Купить мерч «Эха»:

Русская Америка. Часть третья

Георгий Кунадзе
Георгий Кунадзебывший замминистра иностранных дел России
Мнения1 октября 2023

ГЕРОИ РУССКОЙ АМЕРИКИ

В таких условиях едва ли не все успехи и неудачи Российско-Американской компании оказались связаны с именами двух выдающихся людей – первого губернатора Русской Америки Александра Баранова и Архиепископа Камчатского, Курильского и Алеутского Иннокентия (Вениаминова).

АЛЕКСАНДР БАРАНОВ

Доверенное лицо Шелихова – купец Александр Баранов – прибыл на Кадьяк в 1790 году в качестве управляющего его Северо-Восточной компанией. Этот малообразованный и довольно невзрачный на вид человек из народа обладал, как оказалось, удивительным набором качеств прирожденного лидера – железной волей, самостоятельностью, деловой сметкой, честностью, неиссякаемой любознательностью и едва ли не полным отсутствием сословных и расовых предрассудков. Он почти сразу начал изучать язык алеутов и быстро им овладел. Взяв в жены дочь одного из алеутских вождей, Баранов завоевал их расположение и доверие. И, главное, навел какой-никакой порядок в промысле каланов.

Придя к выводу о том, что открытый всем ветрам Кадьяк был мало пригоден для освоения, Баранов в 1799 году перебрался на остров Ситка (ныне остров Баранова), заложив там редут Архангела Михаила. О существовании этого острова с мягким морским климатом, удобной незамерзающей зимой гаванью русские знали давно. Но селиться там избегали, опасаясь чрезвычайно воинственных индейцев племени тлинкитов. Баранов же, проявив недюжинные качества психолога, смог с ними договориться.

В том же году с появлением Российско-Американской компании Баранов стал ее главным представителем в Русской Америке, то есть губернатором и полновластным правителем колонии.

Договоренности Баранова с тлинкитами продержались недолго: в 1802 году они восстали, сожгли редут Архангела Михаила и изгнали русских с острова. Через два года с помощью алеутов, оружия, приобретенного у американского торговца, и орудий корабля компании «Нева» Баранову удалось принудить тлинкитов к миру. Взамен сожженного редута на высоком холме над гаванью возвели новый, символизировавший незыблемость русского господства. Вокруг редута возникло поселение, верфь с медеплавильней, церковь, дома служащих компании, примитивные портовые сооружения и казармы. В 1808 году поселение превратилось в небольшой город Новоархангельск (ныне Ситка) с населением в 1 тысячу человек, ставший столицей Русской Америки.

По мере развития колонии она столкнулась с проблемой снабжения. Оружие, боеприпасы, инструменты, даже железо, пеньку и канаты для верфи доставляли морем из Охотска, а то и из Санкт-Петербурга. Стоимость доставки была высока, а время в пути исчислялось долгими месяцами. Хуже всего, однако, было с продовольствием. Его требовалось все больше, а взять было неоткуда. Именно в таких условиях Баранов установил деловые связи с американскими судовладельцами, предоставляя им квоты на добычу пушнины в обмен на поставку нужных компании товаров. При этом Баранов настаивал на том, чтобы американцы общались с туземными охотниками исключительно через русских служащих компании, и воздерживались от продажи туземцам спиртного. Также Баранов сумел наладить доверительные отношения с Гавайями, туземный король которых воспринимал его как равного себе властителя.

И наконец, в 1812 году после четырех лет изучения Калифорнии, Баранов принял решение о создании там русского поселения, задачей которого было бы производство продовольствия для нужд Русской Америки. Неподалеку от крошечного испанского поселения Сан-Франциско возник стандартный сибирский острог, на американский манер известный сегодня как Форт Росс.

В том году Баранову исполнилось 66 лет, по тем временам возраст более чем солидный. Его жена-алеутка умерла, сам он был болен, порядком испорчен безграничной властью, устал от ответственности, а еще больше от интриг флотских офицеров. Последние, выдвинувшись на ведущие роли в Главном правлении Российско-Американской компании в столице, стремились к полному контролю над самой колонией. Простолюдина Баранова они терпеть не могли и открыто подозревали в казнокрадстве. Многим в Главном правлении компании казалось естественным, что, единолично управляя прибыльным пушным промыслом, Баранов просто не мог не обогатиться сам.

Осенью 1817 года давний недоброжелатель Баранова, капитан-лейтенант Леонтий Гагемейстер прибыл в Новоархангельск с секретным предписанием Главного правления сместить Баранова с его поста, проведя сначала полную ревизию финансовой отчетности колонии. Ревизия длилась почти год и установила невероятное: финансовая отчетность за 18 лет оказалась в безупречном порядке. Больше того, выяснилось, что Баранов не только не взял себе ни копейки, но даже истратил на нужды колонии около 2 миллионов рублей из своего кармана. Между тем, Главное правление, считая Баранова миллионщиком, не назначило ему даже пенсии. Жить в России Баранову было не на что. Его просьба о разрешении поселиться на Гавайях была отклонена. В октябре 1818 года на корабле под командованием того же Гагемейстера Баранов навсегда покинул Русскую Америку нищим одиноким стариком. До прибытия в Россию он не дожил, умерев в пути. По морскому обычаю его тело предали водам Индийского океана.

АРХИЕПИСКОП ИННОКЕНТИЙ (ВЕНИАМИНОВ)

В начале 20-х годов XIX века численность неаборигенного населения Русской Америки не достигала и тысячи человек. Практически все они были служащими Российско-Американской компании на срочных контрактах. Русскими они могли считаться лишь относительно: многие были родом с имперских окраин – из Финляндии и Прибалтики, где отсутствовало крепостное право, кто-то из США и других стран. Отработав по контракту, срок которого не мог превышать 14 лет, они уезжали. По не совсем понятным причинам селиться в колонии им не разрешали.

Крепостное право, действовавшее в большинстве российских губерний, резко ограничивало мобильность работоспособного населения империи. Между тем развитие колонии объективно требовало увеличения ее постоянного населения. Выход был в том, чтобы превратить в русских туземное население, для чего их следовало обратить в православие. И сделать это не силой, а убеждением.

Вот в таких условиях оказался востребован уникальный миссионерский талант священника Иоанна Вениаминова. Уроженец Иркутской губернии он научился читать и писать в шесть лет, а в девять поступил в Иркутскую семинарию. Других возможностей получить образование у сына ключкаря захолустной сельской церкви не было. С первых дней учебы мальчик обнаружил необычайные способности: запоем читал книги по философии, истории, антропологии, зоологии, математике и механике, легко овладел латынью, обладал феноменальной памятью и золотыми руками. В 14 лет он изобрел и смастерил деревянные часы, приводившиеся в движение струей падающей воды. Резал по дереву, изготавливал элегантную мебель. В 1821 году Вениаминов был рукоположен в пресвитеры, а через три года вызвался отправиться миссионером в Русскую Америку.

В июле 1824 года миссионер Иоанн Вениаминов, мужественно красивый молодой человек огромного роста и атлетического телосложения, ступил на берег острова Уналашка. К удивлению старожилов колонии, он мгновенно завоевал необычайную популярность среди алеутов. Секрет был прост. Вениаминов обращался с ними как-то по-особому бережно, проявлял неподдельный интерес к их жизни, уважение к их обычаям. Он быстро усвоил язык алеутов, а через два года создал для него первый алфавит на основе церковнославянского. Построив своими руками дом, в котором он поселился с женой и сыном, Вениаминов оборудовал рядом мастерскую и начал учить всех желающих ремеслам – плотницкому делу, обработке металлов, изготовлению кирпичей. Под руководством Вениаминова его новая паства возвела на острове церковь Вознесения Господня и школу на сто учеников для детей и взрослых. Наряду с русским в его школе преподавали и алеутский язык. Сам Вениаминов составил русско-алеутский словарь, написал на алеутском краткую историю церкви и несколько молитв, перевел на алеутский Священное Писание.

В годы работы на Уналашке он также вел систематические наблюдения за погодой, скрупулезно фиксировал температуру воды и воздуха, показания барометра, совершил бесчисленное количество поездок по другим островам архипелага. Завершая свою миссию на Алеутских островах, Вениаминов мог, не погрешив против истины, констатировать, что их взрослые жители в той или иной степени могли изъясняться на русском и были истинными православными христианами.

В 1834 году Вениаминов был переведен в Новоархангельск, где продолжил свою подвижническую деятельность. Во многом благодаря его усилиям в колонии была создана система отбора талантливой молодежи для учебы в недавно открытой в Новоархангельске навигацкой школе. Ее лучшие выпускники получили возможность продолжить свое образование в учебных заведениях империи. Кроме того, Вениаминов продолжал работу над двухтомной научной монографией, скромно названной «Записки об островах Уналашкинского отдела». Монография вышла в свет в 1840 году и была высоко оценена специалистами.

Непостижимо много успел сделать Иоанн Вениаминов за 16 лет работы в Русской Америке. В память о нем многие коренные жители Аляски и сегодня сохраняют верность православию.

Завершая рассказ об этом феноменальном человеке, можно добавить, что в 1840 году после смерти жены он был пострижен в монахи с именем Иннокентий и наречен Епископом Камчатским, Курильским и Алеутским. В 1850 году Иннокентий (Вениаминов) был возведен в сан архиепископа, а в 1868 году стал Митрополитом Московским и Коломенским и оставался им до своей смерти в 1879 году. Причислен к лику святых Русской Православной Церкви и Епископальной Церкви США.

(Продолжение следует)

Оригинал