«Утренний разворот» / Александр Роднянский
Они же не случайно в Украину пошли с Росгвардией впереди.. Они же искренне верили, что сейчас украинцы, освобождённые от гнета националистов из Киева, кинутся в объятия освободителей. Они же в это верили и верят. Вот это они убедили…
Поддержать канал «Живой гвоздь»
М.КУРНИКОВ: Кинопродюсер Александр Роднянский у нас в эфире. Здравствуйте, Александр!
А.РОДНЯНСКИЙ: Здравствуйте!
И.БАБЛОЯН: Здравствуйте, Александр. Хотим вас сразу спросить. Несколько дней назад произошло в Тверской области событие…
М.КУРНИКОВ: Авиапроисшествие.
И.БАБЛОЯН: Да, авиапроисшествие, как говорят. То ли был сбит, то ли взорвался, то ли сами себя взорвали, непонятно. Первое, что вы подумали, когда увидели?
А.РОДНЯНСКИЙ: Ох, это поразительный по силе фильм. Вы же знаете, у меня мышление, к сожалению, примитивно профессиональное…
М.КУРНИКОВ: Если вы помните, мы с самого начала с вами историю Пригожина как историю какого-то фильма или сериала начали разбирать. И вдруг вот…
А.РОДНЯНСКИЙ: Поразительно. Мы вчера, признаюсь вам, по телефону с одним из лучших сценаристов мира, британским сценаристом, моим другом обсуждали. И разыгрывал он в сценах это. Он говорит: «Ну вот просто произошел мятеж. Пошел на Москву. Его остановили — он пуганулся. Ушел. Вроде бы придумали… Его вызывал Путин, дал ему встречу. Он приехал, говорит: «Прости меня, я сорвался. Психанул». — «Понимаю. Но ты много сделал, я ценю. А сам про себя думает: «Ну, что же с ним делать? Надеяться на него невозможно, потому что его же много раз предупреждали. Он все время орал, то «Шойгу!» кричит, то «Герасимов!», то «Дай боеприпасов!», то «Уйди в туман…», то «Снимите этого…». Он же сорвется. Ему же нельзя сказать: «Сиди тихо, выполняй, что надо, иди в Мали или работай на польской границе, создавай там иллюзию гибридной войны». Надо убирать, причем надо убирать так, чтобы все поняли, что, с одной стороны, я убрал, с другой стороны…». Все равно, как в анекдотах сегодня говорят, что есть твердое алиби: «Я выступаю в Курске». Так что все поняли, что не надо себя так вести». И прямо в центре России — то ли ПВО, то ли взрывом — целый самолет… Такая поразительная по силе мафиозная история»
Чистая мафия. «Крестный отец», классика — ну, как Люку Брази убирали… И тут все видят. И это отличный сигнал для всех. Элиту же не трогают. Элитка сидит, зарабатывает, все нормально. Но знать должный, что все, в общем, наказуемо. И вот пожалуйста, друг… или не друг — порученец Путина прежних времен, близкий: еду подавал. А это, между прочим, высокий уровень доверия — еду подавать, как мы знаем по примерам Литвиненко и прочих товарищей. И вообще, выполнял задачи конфиденциальные. И нужный был, и эффективный. Но повел себя не так. Вот такое кино мафиозное.
И.БАБЛОЯН: А как герой, такой плохой персонаж — это же, наверное, достойная для него смерть такая вот?
А.РОДНЯНСКИЙ: Для него это легкая смерть, конечно и красивая. После всех кувалд и всего, что было в Африке и в Украине, ну, конечно…
И.БАБЛОЯН: Но это же не тихо от старости умер дома.
А.РОДНЯНСКИЙ: Я уверен, что он очень хотел подольше и, я думаю, что он умный человек был. А после мятежа ленивый разве что военный эксперт или политолог не предвещал ему смерть. Я читал минимум десять прогнозов, где говорили, что в течение полугода его убьют, то 2, 3… 5 месяцев, не знаю, но все предвещали. Все, кого слушали.
А самое-то главное — вот сейчас масса конспирологических теорий, что это была инсценировка, и он там где-то отдыхает, то ли в Южной Америке, то ли в Африке. Но, по сути, он же умер. Он уже нигде не появится, его уже нет, он исчез. Даже если бы это была инсценировка, во что я не верю, но его уже нет такого. И, я думаю, что для него это неожиданный поворот. Потому что самолет они наверняка проверяли, проверяли наверняка багаж. Они опытные люди. С ним летели его офицеры ключевые. Наверняка проверенный экипаж. Так себе лететь над Тверской областью в русском самолете в России и ждать, что тебя ПВО бахнет — честно говоря, неожиданно. Думаю, что последние, условно говоря, несколько секунд или сколько там нужно, чтобы самолет ударился об землю — было неприятно, но это все равно лучше, чем ожидание смерти от удара кувалдой того парня, чью голову они между кирпичами зажали и долго еще приговаривали под съемочную камеру. На меня это в свое время произвело совершенно невероятное впечатление.
М.КУРНИКОВ: Вы сказали про инсценировку, и я вспомнил такого персонажа — Мориарти.
А.РОДНЯНСКИЙ: Ну, слушайте, там автору, я имею в виду Конан Дойлю было так сложно. Он так хотел убить уже и Шерлока Холмса даже, не что Мариарти. Ему так надоел его персонаж. Он же писал эти рассказики, как сейчас сериалы выходят — журналы. И журналы раскупались и ждали от вышедшего к следующему. И он уже у этого водопада убил этого и Мариарти и Шерлока Холмса и уже думал: «Ну нафиг! Освободился от него». И все равно на него нажали издатели и денег пообещали дикое количество. А главное читатели начали писать, требовать — и он уже сдался.
А сейчас-то кто сдастся? Зачем эта инсценировка, кому она нужна? Кто будет требовать возвращения Пригожина, кроме отмороженных турбопатриотов, для кого наступил этот жуткий момент траура. И войну они уже и проиграли, и ушел чистый русский человек… Что они о нем только не говорят. Ну, Илья Муромец какой-то ушел. Вообще, честно говоря, что с людьми произошло? Ну, как бы людоеда убили, на мой взгляд, каннибала, человека, который поставил в качестве бизнеса на конвейер убийство людей — по заказу в Африке с выполнением конфиденциальных задач диктаторов и местных каннибалов до участия активного в войне в Украине. Причем объявили его полководцем. Какой-то полководец… Все его заслуги — это он привел несколько десятков тысяч зэков под Бахмут и они там 9 месяцев погибали один за другим. Не знаю, как бы большого полководческого искусства не требуется. Но самое-то главное — страдают, умирают. Неужели это и есть то, что Герой России… Ему еще и дали Героя России. И все мучаются: «Настоящий человек!»
Это понятно, почему случилось это. Потому что на фоне унылых бюрократов от войны с погонами генеральчиков, которые говорят на тупом, бездарном канцелярите по-русски, он внес элемент страсти, он превратил эту… то, что они называют СВО, войну — в страстный мелодраматический сериал. И он там и кричит и плачет на похоронах, и помогает семьям ушедших. Семьям, которые не видели по факту этих своих ушедших много лет. И я боюсь, что половина из этих семей радовались, что они сидят, а не с ними рядом. Потому что возвращающиеся эти герои «Вагнера» уже сколько было случаев, когда они убивали жен, матерей. Это же все происходит. Не дай боже, эти герои вернутся домой.
Но, на самом деле, это, конечно, поразительная по драматизму, и, с другой стороны, по какому-то сюрреалистическому измерению всей этой истории сумма событий.
И.БАБЛОЯН: Есть одна из конспирологических версий, который мне очень нравится, что где-то существует остров, где находятся Пригожин, Березовский и компания.
А.РОДНЯНСКИЙ: Люди, которые сейчас живут на этом острове, скорее бы погибли. Если от этой жизни вместе они друг друга там съедят живыми.
И.БАБЛОЯН: Переубивали бы, да.
М.КУРНИКОВ: Мы с вами говорим о этом, как о сюжете какого фильма или сериала. А как вам игра актера, который изображал досаду от этой гибели, говорил: «Мы знакомы были с начала 90-х годов. Это была противоречивая личность. Он много делал ради страны. Он был хорошим, талантливым бизнесменом». Верите?
А.РОДНЯНСКИЙ: Он успешный актер. Он уже 23 года исполняет. Он выходит на сцену… Мы же привыкли к его интонациям, любимым звукам. Конечно. Нет, я то, вообще слову его не верю, честно сказать. У меня на него жесточайший иммунитет. Я просто смотрю — это инфернальное зрелище было. Вы видели это изображение из Курска?
М.КУРНИКОВ: Да. Это жуть просто.
А.РОДНЯНСКИЙ: Памятник, они еще подсветили его красно-черным каким-то, там получилось. И он нависает каким-то сатаной по факту.
М.КУРНИКОВ: Это, правда, выглядит как какое-то очень примитивное кино…
А.РОДНЯНСКИЙ: Конечно. Это фильм ужасов. Это Silent Hill. Перед тем, как они убют, сожгут и приготовят тела несчастных, забредших к ним в городок. Это ужас. Посмотрите, кто не видел. Это невероятное по силе изображение. Поскольку телеком управляют, честно говоря, высокопрофессиональные люди, я не верю, что это случайно. Вот этот красный свет… Ужас. И знаете, если в комедийном исполнении — это «Индиана Джонс и Храм судьбы» НРЗБ Когда он там сердце вынимает и оно там горит. И вот выходит этот страшных жрец этого культа в виде Владимира Васильевича (я сейчас его иначе не называю), и сейчас вытащит сердце и оно будет гореть! Какой-то просто кошмар.
А потом он с таким… ну, не трагическим — серьезным лицом говорит: «Да, талантливый бизнесмен» Чем он, этот бизнесмен известен, кроме победы в госзаказах на кейтеринг в школах и так далее? Не знаю, может быть, этот «Конкорд» еще что-нибудь делал важное. Но помимо «Вагнера», конечно — большой бизнес, несомненно. «…И сложной судьбы» — добавил он. Сложную судьбу он знает, как никто, я думаю.
М.КУРНИКОВ: Александр, вот как раз по поводу верю не верю в какие-то вещи, совпадения. Вот этот Путин, который на фоне оркестра — а мы знаем, что именно так называли часто эту бандитскую группировку… странно, что они, кстати, не играли Вагнера в этот момент — это было вообще, конечно, совсем красиво. Но в этом же самое время название компании «Конкорд» — так же назывался этот известный французский самолет, который разбился. То, что на борту был Валерий Чекалов (не Чкалов, но тем не менее). Это буквально количество таких совпадений символизма. Это так всегда в жизни, просто, что называется, у нас глаз цепляется или это что-то особенное?
А.РОДНЯНСКИЙ: Мне кажется, всегда, особенно в нынешней нашей истории, да учитывая то, что мы не прожили по-настоящему советский период истории, мы к нему возвращаемся. И неслучайно сейчас вспомнили Чкалова, которого при нормальных-то обстоятельствах забыли бы уже давным-давно. А сейчас какие-то скандалы то с его правнучкой, то еще что-то возникает. И мы по-прежнему в советском прошлом пребываем, во всяком случае, усилиями Путина со товарищи. Они пытаются вернуть. И вы же видите, сколько, условно говоря, людей проводят аналоги с советскими событиями. Я вот недавно слышал, что убийство Пригожина по факту — убийство Кирова. Что это такой жесточайший поворот отношений с элитой вождя, после которого начнется уже абсолютно неудержимый поток террора по отношению к элите, как, собственно, убийство Сергея Кирова в 1934-м в Ленинграде тогдашнем привело к московским процессам, арестам руководителей партии, членов Политбюро, а потому же и к системе, в рамках которой ближайших членов семей сподвижников Сталина можно было посадить, отправить в лагеря и, таким образом, добиться максимального устрашения и изображения на лицах радости от тех, чьи жены или братья, сестры отправились в лагеря. Даже такие проводятся конспирологические… Я не знаю, я не думаю, что Пригожин чем-то хотя бы напоминает Кирова. Тот, напомню, был руководителем Ленинграда советских времен в это время, когда его убили. Но я убежден, что эта история найдет свое отражение в патриотическом кинематографе. И сыграть Пригожина буде мечтать Машков, а роль дадут Безрукову.
М.КУРНИКОВ: Я буквально хотел как раз сказать про Безрукова.
А.РОДНЯНСКИЙ: Будет Безруков в роли Пригожина. Звучит красиво…
И.БАБЛОЯН: Уже фотожабу мы видели даже…
М.КУРНИКОВ: Но там не будет этого момента, чтобы он кричал «Шойгу! Герасимов!..». Это они не возьмут. Обидно.
А.РОДНЯНСКИЙ: Ну, это очень хочет, наверное, Машков. У него бы это получилось более мачообразно, он такой более мущинистый, мощный. А ему не дадут все-таки. Он должен играть героя на позициях, который жертвует собой в борьбе за высотку какую-нибудь.
М.КУРНИКОВ: Александр, простите, может быть, это покажется не очень этичным, но я вас хочу спросить про людей, с которыми вы много работали. Я не знаю, хорошо ли вы знакомы с Эрнстом. Руководители других каналов, в том числе, люди, которые занимались картинкой в России, телевидением России — Цекало, тот же Эрнст — как вы думаете, они это видят — как они это воспринимают? Что они думают? Понимают ли они, что теперь каждый может оказаться в таком самолете?
А.РОДНЯНСКИЙ: Вы спрашиваете специально про Эрнста, которого многие годы подозревают в скрытых либерально-человечных таких пристрастиях. Он как бы не может быть таким, совсем ужасным. Он не тот злобный демиург, условно говоря, не Симоньян, которая искреннее верит во все то, что она исполняет, а вот он другой, он про себя что-то другое думает. Вот ошибаетесь. И убеждает себя. Он человек, безусловно, очень одаренный, и он себя давным-давно убедил, что он такой… Они же все вельможи. Они вельможи на службе…
М.КУРНИКОВ: Я вспоминаю, как его супруга выложила в первый же день войны…
А.РОДНЯНСКИЙ: Да, как она плакала. И дети… А вы же, понимаете, их там еще держали неделю в этом…
И.БАБЛОЯН: На карантине.
А.РОДНЯНСКИЙ: Недельку как минимум перед тем, как встретиться с великим и ужасным Гудвином. Иначе бы не пустили. И детей взяли с собой. И она плакала. А он говорил… И, безусловно, он же, как я сказал, способный парень, причем на всё. Как сам он любил говорить — его выражение любимое. Мы когда-то очень дружили в 90-х годах, а последний раз разговаривали году в 2006-м, наверное, или в 5-м. Ну, так разговаривали, не привет-привет… Вот в 6-м, с тех пор никогда не разговаривали.
Во-первых, он, действительно, был такой у российской системе координат западник. Любил книжки, путешествовать, ездить, смотреть, западное кино привозил. Хотел быть шире. И представлял себе мир, конечно, другим. И не случайно нравился огромному количеству людей, делая огромное количество проектов, которые в свое время завоевали симпатии. Но он убедил себя во всем, что он делает и говорит. И, забегая вперед, это не борьба с самим собой — это внутренняя уверенность. Они себя убеждают. Иначе наступит шизофрения. Двойное сознание — жить невозможно. Значит, надо.
Есть другой коллега его же уровня когда-то сказал: «В этом есть историческая неизбежность. Ты выбираешь позицию: либо ты со своими внутри структуры стараешься смягчить и где-то проложить, не быть до такой степени жестоким, как могли бы быть на моем месте». Вот был бы на месте Эрнста какой-нибудь условный Пригожин от медиа — вот вы бы тогда поели. А я ну все-таки… у меня в 1.30 ночи выходит фильм, который на другом канале не показали бы никогда. А у меня он в 1.30 выйдет, и вы сможете среди ночи проснуться и посмотреть его. И документальные фильмы у меня входят про великих звезд прошлого западных. У кого они? На канале «Россия-1», вы не увидите никаких документальных фильмов про джазменов или великих актеров. И вот я делаю, я стараюсь. Ну да, у меня распятый мальчик, но это не я — это какой-нибудь Клейменов. Клейменов напрямую администрации подчиняется. А потом, меня подставляют все время. Вот бежит, торопится «Россия-1», ВГТРК Добродеев — он сам туда бежит. А я же не могу сзади быть, мы должны на одном уровне быть. И я должен потягиваться. Вот и делаю…
Это такая чудовищная дорога компромиссов и обмана, о которой были уже написаны десятки книг и сняты замечательные фильмы. Мы же не случайно все время вспоминаем «Мефисто» и книгу Клауса Манна. И, естественно, фильм Иштвана Сабо. И, между прочим, давайте не забывать, что написана-то книга о ближайшем друге и даже в какое-то время родственнике Клауса Манна, старшего сына Томаса Манна…
М.КУРНИКОВ: Ой, а какой недавно был скандал в Венгрии, когда рассекретили документы, что Иштван Сабо тоже сотрудничал с местной спецслужбой.
А.РОДНЯНСКИЙ: Очень многие сотрудничали.
М.КУРНИКОВ: И это, конечно, совсем уже по-другому ставит этот фильм.
А.РОДНЯНСКИЙ: Он от этого стал только сильнее, потому что в нем добавилось какое-то личное содержания. Иштвану Сабо же повезло в известном смысле. Как бы мир изменился, и он сумел сам внутренне измениться.
Должен вам сказать, что протопи фильма «Мефисто» и книги, он же в отличие от Клауса Манна, который покончил жизнь самоубийством и чья книга была запрещена и к изданию в Западной Германии до конца 70-х годов, до 78-го, если я не ошибаюсь, практически до того момента, когда Иштван Сабо начала делать кинофильм свой. И прототип, его оправдали на процессах послевоенных. Оправдали, потому что он, как и герой, собственно, фильма и книги, пытался помочь отдельным актерам. И он кому-то сумел помочь. И эти люди свидетельствовали в его защиту на процессе. И он был оправдан несмотря на то, что был генеральным директором Рейхс театра, то есть имперского театра, очень коротко и близко работавшим с Геббельсом, хорошо знакомым Герингом и, более того, Гитлер его назвал в своем собственном списке самых талантливых и важных для Рейха людей. И его оправдали. И он дожил в Западной Германии до конца 70-х. И семья до сих пор борется за его память.
Иными словами, герои нынешнего медийного ужаса, происходящего в России, безусловно, рассчитывают и надеются, что ничего с ними не случится, они спокойно доживут. И у них внутренний мир по отношению к тому… Да, им не нравится, поскольку там есть интеллигентные люди, типа война — это плохо, убивать людей — неправильно. Но украинцы, во-первых, сами виноваты. Им же предлагали… И они вам расскажут в мельчайших деталях свою версию историю, как все виноваты, как сами себя убивают, бомбят, что такое «Азов» и все это прочее. На полном серьезе. Я отчетливо себе это представляю. И я это слушал до начала полномасштабного вторжения в нескольких исполнения, версиях эти арии неоднократно. Слушать это невозможно. Но я просто с удивлением смотрел на этих людей.
И они надеются, что они доживут. Но мы же видели до недавнего времени руководителей Гостелерадио спокойно и в полном, я бы сказал, уважении со стороны окружающих, доживавших свой век в недавние времена. По 95 лет, 90 лет. Не буду называть фамилии, не знаю, может быть, еще и живы даже. Руководители Гостелерадио, те, которые фильтровали все, что могло только быть в советские времена, они не были такими кровожадными в брежневские времена, как нынешние даже близко. Поэтому сейчас те люди кажутся просто бабочками трогательными. Чудесные люди по сравнению с нынешними. Эти думают, что все будет в порядке. Во-первых, войну они не проиграют, во-вторых, они доживут и будут руководить. А потом они станут ходить в школу и рассказывать детям, как они защищали Россию на просторах информационного пространства, на информационных полях битвы с врагом. Вот так они рассчитывают.
И я допускаю, между прочим, что в известном смысле у какой-то части из них так и получится. Такое возможно.
М.КУРНИКОВ: Продолжая этот киноязык, а вы ждете, что появится какое-то видео, записанное Пригожиным, которое будет начинаться словами: «Если вы видите это видео, значит, меня убили…» и так далее, какое-нибудь завещание, какое-нибудь наследство из компромата или что-нибудь?
А.РОДНЯНСКИЙ: Вполне возможно, но это ничего не изменит. На кого это произведет впечатление. У нас сегодня можно показать всё, сказать всё, собрать всё. Он выступит. После этого выступит, условно говоря, какой-нибудь из сотрудников его патрона бывшего и скажет: «Вот герой ушел…» и дальше одна из пяти возможных версий. Во-первых, под дулом пистолета или автомата укронацистов они с него выжали где-нибудь за границей. В Мали, например, зажали — и получили. Либо да, он болел тяжело, перед смертью у него были глюки и появятся свидетели, которые скажут: «Да, у него было… Он срывался, принимал тяжелые таблетки, антидепрессанты, а если не принимал долго — вот у него такая шизофрения происходила.
Третье: Он был как бы такой твердый враг, с которым, к сожалению, приходилось сосуществовать, у него были какие-то свои стороны… Поэтому его свои и сбили.
Ну, найдут версию. Я тут фантазировать могу вам…
М.КУРНИКОВ: То есть это не будет game-changer какой-то?
А.РОДНЯНСКИЙ: Нет, вообще гейм-чейнджеров не бывает. Уже все всё понимают…
М.КУРНИКОВ: Ну, как не бывает? Знаете, на моей памяти есть один гейм-чейнджер, который прямо вау! В кино такого не видел. Когда Зеленский остался в Киеве, когда для него стоял самолет — улетай! А он остался и, мне кажется, это гейм-чейнджер — нет?
А.РОДНЯНСКИЙ: Ну, это же Украина. В Украине были гейм-чейнджеры. Например, был гейм-чейнджер — выступление тогдашнего лидера левых сил Александра Мороза с пленками майора Мельниченко, когда оказалось, что один из сотрудников охраны президента Кучмы подслушал разговоры президента. И он выступил, и он дал послушать. И после это вдруг возник в разговорах некий намек, связь с убийством и исчезновением в тот момент одного из журналистов украинских заметных оппозиционных Георгия Гонгадзе. И получалось, что возникла возможность, что президент замешан, по факту заказал убийство. Это не было потом доказано, но осталось подвешенным. В Украине многое осталось подвешенным и не расследованным. Но на улицу вышли люди, возник кризис 2000-го года, который назывался «Украина без Кучмы». На майдане — об этом многие забывают, — впервые появились палатки. Демонстрации. И это продолжалось на тот момент не так долго, как спустя 4 года во время «оранжевой революции», но пару месяцев. «Украина без Кучмы», когда вышли социалисты, Социалистическая партия, возглавляемая морозом вышеупомянутым и представители национал-демократических и национал-патриотических сил. И поэтому позднее их тот же Литвин, кажется, назвал национал-социалистами. НРЗБ национал-демократами. И это была прямая связь. В Украине она происходит. Украина в политическом смысле, в хорошем, значительно более наивна, чем Россия. Она не привыкла… Например, взрывов на Каширке не было. Никогда не было. Ведь эти же вещи в России постоянно происходят: «Норд-Ост», Беслан. Это же триггеры, которые приучили общество к тому, что всё возможно. Можно отравить всех газом, а потом рассказывать, что они умерли от чего угодно, только не оттого, что люди выносившие тела людей, подвергшихся влиянию газа, просто не знали, как с этими людьми себя вести. Понятно, что они задохнулись оттого, что не было подготовлены… И после это врали. Да любое другое событие. Привыкли к тому, что цинизм зашкаливает. И каждый раз я с этим сталкиваюсь…
Я вот днями написал по поводу этого убийства или гибели Пригожина. Я говорю, взяли — глазами тех, кто сбивал. — если предположить, что сбила власть, но они даже по ходу с их точки зрения невинных людей убили. Этот экипаж, стюардессу девочку. Кому это приходит в голову? С этим вообще никто не считается.
Ну, кто сомневается в том, что власть имеет на все право? Вот расследование Навального. У него дворец. Посмотрело 100 с чем-то миллионов человек. Что случилось? Ничего.
Яхта сейчас… Вышло расследование, что потратили за полгода 3 миллиарда рублей. Ну и что? А какая должна быть у царя яхта, плохая, что ли? А что у других там нету? Нету. Но они не знают. Что нету. И они не знают, что не должно быть. И они пытаются компрометировать… Я тут встречаю время от времени каких-то российских дам, когда в Европу приезжают, и они мне с таким серьезом говорят: «А у Зеленского вилла в Италии». Я говорю: «Да, он успешный продюсер, режиссер, актер, stand-up comedian и так далее. Он предприниматель, заработавших десятки миллионов своим трудом на ваших глазах, более того, с вашим участием. Вы заказывали его выступать на ваши мероприятия. Он там пел, играл. Это его профессия. И он купил себе дом в Италии. Давно, 10 лет назад. Имеет на это право. Это же не 800-милионнодолларовая яхта, которую четыре товарища по коррупции дарят своему шефу. Это же не оно, это разные вещи. НРЗБ какой-нибудь Навальный начнет жрать не в себя. Я же тоже это слышу: «Он же голодный, а этот хотя бы нет». И все это много лет повторяется. Поэтому не будет никаких гейм-чейнджеров. Ну, убили Пригожина, а другие-то не убили. Американцы что, терпят? А французы посмотрите, что устраивают в Африке. А посмотрите на Иран, Ирак, Афганистан и на 8 лет в Бомбасе…
М.КУРНИКОВ: А как украинские медиа отреагировали на убийство Пригожина? С каким настроением это восприняли?
А.РОДНЯНСКИЙ: Главное настроение: Хорошо, что они жрут друг друга. Про Пригожина никаких иллюзий не было. Если в России есть плачущие люди с цветами, подносящие цветы к каким-то странным места — или о офиса «Конкорда» в Петербурге или где… В Украине же такого нет.
Ну, есть один убийца, которого убил больший убийца. Ну и отлично, что они друг друга жрут. При этом все, конечно, обсуждали возможные инсценировки и сценарии, потому что, естественно, полагают, что Пригожин — это инструмент для острых террористических операций и что, возможно, его вывели из игры публично для того, чтобы он поучаствовал в ужасных историях где-то еще. Это главные темы в украинских медиа после убийства.
М.КУРНИКОВ: Люди пишут вам как кинопродюсеру, что, конечно, на главную роль надо выбирать Гошу Куценко, чтобы он сыграл Пригожина. А Алексею Венедиктову предлагают сделать комикс «Спасти Пригожина».
И.БАБЛОЯН: Успешный коммерческий ход может быть.
А.РОДНЯНСКИЙ: Я уверен, что будет много в масскультуре попыток отразить. Но, к сожалению, в России все очень серьезно.
М.КУРНИКОВ: Пафоссно будет тогда.
А.РОДНЯНСКИЙ: Пафосно. Вы же наверняка не видели кинофильм «Свидетель»?
М.КУРНИКОВ: Нет. А вы смотрели, кстати?
А.РОДНЯНСКИЙ: Я посмотрел.
М.КУРНИКОВ: А расскажите, пожалуйста.
А.РОДНЯНСКИЙ: Это прекрасное зрелище. Я вам скажу честно, я знал, что это ужасно будет, то есть оно иначе и не могло быть, но так — я не думал. Это потрясающее совершенно в своей отвратительности зрелище, потому что оно такое тупое, что дальше некуда.
Во-первых, это сделано для иностранной аудитории. Этот несчастный человек, которого играет в прошлом хороший актер чудовищно. Что произошло? Это один из любимых учеников Петра Наумовича Фоменко — Карэн Бадалов. Это армянский человек с трагическим видом изображает еврейского бельгийского скрипача, явно претендуя на лавры Эдриана Броуди. Самое отвратительное и бесстыдное в этом фильме — это то, что они на полном серьезе как бы внутренне отсылаются к фильму Полански «Пианист». И вот скрипач делится по-английски своими впечатлениями от поездки в нацистский Киев… Там уже на телевидении позднее… А сама по себе история простая. Этого скрипача приглашают в Киев выступить перед мутным типом, олигархом, который в прошлом был флейтистом и потому он заядлый меломан. Но у него есть помощник, которого фамилия Банчак, и вот он с этим помощником обмениваются сладострастными взглядами страшными, какими-то фразами. И мы понимаем две вещи. Во-первых, что даже притом, что они не кричат еще «Слава Украине! Героям Слава. Смерть москалям!» И все прочее, но они страшные бандеровцы. Как говорят в России (поскольку Степан Бандера) — бендеровцы, от города Бендеры. Страшные бендеровцы.
А, во-вторых, они злоумышляют нападение на Россию. Они вот-вот нападут. Но тут начинается утром пресловутая СВО…
М.КУРНИКОВ: А как она все-таки начинается — Россией? То есть это не Украина нападает?
А.РОДНЯНСКИЙ: Они же обеспечивать безопасность рубежей. Вы учебники же читали НРЗБ. Это предупредительная операция по обеспечению безопасности.
Очень хорошо. И главное, что я бы у детей спросил, обеспечили ли безопасность России. Насколько после 23 февраля обезопасилась. К тому, что происходит сейчас… О’кей.
И дальше этого Коэна отпускать гулять по Киеву, его все забывают. И он мечется между толпами злобных гопников, которые стреляют в воздух, грабят магазины, моллы. С криками… Там все говорят между собой по-русски с отдельными украинскими словами. Такая там у них история. «Чуешь Мыколы, там в торговельном центру моечные машины!..» И вот они бегут! Я не лучу. Причем снято это в Москве под какими-то мостами на фоне цокольных этажей. Но это ладно…
М.КУРНИКОВ: Ну, вди, возле Киевского вокзала, чтобы реалистичней было.
А.РОДНЯНСКИЙ: Но самое потрясающее — это жизнь батальона «Азов», одним из командиров которого оказывается вышеупомянутый помощник олигарха Банчак. Олигарх, кстати, бежит немедленно в Израиль. Куда ему еще бежать? Кстати, сказать, и украинских олигархов никто в Израиле не живет. А вот несколько российских — да. На здоровье, пусть живут, я же не против. Лучше, чем в Москве — это-то точно.
И «Азов» — это просто «Свадьба в Малиновке». Вот сидят эти звери и поют горилку, естественно: «Налей мне горилки!» И сало жрут. И потом у них в соседней комнате — девушки для того, чтобы ублажать их. И вот они их приводят и выбирают себе. Не жизнь, а сказка. И если шо — извините, я говорю на их языке, — они могут… вот у них главное удовольствие, как писала в замечательной рецензии Екатерина Барабаш в издании Republic, это по будням жизнь «Азова». А по выходным они мучают людей. Вот у них такая радость.
НРЗБ Как хорошо одетая женщина, хорошо говорящая — тут же они ее и бить и раздевать и насиловать… А тут ночью они идут в лес… Только не спрашивайте, зачем они идут, это объяснить невозможно. И встречают каких-то людей, которых сами ссадили с поезда перед этим. Он же злобные, они должны помешать людям ехать в поезде. И они говорят: «Ты хто?» И тот только начинает говорить — тут же из автомата все… «Москали! Кацапы!»
Слушайте, это невообразимо. Это до такой степени тупо, что даже хорошо. Это надо показывать. Я считаю, что это из того кино, которое надо сохранить обязательно и показывать уровень этих людей.
И надо всегда вспоминать авторов, потому что они должны остаться. Они поставили свои фамилии. Они обязательно должны остаться. Они неизвестны, там нет крупных каких-то имен. Вот только Карэн Бадалов, но вот с ним какая-то трансформация… болезнь. Ну, если надо спросите, что происходит с такими людьми, у Симоньян, Кеосояна… Я не знаю, что с ними происходит. Они как-то, наверное, друг с другом общаются.
Это поразительно что происходит. Он талантливый человек очень. Почему он это играет и еще интервью такие дает? Но он один такой. Продюсер — Софья Митрофанов, в недавнем прошлом известная как Софья Квашилава. Она руководила «Премьером». Потом режиссер такой, некий Дадунашвили. Я его не знал, но он работал с известным… редчайшей совершенно, невыносимой бездарностью, наглость и невежеством — с Ариком Андреасяном. Сначала его художником, а потом режиссером его чудовищных сериалов совершенно диких типа «Чикатило» или фильмов про этого героя, который посадил самолет вдоль рядов кукурузы. Что-то немыслимое по уровню. И Андреасян уже может быть НРЗБ почетным статусом фигуранта почетным статусом фигуранта санкцонных списков в Украине. Потому что он, когда началась война, громко открыл рот и поливал Зеленского, у которого он работал на подхвате, делая его фильмы. Тот играл главные роли и был продюсером. И взяли по глупости, по ошибки — у президента тоже были глупости и ошибки — взяли Андреасяна. И тот решил вылить на Зеленского ушат, как ни на все, что происходит в Украине. Сейчас сидит тихо. Уже, наверное, санкции намекнули, что будет дальше.
Эти люди сделали такое кино. Это что-то невообразимое. И главное, как сейчас всё в России, мне прислал человек из России, чтобы я специально посмотрел, потому что они сказать вслух не могут, а меня он знает, что я не промолчу. И он прислал мне — посмотрите. Ну, я посмотрел. И вот написал и вам рассказал. Это поразительно!
И.БАБЛОЯН: Зрители говорят, что в вашем пересказе это звучит как вообще нечто потрясающее абсолютно, и что сразу хочется посмотреть.
А.РОДНЯНСКИЙ: В Минске на премьеру этого выдающегося…
И.БАБЛОЯН: Четыре человека. Из них три журналиста. Так что это один зритель.
И.БАБЛОЯН: Один режиссер, я надеюсь, пришел.
А.РОДНЯНСКИЙ: Старая шутка, что после просмотра в зале остался один заплаканный режиссер. Вот он там и сидел.
А.РОДНЯНСКИЙ: Я рассказываю, поверьте, веселее, потому что я уже не мог. Я изнемогал это смотреть. Поэтому он мрачный, он серьезный, он отвратительный. И он раздражает люто и тупость и бездарностью. Неловко становится. Испанский стыд почему-то испытываешь ты сам.
М.КУРНИКОВ: Я вспомнил фильм про худшего режиссера в истории Тима Бёртена фильм…
А.РОДНЯНСКИЙ: «Эд Вуд»
М.КУРНИКОВ: «Эдвуд», конечно. да. Это прямо что-то из этого репертуара.
А.РОДНЯНСКИЙ: Но тот людей радовал, тот пытался порадовать аудиторию. Он честно это хотел. Ну что вы! А эти воспитывают. Эти злобно… они там вещают, они знают, как в жизни все было. И про украинцев-сволочей они все рассказывают. И никогда там не были и ничего не понимают, ничего не знают, но позволяют себе. Это поражает всегда.
И.БАБЛОЯН: Я хотела бы вас спросить вроде бы о другом, но, получается, совсем не о другом. У меня в пятницу в эфире был замечательный обозреватель «Новой газеты» Александр Солдатов. Он написал статью, которая называется «Иосиф креститель» про Сталина в религиозных формах и про возрождение культа Сталина. И буквально за 5 минут до Солдатова у меня в эфире был Денис Волков — директор «Левада-Центра», который рассказывал, что они проводят опросы до сих пор про отношение к Сталину и что все больше людей к нему лучше относится. Как вы думаете, почему это происходит? Это поколенческая вещь?
М.КУРНИКОВ: А в Украине Сталин популярен, кстати?
А.РОДНЯНСКИЙ: Я не верю, что это поколенческое. Это следствие происходящего со страной в его идеологическом изводе нынешнем. Вся страна построена на сегодняшний день на культе великой Победы. Победа — основание и фундамент для всего, для всех действий. Чего Россия воюет в Украине? Ну, во-первых, она воюет не с Украиной. Она воюет с коллективным Западом, как мы хорошо знаем. А Запад — дальше цитирую опять же учебник, я прочитал — он насыщает безумным количеством денег и оружия Украину. Не случайно. Потому что они предали идеалы борьбы с нацизмом — Запад. Мы единственные победители, защитники и антинацисты, и мы удерживаем мир от катастрофы, от скатывания обратно. И, соответственно, мы хотим вернуться к тому единственно справедливому миропорядку, который мы помним. А помним мы только Ялтинско-Потсдамский порядок, когда поделили мир Рузвельт, Черчилль и Сталин аккуратненько между собой: это наша сфера интересов, это наша, мы не переходим… сосуществуем, где надо — торгуем, где надо — воюем. Всё. Вот этого мы хотим. Мы же все время им ультиматумы посылаем, этим нехорошим людям, а они не слушают. Они говорят: «Вы, понимаете, прошло 70 лет. Мир изменился». Например, уже Советского Союза нет, он рухнул давно. И люди, живущие в бывших республиках это союза, совершенно иначе хотят жить. Они говорят: «Да нет, это все вы там устроили. Это внутренние предатели и Запад». Они серьезно в это верят.
Они же не случайно в Украину пошли с Росгвардией впереди, которые тащили в походных ранцах парадную форму. Они же искренне верили, что сейчас украинцы, освобожденные от гнета националистов из Киева, кинутся в объятия освободителей. Они же в это верили и верят. Вот это они убедили…
А кто, извините, привел советский народ к великой победе? Кто? Кто обеспечил этот ялтинско-подсдамский мир? Великий Иосиф Виссарионович или как это сказать… Владимир Виссарионович Путин.
Да, у него были какие-то неудачные вещи…
И.БАБЛОЯН: Я думала, недостатки, вы сейчас скажете…
М.КУРНИКОВ: Отдельные.
А.РОДНЯНСКИЙ: Он что-то там не так сделал, но опять же они не говорят еще «Лес рубят — щепки летят», но скоро скажут. Но самое главное, что в глазах нынешней российской элиты, правящей во главе с вождем, он не Ленин. Ленин-то разгромил империю. Вот Ленина Путин ненавидит искренне — это видно. А Сталин воссоздал великую империю, он свел все вместе. Он построил, он восстановил… Ну да, он, наверное, действовал не так рационально и эффективно, как надо было — ну, там зарезал несколько десятков миллионов человек внутри, а можно было их купить, можно обмануть. И у него телека не было, у него не было всего того, что есть у меня — денег не было, нефти не было, трубопроводов, танкеров не было. А сейчас ж все можно спокойно это делать, без миллионных жертв. Можно покупать просто лояльность. Людям пенсии, строительство… чего-то проложить. Ну, 30% без газа. Но ничего, это же меньше, чем было раньше. Было 40% без газа. Будет 20%. Потихонечку. Мы же двигаемся, мы улучшаем вашу жизнь. Нам мешают…
То есть это легкая картина мира. Я об этом. Они предложили очень ясную картину мира: «Мы против всех. Мы хороши, мы добры. За нами ценности консервативные, традиционные. Мы даже не знаем, за что мы больше воюем: против гомосексуализма или против или против наионалистов».
М.КУРНИКОВ: Против сатанистов же там еще.
И.БАБЛОЯН: И алкоголизма еще в какой-то версии.
А.РОДНЯНСКИЙ: Ну с алкоголизмом они не воюют — это своё. НРЗБ. Гомосексуализм, сатанизм… Голосуйте за… НРЗБ.
Они рассчитывают на совершенно дикое сознание людей из далекого прошлого. То есть на самом деле возвращают туда, назад. У меня впечатление, что даже не в сталинское прошлое, а в какой-то домострой, в 17-й век. Потому что им же нужно перестроить все представление об истории. Потому что Россия с петровских времен стремилась в Европу. Кто сказал из ваши гостей, что забили окно в Европу досками. А его же строили несколько…
М.КУРНИКОВ: Дмитрий Муратов говорил.
А.РОДНЯНСКИЙ: Он замечательно в своем выступлении сказал. Они с этим борются. Они туда, в допетровскую эпоху возвращают в мировоззренческом смысле. А после Второй мировой войны реальность современного мира… Ну, почитайте внимательно ультиматумы. Конечно, Сталин у них отовсюду вылезает, как нужный им в дискуссии лидер. И поскольку они сегодня еще и традиционные, им нужна эта обслуживающая религия, департамент идеологии администрации президента во главе с патриархом, завотделом, то, естественно, Сталин должен быть практически канонизирован. И в результате один из главных разрушителей — чертей по факту в классическом понимании религиозном — эпохи, уничтоживший, я думаю, десятки если не сотни тысяч свящянников, разрушивший тысячи церквей, он вдруг канонизируется. И священники, брызгая святой водой, окропляя, открывают памятники… Но пока он, слава богу, на территории какого-то завода в Великих Луках. И объективности ради не дали мест в куче публичных пространств и так далее. Но никто не дает гарантию, что послезавтра это будет иначе.
М.КУРНИКОВ: Гибридный сталинизм, как и много в России гибридное.
А.РОДНЯНСКИЙ: Сейчас же все гибридное. Чем идеология эффективна? Что они используют факты. В советские времена не принято было говорить о фактах. Америка — успешная страна, у нее успешнейший хай-тек. В советские времена об этом бы стыдливо умолчали и показали бы НРЗБ, где живут несчастные бездомные.
Сейчас покажут хай-тек. И скажут, что работает весь на ВПК, против России направлено. И это сделано для того, чтобы не дать нам построить счастливым мир у себя и вокруг.
М.КУРНИКОВ: А вы смотрели «Капитан Волконогов бежал»?
А.РОДНЯНСКИЙ: Конечно.
М.КУРНИКОВ: Что скажете? Понимаете, почему запрещают показ? Опять на этой неделе запретили показ.
А.РОДНЯНСКИЙ: Да, читал. Заодно и фильм Андрея Сергеевича Смирнова «За нас с вами». Конечно, понимаю. Но это же просто прямое публицистическое объяснение того, что происходит, в прямом смысле. Про фильм подробно рассказывать не надо. Действие происходит в нем вроде бы в 30-х годах, но действуют в нем такие современные ребята, одетые в придуманную в совершенно особую одежду, такие энкавэдисты, кожаные штаны модные обтягивающие ботинки Тимберленды или вроде того, красные спортивные костюмы, в которых они и танцуют и поют.
И по ним прокатывается новая волна террора, потому что все время то они кого-то арестовывают и расстреливают прямо во дворе… И там есть фантастический эпизод, когда убийца, профессиональный палач показывает ребятам, как надо выполнять расстрел: ставить, стрелять и так далее. И кто-то может, кто-то не может.
И тут приходит волна репрессий докатывается до самих энкавэдистов. И капитан Волконогов, один из самых эффективных офицеров этой службы бежит, пока всех его друзей хватают. И дальше к нему неожиданно ночью является его друг расстрелянный. Капитан Волконогов в облике Юры Борисва, как он сам себя называет, одного из лучших актеров России современного кино и, безусловно, выдающегося парня. И ему является его друг уже в образе Никиты Кукушкина. И говорит, что если ты найдешь среди своих жертв одного, кто тебя простит из родственников, ты попадешь в рай. И дальше он мечется, идет по следам убитых, арестованных и обреченных на смерть им самим людей.
М.КУРНИКОВ: Дальше не рассказывайте, без спойлеров.
А.РОДНЯНСКИЙ: Это я вам рассказал первые 5 минут, 10, не больше. И там ответ на вопрос про устройство мира, как, почему так. Почему страдают невинные и так далее. Поэтому сегодня это звучит максимально современно и остро. Молодцы, что они сделали. 21-го года фильм. Он был в конкурсе Венецианского фестиваля. Должен был после этого выйти в прокат, но не вышел.
М.КУРНИКОВ: Он не вышел в России. Но так получается, что фильм из России тоже не очень хотят показывать где-то. Получается, он сейчас ляжет на полку.
А.РОДНЯНСКИЙ: Я думаю, что где-то показать могут. Мне кажется, что «Волконогова» показывали во Франции, прокат был, еще в нескольких странах. Объективности ради, русское кино никогда не было особо популярным за пределами страны. Оно только училось пересекать границы. И в русских своих ипостасях выходило в прокат. Но это было ограниченный прокат.
Условно говоря, я причастен к фильмам Звягинцева, самого вроде бы международно известного российского режиссера. Они выходили в прокат во всех странах мира, но это было достаточно скромный прокат. Не будем преувеличивать. Конечно, ни один фильм, ориентированный на массовую аудиторию, не был успешен за пределами страны. Разве что в Китае случались какие-то прорывы. В силу того, что они там очень фильтруют, блокируют западные кино. У них есть периоды, когда нельзя показывать западное кино — только китайское. Там очень жестко контролируемый репертуар.
А так мало был. Фильм где-то выходит за границей. На фестивалях российские фильмы появляются, если они качественные фильмы и если они сделаны без помощи государства. То есть два фактора должно быть: если это независимый фильм по-настоящему и если он фильм одаренных людей, способных говорить о времени и о себе. Условно говоря, в Каннах был фильм Кирилла Серебренникова. Были. И встречаются.
И, естественно, чем дальше, тем сложнее делать сегодня НРЗБ Сегодня точно день национального кино в Америке. И, мне кажется, трудно представить себе, что из России будет сделано очень много фильмов, которые будут попадать в прокат. В Роттердаме, кстати, я вспомнил, фильм Натальи Мещаниновой. Талантливая режиссерка, говорим сегодня политкорректно, с феминитивом. Я не видел фильм, но она очень одаренная. Наверняка талантливый фильм.
Где-то был, если не ошибаюсь, фильм Бориса Хлебникова «Снегири».
М.КУРНИКОВ: Спасибо большое, Александр! Всем пока, до свидания!