О феномене популярности «Мастера и Маргариты»
Все думаю о феномене популярности “Мастера” в России и тут в фб.
Художественные достоинства фильма имхо сомнительны: это сугубо мое частное мнение, основанное не на картинке (да, я смотрел его не на экране мутиплекса с ведерком попкорна в руках, а в окошечке на компе), а на самой сценарной основе: из легкого и остроумного полифонического романа сделали тяжелый концептуальный стимпанк о противостоянии любви и тоталитаризма.
Срочный сбор
Нам нужна помощь как никогда
Но все упирают на неслыханную смелость автора (в чем она? Американец с русскими корнями, не смущаясь вопросами коллаборации, освоил в фашистской России большой кусок бюджетных денег, снял антисоветское кино и благополучно уехал обратно, при этом потерев все проукраинские посты и закрыв аккаунты в соцсетях) и на очистительный эффект просмотра.
Так что полагаю, что МиМ играет в общественном сознаниии терапевтическую функцию выпускного клапана, последнего разрешенного протеста.
Подобно тому, как в позднем СССР чтение МиМ было легкой фрондой и посвященные заговорщицки обменивались кодами-мемами “рукописи не горят” и “осетрина второй свежести”, так же и сейчас просмотр кино (и панорама горящей Москвы) дает людям ощущение альтернативы, глоток воздуха в миазмах z-болот.
Примерно как кандидат Надеждин – еще одна разрешенная свистулька для выпуска пара, которую, кажется скоро разобьют за ненадобностью.
Они так и войдут в историю рядом как маркеры времени: очередь на Надеждина и очередь на сеансы “Мастера”.
И третьим кот Твикс: “милосердие иногда стучится в их сердца”.