Купить мерч «Эха»:

VK vs Youtube. Государство попыталась создать свой Ютуб — получилось?

Максим Кац
Максим Кацобщественный деятель
Мнения17 апреля 2024

Вышедший несколько дней назад экономический ролик был, в общем-то, о том, как государство разбрасывается деньгами во все стороны, смотрит на цифры, в которые эти деньги превратились, и всем рассказывает, как всё хорошо и лучше быть не может. Но многие сделали из наших слов совершенно иной вывод, мол, российское государство преуспевает во всём, за что ни возьмётся, и всех переигрывает. Война, санкции, изоляция – всё ему нипочём, так может продолжаться сколь угодно долго, и не будет этому ни конца, ни края.

Мы не будем пытаться делать вид, что можем досконально разобраться в цифрах по росту промышленного производства или найма людей на войну. Статистика в России сейчас такова, что многие цифры сейчас приходится принимать на веру – а скорее, не принимать. Зато есть отрасль, которую мы видим каждый день, живём ею каждый день и легко можем оценить усилия, предпринятые в ней государством. Эта сфера – Интернет. Мы знаем, что, как минимум, два года назад, а скорее, много раньше, холдингу «ВК» под командованием сына замглавы администрации президента Владимира Кириенко была поставлена важная задача. Формулировалась она примерно так: увести с Youtube столько аудитории, чтобы можно было политически безопасно его заблокировать. К середине апреля 24 года результат государственных усилий уже вполне можно оценить, опираясь не на умозрительные цифры и не на заявления, а на факты – что мы сегодня и сделаем.

Интернет – это вам не гражданская авиация, где от концепта до готового продукта проходит 20 лет, а потом получившаяся модель ещё 20 лет выпускается в неизменном виде. В интернете за два года не то, что отдельный проект, а целая технология может пройти целый цикл, от первой строки кода до мирового успеха и полного забвения. В интернете с его бешеной конкуренцией за внимание аудитории два года – это целая эпоха, и амбиции на эту эпоху у ВКонтакте были по-настоящему державные. Предполагалось, что продвигать сервисы ВКонтакте будут по-настоящему, а не станут в очередной раз за госсчёт выводить контрсанкционную породу страуса, держа в уме единственную цель всех участников процесса – разворовывание бюджета.

Итак, была поставлена политическая задача: превратить ВКонтакте из полузабытого склада порнухи и пиратской музыки в полноценную замену Youtube, ведь Youtube – это Первый канал интернета, вещает из каждого утюга. Десятки миллионов граждан смотрят его с утра до вечера, за завтраком с планшета, по пути на работу со смартфона, на работе с компьютера, за ужином по телеку. Ютьюбом занимают детей, в нём идёт политическая дискуссия, по роликам учатся готовить сырники и чинить унитаз. Это источник неподконтрольной информации, по охвату перекрывающей всё, что в панике заблокировали в первый месяц войны – от «Эха Москвы» и фейсбука до активистских СМИ на три сотни читателей. Раздувание ВКонтакте до полноценной замены Youtube – не то, что можно завершить тем, что причастные покупают себе по небоскрёбу в Дубае, ведь политическое начальство справедливо опасается, что в отсутствие привлекательной альтернативы лишение граждан главной медиаплощадки создаст больше проблем, чем решит.

Что же происходит, когда государство берётся за такую задачу? Включается подход «калькулятор придумали трусы», поставлена цель: оттянуть у Youtube столько аудитории, чтобы можно было его заблокировать и не огрести политических последствий.  И неважно, какие деньги на это будут потрачены, они так и так утонут в общем вале бессмысленных трат на войну и изоляцию. К ВКонтакте был подключён безлимитный деньгопровод, он скупил всех ютьюбовских звёзд, кто был готов продаться. Стендаперы с ТНТ и Артемий Лебедев пашут теперь VK, как нелегалы без паспортов, кочуют из эфира в эфир. Проводятся ультрадорогие пафосные фестивали, где бессменные Гоблин-Пучков и пранкеры Вован и Лексус назначаются признанными лидерами мнений, а после вручают друг другу награды. Всё происходит ровно так же, как с прочими расходами на изоляцию и импортозамещение.

ВКонтакте очень старается показать, что дело поставлено на индустриальные рельсы, что все серьёзные люди уже перешли на его платформу, что пользователи вот-вот забросят ставший неактуальным Youtube, и с ним легко можно будет расправиться. Вот только государственнические амбиции плохо бьются с реальными результатами. Большинство контент-мейкеров, кого Youtube сумел к себе затянуть – Лебедев, Гоблин, Стас Васильев, ушли с Ютьюба не за лучшей долей и не из-за веры в блестящее будущее площадки. Они ушли ВК, потому что Youtube их забанил.

«Аннигилировали, то есть уничтожили. По политическим мотивам, так сказать, это политические репрессии, которые устраивает ЦРУ посредством рук украинских националистов».

Если не считать комиков с ТНТ, которых ВК действительно выкупил целиком, остальные сменили площадку оттого, что им деваться было некуда. Их успешную медийную карьеру закончил ютьюбовский банхаммер. Я такие баны не поддерживаю, но сегодня мы не об этом.

За прошедшие два года даже близко не случилось того, к чему стремились. Никакого массового исхода криэйторов с Youtube не произошло. Кто-то в первые недели войны, когда блокировки ждали со дня на день, психанул и сходил в VK, но люди быстро поняли, что ловить там нечего, и вернулись. Остаются там от безысходности – либо с баном от Youtube, либо с крепостным контрактом. Никакой похожей на Youtube среды, которая сама порождала бы новый контент, у VK не родилось. За очень большие деньги, в очень дорогих и масштабных декорациях площадка штампует шоу с ветеранами юморных фронтов – но на этом всё. Ни одного нового формата, ни одного нового лица, которое бы там преуспело без вливания денег от VK. То же касается и аудитории. У тех, кто по тем или иным причинам согласился переползти VK, есть общая проблема: они там никого не встретили. В очередной раз оказалось, что недостаточно вложить деньги в рекламу, чтобы пользователи, роняя портки, рванули с привычной платформы на твой прекрасный импортозамещённый продукт.

Можно, конечно, выстроить свои механики так, чтобы запихивать новые шоу в каждую ленту и получать по миллиону просмотров на каждом ролике с новостями Лебедева, но вот только на этот миллион просмотров будет по 7000 лайков и по 400 комментариев. В Youtube такие показатели у роликов с показателями в районе сотни тысяч, даже поменьше. 400 комментариев – всё ещё плохо даже для 100 тысяч просмотров, но, по крайней мере, такое хотя бы в теории может быть. Когда под часовым роликом топового автора площадки набирается 400 комментариев – это значит, что топовый автор вещает в пустоту, обращаясь к вымышленным зрителям. Да, шоу снимается по телевизионным стандартам, как для прайм-тайм Первого канала, да, Филипп  Киркоров отплясывает в комедийном шоу, Владимир Соловьёв со Стасом Васильевым вещают круглосуточно, Дмитрий Дибров сидит в одном кадре с Бастой. Да, фестивали и вручения премий проводятся с оскаровским размахом. Всё солидно, вопросов нет. Вот только на хер это никому не нужно. Прямо даже вот немного обидно за талантливых авторов, решивших, что настала новая жизнь, и нужно искать себя в новых обстоятельствах. Чем дальше, тем отчётливей они похожи на обычных бюджетников, которым контракт оплатят, студию построят, но смотреть их никто не станет.

Два года кидались понты, показывались красочные презентации, из администрации президента раздавались обещания сделать VK полноценной заменой Ютьюбу. Сегодня однозначно можно сказать только одно: VK ни на шаг не приблизился к поставленной цели. Как была некогда главная соцсеть страны отмирающей сущностью, так и осталась. Она упустила шанс стать главным мессенджером и главной платформой для самопубликаций и дискуссий. Это место занял Телеграм. Она напрочь проиграла в деле развлечения публики Тиктоку и Инстаграму, так и не приблизилась к ним по качеству, несмотря даже на блокировку Инсты и запрету Тиктока постить вообще видосы из России. И, конечно, как она не была реальным конкурентом Ютьюбу, так не стала им даже в шутку.

Почему мы, собственно, говорим о ВКонтакте? Почему нас интересует судьба соцсети, знавшей лучшие дни, которую отдали в управление наследнику Кириенко? Потому что интернет – один из немногих рынков, где дурь каждого видна за километр, где любые понты, любые громкие заявления моментально разбиваются о практику. Это не производство снарядов и ракет, не манипуляция с экономической статистикой, не чепуха об импортозамещении. В интернете недостаточно, чтобы на огромную сцену со светодиодными экранами выходили люди и рассказывали, как они вот-вот всех нагнут и порвут. Недостаточно большого селебрити нанять в штат, и сразу все такие: «О, ну надо же, целый Артемий Лебедев стал директором по дизайну, наверное, всё очень серьёзно».

В интернете недостаточно производить впечатление и  пускать пыль в глаза. И пускай российскому государству в этом нет равных, в интернете привычные манипуляции просто не работают. Тут действительно нужно показывать результат, и его не подделаешь. Если VK на хер никому не нужен – то он на хер никому не нужен. Это можно увидеть по данным статистики – но люди понимают это и без неё. Девушка не скажет: «Напиши мне VK», соседи не вешают QR-код в лифте «Вступайте в VK-чат нашего дома», никто не раскручивает VK-группы, чтобы продавать там свои товары и услуги. Почти у каждого бара обязательно есть канал в Телеграме, а страничка во ВКонтакте обновлялась хорошо, если четыре года назад, а большинство подписчиков там с аватарками давно удалённой страницы. VK давно перестал быть площадкой, которая объединяет всех и каждого, это факт, с которым не поспоришь, он показательнее любых цифр. Платформа в руках эффективных менеджеров не превратилась в конкурента Ютьюбу, более того, она перестала даже быть тем, чем была – местом знакомств, общения, самораскрутки и горизонтального взаимодействия.

Это не тот случай, когда можно сказать, вы, мол, диванные эксперты и ничего не понимаете, тут серьёзные люди серьёзными делами занимаются, к 2030 году построят тысячу новых самолётов, за пару лет переведут экономику на военные рельсы, наклепают самолётов и танков больше, чем весь остальной мир вместе взятый, и вообще построят замкнутую на себе экономику, избавив россиян от проклятого импорта. В других отраслях такие песни могут действительно работать, несчастные эксперты, наслушавшись заявлений российских чиновников, начинают на полном серьёзе их пересказывать. Дескать, посмотрите, какие они бодрые и уверенные, какие хорошие у них цифры, должно быть, война и вся политика Путина стране только на пользу. И воевать у них есть кем, и танки они клепают как не в себя, и экономика у них растёт. Пора, наверное, думать, как с ними договориться по-хорошему, ведь с каждым днём они будто бы только крепчают.

Но вот в той отрасли, о которой мы точно можем сказать что-то определённое, ситуация прямо противоположная. Задачу отжать аудиторию у Ютьюба выполнили так успешно, что теперь административным дрыном пытаются перегнать школьные родительские чаты из Вотсаппа в VK, но даже в этом провалились. На Ютьюбе больше нет российской монетизации, он медленнее работает из-за сокращения кеширующих серверов, он больше не считает Россию важным для себя рынком и не поддерживает криэйторов, но даже в этом состоянии государственные усилия и государственные деньги на снижение его позиций дали результат, обратный ожидаемому. Каждый, кто ушёл с Ютьюба, ушёл в никуда и ни с чем. Весь топ Ютьюба готов оставаться на нём даже в сильно худших условиях, чем было. Если в первые недели после начала войны кто-то публиковал ссылки, дескать, подписывайтесь на меня во ВКонтакте, то сейчас с этим завязали, потому что никакого ВКонтакте в реальном мире больше нет.

В чём полезный для нас вывод? Когда мы говорим о некоторых успехах путинской системы, о цифрах номинального экономического роста, о поиске живой силы на войну, о способности освоить бюджет – мы всегда говорим просто о расходах, о том, что они просто получили деньги из нефтяной трубы, а следом заплатили кому-то ещё и записали эти деньги в одну из метрик. Но всякий раз, когда от этой системы нужна хоть какая-то эффективность – выясняется, что нет таких денег, за которые произведённое ею вообще хоть кому-то понадобится. Выясняется, что она даже не может решить такую критическую для неё проблему, как убийство в России Ютьюба, потому что для этого нужно на самом деле добиться успеха, а не объявить о нём. Добиваться успеха они не умеют.

Кстати, к разговору об экономистах, в основном, западных. Когда нам демонстрируют цифры роста номинального ВВП, стоит помнить простую истину: в нём учитываются потраченные в никуда деньги. Все те невероятные бабки, которые VK потратил на скупку тех, кто продавался, попадают туда. Сдавший площадь для ВКФеста парк 300-летия Санкт-Петербурга получил кучу денег за организацию мероприятия, немало денег получила и контора по аренде светодиодных экранов, перед которыми Артемий Лебедев рассказывал об успехах грандиозных планов ВКонтакте. И каждая из этих сделок даёт вклад в номинальный ВВП.

Вся эта развесёлая свистопляска с VK прекрасно демонстрирует, насколько цифры ВВП не имеют ничего общего с реальным миром, насколько государство хвастается не прибылями, не добавленной какой-то стоимостью, а чистым убытком. Дескать, основное наше достижение – что всадить бабла мы можем без счёта. Никогда не нужно забывать, что этот фестиваль неслыханной щедрости закончится, как только иссякнут бесплатные деньги. Вот это всё мы сегодня посмотрели на примере интернета. До завтра!