Сплошное условное наклонение: человеческая жизнь важна, но…
Новогоднего настроения, понятно, в этот раз не случилось, потому что длится февраль. Думала все эти дни об имперском мышлении, которое проявляется, наверное, в отсутствии субъективной разницы между Харьковом и Белгородом. Тогда получается, что бывает имперское мышление здорового человека (никакой нельзя бомбить) и имперское мышление курильщика (оба можно, если одно следует из другого)? Очень все это напоминает притчу про царя Соломона и двух женщин: мол, давайте разрубим младенца, чтобы не доставался он никому.
Срочный сбор
Нам нужна помощь как никогда
Вообще события последних лет ставят перед каждым человеком множество довольно чудовищных моральных выборов, и позволяют узнать о себе такие вещи, которых никто бы про себя не хотел узнавать. Помните, нас когда-то беспокоила ценность человеческой жизни? Переживали про «Хромую Лошадь», переживали про «Зимнюю Вишню»? Даже в пандемию прилежно сидели дома, чтобы не подвергать риску уязвимые группы населения.
Теперь же сплошное условное наклонение. Человеческая жизнь важна, но. Дальше просто продолжение этой фразы у каждого свое, свой способ делить людей на кучки. Важнее жизни тех, на кого напали, по сравнению с жизнями тех, кто первый начал? Жизни более цивилизованных/демократических по сравнению с теми, кому выпало жить в более тоталитарных режимах? Жизни тех, кого ярче описали в средствах массовой информации? Тех, кто относится к социально близкой (или лучше знакомой) группе? Тех, у кого такое же гражданство?
Кажется, что в нашей части ойкумены такой сильной девальвации ценности человеческой жизни не случалось со времен Второй мировой. Означает ли это, что потом прогрессивное человечество снова схватится за голову, и возьмется за ум, и вернется на цивилизационные рельсы, и заживет лучше прежнего? Пока что кажется важным только вот что: самому помнить и другим напоминать, что все происходящее — не нормально. Что норма — это другое. Что всей этой херни могло бы и не быть. И не должно быть.