В основе этой экспозиции – современная Россия
Brainwashing machine. В лондонской The Crypt Gallery открылась выставка о пропаганде в России
Мрачный подвальный лабиринт в центре Лондона. Место, куда не проникает свет, и где вновь оживает Оруэлл с его ужасающей триадой: «Война — это мир, свобода — это рабство, а невежество — это сила». Хоть Оруэлл никогда и не был в СССР, за основу своей антиутопии «1984» он взял советский ГУЛАГ, в основе этой экспозиции – современная Россия.
Тут и книга доносов, и абсурдные судебные процессы над «предателями» и дети в виде осьминогов с промытыми мозгами. Работы арт-группы «Явь», Нади Толоконниковой из Pussy Riots, Philippenzo и многих других. Некоторые предпочли не раскрывать свои настоящие имена, но известно, что почти все художники – выходцы из России.
На этой выставке молчаливое большинство, твердящее «Мы вне политики!» предстает в виде картошки, над которой возвышаются врата Освенцима. А посреди этой равнодушной толпы стоит и широко улыбается, ощущая свое моральное превосходство, художница Саша Скочиленко. Чуть дальше – печальными глазами смотрит на вас пианист Павел Кушнир, замученный до смерти в российской тюрьме. И раздаются голоса драматургов Жени Беркович и Светланы Петрийчук, вопрошающие из железной клетки: «За что же нас судят?»…
75 лет назад Оруэлл открыл всему миру глаза на то, как функционируют тоталитарные режимы, построенные на пропаганде и внутренних репрессиях. Выставка Brainwashing machine показывает насколько далеко Россия продвинулась по пути в ад, описанный Оруэллом.