Купить мерч «Эха»:

Team Spirit и Дота: игра во время войны. Чему стоит поучиться у киберспорта

Максим Кац
Максим Кацобщественный деятель
Мнения10 ноября 2023

Киберспортивная команда Team Spirit выиграла The International, чемпионат мира по Доте. Российско-украинский коллектив поднимает Aegis, приз за победу на турнире, во второй раз, и уже готовится поднимать в третий. Наш мир разделён государственными границами, но в интернете в целом и в киберспорте в частности границ всегда было меньше. Поговорим сегодня о том, как благодаря взаимовыгодному международному сотрудничеству целая индустрия прошла путь от нишевости до широкого признания, а Team Spirit выросли из аутсайдеров в абсолютных доминантов.

Перед тем, как начнём, небольшое объявление. Нам нужен дизайнер или арт-директор для моего проекта с живыми выступлениями. Нам нужно сделать афиши и вообще стиль этой истории, а пока внутренними ресурсами что-то не получается. Если вы такое умеете, заполняйте анкету по ссылке в описании, пожалуйста, ну и приходите на выступления – скоро Лимасол, Амстердам, потом ещё Париж, Рига и многие другие города.

Начнём с контекста. Первое, что нужно понимать про киберспорт – что он довольно токсичен. Если тебя в доте ещё не оскорбили – это значит, что доту ты ещё не запускал. Однако именно киберспорт стал тем местом, где жители постсоветских стран существовали вместе и дружно. В паспорт и разрез глаз в киберспорте не смотрят, и Team Spirit – лучшая тому иллюстрация. Украинцы, русский и дагестанец прекрасно себя чувствуют с татарским тренером, а прикрывает их тувинец с канадско-японским ником. Чтобы понять, как внутри не самой дружелюбной среды может существовать настолько слаженная и одновременно разношёрстная команда, нужно разобраться, а в чём, собственно, суть доты.

Играют две команды по 5 игроков, каждая из которых разными путями развивает своего персонажа, чтобы в итоге уничтожить базу соперника. У каждого героя своя роль. Есть кэрри – нападающий, мидер – игрок центра, оффлейнер – щит команды. Четвёртая и пятая позиция нужны для поддержки. При этом в доте есть десятки героев, за которых ты можешь играть, есть тысячи тактик их применения. Один персонаж силён против другого, а третий удачно использует слабые места четвёртого. Бесконечные камень-ножницы-бумага. Простор для смекалки и хитрого переигрывания оппонентов позволяет играть тысячи каток, одна не похожая на другую. Да, это очень упрощённое описание, и игроки вряд ли им будут довольны – но для упрощённого понимания хватит. Сам я играю в другие игры, для ролика у нас был хорошо знакомый с делом консультант.

Одного из игроков Team Spirit зовут Илья Молярчук, он играет под ником Yatora. Yatora – лучший кэрри в мире, а может, и в истории. А ещё он родился в Буче, в городе, где согласно официальной российской позиции весной двадцать второго года ничего не произошло. Настолько ничего, что по российским законам название лучше лишний раз не упоминать. Меня вот за неправильное упоминание осудили на 8 лет тюрьмы. Через 8 месяцев после российского вторжения Yatora посетил свою квартиру в Буче. Всё внутри было разгромлено, телевизор разбит, шкафы вывернуты, и даже зачем-то испорчена картина. Как же вышло, что пережив такой опыт, команда не развалилась, не погрязла в политических скандалах, но стала сильнее и уверенно вернулась на олимп, не оставив соперникам ни единого шанса на победу? Сейчас поговорим об этом, пока короткая реклама.

***

Продолжаем. Взлёт популярности доты в России пришёлся на триумф легендарной украинской команды NaVi, которая международным составом взяла первый The International, и сделала это под русскоязычные комментарии украинца Виталия Волочая, он же Vilat, который так бодро, мемно и быстро комментировал происходящий на экране сумбур, что тут же стал одним из самых обсуждаемых, восхваляемых и захейченных людей в доте. Тогда за NaVi в России болели все, Вилата слушали все. Примерно так отсутствие политического разделения в киберспортивном СНГ стало само собой разумеющимся. Тех, кто пытался внести разлад, просто игнорировали, относились как к заметным гостям. Не душни, мол, политикой, просто пости мемы с нашей командой и пиши в чате про радующийся Таганрог. С тех пор киберспорт стал уникальной сферой, где до сих пор существует общее пространство СНГ. Это обстоятельство очень помогло развитию киберспорта в странах, которые раньше были республиками СССР. Индустрия стала развиваться, обрастать зрителями, проектами и бюджетами. Если 10 лет назад комментаторы доты неловко натягивали папины пиджаки, пытаясь выглядеть солидно в солидной студии, то теперь уровень продакшена и подачи качественно вырос. Постепенно создалась целая система из аналитиков, менеджеров и сотрудников игровых издательств, система стала подпитывать сама себя, с каждым годом этот организм работал всё лучше, многие прогрессивные фишки до сих пор сначала обкатываются в киберспорте, и только потом переходят в другие индустрии. Мировому спорту есть чему поучиться у кибербрата в плане показа и медийности. Кибериндустрия на постсоветском пространстве системно прогрессировала в каждом аспекте. Даже этническая принадлежность в русскоязычной доте стала использоваться скорее не для оскорблений, а для добродушных мемов. Как же не пошутить про дагестанское такси, когда игрок Мага на персонаже-маге увозит оппонента куда-то за экран. Как не пошутить про тувинского гения Кодзиму, когда команда взяла турнир из-за его стратегических советов в решающий момент?

У россиян и украинцев получилось создать своё комьюнити со своей культурой и внутренней мифологией. Пусть сторонний человек не распознает ни слова в их беседах, главное – то, что они отлично понимают друг друга.

Киберспорт очень выиграл от международных связей в тот момент, когда российское государство снова решило разделить людей границами, воспринимая соседей не как партнёров, а как вассалов или противников. Впрочем, российское государство всегда воспринимало международные отношения строго как игру с нулевой суммой. Нам пытались внушить, что сотрудничество, союзы и партнёрство не имеют значения, что, если соседу хорошо, значит, нам автоматически плохо, а если соседу плохо – то это лишь возможность использовать его слабость и нанести удар в момент уязвимости. В военное время можно предположить, что игра с нулевой суммой – это нормально, но нет! Развитые страны давно отошли от этой стратегии и ведут взаимовыгодное сотрудничество. Зачем добывать лежачего и подставлять подножки, когда кооперация может быть куда выгодней? Даже жёстко конкурирующие американская и китайская экономики совокупно сильнее, когда работают как составные части глобального мирового рынка. Любая сделка будет прочнее, если от неё будут выигрывать обе стороны. Попытка же отнять что-то у других может принести тебе копейку сегодня, да и то не факт, можно и по морде получить – а вот вложения в человеческий капитал обязательно принесут тебе рубль завтра.

Теперь давайте поразмышляем вот о чём. Допустим, индустрия киберспорта грамотно использовала плюсы широкого интернета, где все сообща работают над одним делом. Но что бы мы как страна получили от менее изоляционистской стратегии? От более адекватной? Для чего другим крупным проектам был бы полезен мир без ограничений и контроля силовиков? А вот что. ВКонтакте могла бы стать крупнейшей европейской сетью, не влезь туда товарищи майоры со своими порядками. Ведь по удобству, функционалу проект Дурова не уступал фейсбуку, превосходил его. Тот же «Яндекс» остаётся сейчас в числе лучших европейских айти-компаний, а без государственного тренда на изоляционизм и опять же без контроля от товарища майора мог бы своей экосистемой покрыть половину восточной Европы. И покрывал. Культурное влияние этих гигантов сработало бы лучше любой дипломатии. И уж, конечно, лучше завоевательной войны, что и приводит нас к ответу на вопрос, почему Team Spirit не развалилась после 24 февраля.

Ведь поводов было достаточно. Дело в том, что украинцы Мирослав и Илья работают с российскими гражданами Денисом, Ярославом, Магомедом и Айратом, потому что они не граждане России, а Денис, Ярослав, Магомед и Айрат. Для Yatora и Mira это друзья Larl, Meeposhka, Collapse и spirit, которые их всегда поддерживают. Которым они доверяют, с которыми вместе прошли огонь, воду и призовые 25 миллионов долларов. По структуре киберспортивные команды больше похожи на спортивные клубы, чем на сборные, а потому слабее зависят от национальных федераций. Федерации в киберспорте не организуют крупные турниры как ФИФА и УЕФА, и потому имеют меньше влияния на игроков. Только недавно международная федерация киберспорта вернула российским игрокам возможность выступать под своим флагом, а украинская организация, наоборот, внесла Team Spirit в чёрный список игроков. Вот только от этих, казалось бы, важных событий не изменилось примерно ничего. Тот же чемпионат мира по доте проводит не местная официальная организация, а издатель Valve, который все эти разрешения и запреты может игнорировать в частном порядке. Государства регулярно пытались влезть в киберспорт и разделять людей, но влезалка у них пока не выросла.

Политическая граница всегда очень тонка, но в киберспорте получалось её грамотно не переступать. После победы в 21 году команда намеренно не отвечала журналистам на вопросы по теме Украины, а официальное поздравление Путина просто проигнорировала. При этом игроки охотно шли на шоу к Урганту, где радовали широкую публику рассказами про варды, Энчу, Террорблейда и ульту кэрри в кулдаун.

Киберспортивное сообщество на территории республик бывшего СССР десятилетиями держалось без национального разделения, но 24 февраля 22 года не могло пройти незаметно. Можно долго игнорировать политику, но нельзя игнорировать реальность  в виде разрушенных городов. Российская команда Team Spirit официально стала сербской. Другой легендарный российский коллектив Virtus Pro теперь армянский. Но некоторых не уберегло от санкций даже переименование команды. Одни спонсоры ушли, другие остались. Одни студии ушли, другие сохранили возможность для показа. Менеджеры оградили киберспортсменов от необходимости публично высказываться о войне. Костяк Team Spirit сохранился, тем самым ясно обозначил позицию.

Отряд остался отрядом. Вообще топовые команды всё ещё полны игроков из СНГ, а киберспортивное сообщество до сих пор остаётся наднациональным и позволяет забыть, что отношения стран на десятилетия отравлены ядом войны. Мемов про радующийся Таганрог и весёлых гифок стало меньше – но их всё ещё много. Многие российские сотрудники киберспортивных организаций в прошлом году тоже эмигрировали и ушли в профессиональный эскапизм, а легендарный комментатор Вилат теперь не хочет иметь с Россией ничего общего. Попытки отменять компании, которые не отменяют россиян делу не помогают. Попытки работать на украинском только для украинцев снижают просмотры у всех. Попытки отменить игроков Team Spirit не привели вообще ни к чему.

В целом, санкционный удар оказался серьёзным, но киберспорт с ним явно справляется. Не только глобальному спорту, но и мировому сообществу есть чему поучиться у киберспорта, который использовал безграничный интернет наилучшим образом. Мы все, и киберспортивное сообщество в частности, уже привыкли к новым условиям, но важно себе напоминать, что нынешняя ситуация не нормальная, что в нормальных ситуациях борьба света и тьмы должна оставаться в доте. В нормальной ситуации, которая была до войны, игровая индустрия работает над качеством показа, раскруткой игроков и медийным продвижением турниров, а не над отменой недавних партнёров. В нормальных ситуациях национальная федерация поддерживает своих лидеров и гордится ими, а не наказывает за то, что вы не бросили друзей с другим цветом паспорта. В нормальной ситуации культовый комментатор продолжает комментировать для тех людей, которые слушают его на протяжении 15 лет. В нормальной ситуации мир должен быть разделён только языками, а языки можно выучить. В сегодняшнюю ненормальность нас погрузил Путин и развязанная им безумная война. Конечно, пути назад у этого нет, и никакой нормальности у нас долго ещё не будет. Но как-то жить дальше нам придётся. Киберспорт и киберспортсмены показывают тут пример. С победой, Team Spirit!

До завтра!



Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024