Джамбулат Умаров - A-Team - 2018-01-31
Подписывайтесь на YouTube-канал
«Эхо Москвы»
А.Соломин: 20
―
04 в российской столице, всем здравствуйте. В эфире программа «Эха Москвы» - программа «A-Team», самая сложная программа для наших гостей. Меня зовут Алексей Соломин, в студии еще трое моих коллег, тоже Алексеи: Алексей Нарышкин, Алексей Осин, Алексей Гусаров. И мы приветствуем в нашей студии министра по информационной политике Чечни – Джамбулата Умарова, здравствуйте.
Д.Умаров
―
Здравствуйте.
А.Соломин
―
Естественно, хочется начать с последних инцидентов с Ксенией Собчак, которая внезапно, в том числе – для себя самой, насколько я знаю, посетила город Грозный и была, мягко скажем, встречена не совсем так, наверное, как ей хотелось бы, чтобы её встретили в городе Грозный. На проспекте Владимира Путина к ней подошли молодые люди, которые оскорбляли ее и которые требовали, чтобы она покинула Чечню. Как вы относитесь к этим молодым людям?
Д.Умаров
―
Я отношусь вообще ко всему, что там происходило, по-разному. Во-первых, я оспорю тот момент, что Ксения Анатольевна приехала в гости. В гости обычно так не едут, да? Есть очень старая и, мне кажется, очень логичная пословица о том, что незваный гость хуже… неважно. Татарина или кого-либо другого. Но, в любом случае, я еще раз повторяю, в гости так не ездят, но, тем не менее, она была там, это был такой флешмоб, никого не предупреждала. Согласитесь, я, как министр, все-таки, по информационной политике, я должен был где-то с ней рядом там постоять или как-то полюбоваться ею.
А.Соломин
―
А вы бы приехали на встречу?
Д.Умаров: Я оспорю тот момент, что Ксения Анатольевна приехала в гости. В гости обычно так не едут
Д.Умаров
―
Ну почему, конечно. Взять у неё автограф, потом показывать его, так сказать, своим умиленным детям, вот. Зарядиться от нее вот этой импульсивностью, этой бешеной энергией, всплакнуть, увидев её грустный лик. В общем, там был бы целый букет эмоций. Но, к сожалению, она нас всех этим удовольствием обделила. Она постояла там…
А.Осин
―
То есть вы считаете, извините, что прерываю, что она специально выбрала именно такой способ визита, чтобы добиться провокации?
Д.Умаров
―
Безусловно.
А.Осин
―
То есть, если бы она сообщила вам или кому-то, то было бы соответствующе организовано, ну, не охрана, конечно, но сопровождение?
Д.Умаров
―
Было бы все абсолютно организовано, там не нужно была охрана. Вы знаете, что меня скоробило, честно вам скажу, я об этом как-то, по-моему, даже говорил. Меня скоробила особенно концовка вот этого флешмоба, когда она вот так вот беспардонно свернула эту свою бумажную скрижаль, на которой было написано «Свободу Оюбу Титиеву». И всем тут же стало ясно, понятно… И, кстати, я сказал, чтобы об этом не писали, чтобы не нагнетать антисобчаковскую истерию, чтобы все было спокойно. Но было очень неприятно, как она это все сворачивала в трубочку и совершенно было видно наплевательское отношение, было видно, что судьба Титиева ей до лампады.А дальше у нее, так сказать, в сопровождении гуманных, так сказать, гуманистично настроенных добрых фей как Милашина, она стала ходить по Воскресному проспекту имени Путина, она специально его выбрала. Для меня, как политического технолога, я абсолютно это все вижу и просматриваю. И вот эти магазины. Видимо, к приезду светской львицы чеченский народ должен был бы с криками, осаннами выскочить, вывалить буквально к ней навстречу и, так сказать, пасть ниц перед новоявленным кандидатом в президенты. Вы понимаете, это нонсенс. Потом они ходят, ищут открытые, не открытые магазины. Начинают констатировать факты закрытия магазинов, безлюдности, так сказать.
Да вы спросите у любого, я не знаю, чиновника, просто гражданина, просто жителя Чеченской республики – закрываются ли наши проспекты по выходным. Закрываются на случай, если горячие горцы и горянки нашей национальности и наших гостей из других регионов, чтобы они посмотрели. Может быть, кто-то хочет лезгинку станцевать. Может быть, кто-то хочет на улице попить кофе. Может – просто прогуляться с детьми. Машины – это опасно, там проезжая часть, поэтому это все закрывается и к приезду Ксении Анатольевны это не имеет ни малейшего, никакого отношения. Погода была пасмурная, погода была не для прогулок, тем не менее – там люди ходили, гуляли.
И вот эта вот женщина с девочкой, которая там гуляла, это была не чеченка, это была приезжая, туристка. Предвосхищая ваш вопрос, значит, щадя наших слушателей, скажу вам, что, конечно же, я не одобряю никаких выкриков, я не одобряю оскорблений, я не одобряю это. И не только потому, что они были в адрес Ксении Собчак. Вообще, в адрес кого-либо оскорбления, нарочитые оскорбления…
А.Гусаров
―
Простите, правда ли, что эти молодые люди – родственники в том числе лиц из администрации Грозного?
Д.Умаров
―
Вы знаете, я не исключаю родственных связей абсолютно, потому что чеченский народ настолько мал, что чуть ли не каждый каждому родственник. Поэтому те люди, которые, значит, концентрировали внимание на том, кто кому родственник, а кто кому – нет… Вы знаете, я вам скажу, грубость – она не имеет родственных начал. И я уверяю вас, что это их родственники – отцы, братья и так далее, представители рода, они уже высказали…
А.Гусаров
―
Это была самодеятельность молодых людей?
Д.Умаров
―
Это была абсолютная самодеятельность, но с чем она связана? Еще раз повторяю: я это не одобряю, но, с другой стороны, как ассоциируется Ксения Анатольевна? Ведь она несколько раз приезжала в нашу республику, она всячески выказывала дружбу с Рамзаном Ахматовичем. А потом совершенно вероломно говорила иные вещи, потом все ее вот эти, извиняюсь, выкрутасы в разных шоу, на разных каналах, на глянцевых журналах… Это, конечно, её личное дело.
А.Нарышкин
―
А что с ней произошло? Что с Собчак произошло? Может быть, деньги?
Д.Умаров
―
Когда ее увидели вот в таком вот грустном виде, и когда сомнений в ее тягчайшем лицемерии не оставалось ни у кого, вы знаете, очень многие…
А.Гусаров
―
Простите, а в чем лицемерие?
Д.Умаров
―
Лицемерие… Вы знаете, всем же было видно, что Ксения Анатольевна не похожа на Жанну д’Арк, которая вышла с мечом справедливости для того, чтобы защищать права и свободы граждан.
А.Гусаров
―
Смотрите, Ксения Собчак в свое время ездила в Грозный, как и другие представители шоу-бизнеса, плотно общалась с Рамзаном Кадыровым. Потом стала критиковать власти Чечни. Теперь Рамзан Кадыров ее считает предательницей?
Д.Умаров
―
Вы знаете, не такова фигура госпожи Собчак, чтобы совершить нечто, что напоминало бы предательство. Сребреников не хватит. Поэтому я считаю, что она просто иной человек. Я не хочу все-таки кандидата в президенты Российской Федерации называть каким-нибудь, скажем… Впадать в образность и в аллегории, которые ей не понравятся. Она – гражданин Российской Федерации, она имеет полное право посещать любую республику, любой регион. Если в следующий раз она меня предупредит, я сам с удовольствием пойду ей навстречу, буду везде сопровождать, буду рассказывать о том, что происходит у нас в республике.
Д.Умаров: Совершенно было видно наплевательское отношение, было видно, что судьба Титиева ей до лампады
А.Соломин
―
Но ведь, наверняка, когда Ксения Собчак только вступила на Чеченскую землю и вы, и Рамзан Ахматович были уведомлены? Спецслужбами, не знаю, людьми, которые на вас работают, о том, что приехала Ксения Собчак.
Д.Умаров
―
Я вас, может быть, немного разочарую. Ни я, ни Рамзан Ахматович, может быть, к сожалению, мы не работаем на спецслужбы и спецслужбы не работают на нас… Я скажу про себя. Я не был в курсе. Рамзан Ахматович, он – глава региона, он, может быть, и был в курсе. Но это все предварялось одним очень интересным событием, ребят. Она же напрашивалась к нему в гости, она же с ним помириться хотела после вот этого знаменитого интервью Кашеваровой.
А.Гусаров
―
Сама же Ксения Собчак говорила, что не хотела мириться.
Д.Умаров
―
Это неправда. То есть, она сама же об этом заявила. И Рамзан Ахматович её не принял.
А.Гусаров
―
А почему?
Д.Умаров
―
Не принял, потому что ну а как было бы: Рамзан Ахматович за день, за два до этого на весь мир заявляет о том, что она не очень, я извиняюсь, не очень хороший человек, и тут он сразу же ее принимает. Ну хотя бы время какое-то должно пройти, Ксения Анатольевна, нельзя же так грубо.
А.Соломин
―
То есть, сейчас он по-прежнему не готов с ней встретиться?
Д.Умаров
―
Я обязательно, когда вернусь в республику, спрошу у Рамзана Ахматовича, насколько он готов или не готов с ней встречаться. И, если потом это будет интересно журналистам, я отвечу на этот вопрос, осведомившись у него.
А.Соломин
―
С Ксенией Собчак, в штабе Ксении Собчак работает Антон Красовский, который по известным причинам не поехал в республику. Можете ли вы сейчас сказать, чтобы было, если бы он приехал? Как бы его приняли и приняли бы его?
Д.Умаров
―
А можно узнать, какая причина? А то я не обязан…
А.Гусаров
―
Антон Красовский – открытый гей.
Д.Умаров
―
Ну, тогда, конечно, я понимаю, он опирается на то, что если в Чеченской республике нет геев, значит, и ему там не место.
А.Нарышкин
―
Он у нас в эфире сказал, что он просто побоялся приехать в Чеченскую республику, потому что НРЗБ последствия.
Д.Умаров
―
Вы знаете, в Чеченской республике совершенно параллельно, кто он. Самое главное в Чеченской республике – это не пытаться устраивать из этого какие-то флешмобы, не пытаться выставлять это наружу, гордиться этим на земле, где об этом даже думать не было принято. Мы же с вами не хотим… Смотрите, когда говорят, что приезжают те же самые кавказцы и танцуют лезгинку у памятников русских писателей или кого еще, я всегда в своих выступлениях говорю, я понимаю таких людей, потому что, действительно, для демонстрации каких-то культурных жемчужин и зерен есть специальные места. Для этого есть специальные клубы. Кстати, клубы специальные есть и для господина Красовского.
А.Гусаров
―
А в Чечне они есть?
Д.Умаров
―
В Чечне их быть не может априори, потому что там как бы…
А.Соломин
―
Подождите…
А.Гусаров
―
Почему?
Д.Умаров: Всем же было видно, что Ксения Анатольевна не похожа на Жанну д’Арк, которая вышла с мечом справедливости
Д.Умаров
―
Там ветхозаветные герои Содома и Гоморры… Их просто там нет.
А.Соломин
―
Правда, если бы Антон Красовский приехал туда, он бы приехал туда не для того, чтобы всем рассказывать о том, какая у него сексуальная ориентация, он за другим бы приехал туда. Но у меня есть убеждение, что он бы получил по физиономии как раз за то, что он гей. А не за то, что он бы делал в Чеченской республике. Не за то, что он стоял бы с плакатом «Свобода Оюбу Титиеву».
Д.Умаров
―
Даже то, что он туда не поехал, сказал вам об этом, и вы сейчас мне это транслируете, уже говорит о части коварной, очень коварной, циничной и рассчитанной на большой хайп в медиапространстве ход Ксении Анатольевны. И Красовский очень грамотно это вам все втемяшил, мои дорогие друзья.
А.Нарышкин
―
А ради чего?
Д.Умаров
―
Ради того, чтобы вы еще один старый…
А.Нарышкин
―
Как можно пиариться на этой теме?
Д.Умаров
―
…старый, закаленный камешек о геях бросить опять в Чеченскую республику.
Д.Умаров
―
И что? Как это конвертировать в голоса избирателей?
Д.Умаров
―
Элементарно это конвертировать в голоса избирателей…
А.Нарышкин
―
Хорошо, вот есть стереотип: в Чечне не любят геев. Я уверен, в России тоже не любят геев в большинстве.
Д.Умаров
―
Я объясняю, потому что, знаете, мало кто думает: гей или не гей. Если человек, у него в сознании, поверьте мне опять, как технологу. Если у него в сознание вкрадывается идея о том, что за что-то – неважно, за что-то, гей, не гей, либерал, сталинист, коммунист, каратист. Кто бы ни был. Если есть какая-то часть людей, часть социума, которая возбраняется, ненавидится, порицается, погоняется, изгоняется из какой-то республики – туда и остальные не захотят поехать. То есть, не только геи или не геи. Никто не захочет ехать туда, где кого-то насилуют, где кого-то изгоняют, где над кем-то издеваются. Я бы, например, не поехал.Если бы я, не имеющий никакого отношения, скажем, к политическим процессам в Германии, если бы мне сказали, что какие-нибудь молодчики там бьют, я не знаю, славян, чехов, например, бьют. Или болгар. Не будучи ни чехом, ни болгарином, а будучи россиянином, я бы тоже повоздержался бы ехать туда: а вдруг меня с кем-нибудь там спутают.
А.Соломин
―
Ведь это и есть большая проблема для Чечни.
Д.Умаров
―
Это – проблема не для Чечни, у Чечни этой проблемы нет. Чечня сегодня находится в очень таком интересном состоянии. Чечня, которая пережила две страшнейших катастрофы. Страшнейшие катастрофы, между которыми были буквально считаные года, между двумя этими войнами.
А.Соломин
―
Только не забывайте, что это – наша общая катастрофа.
Д.Умаров
―
Совершенно верно.
А.Соломин
―
И россияне переживали не меньше.
Д.Умаров
―
Нет, подождите. Россияне, как раз-таки, переживали не меньше, но испытывали её на себе в основе своей, на своей шкуре, именно чеченцы.
А.Соломин
―
А вся Россия жила в страхе в это время.
Д.Умаров
―
Да, видите, этот страх создавался в лабораториях Москвы. Он же не создавался Грозным, не создавался в Вашингтоне.
А.Гусаров
―
Секундочку. Дома в Москве кто взрывал?
Д.Умаров
―
Вы знаете, я вопрос, скажем, на который нет ответа ни у спецслужб, ни у политиков, ни, я не знаю, у ученых, у людей, которые должны были на этот вопрос ответить. Я только могу вам сказать, что я не знаю, кто их взрывал, я не знаю, для чего их взрывал, но принято считать, что, якобы, это делали террористы, хотя к этому очень много, так сказать, вопросов и на эти вопросы…
А.Гусаров
―
Но вы в это не верите?
Д.Умаров
―
Я, честно вам скажу, были бы эти взрывы, не были бы эти взрывы, основной причиной того, что началась вот эта вторая страшная война… Мы, во всяком случае, так считаем – это нарушение Ха¬са¬вюр¬товс¬ких соглашений. Когда басаевские банды, нарушив это соглашение, пришли на территорию Дагестана. Там эти дома, это большая трагедия, это кровь. Чеченский народ, я вам скажу, отвечая, опять-таки, все-таки на ваш вопрос.Чеченский народ, кстати, переживал, наверное, в два раза больше чем те, кто жили в этом городе. В городе Москве, Волгодонске и так далее. Потому что мы знали, что это – предтеча, это – предтеча, это – начало, как стихия кровавая вот это надвигается, и каждый чеченец понимал, что мы обречены на новую, еще более кровопролитную войну.
А.Гусаров
―
Простите, я вас не очень понял. Если взрывали дома не террористы, то кто?
Д.Умаров
―
Нет, я не говорю, что дома не взрывали террористы. Не путайте, я сказал вам, что не могу ответить на этот вопрос и сказал достаточно вам, по-моему. Еще три Алексея свидетели. Я сказал, что я не знаю ответа на этот вопрос.
Д.Умаров: Не такова фигура госпожи Собчак, чтобы совершить нечто, что напоминало бы предательство
А.Осин
―
Террористы – да, но непонятно НРЗБ.
Д.Умаров
―
Непонятно, какие террористы. Спасибо, Леш.
А.Гусаров
―
Давайте перейдем к боевикам, к 90-м годам. У вас нашелся адвокат.
Д.Умаров
―
Нет, у меня нашелся праведный человек, свидетель.
А.Гусаров
―
Рамзану Кадырову часто приписывают фразу о том, что первого русского он убил в 16 лет. Был такой факт в его биографии?
Д.Умаров
―
Полная чушь. Это даже по годам если распределить.
А.Гусаров: В 92
―
м не было боевых действий?
Д.Умаров
―
Нет, в 92-м не было, в 91-м не было, это все полная чушь, которая была состряпана…
А.Гусаров
―
Откуда это родилось?
Д.Умаров
―
Я объясняю. Которая была, по-моему, состряпана еще малоуважаемой мной госпожой Латыниной. Я думаю, что это было именно вот ею состряпано. Ну, если я не прав, пусть она не серчает. Но, во всяком случае, это вот такой вот был очень коварный, очень несправедливый ход против человека, который в это же самое время, он и его товарищи, не жалея своих жизней боролись с народным терроризмом.
А.Гусаров
―
Как Рамзан Кадыров относится, когда упоминают эту фразу?
Д.Умаров
―
Я не скажу вам… Это будет интересный сейчас оборот, я думаю, вас эта тоже тема интересует, по поводу пародий извинений. Вы знаете, почему я не очень хорошо отозвался в адрес Данилы Поперечного?
А.Соломин
―
Почему?
Д.Умаров
―
Этот Данила…
А.Соломин
―
Я просто напомню нашим слушателям, Данила Поперечный сделал пародию на Рамзана Кадырова.
Д.Умаров
―
Совершенно верно. Вот это к тому, что сказал Леша в своем первом вопросе. Все к этому отнеслись… Поперечный, Данила, с Нижнего Тагила… Он совершенно спокойно там пошутил. А вы помните эту фразу – «первый подарок я сделал в 16 лет»? Она была в самом начале. Все. Данила для меня, действительно, стал с Нижнего Тагила, понимаете? Это – маргинальная, люмпенская, пошлая шутка, которая не должна была звучать. Это – не пародия, это я намекаю на то, что я, так сказать, этим самым обвиняю человека в убийстве первого русского в 16 лет. И что, какую он хотел, после этой нарочитости, какую он хотел услышать в свой адрес, какие дифирамбы он хотел услышать от нас?
А.Гусаров
―
А если бы этой фразы не было? Рамзан Кадыров относится как, спокойно, когда его пытаются пародировать, в каком-то смысле – может быть, даже шутить над ним.
Д.Умаров
―
Рамзан Ахматович, я вам скажу, я – свидетель тому и, надеюсь, что вы приедете и тоже свидетелями тому станете. Он даже иногда сетует, что шутки в его адрес не так остры. А в его адрес кто только не шутил. И Галустян шутил, и, в общем, весь арсенал шуток в его адрес…
А.Нарышкин
―
Друзья, кто-нибудь хочет про Кадырова пошутить?
А.Соломин
―
Вот насчет извинений. При всем уважении, Галустян все-таки шутил согласованно. И мы видели, что это было согласовано с Рамзаном Ахматовичем.
Д.Умаров
―
Ну, смотрите…
А.Осин
―
Кстати, шутка с Галустяном утверждалась до…?
Д.Умаров
―
Вы знаете, я думаю, что это была идея Миши. Он хотел, как бы. Это, конечно…. Эта шутка не просто, она… Мише нужно было. В этой шутке не было ничего такого.
А.Осин
―
Я даже не помню, что за шутка, мне сам факт интересен.
Д.Умаров
―
Там не было никакой остроты, он подошел, руку пожал Маслякову, несколько фраз таких даже не на грани. И все хохотали, все смеялись, потому что, действительно, Миша в образ вошел достаточно глубоко. И сделал это достаточно артистично, как ему это присуще. То, что касается Поперечного – это не шутка, ребят. Это даже не оскорбление. Это какое-то такое обвинение. А он поспешил на меня в суд подавать.
А.Гусаров
―
Я правильно понимаю, что когда Рамзан Кадыров слышит упоминание того, что он, якобы, убил первого русского в 16 лет, он приходит в бешенство?
Д.Умаров
―
Вы знаете, главе Чеченской республики…
А.Гусаров
―
Или, скажем так, это очень сильно его раздражает.
Д.Умаров
―
Да, конечно, подождите. Рамзан Кадыров – это человек…
А.Гусаров
―
Почему тогда Рамзан Кадыров не подает в суд на клевету?
Д.Умаров
―
Вы знаете, Рамзан Кадыров – человек верующий, поэтому он всегда уповает на всевышнего, и, я думаю, что он считает, что это для него мелко. И я тоже поддерживаю его в данном случае. Это миф, ребята, это – миф, о том, что там вот да, было несколько человек, которые перед ним извинились. Медийно достаточно извинились. Но с другой стороны, давайте подумаем, справедливости ради. Вот вас взяли и оскорбили. Это естественное, Леша, желание выйти и вот к этому обидчику, и, хотя бы, не знаю…
А.Осин
―
Посмотреть в глаза.
Д.Умаров: Рамзан Ахматович даже иногда сетует, что шутки в его адрес не так остры. А в его адрес кто только не шутил
Д.Умаров
―
Посмотреть в глаза, да. Слушай, свинья, ты что про меня, я извиняюсь…
А.Соломин
―
Только у меня нет своей армии, своих людей, которые вместе со мной работают, у меня нет физической подготовки, чтобы…
Д.Умаров
―
Простите, а что, нужна армия, чтобы хам извинился?
А.Соломин
―
Просто изначально Рамзан Кадыров выглядит сильнее и мощнее, чем человек, которого он заставляет извиняться. И поэтому создается впечатление, что…
Д.Умаров
―
Хорошо, Леш, я понял. Хорошо. Разве это критика? Когда ты знаешь, что человек сильнее, когда ты знаешь, что человек медийнее, когда ты знаешь, что человек могущественнее, кстати, когда ты знаешь, чем человек в данный момент занимается и знаешь, что в то же самое время человек очень раним к разным таким шуточкам, человек, прошедший две войны, человек, победивший международный терроризм. Единственный командир, генерал боевой, который его победил по-настоящему и в боевом смысле, и в идеологическом, в каком угодно.И, зная это, он – молодой человек, он – достаточно импульсивный человек, он – пассионарий самый настоящий. И вот когда появляется какая-нибудь или какое-нибудь там, в общем, человек, который микроскопичен, подобно амебе. И ему захотелось вдруг нарастить кучу разных клеток и превратиться в очень значимое существо с крепкими нервами и большим сердцем. Так не поучается. И, вы знаете, мне кажется, что здесь синдром зайца, который вдруг расхорохорился, вбежал в кусты, а потом от собственного шороха трухнул и, бедный, потерял сознание.
Никто этих людей не ходил, не заставлял извиняться. Это потом они делали вид, что они извиняются, зато смотрите – сколько хайпа словили. Это вот пошел, попародировал Рамзана Кадырова, сделал это пошло, сварганил вообще, я не знаю, такой НРЗБ, ну вообще ужас.
А.Осин
―
Извините, а ему лестно, что его так боятся и считают его таким большим и ужасным многие? Кадырову льстит это или он как к этому относится? Как вы считаете?
Д.Умаров
―
Вот поверьте, у Кадырова сейчас столько дел…
А.Осин
―
Ну он же реагирует, обижается, вы говорите. Поэтому я спрашиваю, как он относится.
Д.Умаров
―
Смотрите, больше даже. Вы заметили, что в последнее время человек, которого вы уже знаете, который не раз был в этих пенатах, вы же знаете, что в основном сейчас не он даже реагирует, а мы – команда, реагируем на это, потому что наша работа, чтобы у человека не отнимали на это время. Это, я еще раз повторяю, критиковать Кадырова – это не страшно.
А.Осин
―
Тем лучше. Вам льстит или нет?
Д.Умаров
―
Вот льстит ли это Кадырову. Ну посмотрите, вы же сами только что назвали целую кучу эпитетов, когда человек, имея их должен быть самодостаточным. Кадыров самодостаточен.
А.Соломин
―
Я напомню, что в эфире у нас – министр по информационной политике Чечни, Джамбулат Умаров, программа «A-Team» продолжится через 5 минут.НОВОСТИ
А.Соломин
―
Программа «A-Team» продолжается, 20:35 в российской столице, мы работаем в прямом эфире. Мы – четыре Алексея, Соломин Алексей, Гусаров Алексей, Осин Алексей, Алексей Нарышкин вещаем на канале «Эха Москвы» в YouTube, можете подключаться и смотреть нас в прямой видеотрансляции. Ну а гость наш сегодняшний в самой сложной программе для наших гостей – Джамбулат Умаров, министр по информационной политике. Еще раз здравствуйте.
Д.Умаров
―
Еще раз здравствуйте.
Д.Умаров: Критиковать Кадырова – это не страшно
А.Гусаров
―
Тему извинений закроем, поскольку об этом можно говорить бесконечно.
А.Соломин
―
Кстати, те, кто смотрел прямую трансляцию, могли узнать об отношении Джамбулата Умарова к письму Артемия Лебедева. Можете в записи потом посмотреть в YouTube, это такой эксклюзив получился у нас для тех, кто смотрит видео.
А.Гусаров
―
Часто приходят новости, что из Сирии вывезли женщин и детей. Но не секрет, что вдовы боевиков часто становятся смертницами. Не получится ли так, что при поддержке властей Чечни в Россию прибывают потенциальные смертницы?
Д.Умаров
―
Назовите мне хотя бы один случай в России на Северном Кавказе, где вдова боевика, привезенного из Сирии или из Ирака оказалась смертницей?
А.Гусаров
―
Слава богу, нет.
А.Осин
―
А в чем разница?
А.Гусаров
―
Но были случаи, взрывы в метро, когда это были вдовы боевиков.
Д.Умаров
―
Объясняю. Значит, вдовы они были, не вдовы я не знаю. Давайте мы с вами будем конкретизировать. То есть, если мы сейчас с вами говорим о женщинах, которых привезли из Ирака, женщинам, которые, думая, будучи обманутыми, думая, что их мужья какой-то национально-освободительной или священной войне участвуют, поехали за ними, их, как сказать… Как эта вся система проходила мы очень хорошо знаем. Заманивали разными, так сказать, путями туда.Фактически эти люди оказались заложниками. Наверное, самого страшного медийного обмана, потому что ИГИЛ* – это гениально сконструированный идеологический и медийный проект. И, разумеется, очень многие на это клюнули. В первую очередь это были мусульмане сами, но и проблема неофитов открылась тоже.
А.Гусаров
―
Понимаю вашу позицию, но смотрите: Россия убила их мужей. Они, возможно, захотят отомстить. Как вы можете дать гарантию, что они не захотят отомстить? Установлено ли за ними специальное наблюдение? Кто за них должен поручиться?
Д.Умаров
―
Значит, смотрите. Для того, чтобы понять, сделают они это или не сделают это, какова их вина, есть ли она вообще, я думаю, что там тоже сидят не дураки и есть определенная, может быть, система фильтрации.
А.Гусаров
―
Простите, где – «там»?
Д.Умаров
―
Там, куда приезжают специалисты, смотрят. Я думаю, что вдовы, о которых вы говорите, у них там отомстить за своих мужей, подорваться и так далее гораздо больше и шире возможности, чем приехать обратно сюда…
А.Осин
―
В смысле – в Ираке или в Сирии?
Д.Умаров
―
Совершенно верно. То есть, они могут пробраться в любой лагерь с Кораном, сказать «Сдаемся», в тот же Хмеймим, там подорваться или еще где-нибудь подорваться. То есть, это мы привозим женщин и детей. Мы не рассматриваем их через призму вот того, что они «а вдруг или не вдруг». Знаете, что, потенциальным таким смертникам в России сегодня может быть любой, кому удастся вспудрить мозги, кого удастся зомбировать вот этим, так сказать, технологам, которые через социальные сети, через интернет это делают. И делают достаточно удачно. К великому нашему сожалению.
А.Гусаров
―
Тогда следующий наш вопрос. Варвару Караулову, студентку МГУ, осудили на 4 с половиной года только за попытку примкнуть в Сирии к боевикам. Сама она говорит, что она влюбилась в человека, который оказался вербовщиком. Получается, её обманули. Но при этом она там не жила, и она в деятельности террористической структуры никак не участвовала. Ее осудили, она сейчас в колонии.А возвращаются женщины, которые там жили, которых вполне могут обвинить в причастности к террористической деятельности, потому что их родственники были в этом замешаны. Где в этом справедливость?
Д.Умаров: ИГИЛ – это гениально сконструированный идеологический и медийный проект
Д.Умаров
―
Я не знаю, насколько справедливо или несправедливо осудили Варвару Караулову. Но, в отличие от Варвары Карауловой, Леш, которой было куда деваться, у которой была возможность передумать, у которой была возможность, если тебе угрожают, обратиться в соответствующие органы. Таких возможностей у тех, кто пожалел, понял и прозрел в Ираке и в Сирии не было. Это чревато было для них, поэтому они сидели и помалкивали. И сегодня эти девочки, женщины, возвращаясь обратно, рассказывают об этих кошмарах.
А.Гусаров
―
Сколько человек вернулось, вы можете рассказать об этом?
Д.Умаров
―
Ой, вы знаете, их вернулось много. Я думаю, что это… Давайте мы с вами об этом отдельно, может, в какой-то передаче поговорим. Мы продолжаем возвращать их. По-моему, за сотню перевалило точно. Поэтому… Я специальный подсчет там не вел, есть люди, которые специально.
А.Осин
―
А с мужчинами как, извините?
А.Гусаров
―
У властей Чечни бывают конфликты…
Д.Умаров
―
С мужчинами?
А.Осин
―
Ну как, они же их тоже возвращают сами, арестовывают или как это происходит?
Д.Умаров
―
С мужчинами немного иначе ситуация, потому что все-таки им противостоят правительственные войска как Ирака, так и Сирии. И там уже действуют законы военного времени. То есть, если они получают статус военнопленных, я думаю, что это уже решать…
А.Осин
―
Я же не про там, а про тех, которые возвращаются каким-то образом.
Д.Умаров
―
Есть, такое есть. Объясняю, возвратившиеся есть, причем те, которые, возвращаясь, тут же приходили с повинной, они отсидели достаточно небольшие сроки. Или отсиживают некоторые из них, такие тоже есть, и которые тоже, кстати, благодаря им мы очень многое сделали, скажу, в вот этой контрпропаганде. Я не боюсь слова «пропаганда», кстати. Контрпропаганде, которая идет, потому что представьте себе, как это важно, когда приходит одумавшийся человек и рассказывает о том, как его обманули и что там на самом деле творится. И, благодаря, кстати – в немалой степени, вот этим прозревшим ребятам, нам удалось сделать очень многое.
А.Осин
―
Извините, а я видел такую штуку, вы меня поправите, как вот стоят старейшины, пожилые люди, я не знаю, кто они. И стоят вот эти молодые люди. И зачем-то старики вот этим молодым людям просто, как у нас сказать, пихают. Вот это что за процедура?
А.Соломин
―
Что пихают?
А.Осин
―
Ну как, они их ругают. «Как ты опозорил нас, да куда же ты поехал…» Вот это что?
Д.Умаров
―
Совершенно верно. Объясняю. Эта процедура работает на протяжении тысячелетий из поколения в поколение. Это – процедура осуждения провинившихся, например, если, скажем, молодые люди могут оказаться в нетрезвом состоянии, совершить какие-то неблаговидные поступки. Молодые люди могут, значит, сейчас у нас активно идет борьба именно с преступлениями на дорогах, правонарушениями, борьба с наркобизнесом идет очень активная. И с многими другими вещами. Конечно же, на этой борьбе мы обнаруживаем отдельные личности, к сожалению, которые в первую очередь, и самое страшное для них сегодня – это не архаизм, кстати, а если даже и архаизм, то очень полезный.Вот, возрождая наши традиции и обычаи, создаются специальные комиссии, которые работают с такими молодыми людьми. Это, в основном, те, кто были замечены в употреблении наркотических веществ, хулиганы. В общем, нехорошие парни, bad boys. И помимо этого может быть другую сторону нашей жизни вы видели. Например, такую как у нас еще дореволюционные есть, скажем, все знают, что такое вендетта.
А.Осин
―
Ну, кровная месть.
Д.Умаров: Рамзан Кадыров никогда в жизни не будет мстить по каким-то политическим мотивам
Д.Умаров
―
Кровная месть, да. И кровная месть - она из поколения в поколение традиционно. Конечно, там нет гор трупов, убитых, как в этих сагах про Корлеоне и так далее. Я хочу сказать, что тяжбы эти остались. Их было сотни. И для этого, чтобы раз и навсегда от этого избавиться, внимание, Рамзан Кадыров создал эту комиссию. И эта комиссия закрыла вопросы этой вендетты. Все, кого надо было простить – простили, все, кто, это обычно называется маслахатом, то есть, вот этот маслахат был сделан. И очень многие кровников простили своих. Для этого нужно было тоже с молодыми людьми и с одной, и с другой стороны проходить какие-то процедуры.И, самое главное, ребята, вам будет очень интересно. Обычай умыкания невест. Он перестал существовать. Вот мы просто собрались и…
А.Осин
―
Будешь делать шашлык из этой невесты, на забой пригласи…
Д.Умаров
―
Ну это неправильный акцент. У чеченцев нет такого.
А.Соломин
―
Я правильно понимаю, вендетта сейчас в Чечне – вне закона?
А.Гусаров
―
Вендетта, конечно. Она вне закона, вне, скажем, закона Российской Федерации, вне закона Чеченской республики. Если она где-то явно кто-то, допустим, кто-то может в обход закона решать свои родовые вопросы…
А.Соломин
―
Это преступление. Это – уголовное преступление, потому что, если ты попался в убийстве, тебя там, неважно, кровную месть ты совершаешь или нет, ты ответишь по закону.
А.Гусаров
―
Скажите, конфликт Рамзана Кадырова с Исой Ямадаевым, он прекращен или нет?
Д.Умаров
―
Вы знаете, я честно вам скажу. Вокруг этого конфликта слишком много историй, и ненужных историй, и выдуманных, и высосанных из пальца.
А.Гусаров
―
Были сообщения, что они помирились. Это не так?
Д.Умаров
―
Знаете, я честно вам скажу, я никаких конфликтных ситуаций вокруг этой истории вообще не вижу. И считаю, что эта тема давным-давно умерла. И почему её снова вытягивают из преисподней…
А.Гусаров
―
У Исы Ямадаева убили двух братьев, он обвинил в этом Рамзана Кадырова.
Д.Умаров
―
Мало ли, кто кого в чем обвиняет.
А.Гусаров
―
Потом были сообщения, что они помирились.
Д.Умаров
―
Я могу голословно обвинять кого угодно, так сказать. Но если помирились…
А.Нарышкин
―
Конфликт между Кадыровым и Ямадаевым он существует, он был, в какой он сейчас стадии?
Д.Умаров
―
Вы знаете, я не знаю, в какой он стадии и насколько он существовал, потому что я тогда не был ни министром, ни так сказать, другим лицом. Даже если бы был, это – не политический вопрос. И я абсолютно не знаю, до какой степени между ними были конфликтные ситуации, к чему они приводили. Одно я вам скажу абсолютно точно, отвечая на ваш вопрос. Рамзан Кадыров никогда в жизни не будет мстить по каким-то политическим мотивам. Он никогда в жизни не будет мстить по каким-то другим корыстным мотивам, целям.
А.Гусаров
―
А по личным?
Д.Умаров
―
По личным – тем более. Рамзан Кадыров объявил священную войну, газават, террористам. Он объявил ее тем, кто нарушает, хочет взорвать тишину на наших улицах.
А.Гусаров
―
Поддержка карикатур «Шарли Эбдо» могла быть поводом для убийства?
Д.Умаров
―
Для убийства кого?
А.Гусаров
―
Бориса Немцова.
Д.Умаров
―
Вы знаете…
А.Гусаров
―
Это могло быть таким существенным, скажем так, для Рамзана Кадырова, существенным моментом?
Д.Умаров
―
Для Рамзана Кадырова карикатура на пророка Мухаммеда, Салла-л-Лаху алайхи ва саллам, как и для всех мусульман, истинно верующих, в том числе – вашего покорного слуги…
А.Гусаров
―
Это, простите, вы сейчас что сказали?
Д.Умаров
―
«Да благословит его Аллах и да приветствует». Мусульманин обязан произносить эти слова после того, как называет имя пророка. Салла-л-Лаху алайхи ва саллам. Поэтому, значит, карикатура на пророка Мухаммеда взволновала многомиллионную умму российских мусульман, и не только. Конечно, нас всех возмущало то, что некоторые политики, в том числе – руководители некоторых мусульманских стран в обнимку, так сказать, с западными правителями шли с надписью НРЗБ, но только в Чеченской республике 19 января 2015 года был вот этот полуторамиллионный митинг.Кстати, это была мирная консолидация созидательного, именно созидательного исламского духа. Это был протест не просто против карикатур, это был протест против грязных рук, это был протест против невежества, против вопиющего, кровожадного, именно – кровожадного, архаичного язычества, от этого улюлюкания.
А.Гусаров
―
А кто-то считает это свободой слова.
Д.Умаров
―
Нет, это – не свобода слова. Это – провокация. Ребята, свобода слова – это не то, когда ты говоришь все, что тебе заблагорассудится. Свобода слова была же у папы Урбана, который сказал небольшую речь, и потоки бедных и обедневших, так сказать, крестьян и мелкопоместных дворян отправились с войной на Иерусалим.
Д.Умаров: Я не верю в то, что Заур Дадаев застрелил Немцова. Я считаю, что он этого не мог сделать
А.Гусаров
―
Простите, я ближе к делу Бориса Немцова. В свое время Рамзан Кадыров публично поддержал Заура Дадаева. Это была защита. Сейчас власти Чечни как поддерживают Заура Дадаева?
Д.Умаров
―
Заур Дадаев известен как очень талантливый оперативник, человек, который особенно на НРЗБ районе известный…
А.Гусаров
―
Вы верите в то, что он действительно застрелил Бориса Немцова?
Д.Умаров
―
Я не верю в то, что он его застрелил. Я считаю, что Заур Дадаев этого не мог сделать.
А.Гусаров
―
В колонии как-то поддерживают?
А.Соломин
―
Значит, вы сомневаетесь в версии официальной Следственного комитета?
Д.Умаров
―
Я сомневаюсь не в версии, я сомневаюсь… Да, я сомневаюсь, если они утверждают. Да, я сомневаюсь в этой версии, я имею на это право. Я сомневаюсь.
А.Нарышкин
―
Джамбулат, а вы бы убили Немцова за поддержку карикатур? За пророка Мухаммеда?
Д.Умаров
―
Послушайте, помимо Немцова тут огромное количество людей, которые поддержали эту карикатуру. Я всеми фибрами души буду ненавидеть того, кто рисует или поддерживает карикатуры на пророка Мухаммеда, Салла-л-Лаху алайхи ва саллам, и все, что зависит от меня как от мусульманина и чеченца я сделаю для того, чтобы… Я прямо вам говорю, я сделаю все возможное для того, чтобы наказать человека, который…
А.Нарышкин
―
Например? Который рисует, который поддерживает. Что вы сделаете? Все возможное. Сказать кому-то «иди, убей его?»
Д.Умаров
―
Я могу ответить на ваш вопрос? Отвечаю на вопрос. Во-первых, я постараюсь грамотно переубедить человека и объяснить ему, что рисовать карикатуры на надежду почти двухмиллиардной человеческой массы, уммы пророка этого, на которого вот эти карикатуры, как минимум – преступление против человечности. Если этот человек этого не поймет и будет продолжать в том же духе, я съезжу ему по физиономии, понимаете, совершенно точно об этом говорю. Съезжу. Потому что я сделаю все для того, чтобы этот человек… Чтобы не видеть его никогда в жизни больше.
А.Нарышкин
―
Смотрите, конкретный пример. Я говорю, что восхищаюсь карикатурами «Шарли Эбдо» на пророка Мухаммеда, мы с вами через десять минут расстаемся, я еду домой, вы едете по своим делам. Моя судьба дальше как складывается в этой ситуации?
Д.Умаров
―
Во-первых, вы сами прекрасно понимаете, что…
А.Нарышкин
―
Я от вас убегу, вы мне не съездите по физиономии.
Д.Умаров
―
Во-первых, мы с вами никогда в жизни просто-напросто не будем общаться. Я не приду никогда на ваш эфир, зная, что вы – фашист. Я не буду с вами общаться, зная, что вы – исламофоб, ксенофоб, что вы – подлец, что вы – мерзавец. Потому что не были бы вы таковы, вы бы не оскорбили религию человека, который пришел к вам с открытым сердцем, доверяя вам, даже где-то, так сказать, симпатизируя вам, который пришел и вот выложился перед вами. Много ли чиновников к вам сюда приходит для того, чтобы вот так сидеть и отвечать на вопросы.
А.Нарышкин
―
Зная, что Джамбулат Умаров обиделся на меня за поддержку карикатуры, я доеду до дома?
Д.Умаров
―
Ну, вы знаете, Джамбулат Умаров – не господь бог, чтобы пускать вслед Алексею…
А.Нарышкин
―
Ну вы – влиятельный человек.
Д.Умаров
―
Нет, вы знаете, дело в том, что если вы поддержали карикатуру, просто-напросто вы в моем понимании станете в один ряд с мерзавцами, которые это когда-то сделали. И я буду считать, что вы не стоите того, чтобы я что-то где-то вас преследовал, потому что над вами уже, вы сами себя подвергли великой опасности, это – гнев всевышнего. Знаете, есть хорошее: прости, господи, ибо не ведают, что творят.
А.Нарышкин
―
Поддержка карикатуры – это грех, по-вашему?
Д.Умаров
―
Поддержка любых проявлений, не только карикатур, любых ксенофобских проявлений, это, еще раз повторяю, еще один толчок к гуманитарной катастрофе.
А.Нарышкин
―
Убийство – достаточная расплата за такого рода поддержку?
Д.Умаров
―
Знаете, что? Убийство – это все крайние меры, это все расписано, как можно, что можно, по каким, так сказать, критериям нужно судить. И так далее. Потому что, я еще раз вам повторяю, есть масса методов противодействия подобным проявлениям. Например, митинг. Великолепно. Мы остановили очень многие. Но НРЗБ, заходить там в редакцию, расстреливать, убивать всех подряд – это, конечно, не метод.
А.Соломин
―
Кстати, митинги, по-моему, как раз-таки религиозные деятели Чеченской республики записали всю радиостанцию «Эхо Москвы» в тех, кто поддерживает карикатуры на пророка Мухаммеда. Вот возникает вопрос – почему? Почему позиция станций по тому, что нельзя приходить и убивать журналистов, воспринимается Чечней как поддержка этих карикатур?
Д.Умаров
―
Ну, немножечко не так, Алексей. Потому что когда оскорбили вашу мать, а оскорбить пророка – это еще хуже. Значит, все остальные разговоры о том – справедливо, несправедливо, все, что касается наказания обидчиков, тебе по-человечески, подсознательно, тебе кажется справедливым. И ты поддерживаешь каждого, кто совершает нечто, может быть, даже недопустимое и страшное по отношению к тем, кто имеет отношение к этому убийству или к этому оскорблению. Плюс к этому я вам скажу, сейчас мы с вами…
А.Соломин
―
Вы же не поддерживаете эти убийства? Правильно я понимаю?
Д.Умаров
―
Мы не поддерживаем, конечно нет. Было официальное заявление Рамзана Ахматовича Кадырова о том, что убийства и такого рода насилие, вообще – любое насилие – это недопустимо.
А.Соломин
―
В таком случае наша с вами позиция абсолютно совпадает.
Д.Умаров
―
Она абсолютно совпадает. Просто мы с вами, когда высказываем эти позиции, даже, может быть, априори совпадающие, мы с вами должны понимать, что их нужно правильно преподносить. Их не нужно… Мы много любим рейтинги, хайп, я все это понимаю прекрасно, какие-то элементы шоу, я все прекрасно понимаю, сам как медийщик. Но, знаете, есть, действительно, сакральные границы. Есть границы, которые нарушать ни в коем случае нельзя.
А.Гусаров
―
К теме религии. Ахмат Кадыров как-то объявил в середине 90-х России джихад. Священная война. Этот джихад прекращен?
Д.Умаров
―
Ахмат-Хаджи Кадыров, я сейчас тоже скажу одну фразу, НРЗБ, пусть господь примет его шахаду, шахада – это мученичество в религии ради религии, ради всевышнего, ради народа. Ахмат-Хаджи Кадыров – это не тот человек, который призывал к джихаду. Когда самым первым, мы с вами не должны путать, когда в самом начале была война, я имею в виду, которая закончилась после Хасавюртовских соглашений, Ахамат-Хаджи пришел не для того, чтобы кому-то объявлять джихад. Ахмат-Хаджи пришел как лидер, после которого началась новая совершенно эпоха. Ахмат-Хаджи прозрел вместе со всем народом. Ахмат-Хаджи – это продукт этого народа, который вышел из его недр, это человек, лидер, которого мы столетиями ждали. Этот лидер пришел.И сегодня Чеченская республика процветает. И сегодня почти вся Россия знает, что именно Ахмату-Хаджи и его взаимопониманию с Путиным сегодня Россия обязана этой победой. Джихад сам по себе отменился после того, как тогдашние правители, Масхадов и прочие проявили свою слабость. Конечно! Как может быть не отменен джихад, который, так сказать, после нарушения Хасавюртовских соглашений? Все! Нарушение договора, все тут же пропадает. Мы выходим из-под лона всевышнего, и всевышний уже не помогает тем, кто нарушает договор.
А.Соломин
―
Спасибо большое. У нас, к сожалению, закончилось время. Министр по информационной политике Чечни Джамбулат Умаров в эфире программы «A-Team», Соломин, Нарышкин, Осин и Гусаров провели этот эфир, всего доброго.*деятельность организации запрещена на территории РФ