«Аэростат» с Борисом Гребенщиковым
В жизни Рид был дружелюбным пьяницей, но у него было тайное оружие – верная и многострадальная жена Мэри Ли (ее называли просто Мама Рид), которая не только была соавтором многих его песен, но и во время записи шептала ему на ухо слова, которые он не мог прочитать или был слишком пьян, чтобы запомнить. А пил он так, что, когда у него началась эпилепсия, никто даже не обратил внимания, считая, что это очередной приступ белой горячки…
Поддержите «Эхо» и своих любимых ведущих
Б. Гребенщиков: Здравствуйте!
Руми говорил: «тому, у кого есть хороший друг, не нужно зеркало».
Древние мистики учили – «что снаружи, то и внутри». А народная мудрость гласит: «скажи мне, какую музыку ты слушаешь, и я скажу тебе – кто ты».
Поэтому, чтобы узнать – кто я, я слушаю самую разную музыку и узнаю про себя все больше и больше.
И этим хочу с вами поделиться.
David Carroll – Gentlemen Of High Renown
Б. Гребенщиков: Если присмотреться внимательно, то всё традиционное никуда не делось и успешно живет сегодня.
Вот, к примеру, Дэвид Кэрролл (David Carroll). Он играет на лютне, ирландской волынке и дульцимере; играет старомодную британскую, традиционную, иначе сказать – народную музыку. С ним вместе играют его друзья из групп «Gryphon» и «Fairport Convention». Его музыку мы и слушали сейчас.
А теперь Сиззла.
Sizzla – Political Lies
Б. Гребенщиков: Это был Мигель Орландо Коллинз (Miguel Orlando Collins), уроженец Ямайки, известный всему миру под именем Sizzla. Он – один из самых успешных и плодовитых музыкантов современного коренного рэгге; начав записывать музыку в 1995-м году, он записал много дюжин альбомов и продолжает свою проникновенную растаманскую деятельность по сей день.
А теперь поставлю-ка я вам британских пост-панков под названием «Wolfgang Press». Они играли с 1983-го по 1995-й годы, а в нынешнем году, вероятно, встретились и сообразили, что жизнь коротка, а искусство вечно – и объединились вновь, выпустив новый альбом «Вторая форма» («A 2nd Shape»). Вот песня с него.
Wolfgang Press – Going South
Б. Гребенщиков: «Mahlathini & The Mahotella Queens» происходят из Южной Африки; это супергруппа, играющая музыку «мбаканга».
Они состояли из Саймона «Махлатини» Нкабинде (Simon Nkabinde), вокальной группы «Mahotella Queens» и инструментального коллектива «Makgona Tsohle Band» (в буквальном переводе – «группа, которая может всё»). Собственно, они и создали музыку «мбаканга».
Поскольку денег ни у кого из них не было, а черным музыкантам в эпоху апартеида пробиться на радио было не проще, чем советским рокерам в 1970-е годы, все они начинали играть на улице, часто выступая около магазинов грампластинок.
Соединить их вместе сообразил йоханнесбургский продюсер Руперт Бопапе в 1964-м году, и они просуществовали до 1972-го года, став крайне популярными в Южной Африке. Потом в 1986-м они воссоединились, а в 1988-м я даже имел честь играть с ними на одной сцене на стадионе Уэмбли, на концерте, посвященном 70-летию Нельсона Манделы.
В 1990-е годы они стали известны на весь мир и играли до 1997-го, пока не умер Саймон «Махлатини». А потом продолжили без него – и играют по сей день.
Mahlathini & The Mahotella Queens – Lilizela Mlilizeli
Б. Гребенщиков: Однако вернемся в сегодняшний день.
Вот совсем новая девичья группа с острова Уайт, только что записавшая свои первые песни: прошу любить и жаловать – «The Pill»: Лили Хатчинс (Lily Hutchings), Лотти Масси (Lotty Massey) и их приятель Руфус Райдер на барабанах.
Их манифест звучит так: «Долго мы ждали – и дождались; принимают нас фантастически хорошо, и мы рады начать наше творческое путешествие. Пусть наше дитя растет и процветает».
Как говорят у нас на флоте – семь футов под килем и попутного ветра в паруса.
Pill – Bale Of Hay
Б. Гребенщиков: Про Дороти Картер (Dorothy Carter) рассказывают, что она жила цыганской странствующей жизнью – в коммуне хиппи, когда еще не было придумано слово «хиппи»; потом сбежала в монастырь в Мексику со священником-анархистом; училась в Европе, кончила Бард-колледж и Королевскую Академию Музыки в Лондоне; работала на пароходе на Миссисипи, жила на чердаке без душа и кухни, где устраивала богемные вечеринки для всего высшего света Нового Орлеана; путешествовала по всему миру, играла на улице вместе с Ларааджи (Laraaji) в парке Вашингтон-сквер в Нью-Йорке – в общем, прожила свои 68 лет на Земле на редкость насыщенно. И все это отражалось в ее музыке – она играла на дульцимере.
Эрик Демби, занимающийся выпуском ее музыки, рассказывает: «Дороти была увлечена древними народными музыками, от Восточной Европы до кельтов и гор Аппалачи. Я верю, что духи говорили через ее музыку: ей нравилось жить в древних мифических временах, потому что в настоящем ей было не по себе; она была болезненно застенчива. Она и ее друзья пытались создать новую культуру; они ушли из общества, чтобы жить в глуши, строить школы и дома, воспитывать детей и не зависеть ни от какого государства; именно они заложили основы того, что потом стало называться нью-эйдж».
Dorothy Carter – The Morning Star
Б. Гребенщиков: Джентльмен по имени Джимми Рид (Jimmy Reed) – гигант изначального блюза; критики писали, что из-за простоты и доступности стиля он – возможно – сильнее всех повлиял на популярность блюза.
Родился он почти 100 лет назад, в 1925-м году, там, где и положено появляться на свет блюзмену – на Миссисипи. Там он научился играть на гитаре и губной гармошке и, поиграв вдоволь на улицах маленьких городов, переехал в Чикаго, где ему в руки попала электрическая гитара.
В жизни он был дружелюбным пьяницей, но у него было тайное оружие – верная и многострадальная жена Мэри Ли (ее называли просто Мама Рид), которая не только была соавтором многих его песен, но и во время записи шептала ему на ухо слова, которые он не мог прочитать или был слишком пьян, чтобы запомнить. А пил он так, что, когда у него началась эпилепсия, никто даже не обратил внимания, считая, что это очередной приступ белой горячки.
Но песни, написанные им, пели все – от Элвиса до «Animals», Вана Моррисона и «Rolling Stones».
Jimmy Reed – Baby What You Want Me To Do
Б. Гребенщиков: Как я ухитрился за 20 лет не сыграть вам ни одной песни Каунта Бейси (Count Basie) – ума не приложу. Но никогда не поздно исправить ошибку.
Каунт Бейси – один из основоположников и столпов музыки, которую мы называем «джаз»: на улицах Нью-Йорка ему почтительно кланялись и шептали вслед – «вот идет отец свинга».
В 1935-м году он основал «Оркестр Каунта Бейси» и руководил им почти полвека. Каунт (а в девичестве – Уильям Джеймс Бейси) родился в 1904-м году в семье кучера, мечтал о путешествиях и все время проводил в городском театре, где работал на каких-то мелочных работах, чтобы бесплатно ходить на спектакли. Однажды, когда пианист какого-то оркестра вдруг не приехал, Бейси легко заменил его; играя на слух, он довольно быстро научился импровизировать на фортепиано – но больше любил играть на барабанах. Однако в 15 лет все-таки перешел на фортепиано и переехал в Нью-Йорк, где тогда происходило всё главное. Там он познакомился с Фэтсом Уоллером (Fats Waller) и другими гарлемскими пианистами, работал в разных оркестрах. Потом уехал в Канзас-сити и остался там почти на 10 лет, а заодно там же основал свой оркестр, который поначалу назвал «Бароны Ритма». А вскоре, с легкой руки местного радиоведущего, получил имя Каунт («Граф»).
Такие аристократические титулы давались не зря: вскоре «Оркестр Каунта Бейси» становится самым известным биг-бэндом эпохи свинга.
А в 1950-е годы его слава стала всемирной, и теперь музыка Каунта Бейси это классика джаза.
Count Basie & Jimmy Rushing – Goin’ To Chicago Blues
Б. Гребенщиков: Но перейдем из джаза в новую японскую музыку.
Эйко Ишибаши (Eiko Ishibashi) играет на рояле, вибрафонах и всем таком прочем; таким образом она стала одним из важнейших голосов современной Японии.
Она говорит: «я всегда сочиняла музыку без всякого желания показывать ее кому-либо. Мне интересно просто сочинять; слушать голос того, у чего нет голоса: именно мне и хочется творить музыку».
Eiko Ishibashi – Evil Does Not Exist
Б. Гребенщиков: А под конец передачи поставлю вам Камелию Джордана (Camélia Jordana) – одну из самых известных певиц и актрис современной Франции.
Я нашел ее песню в интернете – и был совершенно очарован.
Спасибо.
Мир всем нам.
Edmofo & Camélia Jordana – Doudou