Происходящее намного опаснее для государства, чем для культуры
Война государства с искусством и художниками отражает культурное и неизбежное за ним политическое банкротство такого государства.
Оставление в силе приговора Евгении Беркович и Светлане Петрийчук с издевательским снижением сроков на несколько месяцев — решение внеправовое, ожидаемое и символическое. Власти отвечают политическими репрессиями на художественный акт, то есть на вымышленное, воображаемое действие, живущее только в сфере искусства.
Срочный сбор
Нам нужна помощь как никогда
Заказчики и организаторы этого дела существуют вне контекста культуры, они не понимают и не хотят понимать её язык, образы и знаки. Изучение произведений культуры с Уголовным кодексом наперевес — занятие аномальное, отражающее зияющую культурную пустоту внутри государственной системы.
В тысячах и тысячах произведений культуры всех видов (литературы, живописи, скульптуры, кино, театра) содержатся описания уголовно наказуемых действий, начиная с убийств и массовых казней. Культура отражает жизнь. Подойти к художественному произведению не как к описанию преступления, а собственно преступлению могли только люди, полностью лишенные представлений о культуре. Отрицание и полное непонимание культуры становится государственным мейнстримом и выливается в уголовные дела.
Публичная казнь антитеррористического спектакля «Финист Ясный Сокол» с лишением свободы двух его невиновных авторов по обвинению в оправдании терроризма подводит своего рода черту под отношениями нынешнего российского государства с культурой. Культура возведена в ранг врага.
Весь российский театр ограничен теперь в своей работе приговором Евгении Беркович и Светлане Петрийчук. Любой сценарист, режиссёр, актер будет жить и работать на минном поле публично казнённого спектакля, лауреата «Золотой маски» (а сама «Золотая маска» уже унижена, кастрирована и утратила смысл).
Такие приговоры направлены на то, чтобы деморализовать не только культуру, но широкое общество, и парализовать волю любых авторов, буквально — остановить развитие культуры, остановить творческую мысль.
Но происходящее намного опаснее для государства, чем для культуры. Культура выживет всегда — в казематах, застенках, подполье, внутренней и внешней эмиграции. Язык культуры, саму культуру не уничтожит самое жестокое время, самое варварское государство.
Но носители культуры — авторы — уязвимы и смертны. Уголовное дело против Евгении Беркович и Светланы Петрийчук — это показательная расправа не только над невиновными, но беззащитными людьми. То есть это действие не только неправовое, но бесчеловечное и постыдное.
У государства нет бремени совести, но есть бремя ответственности. Эта ответственность рано или поздно должна получить государственную политическую оценку и формально юридическое оформление на судебном уровне. Включая полную реабилитацию невиновных и наказание виновных в неправосудном преследовании и приговоре.
Это время придёт, но сейчас в историю русского театра и российского суда вписана ещё одна страшная страница. Уже не переписать и не вырвать.
Свободу Евгении Беркович, Светлане Петрийчук и всем политическим заключённым.