«Детали»: От «Списка Шиндлера» к «черной субботе»
Тридцать лет назад в кинотеатрах США дебютировал фильм Стивена Спилберга «Список Шиндлера». Он снят по роману 1982 года «Ковчег Шиндлера» австралийского писателя Томаса Кенилли, который случайно встретился с пережившим Холокост поляком Леопольдом Пейджем.
Пейдж рассказал Кенилли о нацисте, спасшем его самого и жену во время Второй мировой войны. Оскар Шиндлер спас более 1000 евреев, устроив их на работу на свою краковскую эмалевую фабрику, что уберегло их от депортации и смерти.
В фильме показано, как нацисты собирали евреев в гетто, а затем переводили их в концентрационные лагеря, где приходилось выживать в зависимости от настроения эсэсовцев. Евреям Шиндлера повезло: он создал на территории своей фабрики «подлагерь» Плашов, который, по рассказам выживших, отличался от обычной бесчеловечной машины смерти.
К концу Второй мировой войны, когда нацисты отправили большинство узников маршами смерти, чтобы спрятать их от наступающих русских, Шиндлер перевел своих рабочих на новую фабрику в Брунлице, входившем тогда в состав оккупированной Чехии. Он даже добился освобождения 300 женщин, ошибочно отправленных в Освенцим вместо Брунлица.
После встречи с Пейджем Кенилли решил написать книгу – роман об истории самого Шиндлера, который был нацистом и наживался на войне, но дал шанс сотням евреев выжить во время Холокоста. По словам Кенилли, он был еще и бабником: одна из выживших говорила: «Слава Богу, мы нравились Шиндлеру больше, чем его бедная жена».
Помимо противоречивого центрального персонажа, книга затрагивает черный рынок, концентрационные лагеря, преступников, жертвы и выживших. Это история ужаса, невообразимого по своим масштабам и размаху. Книга Кенилли стала хитом продаж в начале 1980-х годов. премьера фильма состоялась только в 1993 году, то есть фильм вышел в знаменательный момент для памяти о Холокосте в США.
Полугодом ранее открылся Мемориальный музей Холокоста США (USHMM), работа над которым велась более десяти лет; на церемонии открытия выступали президент США Билл Клинтон и президент Израиля Хаим Герцог. Историю Холокоста изучали в государственных школах США с 1970-х годов, и память о Холокосте занимала центральное место в политическом сознании американских евреев, но начало 1990-х, пожалуй, вывело понимание Катастрофы на новый уровень для страны в целом.
Фильм «Список Шиндлера» вошел в этот контекст. Кроме того, заработал более 300 миллионов долларов, хотя это 195-минутный, почти полностью черно-белый фильм. В 1997 году, компания Ford Motor Company спонсировала трансляцию «Списка Шиндлера» на канале NBC без рекламы. Фильм посмотрели 65 миллионов человек. (До этого фильм посмотрели около 200 миллионов человек по всему миру). По данным опросов, более трети семей, смотревших телевизор в США в тот воскресный вечер, выбрали «Список Шиндлера».
Основатель компании Ford Motor Company и известный антисемит Генри Форд когда-то публиковал в своей газете Dearborn Independent антисемитские высказывания, в том числе против еврейских кинематографистов. Хотя руководитель компании Ford Джерри Доннелли приуменьшил значение этой истории, обсуждая спонсорство, он подчеркнул: команда «посчитала правильным представить эту великую историю о мужестве одного человека». Тот факт, что компания, основанная антисемитом, спонсировала показ фильма о Холокосте, стал своего рода поворотным моментом.
Трансляция вызвала споры: Том Кобурн, республиканец из Оклахомы, посчитал, что детей по всей стране «подвергают насилию, когда они видят убийства, обсценную лексику, обнаженную натуру и бесконтрольную сексуальную активность». Сенатор Альфонс Д’Амато из Нью-Йорка, в свою очередь отметил, что изображение обнаженных заключенных в концлагере не является сексуальным.
Сам фильм вызвал если не критику, то замечания со стороны знающих реальную историю Шиндлера. «В нем много исторических ошибок, — говорит Дэвид М. Кроу, автор книги о Шиндлере. — Меня всегда беспокоят театральные постановки о Холокосте». Подлинный сюжет, по его словам, еще более драматичен. Смазаны некоторые персонажи, сыгравшие реальную историческую роль в спасении евреев. Тем не менее, Кроу считает невозможным отмахнуться от факта, что фильм серьезно повлиял на сферу изучения Холокоста.
Майкл Беренбаум, ранее занимавший должность директора проекта, в 1999 году посмотрел «Список Шиндлера» на Берлинском кинофестивале. «Я смотрел не столько на фильм, сколько на зрителей».
Режиссер, бывший объектом антисемитских издевательств в молодости, долгие годы «скрывался» от своего еврейства, как он сказал в документальном фильме о нем 2017 года. Создание фильма, рассказывал сам Спилберг, «заставило меня гордиться тем, что я еврей».
В 1994 году Спилберг основал Фонд визуальной истории «Выжившие в Катастрофе», ныне известный как Фонд Катастрофы при Университете Южной Калифорнии. НКО записывает, сохраняет и распространяет свидетельства переживших Холокост, в десятках стран на многих языках; с момента основания фонд пополнился свидетельствами о других злодеяниях XX и XXI веков, включая геноцид армян, массовое насилие против рохинджа, а также войну и геноцид в Боснии и Герцеговине. В фонде также хранится коллекция, посвященная современному антисемитизму.
Сейчас Фонд Спилберга и Tablet Studios совместными усилиями запустили мультимедийную коллекцию о террористических атаках 7 октября в Израиле. Подборка интервью уже доступна на новом мультимедийном веб-сайте, куда постоянно добавляются показания. Израиль и США записывают новые интервью.
По словам Спилберга, при создании фонда его целью было «опровергнуть отрицателей, говоривших, что Холокоста никогда не было». Выжившие становятся просветителями, рассказывая людям о злодеянии, которое нельзя отменить и которое не следует забывать или отрицать. И сам фильм, и последующая деятельность фонда – история о силе свидетельств. Это важно в современном мире, где все больше людей предпочитают не замечать неудобные факты вне собственной картины мира.