Купить мерч «Эха»:

Портрет дня: Алексей Уминский – протоиерей

Портрет дня6 января 2024

Что случилось?

Накануне православного праздника Рождества протоиерея Алексия Уминского уволили из храма Троицы в Хохлах, где он прослужил настоятелем более 30 лет, и запретили в служении. После российского вторжения в Украину священник не раз публично занимал антивоенную позицию. Так, в интервью Алексею Венедиктову в ноябре 2023 года Уминский сказал: «Слова войны, спецоперации с литургией никак не сочетаются… Для многих людей это реальное горе». Новым настоятелем храма РПЦ утвердила Андрея Ткачева, которого «Новая газета» называет «милитарным ксенофобом и вульгарным мизогинистом». Ткачева публично хвалит патриарх Кирилл. Сам он стал завсегдатаем пропагандистских шоу с заявлениями вроде: «Бабы наглые, противные, и если она в лоб не получит хотя бы раз в жизни, она ничего не поймет… Мужики виноваты во всем. Распаскудили бабье…». Диктофонная запись с конкретно этой «проповедью» распространилась в 2016 году. Свою первую литургию в храме Троицы переехавший из Украины в 2014 году Ткачев уже отслужил.

Московский хиппи

Алексей Уминский родился в Москве в 1960 году в неверующей советской семье инженера и педагога. Вырос он в районе Перово и был вовлечен в движение хиппи, из-за чего в зрелом возрасте говорил о желании попросить прощения у родителей. Во время учебы на факультете романо-германских языков Московского пединститута имени Крупской Уминский крестился. Его крестным стал отец Сергий Романов, входивший в круг священника-диссидента Димитрия Дудко. Получив в 1982 году диплом, Уминский восемь лет проработал учителем французского языка в школе. 

«Либеральный» батюшка

В конце 1980-х на фоне перестройки Уминский выбрал путь служения богу и в мае 1990 года был рукоположен в диакона. Став священником, он повенчал своих обратившихся к вере родителей. В 1993-м году он стал настоятелем московского Храма Живоначальной Троицы в Хохлах 17 века, расположенного между Китай-городом и Чистыми прудами. Уминский издал несколько книг по православной педагогике, входил в редсовет научно-популярного журнала «Альфа и Омега». Широкую известность он получил в 2000-е годы благодаря телепроектам на федеральных каналах «Культура» и ТВЦ («Дела житейские» и «Православная энциклопедия»). Стал постоянным автором интернет-ресурса «Православие и мир» (позже «Правмир»), который нередко критиковали церковные «консерваторы» за «либерализм». Прихожанами отца Алексия стали многие известные деятели культуры, журналисты и политики — именно он в сентябре 2022-го отпевал Михаила Горбачева и отслужил первый и единственный молебен в стенах московской редакции «Новой газеты». Еще раньше он посещал в тюрьме Михаила Ходорковского, призывал допустить врачей к голодавшему Алексею Навальному и намеревался посетить Владимира Кара-Мурзу. Уминский поддерживал уничтожаемое российскими властями правозащитное движение «Мемориал» и выступал в суде свидетелем защиты. Отец Алексий также преподавал в гимназии, опекал детский хоспис, созданный при поддержке фонда «Подари жизнь», и приют для бездомных «Теплый прием».

«А сколько ещё подобные отцы церкви будут морочить головы прихожанам?»

Впервые проблемы у отца Алексия начались зимой 2011 года, пишет журналистка Ксения Лученко, — тогда сайт «Православие и мир» прислал к нему корреспондента обсудить итоги 2010-го – лесные пожары, движение «синих ведерок», массовое убийство в Кущевке, погром на Манежной. Вышедший после этого текст «Немолчащая Церковь» вызвал у церковных чиновников большое недовольство. Обсуждению этой публикации они посвятили целое заседание секции Рождественских чтений в Синодальном информационном отделе, куда вызвали на ковёр Уминского. «Для наших людей наконец-то стали важными вопросы справедливости, защиты собственного достоинства, неприемлемости засилья зла, уважения личности» – говорил отец Алексий за год до протестов 2011-2012-го годов. В последнее время Алексея Уминского на канале «Спас» и множестве пропагандистских СМИ критиковали его теперь уже бывшие коллеги. Епископ Питирим назвал Уминского «метастазой болезни либерализма, которая проникла в нашу церковь» и добавил: «Это проповедь ереси “Либерального мира”, которая, по своей сути, есть учение о непротивлении злу насилием на новый лад. Толстовство в современной обертке». Об отце Алексии стали писать, что его деятельность проплачена Михаилом Ходорковским, а сам Уминский виноват даже в том, что в свое время сказал слова поддержки в адрес девушек из Pussy Riot, исполнивших панк-молебен в храме Христа-спасителя.

«Я не могу поддержать эти военные действия»

Сразу после полномасштабного вторжения России в Украину Уминский прямо заявил об отличии своих взглядов от «генеральной линии» РПЦ: «Я молюсь о мире, я молюсь о том, чтобы это как можно скорее прекратилось, и как можно меньше людей пострадало». «Алексия Уминского казнили перед самым Рождеством, — пишет еще один отстраненный от служения клирик РПЦ отец Андрей Кураев. — Сотни людей уйдут из этого храма [Троицы в Хохлах], и, возможно, вообще из Московского патриархата. Но архипастыря это волнует не больше, чем боль тех украинцев, которых он мнит своей паствой». Как пишет «Новая газета», если верить доносящимся из московской патриархии слухам, Алексея Уминского ждет показательный «церковный суд» с «лишением сана» и дальнейшим «преданием на усмотрение гражданских властей».

«Иначе нельзя — время такое»

После запрета священника в служении некоторые провластные и особенно провоенные авторы отозвались об этой мере одобрительно, если не восторженно: так, по словам поэта и блогера Игоря Караулова, Алексей Уминский «создал идеальный приход, где все вместе, все друг другу рады, все одна семья». Он написал: «Чего же ещё желать нам от православия? На этот тёплый огонёк, наверное, много людей пришло в Церковь. Вот только недавно у Троицы в Хохлах отпевали поэта Юрия Арабова. Хороший ведь был человек, правда? А с другой стороны, этот приход стал настоящим гнездом либералов, и Троица, получается, не только “в Хохлах”, но и “за хохлов”. И как ни жалко церковному начальству запирать дверцу, через которую люди этого рода приходили во храм, а иначе нельзя – время такое. Очень разное православие. С одной стороны, тепло, уют и гемют общины в московском центре, а с другой – фронтовые священники, которые служат на ледяном ветру, в гефсиманском холоде истории, под непосредственным наблюдением смерти».