Купить мерч «Эха»:

Я не люблю

Высоцкий. Одна история
Высоцкий. Одна историяпроект Антона Ореха и ТО "Ракурс"
Мнения25 июля 2023

Наша новая история выходит в день памяти Владимира Высоцкого. И ровно год назад наш проект, который шесть с половиной лет шёл на радиостанции «Эхо Москвы», обрёл новую жизнь на «Планете.ру».
Поэтому мы решили сделать доступ к этому выпуску открытым! То есть его могут увидеть не только подписчики проекта, но и все желающие – бесплатно!

Для «новичков» – это ещё и возможность оценить нашу работу, понять, о чём мы стараемся рассказать нашей аудитории, и чем именно этот проект может быть интересен всем, кому дорого творчество Владимира Высоцкого.

Эта история – уже 28-я в нашем проекте. Она является частью лотов «Истории 26 – 30» и «Истории 21 – 30».

Кроме того, в проекте доступны и предыдущие «наборы»: «Истории 1 – 5»«Истории 6 – 10»«Истории 1 – 10»«Истории 11 – 15»«Истории 16 – 20»«Истории 11 – 20»«Истории 21 – 25» и «Все истории».

Антон Орехъ и Творческое объединение «Ракурс»

ИСТОРИЯ 28. Я НЕ ЛЮБЛЮ

Слушать историю 28 полностью:

Есть у Владимира Высоцкого такие песни, которые мы безо всяких преувеличений можем назвать его персональными гимнами – программными, определяющими произведениями. Когда 25-го числа в январе или в июле всякий раз заходят разговоры о том, что он хотел нам сказать, о чём пел, что пытался донести до наших ушей и душ, мы вспоминаем прежде всего такие песни, как эта – «Я не люблю».

Москва, Театр на Таганке, осень 1976 года. Фото Александра Стернина

До нас дошли 267 фонограмм песни «Я не люблю», и эта песня – самая часто исполняемая Высоцким. Более того: полностью или фрагментарно она сохранилась на 12-ти кино- и видеосъёмках. Это тоже своеобразный рекорд.

Глазов, Ледовый дворец спорта «Прогресс», 29 апреля 1979 года. Съёмка Александра Сысоева

«Я не люблю» была написана в начале 1969 года, а в последний раз прозвучала на самом последнем концерте 16 июля 1980 года. Уверены, что вы знаете эту песню если и не наизусть, то почти целиком, но при этом есть нюансы, на которые мы хотели бы обратить ваше внимание в этой истории. Начнём мы с фрагмента выступления Владимира Высоцкого в Госснабе СССР в феврале 1970 года:

Москва, 1-й часовой завод, 29 января 1970 года

Ассистент звукооператора фильма «Опасные гастроли» Анатолий Борисов вспоминал:
«В этом эпизоде Высоцкий пел песню “Я не люблю”. Это была их совместная сцена с Копеляном; когда тот произносит фразу, что господа артисты не занимаются политикой, то Высоцкий начинает петь эту песню. Все песни Высоцкого в фильме писались под фонограмму, а “Я не люблю” он исполнял “вживую”. Может быть, техническое качество записи оказалось несовершенным, и из-за этого песня в фильм не вошла. Но возможно, конечно, что она не вошла из-за своей остроты. А может быть, оба фактора сыграли роль…»

Лионелла Пырьева, Ефим Копелян и Владимир Высоцкий на съёмках х/ф «Опасные гастроли». Одесса, 1969 год

Директор картины Станислав Стриженюк вспоминал эту историю несколько по-своему, упоминая режиссёра Георгия Юнгвальд-Хилькевича:
«Где-то в это время… Высоцкий познакомился с Мариной Влади. Марина тоже приехала в Одессу… И вот мы прилетели в Одессу, и я увидел у себя на столе две страницы дополнения к сценарию “Опасных гастролей”. Сел Хилькевич и написал с редактором две сцены – “Пикник” так называемый. Они купили две бочки пива, раков было много на Днестре. Так и снимали. С Мариной Влади, с Высоцким, какие-то революционные разговоры. Марина играла роль какой-то французской шпионессы времён социалистической революции. Я посмотрел на всё это и написал резолюцию: “За счёт режиссёра”. Хилькевич заплатил за пиво и за раков, а материал вырезали».

Марина Влади и Георгий Юнгвальд-Хилькевич со съёмочной группой х/ф «Опасные гастроли». Одесса, март 1969 года. Фото из архива Анатолия Борисова

Не первый и не последний случай, когда песня, написанная Высоцким для какой-то картины, в итоге в неё не попадает. Впрочем, «Опасные гастроли» – это всё-таки пример относительной творческой удачи Владимира Семёновича. И роль у него в фильме главная, и сам фильм получился запоминающимся. А насколько его украсила бы песня «Я не люблю», насколько она вообще там необходима – это уже вопрос дискуссионный. Потому что сегодня, годы спустя, она прочно ассоциируется с образом самого Высоцкого, и в привязке к какой-то конкретной роли воспринималась бы даже мелковато.
Она действительно – как ответ на очень многие вопросы, которые вслух или мысленно задавали Высоцкому те, кто его слушал. Он и сам говорил об этом на своих выступлениях – как, к примеру, 25 декабря 1979 года:

Протвино, Дом учёных Института физики высоких энергий, 29 декабря 1979 года. Фото Анатолия Степанца

Стихотворение, обращённое к своим корреспондентам, Высоцкий действительно написал. Написал в ноябре 1972 года – почти через 4 года после песни «Я не люблю», а вот само оно песней так и не стало, к сожалению. Но текст получился очень интересный и очень показательный, отражающий настроение Высоцкого, уставшего в какой-то момент от пересудов, от критиканства, от глупости. В нём и раздражение, и обида на несправедливое к себе отношение. Подсчитано, что на концертах две строки из него Высоцкий цитировал в общей сложности 24 раза – причём уже в последние годы жизни.

Москва, Театр на Таганке, 1979 год. Рабочие материалы съёмки телекомпании RAI, Италия (режиссёр Деметрио Волчич, оператор Михаил Попереко)

Целиком это стихотворение, озаглавленное автором «Я к вам пишу», по нашей просьбе прочёл актёр театра имени Вахтангова Анатолий Меньщиков:

Как это звучало бы в исполнении самого Высоцкого, его голосом, с его гитарой, мы можем теперь только фантазировать. Зато песня «Я не люблю» была спета неоднократно – буквально сотни раз. И мы начнём с фрагмента концерта в ДК МВТУ имени Баумана, 6 марта 1976 года:

Москва, ДК МВТУ им. Баумана, 6 марта 1976 года. Фото Александра Веселухина

Привычное начало, привычные строки и ритм. Можно сказать, «канонический» вариант. Но таковым он был не всегда. Мы уже привыкли к тому, что вариантов строк почти в каждой песне Высоцкого хватает. Часто эти отличия не очень принципиальны. Но в этой песне ранние варианты отличаются очень заметно не только формально:

Это одна из первых фонограмм, сделанная в Новогрудке в августе 1969 года, во время съёмок фильма Виктора Турова «Сыновья уходят в бой». Мы слышим, что вместо слов «От жизни никогда не устаю» звучит начальный вариант из рукописи: «Поэтому об этом не пою». Кстати, именно такой вариант Владимир Семёнович отправил в письме Марине Влади в конце 1969 – начале 1970 года. В этом же письме были и такие варианты текста: «Обидно мне, когда без смысла бьют» и «Поэтому я не люблю Христа».

Владимир Высоцкий и Марина Влади во время съёмок х/ф «Сыновья уходят в бой». Белоруссия, Гродненская область, Новогрудский район, деревня Литовка, август 1969 года. Фото Людмилы Гедранович

Интересна и другая метаморфоза в тексте: здесь звучит не привычное нам «Когда весёлых песен не пою», а более редкое «В которое болею или пью». По смысловой нагрузке оба варианта по-своему интересны. А ведь был ещё и такой: «В которое болею и не пью» – по смыслу прямо противоположный!

Как отмечают исследователи творчества Высоцкого, в этой строфе есть ещё один любопытный момент. Мы не находим в песнях или стихах Владимира Семёновича признаний, какое время года ему особенно по душе – как это часто бывает у многих других поэтов. Кто-то воспевает весну, кто-то лето красное и т.п. А Высоцкий не говорит о том, какое время года любит. Всякое хорошо, если в это время пишутся песни или если не болеешь.

1976 год

А был и совсем простой вариант первых строк. Тоже на ранней плёнке, записанной во время концерта в ДК московского завода «Калибр» 13 января 1970 года:

Москва, ДК завода «Калибр», 13 января 1970 года. Фото Валерия Смирнова

В «Я не люблю» сочетаются вещи глобальные – с простыми бытовыми. В одном четверостишии герой не любит цинизма и при этом не любит, когда читают его письма. Есть совсем редкий домашний вариант, предположительно это август 1969 года. Фонограмма, известная как «псевдо-Евдокомов»:

Вариант насколько редкий, настолько же и актуальный. Тогда, в конце 1960-х, ситуация, когда кто-то станет читать письма в вагоне метро, была всё-таки более редкой, чем теперь, когда у всех есть телефоны или планшеты и люди без стеснения смотрят друг другу «через плечо», читая и письма, и всё что угодно.

Анатолий Васильев и Владимир Высоцкий. Дубна, ДК ОИЯИ «Мир», 22 января 1969 года. Фото Леонида Андреева

В этом же четверостишии и цинизм «открытый» – такой вариант не раз встречается в ранних исполнениях. Позднее Высоцкий исправил это определение на ставшее более привычным «холодный». А в записи у Валентина Савича в ноябре 1969 года есть относительно редкая трактовка:

«Доверчивость» или «восторженность» – какой вариант лучше? Ответа на этот вопрос нет по одной простой причине: Высоцкий вообще не склонен к прямым поучениям, морализаторству. Он поёт от первого лица, о том, что он сам не любит. Но совершенно необязательно, что это должны не любить мы. Кто-то не любит доверчивость, кто-то восторженность, кто-то ни то, ни другое, а кому-то и то, и другое по душе.

Москва, Малая Грузинская ул., д. 28, 6 декабря 1975 года. Съёмка телекомпании ORF, Австрия (режиссёр Роберт Дорнхельм, оператор Борис Яровой)

Здесь кстати придутся воспоминания Аллы Демидовой, которые прочитает для вас Татьяна Васина. Запись в своём дневнике Демидова сделала во время гастролей Театра на Таганке, когда труппа поехала в Набережные Челны на строящийся КАМАЗ:

Алла Демидова и Владимир Высоцкий на стройплощадке литейного цеха КАМАЗа. Набережные Челны, 21 июня 1974 года. Фото Виталия Гривы

28 июня, 1974 год.
«Каждый день спектакли и бесконечные концерты. Нас вывозят то на какие-то стройки, то в цеха. На каком-то концерте Высоцкий пел: “Я не люблю, когда стреляют в спину, я также против выстрелов в упор…” Мы стояли за кулисами, слушали эту песню, и я сказала, что не люблю, когда о таких очевидных истинах слагают стихи. На что мне Васильев, повернувшись резко, ответил: “Да, но то, что не любит Высоцкий, слушает весь город затаив дыхание, а то, что не любишь ты, никого не интересует…”»

Виталий Шаповалов, Анатолий Васильев и Владимир Высоцкий. Болгария, Чирпан, 16 сентября 1975 года. Фото Георгия Иванова

Это Коломна, ДК имени Ленина завода «Станкостроитель», 29 июня 1976 года:

Коломна, ДК тепловозостроительного завода им. Куйбышева, 12 июня 1976 года. Фото В. Красавина

Одно из лучших исполнений этой песни – и по темпераменту, и по качеству записи. Великолепная строка про «сплетни в виде версий». Мы недавно касались песен Высоцкого о сплетнях и слухах, и чувствуется, насколько для него это близкая и личная тема. Этот «коломенский» вариант уже фактически устоявшийся. Но и в этих строфах в более ранние годы были свои интересные вариации. Вспомним запись, сделанную в театре «Современник» в марте 1971 года:

Галина Волчек, Олег Даль и Владимир Высоцкий. Москва, театр «Современник», 10 апреля 1974 года. Фото Юрия Абрамочкина

Редчайший вариант строфы, где Высоцкий единственный раз поёт «Притворства не приемлю», а «до тошноты» во всём множестве фонограмм встречается ещё лишь однажды. Другой очень интересный момент состоит в том, что в более привычной версии герой не приемлет выстрелов ни в спину, ни в упор. А здесь, получается, при определенных обстоятельствах выстрелить в упор можно – «если надо». Кому и почему это надо – остаётся поводом для домыслов. Возможно, по этой причине неясности смысла Высоцкий от такой интерпретации в итоге и отказался. Сохранилось всего 6 фонограмм с таким вариантом строки.

Про сплетни и версии тоже есть, простите за тавтологию, ещё одна версия – на самой первой сохранившейся фонограмме, записанной в начале 1969 года на Одесской киностудии, как раз во время работы над «Опасными гастролями». И когда вы сейчас её услышите – обратите внимание на мелодию и ритм, которые тоже заметно отличаются от привычных нам:

Владимир Высоцкий на съёмках х/ф «Опасные гастроли». Одесса, апрель 1969 года

Но мы вернёмся к театру «Современник», где Владимир Семёнович исполнял эту песню. Потому что исполнял он её в этих стенах неспроста. «Я не люблю» не прозвучала в «Опасных гастролях», зато прозвучала со сцены театра, влияние которого на умы и настроения тогдашней публики было сопоставимо с влиянием Театра на Таганке. И вообще не так часто бывало, что песни Высоцкого использовались в постановках каких-то других театров, кроме его родного.

Владимир Высоцкий, Галина Волчек и Раймонд Каугвер на премьерном спектакле «Свой остров». Москва, театр «Современник», апрель 1971 года

Про спектакль «Свой остров», который ставила в «Современнике» Галина Волчек, мы подробно рассказывали в рамках проекта «Один Высоцкий», который шёл в эфире «Эха Москвы», а впоследствии был выпущен двухтомным мультимедийным изданием.

Галина Волчек и Владимир Высоцкий на 40-летии Галины Волчек. Москва, театр «Современник», декабрь 1973 года. Фото Анатолия Гаранина

Пьеса эстонского драматурга Раймонда Каугвера в переводе Виктора Розова. В пьесе заложены проблемы, которые волновали и публику, и театр: шёл разговор о месте человека в жизни, поиске своей мечты, отношении к труду и творчеству, которое можно найти во всякой профессии.

Раймонд Каугвер

Вот как вспоминал об этой работе сам Высоцкий во время выступления в 60-й московской больнице в начале 1974 года:

Этой песней открывается второе действие спектакля, который впоследствии был записан и как телеспектакль. Игорь Кваша действительно исполняет «Я не люблю» абсолютно по-своему. Но здесь нужно обратить внимание не только на манеру, но и на текст. Он заметно отличается от авторских исполнений:

Игорь Кваша

Вы наверняка помните, как эти же строки звучат в авторском исполнении. Обратимся к записи, сделанной во время выступления в московском Институте комплексных транспортных проблем 29 февраля 1980 года – причём прозвучит и тот куплет, который переделали для спектакля и тот, который из «театральной» версии вообще выпал:

Долгопрудный, конференц-зал главного корпуса МФТИ, 29 февраля 1980 года. Фото Игоря Янковского

Как вы и сами обратили внимание, про «распятого Христа» Игорь Кваша в спектакле «Современника» не пел:
Я не люблю насилья и бессилья,
И не могу остаться в стороне.

Сам Кваша объяснял это так: «Я его просил изменить только одно место в песне “Я не люблю” – “И мне не жаль распятого Христа”. Я не религиозный человек, так что просил я изменить эти строки не из этих соображений. Просто эстетически мне это не нравилось». У нас нет оснований не верить Игорю Владимировичу, но также у нас есть сомнения, что упоминание Христа в спектакле, который идёт десятки раз на сцене советского театра, было бы принято цензорами благосклонно.

Зеленоград, конференц-зал завода «Микрон», 23 апреля 1978 года (режиссёр Пётр Солдатенков, оператор Сергей Астахов)

Строка про Христа – возможно, самый принципиальный момент во всей песне. Потому что помимо того варианта, который вы только что слышали, несколько раз Высоцким исполнялся и другой:

Так всё-таки «жаль» распятого Христа или «не жаль»? Есть свидетельство Миши Аллена, эмигранта и популяризатора советской авторской песни на Западе, который прямо спрашивал об этом противоречии самого Высоцкого и тот отвечал: «Обязательно жалко. Надо жалеть». Собственно то, что «не жаль» встречается лишь в шести ранних записях, а в подавляющем большинстве случаев «жаль распятого Христа».

Миша Аллен и Владимир Высоцкий. Канада, Торонто, 12 апреля 1979 года

Фрагмент, который вы только что слышали, записан 30 сентября 1969 года дома у Льва Делюсина, где отмечали день рождения Юрия Любимова.

Валерий Золотухин, Лев Делюсин и Юрий Любимов на 10-летии Театра на Таганке. Москва, Дом актёра ВТО, 23 апреля 1974 года. Фото Анатолия Гаранина

Есть заслуживающая внимания версия, что Высоцкий исправил текст под влиянием разговора, состоявшегося в тот день. Присутствовавшие на праздновании писатель Борис Можаев и актриса Людмила Целиковская (на тот момент – жена Любимова) обратили внимание, что упоминать Христа таким образом в известной мере кощунственно, что не стоит петь, что ему, мол, не жаль Христа.

Пётр Капица, Людмила Целиковская и Юрий Любимов. Московская область, посёлок Николина Гора, 1977 год

Ещё раз скажем о том, что песня «Я не люблю», с одной стороны, как свод личных правил Владимира Высоцкого. А с другой стороны, эти правила и этот выбор не навязываются никому. В этой песне нет конкретного обращение к «инстанциям и лицам» – поэтому правы те исследователи творчества Высоцкого, которые пишут, что это произведение нельзя считать формально песней протеста. Ведь единственный человек, к кому автор всё-таки обращается в одной из строк – это он сам. Вспомним знаменитое выступление в останкинской студии во время записи для «Кинопанорамы»:

Москва, Останкино, 2-я студия ЦТ СССР, 22 января 1980 года. Фото Бориса Палатника

Последние две строки часто цитируют – причём цитируют, подгоняя под ту или иную идеологическую позицию. Одни говорят, что Высоцкий «предвидел» большие перемены. Другие замечают, что он эти большие перемены не любил заранее: ведь пусть они впереди – он это никогда не полюбит. Можно принять ту или иную сторону, а можно просто оставить автору право на парадокс.

Болгария, София, кафе «Лотос», 22 сентября 1975 года. Съёмка Болгарского Национального Телевидения (режиссёр Димитр Караджов, оператор Румен Костов, ведущая Тони Кожухарова)

Строго говоря, в чём-то парадоксальны и предыдущие две строки про «манежи и арены», где «мильон меняют по рублю». Всё это не мешало Высоцкому выступать и на аренах, и даже в манежах – не говоря уж про залы поменьше. И рубль тогда был не то, что теперь – а достойными деньгами. Хотя понятно, что Высоцкий подразумевает человека, который растворяется в толпе, как рубль в миллионе.

Москва, Театр на Таганке, 25 февраля 1977 года. Фото Дмитрия Чижкова

А мы в завершение послушаем песню «Я не люблю» целиком. Фонограмма сделана на фирме «Мелодия» с оркестром под управлением Георгия Гараняна в апреле 1974 года, но на пластинку не попала ни при жизни Высоцкого, ни даже в 1987 году, когда вышел диск «Владимир Высоцкий и Марина Влади». На виниле эта песня вышла только в 2019 году!

Виниловая пластинка «Мелодия» / «Bоmba Music», 2019 год
Виниловая пластинка «Мелодия» / «Bоmba Music», 2019 год

Эта запись уникальна не только тем, что сделана в студии с профессиональным оркестром высшего класса. Она – без гитары, в отличие от остальных фонограмм. И получается, что хрестоматийное исполнение получилось единственным в своём роде:

P.S. Исследователи творчества Высоцкого постоянно ищут «корни» его поэзии, находя параллели с произведениями предшественников и даже современников Владимира Семёновича. Зачастую эти параллели натянуты и весьма условны. Но бывают удивительные «попадания». За полтора столетия до написания песни «Я не люблю» дядя Пушкина, Василий Львович, написал своё стихотворение «Люблю и не люблю». Оцените эту поэтическую перекличку:

Я не люблю людей коварных
И гордых не люблю глупцов,
Похвальных слов высокопарных
И плоских, скаредных стихов.

В собраньях не люблю нахалов,
Подагрой не люблю страдать,
Я глупых не люблю журналов,
Я в карты не люблю играть…

Кадр диафильма «Адресаты лирики Пушкина» (реж. Лада Вуич, «Диафильм», 1985 год)

Авторы проекта: Антон Орехъ, Игорь Рахманов, Виталий Рувинский, Александр Ковановский, Александр Петраков, Олег Васин, Сергей Алексеев, Валерий и Владимир Басины.

Отдельная благодарность за помощь в подготовке этой истории Юрию Гурову, Андрею Скобелеву, Владимиру Чейгину, Татьяне Васиной и Анатолию Меньщикову.

Права использования фонограмм предоставлены правообладателями: ООО «Навигатор рекордз»/наследники В.С.Высоцкого.

Эта история выпущена при финансовой поддержке Дмитрия Пермякова и Дмитрия Синчугова (Химки)

ЛИТЕРАТУРА

Демидова А. «Вторая реальность» – М.: АСТ, 2020.

Изотов В. «”Я не люблю любое время года”, или почему “Нет ни зимы, ни лета”» // журнал «В поисках Высоцкого», № 14 – Пятигорск: ПГЛУ, 2014.

Корман Я. «Энциклопедия творчества Владимира Высоцкого: гражданский аспект» – Ижевск: ГУП УР «Издательство «Удмуртия», 2018.

Новиков В. «Полифонический художник Владимир Высоцкий» (интервью И. Дорониной) // сайт «Совершенно секретно», 02.08.2019.

Скобелев А. «Много неясного в странной стране…» II – Воронеж: «Эхо», 2009.

Уварова С. «Протест Высоцкого» // сборник статей «Высоцковедение и высоцковидение 2013 – 2014» – Орёл, 2014.

Цыбульский М. «Время Высоцкого» – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2009.

Плакат из серии «Поёт поэт В.Высоцкий», 1976-1980 годы. Художник Михаил Златковский

БОНУС

Я не люблю

Одесская киностудия, начало 1969 года (первое исполнение)

Москва, Театр на Таганке, 22 марта 1969 года

Новогрудок, районный ДК, август 1969 года

Неизвестная домашняя запись (т.н. «псевдо-Евдокимов»), август 1969 года

Москва, у Льва Делюсина, 30 сентября 1969 года

Москва, у Валентина Савича, ноябрь 1969 года

Москва, ДК завода «Калибр» 13 января 1970 года

Москва, Госснаб СССР, февраль 1970 года

Москва, театр «Современник», март 1971 года

Москва, больница №60, начало 1974 года

Москва, ДК МВТУ имени Баумана, 6 марта 1976 года

Коломна, ДК имени Ленина завода «Станкостроитель», 29 июня 1976 года

Неизвестное публичное выступление (т.н. «Сочельник»), 25 декабря 1979 года

Москва, Останкино, 2-я студия ЦТ СССР, 22 января 1980 года

Москва, ИКТП, 29 февраля 1980 года

Московская область, Калининград, ДК имени Ленина, 16 июля 1980 года (последнее исполнение)

Московская область, Калининград, ДК имени Ленина, 16 июля 1980 года. Фото Евгения Попова

Я не люблю (исполняет Игорь Кваша)

Фрагмент спектакля театра «Современник» «Свой остров», 1974 год

Игорь Кваша в спектакле «Свой остров»