Зеркало политической культуры
Премия Американской академии кинематографических искусств и наук, основанная в 1929 году и с 1940-х годов известная как «Оскар», стала воплощением кинематографического Олимпа. И как всякий Олимп – гора-обиталище богов, титанов и олимпийцев – не может быть чужд политике. «Оскар» по существу и есть отражение политики в кино, политики не только прикладной, но культурной, национальной и наднациональной. «Оскар» – зеркало политической культуры. Изменить это зеркало невозможно. В него можно только смотреться.
Документальный фильм об Алексее Навальном не то чтобы был обречен на успех, но его неуспех (а любое место, кроме первого, на премии «Оскар» – это неудача) стал бы самостоятельным политическим событием.
Между тем список номинантов на лучший полнометражный документальный фильм года был более чем достойным.
«Вулкан любви» (2022, США, Канада) – биографический фильм о Кате Крафт и Морисе Поле Крафте — французских вулканологах, погибших во время извержения вулкана Ундзэн на японском острове Кюсю. Супруги Крафт известны как первопроходцы в съёмках, фотографировании и видеозаписи деятельности вулканов.
«Дом из щепок» (2022, Дания, Украина, Швеция, Германия, Финляндия) – в Восточной Украине после начала боевых действий небольшая группа социальных работников неустанно работает в детском доме, создавая безопасное пространство для жизни пострадавших детей, пока государственные органы и суды решают дальнейшую судьбу ребёнка.
«Всё, что дышит» (2022, Великобритания, Индия, США) – фильм о катастрофической экологической обстановке в Нью-Дели, которая разрушает не только человеческое существование, но в первую очередь убивает всё, что дышит, – на земле, в воде и в небе. Живущие в городе смога и токсичных отходов два брата пытаются спасти редкую птицу – чёрного коршуна.
«Вся красота и кровопролитие» (2022, США) – биография Нэн Голдин, знаменитого фотографа знаменитых музеев, ставшей активисткой. Пережившая опиоидную зависимость Голдин организовала группу по борьбе с Саклерами – семьёй миллиардеров-фармацевтов и одновременно филантропов крупнейших музеев, сделавших состояние, в частности, на продажах оксиконтина — обезболивающего, вызывающего привыкание и уже унесшего сотни тысяч жизней.
И рядом с ними – «Навальный», созданный канадским режиссёром Дэниэлем Роэром, но представленный на конкурс от США. Жанр фильма обозначен как документальный триллер. Девизом фильма стала фраза «Poison Always Leaves a Trail» («Яд всегда оставляет след»). Премьера состоялась 25 января 2022 года.
Такой выбор стоял перед жюри «Оскара», и в итоге он был сделан в пользу фильма о политическом заключённом в России.
Выбор Академии был с восторгом встречен одной частью аудитории и с возмущением (ожидаемым) – другой, в частности, в Украине, ждавшей и требовавшей от «Оскара» победу трагического и одновременно воодушевляющего «Дома из щепок». Разочарование было колоссальным.
Некоторые профильные украинские издания даже объявили бойкот «Оскара»: «В этом году мы не будем освещать премию “Оскар”. Статуэтку получил фильм “Навальный”, на церемонии выступал актёр-активист коммунистической партии КНР, и украинскому президенту уже во второй раз отказали в выступлении» (Na chasi).
Так политика взрывает киномир, у которого на самом деле нет никаких границ и никакой защиты.
О чём важно сказать сейчас, когда овации и свист «Оскара» утихли?
Пусть «Оскар» заставит пушки заткнуться. Пусть «Оскар» поможет освободить политических заключенных. Пусть «Оскар» сбережёт память о великих подвижниках.
Пусть «Оскар» покажет трагедии бесчеловечного мира и поможет миру стать человечным. Не ругайте «Оскар», он никогда не хотел крови.
…Из российских участников церемонии правильно одет был только Захар Навальный – в чёрное. Время для других цветов ещё не пришло.