Купить мерч «Эха»:

«Честно говоря» с Павлом Мунтяном

Ксения Ларина
Ксения Ларинажурналист
Павел Мунтян
Павел Мунтянмультипликатор, сценарист

На моих глазах разламывалась социалка. Моя бабушка умерла из-за того, что она поскользнулась. В Финляндии нет такого количества гололёда, как в России. Такое количество стариков ломают шейку бедра, потом лежачие умирают. Идёт просто во многих сферах микрогеноцид и это то, что сделал мне Путин…

Честно говоря29 октября 2023
«Честно говоря» с Павлом Мунтяном 26.10.23 Скачать

Подписаться на канал The Insider Live
Поддержать канал The Insider Live

«Люди боятся гражданской ответственности»: Павел Мунтян о силе мультфильмов, Z-эстетике и фашизме.

К.ЛАРИНА: Добрый вечер, дорогие друзья, дорогие подписчики нашего канала. Дорогие зрители, это канал «The insider live», Ксения Ларина, и как обычно вечером мы встречаемся в большом разговоре в нашей виртуальной студии с людьми, чьё мнение нам важно и интересно, и интересно, что вам тоже эти люди хорошо известны и интересны. Сегодня у нас в гостях, к моей большой радости, это моё знакомство и я ему очень рада, Павел Мунтян. Павел, здравствуйте.

П.МУНТЯН: Павел, напомню нашим зрителям, мультипликатор, известен он, конечно, вот в этой индустрии прежде всего как один из авторов, основателей, идеологов знакового мультипликационного проекта «Мистер Фримен», вспомнили? Конечно, вспомнили. Может быть, наши режиссёры кусочек нам даже покажут, покажут образ этого замечательного персонажа бессмертного. Ну кроме этого Павел, напомню, такой специалист и футуролог, мечтающий о будущем, занимающийся очень вплотную всеми возможными самыми супер-пупер технологиями в области искусственного интеллекта, айти, и прочее, прочее. Ну, живёт на Кипре, это я просто напоминаю биографию, последние черты. На Кипре он живёт с 2014 года, уехал он туда из России. Замечу, в скобочках, коренной москвич. Уехал из России после того, как Путин начал ту самую войну, которая в своей горячей стадии разверзлась 24 февраля, а вот тогда был аннексирован Крым, вот это послужило таким триггером, чтобы Павел покинул страну, и вот уже 9 лет живёт – на чужбине? Это чужбина?

П.МУНТЯН: Ну это уже не чужбина, это уже родина. Я очень люблю Кипр, полюбил всем сердцем. Он русскоговорящий стал, особенно в последнее время. Тут на миллион двести тысяч населения 290 тысяч русскоговорящих людей. И здесь самое, наверное, большое айти-комьюнити. Сообщество людей, которые занимаются айти-индустрией. И мы все друг с другом взаимодействуем, здесь большие венчурные фонды присутствуют, в том числе российского, белорусского, украинского происхождения.  Очень много компаний и команд, которые занимаются современными технологиями прямо глубоко, и мы здесь все друг с другом очень плотно взаимодействуем. Комьюнити большое, мы не страдаем от отсутствия русского языка, по-русски здесь везде можно говорить, и в магазине, и где угодно, в банке. До начала основной части войны, которая стартовала 24 февраля прошлого года, министр туризма лоббировал закон, чтобы люди, которые работают в сфере обслуживания, знали три языка: английский, греческий, русский, потому что диаспора русскоязычная очень большая. 

К.ЛАРИНА: Да, там большая диаспора русскоязычная, там много известных людей для меня важных и близких, почти друзей, вот Юля Латынина там находится.

П.МУНТЯН: Соседка.

К.ЛАРИНА: Дима Гудков тоже там находится, ну и ещё некоторые приятные нам всем люди, так что компания отличная. 

П.МУНТЯН: Спасибо.

К.ЛАРИНА: Ну тогда вопрос. Раз мы с этого начали, всё-таки опытный релокант, мигрант, не знаю, как вы сами себя называете. Но есть ли у вас советы новым мигрантам, новым релоканатам, которые, конечно же, в большинстве своём пребывают в состоянии растерянности, когда сознают, что всё. И вот это осознание, мой сразу же второй вопрос, как понимать, что это может быть всё, навсегда, что чемодан надо распаковать? Это важно в новых реалиях? В новой реальности?

П.МУНТЯН: Это важно, поэтому если мы смотрим проекцию столетней давности, люди сидели на чемоданах и ждали, что что-то поменяется – но ничего не поменялось. Сменилось поколение, другое поколение, изменения произошли значительно позже. И мы так можем ждать-ждать-ждать, может действительно ничего не измениться, и вероятность такая большая. Что касается релокации, переезда, миграции – большинство людей боятся потерять какую-то связь языковую, культурную, с друзьями, с родственниками и так далее, и так далее, но на самом деле этот страх придуманный. Я знаю очень много людей, которые со страхом уехали, а потом поняли, что мир на самом деле очень дружелюбный, и найти свою аудиторию, друзей, построить какой-то круг общения комфортный и интересный, найти какое-то своё применение более, чем возможно. Самый для меня яркий был пример – когда Вася Обломов уезжал из России, он уезжал через мой дом. В это время он приехал совершенно потерянный, он говорит, у меня отняли всё, включая аудиторию. Недавно мы с ним здесь встречались, у него было очень много концертов здесь на Кипре. Он говорит, ты знаешь, когда ты мне говорил, что меня  были рады слышать по всему миру, я этому не верил, я думал, ты меня успокаиваешь. Но ты знаешь, у меня никогда не было столько концертов, никогда в жизни. В жизни не было, говорит. Я приезжаю, у меня 7 концертов в Канаде, потом 13 концертов в Штатах, Центральная Америка 20, 15 концертов там, 15 концертов там. Бум-бум-бум, говорит, я не успеваю всё. И это не только у него такая история, очень у многих людей, которые переехали, они обнаружили, что могут себя применить, что их ждут, и что мир очень открытый, и никто не настроен враждебно. Есть, конечно же, в связи с тем, что у нас красные паспорта, есть некие препоны, они возникают в связи с санкциями, которые сюда тоже доходят. Это касается, например, банковской сферы, сложно открыть счёт и так далее, и так далее, организационно-административные вопросы, которые решаемы. И, в принципе, если заранее озаботиться, всё провентилировать, это всё вопрос времени. Мало того, сейчас релокантов (мне это слово нравится больше, чем мигрантов) по всему миру в разные страны русскоязычных такое количество, что везде можно найти помощь, в том числе юридическую, организационную, везде есть сообщества в социальных сетях, которые помогут, расскажут, с удовольствием поучаствуют.

К.ЛАРИНА: Но тем не менее, родина помнит своих героев, извините за этот штамп, поскольку хочу сказать, что когда я представляла Павла в начале нашего разговора, я забыла упомянуть ещё один статус – это статус иноагента. Ну, собственно, здесь в этом смысле мы братья по статусу, мы оба иноагента. Ну помимо того, что Павел иноагент, совсем недавно прибавилось ещё кое-что, это уголовная статья за распространение фейков. Дискредитацию российской армии. И так уж получилось, что почти в один день два известнейших мультипликатора, Павел Мунтян и Олег Куваев, автор Масяни, тоже получил вот чёрную метку, уголовную статью за то, что Масяня, тут я помню за что. За то, что Масяня в одной из серий последних, в конце, уже после титров, наверное, Павел знает, я скажу напомню, объявляет призыв такой – сдаваться в плен российским военнослужащим, и этот призыв она мотивирует помощью фонда украинского «Хочу жить», который как раз помогает людям, которые находятся в российской армии, принявших правильное решение перейти на сторону света. Вот, собственно, за это получила Масяня и вместе с ней Олег получили уголовную статью. А у вас за что? За пост, да?

П.МУНТЯН: За пост про Бучу. Там буквально пять строчек и фотографии, которые уже считаются официальными подтверждениями, уже не надо доказывать, что это не фейк никакой – однако пришло буквально через несколько дней после этого, тот же самый следователь буквально, что у Димы Гудкова как раз, по хорошевскому району Москвы, и точно по тому же самому вопросу, и стало известно, у нас есть документ, скан этого документа, что из министерства обороны пришло письмо, в котором написано, что всё, что происходило в Буче – это всё фейк и, соответственно, любые публикации на эту тему являются лживыми и, соответственно, должны преследоваться уголовно. 

К.ЛАРИНА: Вас это волнует – то, что такой привет с родины периодически вы получаете?

П.МУНТЯН: Если честно, скорее нет, чем да. Потому что это мало как сказывается на деятельности, мало как сказывается ещё на что-то. Я действительно, за что переживаю – у меня сейчас возникли ограничения по поездкам. Понятное дело, что страны бывшего Советского союза, за исключением Прибалтики, они все находятся в той или иной связке с Россией, они вынуждены, соответственно, они вынуждены считаться с тем, что того или иного человека признали преступником на территории Российской федерации. Соответственно, мне туда въезд запрещён, потому что, есть у меня второй паспорт, нет у меня второго паспорта – я всё равно должен быть депортирован в Россию. В Грузию меня не пустят, они не хотят конфликта и просто не пускают. Если кто-то является уголовником в России – они просто к себе не пускают. Павел Чиков мне прислал, это такой правозащитник, я даже не знаю, как его правильно описать, это человек, который защищает всех иноагентов и всех политически осуждённых людей. Он мне написал список людей, которые мне теперь посещать нельзя, в том числе, например, Сербия. К сожалению, Сербия для меня был очень-очень удобный хаб для того, чтобы летать, теперь у меня будет путь всё время через Лондон вместо Белграда, это некоторый дискомфорт вносит. Плюс некоторые страны Южной Америки, и, то есть, у меня раньше таких ограничений было гораздо меньше, понятное дело, я вряд ли полетел бы в Северную Корею, я персональный враг белорусского правительства, плюс  я не мог бы полететь в Россию. Сейчас этот список расширился, это единственный момент дискомфорта. 

К.ЛАРИНА: Я-то думала. Когда узнала, что вам уголовку шьют, я думала, что за клип «Никто не пострадал».

П.МУНТЯН: Нет, ещё впереди, впереди. 

К.ЛАРИНА: Абсолютно такой обвинительный. Если кто не видел, обязательно посмотрите, ребята.

П.МУНТЯН: Его заблокировал Youtube.

К.ЛАРИНА: Как это? Я его смотрела.

П.МУНТЯН: Вы его смотрели, да, его заблокировал Youtube. Я предполагаю, что очень много заявок пришло в РКН по поводу блокировки, вернее сказать, не к ним, а от них пришло в Youtube, и его вынуждены были рассмотреть до кадра. Они сказали, вот здесь, вот здесь, вот здесь нарушение правил сообщества. Дальше я написал им. Они сказали, исключительно новостные ресурсы имеют право подобный контент публиковать, проекты, несущие художественную ценность и ещё какие-то, я не вспомню точно формулировки. После этого я им написал историю этого клипа, всё, что с ним происходило, в том числе прислал ресурсы, откуда многие видеокадры были взяты. Они сказали, что рассмотрят эту апелляцию, и буквально на следующий день, часов через 12, мне приходит сообщение, что клип заблокирован навсегда и восстановлению не подлежит. Тогда я поднял на уши все возможные и невозможные контакты. Самый эффективный контакт опять-таки оказался Павел Чиков, который связался, опять-таки, у меня достоверной информации нет, но я полагаю, он связался с юридическим отделом Youtube в Штатах, потому что мне пришло письмо, что дают право откорректировать клип, заблюрить все моменты, которые окажутся спорными, и подать ещё раз на апелляцию. Буквально сегодня подан был клип ещё раз на апелляцию на рассмотрение в течение 24 часов, потому что пришло уведомление, что теперь всё окей, ничего не нарушает. Возможно, он через сутки будет разблокирован – но к настоящему моменту он недоступен. По этому клипу в конце сентября на меня и Андрея Меньшикова, это Лигалайз, подали заявку на то, чтобы завести  уголовное дело по факту экстремизма, поэтому, вероятно, будет вторая уголовка. Радует (это, конечно, парадоксально звучит), радует, что сперва идёт уголовка о фейках, а потом об экстремизме. Это лучше, чем наоборот, с точки зрения очень многих юридических аспектов, вот такая вот история.

К.ЛАРИНА: Мы тут немного запутались, потому что я начала говорить про клип «Никто не пострадал», Монеточка и Noize MC, а заблокировали Меньшикова «Мир вашему дому».

П.МУНТЯН: Да,  «Никто не пострадал» Нойз и Монеточка абсолютно нормально прошёл и никого не возбудил, как ни странно, единственное, что делали – удаляли, невозможное количество ставили фильтров, потому что кремлеботы пролезали с абсолютно одинаковыми фразами-формулировками. Сперва это был мальчик, где вы были восемь лет, потом, значит, дети Донбасса, прочее-прочее. Эти формулировки мы подрезали-подрезали, и нет ни одного видео у нас с таким количеством фильтров, чтобы просто отсечь вот этот шквал. Их было, наверное, не совру, если скажу десятки тысяч. 

К.ЛАРИНА: Посмотрите, как людей выбешивает именно метафора. Казалось бы, вы же не хронику убийств публикуете, это же всё-таки художественное высказывание, но почему-то их выбешивает. Почему это страшнее, чем просто фотография убитого человека, почему?

П.МУНТЯН: Сейчас мы живём в эпоху зазеркалья. Вообще, Ксения, у меня есть такой вопрос, он меня давно мучает. Вот смотрите, обнажённое тело и как люди занимаются любовью – это такие табуированные вещи, которые нельзя нигде показывать, ни по телевизору, нигде. А кровь и вылетают мозги, оторванные отрезанные пальцы, выломанные руки, всё вот это убийство, поножовщина, расчленение – это всё можно показывать.

К.ЛАРИНА: Это из серии «Курение опасно для вашего здоровья». Обычно для этих кадров, когда показывают какую-нибудь хронику с фронта вот эти вот люди из телевизора, они пишут как раз, что курение опасно для вашего здоровья – а там как раз то, что вы говорите. И кровь, и мозги вылетают, и убийства.

П.МУНТЯН: А плашечка нужна, потому что там кто-то на нервной почве курит. Почему, это какое-то искажение социальное. Оно уже давно идёт, оно всё усиливается и усиливается. 

К.ЛАРИНА: Мне кажется, что это общее, может быть, даже скажу так, не имеет даже отношения к российской реальности, потому что это общее увлечение вот этим лицемерием политкорректным. Так или иначе, оно везде вываливается как в России своё, так и во всём мире тоже своё.

П.МУНТЯН: Да-да-да, я не спорю, я не говорю, что это проблема России. Это вообще, мне кажется, проблема современности.

К.ЛАРИНА: Но я хочу вернуть свой вопрос, мне кажется, он очень важен, простите. Почему художественное высказывание волнует больше, чем реальность, чем хроника? Может быть, продолжу даже вашу мысль и ваш ответ. Почему над вымыслом слезами обольюсь, что называется, умоюсь слезами, жалко там и птичку, и собачку, и ребёнка, которого нам приукрашенно рассказывает в художественной форме художественный фильм, сериал – а реальность, та самая Буча у дорогих россиян, говорю в кавычках, не вызывает никакого сочувствия? Стена. Почему? 

П.МУНТЯН: Мне кажется, так работает человеческий мозг. Это, знаете, как, я сейчас приведу пример из другой области, из анимации. Например, есть очень много абсолютно трешовых анимационных фильмов, прямо ультратрешовых, при этом они получают государственную поддержку. Над ними работают те же, называются они специалистами. Те же самые профессии, которые делают хорошее кино. Получается, те же самые люди, которые это делают, не видят, что они делают плохо, по какой-то причине. Если они смотрят «Кунг-фу панду», я сейчас беру специально совсем другой объект наблюдения, они видят какой-то белый экран, что ли? Они не понимают, какое должно быть качество, какая должна быть подача, какой должно быть всё, у них отфильтровывается по-настоящему важное и цифровое, и фокусируется внимание на неважном для того, чтобы то ли защитить мозг, то ли защитить самого себя, то ли чтобы спрятаться от ответственности. Я в последнее время думаю, что очень многие люди заняты тем, прямо заняты, тем, чтобы оградить себя от гражданской ответственности любыми возможными способами. С чем это связано, сложно сказать, я не могу. Это опять-таки касается не только России, это касается многих стран. Почему-то люди боятся гражданской ответственности, то, чему в Древнем Риме и Древней Греции было мастхев, обязательно для каждого гражданина, быть гражданином в первую очередь, люди готовы что угодно сделать, лишь бы только эту ответственность на себя не брать. Это всё одного поля ягода. 

К.ЛАРИНА: Слушайте, всё-таки мир хотя бы попробовал, а у нас вполне сознательный отказ от этого гражданского чувства. В этой связи, конечно, не могу не вспомнить мистера Фримена. Скажите, если я не права. Это не просто мультик, это проект просветительский, который воспитывал в людях, пытался по крайней мере, и гражданскую ответственность, чувство ответственности за всё – от собственной жизни до, извините за выражение, всей страны. Это так, это была ваша попытка достучаться?

П.МУНТЯН: Да, так.

К.ЛАРИНА: И что? 

П.МУНТЯН: У Бориса Борисовича Гребенщикова, ещё одного иностранного агента, есть строчка такая в одном из последних альбомов: сколько бы мы ни пели, лучше бы молчали. Невозможно достучаться почему-то. Хотя я тут тоже кривлю душой. Какое-то количество людей, наверное, не наверное, а точно услышали, потому что к нам приходили и приходят и пишут люди, которые прониклись и изменили свою жизнь, неправильно будет говорить, что благодаря мультику, скорее, благодаря посылу, и они пересмотрели какие-то вещи, изменили себя и приходили с благодарностью. Поэтому до малого количества мы всё-таки достучаться смогли. То есть, мы какую-то работу выполнили, какой-то свой гражданский долг мы выполнили. Сейчас у нас новый проект, большой, вот на мне футболочка Take my muffin, он тоже имеет просветительскую форму, он очень глубокий, гораздо глубже, чем Фримен, но при этом мы его весь упаковали в ситком, потому что может быть так…

К.ЛАРИНА: Это анимационный тоже проект?

П.МУНТЯН: Да, это большой анимационный проект, 3 сезона по 25 минут серия, 10 серий в сезоне, 750 минут контента. 12-часовое произведение, большое. Есть ощущение, что через ситком, возможно, мы сможем посеять многие семена в головах людей, они потом взойдут, точно так же, как из Фримена всходили, просто охват шире.

К.ЛАРИНА: Ну это тоже на русском языке, для русскоязычной аудитории?

П.МУНТЯН: Мы с 2014 года делаем изначально контент на американском английском, на весь мир, потому что с него проще дублировать на другие языки. У нас детские сериалы выходят потом на 30 языках в 130 странах мира, и этот сериал мы тоже делаем изначально на американском английском, есть русский дубляж ситкомовский, «Кубик в кубе», со всеми шуточками, матюками и так далее, в общем доступе, мы его выкладываем прямо на Youtube, если человек начинает его смотреть, особенно чуть маленькую подсказку даёшь, что там происходит – всё происходит совершенно в другом ключе. Только-только я связывался с одним гитаристом, которые играет фламенко и новаменко, потому что нам нужен маленький музыкальный этюд, я к нему обратился, он один из, наверное, мощнейших гитаристов, которых я смог найти, я переживал, что человек такой, который увлечён настолько в музыку фламенко, далёк от такого вида искусства – я очень-очень аккуратно ему рассказал про этот сериал и просил посмотреть. На следующий день он мне пишет: «Спасибо, я залпом всё посмотрел, я хочу в этом принять участие». Это не может не радовать. Поэтому через какие-то такие инструменты, которые нам доступны. У каждого человека есть инструмент, которым он может доносить что-то созидательное в этот мир. Вы можете общаться с людьми и доносить что-то через свои эфиры. Есть люди, которые пишут стихи, например, Вера Полозкова, совсем недавно мы ужинали, с ней разговаривали. Кто-то через творчество несёт, у каждого есть какой-то инструмент. У нас мультики.

К.ЛАРИНА: Можно же ссылочку дать, чтобы посмотреть? Я очень хочу.

П.МУНТЯН: Да, но нужно понимать, что это ситком, в котором огромный пласт лежит. Я сейчас маленький дам спойлер, пускай спойлер будет, это сериал про смерть, хотя в нём нету смерти, но если смотреть на главного персонажа, он единорог, и он единорог не случайно, это я не буду спойлерить, почему так происходит. У него пятеро его друзей, если приглядеться, это пять стадий принятия смерти. Всё остальное можно надстроить на этих знаниях, достаточно одного элемента пазла, чтобы сложить всю остальную картину, если сразу принять, что это не поверхностное кино. Мы писали эту историю с 2018 по 2021 года, только конструкцию без сценариев. Конструкцию, мотивы, арки, взаимодействие персонажей, кто, как, зачем, для того, чтобы всё это переплести, сделать цельный такой двигец мысли, а потом уже сверху мы добавляли туда идеологию, сюжетные там перипетии и так далее, и так далее.

К.ЛАРИНА: То есть, вы до войны это придумывали. А война как-то скорректировала всё это или её там нет?

П.МУНТЯН: Нет. Ну это всё равно, там очень много всего, и касающегося сегодняшнего, мы смотрим и  думаем: боже, как так получилось, и это совпало, и это совпало, и это совпало, и это совпало. Как у Симпсонов. Мне кажется, у Симпсонов и этого проекта много пересечений, это в первую очередь связано с тем, что мы наблюдаем за тем, что происходит в целом в мире, и поэтому, само собой, есть момент совпадения, они всегда самих нас впечатляют. В любой истории подобного плана всегда есть какая-то, назовём это долей мистики. Я всегда к мистике очень настороженно отношусь, но всегда есть вещи, которые очень впечатляют. Могу рассказать одну коротенькую историю?

К.ЛАРИНА: Да, давайте.

П.МУНТЯН: Я показал детям своим Нойза, это было несколько лет назад. И рассказал им про то, что не только зарубежный рэп может быть хорошим, я им показал Оксимирона, я им показал Нойза, и они как бы начали углублять свою культуру. Потом я сказал, есть проект Нойза эмси совместно с Атлантида проджект, солистка этой группы, к сожалению, умерла от онкологии, Саша. Однако послушайте,  как там всё сделано качественно. Я понимаю, что она невероятная, просто удивительно-поразительная какая-то. На мировом уровне выглядит прямо выигрышно, и для себя я подумал: «Интересно, а кто написал эту музыку?» Я нашёл Сергея Зязина, участника этой группы, который был композитором. Я познакомился с ним, мы с ним подружились, говорю, Серёжа, у меня к тебе есть такой вопрос, не хотел бы ли ты писать музыку для нашего сериала? Он говорит, с большим удовольствием. Мы с ним начали, я ему начал рассказывать про наш сериал, сначала называл ему полное название Take my muffin, а потом стал сокращать. Я говорю, давай мы начнём с того, что напишем главную тему сериала. Он говорит, хорошо, стал расспрашивать, как я это вижу и так далее, и так далее. В одном из писем я написал, как в юридических документах, Take my muffin (TMM), чтобы он дальше понимал, чтобы дальше не писать. Потом он мне прислал, пишет, ты её послушаешь и потом дальше подумаешь. И он мне присылает композицию, и я понимаю, что это какое-то волшебство, это оно. Я иду к нашему руководителю, бизнес-партнёру, Володе, а он очень строгий. Чтобы Володе что-то понравилось – это бывает очень редко. Я ему говорю, Вов, послушай. Он слушает и говорит, это класс. Я к Серёже возвращаюсь и говорю, мы забираем. Он говорит, а теперь я тебе расскажу историю. Когда ты мне написал ТММ, я вспомнил одну вещь: в начале 2000х годов по молодости я ездил в Санкт-Петербург собирать псилоцибиновые грибы, и мы там собирались снимать мультик в состоянии наблюдения за муравейником. Мы смотрели и наблюдали муравьёв, но когда мы вернулись, понятно было, что из этого материала собрать какой-то мультик или сделать что-то было сложно. Однако под впечатлением того, что я увидели и как я это увидел на видеосъёмке и там, как я это воспринял, я написал композицию, которую назвал танец маленьких муравьишек. Слишком было длинное название, я её назвал ТММ. И когда ты мне в письме написал ТММ, я понял, что я написал музыку для мультика в 2003 или 2004 году. Я начал искать эту музыку, она пролежала 20 лет – и она встроилась  в этот проект. Вот вокруг маффинов много таких историй, от которых у меня волосы на голове шевелятся. Вот так бывает

К.ЛАРИНА: Слушайте, это кинематографический сюжет. Можно его использовать где-нибудь или кому-то подарить. Потрясающе. Люди головы ломают, чтобы такое придумать, а у вас это уже произошло. Павел, я хотела ещё поговорить с вами о вашем личном, что называется, пути. Поскольку всё-таки не секрет, что вы, естественно, пытались если не встраиваться в ту систему, в которой мы живём, российские граждане уже, достаточное количество времени, даже более, чем достаточное – пытаться работать в тех условиях, которые есть, в предлагаемых обстоятельствах. Я помню, что вы так со многими государственными структурами сотрудничали, не как человек, а как представитель индустрии, много проектов у вас было. Я даже прочитала в одном из интервью, уж не помню, когда готовилась к нашей программе, что вы, собственно, против Путина ничего не имели, когда он появился и даже проголосовали за него.

П.МУНТЯН: В первый раз проголосовал, хотя мой непосредственный начальник, я вместе с ним служил, я на всю жизнь запомнил эту фразу. Я работал в правительстве Москвы, надо сказать аудитории и был копирайтером Лужкова. Я и ещё была женщина Фатима, я не помню, как у неё фамилия, мы вместе писали все тексты Лужкова — на 850летие Москвы, поздравительные, потом я ещё звонил всех поздравлял, потому что я могу выговорить все эти имена, Амангельды Малдыгазыевич Тулеев, например, и так далее, и так далее. Плюс меня отправляли на не очень суперзначимые мероприятия, связанные с союзом российских городов, союзом малых городов и так далее, муниципальных образований и прочее. Соответственно, я был погружён очень сильно в правительственные дела Москвы. И когда Ельцин сказал, что я ухожу, я устал, я ухожу и назначил исполняющим обязанности Путина, я сказал своему непосредственному начальнику, Игорю Николаевичу Филиппову: «Ну молодой, настроен, человек, который, как я его в тот момент видел, он же демократических принципов придерживается, по крайней мере, публично». На что мне Филиппов сказал: «Я этого человека знаю очень хорошо лично, он придёт к власти, и будет вся Россия в сапогах, это будут войны со всеми». И я говорю: «Да не может такого быть». И первый раз, весной 2000 года было первое голосование, я проголосовал за него, на что Филиппов мне сказал: «Ну ты, конечно, дурак». Я говорю: «Игорь Николаевич, ну я так вижу. — Ну, поздравляю».

К.ЛАРИНА: Игорь н он тоже из органов, он служил? 

П.МУНТЯН: Да. Он с ним вместе служил, он его хорошо знал. Как конкретно они взаимодействовали, я не скажу, потому что мы никогда об этом не говорили. И вот проходит четверть века, и слова Филиппова становятся правдой, и это парадокс. То есть, не парадокс, он тогда уже знал этого человек и всё понимал. А я через всю жизнь несу это воспоминание и думаю: как он нас всех…

К.ЛАРИНА: А когда у вас произошла эта переоценка личности? Я знаю, есть до сих пор такая вот конструкция, существует в некоторых кругах российских: а что тебе Путин плохого сделал? Мне он ничего плохого не сделал, говорят. Вот как бы вы на этот вопрос ответили? Что вам Путин сделал плохого? 

П.МУНТЯН: Сделал, сделал. Во-первых, он возвёл криминал до федерального уровня. Я понимаю, что все те люди, все те бизнесы, которые существовали, ну вот начнём совсем с близкого: часть моей записной книжки сидит по политическим делам. Это десятки людей. 

К.ЛАРИНА: Политзаключённые.

П.МУНТЯН: Политзаключённые. Довести Виталика Кольцова, это ученик моей мамы, до состояния, когда этот, он поэт, очень тонкий человек, чтобы он бросил коктейль Молотова в ментовской бобик, я не знаю, что должно было произойти. Да, человек сидит ,и он не один, не единственный, у меня их много, которые сидят. Я считаю, что при тех финансовых возможностях, которые были у страны в тот момент, в тот период, когда нефть и газ вообще прекрасно торговались по очень высокой цене, была ставка сделана не на развитие страны. Поэтому ту страну, которую мы могли бы получить – мы её не получили. Если посмотреть, какие были Дубаи в 1998 году и какие они сейчас – что можно было сделать за 25 лет – то же самое можно сказать про Сингапур, то же самое можно сказать про многие страны, которые сделали ставку на будущее. И потом, на моих глазах разламывалась социалка. На моих глазах я понимаю, что моя бабушка умерла из-за того, что она поскользнулась, потому что социальные службы работали – блин, в Финляндии нет такого количества гололёда, как в России. Такое количество стариков ломают шейку бедра, потом лежачие умирают. Идёт просто во многих сферах такой микрогеноцид везде, и это то, что сделал мне Путин, это конкретные люди, которые для меня близки, важны и так далее. Дальше мне кажется, что когда с экранов телевизоров идёт агрессивная любая подача агрессии вместо образовательного фокуса, соответственно это воспитывается целое поколение. И захватываются, захватывается даже два наверное поколения, которые очень сильно погружены: это дети и их родители, и это, соответственно, нарушение будет идти потом очень-очень долго. Теперь, что мне сделала война помимо того, что у меня половина родственников находится в Украине, и что мне сделал Путин. Когда моя мама, мы вместе с ней, по-моему, ездили в пенсионный фонд и оформляли её пенсию, она 47 года рождения. Женщина в пенсионном фонде сказала, я прямо помню эту фразу: «Откуда вас столько взялось, пенсионеров?» Всё очень просто, в 47 году, когда она родилась.

К.ЛАРИНА: Поствоенное поколение.

П.МУНТЯН: Да, она, допустим, 5 лет работает в пенсионном фонде, и понятно, что люди 41, 42, 43, 44, 45 года – там их мало было. Это был вакуум, такая дыра.

К.ЛАРИНА: Демографическая яма.

П.МУНТЯН: Абсолютно. Теперь демографическая яма будет двигаться дальше. Сейчас падает рождаемость. Слуцкий, конечно, сказал, надо увеличить. Батя сказал, увеличить рождаемость в два раза, двести миллионов человек должно быть, 290 миллионов к 2075 году, это какой-то абсурд. Все эти депутатские «бабы рожают с 19 лет» – это какое-то… Да, будет демографическая яма, сейчас умы, во-первых, уехали, потому что получили гонения, во-вторых, молодой генофонд мужской погибает, сотни тысяч людей превращаются если не в жмуров, то в калек, соответственно, они, скорее всего, не построят нормальные семьи. Люди вернутся с фронта, «Эхо» будут тоже не те люди, которые смогут построить нормальные семьи, и плюс рождаемость сейчас будет падать однозначно, потому что это, в первую очередь, мужчины детородного периода. Из-за этой ямы, которая будет сейчас, она начнёт двигаться. Сперва исчезнет необходимость в рабочих местах в детских садах и яслях, потому что не будет достаточного количества детей. Кем их будут наполнять, детьми откуда – из Азии? Откуда их возьмут? Нужно будет наполнять, либо размывать генофонд страны другой кровью, либо, соответственно, тянуть эту яму. Если её тянуть – в детских садах не будет достаточного количества детей, часть детских садов будут закрывать из-за отсутствия необходимости. Дальше то же самое пойдёт в начальную школу, потом в среднюю школу, потом в старшую школу, а потом, когда эта яма будет проскальзывать – будет недобор людей, педагогов, помещений, оборудования, и так далее, и так далее, то есть, это проблема, которая будет длиться годами. Потом будет недобор в высших учебных заведениях, будет недобор в армию и так далее, и так далее. Эта яма пройдёт через десятилетия. Это разрушительно.

К.ЛАРИНА: Через несколько поколений. 

П.МУНТЯН: Конечно. Вот что мне сделал Путин. Таких элементов – их много. Я думаю, вот сесть, просто записать этот огромный список того, что он сделал, для того, чтобы  просто увидеть для самого себя весь этот масштаб. Как-то так.

К.ЛАРИНА: Плюс к этому стоит, наверное, сказать про будущее, не то, что будущее, настоящее – всё рухнуло. Всё, что касается промышленности, технологии, науки, просвещения, культуры, искусства, литературы, свободной мысли, философии, вот она, яма, вот она, это братская могила, в которую всё выброшено

П.МУНТЯН: Для примера, мне кажется, этот пример многим очень будет понятен. С постсоветского периода начала формироваться новая страна, Россия выносила и родила всего одного телеведущего, который сопоставим с ведущими мировыми, такими, как Конан О’Брайан в Штатах. Это Ургант, один. Такого масштаба телеведущих больше нет, это нормально. Такие люди рождаются раз в поколение, это нормально, поэтому тот же Конан О’Брайан – он как бы многие десятилетия на телеке, пока его не сменит новая единица, которая ещё должна народиться.

К.ЛАРИНА: Ну Соловьёв бы с вами поспорил, между прочим. 

П.МУНТЯН: Ну я со своей колокольни сейчас смотрю. Вытурили человека. Дальше, у нас за всю постсоветский рок, а потом музыкальную культуру мы выносили двух больших звёзд: это Борис Борисович Гребенщиков и Алла Борисовна Пугачёва. Две большие звезды, которые действительно огромного масштаба, все остальные – все поголовно жиже, все абсолютно жиже. Нет таких вот масштабных людей. Вытурили из страны. Айти-индустрия. Павел Дуров – айти-величина, которая сравнима с Цукербергом, Биллом Гейтсом, Стивом Джобсом. Вытурили из страны. То есть, тех, кого в течение десятилетий страна аккуратно должна выращивать – они их всех уничтожают. То есть, это фактически уничтожается будущее во многом, потому что на основе этих людей выстраивается будущее. Ещё эта история, которая меня добила-  школьник, который после школы, молодой парень, который заказал где-то то ли на Амазон, то ли на Ибей, он делает эксперименты, стекло, которое работает как солнечная батарея – и ему какой-то запрещённый химикат, ему вкатали уголовку. Он успел уехать, сейчас он работает в Эмиратах и занимается тем, что там организовали как раз производство оконных стёкол, которые генерят солнечную энергию. То есть, мы теряем будущее. Просто за счёт того, что корни, семена или ростки этого будущего просто срезаются. Это ужасно. 

К.ЛАРИНА: У меня по этому поводу две мысли: во-первых, так было всегда, это не ноу-хау Путина уничтожать собственные таланты, потому что мы называем людей, которые так или иначе состоялись – и Ургант, и Гребенщиков, и Дуров, а сколько не состоялось, сколько погибло, сколько убито и уничтожено ещё задолго до Путина его предшественниками под названием советские карательные органы? Сколько мы не досчитались людей, чьи таланты вот буквально закопаны, уничтожены, убиты выстрелом в затылок ,которых сгноили в Гулаге? Ни одна страна в мире так не обращается с собственным населением, собственными гражданами. А второе – они скажут на это: «А мы хотим другое будущее. У нас для нашего будущего, которое мы строим, есть люди. И нам вы вот, вот все вот вы вот не нужны». 

П.МУНТЯН: А у меня на это есть аргумент. Он в разное время разный. Вот буквально вчера я смотрел, турки в связи с Палестиной громят Макдоналдс, потому что это некий символ Америки. Один из них снимает всё это на телефон. А чего он телефон-то свой не громит, айфон свой? Если все эти люди, которые говорят, нам нужно другое будущее – а кто тогда сделал процессор, кто сделал эти компьютеры, которыми сейчас все пользуются? Понятное дело, что сейчас вот импортозамещение. Конечно, хорошо импортозамещать то, что уже отработано, сделано, логически решено, потому что все эти люде поголовно пользуются благами, которые созданы тем самым ненавистным западным обществом.

К.ЛАРИНА: Это тоже противоречие, которое называется «это другое». Они здесь не парятся. Мир сделал это, это и это, мы поставим всё это на службу нашему великому будущему. Тут цинизм определённый есть. Но дело не в технологиях, а в том будущем, которое они себе придумали. Это будущее как прошлое. Вот тут великий, квасной, дикий патриотизм, граничащий с фашизмом. Кстати, мы этого давно не произносили, но вы согласитесь, что то, что сегодня представляет из себя страна – абсолютно фашистская диктатура? 

П.МУНТЯН: Да, конечно.

К.ЛАРИНА: Но и общество подвержено фашизации, ведь все проявления якобы патриотических чувств, якобы смелости гражданской, о которой мы сейчас с вами мечтаем – они как раз говорят, что они очень гражданские и смелые, они сейчас всем покажут, всему миру. Вот это как происходит? Я хочу, чтобы вы на эту тему тоже поговорили как художник. Как происходит изменение, лоботомия в общественном сознании? Кто это делает? 

П.МУНТЯН: Понятное дело, что это не делает один человек. Соглашусь с сомнением, когда говорят, это же не Путин конкретно делает? Да, конкретно не Путин, Путин дал, это же цепочкой всё идёт, очень много факторов работает, исторических факторов в том числе. Это всё не случайно. У мне есть такой на Youtube канал «Разные телеги». И там есть один выпуск, который я назвал «просто о диктатуре». Я взял и сравнил диктатуры различные, которые существовали, как они формировались и как они разваливались, и чем заканчивали диктаторы. И наложил это, это ещё до войны было, и наложил это на то, что до войны ещё было в России, показывая со всех сторон, что это диктат в чистом виде. Вы сказали слово «фашизм», мне не нравится слово «фашизм», потому что это новое проявление фашизма, мне кажется, и оно имеет право, чтобы иметь собственное название. И в том числе в серии, которая называется «враждующие братья», я провожу очень простую параллель. Я беру все события, начиная там с 34 года, которые происходили изначально в национал-социалистической Германии, потом в нацистской Германии, и показываю параллели. Запрещение слова «война», потом со стороны Польши Польша сама на нас напала, это вот мы защищаем. Многие-многие вещи, которые раскладываются из событий того времени на сегодняшний день, один в один. Я думаю: неужели они, вряд ли ведь они используют это как учебник. Скорее всего, конечно же, нет. Я очень сомневаюсь. Я сейчас расскажу одну теорию, у меня есть очень смешная теория, если можно шутить в это время на эти темы. Закончу мысль. Скорее всего, просто ситуативно происходит так. Что логические вентили работы государства просто подводят к тому, что это обыкновенные процессы, которые последовательно должны происходить, иначе просто не будет, иначе там будет незащищённое, один сектор, другой сектор – поэтому они повторяют всё то же самое, что было сто лет назад. Вообще ничем не отличается. А вообще у меня есть теория, сразу скажу, имеет юмористический характер, но блин, чем чёрт не шутит.

2000 год, Путина выбирают президентом. Ему говорят: «Владимир Владимирович, а вот как (может, кто-то из его друзей или ещё кто), как вот ты чувствуешь себя президентом? -Знаешь, я хочу быть как император Нерон (он вспомнил большого императора золотого времени). – Слушай, император Нерон – он же был актёр, из всего сделал шоу, даже Рим сжёг, жену убил, потом вот эти все истории с вольноотпущенными, оскоплёнными мальчиками, всё, что он производил – это же всё был сплошной театр какой-то, при том, что в то время служитель театра – это была низшая каста. – Вот хочу вот как он, хочу поставить пьесу, которая будет стоять вот прямо, вся Россия будет ставить этот спектакль. Какие сейчас самые популярные книги? – «Generation P», «День опричника». – Несите ко мне, будем делать постановку». Вот что-то произошло типа такого, потому что я другого не нахожу.

К.ЛАРИНА: Мне понравилась идея по поводу ассоциации его с императором Нероном, это очень точно.  Или Калигула?

П.МУНТЯН: Нерон.

К.ЛАРИНА: Он любит красивое. Кстати, обратите внимание, вы сказали, то, что мне не даёт покоя – это мысль, кто автор этого художественного оформления, этой идеологии сегодняшней, z-идеологии, вообще этой войны. Это тоже откуда-то оттуда, всё тянется. Сравниваем, конечно, с эпохой Третьего рейха, она оттуда. Из Нерона произрастает, не даёт ему покоя, хочется быть ему, он себя видит просто как князя Владимира, сколько он там, около Боровицких ворот поставили с крестом, сколько там, 30 метров. Это точно, это такая нерономания. Очень хорошая точка отсчёта, надо будет к этому обязательно вернуться. Павел, не могу не задать вам вопрос, который меня просили задать поклонники Фримена. Он нам так нужен именно сейчас, именно сейчас, когда идёт страшная война, да ещё и вторая присоединилась война. Когда перевёрнуты с ног на голову все смыслы, когда моральные границы все стёрты, остались какие-то просто колдобины вместо этих границ, чёрное – белое, белое – чёрное и так далее. Именно в такие периоды. Говорят ваши поклонники, вернее, Фримена, нам и нужен Фримен. Почему его сейчас нет, почему вы его убили?

П.МУНТЯН: Нет, почему же? Он выходит в музыкальном формате, это связано, в первую очередь, с тем, что к Вадиму мы не обращаемся за озвучкой, Вадим занят театром.

К.ЛАРИНА: Вадим Демчог – это актёр.

П.МУНТЯН: Да, и сохранением театра, труппы своей, у него очень большая ответственность, очень много актёров. Которых он воспитывает, с которыми он работает, они с нами в каких-то потрясающих хороших дружеских очень тёплых отношениях все, и у нас есть одна мысль, которую мы сейчас готовим и хотим донести. Возможно, она сработает как перепрошивка. Не буду спойлерить, но мы работаем над этим. Прямо перед войной мы выпустили 10-часовой ролик, который построен на цитатах Йозефа Пауля Геббельса и английского писателя Джорджа Оруэлла, вот у вас за спиной стоит как раз «1984». Она настолько предвосхитила события, которые случились 24 февраля, я в шоке сам был. Мы отвечаем за слова, которые мы произносим вслух, и та концепция, которую мы вынашиваем, мы тоже хотим за неё отвечать, соответственно, её тоже надо через себя пропустить и переварить. Потому что чем дальше Фримен уходит, тем глубже мы через себя всё пропускаем. То есть, мы сперва собрали все сливки, которые легко было собрать с себя, а сейчас мы всё глубже-глубже-глубже, и сейчас мы уже на уровне каких-то совсем важных органов – сердца, печени…

К.ЛАРИНА: Очень ждём. Не в обиду будет сказано Вадиму, прекрасному актёру и очень точно попадающему в интонацию персонажа, но вы-то знаете, что сегодня  есть нейросети, зачем нам живой артист, когда мы с помощью нейросети можем смоделировать любые интонации, любой голос и всё.

П.МУНТЯН: Это возможно, да. Но это обидит Вадима сильнее, чем что бы то ни было другое.

К.ЛАРИНА: Ну что делать, такое сегодня время. Это так, это так. Если мы уже верим в двойников – вы верите? 

П.МУНТЯН: Я как раз про «Generation P» поэтому рассказал, что он просто – двойники возникли, когда всё пошло по этой книге, и действительно физиотипы-то разные. Я не исключаю. У императора Нерона тоже была такая история. В рамках вот этой теории может быть даже вполне. 

К.ЛАРИНА: В завершение попрошу вас обратиться к вашей российской аудитории, которая вас ценит, любит, я думаю, что с большой благодарностью посмотрели сегодняшний эфир. Что бы вы сказали людям, которые находятся там, в России?

П.МУНТЯН: Ну учитывая, что это аудитория «Инсайдера» – я обращусь сейчас к очень сильным, которые несмотря ни на что, несмотря ни на какие перипетии и так далее остались в России, какие бы ни были причины – они вынуждены сопротивляться хотя бы головой всему тому, что происходит. Я единственное, что хотел бы пожелать – это силы. Всё равно надо прорваться. Надо прорваться, и на до это пережить, надо через это пройти, и с этим могут справиться только сильные люди. Иначе там всё прекратится, оно закончится просто всё для человечества. Мне так больно об этом говорить, так же, как я, в принципе, со своими друзьями, когда общаюсь, это через какой-то кошмар просто всё происходит, потому что внутри каждый раз так бурлит – я не нахожу никаких ни слов, ничего. Это какая-то сплошная боль. Нельзя было такого представить себе даже. Когда мы уезжали в 14 году, я сказал, что война будет года через два. И когда я выступал перед нашими сотрудниками и говорил им это, они смотрели на меня как на сумасшедшего совершенно. Прошло 8 лет, это случилось через 8, но всё это время я думал, какое счастье, что этого не случилось. И всё-таки случилось. И теперь надо выстоять, поэтому сил нам всем.

К.ЛАРИНА: Спасибо большое, Павел Мунтян, наш сегодняшний гость, на этом мы прощаемся с вами, дорогие друзья, пишите в комментариях, что вам понравилось, что не понравилось. И лайкать не забывайте. Спасибо, Павел, И до встречи. 



Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024