Купить мерч «Эха»:
ЭКСКЛЮЗИВ

В Екатеринбурге простились с Валерием Фоминым

Мнения29 апреля 2023

В Екатеринбурге простились с родоначальником уральской анимации, режиссером и художником Валерием Фоминым. Он умер 25 апреля. Его мультфильмы «Буренушка» и «Про Веру и Анфису» не сходили в телеэкранов в 70-80-е годы.

Валерий Фомин сам был словно мультперсонаж – фактурный, весь волосатый, ершистый, любивший озоровать и ссориться. Он прошел удивительный путь, самостоятельно освоив абсолютно все премудрости мультипликации и достигший триумфа уже в почтенном возрасте.

Вспоминаю, как событием самого первого Всероссийского фестиваля анимации в Тарусе в 1996 году стал успех трилогии «В гостях у деда Евлампия». С момента распада Советского Союза прошли почти пять лет, анимационное производство во всех бывших республиках фактически остановилось, редкие российские авторские мультфильмы брали награды международных фестивалей и восторженно принимались если не всем нашим небольшим сообществом, то какой-то его частью. Режиссеры осторожно осваивали артхаус, осваивать новые технологии не хватало средств. Короткометражные мультфильмы для зрителей, особенно для маленьких, сошли на нет, поскольку увидеть их стало невозможно, а фестивали такими работами не интересовались. Старые мастера, которые вдруг получали счастливую возможность снять традиционное кино «по-союзмультфильмовски», выглядели настолько архаично, что становились объектами «троллинга». Именно поэтому успех незамысловатого кукольного «Деда Евлампия» на первом после многолетнего перерыва внутреннем отчетном фестивале стал неожиданным. В том числе и для самого автора – старейшего уральского режиссера Валерия Фомина. В день фестивальной премьеры от волнения Валерий Иванович напился и уснул прямо в зале, около входной двери. После показа, который сопровождался хохотом и аплодисментами, народ, выходя из зала, похлопывал спящего триумфатора, говорил: «Валера, поздравляю!», но режиссер не слышал…

На церемонии закрытия выяснилось, что в профессиональном рейтинге «Дед Евлампий» обошел всех конкурентов с большим отрывом и занял первое место, а также получил призы жюри за лучшего персонажа и за кукольную анимацию. Первый председатель оргкомитета фестиваля, драматург Владимир Голованов прокомментировал этот успех кратко: «Феллини отдыхает!»

Познакомившись с Валерием Фоминым, я узнал, что он пришел в мультипликацию задолго до того, как сама мультипликация появилась на Урале. Свои первые фильмы он сделал на местном телевидении, а затем перешел на Свердловскую киностудию, где появились «Буренушка», «Травяная западенка», «Синюшкин колодец», «Сказка про Комара Комаровича», «По щучьему велению», «Про Веру и Анфису», «А снег идет…» – некоторые по заказу Центрального телевидения и творческого объединения «Экран», поэтому увидеть их в эфире можно было довольно часто.

Режиссерского образования он не получил, во ВГИК уральского самородка не приняли. Премудрости анимации постигал на «Киевнаучфильме» у Давида Черкасского, Ирины Гурвич и Евгения Сивоконя.

Свердловская анимация выстояла в  90-е годы. Валерий Фомин взялся за авторское кино, выбрав тему, о которой он знал и понимал всё: истории из жизни уральских мужичков. В одной из наших бесед он рассказывал:

«Я больше люблю «домашненькое». Отец у меня пчеловод, ему без меня тяжело, надо помогать. Так и получалось всегда: зимой работаешь, а на лето уезжаешь на пчелиный взяток в тайгу. Там – дом прямо на стыке Европы и Азии, банька, из окошка демидовская плотина видна. На пасеке нас человек пять собираются. Когда погода плохая, и взятка нет, разговор хорошо идет: печка, костер, медовуха, в телогрейку укутанная… По тайге нельзя ходить одному, особенно рано утром – лось может боднуть, медведь обнять. Один наш сосед держит часы с боем: как волка увидит, гирьки дергает – раздается бой, волк убегает. Я хочу использовать это в каком-нибудь фильме. Тайга вообще располагает писать, рисовать. Мне это все ближе, живу этим. А чем живешь, то и делаешь…»

Дед Евлампий из прекрасной трилогии Фомина – это его прадедушка. Все истории о нем Валерий записал со слов отца. На куклах – одежда из дома, тряпки из рубахи, штанов, носков. Отсюда – живое тепло, дыхание персонажей, их органика. Как шутил режиссер, успех его фильмов в том, что зрителей «потянуло к своему, солененькому: капустке, хлебушку, картошечке…»

Забавно, что сам Валерий Иванович не считал свои фильмы удачными. Он искренне восторгался работами своих коллег. Но иногда творческая зависть брала верх, и Фомин мог наговорить грубостей, поссориться со всеми вокруг. Такой непростой характер был у мастера.

В то, что «Дед Евлампий» удался на славу, он поверил, когда трилогии дали Государственную премию. «Меня вынудили считать, что он получился», — комментировал Фомин. В Москве, в Кремле старый режиссер впал в эйфорию. Замер рядом с президентом Ельциным во время фотосессии и потерял счет времени. Получил удар в бок: «Долго стоять будешь? Иди, давай!» Земляк с земляком церемониться не стал.

Валерию Фомину премия принесла изменения в личной жизни. Дело в том, что он много лет жил в разводе со своей супругой. Наталья Евгеньевна была известным в Екатеринбурге режиссером массовых постановок, «массовиком-затейником». Из-за буйности характеров обоих, они то сходились, то расходились. И когда разбежались окончательно, Наталья Евгеньевна сказала: «Получишь Государственную премию, вернусь!» И вот как-то утром Валерия Ивановича разбудил дверной звонок, на пороге стоял сын Артем с газетой: «Знаешь, с кем ты сейчас разговариваешь? С сыном лауреата Государственной премии!»

Фомины снова расписались. Валерий Иванович купил две путевки на популярнейший Международный фестиваль анимации «Крок», который в ту пору проходил раз в два года на теплоходе, плывущем по Днепру и Черному морю – это стало свадебным путешествием для шестидесятилетних молодоженов. Наталья Евгеньевна мгновенно обаяла попутчиков: сочиняла о них частушки и эпиграммы, сама смеялась громче всех. Валерий Иванович избирательно угощал коньяком. 

Фомин снял еще два фильма — «На пасеке» и «Мы все из сказки». А потом один за другим умерли его отец-долгожитель и жена Наталья Евгеньевна, погиб сын Артем, дом в тайге пришлось продать, да и кино кончилось. Замкнутый, конфликтный и несговорчивый в былые времена, теперь Валерий Иванович стал отшельником окончательно. Он заперся в квартире недалеко от Свердловской киностудии, которая недавно тоже прекратила свое существование. На встречи и фестивали не ходил, с журналистами не общался, от празднования собственного восьмидесятилетия отказался.

Через несколько дней Валерию Ивановичу исполнилось бы восемьдесят четыре.


Рисунок Марины Лесковой
Рисунок Марины Лесковой



Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024