«Смотри в оба»: Сетевой трибунал против Авдотьи Смирновой
Вам это ничего не напоминает? Значит, вы телевизор не смотрите и за телеграм-каналами патриотов не следите. Там с тем же ражем и почти в тех же выражениях самоназначенные нравственные ориентиры мочат и Смирнову с Чубайсом как предателей Родины, и Урганта, который хоть страну и не покинул, но 24 февраля не так высказался, а посему недостоин эфира на главном канале страны…
Подписаться на НО.Медиа из России
И. ПЕТРОВСКАЯ: Привет, друзья! Это подкаст «Смотри в оба», я Ирина Петровская и моя колонка «Сетевой трибунал против Авдотьи Смирновой».
«Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется». Эта тютчевская строка из-за частого употребления затерлась до дыр и почти обессмыслилась. Но на минувшей неделе она обрела таки свой буквальный смысл. Сценарист и режиссер Авдотья Смирнова не предугадала, как ее слово, а точнее, интервью Ксении Собчак отзовется ей спустя 3 с небольшим года, когда она решит выйти из тени и продолжить уже на Земле Обетованной свой творческий путь, прерванный обстоятельствами непреодолимой силы. Если бы тогда предугадала, наверное, бежала бы от общения с Собчак как черт от ладана. Но тонкое чутье художника отказало ей, и она не уловила уже разлитое в воздухе предчувствие большой беды.
То злосчастное интервью было опубликовано на YouTube-канале «Осторожно: Собчак» 29 ноября 2021 года — а завтра, как в известной повести Бориса Васильева, была война. И то, что в мирное время казалось, по меткому выражению иноагента Шендеровича, всего лишь номенклатурной пошлостью, в глазах многих зрителей превратилось в безжалостный приговор самой героине, ее «государственному мужу», а в конечном счете и всей системе, бездушным олицетворением которой назначили Авдотью Смирнову.
Я пересмотрела это интервью спустя 3 года на фоне того шквала негодования, который на днях буквально накрыл русскоязычный сегмент Ютуба и соцсетей. Это полезный опыт — смотреть и слушать самодовольные вчерашние откровения из сегодняшнего настоящего, сопоставляя их с горькими реалиями наших дней.
Впрочем, и тогда это интервью поразило даже ее поклонников и поклонниц: куда подевалась та дерзкая, смелая, свободная, острая на язык и, главное, живая Дуня Смирнова, которую до того знали и любили зрители? В кадре восседала барыня Авдотья Андреевна — надменная, равнодушная, говорящая через губу, с кривоватой усталой усмешкой превосходства над примитивной собеседницей, задающей вопросы, не соответствующие высочайшему интеллектуальному уровню героини.
Всем запомнились ее дифирамбы Сергею Кириенко — «одному из лучших людей России», «герою», «блистательному политику с длинной волей, готовому жертвовать репутацией ради светлого будущего родной страны». Всех поразила ее отповедь бывшим товарищам-либералам, с которыми Авдотье Андреевне стало вдруг не о чем разговаривать. Дальше цитата: «Привязанность к политической повестке стала меня утомлять. Ощущение, что Путин у них живет под диваном, под подушкой у них Путин, в колыбели вместо ребенка у них тоже лежит Путин. Они открывают холодильник — оттуда на них смотрит Путин. Они окружены Путиным. Они сами себя им окружили и ни о чем другом не хотят ни думать, ни разговаривать. Владимир Владимирович Путин, президент Российской Федерации, не занимает в моей жизни такое место, какое он занимает в их жизни».
Собчак, надо отдать ей должное, пытается добиться от собеседницы хоть какого-то сочувствия к тем, кто уже пал жертвой существующей власти — как, например, Леонид Парфенов, получивший фактически запрет на профессию. Смирнова же с той же равнодушно-брезгливой интонацией продолжает: «Пожалуйста, не нужно предполагать, что я им не сочувствую. Но для меня эта повестка не является единственной, а от меня все время требуют, чтобы я испытывала чувство вины за то, что я не думаю с утра до ночи о Путине и Навальном. Ну не думаю, ребята!». «Но ты же интеллектуальная элита, ты несешь ответственность. Да, мы требуем от тебя подвигов», — настаивает на своем Собчак. «Ну требуйте — мне-то что?», — устало отмахивается от нее, как от надоедливой мухи, Авдотья Андреевна, некогда кумир либералов и сама, по ее утверждению, либерал.
Там много еще красноречивых и даже шокирующих высказываний, ярко иллюстрирующих динамику превращения богемной Дуни в барственную Авдотью Андреевну — путь от «Школы злословия», где блистала Дуня, до «ярмарки тщеславия», на которой правит бал классическая номенклатурная жена большого государственного чиновника.
Ну а потом мир рухнул, погребя под обломками в том числе и благополучный, с другой повесткой мирок Авдотьи Смирновой. Уже в марте она вместе с мужем спешно покинула страну, подписав до того антивоенное воззвание деятелей культуры, что, однако, не спасло ее от сетевого трибунала, спешно собравшегося в связи с пришедшей из Тель-Авива новостью: режиссер и сценарист Авдотья Смирнова ставит в израильском театре «Гешер» спектакль «Не тот свет» с Ксенией Раппопорт в главной роли. Его герои «оказываются в новом мире, собранном из фрагментов прошлого, то есть узнаваемом и при этом гротескном. Премьера 17 мая 2025 года, 90% билетов на нее уже проданы».
И понесся вой на болотах… Тут-то и припомнили отступнице от прежних идеалов интервью 3-летней давности. В ряде YouTube-каналов на полном серьезе обсуждают и практически инструктируют зрителей, как следует относиться к грядущей израильской премьере. Участники судилища — в основном самые непримиримые борцы с кровавым режимом из-за бугра, — требуют от Смирновой покаяться и за интервью, и за номенклатурный снобизм, и за долгое молчание, следом громко и публично осудить злодеяния режима, который она поддерживала и идеологически подпитывала. На робкие возражения немногих здравомыслящих, что Дуня-де подписала антивоенное письмо, безжалостно рубят: «Этого мало. Надо чем-то пожертвовать, чтобы искупить свою и тем более такого-сякого Чубайса вину».
Потенциальных зрителей в Израиле сетевой трибунал призывает объявить бойкот спектаклю, а театр «Гешер» — отменить премьеру, ибо неча предоставлять сцену коллаборационистам. Под горячую руку попала и безупречная прежде Ксения Раппопорт. «Замазалась сотрудничеством с пособниками режима. Теперь и ей не отмыться», — кричат особо рьяные поборники свободы и справедливости. Спектакль еще даже не поставлен, но ему заранее со злорадством предрекают провал: Смирнова-то не театральный режиссер — следовательно, ничего стоящего от нее ждать не приходится.
Вам это ничего не напоминает? Значит, вы телевизор не смотрите и за телеграм-каналами патриотов не следите. Там с тем же ражем и почти в тех же выражениях самоназначенные нравственные ориентиры мочат и Смирнову с Чубайсом как предателей Родины, и Урганта, который хоть страну и не покинул, но 24 февраля не так высказался, а посему недостоин эфира на главном канале страны. Граждане эмигранты «в белом пальто» тоже клеймят Урганта, но как раз за то, что остался в России, и хоть и давно молчит, но не так молчит.
«Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется», — писал поэт. А дальше у него так: «Но нам сочувствие дается, как нам дается благодать». Может, и дается, но воспользоваться этим божьим даром обличители всех мастей неспособны. Есть упоение в бою — какое уж тут сочувствие.
С вами была Ирина Петровская, канал «НО.Медиа из России». Спасибо вам за внимание. Пожалуйста, смотрите нас, комментируйте, подписывайтесь на наш канал, и до новых встреч!
Петровская рекомендует:
◾️ «Люди против мазута. Как волонтеры спасают Анапу». YouTube-канал «НО. Медиа из России» представляет фильм журналиста Владислава Шкуренко и режиссера Кирилла Верхозина «Спасти Черное море». В новостях федерального ТВ экологическая катастрофа на Черноморском побережье занимает далеко не первое место. О ней говорят ближе к финалу. Типа: «А теперь о погоде».
◾️ «Кому на Руси жить хорошо» / Матрёна — Евгения Добровольская. Кирилл Серебренников в память о выдающейся актрисе Евгении Добровольской выложил на своем ютуб-канале « Kirill and his friends» фрагмент из спектакля Гоголь-центра «Кому на Руси жить хорошо». 25 минут оглушающего монолога главной героини Матрены. Одна из лучших ролей актрисы. К тому же это запись последнего спектакля — через несколько дней Гоголь-центр будет закрыт.
◾️ Константин Райкин: о цене успеха, вызовах времени и пользе смехотерапии. Народный артист России, основатель и художественный руководитель театра «Сатирикон» Константин Райкин в беседе с главным редактором журнала «Театрал» Валерием Яковым размышляет о цене успеха, вызовах времени, театре как спасении в тяжелые времена и пользе смехотерапии. В ответ на вопрос журналиста «Что вы желаете себе и своим зрителям?» отвечает: «Дожить до перемены сюжета».
◾️ СЛУЖЕБНЫЙ РОМАН — режиссерский разбор. Андрей Першин, он же режиссер Жора Крыжовников (автор сериалов «Звоните ДиКаприо», «Слово пацана» и фильма «Горько») представляет программу «Служебный роман»: режиссерский разбор». Это его первая лекция из цикла «История советской комедии», посвященная, как не трудно догадаться, культовому фильму, который сам его создатель Эльдар Рязанов считал своей лучшей комедией.
◾️ Леонид Парфенов, спецгость Редакции — о Вене и вине, империи и импрессионистах, «Намедни» и вечности. Специальный гость YouTube-канала «Редакция» — Леонид Парфенов с его форматом «Сам себе искусствовед». Алексей Пивоваров и Леонид Парфенов гуляют по Вене и говорят обо всем на свете: об империи и Шагале, опере и импрессионистах, Моцарте и Гитлере, о еде как искусстве и о вине (с дегустацией последнего в кадре) и, конечно, вспоминают программу «Намедни». Не оторваться!