Судьба морально-гибкой элиты
Ксения Собчак опубликовала новый пост о её чувствах по отношению к россиянам, осуждающим других россиян (в данном случае поводом стал анонс группой Каста нового альбома – довольно, на мой взгляд, аккуратным и вежливым постом, выражающим их антивоенную позицию). Позиция эта озвучивается Ксенией не в первый раз, а подобную аргументацию можно встретить достаточно часто у разных представителей «оставшейся» элиты.
Мне высказываемая Ксенией позиция кажется по меньшей мере странной. Между «Я была тогда с моим народом там, где мой народ, к несчастью, был» Ахматовой и «вы должны быть со своим народом, где бы он ни был» (не дословная цитата, но смысл озвучиваемой Ксенией позиции) все же лежит пропасть. Все эти люди (и Ксения, и Каста) являются элитой. Не считают себя элитой, а именно являются ею – кого-то это может возмущать, кого-то радовать, но это именно она. И вопрос о роли элиты — вопрос ключевой и часто упрощаемый, на мой взгляд.
Предлагаемая Ксенией концепция — это роль элиты «по Шварцу»: «это хуже, чем народ, — это его лучшие люди». Народ вынужден адаптироваться под условия, в которые он поставлен (вынужден, спора нет), — вот и элита должна адаптироваться под этот адаптированный народ. Народ хочет не замечать войну и слушать любимых музыкантов — вот и музыкантам надо петь им не о войне, чтобы не создавать диссонанса. Помимо очевидных моральных изъянов этой позиции, у ее адептов могут в будущем возникнуть и практические проблемы.
Успешно «прогибаться под изменчивый мир» российской политики можно только на относительно плавных ее поворотах (таких, каким было превращение СССР в РФ силами оставшихся у власти элит). Это рабочая схема, если, «пережевав» войну, Россия вернется в привычное русло своей жизни. Тем не менее, сейчас как минимум равновероятными выглядят сценарии, когда война выбросит Россию либо в радикальный (если не северокорейский, то иранский) вариант развития, либо измотает настолько, что случится очередной великий разворот обратно к западной модели жизни. В первом случае, «гибкоспинная» элита будет перемолота и съедена «новой элитой», героями и певцами СВО: любому радикальному режиму нужны цепные псы, а не покорные шавки. Во втором случае, судьба морально-гибкой элиты будет также не проста: вероятно, самым талантливым и удачливым ее представителям удастся выкрутиться, но большинству придется объясняться перед обществом в поиске тех, кто «подвел его под монастырь».
Так что, оставив разговор о моральном долге элиты вести за собой народ, а не быть ведомыми им, на другой раз, я замечу лишь, что с каждым новым витком этой войны позиция, что элите надо просто отсидеться тихо и делать вид, что ничего не происходит, выглядит всё более и более уязвимой.