Купить мерч «Эха»:

«Подкаст Сергея Смирнова»: Эмиграция из США в СССР. Зачем финны переехали в Советскую Карелию при Сталине

Сергей Смирнов
Сергей Смирновглавный редактор издания «Медиазона»

Канада и США, по мнению карельского НКВД, своих резидентов в республику не отправляло. В итоге тех финнов, кто не был посажен или расстрелян, а также родню репрессированных переселили подальше от государственной границы. Часть из них была отправлена на каменоломни. Ну и, как водится, после пика репрессий последовали чистки уже среди самих чекистов…

ЭМИГРАЦИЯ ИЗ США В СССР. Зачем финны переехали в советскую Карелию при Сталине Скачать

Подписаться на канал Сергея Смирнова

Поддержать канал Сергея Смирнова

Железный занавес. Страна, закрытая от иностранцев.

Такой образ Советского Союза сложился у многих, и в целом он соответствует действительности. Но в первые годы советской власти люди массово не только бежали от большевиков, но и ехали в Советскую Россию из разных стран строить социализм. Судьба многих иностранцев сложилась трагически. Сегодня мы поговорим об американских финнах, которые бросили свои дома и поехали строить светлое будущее в леса Советской Карелии.

Всем привет! Это Сергей Смирнов. Вы на моем историческом канале. Как обычно, подписывайтесь на Patreon, если хотите, чтобы ролики продолжали выходить. Кто в России – на Boosty. Обязательно ставьте лайки, оставляйте комментарии, а мы начинаем.

В начале 20-х годов прошлого века, сразу после окончания гражданской войны, Россия стала одним из самых популярных направлений для эмиграции среди коммунистов всей планеты. Иностранцы ехали в страну Советов, чтобы поучаствовать в великом русском эксперименте по преодолению классового общества и установления диктатуры пролетариата. Историк Сергей Журавлёв пишет, цитата: “В 1920-е годы преобладающей была политэмиграция в СССР, всплески которой совпадали по времени с неудачными попытками революционных выступлений в Германии, Венгрии и других странах. Активные участники этих событий подвергались преследованиям на родине и получали политическое убежище в СССР”.

В Советском Союзе поначалу всячески приветствовали такую эмиграцию. Специальные дома для приема иностранцев были открыты в Москве, в Ленинграде, в Одессе, в Минске и Харькове, тогдашней столице Советской Украины. Для культурной адаптации приезжих создавались клубы. В 20-е годы только в Москве существовали немецкий, англо-американский, карело-финский, итальянский, венгерский, латышский клубы. В свою очередь, эмигранты активно подключались к социалистическому строительству. Благо царила эпоха и атмосфера НЭПа, и возможностей для реализации у приезжих было немало. Иностранцы приняли активное участие в развитии промышленности, сельского хозяйства страны, иногда в самых неожиданных уголках России. Так, например, американцы создали трудовую коммуну в Тамбовской губернии, а швейцарцы в Симбирской. Специалисты из США помогали строить ДнепроГЭС, Магнитку поднимать сельское хозяйство на Кавказе и развивать хлопковое дело в Центральной Азии. Этим, в частности, занимался агроном Оливер Голден, дед известной российской телеведущей Елены Ханги.

Однако, такая ситуация продолжалась недолго. Ко второй половине 30-х годов поток мигрантов полностью иссяк. Страна постепенно закрывалась, а проводимые советской властью экономические и социальные реформы отнюдь не способствовали адаптации приезжих. Напротив, в условиях всеобщей шпиономании и военной истерии жизнь в СССР для иностранцев стала буквально опасной. За тот короткий период, пока границы страны были относительно открыты, в СССР на постоянное место жительства успели перебраться свыше 100 000 иностранных граждан.

Среди них были и больше 10 000 финнов, приехавших в Советский Союз, в основном из США и Канады. Миграция финнов достигла пика, когда на Западе бушевала Великая депрессия. Так что далеко не все приехавшие в СССР, разделяли коммунистические убеждения. Многие просто стремились в результате эмиграции достичь того уровня благополучия, который на тот момент казался недоступным в Северной Америке. И поначалу даже складывалось впечатление, что выбор был сделан правильно. Финляндия была первой территории бывшей Российской империи, получившей независимость после прихода к власти большевиков. Почти сразу после этого в молодой стране развернулась кровопролитная гражданская война, в которой Советская Россия поддержала местных красных. Те, в итоге, потерпели поражение и несколько тысяч финских левых, спасаясь от белого террора, бежали в Россию. Часть из них оказалась в Советской Карелии среди родственного финнам местного населения.

Между тем, боевые действия на территории Карелии не прекращались почти на всем протяжении гражданской войны. Финские войска постоянно проникали на советскую территорию, подпитывая отряды местных повстанцев и поддерживая различные сепаратистские образования –  Олонецкое правительство, Ухтинскую республику, ну и так далее. Это, конечно, отдельная тема для ролика.

В это же время финский социал-демократ Эдвард Гюллинг, эмигрировавший в Швецию после поражения левых в гражданской войне, пишет Владимиру Ленину письмо с предложением создать на территории Карелии национальную трудовую коммуну. По замыслу Гюллинга, она должна быть своего рода социалистической альтернативой буржуазной Финляндии. Некоторые исследователи прямо указывают на то, что Гюллинг изначально намеревался финнизировать Карелию, и все его инициативы в данном направлении встречали весьма прохладные отношения со стороны русского населения региона.

Тем не менее, Ленин заинтересовался предложением и пригласил Гюллинга в Москву, где тот вскоре стал членом ВКП(б), то есть вступил в большевистскую партию. А в июне 1920 года декретом ВЦИК на территориях Олонецкой и Архангельской губерний была образована Карельская трудовая коммуна. Спустя три года она была преобразована в Автономную Карельскую Советскую Социалистическую Республику. Больше половины ее населения составляли русские, около трети – карелы, а собственно финнов было не более 1%, то есть где-то 2-2,5 тысячи человек. В это же время в США проживали около 300 000 финнов, а в Канаде свыше 40 000. В Америку они начали мигрировать еще в 80-х годах 19 века, вдохновляясь как наличием свободной земли, так и пресловутой золотой лихорадкой. Она хоть и пошла на убыль на рубеже столетий, но, тем не менее, продолжала волновать людей, манить к себе.

Карельская автономия с первых дней своего существования испытывала серьезный дефицит рабочей силы. Республика и так была населена крайне фрагментарно, так еще в результате гражданской войны погибли многие местные жители или покинули родные места. Развивать хозяйство в отдаленных районах Карелии, в первую очередь лесную промышленность, было буквально некому. Приходилось мобилизовывать население других регионов страны. Только в 1929 году на лесозаготовки в Карелию из других регионов приехали 60 000 человек. Ну, это была, как понимаете, в основном низко квалифицированная рабочая сила. А поскольку руководству автономии нужны были именно специалисты, оно решило обратиться к помощи трудовых мигрантов. Правда, изначально карельские власти рассчитывали на привлечение рабочей силы из самой Финляндии.

В 1929 году Гюллинг просит советское руководство разрешить переселиться в Карелию 300 финским лесорубам. О своих планах руководство республики пишет в Москву, цитата: “Чтобы облегчить организацию кадров и создание ударной группы, намечено привлечение некоторого количества квалифицированных лесорубов из северной и средней Финляндии, где уже давно существует многочисленный пролетарский класс лесорубов, гарантирующий высокую квалификацию и производительность труда, привыкших, кроме того, к климату и условиям Северной Карелии”. Однако, в Москве эту идею не одобрили. Ну, типа, такое переселение не только ослабит финские рабочий класс, но и приведет к падению престижа СССР в глазах иностранного пролетариата. Большевики опасались, что, столкнувшись с реалиями советского быта, мигранты попросятся обратно на родину, где расскажут всему миру, как обстоят дела в самой передовой стране, строящей социализм. Отказались в Москве рассматривать и обращение группы канадских лесорубов финского происхождения, которые тоже просились на работу в Карелию.

Но Гюллинга и его подчиненных это не остановило. Они продолжили давить на руководство страны. И, наконец, в сентябре 1930 года в СССР прибыла первая партия финских лесорубов из Канады в количестве приблизительно 40-50 человек. Самому старшему из них было 48 лет, а самому младшему – 19. Прибывших расселили в поселке Матросы, что в 30 километрах к западу от Петрозаводска, административного центра Советской Карелии. Хозяйство Матросов дало толчок распространению передовых технологий по вырубке и вывозу леса во всем регионе. Трудовые мигранты из Северной Америки начали использовать инструменты, механизмы, различные пилы и транспортные средства, ранее просто неизвестные русским крестьянам. В итоге разрешение на въезд одной артели лесорубов положило начало массовому переселению в Карелию североамериканских финнов.

В 1930 году практика привлечения иностранных специалистов получила официальное одобрение XVI съезда ВКП(б). Сначала Карелии разрешили привлечь почти 900 рабочих из США, Канады и Швеции. С членами семей это было уже полторы тысячи человек. Затем квоту подняли до 2000 человек только из Канады. Помимо организованных групп мигрантов, некоторые нелегально перебрались в Советскую Россию из соседней Финляндии, переживающей экономический кризис. Таким перебежчикам приходилось сначала пройти через фильтрационные лагеря. Всего же в начале 30-х в СССР въехало от 12 до 14 тысяч мигрантов финского происхождения. Среди тех, кто уехал в СССР, были не только лесорубы, но также строители, механики, столяры, электрики, кузнецы. Возникает вопрос, а в чем была их мотивация?

Ну, во-первых, я уже об этом упоминал, это были годы Великой депрессии, когда миллионы человек по всему миру остались без работы. Уровень промышленного производства был резко отброшен, а тысячи мелких предприятий разорились, оставив своих сотрудников без средств к существованию. Параллельно с этим, ну а точнее, как следствие этого, во всем западном мире начался рост правых националистических и левых коммунистических настроений. В США местная компартия, до 1929 года она называлась Рабочая партия Америки, стала крупной влиятельной политической силой, насчитывавшей десятки тысяч активных членов. Левые идеи были особенно популярны среди мигрантов, оказавшихся в эпицентре экономического кризиса и, как правило, довольно бедных.

При этом финны оказались одной из самых радикально настроенных этнических групп США. К концу 20-х годов прошлого века более 6000 представителей финской диаспоры участвовали в коммунистическом движении. Одновременно, эмигрантская финская печать уделяла много внимания популяризации достижений Советской Карелии. Так что, когда Москва утвердила эмиграционные планы Гюллинга, а в США поехали советские агитаторы, часть финской общины уже была морально подготовлена к возможному переезду в СССР.

В мае 1931 года в Нью-Йорке начал работу Комитет технической помощи Советской Карелии, главной задачей которого была вербовка будущих переселенцев. Советские агитаторы убеждали людей в том, что гораздо лучше строить своими руками социализм в Карелии, чем, цитата: “страдать в эксплуататорской стране от голода и безработицы”. Историк Ирина Такала в своей книге “В поисках социалистического Эльдорадо: североамериканские финны в Советской Карелии 1930-х годов” приводит рассказ канадской финки Айну Стренг, цитата: “Наш сосед Хенриксен приехал из Карелии. Он говорил: “Заработные платы в Карелии очень хорошие, лесной рабочий зарабатывает в среднем 12-20 ₽ в день, а квалифицированные рабочие получают по меньшей мере 600 ₽ в месяц”. Я спросила: “А сколько там стоит жизнь?” Хенриксен ответил: “Скажу так, бутылка водки стоит 70 копеек”. Это выглядело сказочно – 70 копеек! Никто не знал, что это значит в канадской валюте. Но сопоставление ясно показывало, как все дешево”.

Уже осенью 31-го года в СССР поплыли первые пароходы с финнами. Перед отбытием мигранты распродавали все то имущество, что не могли взять с собой. А по меркам Советского Союза многих американских безработных можно было считать людьми более-менее зажиточными. У некоторых были собственные дома с отоплением и водопроводом, автомобили и даже сельхозтехника. И если канадские финны в своем большинстве действительно ехали в Россию просто ради заработка, то среди мигрантов из США были вполне состоятельные люди – фермеры, адвокаты, инженеры. Впоследствии, кстати, некоторые вернувшиеся из СССР трудовые мигранты уверяли, что даже бездомные в Европе или Америке одеваются лучше, чем большинство советских граждан. Доллары менялись при въезде в СССР по курсу 2 ₽ за 1 $. Хотя реальная стоимость советской валюты была намного меньше. Помимо наличности, финны везли с собой разные рабочие оборудования. Они же вкладывались в покупку американской техники для отправки в Россию. Для этого был создан так называемый машинный фонд.


Всего, по некоторым оценкам, объем таких эмигрантских инвестиций в экономику Карелии в начале 30-х был вполне сопоставим с аналогичными тратами из советского бюджета. Массовый переезд американских финнов в СССР получил название “карельской лихорадки”, и ее пик пришелся на второй год. Затем темпы миграции резко упали, хотя уровень безработицы в США и Канаде оставался еще на довольно высоком уровне, и желающих перебраться в Карелию хватало. Но возрастало сопротивление миграции со стороны советских учреждений, прежде всего ОГПУ. Чекисты вообще настороженно относились к использованию иностранной рабочей силы. И постепенно их позиция в данном вопросе стала доминирующей. Вместе с тем многие потенциальные эмигранты передумали ехать в СССР из-за негативных оценок советской действительности. Проще говоря, многие финны, оказавшись в Советском Союзе и столкнувшись с реалиями здешней жизни, ругали ее последними словами, когда писали своей родне в Америку. Некоторые, впрочем, не просто жаловались, а сразу собирали пожитки и отправлялись обратно за океан. Ирина Такала так описывает судьбу этих переселенцев, цитата: “При отправлении кораблей люди кричали: Ура! И пели Интернационал”.

То, с чем они на первых порах столкнулись в Карелии, стало для эмигрантов культурным шоком. Жизнь в грязных холодных бараках, кишащих насекомыми, по пять шесть человек в комнате без всяких удобств, один умывальник на три барака. Безобразное, непривычное питание. Отсутствие медицинской помощи. Камнем преткновения для многих становилась и странная, на их взгляд, организация производственной деятельности. Нехватка материалов и оборудования, постоянные простои, бесхозяйственность. Диктат начальников и полное отсутствие какой-то культурной или спортивной жизни. Словом, примерно 1300-1500 североамериканских финнов сразу же покинули Карелию. Но большинство переселенцев все же рискнули остаться и терпеть лишения советского быта. Тем более при возвращении все приходилось начинать с нуля, имущество то было распродано.

Больше половины прибывших в СССР оказались в итоге заняты в лесной промышленности. Собственно, механизация лесозаготовок в Карелии,   использование тракторов и автомобилей в отрасли началось лишь с приездом североамериканских работников. До этого в республике почти не было специалистов, способных работать с моторной техникой. Карельские новации активно распространялись по всей стране. Специальные финские бригады колесили по регионам для передачи передового опыта. В уже упоминавшемся карельском поселке Матросы существовала специальная школа, в которой лесорубы Урала, Сибири, Кавказа, Ленинградской и Архангельской областей обучались работать по американским стандартам. Также среди финнов было много рабочих строительных специальностей: плотники, столяры, маляры, штукатуры. Благодаря им, появились целые жилые кварталы в Петрозаводске и Кондопоге. В значительной степени усилиями североамериканских эмигрантов в столице Карелии в 1930 году был, наконец, построен водопровод. Ну а где успехи на работе, там достижения и в быту и в культуре. Карелия в первой половине 30-х была площадкой таких стартапов, которым другая российская периферия могла только позавидовать. Широковещательная радиостанция в Петрозаводске была одной из самых мощных в России. Ее оборудовали по последнему слову техники. При местном радиокомитете был создан собственный музыкальный ансамбль, и поскольку в нем играли именно приезжие финны, то в эфире регулярно звучали произведения американских джазовых композиторов. В финских рабочих поселках танцевали фокстрот и чарльстон, играли в бейсбол, ну или в его финскую разновидность под названием песапалло. Финны создали в Карелии театр, симфонический оркестр, различные национальные коллективы художественной самодеятельности.

Но долго такая спокойная жизнь продолжаться, как вы сами понимаете, не могла. Ведь речь идет все же 30-х годах, самых кровавых годах советской эпохи. На самом деле отношения к карельским финнам начала меняться еще в конце 20 х, после того, как Сталин ликвидировал оппозицию, запустил радикальные экономические преобразования и начал строить полноценный концлагерь уже на уровне государства. Но первые волны репрессий, связанные, например, с раскулачиванием, финнов почти не коснулись. Однако в парадигме советского руководства, разделяя всю страну на своих и чужих, финны, а тем более те из них, кто еще совсем недавно приехал из капиталистической страны, совершенно очевидно, относились к чужим. А это, в свою очередь, было основанием для любых форм террора в их отношении. И даже особых причин для этого не требовалось. Нужен был только ярлык кулака, вредителя, троцкиста националиста, ну и так далее. При этом в 30-х, как я говорил, была активная иммиграция Северной Америки, и до поры до времени всем было все же спокойней.

В 1935 году бессменного руководителя Советской Карелии Эдварда и первого секретаря Карельского обкома ВКП(б) Густава Ровио сняли с должностей в рамках борьбы с финским буржуазным национализмом. Спустя несколько лет в отношении них сфабриковали дело о контрреволюционной террористической организации и расстреляли на полигоне Коммунарка под Москвой. Во время следствия оба подвергались побоями. Позже, наряду с немцами, поляками, греками и другими народами, финны попали в список национальностей, в отношении которых НКВД проводил специальные операции. Я уже рассказывал об одной из них в ролике про греков. Причем официальные директивы о начале финской операции, как, например, в случае с греками, так и не было выпущено. Во многом репрессии против них были инициативой местных чекистов во главе с карельским наркомом внутренних дел латышом Карлом Теннисоном. В Карелии стали одну за другой раскрывать фашистские националистические группы террористов финнов и разведывательные ячейки Финляндских спецслужб. Как вы понимаете эту цитату, арестованных финнов, как и любых других своих жертв, чекисты подвергали пыткам и издевательствам, а те, наивные, пытались жаловаться на это в Кремль. Вот, например, выдержка из письма Сталину от арестованного Карла Кахаля, цитата: “Одновременно с этим следователи с помощью своих помощников стали применять ко мне физическую силу. Меня били и пинали, разорвали брюки и мышцы бедра. На последние сутки я потерял сознание и человеческий рассудок. Мои руки крепко завязали веревкой сзади за спину, а ноги за тот стул, на котором я сидел. Во всем теле я чувствовал сильную боль. Умолял разрезать веревки. Но в ответ меня опять били и пинали”. Или вот другое письмо, цитата: “Председателю Калинину М. И. от зека Таппанен Карла. Прошу обратить внимание на мое заявление. 4 апреля меня арестовали в собственной квартире в городе Пудож. На допросах меня обвинили как шпиона финских лахтарей. Прошу заметить, что я был инвалидом от рождения. Меня заставили стоять с больной ногой четверо суток. В конце концов, я не мог стоять так, как стоял, собственно, на одной ноге. Временами били по лицу и ругали. Иногда я терял сознание. Боясь смерти, восьмого того же месяца в 24 часа я решил бежать, встал на обе ноги на землю, хотя при этом почувствовал, как будто нога полна иголок. Решил покончить с жизнью или быть убитым, а потому побежал в меня, начали стрелять и ранили в живот. После этого меня били по ногам, в живот и по всему телу. Меня положили в сани, а сверху на меня сели. Шесть человек привезли в тюрьму, где избиение продолжилось, затем бросили в угол. На следующий день только около 10 утра перевязали мою рану”. В итоге за два года большого террора в Карелии были репрессированы 11 000 человек, из которых 40% составляли финны. И это при том, что доля финского населения республики тогда составляла всего 3%. Только каждый седьмой приговор сохранял репрессированным жизнь, остальные заканчивались смертной казнью.

Расстрелы производились недалеко от Медвежьегорска в урочище Сандармох. Руководитель карельского мемориала, историк Юрий Дмитриев, который, собственно, и обнаружил массовые захоронения репрессированных, сейчас отбывает 15 лет по обвинению в педофилии. Вы наверняка знаете об этой громкой истории, ну или можете почитать на Медиазоне, и, вероятно, Сандармох был одной из причин уголовного дела против него. Одновременно, кстати, с арестом Дмитриева, власти всеми силами начали размывать правду о Сандармохе, продвигая через прокремлевские медиа версию о том, что расстрелы в урочище на самом деле совершили не чекисты, а финские солдаты в годы Второй мировой. Версия более чем сомнительная, никаких конкретных доводов в ее пользу пока не обнаружено. В 20м году Следственный комитет даже сообщил об открытии уголовного дела по факту геноцида советских граждан в Карелии, заявив, что финны, цитата: “закапывали военнопленных живьем и сжигали в газовых камерах”. Впрочем, через некоторое время информация об этом, как слова о газовых камерах исчезли с сайта Следственного комитета, но немножко в сторону ушел, вернемся в Карелию 30-х. Бессмысленная, но беспощадная сталинская машина репрессий вполне ожидаемо прошлась в первую очередь по финнам коммунистам и перебежчикам из Финляндии. Почти все мужчины были расстреляны или пропали в лагерях. Американские финны, жившие, как правило, в отдаленных лесных поселках и не состоявшие в партии, пострадали сравнительно меньше, то есть как меньше от 1000 до полутора 1000 мигрантов из США и Канады стали жертвами массового террора. В основном как иностранный шпион фабрикует дело против Гюллинга, новый нарком внутренних дел Карелии Степан Энтузенко докладывал, например, в Москву, цитата: “Гюллинг через специально созданное переселенческое управление пополнял вражеские ряды завозом из Канады финно американцев. Такое мероприятие мотивировалось отсутствием в Карелии квалифицированной рабочей силы для лесных разработок. Из Канады финны прибывали с собственными автомобилями, пишущими машинками, валютой и заданиями иностранных разведок. Но, судя по материалам уголовных дел против финнов, шпионили они почему то только в пользу Финляндии, даже если были родом из Штатов и никогда на своей исторической родине не были.

Канада и США, по мнению карельского НКВД, своих резидентов в республику не отправляло. В итоге тех финнов, кто не был посажен или расстрелян, а также родню репрессированных переселили подальше от государственной границы. Часть из них была отправлена на каменоломни. Ну и, как водится, после пика репрессий последовали чистки уже среди самих чекистов. Многие из тех, кто пытал, расстреливал и фабриковал липовые дела, сами оказались на месте своих жертв. В частности, были расстреляны и нарком Энтузенко, и его предшественник Карл Теннисон. Большой террор, по сути, положил конец финскому периоду в истории Карелии. Хотя доля финского населения республика существенно выросла после того, как Советский Союз в результате Зимней войны захватил у Финляндии часть территорий. Тем не менее, эмигрантская община была рассеяна. Впоследствии кто- то покинул республику, кто-то сбежал обратно в Финляндию. Многие погибли во время Второй мировой войны. Такая участь постигла и другие эмигрантские диаспоры. Репрессии, ссылка, война. Например, некоторые из немецких антифашистов, спасавшихся в СССР от нацистов, советское руководство просто передало в руки гестапо. Это произошло как раз в то время, когда Сталин и Гитлер оказались союзниками после 39 года. Финское присутствие в Карелии продолжало ощущаться до самого конца СССР. Вторым официальным языком в республике оставался финский, работал финский театр, издавались журналы и газеты на финском языке. Во второй половине 20 века и особенно после распада Советского Союза многие из потомков канадских и американских лесорубов вернулись на свою первую историческую родину, в Финляндию. К сожалению, память об американских финнах и о том вкладе, который они внесли в развитие Карелии, были обойдены вниманием советской да и российской историографии. В этом, по словам Ирины Такала и заключается главная трагедия тех, кто почти 100 лет назад решился разменять, сотрясаемый кризисом мир капитализма на обещанное коммунистами светлое будущее. Такая вот сегодня трагическая история американских финнов, да и вообще финнов, которые хотели жить в сталинском Советском Союзе.

Спасибо всем, кто досмотрел ролик до конца. Опять призываю подписываться на Patreon и Boosty, чтобы эти ролики выходили чаще. Всем спасибо и до нового исторического ролика. Пока.



Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2025