Я не хочу нашей стране больше никаких революций
Как слово наше отзовётся. Аббас Галлямов, откликнувшись на фрагмент моего разговора с Ильёй Азаром в «Новой газете — Казахстан», существенно переиначив мой посыл, с высоты своего аристократического положения, не опускаясь до прямого обращения, попросил:
«Передайте Шлосбергу, …что политик — это тот, кто борется за власть, а то, где он при этом в каждый конкретный момент времени находится, — это тактика, не более того. Послушать Шлосберга, так Ленин, имам Хомейни или, например, Сунь Ятсен, годами жившие за границей, — не политики. Ага, Шлосберг — политик, а Ленин — нет».
Аббас Радикович, спасибо, мне доложили.
Что объединяет всех трёх политических деятелей, упомянутых Аббасом Галлямовым? То, что все трое — революционеры, адепты насилия и сторонники диктатуры.
Владимир Ульянов (Ленин) — профессиональный террорист, организатор государственного переворота и родоначальник политических репрессий, ввергнувший страну в бездну лжи, насилия и крови, архитектор государства диктатуры пролетариата, предопределившего физическое уничтожение целых сословий, варварскую государственную политику, лишения, пытки и казни миллионов людей, в том числе детей, лично призывавший к казням.
Рухолла Хомейни — организатор Иранской революции 1979 года, сторонник экспорта исламской революции в другие страны, сторонник ирано-иракской войны, создатель Исламской Республики Иран; вдохновитель захвата посольства США в Тегеране в 1979 году и взятия заложников, автор фетвы о физическом уничтожении писателя Салмана Рушди (1989). По его указу был создан Корпус стражей исламской революции (иранская инквизиция), проведена тотальная исламизация всех сторон жизни страны. Созданный при Хомейни Исламский революционный суд во главе с «судьёй-вешателем» Садеком Хальхали стал орудием массовых репрессий.
Сунь Ятсен — китайский революционер, организатор около десяти восстаний в разных провинциях Китая в 1905–1911 гг., сторонник радикальных антимонархических и антиманьчжурских взглядов, насильственного свержения маньчжурской династии, создатель (в эмиграции) первой китайской революционной организации «Синчжунхой» (1894), идеолог национализма, приведшего к обострению между крупнейшими этническими группами китайского общества, организатор противопоставления китайского опыта любому иностранному, основатель партии «Гоминьдан» (Китайской консервативной партии), опиравшейся исключительно на военную силу и вооруженную борьбу как внутри, так и вне страны.
Являлись ли Владимир Ленин, Рухолла Хомейни и Сунь Ятсен политиками? Бесспорно. Сохранили ли они себя в эмиграции? Конечно. Чем они занимались в эмиграции? Организацией революций в свои странах, каждой из которых сопутствовали массовое насилие, гражданская война и гибель людей.
Очень показательно и тревожно, что в качестве примеров эффективной политики государственный деятель, оказавшийся оторванным от своей страны, приводит политиков–революционеров. Я не знаю, стало ли это следствием отчаяния, утраты надежд на демократические перемены и своего рода культурной изоляции, которая в эмиграции неизбежна и действует столь же пагубно, как кислородное голодание.
Аббас Радикович, я не хочу нашей стране больше никаких революций. Революции не бывают легитимными, справедливыми и гуманными. Революция — это решение вопроса о власти насильственным путём. Все приведённые Вами политические деятели именно этим и занимались. Да, их политика была результативна на определенном историческом этапе. Все трое смогли прийти к власти. Власть всех троих держалась на военной силе, поражении общества в правах и репрессиях в отношении инакомыслящих.
Я не хочу «себя под Лениным чистить», «чтобы плыть в революцию дальше» (Маяковский). И не хочу переустраивать Россию, будучи вне России. Добра от этого не будет.
Давайте думать над тем, маяки какого будущего мы строим для страны. Прошлое показывает, куда нельзя возвращаться.