«Аэростат» с Борисом Гребенщиковым
Бывают такие передачи, где удаётся дать себе волю и растечься мыслью по древу; значительно реже удается воздержаться от разговоров и предоставить говорить музыке. Вот сегодня один из таких дней…
Поддержите «Эхо» и своих любимых ведущих
Б.ГРЕБЕНЩИКОВ: Здравствуйте!
Бывают такие передачи, где удаётся дать себе волю и растечься мыслью по древу; значительно реже удается воздержаться от разговоров и предоставить говорить музыке.
Вот сегодня один из таких дней.
«Grateful Dead» – группа, про которую говорят, что они трогают такие места, о которых большинство групп просто не знает. Я часто ставил вам их музыку в Аэростате, потому что, с моей точки зрения, «Grateful Dead» – одна из братских групп «Аквариума», с которой мы наверняка связаны какими-то мистическими узами, потому что уж слишком много совпадений.
Но, в отличие от «Аквариума», для которого, по самым разным причинам (но точно вослед «Strawberry Fields Forever»), записанные песни представляли идеал совершенства – «The Dead» чувствовали себя в студии звукозаписи скованно, зато сцена была для них родным домом, где и происходила основная работа над песнями.
Но есть одно одно исключение из этого правила – альбом «Blues For Allah».
Grateful Dead – Help On The Way / Slipknot!
Grateful Dead – Franklin’s Tower
«Blues For Allah» – 8-й студийный альбом «The Grateful Dead». Он был записан после первого в истории группы пятимесячного перерыва в концертах, запись происходила с марта по май 1975-го года в домашней студии гитариста Боба Уэйра (Bob Weir).
В отличие от большинства песен «Grateful Dead», обретавших форму во время концертов, все песни на этом альбоме создавались прямо в студии. По словам роуд-менеджера Рока Скалли, это была попытка Джерри Гарсии (Jerry Garcia) – начальника группы, гитариста и певца – вовлечь всех участников группы в творчество и выйти за пределы того, как они обычно играли. На запись был даже приглашен перкуссионист группы Мики Харт (Mickey Hart), который не играл с группой 4 года, а после записи альбома снова занявший свое место в рядах краснознаменного ансамбля.
Фил Леш (Phil Lesh), басист, говорит: «Домашняя студии Боба была достаточно велика, чтобы все там уместились: все мы и наши гости, особенно Дэвид Кросби и Джон Чиполлина. За три весенних месяца мы ухитрились закончить альбом, к полному нашему полному удовлетворению».
Grateful Dead – King Solomon’s Marbles (Part I: Stronger Than Dirt / Part II: Milkin’ The Turkey)
Джерри Гарсия так рассказывал про создание этого альбома так: «Мы работаем над созданием новых стилей, вместо обычной эклектики. Это значительно сложнее и не в пример более экспериментально. Я пытаюсь создать новые лады, которые будут вызывать новые гармонические резонансы, не в пример обычным симметричным мажорно-минорным отношениям».
Непросто сказано, но на то он и Джерри Гарсия.
А басист Фил Леш дополняет: «Джерри принес на запись странную, почти атональную мелодию – такое мелодическое явление, которое превратилось в заглавную песню, а я набросал немного латинский на 7/4 инструментальный номер, вдохновленный поэмой Шелии «Озимандия».
Помимо «Crazy Fingers», Джерри добавил в альбом еще три уже написанных им песни, которые в концертной версии стали одним из наших лучших исследований музыки; а Боб дал красивую гитарную инструментальную пьесу «Sage & Spirit», вдохновленную музыкой Баха и названную в честь дочерей Рока Скалли».
И в песне поется:
«Прошли те дни, когда мы останавливались,
Чтобы решить – куда нам двигаться.
Теперь мы просто движемся».
Grateful Dead – Crazy Fingers
Grateful Dead – Sage & Spirit
Альбом был принят критиками с задумчивостью.
Журнал «Rolling Stone» писал: «Первая сторона по большей части работает прекрасно, а вторая – непонятно что».
Ресурс «AllMusic» сообщает так: «Альбом запечатлел «Grateful Dead» в их самой естественной и вдохновенной фазе».
Ударник Билл Кройцман (Bill Kreutzmann) сказал: «Как только мы начали играть эти песни на концертах, мы как будто завернули за угол: началась совсем иная игра. Эти песни – одни из наших лучших, и они оправдывают свой потенциал. Нужно было начать играть их перед людьми, чтобы это произошло. В общем – это глубокие штуки».
Более всего критиков смутила последняя сюита альбома – песня «Блюз Для Аллаха» и две инструментальные композиции «Замки из песка и Стеклянные верблюды» и «Необычные происшествия в Пустыне». Текст песни был написал поэтом группы Робертом Хантером (Robert Hunter); он говорил, что написал эту песню как реквием прогрессивному королю Саудовской Аравии Файзалу, убитому в 1975-м году; по слухам, он был фаном «Grateful Dead». Но песня не только про него, она значительно больше:
Увидим нашими сердцами
То, что видели наши глаза;
И поймем, что истина по-прежнему
Где-то между.
Какой смысл проливать кровь?
Из нее ничего не вырастает.
Звезды пустыни ярко горят сегодня.
Встретимся как друзья.
Grateful Dead – Blues For Allah / Sand Castles & Glass Camels / Unusual Occurrences In The Desert
Человечеству давно известно, что музыка может приносить исцеление раненому миру. Так пусть же музыка послужит так и на сей раз.
И пусть восставшая тьма приведет к появлению нового света.
Мира и света всем нам.
Спасибо!