Время нас рассудит
Процесс Жени Беркович и Светы Петрийчук, который продолжается уже третью неделю в Москве, производит очень сильное впечатление. Его значение нам еще только предстоит осознать и оценить. В нем сошлись несколько силовых линий последних двух лет и изнутри процесса лучше видна вся драма схватки, которая разворачивается на наших глазах. Очень важно, что процесс проходит в окружном военном суде, поскольку девушек судят по тяжелой террористической статье. Вообще этот суд заслуживает отдельного описания, потому что он стал центром многих важных событий последних месяцев. Параллельно с процессом Жени и Светы идут аресты высокопоставленных генералов Минобороны, и все их меры пресечения и апелляции проходят в том же зале, где идут наши слушания. В соседнем кабинете на наших глазах получает 25-летний срок молодой щуплый парень по фамилии Малина за поджог релейного шкафа. А на улице все это время ходят взад и вперед толпы студентов Бауманки, веселых и беззаботных. Прямо напротив суда вся улица заполнена маленькими новыми азиатскими забегаловками, а справа за тенистым садом спрятался особняк XIX века с бюро судебно-медицинской экспертизы.
Срочный сбор
Поддержите команду «Эха»
Военный суд отличается от районных московских судов, к которым мы привыкли. Об этом в первый же день говорит судья Юрий Массин адвокату Жени Ксении Карпинской, «здесь вам не районный суд, у нас состязательное правосудие». Из контекста понятно, что военные представляют более высокую касту по сравнению с обычными гражданами в современной иерархии российского общества, и поэтому их права в суде тоже соблюдаются более тщательно. Выше и квалификация самих судей и персонала суда. Даже судебные приставы тут ведут себя иначе, чем обычно. К середине процесса мы уже различаем в них проявления человечности. Один из них особенно расположен к разговорам в перерывах и с удовольствием читает нам лекцию об подвигах Евгения Богарне при отступлении французов в 1812 году.
Линии конфликта, которые выделяются ярче всего – мужское-женское, простое-сложное. Из этого логично вытекает конфликт вертикального логоцентричного мира военных, которые только могут выполнять приказы против горизонтального образно-визуального мира актрис проекта дочерей Сосо. Бросается в глаза полное отсутствие понимания, что такое современный театр и вообще современная культура в целом со стороны государственного обвинителя Денисовой. Каждый день она входит в здание суда на высоких шпильках и несет свою прокурорскую форму в чехле. Она с трудом формулирует вопросы, стараясь никогда не отклоняться от заранее заготовленной формы.
Женя Беркович и Света Петрийчук должны были бы быть на ее месте, а прокурор Денисова гораздо лучше смотрелась бы за стеклом. Женя и Света всегда готовы к заседаниям, они обе держатся очень уверенно и очень точно ведут допросы свидетелей, не теряя никогда фокуса и не тратя на это лишнего времени.
Еще, конечно, удивителен страх, который овладел нашими деятелями кино и театра. За исключением близких друзей и небольшой группы, тех кто внимательно следит за процессом уже год и освещает его, в зале и рядом с судом вообще не видно известных лиц. Наше и кино и театр делают вид, что этот процесс их вообще не касается. Чтож, время нас рассудит.