«Утренний разворот» / Борис Барабанов
Последние 2 года я придерживаюсь позиции разделять песни и исполнителя. И песни хуже не становятся из-за того, что их автор едет пострелять из пушки на «новые территории» или что он прищучивает своих же собственных земляков, не давая им выступать. И я думаю, что относиться к песням Виктора Цоя хуже мы не станем…
Поддержать канал «Живой гвоздь»
М.МАЙЕРС: Борис Барабанов, музыкальный журналист и продюсер с нами. Спасибо большое, что нашел время к нам подключиться.
Б.БАРАБАНОВ: Добрый день!
М.МАЙЕРС: Вчера началось, если я правильно понимаю, все это обсуждение и рассуждения на тему того, что делают музыканты группы «Кино». В сообщении телеграм-канала Baza, которое вчера было опубликовано, и оно начиналось со строк: «На патриотический тур группы «Кино» попросили президентский грант в размере 26,5 миллионов рублей. За эти деньги музыканты выступят в городах базирования ВМС, чтобы поддержать моральный дух военных. Вместо Виктора Цоя им споет его оцифрованный голос».
Что это за история, что правда, а что не подтвердилось в итоге?
Б.БАРАБАНОВ: Сразу много вопросов возникает даже из этой короткой фразы. Давайте сначала определимся, что такое музыканты группы «Кино». Музыканты группы «Кино» из тех, кто реально играл с Виктором Цоем, это всего три человека: Александр Титов, Игорь Тихомиров и Георгий Каспарян.
Александр Титов, насколько я знаю, живет в Великобритании, играет одновременно в двух группах «Кино» и «Аквариум», соответственно, с иностранным агентом Борисом Гребенщиковым. Представить себе, чтобы этот человек мой пойти в администрацию президента или в фонд президентских инициатив и попросить 26 миллионов на патриотический тур, я не могу.
Игорь Тихомиров, второй бас-гитарист, я прекрасно помню, как за два дня до начала войны была церемония «Чартова дюжина» и группе «Кино» вручали почетный приз. И последние слова этой церемонии, которые были сказаны со сцены, это были слова Игоря Тихомирова «Нет войне!» И Игорь Тихомиров взрослый человек, он еще успел поработать в группе ДДТ, поэтому я сомневаюсь, что Игорь Тихомиров мог пойти в президентский фонд культурных инициатив и попросить там 26 миллионов на проведение культурного патриотического тура.
И, наконец, Юрий Каспарян — гитарист, самый молчаливый, самый, наверное, непубличный человек в группе, тоже зная его лично — тут, конечно, это из области фантастики, многие люди обнаружили в себе патриотизм в последние полтора года, — тоже не могу поверить.
Это и есть то, что мы называем группа «Кино». Есть еще Александр Цой, сын Виктора Цоя, который является продюсером программы «Кино 2020» и у которого в руках в большой степени находится наследие Виктора Цоя, который управляет им. Опять же я знаком с Александром, на эту тему с ним не говорил, но я знаю, что помимо имени отца в его жизни присутствует ряд людей, с мнением которых он считается, отдавая наследие отца в те или иные руки, например, для организации выставки или съемок фильма. То есть представить себе, что Саша вдруг подумал: «А не помочь ли нам Военно-морскому флоту России?», я просто не представляю себе. Но могла быть какая-нибудь ситуация, когда он был вынужден рассмотреть такое предложение.
Теперь, что такое программа, о которой идет речь. Это живые музыканты на сцене и, действительно, много видеоряда и звучащий оцифрованный голос Виктора Цоя. Это фонограмма, у фонограммы есть правообладатель. Есть люди, которые управляют правами на эту фонограмму.
Дальше я боюсь наступить на мину, извините за такое сравнение, потому что большая юридическая часть в этой теме, которая состоит в том, что правами на наследие Цоя в определенной степени управляют сторонние организации. Вопрос о каждом использовании песни Виктора Цоя решает не только Саша Цой, есть еще организации, которые управляют фонограммами, управляют правами и так далее.
Поэтому, если предполагается тур с использованием фонограммы, то здесь, возможно, вступают в дело иные лица.
Открываю сайт, который называется «Фонд культурных инициатив.РФ» И зарегистрирована заявка (не одобрена, а зарегистрирована) на проект «Кино» и Флот. Тип проекта: «Проект, предусматривающий проведение фестивалей, премий, форумов в области искусства, культуры и искусства, креативных инициатив». Обоснование: «Данный проект является значимым культурным событием…».
То есть представить себе… Все это обоснование, вся эта заявка, она написана кондовым языком, в котором смешан советский бюрократический язык и язык бизнес-презентаций из мира больших корпораций. И там есть такие ляпсусы, такая полная лажа: «Ознакомление молодежи и зрителей городов базирования Морского флота с патриотическим творчеством коллектива группы «Кино»…
И.БАБЛОЯН: И «патриотическое творчество группы «Кино» — вообще красиво очень.
Б.БАРАБАНОВ: Когда ты выхватываешь эти фразочки «патриотическое творчество группы «Кино» и «поддержки морального духа населения и Вооруженных сил, Морфлота РФ…». «Морфлота, блин!» Я просто как человек, выросший в морском городе, вот слово «Морфлот РФ» — я не понимаю что это. «Посредством организации концертного тура группы «Кино» с использованием современного звука и продакшена».
И вот все в таком духе. А самое приятное в этой заявке в разделе «Актуальность и общественная значимость»… И там в качестве обоснования и необходимости этого тура идут ссылки на статьи на ресурсах: newsmuzdot.com — я не знал про такой ресурс, — vm.ru, «Сноб», krym.news — это крымские новости; статья в «Ведомостях» о том, что выпущена монета с профилем Виктора Цоя.
А главное, «новый альбом и обширное количество, — русский язык, внимание! — предстоящих концертов группы «Кино» подчеркивает ее продолжающуюся актуальность и важность для слушателей.
Даже на уровне языка — а там всегда на этом сайте такой уровень языка — я уверен, что Саша Цой как человек, который сам художник, дизайнер, человек, выросший в среде московской, петербургской интеллигенции и близкий ему человек, вторая жена Виктора Цоя Наталья Разлогова, которая из кинематографической среды, они не допустили бы написания, — даже если бы они представили заявку, — этой заявки таким кондовым, тупым языком.
И.БАБЛОЯН: Мы помним письмо «Ленкома» в «Российской газете». Нас примерно ничего не удивляет.
Б.БАРАБАНОВ: У Саши Цоя сложные отношения с миром в части наследия его отца. Мы помним, как он был против того, что вышел фильм Алексея Учителя «Цой». И он писал письмо президенту. Саша писал письмо президенту. Но он сын, он для того, чтобы защитить доброе имя своего отца (семейное дело) использует те методы, которые он считает нужными. Но это письмо, которое написал Саша президенту, написано совершенно другим языком. Оно написано грамотно, по-человечески. Это какая-то бумажка, которую кто-то вбросил. Кто же ее написал?
И.БАБЛОЯН: И для чего.
Б.БАРАБАНОВ: Общество с ограниченной ответственностью «Оптимус». Дальше можно внимательно смотреть, кто те люди, которые в этом «Оптимусе» работают. Я вижу там фамилию Максим Дмитриев. Если я не ошибаюсь, Максим Дмитриев — это человек, имеющий отношение к большому количеству разных крупных организаций, управляющих теми или иными формами прав в российской популярной музыке, занимающийся шоу-бизнесах в разных отраслях. И я так понимаю, что сейчас речь идет о том, чтобы просто иметь такую огромную сферу влияния в нашей стране сегодня, как у Максима Дмитриева, невозможно, если ты не работаешь напрямую и тесно не сотрудничаешь с властью, во всяком случае, это не проходит просто так. Что-то как-то происходит такое, что группу «Кино» срочно потребовалось окончательно привязать к государственной повестке, к патриотической повестке.
Естественно, кому дали написать обоснование, цель, задачу, актуальность? Какому-то человеку, которые оперирует этими «обширное количество предстоящих концертов», «в Крыму, на полуострове с пышной историей поклонники собрались в Гурзуфе и Симферополе, демонстрируя рост интереса к группе». Пышная история, понимаете, Крыма… очень пышная.
Поэтому это все выглядит плохо. И то, что мои некоторые коллеги дали эту новость еще и со ссылкой на телеграм-канал Baza — что это такое? Сейчас, к сожалению, социальные сети имеют большой резонанс. Достаточно что-то написать где-то, и на тебя уже начинают ссылаться. А ты, может, на эмоциях написал: «Ох, господи, и здесь все плохо!» Поэтому, надо, конечно, все проверять.
М.МАЙЕРС: Наверное, самый простой способ проверить — это пройти по фамилиям, которые ты называл, то есть Титов, Тихомиров, Каспарян, Александр Цой.
Б.БАРАБАНОВ: Александр Титов уже написал. Правда, насколько я понимаю, это был комментарий в одной из переписок, в одной из веток, что это лажа. Но в других фразах и это неофициально.
Я думаю, что группа здесь сделает какое-то официальное заявление на этот счет. С другой стороны, эти люди, которые подают эту заявку, а затем придает огласке эту заявку, это не случайные люди. Просто так, на пустом месте, не имея на то никаких прав, не посоветовавшись с кем-то из группы или с Сашей, просто так, я думаю, они бы… Опять же человек по имени Максим Дмитриев очень хорошо знает законы и он этими законами связан. Поэтому, я думаю, что просто так запулить эту лажу всю они не могли бы. То есть есть и какая-то законодательная основа у этого, это не просто так написали случайные люди. И, наверное, есть… извините за банальность, дыма без огня не бывает.
И, конечно, когда мы, люди, живущие в соцсетях, воспроизводим в сотый раз эту шапку: «Группа «Кино» обратилась в Фонд культурных инициатив, мы делаем большую ошибку и наносим вред группе и ее поклонникам. Даже та же самая Baza пишет — там безличная форма употреблена, то есть — «подали заявку…». То есть нет такого, что Александр Цой проснулся утром, взял в руку папочку с распечатанной заявкой, пошел в Фонд культурных инициатив — не помню, как фамилия… Карманов, что ли, — пришел к нему в кабинет и сказал: «А не проехаться ли нам по городам базирования Морфлота РФ?» Это очень смешно и грустно.
М.МАЙЕРС: Знаешь, о чем я думаю? А что по большому счету, может этим людям помешать? Условно говоря, с Титовым или без Титова, с Тихомировым или без Тихомирова, да хоть обвозмущайтесь там в соцсетях, выпустите 25 заявлений от лица группы, — они возьмут фонограмму, загримируют Дмитрия Дюжева, на которого мы тут уже имели счастье полюбоваться и проедутся по города, используя те авторские права… Вообще, по-моему, в России уже всем наплевать на авторские права после выхода той же «Барби» или «Оппенгеймера» под новыми именами в прокат.
Б.БАРАБАНОВ: Да, это правда. Повлиять не может ничего, кроме реакции аудитории. То есть на если патриотические концерты люди не пойдут или если их будут загонять, как на митинги, не продавая билеты, а платя деньги, то, может быть, это о чем-то будет говорить. Хотя вот группа «Земляне» отчитывается о том, что она тут собирает «Олимпийский», «Лужники» на свое 40-летие. Кто пришел, кто продал, про купил билеты? То есть это тоже, как повернешь.
Тот человек, который читает телеграм-канал Baza или пост с ссылкой на телеграм-канал Baza, 99% этих людей никогда не были на концерте группы «Кино» и сейчас не пойдут. И они все равно делают свои выводы какие-то: «А, ну всё равно, продались» или «А, ну, клево — с нами! «Кино» — с нами!» Это практически, как сказать, что «Цой с нами!». Это как практически Цой поддержал войну. Это же то же самое. Делается именно так. Как написал мой товарищ в соцсетях один: «Патриоты просто так «Кино» не отдадут. То есть ясно, что это сильная единица в нашей культуре и просто так взять, чтобы ее просто распевали на улицах… Вероятно, повестка такая, что это бренд обязательно должен быть привязан ко всей патриотической струе сегодняшней.
М.МАЙЕРС: А как ты думаешь, если на ситуацию сверху посмотреть, — вот Цою, его наследию, ему памяти, его музыке это может как-то навредить? Может ли навредить действия, например, сына Высоцкого, что его сильно критикуют многие, — может ли это навредить памяти о Высоцком?
Б.БАРАБАНОВ: Последние два года я в большой степени себя заставил и придерживаюсь этой позиции разделять песни и исполнителя. И песни хуже не становятся из-за того, что их автор едет пострелять из пушки на «новые территории» или что он прищучивает своих же собственных земляков, не давая им выступать. От этого его песни хуже не становятся. И я думаю, что относиться к песням Виктора Цоя хуже мы не станем.
Есть интересный факт — я не знаю, вы следите или нет, — но был эпизод на территории Украины, когда одесского парнишку, который воевал — напомните детали, я могу ошибаться — начали прессовать за то, что он пел Цоя.
М.МАЙЕРС: Он сидел просто на ступеньках и под гитару где-то на улице пел Цоя, к нему подошли…
Б.БАРАБАНОВ: И потом поднялся флэшмоб, что Цой не монополизирован никем, и кто угодно может петь песни. И те же украинские бойцы поют песни Цоя, когда им хочется, когда они считают, что так поет их душа в этот момент. Вот это настоящий патриотический тур группы «Кино» — вот это, когда украинские солдаты поют песни «Кино», поют песни Цоя, находясь на боевых позициях. Вот это тур группы «Кино» и не за 26 миллионов рублей, а не то, что организует «Оптимус»… Прайм, извините.
М.МАЙЕРС: А у тебя получается, если так, по чесноку — разделять песни и исполнителя. То есть сел в машину, включил Галанина, едешь, подпеваешь и всё. Я утрирую.
Б.БАРАБАНОВ: Группа «Чайф» или «Алиса»… Много примеров. Песни, они существуют отдельно и вызывают те же эмоции, потому что эмоции, они мгновенные, ты не анализируешь, когда ты слушаешь эту песню.
Мы же имеем не только российско-украинскую ситуацию. А мы имеем ситуацию с группой Killers великой, с которой происходит скандал в Грузии. И группа потом извиняется… И все плохо выглядят: и группа и грузины. Все плохо выглядят в этой ситуации. Песни замечательные. И так далее.
И.БАБЛОЯН: Лирическое отступление. Я помню, как еще год назад 21 июня в день рождения Виктора Цоя мы с Ильей Яшиным ходили в «Современник» на спектакль «Живой» как раз в честь дня рождения Виктора Цоя. И хотя это год назад и война уже шла и часть ребят, которые участвовали в этом спектакле, естественно, не играют в «Современнике» и даже не живут в России, Яшин, понятно, вы знаете, где находится. И то, что такие утки сейчас появляются, это всё выглядит.. втройне мне дико. Спасибо, что вы нам подробно все рассказали.
М.МАЙЕРС: Музыкальный журналист и продюсер Борис Барабанов был гостем нашего эфира.