Купить мерч «Эха»:

Николай Коляда: Мне бояться нечего. Поздно мне бояться

Сюжеты29 ноября 2024

Николай Коляда, основатель и руководитель Коляда-театра, Екатеринбург. Его театр каждый год, каждый январь приезжает на большие гастроли в Москву. Играют обычно в Театральном центре на Страстном. И до войны, и во время войны. Коляда против властей никогда не бунтовал, но вот его артисты иногда молчать не могут. Особенно такие как Олег Ягодин. Который на беду свою произнес свое «нет войне», весной 22-го. И вот прилетело.

(Ксения Ларина)

Срочный сбор

Нам нужна помощь как никогда

Николай Коляда:

Своих не бросаем.
Так сегодня все говорят.

Так меня учили родители.

И потому: я не буду бросать своих.
А уж вы – как хотите, так и считайте.

Мне сегодня позвонили из Москвы, из Центра На Страстном и сообщили, что им туда, в Центр На Страстном, позвонили из «компетентных органов» и потребовали, мол, либо отменяйте гастроли «Коляда-Театра» в Москве, либо пусть Коляда заменит во всех спектаклях Олега Ягодина, мол, он дискредитировал Вооруженные силы РФ.

Суд над Олегом Ягодиным был три года назад.
На суде Олег повинился, что сказал не так, не то, не там, заплатил штраф 40 тысяч.

И потом еще тысячу раз Олег себя проклинал за происшедшее.

И я выступал на суде и говорил (и сейчас скажу), что на записи, которую сделал «доброжелатель» вообще не разобрать про что и как это говорит Олег на том концерте, но судья нас и слушать не стала: у нее была установка – наказать.

Олег Ягодин

После этого Олег играл год назад на наших гастролях в Москве, в этом году в январе – снова играл в Москве, ездил с нами на гастроли в Могилев, совсем недавно – в Севастополь, и вот вдруг: отмените гастроли с ним или замените его везде!

Понятное дело, что сейчас у нас страна – страна доносчиков и кто-то (легион их) пишет в прокуратуру, еще куда-то наверх, «стучит», потому что не нравится им мой театр, я не нравлюсь, Олег не нравится – всё не нравится.

Ну, потерпите еще немного.

Как я сказал сегодня по телефону одному большому начальнику, когда звонил ему и попросил о помощи и услышал в ответ – мол, не мое дело, дак вот, я сказал: «Ясно. Ну, хоть похороните меня на Широкой речке, не на Окружном».

Я знаю, что я один. Был, есть и буду. Что я никому не нужен.

Сообщаю для тех, кто не знает: заслуженный артист РФ Олег Ягодин – выдающийся русский артист, каких нет вообще в России, да и далее везде.

Я мог бы заменить его, чтобы только съездить в Москву – у Олега всего 9 спектаклей.

Но я не буду этого делать.

Я лучше отменю эти гастроли, и мы будем сидеть дома и играть свои спектакли, потому что – своих не бросают, понимаете?

Я с Олегом работаю всю жизнь, с 1994 года. Он сыграл Ромео, Ричарда Третьего, Гамлета, Подколесина, Арбенина, Фауста – весь мировой репертуар. Да как сыграл. Никому и не снилось.

А вы не помните, что было тогда, когда началась СВО? Рассказать вам, что было, хотя бы, скажем у меня в театре? Я ставил тогда, в марте 2022 года «Тараса Бульбу» и артист, назначенный на главную роль, пришел и отказался от главной роли, потому что у него была другая политическая позиция. Я чуть не убил его. Кричал, орал, что нам всем сейчас как никогда надо в кучку собраться, держаться друг за друга, терпеть и надеяться, а он что делал в этот момент, когда всё расползалось?! Я назначил другого артиста на главную роль. Прошло время. Сейчас у того «отказника» другие взгляды. Чего только тогда, в панике и не подумав, можно было и не сказать? Было всякое. Я только успевал всем рты закрывать.

А когда началась мобилизация и мне ночью звонили, писали перепуганные работники театра и спрашивали: что делать, куда бежать, надо ли скрываться в Казахстане или еще где? Что я сделал тогда? Собрал всех и кричал, орал, топал ногами, требовал, чтобы все заткнулись и успокоились.

И все заткнулись и успокоились. Потому что многие «люди творческих профессий» очень часто дальше своего носа не видят. Потому что они на сцене произносят чужие слова и потому кажутся умными. Но это далеко не так.

Так было и с Олегом.
Была паника, не было понимания ситуации, может, что-то и ляпнул, не подумал (хотя – ничего он не говорил такого).

К чему пишу я это?

После звонка из Центра На Страстном я начал звонить всяким важным начальникам и ответ у начальников был один: «А я тут при чем?»».

Вот именно. Никому я не нужен. Сдохну – вся театральная общественность города Ебурга перекрестится от радости.

А то, что билеты в Центре На Страстном уже почти раскуплены на все наши спектакли – никого не касается.

Как сказал еще один большой начальник: «Ну вот, играет ваш Ягодин у себя там в маленьком провинциальном театрике – никого не интересует, пусть играет. А в Москве на одной из центральных площадок – ему нельзя».

А как ему еще повиниться?

Подскажите, прошу.

Что еще сделать?

Кому дать интервью, где встать и облиться бензином, куда выслать гуманитарную помощь?

Или есть еще варианты какие?

Я с ним пойду, в таком случае, и тоже бензином буду обливаться.

Потому что своих не бросают.

А раз уж так важно отменить наши гастроли в Москве, где мы представляем, извините, культуру Урала, театральное искусство Екатеринбурга – раз так надо: значит – отменим.

Нет.

Вы уж извините меня: но своих не бросаем.

Я сейчас ставлю спектакль «Вий» по Гоголю – 4 декабря премьера.
Театру будет в этот день 23 года, а мне в этот день 67 лет.

И спектакль я поставил про то, что ничего не надо бояться.
И артистам всегда так говорил на репетиции: «Ничего не бойтесь. Никогда и ничего не надо бояться».

Ну, и в этой ситуации я не забоюсь.
А чего мне бояться?
Мне бояться нечего. Поздно мне бояться в 67.

Я перед Богом, перед своей совестью и честью моей чист.
А уж вы – как хотите.

Оригинал



Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024