Купить мерч «Эха»:

«Персонально ваш» с Артемием Троицким

Маша Майерс
Маша Майерсжурналист

Нынешняя официальная путинская культура – примерно того же порядка, что культура КНДР. У них там из всей культуры – только военные марши, под которые на парадах маршируют, и пропагандистские песни, которые исполняют на съездах партии…

«Персонально ваш» Артемий Троицкий 01.05.23 Скачать

Подписаться на «Живой гвоздь»

Поддержать канал «Живой гвоздь»

А.ТРОИЦКИЙ: …Но приятно солнце светит.

М.МАЙЕРС: Да, эта фраза уже попала в эфир. Да, светит солнце, здравствуйте, друзья.

А.ТРОИЦКИЙ: Салют.

М.МАЙЕРС: Здравствуйте, друзья, Маша Майерс у микрофона, Youtube-канал «Живой гвоздь» на прямой связи, мы работаем в прямом эфире, чат даже готов к вашим вопросам, сейчас уже можем читать, наверное, так что если видите, что я отвлекаюсь и постоянно смотрю куда-то вниз, это я смотрю в телефон, собственно, туда, где ты имеете возможность писать комментарии и вопросы. Артемий Троицкий гость сегодня, критик, ди-джей, легендарный, легендарный. Артём Кимович, здравствуйте ещё раз.

А.ТРОИЦКИЙ: Здравствуйте, Маша. Всем привет!

М.МАЙЕРС: Я, как обычно, хочу вам напомнить, что поддержать наш канал «Живой гвоздь» можно разными способами. Вы можете оформить с недавнего времени регулярные пожертвования нашему каналу, используя сервис «Бусти», и вы можете приходить в shop.diletant.media, там всякие классные книжки с автографами, открытками от авторов, с печатями от «Эха», автографами ведущих – если вы того захотите, вам и ведущий может подписать книгу, вся красота, редкие подарочные издания, которые вы можете найти только у нас и, заплатив, собственно, ту цену, которая обозначена на сайте, вы можете поддержать наш канал.

А.ТРОИЦКИЙ: А можно поддержать «Гвоздь», его просто забив?

М.МАЙЕРС: Ну можно, да, конечно. Но он живой, имейте в виду, с ним надо аккуратнее. Артём Кимович, можно с личного вопроса начать?

А.ТРОИЦКИЙ: Ну да.

М.МАЙЕРС: А что за история с вашим избиением, что произошло и чем дело кончилось?

А.ТРОИЦКИЙ: Неужели и до Берлина дошло?

М.МАЙЕРС: Ну я же читаю социальные сети, так что знаю, что вы дрались с журналистами. Я с вами далеко, до меня вы не дотянетесь, я до вас тоже, но действительно Артемий Троицкий написал, что вас действительно избили, что били долго. Что произошло, чем дело кончилось?

А.ТРОИЦКИЙ: На самом деле, ничего такого не было, то есть, это такая выдумка, фальшь, кто это придумал, я не знаю, сообщение было такое, что Артемия Троицкого после того, как он предложил избить кого там –  Владимира Соловьёва и уж кого там, не помню как зовут, фамилия Красовский, его после этого избили местные русскоязычные журналисты, причём так били долго, и там даже приводится как бы моя прямая речь, как меня сильно били и так далее. Ну надо прямо сказать, что по поводу Соловьёва и Красовского я просто выразил недоумение, очевидные мерзавцы, гнусные мерзавцы, подлецы, сволочи, лгуны и так далее – ну просто клейма ставить негде на этих скотах. Я выразил удивление по поводу того, что до сих пор, в общем-то, им никто не вломил в стране России. Не знаю, если бы я там был, меня там, к счастью, нет, то я бы, в общем, такой возможностью, скорее всего, воспользовался бы, ну просто кулаки чешутся. Надо подлецов хоть как-то наказывать. Если они там в полном порядке в плане взаимоотношений с властью – это не означает, что они должны себя чувствовать в безопасности. В ответ на это меня якобы избили в городе Рига. В городе Рига я иногда бываю, но не был там уже довольно давно, никто меня не бил. Когда эта вся история не то чтобы произошла, а когда она случилась в социальных сетях, я был совершенно вдалеке, а именно в городе Лондоне. Это такая стопроцентная липа, которая, тем не менее, кое-что говорит о повадках каких-то балтийских вот этих ватниках. Не думаю, что это была история, происходящая из Москвы, скорее всего, это были латвийские или эстонские пропутинские активисты – решили таким образом мне страшно отомстить. На самом деле, я в полном порядке, жив-здоров, никто не нападал на меня абсолютно. А эти ребята – они вообще только исключительно в сетях. После того, как им прижали хвост – кого-то депортировали, кого-то, может, даже посадили, хотя я не помню, чтобы там кого-то посадили – но вот депортировали абсолютно точно. Из Эстонии депортировали около 20 человек таких вот запутинских. Я считаю, что это очень гуманно – если им так нравится Путин, так нравится Россия, это страна их мечты – так и уёбывайте туда, живите там себе прекрасно. Я считаю, что всякие балтийские и прочие европейские правительства, депортируя этих люде08 07й, оказывают им услугу, к тому же ведь депортация, скорее всего, ведь происходит бесплатным образом. Не надо покупать билет на самолёт Lufthansa Берлин-Москва или в таком духе – а тебя, значит, тёпленького посадят, вот ещё и ремешком пристегнут – так что да.

М.МАЙЕРС: Сейчас ещё, знаете ли, фиг депортируешь, потому что прямых самолётов нет, а через Турцию – скажут, сами забирайте, нам тут такие не нужны, понимаешь, только довести до границы и отправить туда на нейтральную. 

А.ТРОИЦКИЙ: Чтобы проползти в любимую путинскую Россия, надо, значит, какие-то испытания пройти, значит, надо и какие-то тяготы принять – а как же иначе, на халяву захотели? Нет!

М.МАЙЕРС: А как основания определить, господи, как страшно говорить про плохих и хороших русских, но, тем не менее, так или иначе, вы знаете, сейчас в Берлине была большая правозащитная конференция русская памяти Юрия Шмидта – очередная декларация появилась, это мы с вами обязательно обсудим. Это декларация демократических сил, где пять тезисов неких декларирует о том, чтобы установить единые ценности и плюс ещё не ругаться между собой – вот это, наверное, самый интересный пункт. Опять-таки обсуждалось, а давайте там какие-то анкеты, давайте на человека профиль составим по социальным сетям, личным высказываниям и так далее. Нужно это делать или не нужно? Как это делают балтийские страны?

А.ТРОИЦКИЙ: Я не знаю, балтийские страны это никак не делают, потому что это сложно. Само собой разумеется, если под видом хорошего русского захочет пробраться в Европу какой-то путинский диверсант или какой-то там фсбшный шпион и так далее, там разумеется, что на все анкеты они ответят самым правильным образом, они против войны, против кровавого режима и прочее, и прочее, участвовали в таких-то демонстрациях – а кто это проверит? Никто не проверит. Поэтому они просто закрыли въезд – и всё. Если и не впускают, то только тех, по поводу кого имеются совершенно неопровержимые доказательства, скажем, такие-то уголовные дела, такие-то привлечения к ответственности, такие-то штрафы, такие-то посадки – ну вот этих людей могут принять. А вот так вот сказать. Что я хороший русский, а не просо так – это вряд ли сработает. 

М.МАЙЕРС: Хорошо, к декларации давайте обратимся. Во-первых, вы ознакомились, была у вас возможность или вам это не очень интересно? 

А.ТРОИЦКИЙ: Мне это не очень интересно, но возможность была. Да, ознакомился.

М.МАЙЕРС: Что вы о ней думаете и подписали бы вы её? 

А.ТРОИЦКИЙ: Я не знаю, стал бы я её подписывать или нет – наверное. поэтому меня перестали приглашать на подобного рода конференции и съезды. Ну, во-первых, по поводу текста этой декларации у меня особых нареканий нет, за исключением того, что там ни слова не сказано о репарациях, которые должна платить Россия Украине. Там что-то сказано типа компенсации жертвам – но это такая как бы очень мягкая формулировка. А правильная – что Россия должна как в своё время фашистская Германия и прочие агрессоры – должна выплатить положенное на восстановление, и не только там жертвам, видимо, имеются в виду конкретные люди. Ну конкретные люди тоже, но кроме того должна быть восстановлена инфраструктура, промышленность, жилые дома и прочее. И всё это должно происходить за счёт страны-агрессора, которая всё это дело порушила. В данной декларации, уж не знаю почему, это всё очень мутно и слабовато выражено. Второе, не то чтобы мне не нравится, смущает это вообще, эта история – это то, что, в общем-то, самая сильная и самая популярная из российских оппозиционных сил, а именно ФБК Навального – она вообще в этом съезде не участвовала. А как можно говорить об объединении всех сил, если главной силы нет? Это, конечно, странно и непонятно. Я, конечно, не знаю, что за этим делом стоит. Мне все эти склоки, все эти срачи уже давным-давно надоели, я в них никак не участвую, более того, я за редкими исключениями, когда действительно что-то важное вроде бы брезжит. Я даже и не читаю, и не слушаю ничего абсолютно. Эту декларацию я прочёл, потому что ну вроде бы это было действительно что-то солидное, вот там и то, и сё, и пятое, и десятое, и собрались, и Ходорковский там, тебе и Дима Гудков, всё такие милые люди. Потом я смотрю – а навальнят-то там вообще не было. Ну как же так можно-то? Я считаю, что вот если уж говорить об объединении, если говорить о том, чтобы не выносить на публику всякие споры, склоки, скандалы и так далее, но если это делать – то уж надо делать это действительно всем вместе. В данном случае я считаю, что, в общем, это как-то неубедительно всё выглядит.

М.МАЙЕРС: Вопрос, означает ли это, что в настоящий момент, я сейчас употреблю довольно жёсткую формулировку, что структуры ФБК, не буду говорить про самого Навального, который сейчас находится в тюрьме и, судя по всему, будет там ещё довольно долго, если в российской политике ничего принципиально не изменится, что структуры ФБК становятся одними из наиболее деструктивных в российской политике?

А.ТРОИЦКИЙ: Я вообще не понял, что значит «деструктивных»? 

М.МАЙЕРС: Ну это же их выбор, во-первых, они и с другими не хотят, это же их выбор, это было так всегда, это принципиальная позиция, сейчас разница в том, что когда можно было занимать настолько жёсткую принципиальную позицию, отмежевавшись от всех остальных, это называлось борьбой за власть. Были выборы, Навальный баллотировался, получил много достаточно голосов, мы это помним. Сейчас политики нет, а борьба, а грызня осталась. 

А.ТРОИЦКИЙ: Я бы не рискнул эту ситуацию комментировать, по простейшей причине – я не знаю, что стоит за всем этим. Я не знаю, это ФБК Навального отказалось участвовать в этом самом берлинском съезде РСДРП, или это берлинский съезд РСДРП не пригласил людей Навального по каким-то им понятным причинам. Я не знаю этой ситуации, поэтому как я могу сказать, кто деструктивен, а кто не деструктивен? Я могу сказать со своей стороны, что мне симпатичны и Навальный, и Люба Соболь, и Мария Певчих, и Дима Гудков, и папа его Геннадий, и Михаил Ходорковский, и с некоторыми оговорками Гарри Каспаров. В принципе, эти люди заслуживают внимания и заслуживают уважения, и я не берусь говорить, что вот как бы эта фракция деструктивна, а остальные все конструктивны. Это просто находится вне моего понимания.

М.МАЙЕРС: Я просто один ещё момент должна уточнить по этой декларации, что, во-первых, там открытый список подписантов. Я спросила, подписали бы вы, в принципе, если вы к этому готовы, можете это сделать, никто не мешает ни вам, ни мне.

А.ТРОИЦКИЙ: Острой потребности не испытываю.

М.МАЙЕРС: Понимаю. А можно каким-то образом всё-таки победить эти срачи, простите? И как-то в общем договориться, можно что-то для этого сделать, как вы думаете?

А.ТРОИЦКИЙ: Я не знаю, я когда-то пробовал, это было довольно давно. Помню, что в городе Лондоне сидели мы в баре отеля, уже не помню какого, рядом с Гайд-парком. Сидели мы втроём, а именно Ходорковский М.Б., Каспаров Г.К. и Троицкий А.К. И я их там собрал для того, чтобы уговорить их как раз прекратить всякие срачи и нормально относиться к Навальному, к которому я всегда относился и отношусь тоже очень хорошо. И они вроде бы сказали, что ничего против не имеют, что всё в порядке, что да-да-да, почему бы нет. Было это лет пять всё назад, ну как мы видим, что воз не то чтобы и ныне там, а, в общем-то, откатился ещё дальше в жопу. Так что я был бы только рад, если бы все нормальные люди объединились вне зависимости от их правых-левых взглядов, я бы исключил только подлецов. Вот всяких людей вот таких очевидно гнусных и провокационных и так далее – вот их бы я бы в светлое будущее не брал, но таких, на самом деле, очень мало, буквально раз-два и обчёлся. Нормальных людей – их абсолютно огромное большинство. И то, что они грызутся между собой. Причём, естественно, за шкуру неубитого, это всё, конечно, и грустно, и смешно.

М.МАЙЕРС: А парочку фамилий подлецов назовёте?

А.ТРОИЦКИЙ: Ну я могу сказать, есть такой Бабченко, который просто издевается над всеми, над Колесниковой, она у него розовая пони, над Навальным, который просто в пыточных условиях сидит в тюрьме, над Яшиным, над Зеленским, кстати. Мне просто очень нравится, два главных врага Путина – Зеленский и Навальный, это совершенно очевидно. Два главных врага вот этого придурка, этого больного Бабченко – эти же самые люди, Зеленский и Навальный. Но при этом Путин это Путин, а Бабченко считается там типа какой-то оппозиционер. Это, по-моему, просто абсурдно.

М.МАЙЕРС: Ладно, Бабченко не возьмём. А как вам, кстати, раз уж вы про Каспарова вспомнили – имели ли вы удовольствие посмотреть интервью, хотя бы коротко ознакомиться с цитатами из интервью Гарри Кимовича Каспарова Юрию Дудю и кратко прокомментировать основные тезисы? 

А.ТРОИЦКИЙ: Я боюсь, что меня очень отпугивает, при полном уважении, респекте и так далее к Юрию Дудю, могу честно сказать, что я не смотрел ни одного из взятых им интервью .ни одного. Я смотрел его фильм про Колыму, он мне очень понравился, но это единственное творение Дудя, которое я имел счастье видеть. Все остальные я не смотрел по одной простой причине, меня отпугивает хронометраж этих интервью. Когда я слышу: 3 часа, 4 часа, ну я просто знаю, у меня нет такого количества времени. Я не настолько втянут во все эти истории, чтобы их смотреть. Ну естественно, интервью там с каким-нибудь Оскаром Кучерой я вообще не стал бы смотреть, потому что это мне в принципе не интересно. Интервью с Каспаровым я понимаю, что мне стоило бы посмотреть, потому что Каспаров важный человек, но пока что, по крайней мере, в моём перманентном цейтноте я трёх или сколько там, трёх с половиной часов на это не нашёл.

М.МАЙЕРС: Ну чуть короче, там смысл заключается в том, что действительно все эти темы, которые мы с вами обсуждаем, это объединение российской оппозиции, это поиск виноватого отчасти, это резкие слова, кстати, в адрес и Навального, и Яшина, и много воспоминаний о Борисе Немцове – есть, наверное, вещи, которые достойны того, чтобы немного вас отвлечь от прослушивания хорошей музыки, что я хотела сказать.

А.ТРОИЦКИЙ: Да, я ди-джей, что вы меня всё время в политику втягиваете, Маша?

М.МАЙЕРС: Давайте не о политике, тем более, сегодня 1 мая, один из главных советских праздников.

А.ТРОИЦКИЙ: Я вас поздравляю, кстати. Мир, труд, май!

М.МАЙЕРС: Трудитесь?

А.ТРОИЦКИЙ: Мирно.

М.МАЙЕРС: Да, в мае. Я в этом смысле хотела поговорить про ностальгию, потому что с одной стороны, первомайский контекст от такой абсолютно – для советского человека он советский, правда же, особенно вспоминая демонстрации и прочие радости. С другой стороны, мы ругаемся на власть, когда начинаются все эти back in USSR и прочие прекрасные истории, кстати, тут в очередной раз прозвучала инициатива вернуться к системе распределения после ВУЗов. Хотела вас об этом тоже спросить, но и при этом, когда я вас читаю или смотрю социальные сети, вы много можете написать про ленинградский рок-клуб или вы недавно писали про музыку на костях. Вот эти ностальгические чувства – насколько они востребованы, в какой части как разделить, как отделить хорошее от плохого, когда мы говорим о прошлом? 

А.ТРОИЦКИЙ: Нут, надо просто смотреть на всё это, во-первых, трезво и объективно, а во-вторых, и главное, со знанием дела. Потому что я постоянно сталкиваюсь с тем, что какие-то оценки советскому строю дают люди, которые родились уже, в лучшем случае, в 80е годы, а, может, и позже. И это, конечно, смешно. Я родился в Европе году, то есть, к тому времени, когда советский строй начал стремительно сворачиваться – то есть, в 85 году, в начале перестройки и гласности, мне уже было 30 лет, так что, в общем-то, я знаю эту историю довольно неплохо. Ностальгические чувства связаны только с одним, но очень мощным синдромом – а именно, с тем, что путинский режим сначала стал многим людям сильно напоминать советский, а в последнее время, последний месяц или последний год, сравнение путинского режима с, скажем так, брежневско-андроповским режимом, стало, с одной стороны, совершенно очевидным, а с другой стороны стало очевидно то, что он хуже, чем брежневско-андроповский. Отсюда ностальгия. Люди, скажем, мои ровесники, вспоминают советскую власть и сравнивают разные пункты, за исключением одного-единственного: при советской власти за границу было очень сложно выехать. При Путине пока можно. Все остальные категории вот этих самых сравнений – они все не в пользу путинского режима. Я говорю, естественно, не о полках магазина, это естественная история, такая чисто бытовая по поводу жратвы – а вот по поводу политики, по поводу социалки, по поводу культуры и так далее. Всё это при Путине уже хуже, чем это было, скажем, в 70е и даже в начале 80х годов, когда была самая такая агония, репрессии, чёрные списки и всё такое прочее. По крайней мере, в культурной сфере. И, в общем, сейчас это совершенно очевидно, что путинский режим находится посередине, где-то между, на полпути между брежневско-андроповским или брежневско-сусловско-андроповско-громыкинским и сталинским, причём динамика перемещения вектора путинского режима – она в направлении 30х годов, в направлении сталинского режима. И это очевидно, это нечто такое, о чём не поспоришь даже. Просто некоторые эти ватники смотрят на это как бы позитивно и видят в этом изменения со знаком плюс, а нормальные люди испытывают от этого полный ужас.

М.МАЙЕРС: Ещё свернуть от этого куда-то можно, как вы думаете? То есть, мы идём из 70х в 30е, если я вас правильно поняла, в обратном порядке, повернув время вспять. 

А.ТРОИЦКИЙ: Именно так. Я думаю, что осталось сделать ещё две вещи, чтобы всё устаканилось окончательно. Вещь первая – закрыть границы, вторая – закрыть интернет и YouTube. Всё. После этого будет, значит, уже полная кромешность. 

М.МАЙЕРС: Давайте представим. Что закрытие YouTube – это наиболее вероятный сценарий, судя по тому, что говорит Минцифры в лице министра Шадаева или исходя из того, сколько денег вваливается в рутуб и как чувствует себя ВКонтакте.  Очевидная перспектива.

А.ТРОИЦКИЙ: Это всё не в коня корм и деньги на ветер, все эти рутьюбы и так далее – все позитивные программы путинского режима заканчиваются полным крахом и фиаско – то есть, примеров этому имеется уже множество, начиная с импортозамещения и кончая вооружёнными силами.

М.МАЙЕРС: Комментарий, если можно, прочитаю, про ностальгию. Ностальгировать начали наши слушатели. Олег пишет: «Мой дедушка говорил ,что советская власть очень хорошая, но оказалась в плохих руках». Борис: «Моя бабушка, когда мне было 5 лет, разговаривала со своими бывшими учениками, поскольку учитель русского и литературы – и всё с детства я понял про коммунистов и так далее». Вы знаете, я вернулась, я тоже начала вспоминать, что мне рассказывает мой отец, он ваш ровесник приблизительно, и здесь вопрос в чём для меня – он всегда говорил, что брежневские времена – это самое лицемерное время в его жизни, потому что там было два Советского союза, был официальный и был тот язык, на котором люди говорили на кухне, и была та самая музыка на костях, например, как одна из иллюстраций. Почему сегодня всё настолько всерьёз, как вам кажется? 

А.ТРОИЦКИЙ: Потому что гораздо более страшно, потому что Советский союз – была такая страна, на самом деле, во многом исключительно гнусная, действительно, лживая, лицемерная и так далее – но отчасти сказочная, потому что, с одной стороны, она, скажем, действительно обладала некоторой стабильностью, правда, эта стабильность развалилась за три дня…

М.МАЙЕРС: Но 70 лет простояла всё-таки.

А.ТРОИЦКИЙ: Тем не менее, некоторая стабильность была. А люди это ценят. Во-вторых, у Советского союза была, в общем-то, некая идеология, причём идеология марксизма. А марксизм – это, в общем-то, достаточно убедительное учение, у которого были сотни миллионов адептов, и не только в России и Советском союзе, но и во всём мире, включая западные страны, всякие мощные компартии там были, французская, итальянская, прочие, прочие. У Советского союза была масса союзников, и опять же, не только бедные оккупированные страны Варшавского договора, но и всякие страны Африки, Азии, Латинской Америки и так далее. То есть, Советский союз был такой конструкт, при всей его некоторой комичности и отчасти, даже не отчасти, а целиком и полностью, лицемерии, в общем-то, это была довольно-таки убедительная фигня, и Советский союз брежневского периода, который я застал – слава богу, я не жил при Сталине, а я жил уже в 60-70е и 80е и так далее, в этом Советском союзе как бы всё выглядело и было как бы понарошку. Вы знаете, там всякие известные пословицы – где бы ни работать, лишь бы не работать, и так далее. Никто не работал, в том числе всякие КГБ и прочие, и прочие. То есть, всё делалось спустя рукава. Пример: с 82 по 85 год я был под полным запретом как журналист, чуть ли не единственный писал о рок-музыки, всячески её защищал, пропагандировал и так далее, когда пошли гонения на рок, чёрные списки и так далее – я тоже попал под раздачу. Я не мог вообще, ни в Москве, ни в Ленинграде, я был абсолютной персоной нон-грата. Я не мог печатать свои статьи, при том, что был очень  уже популярным тогда автором, ни под псевдонимами, никак. Это с одной стороны. А с другой стороны, в Латвийской ССР, то есть, в союзной республике, в городе Риге, на латвийском государственном советском телевидении я вёл телепередачу «Видеоритм», вот такая вот была странная парадоксальная страна. Ой,, прошу прощения, звонят товарищи из Финляндии, но я не могу подойти. И вот этой ретивости, рьяности не было. Всё было даже не на полшишечки, а на четверть шишечки. Поэтому люди, в общем-то, веселились. И вся эта наша подпольная среда хипово-панкового там, вообще непонятно какая, нам жилось, на самом деле. Очень даже вольготно – при том, что денег не было абсолютно, естественно, музыка вся распространялась совершенно кустарным образом и так далее – но при этом, скажем, я мог уехать за границу, у меня были всякие подруги иностранные, которые очень настоятельно хотели взять меня в мужья с тем, чтобы увезти меня во всякие западные капиталистические райские кущи, я от этого дела отказывался, потому что мне было страшно интересно. Мне было интересно в этой среде Цоя, Гребенщикова, Макаревича, Агузаровой, Башлачёва и прочее, прочее. Я совершенно не хотел это променять на, значит, какой-то Нью-Йорк или Рим. Я уж не помню, о чём ты меня спросила, извини. 

М.МАЙЕРС: Неважно, мне очень нравится погружаться в воспоминания. Я вот о чём хочу спросить, вы сказали, тогда никто не работал, но это те самые времена вашей юности, когда был принят закон о тунеядстве. У нас кто был главным тунеядцем, Бродский, если ничего не путаю?

А.ТРОИЦКИЙ: Я знал нескольких, более того, я сам вполне мог попасть под закон о тунеядстве, хорошо, что ты упомянула закон о распределении после ВУЗа. Я был распределён в ЦСУ СССР. Это центральное статистическое управление, знаменитый дом Ле Корбюзье, на улице тогдашней Кирова, ныне Мясницкой, где, в частности, снимали фильм «Служебный роман» и так далее, вот меня распределили в это самое ЦСУ. Я категорически не хотел идти туда работать, ну и вообще не хотел работать никогда, честно говоря. Я не пошёл работать, я прятался в течение более, чем полугода, чтобы меня не привлекли за тунеядство, а потом, к счастью, слава богу, благодаря моим журналистским заслугам взяли меня в институт истории искусств, стал я уже там заниматься социологией и музыкой, и это то, что было мне интересно. 

М.МАЙЕРС: А то, что сегодня происходит в России – во-первых, вы сказали «мне было интересно». Сейчас, я понимаю, в России неинтересно ни в каком смысле, а уж в музыкальном и подавно, потому что приличные люди уехали?

А.ТРОИЦКИЙ: Я там уже не был два года. С одной стороны, там очень интересно. Для настоящих таких авантюристов-подпольщиков, я считаю, в России сейчас должно быть очень интересно. Надеюсь. В России имеются всякие подпольные организации, что всплывает наследие эсеров, большевиков и даже народовольцев и так далее – это было бы очень клёво. Для людей ,которые склонны к такого рода образу жизни и образу действий, я считаю, что сейчас в России должно быть очень интересно, опасно, конечно, при этом, очень опасно. Что касается культурной жизни, её нет. На официальном уровне её нет, нынешняя официальная путинская культура – это культура примерно того же порядка, что культура КНДР. Кто-нибудь что-нибудь знает про КНДР, кто-нибудь знает хоть одного северокорейского музыканта или писателя, или кинематографиста? Нет, никто не знает, их нет вообще. У них там имеется из всей культуры только военные марши, под которые на парадах маршируют, и пропагандистские песни, которые хоры исполняют на съездах партии. То же самое в России на официальном уровне, плюс всякая такая попса на официальном уровне, эти Басковы-Газмановы, и всё – а, собственно, вся остальная культура сместилась во внешнюю Россию, там её полно, в общем-то, она вполне себя неплохо чувствует. Плюс имеется в России ещё культура, я знаю достаточное количество представителей этой культуры. Имён называть не буду, но культура, которая находится просто ниже уровня радаров, что называется, путинской власти. Это всякий андеграунд, экспериментальное искусство, всякое такое, что, с одной стороны, не является массовым и популярным, с другой, не несёт никакой политической нагрузки. Это тоже есть и в области визуальных искусств, и в области музыки, всякие там электронщики затейливые и прочие композеры. Вот, ну они, пока что, им живётся достаточно спокойно, именно потому что в их творчестве практически полностью отсутствует политическая и какая-то протестная оппозиционная повестка. Но я очень боюсь, что у этих ребят, многие из которых талантливые, из России, по разным причинам многие уехали, но многие не уехали, я боюсь, что рано или поздно всё-таки к ним придут. Если этот режим вообще продлится ещё какое-то время, в чём я, честно говоря, сильно сомневаюсь, я думаю, что в результате придут ко всем, в том числе к самым аполитичным – и всё равно потребуют, чтобы они определили свою позицию. 

М.МАЙЕРС: С кем вы, мастера культуры, да. Хотелось бы проиллюстрировать одну из ваших мыслей по поводу того, что вы говорите, да, интересно, да, андеграунд, вспомните народовольцев в том числе, сегодня, как вы знаете, сошёл с рельс, не знаю, смотрели ли вы новости, поезд грузовой, который перевозил нефтепродукты. По официальной версии, это уже довольно активно обсуждается, это подрыв железнодорожного полотна, из-за чего произошла эта авария, ну и плюс ко всему ЛЭП, которую подорвали в Ленинградской области – там рухнула одна из опор электропередач. Ну и, конечно, Владлен Татарский, эта девушка, фамилию даже не вспомню, которая принесла ему статуэтку. Эту мысль иллюстрируют приведённые мной примеры, вашу мысль? 

А.ТРОИЦКИЙ: Это неизвестно, это могут быть какие-то русские партизаны, но точно так же это могут быть украинские диверсанты. По поводу подрыва этого самого Владилена Татарского, Вавилена Пелевина, тут я абсолютно уверен в том, что это не дело рук спецслужб. Я уверен, что ни российские ФСБ, ни украинские СБУ к этой акции не причастны. То есть, это дело рук какой-то самодеятельности. Почему я в этом уверен, потому что сам способ, каким это покушение было осуществлено,  он совершенно сюрреалистический. Это надо придумать, это только в литературе такое бывает у Пелевина, Сорокина или там Гофмана в сказках, подарить объекту теракта бюст с его собственным изображением позолоченный, чтобы это дело рвануло. Ну это полный абсолютно сюр, концептуальное искусство на самом деле, но с человеческой жертвой. Я совершенно уверен, что ни у каких спецслужбистов никаких стран, будь там даже хитроумный Израиль, не хватило бы просто фантазии для того, чтобы изваять скульптуру убиенного и ему её подарить. 

М.МАЙЕРС: Ну по-пелевински, не случайно его вспомнили. 

А.ТРОИЦКИЙ: Да, это арт, а не операция спецслужб.

М.МАЙЕРС: Елена Некрасова спрашивает: «Сейчас некоторые активно насаждают слух о том, что в России обязательно будут голодные бунты. Как вы считаете, это вероятно?»

А.ТРОИЦКИЙ: Я не думаю, что это вероятно, насколько мне известно, как мне докладывают сохранившиеся в Российской федерации лазутчики, в общем-то пока что в магазинах особенного дефицита не наблюдается. В этом случае это одно из немногих положительных отличий СССР образца 70-80х, полки всё-таки пока что заполнены. Но это сейчас. Что будет через полгода, через год – совершенно непонятно. Притом мне докладывают мои шпионы из Москвы, Петербурга и каких-то крупных городов, что происходит где-нибудь в провинции, маленьких городах, райцентрах и так далее, как там обстоят дела со снабжением, этого я не знаю. Так что по поводу голодных бунтов – может быть, для этого будут основания, то есть, пустые полки, но народ наш – это же народ терпил, как известно, и в Советском союзе были пустые полки, и рассказывали на эту тему всякие дивные анекдоты по поводу советских парадоксов, что в магазинах ничего нет, а холодильники у всех ломятся. Ну ломятся, не ломятся, но люди не голодали в Советском союзе, при том, что про магазины сети «Океан» рассказывали:  «Три кильки в томате, три бляди в халате, кругом чешуя и нет ни хуя». Ну это было на самом деле так. Были пустые магазины продовольственные, я это видел не раз. Но при этом люди не бунтовали, никто не бунтовал. А если вспомнить вообще жуткие события 20-30х годов, все эти голодоморы и так далее – бунтовал? Нет. Если начинали, их чекисты тут же пристреливали, и всё. Никаких голодных революций не было, при том, что люди реально умирали от голода. Так что чё-то я не думаю, что голодные бунты случатся, я думаю, что на это как раз имеется твёрдая надежда Владимира Путина и его сатрапов – что что бы они ни делали, какие бы подлянки они народу ни выставляли, как бы ни презрительно и пренебрежительно они в отношении народа себя ни вели, народ всё схавает, народ всё стерпит. Это очень грустно.

М.МАЙЕРС: Про Максима Фадеева, если позволите. Не знаю, следите ли вы за ним, думаю, вряд ли. Он выпустил клип «Я вернусь» в поддержку российских военных, отправившихся на войну в Украину, там какая-то история, значит, уходит, возвращается, как обычно. На что он, как он комментирует происходящее, я по Telegram-каналу «Астра» цитирую. Ранее популярный автор посетовал, что после начала полномасштабной войны в Украине его лишили всех званий и заблокировали счета. Далее цитата: «Есть такой каталог, он в Америке выпускается «Мировые композиторы», я там был, но меня просто вычеркнули. У меня забрали все деньги, арестовали все счета, у меня теперь ничего нет, то, к чему я так стремился». Вот такая цитата. Обиделся?  Как вы думаете? И насколько вообще обида присутствует в том, что делают музыканты, поддерживающие войну?

А.ТРОИЦКИЙ: Думаю, музыканты, которые поддерживают войну и путинскую власть, делятся на две совершенно не равные группы. Одна группа малюсенькая – это те, кто искренне за войну, против, значит, Украины, Америки, НАТО и так далее, за великую Российскую империю, которая там всех растопчет, всех зажмёт – их очень мало. Это, скажем, Ваня Охлобыстин, он даже не столько музыкант, естественно, сколько актёр. Потом вот эта оглашенная какая-то тётка по кличке Чичерина.

М.МАЙЕРС: Подождите, ну Чичерина с 14 года, не могу не спросить, а Охлобыстин, вы думаете, всерьёз? Меня не покидает ощущение, что он тролль на тролле, троллем погоняет. Он же такой ироничный, абсолютно.

А.ТРОИЦКИЙ: Он мой бывший друг, я его знаю неплохо. Нет, он всерьёз, у него это искренне. Потом ещё есть такой Вадим Самойлов, это худшая половина «Агаты Кристи», с которым я судился даже в 11-12 году, выиграл, кстати, оба дела. Но вот этих очень мало, искренних, истовых. А огромное большинство, процентов 95, это вот просто всякие конформисты-приспособленцы типа вот Сергей Галанин, Гарик Сукачёв, группа «Чайф», Слава Бутусов и так далее. Они люди абсолютно безыдейные, но люди, которые держат нос по ветру и которые, в общем-то, неплохо себе представляют, где и как можно заработать. Время просто идеальное, равно как и для всех этих попсовиков-приспособленцев, холуёв, потому что очень многие главные музыканты из страны уехали – или уехали, как та же Пугачёва, Гребенщиков, Макаревич, Земфира, или находятся в чёрных списках, как ДДТ, Сплин там и так далее. Поэтому поляна опустела, опустела эта самая поляна, и этим приспособленцам-халтурщикам сейчас самая лафа, то есть, они теперь осваивают опустевшие места, причём делают это за гораздо большие гонорары, чем когда-либо они в своей жизни видали, им очень хорошо. Они используют ситуацию самым циничным образом. Следственно, продукция совершенно неубедительная, низкого качества и так далее. Соответственно, из всей этой вот путинской музыки выстрелил один-единственный какой-то чувачок по кличке Шаман. И больше никого, больше ничего! То есть, по сравнению с Советским союзом, где была такая мощная пропагандистская песня, которую писали крупные композиторы, типа Пахмутова, Тухманов, Островский, Френкель-Фельцман, Фрадкин, прочие, прочее – они писали качественные песни. «Пусть всегда будет солнце», «Хотят ли русские войны», ну и прочее, и прочее. И люди эти песни любили, на самом деле. Нынче никто эту самую зю-продукцию никто не любит. Меня постоянно спрашивают про этого Шамана и при этом употребляют слово «популярный». Я им говорю: «Разные есть вещи, есть разница между понятиями «популярный» и «известный». Вот то. что Шаман известный – это несомненно, потому что он из каждого утюга доносится. Его просто навязали слушателям, он известный, несомненно известный. Но популярный ли он – думаю, что нет. Эти миллионы кликов, думаю, людям просто деваться некуда, Шаман и Шаман, надо хоть посмотреть, что такое. Ой, бля, что такое.

М.МАЙЕРС: Ну ваш-то клик там есть? Мой есть, я точно скажу. По-моему, даже два.

А.ТРОИЦКИЙ: Мой тоже. Я тоже из чисто профессионального интереса решил посмотреть, что это за феномен такой, убедился в том, что музыка абсолютно бездарная, слова абсолютно бездарные, насчёт голоса ничего не могу сказать, поскольку сейчас с помощью компьютерной всякой коррекции любой голос можно скорректировать любым образом, и каждый будет звучать как Мария Каллас или Карузо, это мелкая техническая проблема при нынешних технологиях. Но при этом этот Шаман убогий – это единственная заслуга всего российского путинского музыкального цеха. Всё, больше нет вообще ничего. Всё остальное просто в минус, но этот Шаман, он, в общем-то, скорее, тоже в минус. Потому что этот Шаман был выведен как порода для того, чтобы каким-то образом зацепить вот этой зю-пропагандой молодёжь. Потому что с пенсионерами, с людьми моего поколения и даже с людьми среднего возраста – с ними можно, в общем, не работать, они и так уже сплющены, забиты, согнуты и зачморены. В общем, от них никаких оппозиционных действий можно уже не ожидать. С молодёжью другое дело, молодёжь – это проблема. Молодёжь как бы не особо поддаётся на все эти дела, сколько бы её не загоняли там во всякую юнармию. И молодёжь валит из страны вагонами. Поэтому шаман, естественно, как бы решили таким образом подцепить на этот крючок молодёжь, но это совершенно бессмысленное, бесполезное, точнее, это правильное намерение, но исполнено оно на тройку с минусом. Потому что молодёжь отличается от взрослых тем, что слушает новую модную музыку, то, что называется английским словом cool. Это должно быть клёво, это должно быть модно, это должно быть в тренде и так далее. Песни Шамана не в тренде абсолютно, а в тренде песни Оксимирона, Моргенштерна, Нойза МС, группа «Порнофильмы» и прочее, прочее, Icepeak там и так далее. Вот они модные, к ним молодёжь тянется реально, потому что это как бы авторитеты. Шаман поёт песни, которые могли бы петь и Кобзон, такие же бессмысленные, попсовые, пафосные, причём в отличие от песни «И Ленин такой молодой, и юный октябрь впереди» – там и мелодии никакой нет. 

М.МАЙЕРС: Я бы спросила вас про эстетику всё-таки. То, что там молодёжной эстетики нет, это 100%, но я могу предложить пофантазировать, предложить концепт, при котором Шаман -это для того, чтобы показать остальным, что молодёжь тоже с нами, мини-Басков, прости господи, чисто визуально. Но ведь 20 апреля появляется эта песня с этой повязкой на руке, с этим проходом по Красной площади по брусчатке, и только ленивый в комментариях, потому что комментарии к этому видео открыты, я почитала, соответственно, две сотни, потом мне это всё надоело, конечно, не сравнивает это с нацистской символикой, эстетикой даже, 30х годов. Ну ещё одно, извините, ироническое замечание о том, что в тексте говорится о том, что вы нас никогда не поставите на колени, при этом чувак идёт по площади в наколенниках. И не очень это понятно с точки зрения принятого решения, на хрена ему наколенники?

А.ТРОИЦКИЙ: Думаю, не будем проводить сексуальные параллели и аналогии, но, в общем, это напрашивается, конечно. Это всё сделано абсолютно бездарно и халтурно. Меня уже спрашивали про этот клип Шамана и упоминали там нацистскую эстетику. Естественно, там текст «С нами бог» – Год вид унс, эта повязочка, вот, говорят, украли у Лени Рифеншталь, из фильма «Кабаре» и так далее. Думаю, мы слишком глубоко копаем. На самом деле, люди, которые пишут эти песни, снимают эти клипы и поют – на самом деле тёмная публика, которая фамилии даже Рифеншталь не слышала и, думаю, фильм «Кабаре» тоже вряд ли смотрела. Причина тут намного серьёзнее, намного глубже – это реальное родство, реальная близость нацистской эстетики и путинской эстетики. И то и другое – белокурые бестии, этот ура-патриотизм, что мы всех сомнём, всех разобьём, с нами бог и прочее, прочее. На самом деле, это серьёзная вещь, это серьёзное подтверждение, доказательство тому, что путинский режим – фашистский режим, точка. Я об этом говорил и писал уже много лет. Сейчас это стало более-менее очевидно для всех нормальных людей, что нацистов надо искать не в украинских биолабораториях, а в московских кабинетах. 

М.МАЙЕРС: Кстати, вспомнила, тут про музыку было несколько вопросов, но господь с ними, у нас три минуты остаётся. «Уроды власти», ваша статья в «Новой газете», которую вы сами вспомнили – то, о чём вы предупреждали, та дискуссия, которая развернулась вокруг…

А.ТРОИЦКИЙ: Всё, что там написано, всё абсолютно так и случилось.

М.МАЙЕРС: А можете контекст напомнить, потому что не знаю, многие ли перечитывали «Новую газету» в прошлом, чтобы помнить ваши тезисы. Можете напомнить то настроение, то, о чём вы думали, когда вы это писали? Это 2000й год.

А.ТРОИЦКИЙ: Статья была написана в марте 2000 года, буквально за несколько дней до президентских выборов, которые, собственно, вынесли в президенты Владимира Путина. Я хочу сказать, что эта статья, я её смягчил, и «Уроды власти» было у меня слегка развёрнуто, это я удалил, потому что я там говорил, на самом деле, очень обидные вещи, о том, как измельчал, причём в прямом даже смысле, наш народ. Речь идёт о Путине и я там очень правильно всё говорю о том, кто такой Путин. Сравниваю его с некоторыми литературными и киношными героями, говорю о том, что народ его поддержит, потому что народ устал от свободы, и говорю о том, значит, какие шаги будут в дальнейшем предприняты, так называемая консолидация, которую я там переделал в консоликвидацию, и последняя главка называется «счастливый конец всему». Как при поддержке или непротивлении, молчаливом согласии народа снова скатится в тоталитарный режим. Вот о чём эта статья. Я её вспомнил, потому что сейчас стало модно вспоминать Валерию Новодворскую, недавно был её день рождения. Многие пишут – вот одна Новодворская всё предчувствовала, всё предвидела. Мне стало немножко обидно, потому что я на самом деле ещё до Новодворской… Новодворская, кстати, была большой поклонницей Ельцина, я поклонником Ельцина никогда не был, и в 93 году даже медаль «Защитнику Белого дома» выбросил публичным образом. Я искренне считаю, что вся эта мерзость, которая расцвела пышным цветом при Путине, основы не всего, но по большей части, были заложены ещё при Ельцине – и расстрел парламента, и война в Чечне, и сфальсифицированные выборы, и коррупция…

М.МАЙЕРС: И институт преемничества, не побоюсь этого слова. 

А.ТРОИЦКИЙ: Институт преемничества – вишенка на торте.

М.МАЙЕРС: Спасибо большое, музыкальный критик, легендарный ди-джей, пророк, не побоюсь этого слова, Артемий Троицкий. Спасибо большое за это интервью, это Маша Майерс, «Живой гвоздь». Увидимся.

А.ТРОИЦКИЙ: Спасибо, счастливо. Всем быть здоровыми!