О взглядах Джея Ди Вэнса
Вэнс работал под руководством миллиардера-либертарианца Питера Тиля, который был спонсором его кампании в Огайо в 2022 году. И в то же время он позиционирует себя в качестве социального консерватора. Среди избирателей Огайо – как и соседних штатов «ржавого пояса» – либертарианские идеи непопулярны – равно как и взгляды либералов из Нью-Йорка или Калифорнии.
Срочный сбор
Нам нужна помощь как никогда
В «Элегии деревенщины» подробно рассказано о взглядах человека, оказавшего наибольшее влияние на становление Вэнса – его бабушки, у которой «всегда было два бога: Иисус Христос и Соединенные Штаты Америки». Ее цитата: «Ума не приложу, почему работяги, которые всю жизнь пахали как проклятые, теперь сосут лапу, а всякие лоботрясы за наши налоги покупают выпивку и мобильники». По мнению Вэнса, бабушка «то ругала правительство за его чрезмерные старания, то возмущалась, что оно сидит без дела». Либертарианцы не способны ответить на двойственный запрос, а вот социальные консерваторы могут попробовать.
О религии. Так как семья переехала из Кентукки в Огайо (где у деда Вэнса появилась возможность устроиться на завод), то она оказалась вне общины – поэтому исповедовало самый простой – внеконфессиональный – вариант христианства, не требующий воскресных походов в церковь. Когда 14-летний Джей был отправлен на лето к отцу («набожному христианину, строго блюдущему церковные заветы) в Кентукки, то быстро запросился обратно, так как понял, что больше не может так жить. Образ, крайне отличающийся от «ядерного» республиканского электората.
Крестился Вэнс уже взрослым в 2019 году, причем в католической церкви, что не очень свойственно республиканцам, если они не воспитаны в католичестве с детства. Святым покровителем он выбрал Августина, который дал ему «способ понять христианскую веру в сугубо интеллектуальном ключе». Таким образом впервые за много десятилетий кандидаты и в президенты, и в вице-президенты весьма непривычны для евангелистов – одной из опор Республиканской партии. Но сейчас раскол идет не по религиозной, а по политической линии – и, как сказал Вэнс еще до прихода в политику, основной вопрос для христианина «заключается в том, какая из этих двух политических партий наименее оскорбительна для моей веры».
Но есть еще одна проблема – хотя католическое учение соответствует социальному консерватизму, но как католик-неофит, Вэнс жестко высказался против абортов. Это может привлечь евангелистов (но они и так проголосуют за «наименее оскорбительных» кандидатов), а отпугнуть колеблющихся, которые важнее для успеха кампании.
И об Украине. В своей колонке в «Нью-Йорк таймс» (12 апреля 2024 года) Вэнс пишет, что вызов для Украины – это не республиканцы, которые – при активном участии Вэнса – тогда еще блокировали выделение ей помощи, а математика: «Украине нужно больше солдат, чем она может выставить, даже с драконовской политикой призыва. И ей нужно больше техники, чем могут предоставить Соединенные Штаты. Эта реальность должна определять любую будущую политику в отношении Украины». «У нас нет мощностей для производства того количества оружия, которое нужно Украине, чтобы выиграть войну», – замечает Вэнс и приводит конкретные цифры, подтверждающие его тезис.
Какова альтернатива, предлагаемая Вэнсом? По его мнению, Украина должна отказаться от наступательных планов, перейти к обороне, сохранив свою военную силу, и создать условия для начала переговоров. Хотя «это потребует от американского и украинского руководства признать, что заявленная Зеленским цель войны — возвращение к границам 1991 года — фантастическая».
Такая позиция еще недавно выглядела на Западе «пророссийской» – но сейчас признание невозможности «возвращения к границам» становится там неофициальным консенсусом. И только что «Нью-Йорк таймс» сообщила, что Украина планирует начать переговоры с Россией. Так что расстояние между позицией скептиков типа Вэнса и мейнстримом сокращается, хотя и остается. Скептики считают, что можно вести переговоры и без Украины, тогда как мейнстрим официально исходит из того, что без Киева ничего решать нельзя.