Купить мерч «Эха»:

О «Патриоте» Навального

Дарья Серенко
Дарья Серенкописательница, феминистка
Мнения6 января 2025

Вчера за 9 часов без перерывов прочитала книгу Алексея. Книга, как и все мои любимые великие книжки, – натянутое поверх стыка жанров полотно: тут и автобиография, и автофикшн, и вкрапления политических очерков-эссе, и вставки публичных речей (с митингов или судов), и тюремные дневники.

Про текст «Патриота» много говорят именно в контексте всей невероятной судьбы конкретного жившего на свете человека Алексея Навального – и это понятно. Сложно рассматривать текст как текст (да и нужно ли?), когда понимаешь в каких обстоятельствах он был написан. Половина книги – после отравления, половина – из тюрьмы. Да и концовку книги ты знаешь (или это уже даже не концовка, а ее начало): чуда не случится, герой будет убит. И герой, ведущий текстовое повествование, и человек, стоящий за этим героем. Будет убит в тюрьме, на крайнем севере, в феврале 2024 года, после долгих месяцев тюремных пыток.

Но что-то мне подсказывает, что самому автору было бы важно и приятно, если бы о его книге поговорили бы еще и просто как о книге – о чистом тексте, о языке, о том, какой она вышла. В автобиографиях и автофикшне зазор между автором и его героем очень маленький, но все-таки есть: да, автор говорит от первого лица, но он монтирует, принимает художественные решения, структурирует свои образы и своих героев. «Первое лицо» – тоже герой. И этого героя занимает чтение, письмо, свои и чужие писательские находки. Даже в тюрьме, читая советские переводы Мопассана, он делает себе пометки как писатель. Герой «Патриота» – не только политик с невероятной судьбой, но и писатель.

В книгах, которые автор не может завершить полностью сам, большая работа ложится на редакторов. Редакторы должны принять много структурных решений: как книга будет устроена? В какой последовательности? Какова будет роль и доля редакторского комментария? Книга «Патриот» состоит из двух частей. Первая – частично написанная Алексеем еще на свободе, связная, с большими ретроспективными главами, с существующим где-то на фоне планом книги, о котором он сам упоминает (эта просвечивающая в книге работа над самой книгой тоже важна по авторской задумке – Навальный, как человек, много работающий с ютубом и аудиторией, любит ломать четвертую стену). Вторая – тюремные дневники, с трудом переданные обрывки, где каждый датированный фрагмент – неумолимо истекающее время, пунктир смерти. Как читатель ты ничего не можешь с собой поделать – ты считаешь, сколько осталось до февраля 2024. Эти части смонтированы между собой очень грубо и просто – при помощи самого сухого и нейтрального на свете редакторского комментария. В комментарии – справка: с какого момента работать над книгой больше не мог и когда был убит.

Мне кажется очень удачным решение не добавлять никакой лишний голос к голосу Алексея Навального. Что здесь нет предисловий, эпилогов от издателей или редакторов. Что нам в полной мере дают увидеть, насколько это ongoing book. Одно из самых мощных и тяжелых моих читательских впечатлений – это видеть, как фрагменты текста из тюрьмы становятся все более короткими, как физическая боль и лишения сказываются на письме нарратора, а расстояния между датами письма все увеличиваются. Этот переход от веселого размашистого разветвленного в прошлое и будущее повествования к деталям лагерного выживания (правда, иногда – волей автора – не менее веселого) заставляет тебя вглядываться еще пристальнее: ты знаешь с первых строк, что героя убьют, но ты не знаешь наверняка – сломают его или нет. Ты вглядываешься в трещины, в слабости, в боль, которые он позволяет тебе увидеть, и пытаешься понять: перед тобой действительно все еще тот же самый человек? Ну вот этот, который шутит довольно нелепые шутки в любых обстоятельствах, и верит в то, что говорит?

И мой читательский ответ – да, Удивительно, но да. Последнее слово Алексея Навального – оно не перед очередным коррумпированным российским судом. Оно раскинуто перед глазами миллионов читателей со всего мира и внутри оно больше, чем снаружи. Ты понимаешь, сколько в книгу не вошло. Ты в уме восстанавливаешь реальность между фрагментами. Записки из самых страшных его дней до нас не дошли. Эта книга истончается к концу и ты буквально проваливаешься в дыры между строками и фрагментами, чтобы искать с фонарем своего веселого доброго большого героя. Где он? В каком он был состоянии в дни, не отраженные в книге? Об этом невозможно перестать думать. Невозможно выключить фонарь и остановить поиски.

В первой части книги ты видишь, как бодрый умный мужчина пишет о своих детстве и юности, о смерти одной страны и о рождении другой. Смешная, пронзительная, лиричная (и иронизирующая над этим лиризмом), с нотками О.Генри и Ерофеева манера письма. Специально развлекательная, чтобы оторваться было невозможно. Да, это книга о политике, о том, как мы все проебали и почему, о том, как боролись и еще боролись, а потом опять все проебали. И как важно бороться дальше и никогда не сдаваться, даже если все проебано и все умерли. Но все-таки книга, которую я прочитала вчера, – она больше и всего этого тоже (хотя, казалось бы, куда уж больше). Она о том, что каждый человек однажды встретится со своей смертью, и в этот момент все осветится самым последним светом – все твои решения, все твои выборы, все твои плохие и хорошие поступки. И что в этом последнем свете станет понятно, сколько на самом деле было в твоей жизни настоящей любви и настоящей смелости – и смог ли ты поднять глаза, чтобы посмотреть ей в лицо, или стоял, уставившись в стол, как прокуроры и судьи, инсценирующие ад по приказу сверху.

Купить книгу Алексея Навального «Патриот» на сайте «Эхо Книги»

Оригинал



Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2025