«Оскар-2024» по новым гендерным и этническим правилам
Кто-то еще помнит 2020 год? В той – другой жизни – двумя самыми важными проблемами были ковид и новые правила премии «Оскар». Как эти нововведения только ни называли – цензура, пропаганда, диктатура. Как говорит Галина Юзефович: «Литература – искусство медленного реагирования». Это утверждение справедливо и для кинематографа, ведь на полный цикл производства одного фильма тоже уходит несколько лет. Так же и с одной из самых важных премий киноиндустрии – новые правила «Оскара» вступают в силу с этого года. Премия «Оскар-2024» пройдет в ночь с 10 на 11 марта по центральноевропейскому времени.
Текстовая трансляция на сайте «Эхо».
На самом деле эти строгие правила касаются только номинации «Лучший фильм», одной, но в то же самое время самой почетной. Какие именно требования теперь выдвигаются? Если вкратце, то 30% всех ролей, включая массовку, должны исполнять женщины, представители ЛГБТ-сообщества и этнических меньшинств, кто-то из них должен также играть ведущего или значимого персонажа, а также представители этих групп должны быть задействованы в техническом съемочном процессе. Не должны быть обделены вниманием и люди с когнитивными или физическими недостатками. Женщины, ЛГБТ-персоны и представители этнических меньшинств занимать, как минимум, две руководящие должности на проекте. Получается, чтобы фильм был номинирован на премию нужно выполнить любые два правила.
Самые громкие и консервативные критики признавались, что от таких правил их буквально тошнит, и предвещали крах кинематографу. Что же вышло на самом деле?
Спойлер: опасения консерваторов не подтвердились
Стоит признать: почти четыре года, отданные на подготовку фильмов по новым правилам, кардинального переворота индустрии не произвели. И это несмотря на то, что съемки значительной части фильмов, представленных на «Оскаре» в этом году начались в тот самый ковидный 2020. Справедливости ради хочется отметить, что подобные правила существуют и на премии Британской киноакадемии BAFTA, принятые еще в 2016. Традиционно она проходит на месяц раньше «Оскара», и многие американские киноакадемики честно признаются, что, принимая решение по «Оскару», нередко ориентируются на мнение британских коллег. Главная кинопремия Америки, если уж совсем честно, начала меняться в том же 2016, когда вокруг «Оскара» разгорелся скандал: киноакадемию обвинили в расизме, потому что два года подряд в списке актерских номинаций темнокожие артисты полностью отсутствовали. Начал в те годы меняться и состав жюри: за 7 лет к 2019 году процент мужчин «упал» с 77% до 69% – при том, что киноакадемия насчитывает около 9000 человек.
Еще одну роль в таких изменениях играет народная память: к примеру, общество все еще прекрасно помнит историю актрисы Хэтти Макдэниел — первой темнокожей женщины, получившей премию «Оскар» за роль второго плана в «Унесенных ветром». Из-за цвета кожи Макдэниел не пустили на премьеру фильма, в котором она играла, — показ фильма проходил в кинотеатре для белых. А на самой церемонии в далеком 1939 ей пришлось сидеть за отдельным столиком, хоть она и стала победительницей.
Что мы имеем в итоге? В единственной номинации, которой коснулись все эти правила, на звание лучшего фильма претендует три картины, снятых женщинами: «Анатомия падения» Жюстин Трие – о писательнице, которая пытается доказать свою невиновность в смерти мужа, «Барби» Греты Гервиг – первый художественный фильм об одной из самых популярных в мире кукол и «Прошлые жизни» Селин Сон – о жизнях, которые одновременно утратила и приобрела кореянка, эмигрировавшая в Канаду, а затем в США. Наравне с ними за статуэтку борются «Убийцы цветочной луны» Мартина Скорсезе, «Оставленные» Александра Пэйна, «Бедные-несчастные» Йоргоса Лантимоса,«Американская история» Корда Джефферсона, «Маэстро» Брэдли Купера, «Зона интересов» Джонатана Глейзера.
Также за звание лучшего фильма и еще 10 других номинаций борется «Оппенгеймер» Кристофера Нолана. Фильм о создателе атомной бомбы Роберте Оппенгеймере вызвал вокруг себя много споров, один из них из-за того, что в кадре мы снова видим в основном белых мужчин. Тем не менее захватывающая история о руководителе Манхэттенского проекта имеет все шансы выиграть главную награду, ведь фильм попал в нерв людей по всему миру: на фоне войны России с Украиной люди опасаются возможности ядерной войны. Этот фильм – возможность понять, о чем думал человек, создавший самое опасное оружие в истории человечества. Фильм уже выиграл премию BAFTA.
Режиссерки звучат неубедительно
В номинации «лучший режиссер» всего одна женщина – Жюстин Трюе, упомянутая выше. И это несмотря на то, что за 96 лет существования «Оскара» награду в этой номинации женщины выигрывали лишь дважды.
Поэтому главная интрига «Оскара» в этом году сместилась на «самые возмутительные номинации» для яростных апологетов новой этики – среди них «главная мужская роль второго плана». Там за награду борются Роберт Дауни-младший, сыгравший антагониста Оппенгеймера – Льюиса Штраусса.
Другой сильный претендент на звание лучшего актера второго плана – Райан Гослинг. Этим выдвижением члены американской киноакадемии как будто высмеяли фильм «Барби»: они номинировали Гослинга, но не номинировали исполнительницу главной роли и продюсера фильма Марго Робби. Это не отменяет таланта Райана Гослинга, но выглядит как издевка. Замыкает тройку лидеров в этой номинации Роберт де Ниро, сыгравшего Уильяма Хэйла, главаря преступной группировки округа Осейдж. «Убийцы цветочной луны» основаны на реальной истории его банды, и, конечно, персонаж де Ниро стоит в центре сюжета.
«Оскар» и война
Главного героя по фильму, но в реальной истории – одного из исполнителей поручений Уильяма Хэйла, в «Убийцах цветочной луны» играет Леонардо ди Каприо, не номинированный, правда, ни на одну награду. И хоть «Оскар» обвиняют в аполитичности, обратим внимание вот, на что: персонаж Леонардо ди Каприо – участник Первой мировой войны, и травму, как физическом, так и в ментальном смысле он несет через весь фильм. О ней не получается забыть. Тема войны вообще занимает особое место среди главных фильмов этого года. Упомянутые выше «Оставленные» тоже несут в себе след войны: одна из героинь – школьный повар Мэри Лэм скорбит о потере своего сына, погибшего на войне во Вьетнаме. Исполнительница этой роли, Давайн Джой Рэндольф, претендует на награду в номинации «лучшая женская роль второго плана». Еще один яркий фильм о Второй мировой – «Зона интересов»: он показывает бытовую жизнь коменданта Освенцима. Сильная картина, вызывающая полное отвращение к войне, хотя ни одной батальной сцены или какой бы то ни было сцены убийств зрителям не демонстрируется.
За премию лучшего анимационного фильма борется «Мальчик и птица» Хаяо Миядзаки – о мальчике, потерявшем маму в авиационной атаке на Токио во время Второй мировой войны. Один из главных номинантов на приз за лучшие визуальные эффекты – «Годзилла минус один». Особую популярность этот японский персонаж приобрел после войны, атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, и по легенде содержит в себе души людей, погибших во время Второй мировой войны. И, конечно, фильм об Оппенгеймере, создателе этой самой атомной бомбы. Особое место занимает документальный фильм «20 дней в Мариуполе», заявленный в соответствующей номинации.
Фильм буквально показывает 20 дней, которые его режиссер Мстислав Чернов провел в осажденном Мариуполе после начала вторжения России в Украину.
Тем, кого новые правила смешат
Отдельно хочется отметить фильм, который, может даже не получить никаких наград в этом году, несмотря на 5 номинаций. «Американское чтиво» Корда Джефферсона рассказывает историю темнокожего профессора и писателя, чьи опубликованные романы не воспринимаются всерьез, а рукописи отвергаются издательствами. Тогда он решает в качестве издевки написать роман под названием «Хрень», который собирает в себе все стереотипы о темнокожих людях, как о любителях хип-хопа и криминала. К его ужасу этот роман мгновенно публикуется, продаются авторские права на экранизацию, за что он получает сотни тысяч долларов, но они его не радуют – у него вызывает отвращение, как во имя равенства люди начинают превозносить даже откровенную чушь. Фильм как будто стал воплощением опасений несогласных с новыми правилами «Оскара». Смешно, но неубедительно.
Критики новых правил переживали, что фильмы, снятые по новым правилам, будут только на тему ЛГБТ. Но на самом деле новые правила дают главное – возможность тем, у кого раньше не было шансов попасть на съемочную площадку, поработать в съемочной группе, пройти стажировку, чему-то научиться и в будущем снять картину не хуже той, которая победит на «Оскаре-2024».