Европой каменный век. Объясните.
Ответ
Простой ответ.
А кто сказал, что Россия - самая богатая страна в мире? Она одна из самых больших. Это да. Но это в средние века сила государства была прямо пропорциональна количеству гектар. Потому что тогда сельское хозяйство было основой экономики. Сегодня, например, в валовом мировом доходе – Сельское хозяйство – 4 % а творческие индустрии (кино, издательство и арт-рынок) – 7%.
Сложный ответ.
На такой общий вопрос, наверное, можно отвечать бесконечно. Вот Познер считает, что во всем виновато православие, которое не так прогрессивно, как католичество или протестантство. Но вот что, японская религия более прогрессивна? А как быть с Северной и Южной Кореей? Там одна религия, один менталитет. Но уровень развития разный. Но лучше я остановлюсь на проблемах в культуре, которые знаю лучше всего.
1. Сверцентрализация.
Со времен Петра I все стягивается в столицу, обедняя культурный контекст провинции.
2. Противопоставление прошлого (хорошего) искусства настоящему (плохому).
Со времен В.Ленина. Правда, у него было наоборот, прошлое – буржуазное, плохое; настоящее – пролетарское – хорошее. Сейчас знак поменяли, но сам факт водораздела мешает поступательному развитию.
3. Изолированность от международного контекста.
Вначале советская, теперь вот путинская.
4. Ведомственный подход.
5. Деление на официальное и неофициальное.
Одни губят талант, исполняя заказы начальства, другие в андеграунде, лишены публики, а значит – источника энергии.
6. Непонимание новой роли искусства в постиндустриальном мире.
7. Искусство творят частные лица и поддерживать должны частные лица.
Традицию коллекционирования вырубили на корню в советское время.
Вопрос 3
alfisik
Здравствуйте, Марат.
Сегодняшняя власть явно взяла курс на некий НЕО-Советский Союз. Причем этот курс тоже явно нравится большинству населения России. Чем это все может закончиться, получится ли создание нового СССР-2?
Евгений, Москва
Здравствуйте, Марат. Как вы думаете, что будет происходить с Россией после ухода Путина? Будет ли это вздох облегчения или новая революция?
Ответ
Простой ответ: СССР-2 не получится, так как мощностей для этого просто нет.
И изоляция полная в эпоху интернета невозможна. И идеи нет – такой, чтоб заставляла людей терпеть лишения. Но может получиться хуже. Может получиться Северная Корея 2.
Сложный ответ: У Путина было три проекта.
Первый – возрождение СССР через Таможенный союз. Постепенное превращение его в единое государство. Можно забыть. После того, что сделали с Украиной, объясняя: «это зона наших интересов» – никто ни на миллиметр не приблизится. Даже Белоруссия.
Второй – Россия партнер Европы, равноправный. Потратились на Олимпиаду, амнистировали политзаключенных, Ходорковского наконец выпустили. Тоже можно забыть после Крыма.
Третий проект: духовные скрепы, русский мир, православное или там славянское братство. И это забыли. На долгие годы враждебность Украины и украинцев обеспечены.
Чем закончится? Потерей времени. Путин уйдет, и его курс никто продолжать не будет. Сам уйдет через 10 лет или его уйдут через 2, но то, что у них задумано, они сами же и разрушат. Жалко, конечно, 25 потерянных лет, но получится из России Европейская страна.
Вопрос 4
serg5628
Любой независимо думающий человек, живущий в нашей стране, рано или поздно приходит к мысли, что Россия опять попала в тупик, подобный коммунистическому. Тот тупик осознало большинство жителей СССР, и тогда стена тупика рухнула, освободив дорогу к цивилизованному будущему. Сегодняшнюю ситуацию адекватно воспринимает меньшинство россиян. Что и кому надо делать, чтобы стена снова рухнула?
Спасибо. Я Сергей, независимо думающий гражданин России.
Ответ
Простой ответ: И людей мало, а дееспособной оппозиции вообще нет.
Я для себя решил так: не сотрудничать с властью, помогать тем, в ком вижу единомышленника, и ждать, пока в суицидальном порыве они себя угрохают сами. Ждать – это не значит ничего не делать. Есть подспудная работа, есть повышение компетенций (новый опыт, учеба).
Сложный Ответ.
Ну вот я уезжаю в Черногорию. У меня там очень интересный проект. Черногория – новая европейская страна, и до того, как стать независимой, она в культурном смысле была провинцией Сербии. Сейчас новая страна себя осмысливает, она должна каким-то образом выстраивать свою культурную политику. Как минимум выстроить отношения не только с Белградом, но и с Берлином, Москвой, Лондоном, Миланом. Плюс там экономика вся почти завязана на туризме, а это имеет прямое отношение к культуре и искусству. Я получу новые компетенции, стану более интернациональным, попытаюсь привлечь русских художников, музыкантов, театр. Таким образом создать в Будве (это город в Черногории, столица туризма) культурное русское зарубежье. Чтобы когда путинский режим грохнется, с новыми возможностями приносить какую-то пользу стране.
Но это мой выбор. Не значит, что все должны следовать моему примеру.
Но в целом я считаю, что они себя разрушат сами. Мы не можем этот процесс ни ускорить, ни остановить.
Вопрос 5
ruzvelt2001
Марат, вы действительно считаете, что до души человека можно достучаться только через Х и П? Для информации: я далеко не пуританин и тем более не институтка.
troyana
Уважаемый Марат Александрович! Не кажется ли Вам, что тот аспект абсолютного самоуничижения, сексуального и ментального, который несет в себе декларативный мат, только умножает нашу внутреннюю беспомощность? С точки зрения галериста, цель которого - продать то, что будет востребовано в максимальной степени, Ваши действия естественны. Подпитать внутреннее ничтожество потенциального покупателя с целью заработка – логично. И расписаться в собственном ментальном бессилии – одновременно. Или Вы считаете иначе?
Ответ
Простой ответ: Нет, я так не считаю, и в жизни нечасто пользуюсь крепкими словами.
Но если режиссер считает что в этом месте его герой должен выругаться, то он, желая вызвать у вас доверие, имеет право вставить и Х, и П и даже Е. То есть явление, существующее в жизни, естественным образом попадет в искусство. Иначе фальшь.
Помните, как все набросились на Гай Германику за сериал «Школа»? А ведь она вскрыла реальность. Но ей все понукали – так нельзя изображать. То есть делать можно, а изображать нельзя.
Ну а выставка «Цензура Шлю-ха-ха» – это уже реакция на сам запрет. Это я отстаиваю право изображать. Так что вы, возможно, все-таки пуританин или институтка )))
Сложный ответ: в слове «достучаться» есть важное – доверие к словам.
Когда человек вдруг матерится, я понимаю, что он себя не контролирует, и значит – слова искренние. Представим две ситуации: молодой человек в Перми признается девушке в любви. Один выучил сонет Шекспира и прочел. Другой, смущаясь, говорит: «…Я о тебе все время думаю. Я только о тебе думаю. Всю ночь снилось, как мы на море, в песке трахаемся. И вчера снилось тоже». Кому больше доверия?
Вопрос 6
Евгений, бизнесмен, Великий Новгород
Марат, кто Вы на самом деле? В какой ипостаси Вы сами себя видите? Галерист, общественный деятель, политик, блогер?..
Ответ
Простой ответ: вы еще забыли – инженер связи, массажист, танцор.
Точно никогда не был и не буду политиком. Пишу о ней, думаю, что-то в ней понимаю, но политик – это роль, а не профессия. Эту роль не играл и не буду.
Дальше, галеристом я продолжаю себя называть, но галерист – это несколько профессий в одной роли: куратор выставок, продюсер художников, продавец работ, консультант коллекционеров. Продавать искусство и продюсировать художников я перестал в тот момент, как стал директором музея в Перми. То есть я куратор, культурный менеджер, в определенной степени общественный деятель.
Сложный ответ.
Мне кажется, слово «профессия» не всегда применима. Врач, архитектор – это профессия, безусловно. Но в целом я для себя, оценивая того или иного человека, выделяю:
– навыки (что он умеет: водить машину, говорить на трех языках, делать презентации в PowerPoint и т.д.);
– компетенции (что он знает: историю искусства XVII века, правила написания пресс-релиза, законы Черногории);
– опыт (чем занимался: продавал машины, контролировал выборы);
– возможности (отношения с конкретными людьми, ресурсы, паспорт ЕС);
– репутация (это позиция, не зависящая от нынешнего места работы, некоторая суммарная оценка, правильная или неправильная – другой вопрос);
– амбиции (куда стремится, чего хочет в жизни, какая роль естественна).
Да, так вот.
Из моих составляющих можно составить 10 топ-профессий и, наверно, 30-40 обычных. И проблем у меня с этим нет. Я ими пользуюсь, не заботясь, в этот момент я кто.
Вопрос 7
mmmmm111
Конец политики Путина очевиден. Каким, на Ваш взгляд, должно быть логическое завершение (Импичмент? Переворот? Самоубийство? и т.д) для предотвращения дальнейших бед России, в результате пожинок этой политической деятельности?
Спасибо.
Ответ
Простой ответ: Говорят, что можно отгадать тенденцию, но сложно – сюжет.
Я думаю, что случится что-то экстраординарное, и все у Путина посыпется.
А вот желаемый мной сюжет у меня есть. Я мечтаю, что в один день, вначале на одном госканале, а потом лавиной на всех, журналисты вдруг откажутся врать. Откажутся быть пропагандонами. Перестанут подчиняться звонкам. Страх потеряют. Мне очень хочется уважать эту профессию. Очень важную. Поэтому я был бы рад, чтоб все началось с бойкота, например, Первого канала, где я 2 года работал.
Сложный ответ: я знаю, как.
И знаю, что без бед не обойдется. Я не знаю, когда и что к этому времени останется от страны. Время важнее места.
Вопрос 8
michello
Что Вы думаете о роли РПЦ в трагедии российского общества? Слышали ли высказывания Патриарха о вреде западной музыкальной субкультуры и невозможности простить Pussy Riot?
Ответ
Противоречивая роль.
С одной стороны, милосердие они привили. А в 90-е (эпоха приходящего капитализма) это важно. Сам видел и приюты, и как помогают. Важно вне зависимости – веришь ты или нет.
С другой (впрочем, в России это не новость) – оправдывают бесчинства власти. Как бы дают индульгенцию. Бог им судья.
Вопрос 9
Юрий, транспортник, Саратов
Марат, скажите, в современном мире изобразительное искусство играет скорее какую роль?
Ответ
Это очень правильный вопрос.
Потому что все обсуждают изменения формы, а не замечают, что роль изменилась. Точнее, роли накапливаются. Предыдущие роли не исчезают, а становятся второстепенными. Предпоследней ролью было создание визуального образа. Но с появлениям новых медиа мир переполнился образами. Любая реклама косметики в гламурном журнале – это Джоконда. А их сотни тысяч. И единственное отличие этой массовой визуальной продукции от современного искусства – это отсутствие личного высказывания. С ударением на «личного». То есть художник играет роль личности в обезличенном обществе. Но вообще изменение роли искусства от древних греков до наших дней – очень интересная история.
Вопрос 10
ilayz
Здравствуйте.
Марат Александрович, "Pussy Riot", "Femen", акционизм г-на Павленского и др. ... не кажется ли Вам, что искусство в данном случае минимум, а скорее больше скандальности? Понятно, что искусство - это отчасти и есть скандал, но какова его доля должна присутствовать? Где грань? Культура и искусство, как Вы считаете, должно объединять? Как Вы относитесь в современным субкультурам ,которые скорее разделяют-делят общество на части, на секты ,нежели объединяют? О политике: На Ваш взгляд, произошла ли смена элит в России в 00-е? И понимают ли они, куда ведут страну, какая стратегия?
Спасибо. Илья, Ярославль.
Ответ
Вы правильно указываете, что главное – пропорции между «поступком» и «жестом».
Например, две акции группы «Война»:
1. Х... на мосту. Поступок-проступок небольшой. Ну пробежались с ведрами краски на мосту, запачкали. Зато жест ясный, эффектный. Причем со всех точек зрения. И эстетически – он проявил архитектуру города. И символически – вздыбился напротив КГБ. То есть мне это очень нравится.
2. Поджог и переворот милицейской машины. Жест почти не читается. Что они хотели показать, неясно. Зато поступок-проступок значительный. Плохая акция.
Важно помнить, что как и станковая живопись, акция может быть хорошей и плохой. Но вы ведь, глядя на плохую картину, не говорите «это не искусство», вы говорите «это плохое искусство». Так и здесь. Плохая акция, неудачная. И плохого искусства больше, чем хорошего.