Купить мерч «Эха»:

Проблема с похоронами в том, что их трудно запретить, не нарушив общечеловеческую мораль

Мнения23 февраля 2024

Проблема с похоронами в том, что их трудно запретить, не нарушив общечеловеческую мораль.
А как правило диктатура, особенно та, которая пытается говорить на консервативном языке, как раз изображает защитницу этой самой общечеловеческой морали от якобы враждебной ей современности.

Греческие полковники, например, утверждали, что спасают от разложения высоконравственную православную «цивилизацию крещенных эллинов» и поэтому не решились в итоге запретить похороны своих знаменитых противников.

«Вскоре граждане пожалели, что так легко уступили свои права: похороны Папандреу-старшего [либерального политика бывшего и возможного главы правительства, его партию] , умершего под домашним арестом в ноябре 1968 г., превратились в полумиллионную демонстрацию за возвращение демократии. Но к тому времени полковники прочно удерживали власть».

«Хуже всего у полковников сложились отношения с творческой интеллигенцией. Гонения на композитора Микиса Теодоракиса, поэта Яниса Рицоса, актрису Мелину Меркури, нобелевского лауреата по литературе Йоргоса Сефериса. У живущей в Париже знаменитой актрисы Мелины Меркури, лауреата Каннского фестиваля и Оскаров, за критику режима отобрали греческое гражданство и конфисковали имущество. Композитора Микиса Теодоракиса отправили в ссылку в горную деревню на Пелопоннессе. Поэта Янниса Рицоса увезли в тюрьму на безводном острое Гьярос, а позже выслали под надзор на Самос и Лесбос. Нобелевский лауреат, поэт и бывший дипломат Георгиос Сеферис просил за него, и позже сам открыто выступил против хунты. Похороны Сефериса в 1971 году стали второй после похорон Папандреу массовой, в сотни тысяч человек, неофициальной демонстрацией за возвращение свободы».

(Обе цитата из «Конца режима», вторая из «длинной версии», до последней редакции).

Кроме того, греческие полковники проходили в школе трагедию Софокла «Антигона» и знали о конфликте государственного мышления и общечеловеческой морали по поводу похорон врага государства, и опять же в школе их научили, что в этом случае государственное мышление проигрывает общечеловеческой морали, потому что ее носители могут оказаться тут же у тебя под боком, в твоей же собственной семье. Возможно память об утратах Креонта (известных им со школы) —  не дал похоронить тело врага — лишился сына и жены —  удерживала их от такого шага.

Но наши Антигон не читают.

И вообще ведут себя как первая тирания на свете, не учитывающая опыт других тираний.

Вряд ли они про этот опыт ничего не знают, наверняка что-то слышали. Просто, судя по всему, уверены, что в отличие от прежних они поумнее и посмелее будут, и все сделают лучше, и нигде не ошибутся.

Оригинал