Купить мерч «Эха»:

Почему каждое поколение должно проживать тот же опыт, что и предыдущие

Мнения8 апреля 2024

Перечитал важный для меня ещё со времен перестройки роман Юрия Домбровского «Факультет ненужных вещей». А вслед за ним и отличный материал Дениса Ларионова на «Полке», фрагменты которого использовал в этом посте.

Как и Борис Пастернак в его «Докторе Живаго» и Василий Гроссман в «Жизни и судьбе», Домбровский ориентируется на великие романы Федора Достоевского и Льва Толстого. 

На материале трагических событий 20-го века он пишет роман в стиле Большого Русского Романа века 19-го, сочетая масштаб исторических событий и психологизм частной судьбы. Очевидно и влияние Михаила Булгакова – в романе немало евангельских параллелей.

Действие этого сложно устроенного романа разворачивается в Алма-Ате в разгар Большого террора, «в лето от рождения вождя народов Иосифа Виссарионовича Сталина пятьдесят восьмое, а от Рождества Христова в тысяча девятьсот тридцать седьмой недобрый, жаркий и чреватый страшным будущим год».

Историк Георгий Николаевич Зыбин — «хранитель древностей», начальник экспедиции Центрального музея Казахстана. При раскопках он и его сотрудники находят курган с женскими останками и золотыми украшениями. Золото почти сразу пропадает: подозрение падает на рабочих, а ответственность должны понести директор музея и Зыбин.

Сотрудники НКВД арестовывают Зыбина: они хотят сфабриковать масштабный показательный процесс, подобный тем, что происходят в это время в Москве, и вовлекают в него как близких Зыбину людей, так и людей, напрямую с ним не связанных. 

«Факультетом ненужных вещей» оказывается… юриспруденция, воспринимаемая не иначе как помеха для работы советского «правосудия». 

Георгий Зыбин попадает на допрос уже заведомо виноватым, ему нужно только вслух признать свою вину. 

Ради получения признания оправданы любые действия. 

Отказ от «буржуазной» юриспруденции влечёт за собой и отказ от концепции личности, чьи права и свободы она могла бы защищать. Такими же «ненужными» могут оказаться археология, история и культура, которые должны ещё «доказать» свою необходимость строителям нового общества.

Ну почему каждое поколение в нашей части мира должно проживать тот же опыт, что и предыдущие… Вопрос риторический.

Оригинал