Купить мерч «Эха»:

Зачем Путин сделал это?

Мнения4 июня 2023

Владимир Путин передал Русской православной церкви (РПЦ) шедевр русской иконописи — «Троицу» Андрея Рублева. Музейное сообщество выступило против передачи церкви самой популярной иконы, видя в этом решении риск утраты шедевра.

С сегодняшнего дня «Троица» Андрея Рублева представлена для «молитвенного поклонения» в храме Христа Спасителя, невзирая на протесты реставраторов.

Зачем Путин сделал это?

Мне понравилась мысль Аркадия Дубнова. «Не нужно быть православным, чтобы понять,- сказал Дубнов,- грустная история с рублевской “Троицей” выглядит чуть ли не последней мистической попыткой властителя  вымолить спасение».

Не знаю, так ли это, но постоянно возвращаюсь к фильму Тарковского.  Его «Андрей Рублев» вышел на экраны в 1971 году. После пяти лет мытарств, цензуры и борьбы. Начальственные догматики и перестраховщики обвинили фильм в религиозной пропаганде и в смаковании насилия и жестокости, в конце концов заставив режиссера не только изменить первоначальное название – “Страсти по Андрею”, но и сократить фильм.

Я помню, что впервые увидел его в маленьком киевском кинотеатре повторного фильма «Заря». Он произвел на меня ошеломляющее впечатление. Я сразу купил билет на следующий сеанс. Меня потрясла трагедийная жестокость авторского взгляда на историю своего народа.

Я не буду писать о фильме, давно ставшем классическим. Я пишу о другом. О русской истории. В ответ на обвинения в том, что сегодня называют «фальсификацией истории», Тарковский отвечал:

«Господи, загляните в летописи. В это же самое время в XV веке Дмитрий, смоленский князь, позарился на жену какого-то своего удельного соседа… Так что он сделал? Напал на соседа, убил его, сжег удел, разгромил город, перебил массу людей, захватил в плен жену князя.

Однако она, хотя и слыла женщиной достаточно легкомысленной, отказалась идти к Дмитрию. Тогда он приказал ее четвертовать на площади и бросить в реку, в Тверь.

И такими событиями пестрят хроники».

Тарковскому с удивительной художественной мощью удалось показать, что шедевры Рублева создавались не благодаря, а вопреки жестокости века и человеческих сердец.

Оригинал