Купить мерч «Эха»:

Теперь Павел Кушнир…

Мнения4 августа 2024

Пианист, и судя по всему, очень интересный во всех остальных отношениях автор и человек Павел Кушнир умер в биробиджанском СИЗО 27 июля — в день после открытия парижской олимпиады. Это ровно тот день, когда официальные  российские лица, сми и, к сожалению, многие искренне обеспокоенные граждане обсуждали безнравственность и неэтичность церемонии открытия. И это та мысль, которую я пытался донести.

Официальные лица будут извергать всё, что по их мнению, позволит им оставаться в офисах, с официальных российских СМИ — вокзальной секс-обслуге, рассуждающей о гигиене  — тоже взять пока нечего. Но вот обеспокоенные граждане действительно обеспокоили наличием на месте срама некоего слепого пятна, прикрытого примерно таким рассуждением: «Мало ли в мире страданий, дети в Африке голодают, что ж нам теперь ни по какому вопросу мнения не иметь?»

Ну во-первых, дети и взрослые умирают не в Африке, а прямо скажем в Биробиджане, или в Киеве, или в Шебекино, где тоже могли бы не, — и не потому, что у них не хватило, как случается в Африке, еды или на еду. А во-вторых, умирают они в качестве прямой реализации комплекса этического, а также культурного, эстетического и прямо скажем национально-государственного превосходства страны-цивилизации, столь отчетливо проявившемся в критике олимпийской церемонии. «Мы хранители высокой культуры, хорошего вкуса, нравственных ценностей, гордые граждане страны цивилизации, которая сейчас расскажет вам, как правильно открывать олимпиады, играть концерты, проводить границы, или умирать в СИЗО». И даже если это мнение частного гражданина, которое абсолютно случайно совпало с официальным, гражданин не может не заметить, что  между вот этим комплексом этического превосходства, разрушенными городами и умирающими узниками абсолютно прямая связь. 

Рассуждать человеку, безусловно, никак невозможно запретить на любую тему, да и пойди попробуй, он тебя сам запретит (теперь и практические способы есть).  Но у любого рассуждения есть внутренняя логика и имманентный вес. Сообщив миру, что травести или отрубленная кукольная голова на олимпиаде — это не этично, или там не по-христиански, хорошо бы где-то неподалеку, в пределах видимости сообщить тому же миру (а не узкому кругу понимающих друзей за гаражами), что доводить музыканта до смерти в СИЗО за слова, или убивать людей в их собственных домах даже не за их слова, а за собственные фантазии, или хотя бы просто оставлять их там без света, воды и отопления, это тоже крайне не этично, и, пожалуй, еще менее по-христиански, чем кукольная голова бедной королевы XVIII столетия. В противном случае декларация об олимпийской этике и эстетике теряет всякий вес. Невозможно говорить о наличии особой этической чувствительности, которая активируется при виде очередной бородатой женщины, но никак не дает о себе знать,  при известии об очередном умершем узнике или разрушенном доме. 

Глядя изолированно, в словах, например, Андерса Брейвика, про миграцию, или про левых политиков, если очистить их от шлака, тоже найдется много верного. Но он устроил бойню на острове Утойя, убил семь десятков безоружных людей, и было бы странно теперь всерьез прислушиваться к его политическим оценкам. В критике современного общества потребления много верного, но вряд ли мы начнем по этому поводу — не в исследовательском контексте, а как моральных авторитетов —  цитировать радикальных исламистов или членов «Красных бригад». В рассуждениях о Версальском мире как легитимной причине немецкого ресентимента  было много правильного, но послевоенные немецы вполне сознательно избегали этого сюжета. В  российских разговорах о несправедливом окончании холодной войны, не всегда разумном поведении запада или украинского государства, и даже про открытие Олимпиады в некоторых ракурсах тоже можно услышать голос вкуса, или справедливости, или религиозной деликатности,  но вот теперь Павел Кушнир. Этика, которая высказывается в сфере символического и разрешенного, и умолкает в сфере практического и рискованного, просто перестает быть этикой, и становится ее имитацией. Потому, что этика это непрерывная, как говорится “неделимая” практическая, а не дискретная теоретическая дисциплина. 

Читать статью Александра Баунова «Обмен и мир. Что операция в духе холодной войны значит для российской власти и оппозиции».

Этот же материал вы можете посмотреть здесь, перейдя по ссылке.

Купить книгу Александра Баунова «Конец режима. Как закончились три европейские диктатуры» на сайте «Эхо Книги» 

Оригинал



Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024