Купить мерч «Эха»:
ЭКСКЛЮЗИВ

Олимпиада во время Апокалипсиса

Лера Пешкова
Лера Пешковатеатральный критик
Мнения29 июля 2024

Колонка “глазами теакритика

Эпизод первый. Кровавый барин

Укус подмосковного клеща потеснил на этой неделе все мои рабочие планы. Так что я сперва прочитала мильон терзаний по поводу церемонии открытия Олимпиады, декорациями которой стал один из лучших городов этой планеты. А уже потом это открытие посмотрела – что дало мне возможность сэкономить время, проматывая бесконечный список кораблей. Кто не знает: команды каждой страны на этот раз не маршировали по стадиону, как было принято в тоталитарном 20-м веке, а сплавлялись по Сене – на фоне Консьержери, в окошках которой появлялось десятка два марий антуанетт – каждая в алом платье и с отрубленной головой под мышкой. И мертвые губы шептали “Аh, ça ira!”, в такт знаменитой песне, кавер которой исполнила рок-группа “Годжира”.   

Кавер мне понравился, Мария Антуанетта вызвала недоумение: как же так, жертва поет песню палачей? Хотя из памяти вовремя вынырнул Сен Дени, то есть Святой Дени, прошагавший пару-тройку километров, держа отсеченную голову подмышкой – от нынешнего монастыря Сен Дени до станции метро с тем же названием.

В общем, в этом “Аh, са ira!”, как и в охваченной языками искусственного пламени Консьержери французы довольно едко осмыслили собственную историю и неизбывную тягу к революциям.

В церемонии был еще один кольнувший меня момент, но он никак не связан с нашумевшей транс-пародией на “Тайную Вечерю”. Впрочем, я и Тайную Вечерю там не усмотрела – ну да, картинка похожа, но вместо хлеба и вина на столе красовался Дионис (выдающийся фрик Филипп Катрин) в плотном сером боди и веночке из цветов и фруктов. “Дионис – предтеча Христа”, – нашептывают мне. Ок, согласна. В истории человечества у всего были предтечи. А у девушек в цветастых платьях, раскачивавшихся на длиннющих шестах над головами публики, тоже были предтечи: ведьмы, посаженные на кол. Веселые кадры с девушками на шестах очень напоминали жуткий фрагмент из “Трудно быть богом” Германа-старшего. Потому я сперва вздрогнула. Ясно, что Тома Жолли не имел в виду ничего такого. Он просто делал всем “тре жоли”. Для не знающих, поясню: Тома – театральный режиссер, которого мы знаем минимум лет десять. Пока Москва считала себя не Азиопой, а Европой, Тома ставил на малой сцене “Гоголь-центра” спектакль “Арлекин”. Очень красивый визуально, но с неясным замыслом. За минувшие годы Тома не только преуспел, но многому научился. В нынешней церемонии не все и не всегда богато смыслом, зато уж вульгарности нет ни на йоту. Даже в этой самой “тайной вечере”, то есть вечеринке спортивно пляшущих и хорошо поющих драг-квинс, не было не то, что голых гениталий, грудей и прочих излишеств, не было простого как правда виляния задом.

Отлично пела Леди Гага в мини. Ну да, по элегантности ей далеко до Зизи Жанмер. На youTube (дай бох ему здоровья и быстро бегать) есть архивная ч\б запись: голос у Зизи куда хуже, чем у Гаги, надето на ней куда меньше, а юбки нет в помине, но смотрится она элегантней. На то она и француженка и балерина.

Селин Дион и поет, и выглядит роскошно, и только в этом, кажется, сошлись и хулители, и ценители церемонии.

Бледный (стальной на самом деле) конь с наездницей, везущей Олимпийский стяг и оплывший весь Париж, чтобы водрузить его в районе Трокадеро, вовсе не показался мне вестником Апокалипсиса. Хотя многих напугал. Пытаясь избежать аргументов “у кого чего болит, тот о том и говорит”, я подумала вот о чем.

Давайте уже признаемся друг другу: мы находимся в Апокалипсисе! Два с половиной года. По другим меркам: четыре. Да, наша жизнь пришлась на Апокалипсис. Чума, войны, братоубийства, спровоцированные ими чудовищные катастрофы и прочее. И вот посреди этого мы, земляне, решились провести Олимпиаду. Ну решились, так решились. По крайней мере, начали красиво. И великих француженок вспомнили – аж с 14 века и до наших дней. И факел олимпийский передавали – от неотразимого до сих пор Зинедина Зидана до чемпионов пара-олимпийских игр. Тактично напомнив тем самым о diversity не только в сексе, внешности и проч., но и в физических возможностях.

В общем. Как давний ненавистник Олимпийских игр, считающий, что вместо бессмысленных состязаний мясных машин, напичканных гормонами, деньги надо давать больным, старикам, детям и бездомным животным, я впервые подумала, что Олимпиада нужна. По крайней мере, сейчас, во время Апокалипсиса. По крайней мере, если у нее такое открытие.

Огорчили меня, конечно, не отечественные гос.сми. И не схожие с ними нападки западных сумасшедших: все же Апокалипсис он везде Апокалипсис – вот и Маск Илон тоже двинул свою крышу. 

Огорчили те, кого считаю (или считала когда-то) прогрессивными. Вот, к примеру, Ксения Собчак и Денис Катаев. Ведущей канала “Кровавая барыня” церемония не зашла – в отличие от команды работающих на нее журналистов. Широкой души Барыня с этим смирилась. И написала  фразу, заставившую меня хохотать, как давно не: “А вот моим ребятам из “Осторожно Новости” открытие нравится. <…> Имеют право, мы в конце концов в свободной стране живем”.  Осталось узнать название страны и как туда добраться.

На фоне этого Барыня цитирует тг-канал бывшего своего коллеги Дениса Катаева “Французский вестник”: “Собчак отрабатывает и срет историческое событие, вспоминая Эрнста… Позор Собчак. Но ее не ждут в Париже. Надеюсь, на все эти сообщения обратят внимание в визовом центре в следующий раз”.

“Просто вдумайтесь. Люди стучат теперь по любому поводу…” – отвечает на это Барыня. И мне очень грустно, что я не могу с этим поспорить.

Вечер открытия таил и другие сюрпризы. В тг-канале Кровавой барыни неожиданно возник Кровавый барин: он решил заступиться за жену, спародировав Катаева. На фоне большого экрана с кадрами церемонии – там как раз великие француженки в виде золоченых статуй вылезают одна за другой из некого постамента, КБ орет дурным голосом: “Смотри-смотри, ну просто, ну дикий люкс, ну как они это делают, я не понимаю, ну как…” Орет напористо и несмешно.

Также несмешно Кровавый барин отзывается о церемонии в своем Инста-посте: “<…> без ритма, без плотности, без драматургии, без монтажа аттракционов…”, упоминает и “сборную трансов”, цитируя пост “латышского режиссера Херманиса и яростного врага Москвы”. (уточню: Алвис Херманис пишет, что “пародией на Тайную Вечерю” удалось обидеть 2,4 млрд христиан). Продолжать цитировать пост Кровавого барина, цитирующего Херманиса, не буду – там реально нет больше ничего интересного.

Конечно, можно удивиться, что “лучший режиссер России” (так КБ назвал недавно один знаменитый артист), пишет: “…злые лица исполнителей, думающих о том, как бы не поДскользнуться”. Дело ведь не в том, что у артистов, если вдруг видишь близко их лица во время трюка, лица всегда сосредоточенные и даже немного злые: они работают! – и кому как не режиссеру этого не знать. И даже не в том, что в слове “поскользнуться” нет буквы Д – так устроен русский язык, простите, Барин!

А дело в том, что если немного – лет этак на 8 (или меньше?) отмотать ленту времени, мы могли бы вспомнить тааакие сугубо христианские фрагменты прежних спектаклей Барина, по сравнению с которыми………….

Но нет. Надо закончить наконец эту стыдную череду интеллигентского стука. Ок, Барин переобулся. И еще раз. И еще.

“Теперь не время помнить, / Советую порой и забывать” – говорит в “Борисе Годунове князь Шуйский – Воротынскому, выйдя из Кремлевских палат.



Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024