Разговоры о важном: что значит быть взрослым?
Попытка воспитать в школьниках «Высокие нравственные идеалы» или очередная школьная клизма? Давайте разберёмся вместе.
На следующей неделе «Разговоры о важном» менее людоедские, чем предыдущие. Этот принцип, кстати, был виден уже в предыдущие годы. Где-то когда-то, очевидно, было решено, что долбить каждую неделю голову идеологическими лозунгами неправильно, надо дать возможность выдохнуть — сделать «Разговор» про нейтральную тему. Есть же, в конце концов, что-то важное — помимо необходимости воспевать режим.
Но даже «нейтральную» тему авторам «Разговоров» по-человечески сделать всё равно не удаётся. Почему-то я не удивлена.
Тема будущей недели: «Что значит быть взрослым?» и этот «Разговор» ставит своей задачей сформировать одну ценность: «Высокие нравственные идеалы».
А это значит, что:
- Авторы сценария знают, что такое высокие нравственные идеалы.
- Авторы сценария, очевидно, сами разделяют эти идеалы, иначе как они могут их формировать? Представление о том, что люди, за неделю до этого призывавшие в День Учителя воспевать захват украинских территорий, обладают нравственными идеалами, вызывает… ммм… некоторые сомнения.
Впрочем, хотелось бы заметить, что сама постановка вопроса, хотя и достаточно традиционна для советской и российской школы, но вызывает ОЧЕНЬ большие сомнения. Я совсем не уверена в том, что уроки вообще должны формировать нравственные идеалы. Учитель, конечно, влияет на формирование своих учеников, какой бы предмет он ни преподавал, и влияет, в частности, на личность ребенка. Мы знаем много примеров, когда нравственные идеалы учителя (или их отсутствие) оказывались примером для тех, кого он учил.
Но меня всегда отталкивала столь близкая множеству методистов идея о том, что учитель должен ВНУШАТЬ детям нравственные идеалы. То есть не показывать своим собственным поведением, во что он верит, во что не верит, а просто объяснять своим ученикам, «что такое хорошо и что такое плохо». Конечно, бывают ситуации, когда какие-то вещи необходимо проговорить и четко определить: вот этого делать нельзя, потому что это подло. Но я абсолютно убеждена в том, что не могут учителя ставить перед собой задачу формировать высокие нравственные идеалы через разговор. Так, к сожалению, не получается. Особенно, если слова расходятся с реальностью.
Ответственность за свои слова
При этом предполагается, что учитель будет говорить ученикам вполне симпатичные вещи:
«Важно акцентировать внимание обучающихся на таких проявлениях взрослости как готовность нести ответственность за свои слова, поступки и их последствия, за свою семью и свою страну, самостоятельность, финансовая независимость, способность заботиться о других, умение принимать решения и т.п»,
— пишут авторы сценария.
Всё очень хорошие слова, но:
- Как учить школьником нести ответственность за свои слова и поступки и их последствия, если множество взрослых вокруг них произносят слова и совершают поступки, которые приводят к ужасающим последствиям для всех нас?
- Как нести ответственность за свою семью и свою страну, если тебя лишают такой возможности и при этом еще объясняют, что ответственность проявляется в том, чтобы радостно отправиться на войну?
- О какой самостоятельности и умении принимать решения можно говорить в обществе, где власть хочет взять под контроль абсолютно все, где начальники приказывают подчиненным отчитаться о том, как они проголосовали на выборах, где насаждается культ вождя, где шаг в сторону означает побег?
- Финансовая независимость… Учителя с их зарплатами будут говорить о финансовой независимости? Очень эффективный разговор.
Дальше учитель должен показать детям, а затем обсудить с ними презентацию, в которой содержатся вполне правильные мысли о необходимости нести ответственность за свои поступки, но выражено все это на таком плоском и примитивном уровне, что даже пересказывать скучно. Что надо говорить, когда опоздал на работу: «Извините, не рассчитала время, исправлюсь!», или «Я тут не при чем! Просто ретроградный Меркурий».
Эти шутки, конечно, оживят обстановку в классе, но какой в них смысл?
Какой смысл в решении «сложной» задачи, которую должен поставить перед учениками педагог: определить, какие из приведенных ниже фраз характерны для взрослого человека:
«Хочу!», «Могу!», «Надо!», «А надо ли?», «Не делай, не надо!», «Не так! Наоборот!», «Завтра, потом!».
Ну что это за бессмыслица? Очень все характерно для того, что почему-то с серьезным видом выдают за педагогическую науку. Интересно, а какие из этих фраз используют учителя? А родители?
Мне кажется, что осознание ответственности за свои поступки — это важнейший навык, который вырабатывается годами, а, может, и десятилетиями, и нормально это процесс может проходить только в том случае, если дети и подростки окружены взрослыми, обладающими этим чувством, а еще — если они поставлены в ситуации, когда можно ощутить важность ответственности.
И это не ретроградный Меркурий, а, например, совместная осмысленная работа, приносящая некоторые плоды — помощь людям, изучение истории своего города, защита экологии. Или даже проще — если дети идут в поход и там должны под дождем ставить палатки, то они очень хорошо осознают, как надо себя вести, а разговоры про ретроградный Меркурий — это бессмысленное сотрясение воздуха. Если все вместе готовят школьный праздник — то учатся выстраивать человеческие отношения и с ровесниками, и со взрослыми. Если летом для них устраивают трудовой лагерь, и они получают возможность заработать, то это еще не финансовая независимость, но по крайней мере шаг к ней.
Реальные примеры
Есть в Петербурге «Упсала-цирк», где на арене сложнейшие трюки выполняют подростки из неблагополучных семей, из детдомов, а еще у них есть группа для детей с синдромом Дауна, а еще — программа для малолетних преступников, а еще — они проводят зарядку для людей старшего поколения.
И это дает возможность людям из таких, прямо скажем, разных групп населения, посмотреть друг другу в глаза, поддержать друг друга, начать заботиться друг о друге. А еще — это тяжелая работа, тренировки, постоянный труд.
Корреспондент «Таких дел» спрашивает девочку, что для неё «Упсала-Цирк»:
— Для меня цирк — это и веселье, и работа. Доверие. Я учусь доверию.
— А что для тебя доверие?
— Я понимаю, что если я буду падать и не доверять тому, кто меня страхует, то он меня не поймает как надо. Или если он мне не доверяет, то он меня не поймает. У меня здесь друзья появились. Я знаю, что меня не предадут, не подведут.
Вот это — взросление.
А есть еще Центр святителя Василия Великого, куда отправляют подростков, которым грозит тюрьма.
И им там не вешают лапшу про ретроградный Меркурий. Воспитатель рассказывает:
«Ребят, совершивших преступление, невозможно заставить ходить по струнке. Поэтому в Центре нет „тюремного“ режима, охраны или варварских методов контроля. Главный педагогический метод здесь — предоставить человеку свободу выбора, объяснив возможные последствия любого поступка. Если подросток пришел в состоянии измененного сознания — сотрудники вызовут скорую, сделают освидетельствование и отправят в больницу. Устроил дебош или прогуливает занятия — слетает с индивидуальной программы обучения, лишается репетиторов, не едет домой на выходные. Ругается матом — учит стихи. Эта нехитрая практика быстро формирует привычку сначала думать, потом делать. А как только человек задумался и решил отказаться от деструктивных занятий, ему нужно предложить альтернативу: спорт, танцы, театральная студия, гончарная мастерская, а летом — походы».
Вот это — развитие ответственности.
Пустое морализаторство?
В сценарии «Разговора о важном » всё полно каких-то высокопарных и псевдо-мудрых сентенций. Обсуждение «глубокомысленной», а на поверку бессмысленной притчи, где действуют Вредность, Лень, Гибкость и тд. Разговор о «путешествии от станции «Детство» до станции «Взрослость»… И, конечно же, происходит заигрывание со школьниками, когда им предлагают закончить фразу, сформулированную как бы подростковым языком: «Быть взрослым классно, потому что…»
Конечно, такие разговоры по крайней мере не внушают детям необходимость отправляться воевать и в них не говорится о страшной угрозе, исходящей с Запада. Уже достижение.
Но, честно говоря, мне кажется, что все эти якобы задушевные беседы, все эти ни на чем не основанные «моральные» рассуждения, опасны тем, что они девальвируют действительно серьезные нравственные проблемы. Они никак не помогают подросткам разобраться в самом главном вопросе их жизни — как жить дальше? Как мне взрослеть?
За всеми этими беседами стоят представления о том, что школа должна быть местом, где проходят нравоучительные беседы, где учителя «лепят» взрослого человека. Это уже, как мне кажется, невероятная фальшь.
А если вспомнить, что огромная часть российский школ, увы, это территория беспрерывного насилия и агрессии, где учителя орут на детей, а дети делают пакости учителям, где администрация унижает сотрудников, а те — учеников, где каждый день кто-то подвергается буллингу, кого-то преследуют за его взгляды, кого-то — за «неправильное» происхождение, а кого-то — просто за то, что он очкарик, — вот в этой ситуации все эти «разговоры в пользу бедных» становятся особенно фальшивыми и даже вредными. Они только подчеркивают разрыв между реальностью школьного, да и не только школьного, мира и той словесной мишурой, которая окутывает детей.
Что делать?
Вы хотите научить их быть ответственными взрослыми — создайте в школе такую обстановку, при которой они уже сейчас будут ощущать свою ответственность — например, за сохранность школьного здания или пришкольного участка. Пусть они почувствуют, что школа рассказывает им о чем-то нужном и важном, а не просто забивает мозги мусором, пусть поймут, что высшее образование поможет им выбрать то дело, которое им действительно по душе ( и которое принесет финансовую самостоятельность).
Для этого, правда, требуется несколько вещей — например, взрослые, окружающие детей, должны быть ответственными. Они свои отношения с другими людьми — и большими, и маленькими, — должны строить по-человечески. Они должны уважать других людей. Они не должны врать.
А то, знаете, уже много лет назад группа «Ноль» в песне «Улица Ленина» очень точно сформулировала:
«Что же ты хочешь от больного сознания?
В детстве в голову вбили гвоздей люди добрые,
В школе мне в уши и в рот клизму поставили —
Вот получил я полезные, нужные знания».
Вот не надо ни гвоздей, ни клизмы. Нужна совместная разумная деятельность, направленная на добрые дела — не на выстраивание школьников буквой Z, не на то, чтобы ставить детей на колени в день рождения Путина.
А учителям бы я посоветовала: вместо того, чтобы начинать неделю с переливания из пустого в порожнее, которое обычно увеличивает отчуждение учеников от учителя, займитесь на первом уроке в понедельник каким-то нужным для всех вас делом — обсудите, что будете делать на каникулах, придумайте праздник конца четверти (Хеллоуин теперь запрещен, ну отпразднуйте Самайн). Или расскажите детям про приближающееся «Возвращение имен».
Или просто — обсудите то, что их действительно волнует. Что это? Я не знаю, вам виднее, вы же их учите, вы же с ними общаетесь каждый день…