Автограф истории - 2022-02-05
Дарья Омельченко
―
В архиве Санкт-Петербургского института истории РАН храниться 5 грамот об идальгии XVI-XVIII веков. Это судебные документы, которые в Испании эпохи Габсбургов выдавались тем, кто сумел подтвердить свой дворянский статус. Почему же идальго вдруг понадобилось доказывать своё благородное происхождение? Во-первых, дворян в Испании был слишком много. Во-вторых, на севере, где их было больше всего, в начале XVI века случился экономический кризис. Идальго устремились на юг и на новом месте хотели сохранить присущие их статусу привилегии, в первую очередь освобождение от налогов. Этому воспротивились местные дворяне, а также пичера, то есть налогоплательщики. Вот из этого конфликта и попытались извлечь выгоду короли. Всех мигрантов стали автоматически вносить в списки пичеры. Вчерашнему идальго приходилось либо платить налоги, либо доказывать в суде свой благородный статус. Казна в любом случае не терпела убытков, поскольку истец платил судебные издержки, а разбирательство могло идти годами. Истец должен был доказать с помощью документов и свидетелей, что его предки - идальго, что он не бастард, что у него имеется усадьба, герб, почётное место в церкви, что кровь его чиста, то есть в роду не было иудеев и мусульман. Если это удавалось, то канцелярия выдавала документ, подтверждающий идальгию. Он представлял собой собрание... собранные под одной обложкой тетради с протоколом судебного разбирательства. Листов могло быть больше сотни. Грамота об идальгии немедленно становилась атрибутом престижа. Поэтому её старались оформить настолько роскошно, насколько позволяла казна владельца, изрядно опустевшая после суда. Пышность оформлению продавать каллиграфия, пергаменные листы, цветные миниатюры, золотой обрез книжного блока и кожаный переплёт. Сквозь тетради и корешок проходил многоцветный шёлковый шнур, концы которого скреплялись массивной свинцовой печатью короля. Так что грамоты могут быть интересны учёным самых разных направлений от материаловедения до социальной истории.Суды об идальгии - это обыденная практика. Так что оформление грамот было поставлено на поток. Порой кажется, что одно грамота отличается от другой лишь комбинацией стандартных мотивов и качествами миниатюр. Однако надо помнить, что речь идёт о культуре барокко, страстно любивший загадки, и то, что принято называть остромыслием. Интересный пример барочной эмблемы даёт оформление одной из наших грамот. Она выдана в 1628 году от имени короля Филиппа IV братьям Алонсо и Франсиско де Карденья. Кожаный переплёт украшен узором из модных вееров и цветочных мотивов. В середине расположен большой круг со множеством лепестков. В этом буйстве узора не сразу заметен крохотный медальон с девой Марией. Она стоит на полумесяце и держит младенца. Этот образ называется «Мадонна апокалипсиса». На титульном листе грамоты изображён епископ VII века Ильдефонс Толедсий. Дева Мария дарит ему ризу в награду за трактат в её честь. Сюжеты миниатюры и медальона на переплёте связаны между собой. Эта связь может быть истолкована на разных уровнях. Самая очевидная - это проявление личной религиозности. В честь Ильдефонса был назван старший из братьев Карденья - Алонсо. Но не исключено, что художественное оформление имеет выход на уровень имперской визуальный риторики. Дело в том, что в эпоху контрреформации богословский вопрос о деве Марии стал частью представлений об особой роли Испанской империи в истории христианского спасения. «Мадонна апокалипсиса» и Ильдефонс Толедский были символами этой идеологии. Как видно, однозначного разрешения загадки переплёта нет. Но в этом и очарование барокко.