Купить мерч «Эха»:

Перестаньте хотя бы говорить, что там кого-то притесняют

Андрей Мовчан
Андрей Мовчанэкономист, основатель группы компаний Movchan’s Group
Мнения13 октября 2023

Давайте продолжим вчерашний пост. Напомню, я писал о умниках, которые используют как правило 4 аргумента против Израиля в так называемом палестинском вопросе: “Жестокость по отношению к мирным гражданам”, “дискриминация арабского населения”, “право палестинцев на свое государство” и “выселение арабов со своих земель – прошлое и настоящее”. Сегодня время разбора второго аргумента (первый был вчера):

(2) «Дискриминация арабов» в Израиле – это популярная тема. Есть ли де факто такая дискриминация? Да, есть – не будем скрывать. Но важно понимать, что она из себя представляет и почему она существует. Я бы сказал, она состоит из трех компонент (и только из них):

Во-первых, арабское население Израиля разнородно (есть «оседлые» арабы-мусульмане разных групп, есть бедуины, есть арабы-христиане) и каждая группа очень мала (каждая менее 10% населения страны) и потому естественно плохо представлена где бы то ни было. Легче всего в этом смысле сравнить израильских арабов с религиозными евреями или с русскоязычными жителями страны. Религиозных евреев около 19% еврейского населения, около 15% всего; их средний доход такой же, как у арабов; средняя жилплощадь – такая же как у арабов; их представленность в Кнессете – примерно такая же как у арабов, если мы исключим из рассмотрения аберрацию связанную с последней предвоенной коалицией, где они «держали золотую акцию» – но это уже закончилось и видимо не вернется. На словах и на бумаге религиозных евреев все любят и они как бы сильно влияют на жизнь Израиля; на деле они в основном как и арабы заняты борьбой за свои права (уж как они их понимают), их (как и арабов) уровень жизни в 1.5 раза ниже, чем у светских, и как и арабы они зависят от международных пожертвований. Ни арабы-мусульмане, ни ультрарелигиозные евреи не служат в армии. И те и те живут во многом по своим законам внутри своих общин в конфликте с мейнстримом. Вы будете смеяться но и среди тех и среди других есть фракция, не признающая право Израиля на существование.

Русскоязычные евреи Израиля составляют едва ли не 25% населения, и они намного более интегрированы в мейнстрим – но их представительство в Кнессете как группы не лучше, чем у арабов, и хотя кажется весь Израиль говорит по-русски, нигде нет ни одной надписи на русском – зато например на моих водительских правах всё дублировано по-арабски, есть арабские копии всех государственных документов, все знаки и указатели используют и иврит и арабский и иногда английский.

Да, в Израиле меньшинства политически не слишком хорошо встроены в общество – есть грех; впрочем, по сравнению с громадным большинством других стран в Израиле всё даже лучше в этом аспекте, причем арабы – не самые пострадавшие: православных церквей в Израиле практически нет; мечети – повсеместно. Сравните любую развитую страну с Израилем и вы увидите что представленность в политическом спектре меньшинств с особым религиозным укладом и слабой социальной интеграцией будет там еще хуже – но никто не переживает по этому поводу.

Во-вторых, конечно надо признать что в рамках социальной и профессиональной лестницы арабы-мусульмане меньше представлены на верхних и больше – на нижних этажах. Проблема такой дискриминации связана с исторической структурой социума. Это то, с чем активно пытаются бороться в США – исходные условия определяют конечные возможности, и афроамериканцы в среднем беднее белых американцев и уровень преступности среди них значительно больше спустя уже 60 лет после официального уравнивания в правах; в Израиле ситуация прямо эквивалентная. Еврейская часть социума Израиля двигалась вперед ледоколом ашкенази – сильных, прошедших Холокост, образованных, предприимчивых европейцев, и гибких, привыкших бороться в условиях дискриминации в ближневосточных странах, активных сефардов. Да, местные арабы объективно отставали в темпе развития все эти годы – не потому, что они глупее, а потому что не были готовы к такой гонке социально, не в последнюю очередь из-за религиозных установок, и потому что как социум сделали ставку на изоляцию скорее чем на ассимиляцию (как и афроамериканцы бедных районов). Но ни одна арабская страна кроме редких исключений, основанных на комбинации нефтяного изобилия и правильного управления, не смогла сделать больше для своих граждан, чем имеют израильские арабы, и не дала своим гражданам жизнь лучше, чем дал арабам-мусульманам Израиль. В итоге преступность в среде израильских арабов-мусульман выше, чем в среднем в стране, уровень образования – ниже, чем в среднем в стране, мобильность ниже, инфраструктура поселений хуже, и так далее. Ровно то же самое с афроамериканцами в США, потому что причины те же, и они не в мифической дискриминации. Параллельно множество арабов-мусульман работают в Израиле на очень престижных работах (в частности, много врачей), в стране много предпринимателей-арабов, арабские и еврейские дети перепутаны на экскурсиях, в музеях, в парках и на детских площадках; арабские рестораны самые вкусные и гостеприимные, арабские магазины поражают изобилием, арабские продавцы любезны и часто адски красивы. Я бывал в дюжине арабских деревень с большими домами, довольными жителями и кажется отсутствием проблем дискриминации. Но разумеется есть и совершенно другие – это знают и посетители Израиля, и – посетители США, побродившие хотя бы по Бронксу.

В-третьих, как это ни парадоксально прозвучит, проблема дискриминации – в искусственно поддерживаемой сегрегации «арабов с территорий», сегрегации, которую поддерживают как раз пламенные борцы за «арабское дело». «Западный Берег» де факто экономически и во многом политически интегрированная территория с Израилем, но благодаря доброхотам она не имеет полноценного статуса части Израиля – автономии ли, интегральной ли части; она мнится «оккупированной территорией», хотя не бывает «оккупированной территории ничего», там должно быть название чего-то что когда-то существовало, а кроме Османской Империи до и Израиля после на этом месте кратко существовали только земли Иордании, и если ЗБ оккупирован у Иордании, то Иордания давно с этим согласна и не жалуется (как не жалуется она и на «оккупацию» Саудами бывшего иорданского юга). Но тем не менее – Израиль «стесняется» распространить в полном объеме свой контроль на эту территорию, и естественно арабы с этой территории не имеют прав граждан Израиля; на самой же территории уровень жизни ниже, в первую очередь потому что ее власти хотя и не ведут себя как «Хамас», но тоже о себе заботились всегда намного больше, чем о согражданах. Уровень преступности там еще выше, бедность и опасность канализируют страх и ненависть в удобном направлении – против «оккупантов», и этому помогают местные бандиты, которые наживаются на бардаке, местные муллы, для которых это способ контролировать паству, иранские проповедники, для которых это «работа» и способ сеять зло и смерть – метафизические задачи иранского режима.

Конечно, есть еще «Израиль – еврейское государство», в Израиле нельзя получить гражданство если ты не еврей, сын или внук еврея или член его семьи, и это очевидно дискриминирует арабов – но только тех, кто не живет в Израиле! Живущие там арабы-граждане могут не волноваться – они, их дети и дальние потомки будут гражданами этой страны, если захотят. Вообще же «национальное государство» не такая уж редкость на карте мира и получение паспорта «по корням» тоже. Тут даже возникает дилемма – если вам так не нравится Израиль, какая вам разница как он дает гражданство, вы же туда не собираетесь? А если он вам так нравится, что вы хотели бы стать гражданином, но не вышли предками – то перестаньте хотя бы говорить, что там кого-то притесняют (разве вам может нравиться страна, где кого-то притесняют?)

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Оригинал


Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024